Научная статья на тему 'Гендерный подход в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей'

Гендерный подход в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНДЕРНО-РОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / GENDER / GENDER APPROACH / GENDER EDUCATION / GENDER-ROLE SOCIALIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Введенская Светлана Александровна

Рассматривается проблематика гендерного подхода в профессиональной подготовке студентов. Освещается необходимость внедрения гендерного знания в образование высшей школы. Описывается действие механизмов гендерно-ролевой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER APPROACH IN PROFESSIONAL PREPARATION OF ARTISTIC SPECIALITIES STUDENTS

The problems of Gender approach in professional preparation of students are examined. The necessity of introduction of Gender knowledge for Higher School education is considered. The mechanisms’ action of gender-role socialization is described.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей»

14. Юсупова, М.В. Образование в гендерном измерении / М.В. Юсупова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia / 2010C010_5_90_93.pdf (дата обращения: 05.08.2010)

ББК 74.580.2 УДК 378.016

С.А. ВВЕДЕНСКАЯ

S-А. VVEDENSKAYA

гендерныи подход в профессиональной подготовке студентов художественных специальностей

the gender approach in professional preparation of artistic specialities students

Рассматривается проблематика гендерного подхода в профессиональной подготовке студентов. Освещается необходимость внедрения гендерного знания в образование высшей школы. Описывается действие механизмов ген-дерно-ролевой социализации.

The problems of Gender approach in professional preparation of students are examined. The necessity of introduction of Gender knowledge for Higher School education is considered. The mechanisms' action of gender-role socialization is described.

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, гендерное образование, ген-дерно-ролевая социализация студентов.

Key words: gender, Gender approach, gender education, gender-role socialization of students.

Конец XX века во многом явился качественным рубежом в развитии человеческого общества. Именно в этот период возникли новые тенденции общественного развития, полномасштабная реализация которых пройдет уже в третьем тысячелетии: информационная революция, новый этап научно-технической революции, глобализация общественных процессов и их предельная динамизация. Каждое новое открытие, техническое или социальное нововведение, с одной стороны, приближает ученых к искомому решению, но, с другой стороны, выдвигает перед ними все новые вопросы и проблемы.

Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение целей образования. Образование становится действенным фактором развития общества.

Наметившиеся общемировые тенденции в образовании: создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов.

Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил с тем, чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.

Считая учебно-профессиональную деятельность важной сферой самовыражения студента, необходимо отметить, что неудачи в учебе, разочарования содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность студентом себя, собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности. Это может являться основой неудовлетворенности, замедляющей движение по пути саморазвития и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.

Общество требует переосмысления подходов к самому процессу становления специалиста любой профессиональной ориентации, так как эффективность деятельности непосредственно зависит от профессиональной самореализации личности [4].

Преподавание в педагогическом вузе, ориентированное на современные концепции и идеи, так или иначе включает в себя программы гендерных исследований. Поколение исследователей и практиков, получающих в настоящий момент высшее профессиональное образование в области педагогики и психологии, крайне нуждается в гендерном образовании для эффективной социальной практики [2].

В этих условиях студенту вуза необходимо руководствоваться в своем поведении ценностными ориентациями, определяющими осознанное оценивание объектов мира.

В настоящее время фактор пола стал важнейшей составляющей многих социологических, психологических и педагогических исследований, поэтому имеются данные о различиях психологических характеристик у мужчин и женщин. Действительно, в современном обществе сложилось убеждение, что потенциальные возможности мужчины и женщины одинаковы: они в равной степени талантливы, могут овладеть любым профессиональным мастерством.

Процесс внедрения гендерного знания в образование высшей школы осложнен рядом причин объективных факторов, среди которых много исследователей выделяют: отсутствие четкой государственной программы развития гендерного компонента в образовании, неготовность общества к восприятию гендерных проблем как действительно актуальных, ограничение гендерной проблематики женской темой; отсутствие образовательных программ, методического обеспечения, квалифицированных кадров и др.

Внедрение категории «гендер» в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в профессиональном образовании формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии юношей и девушек.

