Научная статья на тему 'Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте'

Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девятова И. Е.

Представленная статья посвящена результатам изучения особенностей гендерных отношений, гендерного поведения, генедерных стратегий поведения старших подростков в конфликте, анализу современного состояния проблемы генедерных отношений и социально-психологических факторов, влияющих на поведение и социокультурные характеристики мужчины и женщины в информационном обществе. Методологическим ядром изучения гендерных детерминант, обуславливающих поведение личности, выступили гендерные схемы: «маскулинность – андрогинность – фемининность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте»

ГЕНДЕРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ

© Девятова И.Е.1

Филиал Московского педагогического государственного университета в г. Челябинске, г. Челябинск

Представленная статья посвящена результатам изучения особенностей гендерных отношений, гендерного поведения, генедерных стратегий поведения старших подростков в конфликте, анализу современного состояния проблемы генедерных отношений и социальнопсихологических факторов, влияющих на поведение и социокультурные характеристики мужчины и женщины в информационном обществе.

Методологическим ядром изучения гендерных детерминант, обуславливающих поведение личности, выступили гендерные схемы: «маскулинность - андрогинность - фемининность».

В настоящее время все мировое сообщество переживает сложный процесс глобализации, трансформирования экономических, социально-политических, духовно-моральных отношений. Приоритетной задачей сегодня является обеспечение выживания человечества, и исследование гендерных проблем играет в ее решении существенную роль.

В последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития [1, С. .371].

Причиной возникновения гендерных исследований стал дискомфорт, возникший в связи с противопоставлением женщин и мужчин. Эти проблемы необходимо рассмотреть по-новому, учитывая реалии сегодняшнего дня, и решать в соответствии с изменяющимися требованиями эпохи [3, С. 7].

Раздел гендерной психологии, изучающий взаимоотношения между представителями обоего пола, только начинает складываться. Он связан с другими областями психологии: психологией лидерства и менеджмента, психологией девиантного поведения, психологией сексуального поведения и сексуальных отношений, психологией конфликта. Иногда его называют «социальной психологией взаимоотношений между мужчинами и женщинами».

1 Доцент кафедры Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук

Большая работа в области генедерных исследований проводилась учеными Московского центра гендерных исследований Института социальноэкономических проблем народонаселения РАН М.Е. Баскаковой, О.А. Ворониной, М.Ю. Арутюнян, Н.П. Космарской, М.М. Малышевой, Е.Б. Мезенцевой и др.

Теории и концепции гендерной психологии на современном этапе могут быть, исходя из предмета исследования, представлены следующими: теории гендерных различий (Х. Айзенк, С. Бэм, В.А. Геодакяна, Э. Игли, Д. Спенс М. Цукерман и др.); теории гендерной социализации (Д. Гамильтон, С. Тейлор, Дж. Крокер, С. Бэм и др.); психология женщины (Н. Ходо-ров, К. Гиллиган и др.); психология мужчины (Э. Маккоби и др.); психология гендерных отношений; гендерная психология лидерства (Г. Граен, Р. Хауз, Б. Басс, Б. Гутек, Дж. Боумэн, Р. Лайден Т. Митчелл, М. Локхид и

др) [5].

Накопленный опыт в области гендерных исследований позволяет критически рассматривать существующие теории.

Теория гендерной идентичности исходит из предположения, что разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено с момента рождения, когда определены генитальные различия, и в соответствии с этим, выстроена определенная программа воспитания ребенка.

Теория социального научения подчеркивает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок подражает с детства (при этом ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины или женщины). В это время у ребенка формируются определенные нормы поведения, воспроизводя, таким образом, механизм половой идентификации.

Теория когнитивного развития используется при анализе половой идентичности, и ее исходным положением является следующее: представление ребенка о половых ролях возникает в результате познания мира и структурирования им собственного опыта. В данной теории существование в обществе половых стереотипов признается как позитивный процесс, способствующий обретению ребенком своей половой идентичности.

Тесно связана с этой теорией теория гендерной схемы, признающая существование в обществе неких «гендерных схем», формулирующихся у человека в детском возрасте, благодаря которым, дети выполняют обязанности и дела, характерные для их пола.

Особое внимание в исследовании уделяется теории социального конструирования гендера, основным положением которой является то, что индивид усваивает культурные образцы в процессе социализации в течение всей жизни. Согласно этой теории, у ребенка с детства формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. В критической и нерелевантной ситуации происхо-

дит процесс «ресоциализации» - разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения.

В контексте этой теории определяется социальный стереотип как основной регулятор межличностных отношений в современном обществе. Гендерный стереотип - один из видов социальных стереотипов, основан на принятых в обществе представлениях о маскулинном и фемининном и их иерархии в социуме, в соответствии с ними человек коррелирует свое поведение и поведение других людей, определяет свою гендерную роль.

