М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ*
Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ**
Гендерные аспекты политического элитизма
Исторически сфера политики считалась мужским профессиональным пространством, в котором женщины были представлены лишь формальным образом, женщин не принято считать полноценными политическими акторами, претендующими на лидерские позиции и самостоятельность в принятии управленческих решений на уровне государства. Представления о власти традиционно соотносятся со стремлением к лидерству, которое предполагает активность, амбициозность, уверенность, жесткость, т.е. качества, ассоциирующиеся, как правило, с мужским началом. Это связано с политической культурой отдельных стран, особенностями ценностей, национальными обычаями и традициями, определяющими убеждения и поведение граждан, а также возможности самореализации женщин.
В современном обществе с дифференциацией институтов и ценностей, возрастанием сложности социального взаимодействия происходит активизация участия женщин в политике, растет стремление к использованию человеческого потенциала независимо от гендерных признаков. Усиливающиеся в политике тенденции "маскулинизации" женщин и "феминизации" мужчин, с одной стороны, создают конфликтогенность общественного восприятия традиционных гендерных ролей. Вместе с тем, имеется очевидное противоречие между декларативным и фактическим ген-дерным политическим равноправием. Это создает угрозу
* Родионов Михаил Александрович, е-mail: [email protected]
** Волкова Татьяна Александровна, е-mail: [email protected]
эффективности функционирования политических институтов, ориентированных на недостаточно представительную социальную базу.
Проблемы женского политического лидерства широко исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Гендерная теория основывается на идеях феминизма, зародившихся в конце XVIII в., и связана с борьбой женщин за свои права. Во второй половине XX в. гендерная теория разделила "пол", соотносимый лишь с биологией и физиологией, и "гендер", рассматривающий отличия мужчин и женщин с позиций культуры, социальной психологии и антропологии. Историческое лидерство в рассматриваемой гендерной области западных стран объясняется, в числе
прочего, ретроспективными особенностями формирования и
1
развития западноевропейских стран и их политических элит .
Распространявшиеся теории феминизма включали в качестве важного аспекта гендерное равенство в политической сфере. Впервые на уровне государства право голоса женщинам было дано в Новой Зеландии и Австралии в 1893 г. До этого в 1869 г. в США в штате Вайоминг была принята Конституция, предоставившая женщинам право голоса и занимать руководящие посты. Позднее аналогичные права женщинам предоставили штаты: Юта - 1870 г., Колорадо - 1893 г., Айдахо - 1896 г. Великобритания - остров Мэн. Первой страной, предоставившей женщинам не только право голосовать, но и быть избранной, стала Финляндия - 1906 г., затем Норвегия и Дания, в 1918-1920 гг. -Бельгия, Германия, Польша, Канада, США и другие страны на первой волне феминизма, в Великобритании гражданские права женщины получили в 1928 г., во Франции - в 1945 г. На расширение прав женщин повлияло создание и деятельность ООН, согласно Уставу которой декларируется равноправие мужчин и женщин. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., гласит, что каждый человек обладает всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде-
1 Родионов М.А., Волкова Т.А. Западноевропейские политические элиты: от Священной Римской империи до Евросоюза // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 3, с. 111-124.
ний, национального или социального происхождения, иму-
1
щественного, сословного или иного положения .
В западных странах значительные изменения гендерной политики приходятся на 60-е гг. под влиянием второй волны женского движения. В 1979 г. в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин указывалось на необходимость принятия государствами мер, направленных на продвижение прав женщин, включая их участие в общественно-политической жизни . По мере расширения демократических принципов управления в конце ХХ в. равные избирательные права мужчинам и женщинам были введены почти во всех странах. Женщины нередко занимают влиятельные посты.
В истории достаточно примеров выдающихся женщин-политиков: Клеопатра; Княгиня Ольга; грузинская царица Тамара; Жана д'Арк; российские императрицы - Екатерина I, Екатерина II; королевы Елизавета I и Виктория, которые, во многом, обеспечили величие британской короны; Индира Ганди; Голда Меир; Мария Эстела Мартинес де Перон; Ко-расон Акино; Беназир Бхутто; Эрна Солберг; Дилма Ванна Русеф. Маргарет Тетчер, бывший премьер-министр Великобритании и лидер британской партии консерваторов, была первой женщиной, преодолевшей гендерные препятствия на высшем политическом уровне в Великобритании и Европе. Ангела Меркель - первая женщина, ставшая Федеральным канцлером Германии. Можно отметить и таких политических деятелей, как Тарья Халонен, Вайра Вике-Фрейберга, Мадлен Олбайт, Кандолиза Райс, Марин Ле Пен, Юрико Коикэ, Пан Кын Хе. Джанет Йеллен - Председатель Федеральной резервной системы США, первая в истории женщина на этом посту. Кристин Лагард - директор-распорядитель МВФ, объединяющего 188 стран. Тереза Мэй стала в 2016 г. новым премьер-министром Великобритании. Отметим, что Хил-лари Клинтон была не первой женщиной - кандидатом в президенты США. В 1872 г. кандидатом в президенты была выдвинута Виктория Вудхалл, миллионерша, вступившая
1 Всеобщая декларация прав человека принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А(111) от 10.12.1948 г. // Правовая система «ГАРАНТ». 2016.
