Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ ОБЩЕСТВУ'

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ ОБЩЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерное равенство / справедливое общество / феминизм / культурный контекст / гендерная дискриминация. / gender equality / just society / feminism / cultural context / gender discrimination.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вафаева, Дилафруз Артиковна

В статье рассмотрен вопрос гендерного равенства. Проанализирована причина поднятия философами вопросов о существующих барьерах и вызовах, несмотря на достигнутый прогресс в области гендерного равенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER EQUALITY: THE PATH TO A JUST SOCIETY

The article examines the issue of gender equality. It analyzes the reason why philosophers raise questions about existing barriers and challenges despite the progress achieved in the field of gender equality.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ ОБЩЕСТВУ»

о

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: ПУТЬ К СПРАВЕДЛИВОМУ

ОБЩЕСТВУ

с1 https://doi.org/10.5281/zenodo.14544393

Вафаева Дилафруз Артиковна

Преподаватель

Бухарского государственного педагогического института

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос гендерного равенства. Проанализирована причина поднятия философами вопросов о существующих барьерах и вызовах, несмотря на достигнутый прогресс в области гендерного равенства.

Ключевые слова: гендерное равенство, справедливое общество, феминизм, культурный контекст, гендерная дискриминация.

Философский анализ гендерного равенства охватывает широкий спектр вопросов, связанных с правами, обязанностями, социальной справедливостью и личной идентичностью. Гендерное равенство — это состояние, при котором индивиды, независимо от их пола или гендера, имеют равные возможности для самореализации, участия в общественной жизни, а также для доступа к ресурсам и благам.

1. Концептуализация гендера и пола. Одним из первых философских вопросов, связанных с гендерным равенством, является различие между понятиями «пол» и «гендер». В традиционной философии и биологии пол рассматривался как биологическая категория, связанная с анатомическими и физиологическими различиями между мужчинами и женщинами. Гендер же был более социально сконструированным понятием, связанным с ролями, которые люди играют в обществе в зависимости от их пола.

Феминистские философы, такие как Симона де Бовуар и Джудит Батлер, настаивали на том, что гендер не является только биологической данностью, а социальной конструкцией. Батлер, например, утверждает, что гендер — это не что-то, что мы «есть», а то, что мы «делаем»; гендер является повторяющимся актом, обусловленным социальными нормами.

2. Моральная философия и этика равенства. Вопрос о гендерном равенстве тесно связан с моральной философией. Одним из центральных вопросов здесь является, каким образом обеспечить справедливое

распределение прав и обязанностей между мужчинами и женщинами в условиях социального и экономического неравенства.

Классическая философия прав человека, начиная от Джона Локка и заканчивая Иммануэлем Кантом, часто фокусировалась на индивидуальных правах и свободах. Но в контексте гендерного равенства философы феминистской теории, такие как Мэри Уолстонкрафт, утверждают, что для достижения реального равенства необходимо учитывать не только формальные права, но и реальное положение женщин в обществе, которое может быть значительно ограничено из-за социальных и культурных факторов.

3. Теория справедливости и равенства. Одним из наиболее влиятельных философских подходов к вопросу равенства является теория справедливости Джона Роулза. Роулз утверждал, что справедливость требует создания принципов, которые обеспечивают наибольшие выгоды тем, кто находится в наименее выгодной позиции в обществе. В контексте гендерного равенства это означает необходимость создания условий, которые обеспечат женщинам равные возможности для участия в социальной, экономической и политической жизни, а также для достижения личных целей1.

Другие философы, такие как Нэнси Фрейзер, предлагают более комплексные подходы, учитывающие не только распределение ресурсов, но и признание ценности различных социально конструированных ролей, а также трансформацию культурных норм, которые закрепляют гендерные различия.

4. Исторические и культурные контексты. Исторически гендерное неравенство часто оправдывалось религиозными, философскими и социальными учениями. Например, в древнегреческой философии и в христианской теологии женщины часто рассматривались как «недоразвившиеся» мужчины, с ограниченными правами и возможностями. Такие взгляды долгое время определяли положение женщин в обществе.

Однако в ходе истории философы и социальные реформаторы, такие как Олауда Экуиано, Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль, а позднее Симона де Бовуар и другие, ставили под сомнение традиционные представления о женщинах и их правах. Эти изменения способствовали социальной трансформации и продвижению идей гендерного равенства.

5. Современные подходы к гендерному равенству. В современном философском контексте вопросы гендерного равенства выходят за рамки только борьбы за права женщин. Философы феминистской теории все больше обращаются к вопросам межсекциональности, которая рассматривает

1 Sen Amartya. Development as Freedom (1999).

пересечение гендера с другими социальными факторами, такими как раса, класс, сексуальная ориентация и другие. Например, работы такого рода теоретиков, как Кимберле Креншоу, помогают понять, как разные формы угнетения могут влиять на людей в разных контекстах.

Несмотря на достигнутый прогресс в области гендерного равенства, философы продолжают поднимать вопросы о существующих барьерах и вызовах. Вопросы о структуре власти, социальной справедливости и экономическом неравенстве часто остаются актуальными. К примеру, гендерное равенство на рабочих местах и в политике, вопросы репродуктивных прав, борьба с насилием против женщин и других маргинализированных групп — все это продолжает вызывать интенсивные философские дебаты.