Гендерная роль обозначает нормативные предписания и ожидания, которые культура и общество предъявляют мужскому и женскому поведению.

Несмотря на большое количество трудов, посвященных проблемам гендерных отношений, в исследуемых вопросах есть немало белых пятен.

Изучения требует вопрос о гендерных детерминантах, механизмах гендерной адаптации в постоянно изменяющихся социальных отношениях в современной техногенной цивилизации в условиях формировании постиндустриального, информационного общества.

Проведенное нами исследование посвящено аспектам гендерных детерминант поведения, гендерным отношениям в группе подростков, особенностям выбора стратегий межличностном конфликте.

Предметом исследования стало влияние гендерных детерминант на поведение в межличностном конфликте старших подростков.

Гендерный подход предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.

Гендерная принадлежность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми [2, С. 8].

Гендер мыслится как результат повседневных взаимодействий, требующих постоянного исполнения и подтверждения, он не достигается раз и навсегда в качестве неизменного статуса, а постоянно производится и воспроизводится в коммуникативных ситуациях.

Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности и предполагает типы: кооперация, конкуренция и т. д. В своих крайних проявлениях конкуренция приобретает форму конфликта [7, С. 236].

Некоторые психологические различия конфликтов между полами имеют биологические корни. Одно из этих различий - в уровне проявления физической агрессивности, которая более выражена у мужчин. Другое -уровень проявления агрессии в отношениях, манипулирование социальными связями, что в большей степени присуще женщинам. Но несмотря на то, что эти различия связаны с воздействием биологических факторов,

они дополнительно поддерживаются и усваиваются в навязываемых социумом гендерных ролях [4, С. 709].

Методологическим ядром изучения гендерных детерминант, обуславливающих поведение личности, в нашем исследовании выступают гендерные схемы: «маскулинность - андрогинность - фемининность».

Общей теоретико-методологической базой исследования стали положения о социальной природе психической деятельности человека; принцип диалектического материализма - развитие личности детерминировано внешней средой и внутренними факторами человека; принцип детерминизма - обусловленность гендерных детерминант и поведения.

Основой конкретно-научного подхода послужила концепция С.Л. Рубинштейна о «внешней-внутренней» природе детерминации психологических явлений.

Теоретическую основу исследования также составили теоретико-дескриптивные модели современных межполовых взаимоотношений Сандры Бем, психология современных гендерных отношений И.С. Клециной, М. Палуди, социально-психологические и философские исследования О.А. Ворониной, М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомысловой, И.А. Жеребки-ной.

Концепцию «информационного общества» и его влияния на становление гендерных отношений, на современные тенденции социального развития наиболее полно представляют М. Кастельс, Д. Белл, Э.Тоффлер.

В результате теоретического изучения проблемы мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, существует несколько научных подходов - от теорий классического марксизма, психоанализа до современных парадигм структурного функционализма, конфликтологии, феноменологии, которые по-разному трактуют феномен гендерных отношений. Каждый подход имеет как позитивные стороны, так и определенные недостатки в объяснении проблем пола и гендера. Ни один из представленных выше научных подходов не дает на исчерпывающее объяснение характера гендерных отношений. Но совокупные знания, грамотное применение научных концепций и подходов позволяет понять сложные процессы, происходящие как внутри социальной системы, так и гендерной системы.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте ребенок овладевает социальными навыками, происходит процесс становления психосоциальной идентичности. Отождествление себя с определенным полом, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик - это становление гендерной идентичности. Половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются во влиянии гендерных стереотипов на восприятие участника конфликта - представителя

другого пола, в существовании конфликтогенных личностных черт у мужчин и женщин, в предпочитаемых способах разрешения конфликта.

В ходе экспериментального исследования была доказана гипотеза о влиянии гендерных детерминант на поведение старших подростков в межличностном конфликте.

В эксперименте принимало участие 50 человек: 25 девушек и 25 юношей старшего подросткового возраста - студентов ГОУ СПО «Челябинского государственного педагогического колледжа № 1» и НОУ СПО «Челябинского юридического колледжа».

Критериальной базой исследования были определены: психологические качества личности - дихотомия «доминантность - подчиненность», дихотомия «замкнутость - общительность», дихотомия «жесткость - чувствительность», уверенность; гендерная схема; стратегия поведения в конфликте; лидерский стиль.

Исходя из выбранных критериев были выбраны методики: многофакторный 16 PF-опросник личности Р.Б. Кэттелла; методика исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса; вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности; методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения А. Кэнна и Д. Зигфрида, модификация Т.В. Бендас.

Достоверность связи между гендерными детерминантами и поведение в конфликте была определена с помощью коэффициента линейной корреляции К. Пирсона.

