Научная статья на тему 'Особенности тендерного самосознания студентов вуза'

Особенности тендерного самосознания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тендерного самосознания студентов вуза»

УДК 177.22

Л. О, Апарцева

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Огромную значимость разработки гендерной проблематики, необходимость внедрения гендерного компонента в содержание образования психологов и педагогов различных специальностей, развития гендерной толерантности всех участников образовательного процесса подтверждают многочисленные исследования, в частности, таких ученых как И. С. Клецина, О. И. Ключко, Л. В. Попова, Л. В. Штылева и др..

Несмотря на то, что разработка соответствующих идей гендерной психологии и педагогики началась в русле философии с античных времен, сам термин «гендер» появился лишь в 70-е годы XX в. Проблема гендерных исследований в гуманитарном знании стала активно изучаться в отечественной науке с 90-х гг XX в., Объект, предмет, основные понятия данной науки динамично развивались, изменялись. Хотелось бы отметить, что и в настоящее время существует методологическая неоднозначность в понимании термина «гендер», «пол», приобретение половой и гендерной идентичностей. Многие исследования порой, грешат методологическим неточностями. Поэтому, несмотря на возросший интерес к проблеме гендерной психологии, противоречивые представления, отсутствие единого устоявшегося представления в психолого-педагогической литературе о категории «гендер» и его структуре, существует проблема поиска и уточнения данного понятия, его компонентов, а также условий его становления и особенностей.

Гендерный подход в любой сфере знания предполагает, что различия в поведении, психике, деятельности мужчин и женщин определяются не столько их анатомо-физиологическими особенностями (которые не отрицаются), сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов: поскольку они не врожденные, а сконструированные обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества [2].

Сама по себе проблема изучения сознания и самосознания юношей и девушек относится к разделу о гендерной социализации. Негативные последствия традиционной гендерной социализации - барьеры самоактуализации мужчин и женщин, распространение агрессивного поведения, дискриминации по половому признаку [2, с. 9].

О. И. Ключко отмечает: «В настоящее время наиболее остро стоит проблема разработки методов исследования гендерных характеристик личности. В настоящее время в гендерной психологии и педагогике используется весь арсенал методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, итервью-

ирование, тесты, моделирование, биографический метод и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. Поэтому ряд исследователей настаивают на таких качественных методах, как глубинное интервью и анализ биографии. Широко могут быть использованы психодиагностические методики, представленные в практикуме по гендерной психологии под редакцией И. С. Клециной» [2, с. 9, 10].

Поэтому в нашем исследовании был использован следующий комплекс методик, направленных на изучение особенностей гендерного самосознания юношей и девушек студентов - «Личностно-семантический дифференциал», взятый из практикума по гендерной психологии в разработке

О. Л. Кустовой [3, с. 229-243], а также уникальная методика В. В. Столица-МИС.

Источником необходимости изучения особенностей развития гендерного самосознания студентов вуза выступает ряд противоречий:

- между принципами гендерного равенства, зафиксированными в важнейших международных документах, целью которых является содействие устойчивому развитию общества в целом на основе современных представлений о социальной справедливости в распределении ролей между мужчинами и женщинами во всех областях и практикой повседневной общественной жизни;

-между попытками разработать и внедрить реальные инструменты, практические методы в области социального равенства полов и отсутствием механизмов, направленных на процесс достижения гендерного равенства, в том числе в системе высшего образования;

- между существующими подходами обучения в вузе, направленными на развитие самосознания студентов и отсутствием разработанных методик развития гендерного самосознания будущего специалиста.

Исследование проблемы развития гендерного самосознания является прерогативой отечественной психологии, несмотря на то, что сам термин «гендер» пришел из западной психологической школы и сравнительно нов. Соответственно разработка этой проблематики крайне необходима именно в плане развития и уточнения методологических и теоретических положений, характеризующих специфику отечественной психологической науки.

Проблема изучения гендерного самосознания приобретает особое значение в современных социокультурных условиях, которые востребуют от человека не только активности, ответственности, но и способности к самоопределению в отношении социокультурного пути развития, способности осуществлять выбор своего пути в неоднозначном и противоречивом ценностном отношении мире [1].

Повышение интереса к гендерным исследованиям, касающихся различных видов деятельности, способностей (вербальных, интеллектуальных и т. д.), личностных особенностей (агрессивности, тревожности, эмпатийно-сти и т. д.) и т. д. не способны снять наиболее важное противоречие. Изуче-

ние гендерного осознания себя отдельным индивидом, а также структур сознания с этим взаимосвязанных.

В настоящее время объективно назрела необходимость внедрения в воспитательный процесс определенных методик, позволяющих развивать самосознание будущих специалистов, позволяющих корректировать взаимные предрассудки и стереотипы восприятия представителей своего и противоположного пола на этапе обучения в вузе. Все сказанное и определило выбор темы нашего исследования.

Эмпирическое исследование проходило в Сибирском государственном университете путей сообщения. В исследовании приняли участие 146 человек в возрасте от 17 до 23 лет.

В контрольную группу вошли студенты факультета «Управление персоналом», «Мосты и тоннели», «Путевое и гражданское строительство» всего 30 но человек (15 юношей, 15 девушек).

