Научная статья на тему 'Гендерное самосознание личности в процессе получения профессионального образования в вузе'

Гендерное самосознание личности в процессе получения профессионального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апарцева Алиса Олеговна, Силкина Надежда Владимировна

Рассматриваются основные проблемы гендерного становления личности в процессе высшего профессионального образования: становление гендерного самосознания, психологическое сопровождение гендерной социализации личности студента, факторы гендерной социализации в процессе профессионального образования. Становление гендерного самосознания будущего специалиста рассматривается авторами статьи в том числе через освоение психолого-педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерное самосознание личности в процессе получения профессионального образования в вузе»

УДК 159.923.2:378

А. О. АПАРЦЕВА Н. В. СИЛКИНА

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

ГЕНДЕРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ_______________________________

Рассматриваются основные проблемы гендерного становления личности в процессе высшего профессионального образования: становление гендерного самосознания, психологическое сопровождение гендерной социализации личности студента, факторы гендерной социализации в процессе профессионального образования. Становление гендерного самосознания будущего специалиста рассматривается авторами статьи в том числе через освоение психолого-педагогических дисциплин.

Ожидаемые роли, статус, социальные предписания поведения, в зависимости от пола индивида, видоизменялись от эпохи к эпохе. Сегодня процесс глубоких преобразований во всех сферах жизни нашей страны коренным образом изменяет систему требований общества к личности, придает особую остроту проблемам, связанным с неравным положением людей в обществе. Достаточно сложный процесс социализации личности еще более усиливается в связи с тем, что социальная среда является нестабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается включенным в общности, далеко не одинаковые по своим социально-психологическим характеристикам. Происходят трансформация общественных ценностей, утрата идентификации, связанная с разрушением монокультурного общества. Расширение свободы личности, с одной стороны, открывает широкие перспективы социальной мобильности, а с другой, обеспечивает достаточно высокий уровень неопределенности. Социально-экономические процессы трансформирующегося российского общества выдвигают ряд проблем, среди которых наиболее остро стоят проблемы безработицы, низкой оплаты труда «женских» специальностей, кризис роли главы семьи, кормильца и др.

Изменения института образования в условиях культуры нового типа задают иные образцы, ориентиры и нормы профессионального образования. Новые функции профессионального образования предполагают выдвижение профессиональной социализации человека в качестве первостепенной. Как отмечает А.А. Ершов, «социально-психологические преобразования, прежде всего, связаны с перестройкой сознания, психологии людей, с постановкой целей, с осознанием личных и общественных интересов, своей роли в обществе, своих потенциалов и возможностей...» [1]. В этом отношении различные системы подготовки специалистов разного профиля выступают в качестве социализирующих факторов человека в производственной и личностной сферах. В этот период личность принимает ответственные решения, связанные с выбором жизненного пути, возможностями для профессиональной самореализации. В процессе профессионального обучения студенчество приобретает профессиональные знания, практические навыки, идет дальнейшее развитие

самосознания личности. Требования к современному специалисту предусматривают формирование таких качеств, мировоззрения, взглядов, социальных установок, которые позволили бы наиболее эффективно осуществлять результативную и эффективную трудовую деятельность. Это особенно важно, поскольку студенчество является той социальной группой, которая активно занимается обучением тем знаниям, умениям, навыкам, которые будут способствовать успешной социализации.

Для успешности адаптации будущего специалиста, обеспечения его конкурентоспособности, оптимизации его межличностного, делового общения, ликвидации неэффективных гендерных установок и стереотипов, мешающих успешной социализации и в конечном итоге эффективности трудовой деятельности, необходима организация процесса профессиональной подготовки, предполагающая целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, мировоззрения, самосознания личности. Все это делает проблему гендерного самосознания личности в студенческие годы особенно актуальной [2].

Несмотря на большое количество научных работ, проблема гендерного самосознания недостаточно хорошо изучена. Многие исследователи изучают с позиции гендерного подхода начальное профессиональное образование, производственную сферу, представительные органы власти и др., в то время как система высшего профессионального образования, обеспечивающая вхождение человека в профессиональную среду, осуществляющая тем самым процесс профессиональной социализации человека, не ставит и не решает вопросов, связанных с внедрением гендерной парадигмы в программу подготовки специалиста, малоизученными остаются проблемы, направленные на выявление значения феномена гендерной социализации для формирования профессионального самосознания специалиста. Поэтому улучшение профессиональной подготовки специалиста с учетом гендерного аспекта имеет принципиальное значение.

В психолого-педагогической литературе в последние годы появились работы, связанные с анализом механизма социального конструирования пола (гендера). Активное обращение исследователей к данной проблеме, в частности Л.Г. Бузуновой [3], А.Р. Гайна-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

*

новой [4], Е.М. Ижвановой [5], Л.Д. Мошкиной [6] и др., подтверждает значимость изучаемой области.