В результате изучения личностных качеств как гендерных детерминант были получены следующие данные: 1) у девушек складывается следующая картина преобладающих личностных черт: средний уровень общительности; подчиненность; чувственность; неуверенность 2) у юношей преобладают средний уровень общительности; доминантность; жесткость; уверенность. Помимо этого, у девушек доминирует избегание в конфликте, у мальчиков - компромисс.

Результаты исследования фемининности - маскулинности у девушек следующие: у 76 % наиболее выражена фемининность, маскулинность преобладает у 24 %. Андрогинность отсутствует.

Результаты исследования фемининности - маскулинности у юношей следующие: у 72 % наиболее выражена маскулинность, фемининность преобладает у 28 %. Андрогинность отсутствует.

На основании данных изучения лидерского и гендерного стилей поведения у девушек были сделаны следующие выводы: из гендерных стилей поведения преобладает гендерно-нейтральный (сравнимый с андрогинно-стью). А из лидерских стилей наиболее выражен доброжелательный (то есть направленный на работника - межличностный) стиль. В отношении юношей были получены следующие результаты: гендерные стили преобладают на среднем уровне. А на высоком уровне юноши выбирают ген-

дерно-нейтральный стиль. Из лидерских стилей доминирует (56 %.) -структурирующий (то есть направленный на дело, на задачу).

Таким образом, были определены доминирующие критерии: у девушек

- общительность, подчиненность, неуверенность, чувственность, феми-нинность, избегание и доброжелательный лидерский стиль; у юношей -общительность, доминантность, уверенность, жесткость, маскулинность, компромисс и структурирующий лидерский стиль.

Далее была выявлена связь между гендерными детерминантами и поведением в конфликте у девушек и у юношей. Расчет критериальных баллов по формуле К. Пирсона показал существенную связь, что говорит о доказанности гипотезы: у девушек - по всем критериям результат превышает величину 0,7646 (общительность и избегание равно 1,155; подчиненность и избегание равно 0,8277; чувственность и избегание равно 0,7856; неуверенность и избегание равно 0,9630; фемининность и избегание равно 0,9976; доброжелательный лидерский стиль и избегание равно 0,8465), что говорит о существенности связи между критериями - гендерными детерминантами и стратегией в конфликте - избеганием; у юношей

- по всем критериям результат также превышает величину 0,7646 (общительность и компромисс равен 0,9534; доминантность и компромисс равен

0,8746; жесткость и компромисс равен 0,8952; уверенность и компромисс равен 0,7934; маскулинность и компромисс равен 1; структурирующий лидерский стиль и компромисс равен 0,9976). Следовательно, связь существенна между гендерными детерминантами и поведением в конфликте.

Проведенное исследование подтвердило ряд положений, которые закрепились в современной психологии гендерных различий, а именно следующие.

Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а задается обществом: ему нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины - на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей - мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение можно проследить и в семьях, и в деловом мире.

Коллоборативный (доброжелательный) стиль связан преимущественно с фемининным набором качеств, а структурирующий - с маскулинным, но в целом эффективное лидерство ассоциировалось не с маскулинными характеристиками, а с андрогинными. Некоторые же качества, носящие гендерно-нейтральный характер (компетентность, надежность), были необходимы при сочетании обоих лидерских стилей.

В вопросе о таких характеристиках поведения, как конкурентность и кооперативность, считается, что мальчики нацелены на конкуренцию, а девушки - на сотрудничество, кооперацию.

Относительно гендерных стереотипов стратегия поведения в конфликтной ситуации связана с личностными качествами: чем выше его самооценка и эмоциональная устойчивость, тем чаще он прибегает к сотрудничеству и реже - к компромиссу. Девушки более сильно переживают и дистресс, связанный с конфликтами во взаимоотношениях с друзьями.

Поведение в конфликте в рамках традиционной мужской роли характеризуется напористостью, доминантностью. Женское традиционное ролевое поведение отличается уступчивостью. Если сопоставить содержательные характеристики поведения в рамках гендерных ролей со стратегиями поведения в межличностных конфликтах, то можно заметить, что гендерные стереотипы традиционного ролевого поведения оказываются деструктивными в ситуации конфликтного взаимодействия. Для мужского поведения, реализующего традиционную гендерную роль, в большей мере характерна первая стратегия, а для женского - вторая, в то время как продуктивной является переговорная стратегия.

Полученные результаты исследования позволяют конкретизировать связи между гендерными детерминантами поведения личности в межличностном взаимодействии, конструировать отношения гендерного равенства без доминирования - подавления в обществе «мужского» и «женского», влиять на успешность и конструктивность, эффективность межличностной коммуникации.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов.

- 3-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 672 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для высш. учеб. завед. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

4. Антология гендерных исследований: Сб. пер. / сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р Усмановой. - М.: Пронилси, 2000. - 384 с.

5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.

6. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Костикова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.

7. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.