В последние десятилетия Узбекистан проделал значительный путь в области обеспечения гендерного равенства. Республика активно внедряет реформы, направленные на защиту прав женщин, устранение дискриминации по признаку пола и создание условий для равенства возможностей. Эти изменения стали частью более широких социальных и экономических преобразований, направленных на улучшение качества жизни граждан, развитие демократии и соблюдение прав человека. Однако, несмотря на положительные изменения, в Узбекистане по-прежнему сохраняются вызовы, связанные с гендерным равенством, которые требуют дальнейших усилий на уровне законодательства, политики и общественного сознания.

Тема гендерного равенства в Узбекистане начала активно обсуждаться с конца 1980-х годов, когда в стране начались процессы демократизации и реформ. Однако значительные изменения на законодательном уровне в области прав женщин и гендерного равенства стали происходить в постсоветский период, начиная с 2000-х годов2.

С 2016 года Узбекистан активно разрабатывает и внедряет законодательные акты, направленные на устранение гендерной дискриминации и обеспечение равенства женщин и мужчин. В 2019 году был принят закон «О защите прав женщин», который включает положения о защите от насилия, улучшении социального положения женщин, поддержке их участия в бизнесе и политике.

Кроме того, в 2020 году в Узбекистане был ратифицирован ряд международных конвенций, направленных на борьбу с дискриминацией женщин, включая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Эта ратификация откроет путь для более

2 Платонов, Александр. Гендерное равенство в Центральной Азии: Роль женщин в обществе Узбекистана (2010). -С.44-45

строгого контроля и реализации международных стандартов в сфере гендерного равенства.

Одним из направлений реформ в Узбекистане стало стимулирование участия женщин в экономической жизни страны. В последние годы наблюдается рост числа женщин-предпринимателей и специалистов в различных секторах экономики. Государство активно поддерживает женское предпринимательство через различные программы кредитования, гранты и консультационные услуги. Женщины активно участвуют в аграрном секторе, сельском хозяйстве, а также в сфере услуг и высоких технологий.

Кроме того, Узбекистан наметил цели по улучшению условий труда для женщин, сокращению гендерного разрыва в зарплатах, а также борьбе с дискриминацией по признаку пола на рабочих местах.

Принятие и реализация законодательства, направленного на защиту женщин от насилия, стало важным этапом в реформировании системы. В 2019 году был принят закон «О предотвращении насилия в отношении женщин», который предполагает создание безопасных домов, а также систему защиты женщин, подвергшихся насилию, включая правовую помощь, психологическую поддержку и защиту от агрессоров.

Кроме того, была усилена работа правоохранительных органов по пресечению преступлений на гендерной почве. В 2020 году был принят закон,

" 3

ужесточающий наказания за домашнее насилие3.

Особое внимание в Узбекистане уделяется вопросу образования и повышения политической активности женщин. Приняты меры для обеспечения равного доступа женщин и мужчин к качественному образованию. В 2020 году в стране было запущено несколько программ по обучению женщин для повышения их квалификации и развития лидерских навыков.

В политической сфере также наблюдается прогресс. В последние годы увеличилось количество женщин, избранных в местные органы власти и участвующих в политической жизни страны. Приняты меры по увеличению квоты для женщин в выборах, что способствует их большему вовлечению в принятие политических решений4.

Несмотря на значительные успехи, Узбекистан продолжает сталкиваться с рядом проблем, связанных с гендерным равенством. Ключевыми из них являются:

3 Мухамедова Г., Махмудова М. Гендерные исследования в Узбекистане: современный этап. Т.2015. -С.98.

4 Ахмедова Н. Женщины и гендерные стереотипы в Узбекистане. Т.2021. -С.106.

1. Гендерные стереотипы и культура. В некоторых регионах страны сохраняются традиционные представления о роли женщин, что ограничивает их возможности для саморазвития и карьерного роста.

2. Насилие и дискриминация. Несмотря на улучшение законодательства, проблемы домашнего насилия и других форм насилия на гендерной почве остаются актуальными. Множество случаев насилия по-прежнему скрываются из-за социальной стигматизации и отсутствия доверия к правоохранительным органам.

3. Неравенство в доступе к образованию и трудоустройству. В некоторых сельских районах женщины сталкиваются с барьерами в доступе к образованию, профессиональной подготовке и рынку труда.

Заключение. Философский анализ гендерного равенства помогает углубить наше понимание сложных вопросов, касающихся справедливости, власти, прав человека и социальной трансформации. Он ставит перед нами важные вопросы о том, как создать общество, в котором каждый человек, независимо от гендера, может реализовать свой потенциал и жить в условиях равенства и свободы.

Реформы в области гендерного равенства в Узбекистане являются важным элементом процесса модернизации и демократизации страны. Они способствуют улучшению положения женщин и обеспечению их прав в различных сферах жизни. Однако для достижения полного гендерного равенства необходимо продолжать работу по изменению общественного сознания, усилению контроля за соблюдением прав женщин и дальнейшему расширению возможностей для их участия в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.