2 Конвенция^ о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Нью-Йорк. 18.12.1979 г. // Правовая система «ГАРАНТ». 2016.
вместе с сестрой в Интернационал, проповедница женской эмансипации и «свободной любви»1.
Последние выборы в США показали, что американское общество не готово видеть президентом женщину, отдав предпочтение Д. Трампу. Из 100 сенаторов США 20 человек - женщины, из 50 губернаторов - 6 женщин.
Первая в мире женщина-министр была в России - А. Коллонтай, возглавившая в 1917 г. наркомат призрения (аналог министерства социальной защиты). Далее в СССР единственной женщиной министром была Е. Фурцева, в 1960-1974 гг. возглавлявшая министерство культуры. В советский период были и другие женщины, занимавшие высшие государственные и партийные должности: Н. Крупская, И. Арманд, Е. Стасова, К. Николаева, Н. Карпова, А. Бирюкова, Г. Семенова.
В современной России на законодательном уровне закреплены положения о равенстве женщин и мужчин, но на практике существует дискриминация, препятствующая интеграции женщин в сферу политики. Ст. 19, п.3 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип равенства прав и возможностей женщин и мужчин: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» .
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ «О политических партиях», политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Однако в российской политической практике на вершине властной пирамиды наблюдается гендерная ассиметрия. В 1991 г. в кабинете министров было 10 женщин. Кабинет М. Фрадкова в 2004-2007 гг. полностью состоял из мужчин. Верхний уровень власти - традиционно закрытый «мужской клуб», в котором сейчас можно отметить лишь некоторых женщин, сумевших добиться политических высот: В. Матвиенко - председатель Совета Федерации, несколько лет занимает верхние строчки рейтинга самых влиятельных
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 92-96.
женщин России; Г. Карелова - вице-спикер; председатель Центробанка - Э. Набиуллина; председатель Счетной палаты РФ - Т. Голикова; заместитель премьер-министра РФ
- О. Голодец, отвечающая за социальный блок; О. Васильева - министр образования и науки РФ; глава Центризбиркома - Э. Памфилова; заместитель министра обороны -Т. Шевцова, отвечающая за финансовый блок.
В 1990 г. комиссия ООН по улучшению положения женщин выдала рекомендации, согласно которым доля женщин в национальных парламентах должна составлять не менее 30%, поскольку меньшее представительство не позволяет оказывать реального влияния на государственную политику.
Доля женщин в Парламентах стран мира в 2011 г.: Швеция - 44,7%, ЮАР - 44,5%, Аргентина - 37,4%, ФРГ - 32,8%, Мексика - 26,2%, Канада - 24,8%, Великобритания - 22,0%, Китай - 21,3%, Франция - 18,9%, США - 16,8%, Япония -11,3%, Индия - 10,8%, Бразилия - 8,6%, Иран - 2,8%1.
В России в составе Государственной Думы V созыва (2007-2011 гг.) женщин было 13,3%, мужчин - 86,7%. В Государственной Думе VI созыва (2011-2016 гг.) женщин -14%, мужчин - 86%.
По данным Росстата на государственных должностях и гражданской службе работают 561 100 женщин и 225 300 мужчин. Численность женщин больше, но они занимают, как правило, более низкие должности. В «Единой России» женщин - 19,3%, мужчин - 80,7%, в «Коммунистической партии Российской Федерации» женщин - 3,3%, мужчин -96,7%, в «Справедливой России» женщин - 17,2%, мужчин
- 82,8%, в «Либерально-демократической партии России» женщин - 5,4%, мужчин - 94,6% .
Чем выше уровень властной иерархии, тем ниже представительство женщин. Среди младших обеспечивающих специалистов женщин - 87%, среди руководителей - 42%. На верхнем уровне женщин явное меньшинство, среди заместителей федеральных министров их 13%, среди губернаторов - 4,7%.