Гендер (от gender - род) - термин, появившийся в американской научной литературе в начале 80-х годов прошлого века, в настоящее время активно исследуется в отечественной социальной психологии, социологии, лингвистике. По мнению А. Ребера, понятие «гендер» используется при обсуждении различий между мужчинами и женщинами [3]. Современная наука различает биологический пол и социально-психологический пол как совокупность социокультурных и поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обще-

стве. Социальный пол называют гендером, а соответствующие свойства и отношения - тендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда, тендерные стереотипы и т.д.) [6, с. 38]. Данное определение вряд ли можно считать устоявшимся. В настоящее время в западной социологии обсуждается вопрос о том, что гендер «создается мужчинами и женщинами, чья компетентность как членов общества является залогом их деятельности по созданию ген-дера. Создание гендера включает комплекс социально-контролируемых действий (по восприятию, микрополитике и взаимодействию), целью которых является выражение мужской или женской природы».

Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида.

Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данном обществе.

Внедрение категории «гендер» в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в профессиональном образовании формируются многие представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии. Развитие гендерного образования в вузе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия, рождает силы для взламывания «стеклянных потолков», свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности.

Но пока гендерные подходы в педагогике воспринимаются как научная экзотика. Для понимания и профессионального участия в процессе гендерной социализации педагогу необходим соответствующий методологический и методический аппарат, содержащий систему научных знаний о гендере, педагогических аспектах воспитания и образования как гендерных технологиях, факторах, условиях и критериях эффективной гендерной социализации студенов, соответствующий предмету профессиональный язык.

Гендер - это совокупность качеств мужественности и женственности в одном человеке [8, с. 143]. Гендер встраивается в высший уровень «интегральной индивидуальности» (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин) наряду с характером, способностями, социальным статусом и связан с ними. Статус предписывает индивиду определенные роли, качество персонального (В.М. Лейбин, А.В. Петровский, В. Штерн, К. Юнг) исполнения которых обусловлено развитостью структурных компонентов гендера: когнитивного (гендерные знания), эмоционального (гендерная идентичность) и поведенческого (гендерные роли и особенности поведения) (А.А. Чекалина).

Гендерные исследования впервые возникли на Западе и своим логическим обоснованием в качестве новой дисциплины в целом обязаны феминистской теории. Тактика в продвижении гендерных исследований связана с активным гендерным просвещением.

Что касается сферы образования, то как отдельная проблематика гендерные отношения впервые вошли в образовательную практику Западной Европы и США в конце 1960-х г., когда феминистское движение вызывало всеобщий интерес к проблемам политической, экономической, социальной дифференциации по половому признаку. По мнению исследователей, на патриархальной школе лежит ответственность за проведение идей о творческой ограниченности женщин, формирование комплексов «профессиональной несостоятельности», «боязни успеха» и социальной депревированности у деву-

шек-студенток. Не следует, однако, отождествлять тендерный подход с борьбой против дискриминации девочек (девушек, женщин) [5]. Основные задачи гендерного образования заключаются в том, чтобы объяснить природу стереотипов, показать их историческую изменчивость и социальную обусловленность, поскольку очень часто стереотипные представления, усвоенные от других, приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека.

Гендерный подход исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безликие «учащиеся», а мальчики и девочки (или девушки и юноши), которые нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя (например, следует учитывать, что девушки предпочитают обмен мнениями, а не защиту четко определенных позиций, они менее склонны открыто показывать свои знания). Но главное, как внутри, так и вне образовательных учреждений, и школьники, и взрослые сталкиваются со сложным миром меняющихся представлений и стереотипов, касающихся того, какое поведение, внешний вид, мышление приемлемы для представителей данного пола [1].

Культурологические теории о двойственности культуры (П.А. Сорокин, В.В. Миронов), о типологиях мужского и женского характера (И.С. Кон, В.Н. Кар-дапольцева и др.), а также социально-конструктивистские теории гендера (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, И. Гофман) позволяют рассматривать социализацию мужчины и женщины (юноши и девушки) не только как процесс усвоения системы социальных ролей, но и как процесс создания новых «личностных образцов» поведения (А.П. Булкин, М. Оссовская), ориентированных на систему определенных культурных ценностей. Квалификационные характеристики, модели специалиста и психолого-педагогические характеристики профессиональной деятельности в концепциях высшего образования второй половины XX века (С.И. Архангельский, Б.Б. Косов, Л.И. Рувинский, В.А. Садовничий, Ю.Г. Фокин) являются также попыткой создания определенных «образцов» личности студента вуза.

