Научная статья на тему 'Проблема гендерной асимметрии во власти'

Проблема гендерной асимметрии во власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / GENDER ASYMMETRY / ГЕНДЕРНАЯ ПИРАМИДА / GENDER PYRAMID / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / POLITICAL SPHERE / РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / RUSSIAN POLITICAL POWER / СКРЫТАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. / LATENT DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилина Ксения Романовна

Автор анализирует проблему гендерного равенства в современном мире. Особое внимание уделено гендерной асимметрии в структурах политической власти России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the issue of gender equality in the modern world. Particular attention is paid to gender asymmetry in the struc-tures of political power in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблема гендерной асимметрии во власти»

К.Р. ГАВРИЛИНА аспирантка МГГУ имени М.А. Шолохова*

Проблема гендерной асимметрии во власти

Благодаря глобальным изменениям, произошедшим в XX в., женщины завоевали право быть активным субъектом политического процесса, они добились права избирать и быть избранными на политические посты в разных странах мира. Постоянно возрастает роль женщин в современном обществе. Неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре и общественной жизни.

Однако и сегодня нельзя сказать, что полностью преодолен стереотип, в соответствии с которым женщины не способны конкурировать на равных в сферах, где с древних времен полноправными «хозяевами» являются мужчины. А существующие социальные механизмы пока не могут обеспечить равные шансы для женщин и мужчин, даже при условии юридического равенства.

Российская политическая практика характеризуется мужским стилем управления, порой агрессивным и не всегда социально ответственным. Мужчинам принадлежит приоритетное право принимать глобальные решения, в то время как женщины нередко не только выполняют их на практике, но и несут за них ответственность.

Гендерная асимметрия - непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше.

Источником гендерной асимметрии могут являться правовые нормы, например, в странах, где женщины лишены права участвовать в

* Гаврилина Ксения Романовна, e-mail: [email protected]

выборах, получать образование, принимать участие в общественной жизни, работать вне дома и т.д. Но чаще всего источники гендерной асимметрии - скрытая дискриминация и патриархальные установки, господствующие в общественном сознании и являющиеся проводниками практических действий. Нередко сознание граждан склонно объяснять слабое представительство женщин во власти «естественным предназначением» женщин или их нежеланием идти в политику.

По мнению экспертов ООН, гендерная асимметрия является одной из причин нестабильности в государствах и в мире. В настоящее время международные агентства и организации разрабатывают масштабные программы по её преодолению во всех областях жизни.

«Гендерная асимметрия - это диагноз всему обществу, потому что приниженное положение женщин в макромире - в экономической, общественной, политической областях бумерангом возвращается приниженной ролью мужчин в микромире - семейной сфере. В результате этого страдает все общество»1.

С целью недопущения распространения гендерной асимметрии в обществе необходимо более полно задействовать социальную и гражданскую активность женщин в решении социально-экономических, политических и культурных проблем. Для мобилизации такого потенциала важно создание национального механизма гендерного равенства, одним из направлений которого должно стать развитие соответствующего правового поля. Что в этом плане сделано на практике в современной России?

Начиная с 1990-х гг. появился ряд правовых документов, стремящихся развить конституционные нормы гендерного равенства. Это прежде всего Указы Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (№337 от 4 марта 1993

1 Шведова Н.А. Политические аспекты необходимости гендерной стратегии в России. URL: http://book.Femin.ru /ig/ig006.php (дата обращения: 10.05.2011).

г.) и «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№1005 от 30 июня 1996 г.). А также было разработано два национальных плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе. Один был рассчитан на 1996-2000 гг., второй - на 2001-2005 гг.1

С ноября 1993 г. при Президенте РФ работала Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. Это был коллегиальный и совещательный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в Российской Федерации. Однако в 2000 г. Комиссия была ликвидирована.

С 1996 г. в структуре Министерства труда и социального развития функционировал Департамент по делам семьи, женщин и детей, который был призван осуществлять координацию проведения единой общегосударственной политики в отношении семьи, достижения социального равенства женщин, а также обеспечения выживания и здорового развития детей. В марте 1998 г. Департамент также был упразднен.

В 2005 г. в исполнительной власти была сформирована новая структура - межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Комиссия имела совещательный статус, её решения носили лишь рекомендательный характер. Финансового обеспечения Комиссии предусмотрено не было. Для более тесной работы с общественными организациями при Министерстве здравоохранения и социального развития был образован

О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года [электронный ресурс]: Указ Президента РФ №932 от 18 июня 1996 г.; Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ №855-р от 28 июня 2001 г. Доступ из системы «Консультант плюс».

координационный Совет по гендерным проблемам, который упразднили в сентябре 2008 г.

На сегодняшний день существует образованный в Государственной

л

Думе второго созыва Комитет по делам женщин, семьи и молодежи1.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать несколько выводов.

Середина 90-х - пик интереса власти, лихорадочно ищущей новые опорные точки, к проблеме гендерного равенства.

Подписав международные гендерные конвенции, Россия развивала национальные механизмы по улучшению положения женщин и их продвижению во власть.

В канун выборов 1996 г. принимается рекордное число президентских указов, непосредственно направленных на улучшение положения женщин.