В экспериментальную группы вошли студенты-психологи 3-го курса после изучения спецкурса «Гендерная психология», 4-го курса после проведения тренинга, направленного на рефлексию гендерных стереотипов «Стереотипы восприятия пола»; 5-го курса после проведение фокус-групповой работы «Гендер глазами студентов» (на основе программы «Изучение гендерной идентичности методом фокус группы» II. К. Радиной, которая была нами переработана и дополнена). Всего 30 человек в экспериментальной группе, из них 15 - юношей и 15 - девушек.

Средний возраст респондентов контрольной группы составил 20 лет, экспериментальной группы - 21 год.

В качестве основы эмпирического исследования изучения гендерного самосознания студентов вуза использовались методики: личностно-семантический дифференциал (в разработке О. Л. Кустовой); методика по изучению самоотношений В. В. Столика.

В процессе исследования мы попытались выяснить, существуют ли особенности гендерного самосознания у студенческой молодежи, установление его особенностей и условий психолого-педагогического развития у студентов вуза.

Существует традиционное представление о традиционно женских, фемининных качествах, таких как пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. и мужских, маскулинных качествах, среди которых - доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность [3].

Контент-анализ по результатам проведения фокус-групповой дискуссии, продемонстрировал, что высказывания о современном женском и мужском идеале отличаются от традиционных представлений и фемининных, женских качествах и мужских, маскулинных ролях.

Так, например, современной женщине приписываются также такие черты как агрессивность, сексуальность, высокий социальный статус, а совре-

менному мужчине - присущи такие характеристики, как эмпатийность, эмоциональность.

В связи с полученными неоднозначными результатами нами было расширено наше исследование и проведен анализ тестовых замеров контрольной и экспериментальной групп до и после психолого-педагогических воздействий (в частности, спецкурса «Гендерная психология», тренинга «Мужские и женские сценарии» (в экспериментальной группе)) методиками ЛСД и МИС, позволившие оценить изменения в структурах гендерного самосознания юношей и девушек при помощи параметрических критериев (1-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок, корреляционный анализы).

Так, например, представления о женщине в контрольной и экспериментальной группах (после проведения ряда психолого-педагогических воздействий) имеют следующие особенности.

Современная женщина с точки зрения девушек контрольной группы обладает следующими характеристиками: высокая самооценка в сочетании с независимостью, низкая эмпатийность, внешняя эмоциональность в сочетании с внутренней закрытостью, высокий социальный статус, феминин-ность, андрогинность, сильная маскулинная личность.

По мнению юношей контрольной группы современная женщина - это фемининная, современная, с высоким социальным статусом, маскулинная личность.

Девушки экспериментальной группы представляют современную женщина как личность, обладающую высокой самооценкой, но по сравнению с представлениями респонденток контрольной группы - снижается фактор современности, социального статуса, маскулинности, увеличивается фактор андрогинности, возрастает самооценка, снижается фактор самообвинения.

По мнению юношей экспериментальной группы, современная девушка по сравнению с контрольной группой - это сильная личность с высоким социальным статусом, фемининная, эмпатийная, фактор маскулинности существенно снижается (в среднем на 10%).

Таким образом, можно увидеть следующие особенности современного женского портрета - это повышенный фактор маскулинности, кроме того, это в достаточной степени конфликтная, имеющая высокие показатели по фактору самообвинения. Наше исследование показало, что интерактивные методы обучения способны разрешить внутренние конфликты участников, понизить самообвинение и повысить такие факторы самосознания как самооценка, самопринятие, оценка и др.

Современный мужчина, по мнению девушек контрольной группы, обладает следующими характеристиками: современный с высоким социальным статусом, с ярко выраженными маскулинными качествами, эмоционально закрытая личность, с высокой самооценкой, конфликтный.

Юноши контрольной группы оценивают современного мужчину как сильную личность с высоким социальным статусом, с высокой самооценкой, обладающий ярко выраженными маскулинными качествами, проявляющий андрогинность, эмпатийный, не конфликтный, уверенно противостоящий общественному мнению.

Отличие мужской и женской выборки контрольной группы в их представлениях о современном мужчине очевидны - девушки не принимают эмоциональных, эмпатийных проявлений, открытой демонстрации чувств со стороны мужчины.

С точки зрения девушек экспериментальной группы, современный мужчина - обладает высоким социальным статусом, силой личности, андро-гинными качествами, современный с высокой самооценкой и, проявляющий фемининность, но по сравнению с представлениями респонденток контрольной группы - снижается фактор самообвинения, открытости, маскулинности, увеличивается фактор современности, андрогинности, возрастает самооценка.

По мнению юношей экспериментальной группы, современный мужчина по сравнению с контрольной группой - это самоуверенная, но в то же время эмпатийная личность, не конфликтная, подтверждением чему служат увеличение фактора фемининности и снижение маскулинности, кроме того снижается показатель по фактору социального статуса.

Таким образом, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности, но, как показало проведенное нами исследование, массовое сознание остается инертным и совершить определенные сдвиги гендерного самосознания граждан возможно только путем специально организованного психолого-педагогического воздействия.

Библиографический список

1. Большунова, Н. Я. Условия и средства развития субъектности автореферат специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии: Автореф. дисс.... ученой степени доктора психологических наук. - Новосибирск, 2006.

2. Гендерная педагогика и психология : учеб. пособие / под общ. Ред. О. И. Ключко. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2005. - 156 с.

3. Кустова, О. Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала / Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.