Научная статья на тему 'Результаты исследования профессионально важных качеств студенток ОГИС (на примере специальности «Дизайн»)'

Результаты исследования профессионально важных качеств студенток ОГИС (на примере специальности «Дизайн») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Инга Владимировна

Изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС позволяют разработать методику оценки и совершенствования профессионально значимых координационных проявлений у будущих дизайнеров и оптимизировать процесс физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Инга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования профессионально важных качеств студенток ОГИС (на примере специальности «Дизайн»)»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

разработки индивидуальных программ по коррекции, гармонизации и формированию гендерной социализации студентов, а также используются автором статьи при чтении спецкурсов по психологии и педагогике для студентов гуманитарного профиля и соответствующих разделов дисциплин, обязательных для изучения при подготовке специалистов негуманитарного профиля.

Библиографический список

1. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека./ А.А. Ершов. - М.: Луч. 1991. 159 с.

2. Скорова Л.В. Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения / Л.В. Скорова // Сибирский психологический журнал №21, 2005. С.81-84.

3. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования функциональной системы женщины. Автореф. дис. ... д-ра псих. наук (специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / Л.Г. Бузунова. -Пермь, 2002.

4. Гайнанова А.Р. Этнические и гендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания. Ав-тореф. дис. . канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / А.Р. Гайнанова. - Барнаул, 2006.

5. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология

(психологические науки)) / Е.М. Ижванова. - Москва, 2004.

6. Мошкина Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии). / Л.Д. Мошкина. - Пермь, 2002.

7. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с. — С.361-362.

8. Шихирев П.И. Исследования стереотипа в американской социальной науке / П.И. Шихирев // Вопросы философии. 1971, №5.

9. Кустова О.Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. / О.Л. Кустова. — СПб.: Питер, 2003. 479 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. 304 с.

АПАРЦЕВА Алиса Олеговна, преподаватель, аспирант кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология».

СИЛКИНА Надежда Владимировна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология».

Дата поступления статьи в редакцию: 18.04.2007 г.

© Апарцева А.О., Силкина Н.В.

УДК 796 И. В. АФАНАСЬЕВА

Омский государственный институт сервиса

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ОГИС

(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»)

Изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС позволяют разработать методику оценки и совершенствования профессионально значимых координационных проявлений у будущих дизайнеров и оптимизировать процесс физического воспитания в вузе.

В процессе обучения студентов, выбравших специальность дизайнера, в вузе одной из важнейших задач является формирование у них профессиональных качеств [1].

Профессиональный труд дизайнеров требует вполне конкретных умений и навыков, позволяющих применять определенные технические приемы в рисунке, живописи, скульптуре [2]. Для этого необходимы общая выносливость организма, тонкая координация двигательных действий и выносливость рук. Высокие требования в сфере дизайна предъявляются к точной дифференцировке, воспроизведению, отмериванию пространственных, силовых и временных параметров

движении, мышечных усилии, к равновесию, к распределению и интенсивности внимания, к хорошей ориентации в пространстве, пространственному мышлению и конструктивному праксису.

Формирование этих способностей у будущих дизайнеров в рамках учебного процесса неразрывно связано с занятиями по физической подготовке, в ходе которых происходит развитие базовых координационных проявлений, являющихся основой для последующего формирования профессионально значимых координационных способностей [3]. Именно в развитии базовых и специальных координационных способностей, в том числе профессионально значи-

І

курсы

Рис. 1. Динамика изменения показателя реакции на вертикалы» падающий предмет (тест «ловля палки») у студенток -дизайнеров с 1 по 4 курс

5

4.5 4

3.5 3

2.5

£

2гурс

З сурс

курсы

Рис. 2. Динамика изменения точности воспроизведения заданно й амплитуды движений руки (ошибка, градусы! у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс

320

и

ч 5* 300

200

£

2Є-0

5

Ь 240

К

г 220

п

ш 200

у

1 ку рс 2 курс 3 курс

курсы

4 курс

Рис. 3. Динамика изменения показателя простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) (мс) у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс

25 20 5 15

5,

І 10

1 курс

2 курс Зкурс

курсы

4 курс

19.4

—±— 15,6 —Ї— 14,4

12.1 —£—

Рис. 4. Динамика изменения показателя статического равновесия (пробаРомберга, поза «аиста») (сек.) у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс

мых, видится возможность разрешения актуальных на сегодняшний день проблем физического воспитания молодежи, специальной подготовки будущих специалистов различных профессий в высших учебных заведениях. Эта проблема стоит весьма остро, учитывая проблемное состояние здоровья студенческой молодежи, недостаточную общефизическую подготовку и низкую двигательную активность.

В целях изучения динамики уровня развития различных видов базовых координационных способностей у студенток-дизайнеров в процессе обучения с 1 по 4 курс нами на базе кафедры медико-биологического обеспечения (МБО) совместно с Научно-исследовательским институтом деятельности в экстремальных условиях (НИИ ДЭУ) СибГУФК было проведено комплексное тестирование. Исследование проводилось в течение 2003-2007 гг., в процессе которого было обследовано

1050 студенток Омского государственного института сервиса (ОГИС).

Результаты исследования показали, что все виды изучаемых базовых координационных способностей

— реагирующих, кинестетических, ориентационных

— и способности к равновесию в процессе обучения с 1 по 4 курс дают весьма неровную динамику, целый ряд показателей к концу обучения существенно снижается.

В данной статье представлены результаты студенток с 1 по 4 курс в некоторых тестах.

