УДК 177.22
Л. О, Апарцева
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Огромную значимость разработки гендерной проблематики, необходимость внедрения гендерного компонента в содержание образования психологов и педагогов различных специальностей, развития гендерной толерантности всех участников образовательного процесса подтверждают многочисленные исследования, в частности, таких ученых как И. С. Клецина, О. И. Ключко, Л. В. Попова, Л. В. Штылева и др..
Несмотря на то, что разработка соответствующих идей гендерной психологии и педагогики началась в русле философии с античных времен, сам термин «гендер» появился лишь в 70-е годы XX в. Проблема гендерных исследований в гуманитарном знании стала активно изучаться в отечественной науке с 90-х гг XX в., Объект, предмет, основные понятия данной науки динамично развивались, изменялись. Хотелось бы отметить, что и в настоящее время существует методологическая неоднозначность в понимании термина «гендер», «пол», приобретение половой и гендерной идентичностей. Многие исследования порой, грешат методологическим неточностями. Поэтому, несмотря на возросший интерес к проблеме гендерной психологии, противоречивые представления, отсутствие единого устоявшегося представления в психолого-педагогической литературе о категории «гендер» и его структуре, существует проблема поиска и уточнения данного понятия, его компонентов, а также условий его становления и особенностей.
Гендерный подход в любой сфере знания предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мужчин и женщин определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями (которые не отрицаются), сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов: поскольку они не врожденные, а сконструированные обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества [2].
Сама по себе проблема изучения сознания и самосознания юношей и девушек относится к разделу о гендерной социализации. Негативные последствия традиционной гендерной социализации - барьеры самоактуализации мужчин и женщин, распространение агрессивного поведения, дискриминации по половому признаку [2, с. 9].
О. И. Ключко отмечает: «В настоящее время наиболее остро стоит проблема разработки методов исследования гендерных характеристик личности. В настоящее время в гендерной психологии и педагогике используется весь арсенал методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, итервью-
ирование, тесты, моделирование, биографический метод и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. Поэтому ряд исследователей настаивают на таких качественных методах, как глубинное интервью и анализ биографии. Широко могут быть использованы психодиагностические методики, представленные в практикуме по гендерной психологии под редакцией И. С. Клециной» [2, с. 9, 10].
Поэтому в нашем исследовании был использован следующий комплекс методик, направленных на изучение особенностей гендерного самосознания юношей и девушек студентов - «Личностно-семантический дифференциал», взятый из практикума по гендерной психологии в разработке
О. Л. Кустовой [3, с. 229-243], а также уникальная методика В. В. Столица-МИС.
Источником необходимости изучения особенностей развития гендерного самосознания студентов вуза выступает ряд противоречий:
- между принципами гендерного равенства, зафиксированными в важнейших международных документах, целью которых является содействие устойчивому развитию общества в целом на основе современных представлений о социальной справедливости в распределении ролей между мужчинами и женщинами во всех областях и практикой повседневной общественной жизни;
-между попытками разработать и внедрить реальные инструменты, практические методы в области социального равенства полов и отсутствием механизмов, направленных на процесс достижения гендерного равенства, в том числе в системе высшего образования;
- между существующими подходами обучения в вузе, направленными на развитие самосознания студентов и отсутствием разработанных методик развития гендерного самосознания будущего специалиста.
Исследование проблемы развития гендерного самосознания является прерогативой отечественной психологии, несмотря на то, что сам термин «гендер» пришел из западной психологической школы и сравнительно нов. Соответственно разработка этой проблематики крайне необходима именно в плане развития и уточнения методологических и теоретических положений, характеризующих специфику отечественной психологической науки.
Проблема изучения гендерного самосознания приобретает особое значение в современных социокультурных условиях, которые востребуют от человека не только активности, ответственности, но и способности к самоопределению в отношении социокультурного пути развития, способности осуществлять выбор своего пути в неоднозначном и противоречивом ценностном отношении мире [1].
Повышение интереса к гендерным исследованиям, касающихся различных видов деятельности, способностей (вербальных, интеллектуальных и т. д.), личностных особенностей (агрессивности, тревожности, эмпатийно-сти и т. д.) и т. д. не способны снять наиболее важное противоречие. Изуче-
ние гендерного осознания себя отдельным индивидом, а также структур сознания с этим взаимосвязанных.
В настоящее время объективно назрела необходимость внедрения в воспитательный процесс определенных методик, позволяющих развивать самосознание будущих специалистов, позволяющих корректировать взаимные предрассудки и стереотипы восприятия представителей своего и противоположного пола на этапе обучения в вузе. Все сказанное и определило выбор темы нашего исследования.
Эмпирическое исследование проходило в Сибирском государственном университете путей сообщения. В исследовании приняли участие 146 человек в возрасте от 17 до 23 лет.
В контрольную группу вошли студенты факультета «Управление персоналом», «Мосты и тоннели», «Путевое и гражданское строительство» всего 30 но человек (15 юношей, 15 девушек).
