ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
разработки индивидуальных программ по коррекции, гармонизации и формированию гендерной социализации студентов, а также используются автором статьи при чтении спецкурсов по психологии и педагогике для студентов гуманитарного профиля и соответствующих разделов дисциплин, обязательных для изучения при подготовке специалистов негуманитарного профиля.
Библиографический список
1. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека./ А.А. Ершов. - М.: Луч. 1991. 159 с.
2. Скорова Л.В. Нравственное становление личности в процессе профессионального обучения / Л.В. Скорова // Сибирский психологический журнал №21, 2005. С.81-84.
3. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования функциональной системы женщины. Автореф. дис. ... д-ра псих. наук (специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / Л.Г. Бузунова. -Пермь, 2002.
4. Гайнанова А.Р. Этнические и гендерные особенности становления Я-концепции на этапе полового созревания. Ав-тореф. дис. . канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии) / А.Р. Гайнанова. - Барнаул, 2006.
5. Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.13 Психология развития, акмеология
(психологические науки)) / Е.М. Ижванова. - Москва, 2004.
6. Мошкина Л.Д. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов. Автореф. дис. ... канд. псих. наук (Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии). / Л.Д. Мошкина. - Пермь, 2002.
7. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с. — С.361-362.
8. Шихирев П.И. Исследования стереотипа в американской социальной науке / П.И. Шихирев // Вопросы философии. 1971, №5.
9. Кустова О.Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. / О.Л. Кустова. — СПб.: Питер, 2003. 479 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. 304 с.
АПАРЦЕВА Алиса Олеговна, преподаватель, аспирант кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология».
СИЛКИНА Надежда Владимировна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология».
Дата поступления статьи в редакцию: 18.04.2007 г.
© Апарцева А.О., Силкина Н.В.
УДК 796 И. В. АФАНАСЬЕВА
Омский государственный институт сервиса
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК ОГИС
(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»)
Изучение уровня развития базовых координационных способностей и выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС позволяют разработать методику оценки и совершенствования профессионально значимых координационных проявлений у будущих дизайнеров и оптимизировать процесс физического воспитания в вузе.
В процессе обучения студентов, выбравших специальность дизайнера, в вузе одной из важнейших задач является формирование у них профессиональных качеств [1].
Профессиональный труд дизайнеров требует вполне конкретных умений и навыков, позволяющих применять определенные технические приемы в рисунке, живописи, скульптуре [2]. Для этого необходимы общая выносливость организма, тонкая координация двигательных действий и выносливость рук. Высокие требования в сфере дизайна предъявляются к точной дифференцировке, воспроизведению, отмериванию пространственных, силовых и временных параметров
движении, мышечных усилии, к равновесию, к распределению и интенсивности внимания, к хорошей ориентации в пространстве, пространственному мышлению и конструктивному праксису.
Формирование этих способностей у будущих дизайнеров в рамках учебного процесса неразрывно связано с занятиями по физической подготовке, в ходе которых происходит развитие базовых координационных проявлений, являющихся основой для последующего формирования профессионально значимых координационных способностей [3]. Именно в развитии базовых и специальных координационных способностей, в том числе профессионально значи-
І
курсы
Рис. 1. Динамика изменения показателя реакции на вертикалы» падающий предмет (тест «ловля палки») у студенток -дизайнеров с 1 по 4 курс
5
4.5 4
3.5 3
2.5
£
2гурс
З сурс
курсы
Рис. 2. Динамика изменения точности воспроизведения заданно й амплитуды движений руки (ошибка, градусы! у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс
320
и
ч 5* 300
200
£
2Є-0
5
Ь 240
К
г 220
п
ш 200
у
1 ку рс 2 курс 3 курс
курсы
4 курс
Рис. 3. Динамика изменения показателя простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) (мс) у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс
25 20 5 15
5,
І 10
1 курс
2 курс Зкурс
курсы
4 курс
19.4
—±— 15,6 —Ї— 14,4
12.1 —£—
Рис. 4. Динамика изменения показателя статического равновесия (пробаРомберга, поза «аиста») (сек.) у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс
мых, видится возможность разрешения актуальных на сегодняшний день проблем физического воспитания молодежи, специальной подготовки будущих специалистов различных профессий в высших учебных заведениях. Эта проблема стоит весьма остро, учитывая проблемное состояние здоровья студенческой молодежи, недостаточную общефизическую подготовку и низкую двигательную активность.
В целях изучения динамики уровня развития различных видов базовых координационных способностей у студенток-дизайнеров в процессе обучения с 1 по 4 курс нами на базе кафедры медико-биологического обеспечения (МБО) совместно с Научно-исследовательским институтом деятельности в экстремальных условиях (НИИ ДЭУ) СибГУФК было проведено комплексное тестирование. Исследование проводилось в течение 2003-2007 гг., в процессе которого было обследовано
1050 студенток Омского государственного института сервиса (ОГИС).
Результаты исследования показали, что все виды изучаемых базовых координационных способностей
— реагирующих, кинестетических, ориентационных
— и способности к равновесию в процессе обучения с 1 по 4 курс дают весьма неровную динамику, целый ряд показателей к концу обучения существенно снижается.
В данной статье представлены результаты студенток с 1 по 4 курс в некоторых тестах.