Основы психологического анализа проблемы структуры сознания, онто- и филогенеза сознания в отечественной психологии заложили работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р.Лурии, С.Л. Рубинштейна, Е.А.Климова, С.Д.Смирнова, Е.В. Субботского и других психологов, вопросы гетерогенности и уровневого строения сознания являются предметом изучения в работах Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, П. Тульвисте, Н.И. Чуприковой и др. Проблемы со-мосознания исследовались в работах В.В. Столина, Е.Т.Соколовой и др.

В зарубежной психологии проблемы сознания рассматривались, в частности, в работах представителей школы С. Масковичи, посвященных социальным представлениям. Проблемы социальной перцепции, зависимости процесса восприятия от социальных факторов были предметом изучения Дж. Брунера и его последователей. Наиболее активно обыденное сознание изучалось в русле социальной психологии, где были выделены многие закономерности восприятия человеком других людей и самого себя (Ф. Хайдер, Э. Джонс, К. Дейвис, Г. Келли, Дж. Келли, Д. Беем, М. Лернер, Е. Уолстер, А.А. Бодалев, В. С. Агеев, Г.М. Андреева и др.).

Важными в методологическом плане оказались также принципы психосемантического подхода к изучению сознания, отраженные в работах В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, С.Е. Осгуда, Дж.Келли и др., позволившие описать систему значений как семантическое пространство. Под наиболее общим, принятым в современной отечественной психологии определением понятия «сознание» понимаем «высшую форму психики, свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей» [7].

Среди прочих критериев в изучении самосознания личности: «Я — концепция», актуальная самооценка, ретроспективная самооценка, идеальная самооценка, рефлексивная самооценка, уровень притязаний, способы самоконтроля, идентификация со значимыми другими и др. В нашем исследовании мы ставили своей целью изучить гендерные стереотипы сознания, описывающие собственную половую группу (автостереотипы) и группу противоположного пола (гетеростереотипы), являющиеся интеграторами когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в структуре личности.

В своей работе П.И. Шихирев обобщил результаты первых зарубежных исследований стереотипа, придя к следующим выводам: «Когда о понятии говорят как о стереотипе, то подразумевается, что оно: 1) скорее простое, нежели сложное или дифференцированное; 2) скорее ошибочное, нежели точное;

3) что оно было усвоено скорее от других, нежели получено в непосредственном опыте с действительностью, которое оно предположительно представляет;

4) оно устойчиво к воздействию нового опыта [8].

Под гендерными стереотипами мы будем понимать психологическое и одновременно социальное явление, в определенном смысле являющееся объективным знанием, поскольку формируется в общественном сознании и закрепляется в нем. Без сомнения, стереотипы вносят искажения в восприятие реальности, обуславливая иногда устойчивое негативное отношение к представителям чужих групп, в том числе национальных, гендерных, профессиональных и др.

Рассматривая проблемы гендерных исследований личности в психолого-педагогической науке, можно отметить, что в настоящее время в России предпринимаются попытки всестороннего изучения категории «гендер». Проблемы гендерной педагогики и психологии разрабатывают И.Л.Аристархова, Т.В.Виноградова, Р.Г.Гаджиева, М.С.Егорова, М.Н.Колмакова, И.Л.Корчагина, О.Г.Лопухова, Л.В.Попова, В.П.Прядеин, В.В.Семенов. Профессиональная деятельность женщин исследуется Л.И.Волковой, О.А.Гаврилицей, В.Г.Горчаковой, О.Н.Кричевской, Т.Ф.Сусловой, А.Е. Чириковой.

Анализ исследований последних лет позволил выделить основные направления научного поиска современных ученых: категории мужественности, женственности (М.В.Яковлева); историко-философский анализ гендерного аспекта (С.К.Михайлина); гендерные роли в мифологических системах (А.Е.Наговицын); развитие женского высшего образования (Е.В.Афонина); гендерный фактор и коммуникативные процессы (Т.Г.Копанева); гендерная стратификация в разных культурах (О.В.Голубкова, Б.Р.Рагимова); особенности гендерной идентичности в школе (И.А.Тупицына); полоролевые особенности подростка в семье (А.А.Конокотин); особенности гендерной идентичности среди студентов (Л.В.Линевич); учет полоролевых и гендерных особенностей при обучении (Л.Г.Шалаева); политико-правовой и экономический аспекты, социально-трудовые отношения (Н.И.Андреева, С.Ш.Евдокимова, Е.В.Кочкина); гендерная социализация различных социальных групп (Ж.В.Гербач); современная женщина (Л.В.Осипова); супружеские отношения, семья (В.А.Шакина); качества личности с учетом гендерного фактора (Т.В.Бендас); гендерные девиации сексуальности (Л.В.Сажина) и др.

Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У.Липпман, Ш.Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Е.А. Алексеева и т.д. Часть исследователей считает, что содержание гендера и гендерных стереотипов зависит от культуры, в которой они были сформированы. Эта проблематика находит отражение в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как Г.Хофстед, И.С.Кон, И.А.Ильин, Т.М.Горичева. Социокультурный подход к проблеме гендерной социализации прослеживается в трудах П.Бурдье, О.Ворониной, И.Клециной, О.Рябкова.

Роль женщины в культурологическом и социально-философском аспектах рассмотрена в трудах В.А. Рамих. Активно изучаются социально-пси хологические качества и свойства личности женского и мужского пола, что определяет статусные характеристики мужчин и женщин в обществе. В этой связи следует отметить работы О.Вейнингера, Г.Зиммеля, И.Блумсма, И.С.Клециной, А.А.Логинова.

Поскольку профессиональное обучение связано с подготовкой индивида к вхождению в профессиональное сообщество, мы рассмотрим также влияние, которое оказывают гендерные стереотипы сознания на процесс социальной адаптации или социализации специалиста. Нами проведено экспериментальное исследование гендерных особенностей социализации в процессе подготовки специалиста в вузе. Для диагностики исследования социализации студентов использовались следующие методы: анкетирование, методика «Личностно-семантический дифференциал» О.Л.Кустовой [9], социально-психологический тренинг, направленный на осознание своих гендерных стереотипов студентами. Выборку исследования составили студенты 3, 4 курсов гуманитарных

и технических специальностей Новосибирского государственного педагогического университета, Сибирского государственного университета путей сообщения, всего 104 человека. Из них 54 (22 юноши, 32 девушки) вошли в контрольную группу, 50 (17 юношей, 33 девушки) — в экспериментальную группу. Осуществлена экспериментальная проверка изменения социальных установок как одного из компонентов понятия социализации по результатам проведения социально-психологического тренинга. Результаты исследования были подвергнуты обработке методами математической статистики, включающей процедуры сравнения и описания данных, а также корреляционный, погрупповой анализы. В ходе проведения математической и статистической обработок данных сравнивались показатели, полученные в выборках экспериментальной и контрольной групп до и после проведения в экспериментальной группе социально-психологического тренинга.

Изучение студенческого мнения в ходе проведения социально-психологического тренинга позволяет выявить ряд гендерных проблем современного российского студенчества: 38% опрошенных отмечают приоритетность мужчины при приеме на руководящую или высокооплачиваемую работу (из них 51% всего опрошенных юношей, 54% - опрошенных девушек); 86% из общего количества участников отмечают существующие дискриминационные практики в зависимости от принадлежности к тому или иному полу индивида, проявляемые в сфере труда как на государственных, так и на частных предприятиях (среди них сексуальные домогательства, низкая оплата женского труда по сравнению с мужским); более половины (57%) девушек-участниц отмечают обиду на преподавателей, отдававших явные и необоснованные предпочтения юношам, а также испытываемое ими чувство несправедливости из-за невозможности самореализоваться (отмечают 43% респондентов); студентами отмечается наличие закрепленных в языковой культуре пословиц и выражений, унижающих социальный статус женщин, направленных на фольклорное выражение таких качеств, как глупость, недальновидность, склочность; жесткие предписания общества на мужское и женское поведение; необходимость женщинам осуществлять работу по дому; среди требований, жестко предъявляемых к мужчинам, выделяют высокий материальный статус; наличие мужских и женских профессий; препятствия к самореализации женщин; маскулинизация технических специальностей; обучение на условиях полного возмещения затрат преимущественно на «женских» - гуманитарных - специальностях.

Методологическим инструментарием исследования был выбран один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных и некоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера, и ориентированный на оценку самого себя или другого человека. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя. Под психологической структурой значения, согласно А.Н.Леонтьеву [10], понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности.

Так, показатели по шкалам «оценки» (общей привлекательности), «зависимости», «эмпатийности», а также «маскулинности» оказались значимо различ-

ными в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга, направленного на осознание гендерных стереотипов.