В экспериментальную группы вошли студенты-психологи 3-го курса после изучения спецкурса «Гендерная психология», 4-го курса после проведения тренинга, направленного на рефлексию гендерных стереотипов «Стереотипы восприятия пола»; 5-го курса после проведение фокус-групповой работы «Гендер глазами студентов» (на основе программы «Изучение гендерной идентичности методом фокус группы» II. К. Радиной, которая была нами переработана и дополнена). Всего 30 человек в экспериментальной группе, из них 15 - юношей и 15 - девушек.
Средний возраст респондентов контрольной группы составил 20 лет, экспериментальной группы - 21 год.
В качестве основы эмпирического исследования изучения гендерного самосознания студентов вуза использовались методики: личностно-семантический дифференциал (в разработке О. Л. Кустовой); методика по изучению самоотношений В. В. Столика.
В процессе исследования мы попытались выяснить, существуют ли особенности гендерного самосознания у студенческой молодежи, установление его особенностей и условий психолого-педагогического развития у студентов вуза.
Существует традиционное представление о традиционно женских, фемининных качествах, таких как пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. и мужских, маскулинных качествах, среди которых - доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность [3].
Контент-анализ по результатам проведения фокус-групповой дискуссии, продемонстрировал, что высказывания о современном женском и мужском идеале отличаются от традиционных представлений и фемининных, женских качествах и мужских, маскулинных ролях.
Так, например, современной женщине приписываются также такие черты как агрессивность, сексуальность, высокий социальный статус, а совре-
менному мужчине - присущи такие характеристики, как эмпатийность, эмоциональность.
В связи с полученными неоднозначными результатами нами было расширено наше исследование и проведен анализ тестовых замеров контрольной и экспериментальной групп до и после психолого-педагогических воздействий (в частности, спецкурса «Гендерная психология», тренинга «Мужские и женские сценарии» (в экспериментальной группе)) методиками ЛСД и МИС, позволившие оценить изменения в структурах гендерного самосознания юношей и девушек при помощи параметрических критериев (1-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок, корреляционный анализы).
Так, например, представления о женщине в контрольной и экспериментальной группах (после проведения ряда психолого-педагогических воздействий) имеют следующие особенности.
Современная женщина с точки зрения девушек контрольной группы обладает следующими характеристиками: высокая самооценка в сочетании с независимостью, низкая эмпатийность, внешняя эмоциональность в сочетании с внутренней закрытостью, высокий социальный статус, феминин-ность, андрогинность, сильная маскулинная личность.
По мнению юношей контрольной группы современная женщина - это фемининная, современная, с высоким социальным статусом, маскулинная личность.
Девушки экспериментальной группы представляют современную женщина как личность, обладающую высокой самооценкой, но по сравнению с представлениями респонденток контрольной группы - снижается фактор современности, социального статуса, маскулинности, увеличивается фактор андрогинности, возрастает самооценка, снижается фактор самообвинения.
По мнению юношей экспериментальной группы, современная девушка по сравнению с контрольной группой - это сильная личность с высоким социальным статусом, фемининная, эмпатийная, фактор маскулинности существенно снижается (в среднем на 10%).
Таким образом, можно увидеть следующие особенности современного женского портрета - это повышенный фактор маскулинности, кроме того, это в достаточной степени конфликтная, имеющая высокие показатели по фактору самообвинения. Наше исследование показало, что интерактивные методы обучения способны разрешить внутренние конфликты участников, понизить самообвинение и повысить такие факторы самосознания как самооценка, самопринятие, оценка и др.
Современный мужчина, по мнению девушек контрольной группы, обладает следующими характеристиками: современный с высоким социальным статусом, с ярко выраженными маскулинными качествами, эмоционально закрытая личность, с высокой самооценкой, конфликтный.
Юноши контрольной группы оценивают современного мужчину как сильную личность с высоким социальным статусом, с высокой самооценкой, обладающий ярко выраженными маскулинными качествами, проявляющий андрогинность, эмпатийный, не конфликтный, уверенно противостоящий общественному мнению.
Отличие мужской и женской выборки контрольной группы в их представлениях о современном мужчине очевидны - девушки не принимают эмоциональных, эмпатийных проявлений, открытой демонстрации чувств со стороны мужчины.
С точки зрения девушек экспериментальной группы, современный мужчина - обладает высоким социальным статусом, силой личности, андро-гинными качествами, современный с высокой самооценкой и, проявляющий фемининность, но по сравнению с представлениями респонденток контрольной группы - снижается фактор самообвинения, открытости, маскулинности, увеличивается фактор современности, андрогинности, возрастает самооценка.
По мнению юношей экспериментальной группы, современный мужчина по сравнению с контрольной группой - это самоуверенная, но в то же время эмпатийная личность, не конфликтная, подтверждением чему служат увеличение фактора фемининности и снижение маскулинности, кроме того снижается показатель по фактору социального статуса.
Таким образом, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности, но, как показало проведенное нами исследование, массовое сознание остается инертным и совершить определенные сдвиги гендерного самосознания граждан возможно только путем специально организованного психолого-педагогического воздействия.
Библиографический список
1. Большунова, Н. Я. Условия и средства развития субъектности автореферат специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии: Автореф. дисс.... ученой степени доктора психологических наук. - Новосибирск, 2006.
2. Гендерная педагогика и психология : учеб. пособие / под общ. Ред. О. И. Ключко. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2005. - 156 с.
3. Кустова, О. Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала / Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).