1 См.: "Стеклянный потолок": РФ ставит антирекорды по числу женщин в политике и бизнесе. 07.03.2012. URL: http://www.rbc.ru/economics-/07/03/2012/5703f45d 9a7947ac81 a65980
2 См.: Женщины и мужчины России. Стат. сб. 2014. М., 2014, с. 185.
Согласно статистике, в 2013 г. в общем числе работников, занимающих должности в органах государственной власти всех уровней, женщины составляли 69%, мужчины -31%. Число женщин-депутатов в Государственной Думе составляло около 14%. Все четыре фракции парламента возглавляли мужчины. Из тридцати руководителей думских комитетов - четыре женщины. В верхней палате российского парламента, среди депутатов законодательных собраний субъектов РФ в среднем 9-10% женщин, но в некоторых они вообще отсутствовали1.
Среди факторов, препятствующих продвижению российских женщин в политике, Г.Г. Силласте2 выделяет не фактор сопротивления мужчин продвижению женщин в государственном управлении, а то, что продвижение женщин в политическую власть чаще всего не желают поддерживать сами женщины-избирательницы, женские движения, вследствие конкуренции, женского эгоизма и зависти к соперницам. Имеет место отсутствие желания объединяться во имя достижения конкретных политических целей, независимо от внутренних трений и амбиций. Женщинам, в том числе лидерам женского движения, приходится сталкиваться с неверием в собственные силы, отсутствием готовности к условиям политической борьбы и недоверием в обществе к лидерам женского движения.
При построении политической карьеры женщины и мужчины сталкиваются с барьерами различной степени сложности. Женщины в роли жены и матери традиционно более обременены домашними и семейными обязанностями, особенности развития российского социума не предполагают и не культивируют в женщинах самостоятельность, независимость и стремление к лидерству. Мужчины традиционно считаются лидерами и потенциальными руководителями.
Декларируется, что равное представительство женщин в парламентах оказывает позитивное влияние на качество демократии, на проводимую политику и корректировку повестки дня. В большинстве стран равного представительства женщин и мужчин не наблюдается. Хотя в большей
1 См.: Дорофеев Н. Прекрасная половина российской политики // «Российская Федерация сегодня», 2013, №4. URL: http://www.russia-today.ru/article.php?i=115
2 См.:Силласте Г.Г. Женское лидерство в России: особенности, возможности и реалии. Доклад. 22.12.2016. URL: http://www.ex.ru/content
части стран ОБСЕ, имеющих наилучшие показатели в этой сфере, используются законодательные или добровольные партийные квоты.
В 2015 г. была отмечена 20-я годовщина Пекинской декларации и Платформы действий расширения прав и возможностей женщин во всем мире. Государства - участники ОБСЕ также признали и обязались соблюдать принцип гендерного равенства, подписав ряд документов в рамках ОБСЕ и других международных организаций.
В сентябре 2015 г. средний показатель доли женщин в парламентах мира достиг 22,5% (по сравнению с 11,3% в 1995 г.). В регионе ОБСЕ этот показатель составляет 25,7%, однако, он значительно варьируется в разных государствах - участниках от 50% до 10%1. Наиболее активное участие женщин в политике имеется в странах Северной Европы, где женщины представлены в половине высших законодательных органов.
В целом в мире отмечается тенденция увеличения представительства женщин во властных структурах. Формирование гендерно чутких парламентов включает в себя два важных аспекта: условия работы парламентариев и степень учета гендерных вопросов в деятельности парламента. Эти два аспекта часто связаны с работой женщин - парламентариев, и ими обычно занимаются женские организации или женские фракции в парламенте. В целом женщины являются главными сторонниками перемен, ведущих к созданию гендерно чутких парламентов. Парламенты могут более эффективно внедрять гендерные аспекты в свою деятельность путем разработки планов действий по поддержке гендерного равенства, сняв эту ответственность с отдельных членов парламента. Женские парламентские фракции действуют одновременно как центры поддержки для парламентариев-женщин и как механизмы влияния на политику. Большинство таких фракций успешно поднимает в парламенте вопросы, волнующие женщин и другие группы в обществе в целом, обычно добивается внесения изменений в законодательство.
В рейтинге Межпарламентского союза за 01.06.2016 г. по женскому представительству в парламентах мира Россия
1 См.: Продвижение участия женщин в политике в регионе ОБСЕ. Сб.передовых практик. Варшава, 2016, с. 10, 47.
