о
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ
ОБЩЕСТВУ
с1 https://doi.org/10.5281/zenodo.14544393
Вафаева Дилафруз Артиковна
Преподаватель
Бухарского государственного педагогического института
Аннотация: В статье рассмотрен вопрос гендерного равенства. Проанализирована причина поднятия философами вопросов о существующих барьерах и вызовах, несмотря на достигнутый прогресс в области гендерного равенства.
Ключевые слова: гендерное равенство, справедливое общество, феминизм, культурный контекст, гендерная дискриминация.
Философский анализ гендерного равенства охватывает широкий спектр вопросов, связанных с правами, обязанностями, социальной справедливостью и личной идентичностью. Гендерное равенство — это состояние, при котором индивиды, независимо от их пола или гендера, имеют равные возможности для самореализации, участия в общественной жизни, а также для доступа к ресурсам и благам.
1. Концептуализация гендера и пола. Одним из первых философских вопросов, связанных с гендерным равенством, является различие между понятиями «пол» и «гендер». В традиционной философии и биологии пол рассматривался как биологическая категория, связанная с анатомическими и физиологическими различиями между мужчинами и женщинами. Гендер же был более социально сконструированным понятием, связанным с ролями, которые люди играют в обществе в зависимости от их пола.
Феминистские философы, такие как Симона де Бовуар и Джудит Батлер, настаивали на том, что гендер не является только биологической данностью, а социальной конструкцией. Батлер, например, утверждает, что гендер — это не что-то, что мы «есть», а то, что мы «делаем»; гендер является повторяющимся актом, обусловленным социальными нормами.
2. Моральная философия и этика равенства. Вопрос о гендерном равенстве тесно связан с моральной философией. Одним из центральных вопросов здесь является, каким образом обеспечить справедливое
распределение прав и обязанностей между мужчинами и женщинами в условиях социального и экономического неравенства.
Классическая философия прав человека, начиная от Джона Локка и заканчивая Иммануэлем Кантом, часто фокусировалась на индивидуальных правах и свободах. Но в контексте гендерного равенства философы феминистской теории, такие как Мэри Уолстонкрафт, утверждают, что для достижения реального равенства необходимо учитывать не только формальные права, но и реальное положение женщин в обществе, которое может быть значительно ограничено из-за социальных и культурных факторов.
3. Теория справедливости и равенства. Одним из наиболее влиятельных философских подходов к вопросу равенства является теория справедливости Джона Роулза. Роулз утверждал, что справедливость требует создания принципов, которые обеспечивают наибольшие выгоды тем, кто находится в наименее выгодной позиции в обществе. В контексте гендерного равенства это означает необходимость создания условий, которые обеспечат женщинам равные возможности для участия в социальной, экономической и политической жизни, а также для достижения личных целей1.
Другие философы, такие как Нэнси Фрейзер, предлагают более комплексные подходы, учитывающие не только распределение ресурсов, но и признание ценности различных социально конструированных ролей, а также трансформацию культурных норм, которые закрепляют гендерные различия.
4. Исторические и культурные контексты. Исторически гендерное неравенство часто оправдывалось религиозными, философскими и социальными учениями. Например, в древнегреческой философии и в христианской теологии женщины часто рассматривались как «недоразвившиеся» мужчины, с ограниченными правами и возможностями. Такие взгляды долгое время определяли положение женщин в обществе.
Однако в ходе истории философы и социальные реформаторы, такие как Олауда Экуиано, Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль, а позднее Симона де Бовуар и другие, ставили под сомнение традиционные представления о женщинах и их правах. Эти изменения способствовали социальной трансформации и продвижению идей гендерного равенства.
5. Современные подходы к гендерному равенству. В современном философском контексте вопросы гендерного равенства выходят за рамки только борьбы за права женщин. Философы феминистской теории все больше обращаются к вопросам межсекциональности, которая рассматривает
1 Sen Amartya. Development as Freedom (1999).
пересечение гендера с другими социальными факторами, такими как раса, класс, сексуальная ориентация и другие. Например, работы такого рода теоретиков, как Кимберле Креншоу, помогают понять, как разные формы угнетения могут влиять на людей в разных контекстах.
Несмотря на достигнутый прогресс в области гендерного равенства, философы продолжают поднимать вопросы о существующих барьерах и вызовах. Вопросы о структуре власти, социальной справедливости и экономическом неравенстве часто остаются актуальными. К примеру, гендерное равенство на рабочих местах и в политике, вопросы репродуктивных прав, борьба с насилием против женщин и других маргинализированных групп — все это продолжает вызывать интенсивные философские дебаты.