Полученные данные в процессе проведенного нами исследования позволили определить понятие гендерной социализации специалиста как процесс и результат принятия студентами гендерных ролей и установок посредством психолого-педагогических воздействий в процессе обучения в вузе. Структурными компонентами модели факторов, определяющих процесс и результат гендерного самосознания в вузе, по мнению автора статьи, могут выступать:

- учебно-методическая составляющая (разработанные программы по гендерной психологии, а также включенные в обязательные для изучения дисциплин блоки по гендерным вопросам, преподаваемые для студентов всех специальностей; включение разделов по гендерным исследованиям в программу повышения квалификации профессорско-преподавательского состава);

- процесс обучения, складывающийся из методов обучения, приемов обучения, личностной позиции преподавателя, его способности поддерживать ген-дерно нейтральную позицию (гендерную беспристрастность) по отношению к обучаемым;

- организационная структура учебного заведения, способная невербально транслировать скрытые послания внутривузовской среды посредством гендерной стратификации персонала, закрепление стереотипов разделения труда по полу и др.;

- профессорско-преподавательский состав — стиль преподавания (преобладание авторитарных форм, соревновательности), маскулинная мета-коммуникация, навязывание патриархатных гендерных стереотипов, язык педагогического общения (сексизм), отношение к студентам юношам и девушкам, навязывание гендерных стереотипов поведения, создание условий для развития индивидуальных особенностей личности студента, самореализации личности юношей и девушек;

- студент в совокупности его психологических, моральных, нравственных, социальных, индивидуал ьно-биологических особенностей развития.

Построение теоретической модели гендерной социализации при подготовке специалиста подчеркивает актуальность и практическую значимость учета гендерного фактора (использования гендерного подхода) в образовании; раскрывает причины низкой эффективности и результативности образования, связанные с нерешенными проблемами управленческого, концептуального, методологического характера, научно-методического обеспечения, отсутствие модели специалиста с учетом гендерных факторов социализации.

Таким образом, проведенное исследование позволило:

- обратиться к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера»;

- изучить существующие гендерные стереотипы современной студенческой молодежи в нормативном, идеальном и символическом отношениях;

- получить успешный опыт практического изменения существующих гендерных стереотипов, препятствующих оптимальной социализации будущего специалиста, в ходе проведения социально-психоло гического тренинга;

- экспериментально показать эффективность внедрения учебно-методического комплекса в процесс подготовки специалиста для осознания и изменения гендерных стереотипов как составляющих сознание личности специалиста.

Полученные результаты являются основанием для

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

разработки индивидуальных программ по коррекции, гармонизации и формированию гендерной социализации студентов, а также используются автором статьи при чтении спецкурсов по психологии и педагогике для студентов гуманитарного профиля и соответствующих разделов дисциплин, обязательных для изучения при подготовке специалистов негуманитарного профиля.

Библиографический список

1. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека./ А.А. Ершов. - М.: Луч. 1991. 159 с.

2. Скорова Л.В. Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения / Л.В. Скорова // Сибирский психологический журнал №21, 2005. С.81-84.

3. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования функциональной системы женщины. Автореф. дис. ... д-ра псих. наук (специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / Л.Г. Бузунова. -Пермь, 2002.

4. Гайнанова А.Р. Этнические и гендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания. Ав-тореф. дис. . канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / А.Р. Гайнанова. - Барнаул, 2006.

5. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология

(психологические науки)) / Е.М. Ижванова. - Москва, 2004.

6. Мошкина Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии). / Л.Д. Мошкина. - Пермь, 2002.

7. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с. — С.361-362.

8. Шихирев П.И. Исследования стереотипа в американской социальной науке / П.И. Шихирев // Вопросы философии. 1971, №5.

9. Кустова О.Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. / О.Л. Кустова. — СПб.: Питер, 2003. 479 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. 304 с.

АПАРЦЕВА Алиса Олеговна, преподаватель, аспирант кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология».

СИЛКИНА Надежда Владимировна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология».

Дата поступления статьи в редакцию: 18.04.2007 г.

© Апарцева А.О., Силкина Н.В.

УДК 796 И. В. АФАНАСЬЕВА

Омский государственный институт сервиса

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ОГИС

(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»)

Изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС позволяют разработать методику оценки и совершенствования профессионально значимых координационных проявлений у будущих дизайнеров и оптимизировать процесс физического воспитания в вузе.

В процессе обучения студентов, выбравших специальность дизайнера, в вузе одной из важнейших задач является формирование у них профессиональных качеств [1].

Профессиональный труд дизайнеров требует вполне конкретных умений и навыков, позволяющих применять определенные технические приемы в рисунке, живописи, скульптуре [2]. Для этого необходимы общая выносливость организма, тонкая координация двигательных действий и выносливость рук. Высокие требования в сфере дизайна предъявляются к точной дифференцировке, воспроизведению, отмериванию пространственных, силовых и временных параметров

движении, мышечных усилии, к равновесию, к распределению и интенсивности внимания, к хорошей ориентации в пространстве, пространственному мышлению и конструктивному праксису.

Формирование этих способностей у будущих дизайнеров в рамках учебного процесса неразрывно связано с занятиями по физической подготовке, в ходе которых происходит развитие базовых координационных проявлений, являющихся основой для последующего формирования профессионально значимых координационных способностей [3]. Именно в развитии базовых и специальных координационных способностей, в том числе профессионально значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.