Реагирующая способность у студенток-дизайнеров от 1 к 4 курсу имеет отрицательную динамику: количество точных реакций крайне низкое и имеет тенденцию к снижению к концу обучения в вузе; опережающие реакции к 4 курсу незначительно возрастают, а число запаздывающих реакций, и так достаточно высокое на всех курсах, к 4 курсу существенно возрастает. Это обусловливает снижение общей реагирующей способности студенток от 1 к 4 курсу и может свидетельствовать о преобладании в коре головного мозга процессов торможения над процессами возбуждения. Такая же динамика отмечается и в показателе реакции на вертикально падающий предмет (тест «ловля палки»)
— он ухудшился на 13% (рис. 1).
Отрицательная динамика отразилась в результатах комплексного координационного теста, дающего оценку изменениям психофизиологических параметров студенток-дизайнеров в процессе обучения в вузе. Данный показатель имеет устойчивую негативную динамику, свидетельствуя об общем снижении кинестетической, реагирующей и ориентационной способности студенток в процессе обучения в вузе. Показатель точности воспроизведения заданной величины усилия (ошибка) снизился на 13,5% (рис. 2).
Показатель простой зрительно-моторной реакции также имеет отрицательную динамику, наблюдается его снижение на 23% (рис. 3).
Результаты теста, определяющего способность студенток-дизайнеров к сохранению статического равновесия, представлены на рисунке 4.
Анализ показал, что в процессе обучения в вузе имеет место устойчивая отрицательная динамика показателя, свидетельствующего о сформированности и развитии у студенток-дизайнеров такой координационной способности, как способность к сохранению равновесия. Снижение показателя за 4 года весьма существенно и составило 37,6 %, что является негативным фактором. Выявленные различия между исходным и конечным показателем статистически достоверны при р < 0,05.
Указанное состояние уровня развития и динамики изменений координационных способностей студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс требует осуществления систематичного и целенаправленного воздействия на них на занятиях по физическому воспитанию, начиная с 1 курса. Между тем существующая программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений построена без учета профессиональной деятельности будущих специалистов, не содержит раздела, который отражал бы критерии оценки координационных способностей, практические и теоретические вопросы совершенствования профессионально значимых координационных способностей.
Данная ситуация обусловила необходимость проведения исследования по выявлению профессионально важных координационных способностей, в наибольшей степени влияющих на процесс целостной подготовки будущих специалистов дизайнеров.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
Осуществленный анализ полученных результатов исследования, который имел своим содержанием изучение координационных способностей, а также выявление профессионально значимых координационных способностей у студенток 1-4 курсов ОГИС, показал, что профессионально значимые качества и координационные способности находятся в достаточно широком и тесном взаимодействии. Все изученные нами профессиональные способности будущих дизайнеров взаимосвязаны с разными видами базовых координационных проявлений (рис. 5).
Таким образом, наиболее важными координационными способностями, значимыми для студентов-дизайнеров, являются способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; быстрому реагированию и ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.
На основании анализа научной литературы, данных предварительного исследования можно говорить о том, что в процессе обучения в вузе у будущих дизайнеров должна быть сформирована система профессионально значимых качеств, которая складывается из целого комплекса компонентов, в том числе и двигательных координационных способностей.
Недостаточный уровень развития большинства выявленных базовых координационных способностей у студенток-дизайнеров с 1 по 4 курс не позволяет полноценно и в полном объеме сформировать у них профессионально значимые качества к концу обучения в вузе, о чем свидетельствует отрицательная динамика этих показателей.
Для корректировки и улучшения исследованных показателей базовых и профессионально значимых способностей студенток-дизайнеров требуется специальная методика, направленная на совершенствование указанных способностей. В ней должны быть усилены компоненты, необходимые для совершенствования и целенаправленного воздействия на те двигательные способности студенток, которые связаны с их будущей профессией.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсе-вич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
Профес-
сиональные
умения
студентов-дизайнеров І-ІУ курсов
Кинестетическая Реагирующая { Способность к \ Способность к
КС КС ориентации в быстрой
(воспроизведение (ловля верток. пространстве перестройке
заданной падающего (лабиринт двигательн ои
величины ус илия предмета, РДО, дриблинг, деятельности
амплитуды скорость ЗМР) попадание в (быстрота опер.
движения) цель) мышления, комп. коор. кест)
Кол-во связей 5 Кол-во связей 4 Кол-во связей 3 Кол-во связей 3
Рис. 5. Корреляционные связи профессиональных умений с базовыми координационными способностями
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26.
3. Полиевский С.А. Гигиенические основы физической подготовки подростков к профессиональной деятельности: Ав-тореф. дис. - .д-ра мед. наук / С.А. Полиевский. - М.: Московск. мед. стомат. ин-т, 1974. - 26 с.
4. Тамошаускас П.П. Общая физическая подготовка и повышение профессионально важных двигательных качеств будущих художников / Тамошаускас П.П. // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1. - С. 35-37.
5. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 31-33.
6. Горская И.Ю. Воспитание координационных способностей у школьников 7-14 лет с различным типом телосложения: Автореф. дис.... канд. пед. наук / И.Ю. Горская. - Омск: Сиб-ГАФК, 1993. - 20 с.
АФАНАСЬЕВА Инга Владимировна, ст. преподаватель кафедры физической культуры ОГИС, аспирант СибГУФК.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.04.2007 г.
© Афанасьева И.В.
Книжная полка
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Под ред. В. А. Сластёнина. - 2-е изд., стер. - 368 с.
Учебное пособие представляет собой интегративный курс дидактики как целостной теоретической и нормативно-прикладной науки о процессе обучения. Излагаются фундаментальные основы (физиологические, социокультурные, информационные, нормативные) и генезис становления дидактического знания от Античности до наших дней. Раскрывается широкий круг психологических, педагогических, технологических и возрастных проблем современной дидактики.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям вузов, учителям, аспирантам психолого-педагогических специальностей.