В последние десятилетия Узбекистан проделал значительный путь в области обеспечения гендерного равенства. Республика активно внедряет реформы, направленные на защиту прав женщин, устранение дискриминации по признаку пола и создание условий для равенства возможностей. Эти изменения стали частью более широких социальных и экономических преобразований, направленных на улучшение качества жизни граждан, развитие демократии и соблюдение прав человека. Однако, несмотря на положительные изменения, в Узбекистане по-прежнему сохраняются вызовы, связанные с гендерным равенством, которые требуют дальнейших усилий на уровне законодательства, политики и общественного сознания.
Тема гендерного равенства в Узбекистане начала активно обсуждаться с конца 1980-х годов, когда в стране начались процессы демократизации и реформ. Однако значительные изменения на законодательном уровне в области прав женщин и гендерного равенства стали происходить в постсоветский период, начиная с 2000-х годов2.
С 2016 года Узбекистан активно разрабатывает и внедряет законодательные акты, направленные на устранение гендерной дискриминации и обеспечение равенства женщин и мужчин. В 2019 году был принят закон «О защите прав женщин», который включает положения о защите от насилия, улучшении социального положения женщин, поддержке их участия в бизнесе и политике.
Кроме того, в 2020 году в Узбекистане был ратифицирован ряд международных конвенций, направленных на борьбу с дискриминацией женщин, включая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Эта ратификация откроет путь для более
2 Платонов, Александр. Гендерное равенство в Центральной Азии: Роль женщин в обществе Узбекистана (2010). -С.44-45
строгого контроля и реализации международных стандартов в сфере гендерного равенства.
Одним из направлений реформ в Узбекистане стало стимулирование участия женщин в экономической жизни страны. В последние годы наблюдается рост числа женщин-предпринимателей и специалистов в различных секторах экономики. Государство активно поддерживает женское предпринимательство через различные программы кредитования, гранты и консультационные услуги. Женщины активно участвуют в аграрном секторе, сельском хозяйстве, а также в сфере услуг и высоких технологий.
Кроме того, Узбекистан наметил цели по улучшению условий труда для женщин, сокращению гендерного разрыва в зарплатах, а также борьбе с дискриминацией по признаку пола на рабочих местах.
Принятие и реализация законодательства, направленного на защиту женщин от насилия, стало важным этапом в реформировании системы. В 2019 году был принят закон «О предотвращении насилия в отношении женщин», который предполагает создание безопасных домов, а также систему защиты женщин, подвергшихся насилию, включая правовую помощь, психологическую поддержку и защиту от агрессоров.
Кроме того, была усилена работа правоохранительных органов по пресечению преступлений на гендерной почве. В 2020 году был принят закон,
" 3
ужесточающий наказания за домашнее насилие3.
Особое внимание в Узбекистане уделяется вопросу образования и повышения политической активности женщин. Приняты меры для обеспечения равного доступа женщин и мужчин к качественному образованию. В 2020 году в стране было запущено несколько программ по обучению женщин для повышения их квалификации и развития лидерских навыков.
В политической сфере также наблюдается прогресс. В последние годы увеличилось количество женщин, избранных в местные органы власти и участвующих в политической жизни страны. Приняты меры по увеличению квоты для женщин в выборах, что способствует их большему вовлечению в принятие политических решений4.
Несмотря на значительные успехи, Узбекистан продолжает сталкиваться с рядом проблем, связанных с гендерным равенством. Ключевыми из них являются:
3 Мухамедова Г., Махмудова М. Гендерные исследования в Узбекистане: современный этап. Т.2015. -С.98.
4 Ахмедова Н. Женщины и гендерные стереотипы в Узбекистане. Т.2021. -С.106.
1. Гендерные стереотипы и культура. В некоторых регионах страны сохраняются традиционные представления о роли женщин, что ограничивает их возможности для саморазвития и карьерного роста.
2. Насилие и дискриминация. Несмотря на улучшение законодательства, проблемы домашнего насилия и других форм насилия на гендерной почве остаются актуальными. Множество случаев насилия по-прежнему скрываются из-за социальной стигматизации и отсутствия доверия к правоохранительным органам.
3. Неравенство в доступе к образованию и трудоустройству. В некоторых сельских районах женщины сталкиваются с барьерами в доступе к образованию, профессиональной подготовке и рынку труда.
Заключение. Философский анализ гендерного равенства помогает углубить наше понимание сложных вопросов, касающихся справедливости, власти, прав человека и социальной трансформации. Он ставит перед нами важные вопросы о том, как создать общество, в котором каждый человек, независимо от гендера, может реализовать свой потенциал и жить в условиях равенства и свободы.
Реформы в области гендерного равенства в Узбекистане являются важным элементом процесса модернизации и демократизации страны. Они способствуют улучшению положения женщин и обеспечению их прав в различных сферах жизни. Однако для достижения полного гендерного равенства необходимо продолжать работу по изменению общественного сознания, усилению контроля за соблюдением прав женщин и дальнейшему расширению возможностей для их участия в жизни общества.