Введение в контекст педагогики разграничения понятий «пол» и «ген-дер» позволяет рассматривать воспитание как процесс самоизменения человека, сочетающего в своем поведении личностное, связанное с индивидуальными гендерными различиями, с нормами и ценностями субкультуры - одного из способов обособления в обществе и интеграции с ним. Исходя из этого, гендерно-ролевая социализация является фактором воспитания личности и определяется как процесс, обусловленный знанием о многообразии проявлений мужского и женского во взаимодействии, о статусах, стереотипах и нормах, гендерных ролях и ценностях; отношением человека к своему «второму» полу; выработкой на основе ценностей и опыта деятельности в соответствии со статусом личности стиля гендерно-ролевого поведения при выполнении гражданских, семейных и профессиональных ролей.

В настоящее время в связи с изменениями стратификации российского общества необходима разработка теории гендерно-ролевой социализации и гендерного воспитания личности. Всеобщие философские категории (общего, особенного и единичного) помогают разграничить понятия «пол» и «гендер». Исследования социологов, культурологов, психологов показывают, что гендер является «вторым», психологическим, социокультурным полом человека. Мужчина и женщина - представители биологического пола, а мужественность и женственность - социокультурные конструкты (И.А. Жеребкина, Е.А. Здраво-мыслова, Е.П. Ильин, В.Н. Кардапольцева, И.В. Костикова и др.). Когда из практики обучения исчезнет скрытая сегрегация по половому признаку, можно говорить о гендерном воспитании как о воспитании нейтральном.

В связи с этими изменениями педагогике необходимо скорректировать свои позиции в гендерной социализации студентов. И не случайно, в по-след-ние годы предметом обсуждения зарубежных и отечественных педагогов все чаще становится гендерное образование.

В Гендерной стратегии РФ говорится о важности реформирования системы образования с учетом включения гендерно ориентированных программ, расширяющих возможности полов для свободного духовного развития.

Поэтому все более активное развитие получает новая отрасль педа-го-гических знаний, именуемая гендерной педагогикой. Она основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, независимо от пола.

Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению студента гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

Непосредственно в социальном воспитании, гендерный подход имеет своей задачей создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, согласно А.В. Мудрику, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям по-ло-ролевых отношений в обществе и к эффективному полоролевому обособ-лению в нем [7, с.15].

Свободному развитию личности, становлению индивидуальности ме-шают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они, по мнению И.С. Клециной [8], побуждают мужчин и женщин формировать модель поведения, проявляющуюся в доминировании и зависимости. Гендерный подход в обра-зовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограни-ченные традиционными тендерными стереотипами. Гендерный подход в целом предполагает, что различия в поведении, мышлении и восприятии мужчин и женщин определяются не только их психологическими особенностями, но и социальными факторами, такими как воспитание в духе распространенных в каждой культуре представлений о мужском и женском предназначении.

В последней четверти ХХ века в условиях изменения стратификации российского общества возникла необходимость пересмотра основ теории социализации личности мужчины и женщины в связи с потребностью общества в современно образованных, нравственных, мобильных людях, ориентированных на сотрудничество, способных самостоятельно принимать конструктивные решения и прогнозировать их возможные последствия.

Социальный прогресс общества, эффективная экономика, высокая культура и нравственность достигаются только совокупным интеллектуальным потенциалом его граждан обоих полов. Сущность процесса социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация осуществляется с помощью традиционного, институционального, стилизованного, межличностного механизмов воспитания. Действие всех механизмов социализации сопровождается рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, коллективу [9, с. 59]. Со-

вокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей, называется субкультурой. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры, фиксирующей в себе в качестве ценностной ориентации образ человека (продукта стиля жизни данной группы людей) - «личностный образец». Соблюдение границ субкультур является обязательным условием создания жизнеспособной системы образования (Б.М. Бим-Бад, А.П. Булкин, М. Оссовская).