Реагирующая способность у студенток-дизайнеров от 1 к 4 курсу имеет отрицательную динамику: количество точных реакций крайне низкое и имеет тенденцию к снижению к концу обучения в вузе; опережающие реакции к 4 курсу незначительно возрастают, а число запаздывающих реакций, и так достаточно высокое на всех курсах, к 4 курсу существенно возрастает. Это обусловливает снижение общей реагирующей способности студенток от 1 к 4 курсу и может свидетельствовать о преобладании в коре головного мозга процессов торможения над процессами возбуждения. Такая же динамика отмечается и в показателе реакции на вертикально падающий предмет (тест «ловля палки»)

— он ухудшился на 13% (рис. 1).

Отрицательная динамика отразилась в результатах комплексного координационного теста, дающего оценку изменениям психофизиологических параметров студенток-дизайнеров в процессе обучения в вузе. Данный показатель имеет устойчивую негативную динамику, свидетельствуя об общем снижении кинестетической, реагирующей и ориентационной способности студенток в процессе обучения в вузе. Показатель точности воспроизведения заданной величины усилия (ошибка) снизился на 13,5% (рис. 2).

Показатель простой зрительно-моторной реакции также имеет отрицательную динамику, наблюдается его снижение на 23% (рис. 3).

Результаты теста, определяющего способность студенток-дизайнеров к сохранению статического равновесия, представлены на рисунке 4.

Анализ показал, что в процессе обучения в вузе имеет место устойчивая отрицательная динамика показателя, свидетельствующего о сформированности и развитии у студенток-дизайнеров такой координационной способности, как способность к сохранению равновесия. Снижение показателя за 4 года весьма существенно и составило 37,6 %, что является негативным фактором. Выявленные различия между исходным и конечным показателем статистически достоверны при р < 0,05.

Указанное состояние уровня развития и динамики изменений координационных способностей студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс требует осуществления систематичного и целенаправленного воздействия на них на занятиях по физическому воспитанию, начиная с 1 курса. Между тем существующая программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений построена без учета профессиональной деятельности будущих специалистов, не содержит раздела, который отражал бы критерии оценки координационных способностей, практические и теоретические вопросы совершенствования профессионально значимых координационных способностей.

Данная ситуация обусловила необходимость проведения исследования по выявлению профессионально важных координационных способностей, в наибольшей степени влияющих на процесс целостной подготовки будущих специалистов дизайнеров.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

Осуществленный анализ полученных результатов исследования, который имел своим содержанием изучение координационных способностей, а также выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС, показал, что профессионально значимые качества и координационные способности находятся в достаточно широком и тесном взаимодействии. Все изученные нами профессиональные способности будущих дизайнеров взаимосвязаны с разными видами базовых координационных проявлений (рис. 5).

Таким образом, наиболее важными координационными способностями, значимыми для студентов-дизайнеров, являются способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; быстрому реагированию и ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.

На основании анализа научной литературы, данных предварительного исследования можно говорить о том, что в процессе обучения в вузе у будущих дизайнеров должна быть сформирована система профессионально значимых качеств, которая складывается из целого комплекса компонентов, в том числе и двигательных координационных способностей.

Недостаточный уровень развития большинства выявленных базовых координационных способностей у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс не позволяет полноценно и в полном объеме сформировать у них профессионально значимые качества к концу обучения в вузе, о чем свидетельствует отрицательная динамика этих показателей.

Для корректировки и улучшения исследованных показателей базовых и профессионально значимых способностей студенток-дизайнеров требуется специальная методика, направленная на совершенствование указанных способностей. В ней должны быть усилены компоненты, необходимые для совершенствования и целенаправленного воздействия на те двигательные способности студенток, которые связаны с их будущей профессией.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсе-вич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

Профес-

сиональные

умения

студентов-дизайнеров І-ІУ курсов

Кинестетическая Реагирующая { Способность к \ Способность к

КС КС ориентации в быстрой

(воспроизведение (ловля верток. пространстве перестройке

заданной падающего (лабиринт двигательн ои

величины ус илия предмета, РДО, дриблинг, деятельности

амплитуды скорость ЗМР) попадание в (быстрота опер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

движения) цель) мышления, комп. коор. кест)

Кол-во связей 5 Кол-во связей 4 Кол-во связей 3 Кол-во связей 3

Рис. 5. Корреляционные связи профессиональных умений с базовыми координационными способностями

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26.

3. Полиевский С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Ав-тореф. дис. - .д-ра мед. наук / С.А. Полиевский. - М.: Московск. мед. стомат. ин-т, 1974. - 26 с.

4. Тамошаускас П.П. Общая физическая подготовка и повышение профессионально важных двигательных качеств будущих художников / Тамошаускас П.П. // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1. - С. 35-37.

5. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 31-33.

6. Горская И.Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-14 лет с различным типом телосложения: Автореф. дис.... канд. пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск: Сиб-ГАФК, 1993. - 20 с.

АФАНАСЬЕВА Инга Владимировна, ст. преподаватель кафедры физической культуры ОГИС, аспирант СибГУФК.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.04.2007 г.

© Афанасьева И.В.

Книжная полка

Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Под ред. В. А. Сластёнина. - 2-е изд., стер. - 368 с.

Учебное пособие представляет собой интегративный курс дидактики как целостной теоретической и нормативно-прикладной науки о процессе обучения. Излагаются фундаментальные основы (физиологические, социокультурные, информационные, нормативные) и генезис становления дидактического знания от Античности до наших дней. Раскрывается широкий круг психологических, педагогических, технологических и возрастных проблем современной дидактики.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям вузов, учителям, аспирантам психолого-педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.