Однако несмотря на стремление власти улучшить положение женщин в России сохранился дисбаланс представленности мужчин и женщин в политической сфере. Показателен тот факт, что предпринятая бурная деятельность не предусматривала финансирования вновь образованных комитетов и ведомств.

Наблюдается не повышение, а снижение участия женщин в политике. С момента распада Советского Союза в России происходит неуклонное снижение показателей, отражающих участие женщин в выборных органах власти.

В 1984 г. среди членов Верховного Совета СССР было 33% женщин, в 1989 г. на Съезде народных депутатов СССР - 15,6% женщин. В Государственной Думе 1993-1995 гг. было 13,3% женщин-депутатов. Не было женщин-депутатов от партий ЛДПР, «Демократическая Россия» и «Аграрная партия России». От КПРФ из 99

1

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2011).

депутатов было 9 женщин и 8 из них были избраны по одномандатным избирательным округам. Не стало фракции «Женщины России», которая в какой-то степени пыталась решать женские проблемы через законотворческую деятельность. В Думе 1995-1999 гг. - 10,2% женщин, в Думе 1999-2003 гг. - 7,6% женщин1, в Думе 2003-2007 гг. - 9,8 % женщин, и наконец, в Думе пятого созыва (2007-2011 гг.) - 13,8% депутатов-женщин.

К неутешительным выводам относительно представительства женщин в законодательной власти приводит сопоставление российских данных с общемировыми показателями. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 1997 г. Россия занимала 46-е место в мире по представительству женщин в парламенте, в 2006 г. находилась уже на 96-м месте, а сейчас Россия занимает 110-е место.

Однако гендерная асимметрия проявляется не только в вытеснении российских женщин из политики, но и в специфическом ролевом распределении женщин в политической сфере: им достаются роли, максимально соответствующие традиционным представлениям, связанные преимущественно с социальными проблемами, охраной здоровья, воспитанием, культурой. Такое положение вещей характерно и для западных стран, но если в России женщины занимаются социальными вопросами вследствие «неспособности» заниматься более важными делами, то на Западе женщины занимаются теми же самыми вопросами вследствие их повышающейся значимости. Западные феминистки уже прошли этап борьбы за политическое равноправие, теперь они стремятся к равным возможностям, сбалансированному совмещению заботы о семье и доме с профессиональной карьерой. В ходе этой борьбы уже отмечаются положительные результаты. Это - рост представительства женщин в

См.: Кочкина Е.В. Политическая система преимуществ для граждан мужского пола в России (1917-2002) // Гендерная реконструкция политических систем / Ред.-сост. Н.М. Степанова, Е.В. Кочкина. СПб., 2004.

политике, а также уменьшение эффекта «гендерной пирамиды»: во многих западных странах женщины занимают ключевые посты в государственном аппарате.

Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения.

На данном этапе развития нашего общества задача достижения гендерного равенства обозначена, но еще не полностью осознана и требует разработки правового и политического механизма для своего осуществления. Россия не станет ни демократической страной, ни правовым государством, пока большая часть ее населения, женщины, не приобретут реальные, гарантированные государством равные права и возможности.

На сегодняшний день в Правительстве РФ сразу три женщины-министра (экономического развития, здравоохранения и социального развития и сельского хозяйства), что в нашей стране наблюдается впервые.

Следует также отметить женщину-губернатора, она возглавляет Ханты-Мансийский автономный округ - Югру.

Среди 19 судей Конституционного Суда РФ - три женщины. Председатель Верховного Суда - мужчина, среди его семи заместителей нет ни одной женщины. На должностях Председателя Высшего Арбитражного Суда и пяти его заместителей - мужчины,

первым заместителем Председателя Арбитражного Суда является женщина.

Верхнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации с осени 2011 г. возглавляет женщина - В.И. Матвиенко, прежде занимавшая пост губернатора Санкт-Петербурга.

В итоге можно сделать вывод о ярко выраженном мужском профиле всех ветвей российской власти, что чревато рядом негативных последствий. К примеру, преимущественно «мужской» парламент не в силах учитывать потребности и интересы женской части населения. «Можно утверждать, что все экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, объективно способствует сохранению и углублению гендерного неравенства, поскольку ориентировано на создание более благоприятных условий для «мужских» отраслей экономики, чем для отраслей «женских»'.

В заключение следует отметить, что роль женщины-политика невозможно переоценить в становлении демократии в стране и укреплении позиций России на международной арене. Использование женского потенциала даст возможность вывести Россию на качественно новый уровень сверхдержавы. А партнерство между мужчиной и женщиной в политической сфере создаст условия для оптимального учета многополюсных интересов в обществе.

Гаврилина К.Р. Проблема гендерной асимметрии во власти. Автор анализирует проблему гендерного равенства в современном мире. Особое внимание уделено гендерной асимметрии в структурах политической власти России.

Ключевые слова: гендерное равенство, гендерная асимметрия, гендерная пирамида, политическая сфера, российская политическая власть, скрытая дискриминация.

Заславская Т.И. Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации. М., 2003, с. 136-137.

Gavrilina K.R. The problem of gender asymmetry in power. The author examines the issue of gender equality in the modern world. Particular attention is paid to gender asymmetry in the structures of political power in Russia.

Key words: gender equality, gender asymmetry, gender pyramid, political sphere, Russian political power, latent discrimination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.