Исходя из концепции социального конструирования гендера (Г. Гарфин-кель, П. Бергер и Т. Лукман, И. Гофман), ранее не имеющей своего отражения в педагогических исследованиях, человек в процессе социализации не только усваивает определенные роли, но и вырабатывает новые правила. В настоящее время русская культура направлена на поиск новых нормативных «образцов» личности в связи с необходимостью взаимодополнения ролей мужчины и женщины. В этих условиях студенту вуза недостаточно сознательно ориентироваться на традиционные общепринятые нормы, а необходимо руководствоваться в своем поведении ценностными ориентациями как основаниями осознанного оценивания объектов. Норма как внешний регулятор поведения при этом не утрачивает своей актуальности, но и не является достаточной (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова).

Данное утверждение лежит в основе идеи превращения человека «природного» (биологический пол) в человека «культурного» (социокультурный пол) на основе субкультурных вариативных гендерных «образцов» личности. Исходя из этого, в пределах каждой социальной роли существует несколько образцов гендерных ролей и норм, не имеющих универсального содержания.

В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения и в содержании теоретико-методологических подходов в образовании; по-новому видятся цели профессиональной подготовки юношей и девушек. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества XXI века в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Превращение системы высшего образования в социальный институт, ответственный за наследование образовательных, духовных и культурных традиций народов России, за сохранение и приумножение «интеллектуального потенциала страны» (Н.Д. Никандров), возможно лишь при условии удовлетворения ведущей базовой потребности личности студента вуза - потребности в персонализации на основе паритета «второго» пола и «личностного образца», ориентированного на ценности смысла жизни, творчества, сотрудничества, семьи, взаимоуважения, профессионализма [7, с. 19].

Гендерное образование помогает студентам (юношам и девушкам) избавиться от гендерных стереотипов, учит толерантности, способствует развитию самосознания, творческого, стратегического мышления, чувства ответственности, причастности к истории и культуре, что является неотъемлемой чертой по-настоящему свободной личности.

Гендерный подход в обучении студентов призван обратить внимание на трансформацию ролей мужчины и женщины в ходе технологических и общественных преобразований, показать взаимосвязь и взаимообусловленность этих процессов. Необходимо подчеркнуть направленность происходящих изменений, прежде всего на развитие равноправия и партнерства полов.

Будучи носителями культуры, студенты художественных специальностей должны воспитываться как свободные, гуманные, духовные личности, ориентированные на ценности мировой и национальной культуры, творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. От педагога требуется целый комплекс личностных качеств и умений для того, чтобы он был в состоянии обеспечить педагогическое руководство художественно-творческой деятельностью студентов. Данная постановка вопроса теснейшим образом связана с проблемой совершенствования специальной подготовки студентов художественных специальностей на занятиях по дисциплинам предметной подготовки.

Литература

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. -431 с.

2. Введение в гендерные исследования [Текст]: учебное пособие / под ред. И.А. Жереб-киной. - Харьков: ХЦГИ, 2001. - Ч. 1. - 256 с.

3. Введение в гендерные исследования [Текст]: учебное пособие / под ред. И. Жеребки-ной. - Харьков, СПб.: 2001. - Ч. 1. - 707 с.

4. Введение в гендерные исследования [Текст]: учебное пособие / под ред. И.В. Костиковой. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 255 с.

5. Гендерный калейдоскоп [Текст]: курс лекций / под ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.

6. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст]: учебное пособие. - СПб., 1998. -137 с.

7. Мудрик, А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании [Текст] /А. Мудрик // Воспитательная работа в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-19.

8. Основы гендерных исследований [Текст]: хрестоматия / Под ред. О.А. Воронина. -М.: МЦГИ, 2001. - 368 с.

9. Словарь гендерных терминов [Текст] / под ред. А.А. Денисова. - М.: Информация -ХХ1 век, 2002. - 255 с.

10. Социология гендерных отношений [Текст]: учебное пособие / под ред. З.М. Сарали-евой. - М., 2004. - 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.