занимает не самое почетное 132-е место, которое делит с карибским островным микрогосударством Сент-Китс и Невис. Первые пять мест в том же рейтинге заняли такие разные страны, как Руанда, Боливия, Куба, Сейшелы и Швеция. США оказались на 96-м месте, уступив Киргизии1.
Главную роль в расширении представительства женщин в политике играют политические партии, в рамках которых женщины могут объединиться для реализации своего политического потенциала, укрепления авторитета и властных позиций. При этом партиям следует уделять больше внимания проблемам равного представительства женщин и мужчин, участию женщин в политическом процессе, начиная с местного уровня и создавать возможности для продвижения на вершину пирамиды власти.
ОБСЕ рекомендует развивать программы наставничества, создавать «женское крыло» в политических партиях, обеспечивать привлекательность политических партий для потенциальных членов-женщин. Это возможно только при реальной внутрипартийной демократии и прозрачности2.
Очевидно, что гендерные аспекты оказывают критически важное влияние на все без исключения области жизнедеятельности социума. Однако данный аспект обычно сводится к вопросам экономического неравенства. Так, о неравенстве с мужчинами при поиске вакансии говорит подавляющее большинство женщин. При этом в последние десятилетия, с одной стороны, сократились возможности для всех без исключения групп россиянок в большинстве сфер, связанных с образованием и карьерой (за исключением возможности иметь собственный бизнес, которого раньше просто не было). С другой стороны, для женщин из наименее благополучных социальных слоев это сокращение возможностей носило опережающий характер и приняло гораздо большие масштабы, чем для остальных3.
Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, чаще всего констатируют, что им труднее найти работу. В наибольшей степени страдают от последствий дискриминации в сфере занятости женщины из неполных и многодетных
1 См.: Веселов А. Пол власти: сколько в России женщин-министров и женщин-депутатов? 31.08.2016. URL:http:\\tass.ru\politika\3576455
2 См.: Продвижение участия женщин в политике в регионе ОБСЕ, с. 47.
3 См.: Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России. М., 2009, с. 132-135.
семей, поскольку в первом случае женщина зачастую является единственным кормильцем, а в другом - семья просто не в состоянии выжить без заработка женщин. При этом следует добавить, что в современных российских условиях латентная женская дискриминация на рынке труда остро переживается не только представительницами неполных, но и значительного числа полных семей, т. е. семей с детьми вообще. Видимо, работодатели не без основания опасаются, что эффективность женщин из этих групп как работников будет ниже, чем у любых других претендентов на те же рабочие места. Более того, очень остро проблемы с работой стоят и для бездетных молодых женщин. Это означает, что, найдя работу, которая их устраивает, многие россиянки вынуждены выполнять свои производственные роли, стараясь вообще не претендовать или минимально претендовать на облегчение своей производственной нагрузки ради решения каких-то семейных проблем. В результате, преодолевая там, где удается, дискриминацию в производственной сфере, зачастую женщины делают это в ущерб интересам семьи, что не может не восприниматься и не переживаться ими очень болезненно. Возможно, это является одним из существенных факторов в желаемом и планируемом числе детей независимо от материального положения семьи.
Другой аспект проблемы заключается в том, что в масштабах всего человечества, любого общества, государства часто имеет место подмена демографических потребностей "паразитарными". Огромную часть своих материальных и временных ресурсов мужчины тратят на то, чтобы нарядить и ублажить интересующих их женщин. Затем эти женщины начинают соблазнять мужчин, которые для них же это все и добыли. Получается бесконечное зацикливание, когда наиболее интеллектуально и биологически активная часть человечества находится в положении "белки в колосе". Выход их этого порочного круга может быть только через переход к духовной парадигме социального развития, при котором демографически обусловленные потребности по созданию семей, воспитанию детей, развитию общества будут преобладать над культом золотого тельца, получения материального удовольствия на уровне животных инстинктов. Для современной России, в условиях возрастающих демографических угроз, переход к демографически ориентирован-
ной политике является необходимым условием существования и развития общества и государства1. Это особенно актуализируется в условиях продолжающейся мировой финансово-экономической рецессии, выход из которой для общества и государства требует разработки и принятия более релевантной для создавшейся геополитической ситуации антикризисной программы. Не менее важно определиться с адекватными механизмами ее практической реализации в различных областях жизнедеятельности2.
Гендерная проблема имеет еще один важнейший аспект. Сейчас по-прежнему модно считать, будто интеллектуальные и психологические различия между полами минимальны и не играют существенной роли несмотря на научное доказательство того, что мы запрограммированы по-разному и эволюционировали, развивая совершенно разные способности и наклонности. Функционирование женского мозга имеет существенные отличия от работы мужского мозга. Во многом этим объясняются проблемы, возникающие во взаимоотношениях между полами. Так, в 1997 г. датский ученый Берте Паккенберг продемонстрировал, что мужской мозг содержит в среднем на 4 млн. мозговых клеток больше, чем женский, но в целом женщины показывают на 3% более высокую умственную одаренность, чем мужчины, что обусловлено отличием их строения. Невролог Роджер Горский из Калифорнии доказал, что мужчины и женщины используют разные полушария мозга, работая над одной и той же задачей.
Строение мозга мужчины позволяет ему успешно решать целевые задачи, требующие пространственной ориентации, математических способностей и др. Он специализирован и обладает более совершенной, чем женский, способностью сортировать и складировать информацию. Вместе с тем, мозг мужчины не может выполнять достаточно эффективно (по сравнению с женским мозгом) сразу несколько дел. Мозг женщины запрограммирован на одновременное управление несколькими не связанными между собой делами. Он может составлять быстрые и точные суждения о людях и ситуациях на уровне интуиции. У женщин,
1 См.: Родионов М.А. Информационная безопасность: социальные аспекты. М., 2004, с. 39-40.
2 См.: Родионов М.А. Антикризисное управление. В 2-х ч. Учеб. пособие. М., 2012, т. 1, с. 30-33; 2014, ч. 2, с. 11-12.
в отличие от мужчин, особая область мозга отвечает за речь - они хорошо, легко и быстро говорят, часто избирают в качестве профессии деятельность, связанную с использованием преимуществ хорошего владения речью (медицина, адвокатура, преподавание). Вместе с тем, здесь часто возникают проблемы в пространственной ориентации, при работе в области точных наук.
Сейчас общество воспитывает мальчиков и девочек, применяя одинаковый подход, внушая, что они имеют одинаковые способности. Затем они, уже взрослые, вступают в брак и обнаруживают, что являются разными во многих отношениях. Неудивительно, что браки и взаимоотношения молодых людей бывают столь драматичными. Любая концепция, основанная на признании идентичности полов, таит в себе социальную угрозу, поскольку требует в схожих обстоятельствах одинакового поведения мужчины и женщины, мозг которых запрограммирован по-разному. Информационные особенности полов необходимо учитывать в процессе образования, в сфере занятости, в процессах развития семейных отношений и т.д.
В условиях возрастающей глобальной информационной конкуренции возникают качественно новые информационные угрозы социально-политическому развитию личности, общества и государства, которые реализуются в разнообразных формах. К формам ограниченного масштаба следует отнести, в частности, информационные атаки на отдельные организации и личности1. К крупномасштабным формам относятся информационные операции и возможные сражения между государствами и даже коалициями стран2. Существенное место при их планировании, организации и реализации занимает учет гендерных аспектов.
Представительство женщин на разных уровнях политического процесса является показателем уровня развития демократии, гражданского общества зрелости общества. Политическая практика стран Северной Европы показывает, что представительство женщин на высших уровнях пирамиды власти способствует проведению более сбалан-
1 См.: Родионов М.А. Методологические аспекты информационного аудита в менеджменте предприятия // Научный вестник МГТУ ГА, 2010, № 156, с. 68-74.
2 См.: Родионов М.А. К вопросу о формах ведения информационной борьбы // Военно-теоретический журнал "Военная мысль", 1998, № 2 (март-апрель), с. 57-69.
сированной социально-экономической политики и обеспечению высокого уровня жизни населения. Опыт этих стран, несомненно, полезен для России, которая де-юре является социальным государством. Возрастание градуса напряженности в мировой политике, отсутствие у руководства ряда стран желания поддерживать гендерное равенство, присутствие политических сил, препятствующих продвижению женщин в политике, отсутствие сильных женских движений может привести к критическому обострению противоречий между государствами. При этом гендерное равенство в политическом элитизме рассматривается не как самоцель, а как необходимое условие развития личности, общества, государства и всей цивилизации в целом.
Родионов М.А., Волкова Т.А. Гендерные аспекты политического элитизма. В статье исследуются гендерные особенности политического элитизма и политического лидерства.
Ключевые слова: политические элиты, политическое лидерство, гендерная теория, информационная конкуренция.
Rodionov M.A., Volkova T.A. Gender aspects of political elitism. The article examines the gender characteristics of political elitism and political leadership.
Keywords: political elites, political leadership, gender theory, competition information.