Woman in Russian Society 2018. No. 3. P. 116—120 DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.11
Женщина в российском обществе 2018. № 3. С. 116—120
ББК 65.290с51
DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.11
ГЕНДЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ОТ СТРАТЕГИИ К ДЕЙСТВИЮ (2018 — 2030)
И. Н. Смирнова
Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, ко&па_шпа@таЛ. ги
Анализируются результаты конференции «Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030)». Актуализируются вызовы и риски цифровой экономики в России. Предлагаются основные меры по преодолению тендерного разрыва в цифровой экономике до 2030 г.
Ключевые слова: цифровая экономика, гендерное измерение общества, 8ТБМ-образование, 8ТБМ-карьера, цифровой гендерный разрыв, цифровая грамотность, ген-дерные стереотипы, студенческая молодежь, технологические профессии.
GENDER DIMENSION OF DIGITAL ECONOMICS: FROM STRATEGY TO ACTION (2018-2030)
I. N. Smirnova
Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation, kodina_inna@mail. ru
The results of the conference "Gender measurement of the digital economy: from strategy to action (2018—2030)" are analyzed in the article. The challenges and risks of the digital economy in Russia are being updated. The main measures to overcome the gender gap in the digital economy until 2030 are proposed.
Key words: digital economics, gender dimension of society, STEM-education, STEM-career, digital gender gap, digital literacy, gender stereotypes, student youth, technological professions.
© Смирнова И. Н., 2018
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-011-20009 «Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030)».
И. Н. Смирнова. Гендерное измерение цифровой экономики: 117
от стратегии к действию (2018—2030)
Всероссийская научная конференция с международным участием с элементами научной школы «Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030)» была проведена на базе Ивановского государственного университета при поддержке РФФИ 20—21 апреля 2018 г. Конференция была посвящена проблеме предоставления женщинам и мужчинам равного и эффективного доступа к цифровой экономике.
Ученые из ведущих вузов и научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иванова, Архангельска, Белгорода, Шуи (Россия), Неаполя (Италия), Астаны (Казахстан) обсуждали эффективные направления государственной политики и социальные технологии, способствующие вхождению женщин в цифровую экономику; вызовы преодоления гендерного разрыва в этой сфере, связанные с нарастающим процессом демографического старения; пути преодоления гендерных стереотипов в социальных нормах и институтах, препятствующих вовлечению девушек и женщин в сферы ИКТ и цифровой экономики; концепцию гендерного подхода в современном технологическом образовании, гендерные аспекты STEM-образования и STEM-карьеры молодежи.
Участники конференции — экономисты, социологи, историки, психологи, политологи, философы, педагоги — были единодушны во мнении, что ликвидация гендерного разрыва в цифровой экономике по своим масштабам и значимости является задачей государственного значения и относится к социальным изменениям концептуального характера. В выступлениях ученых подчеркивалось, что вовлечение женщин в цифровую экономику наравне с мужчинами будет способствовать росту валового внутреннего продукта, пополнению секторов STEM и ИКТ квалифицированными кадрами, повышению уровня заработной платы и качества жизни женщин, составляющих половину трудовых ресурсов страны.
Целью работы секции «Цифровой гендерный разрыв: проблемы и пути преодоления» стало обсуждение методологических основ обеспечения гендерного баланса в цифровой экономике. В докладах участников отмечалось, что преодоление цифрового гендерного разрыва в России возможно при условии преодоления целого ряда базовых проблем гендерного неравенства: дискриминации в сфере труда, связанной с гендерным разрывом в оплате труда, низкой представленности женщин в сфере принятия решений, запрета на профессии (канд. экон. наук, доц. З. А. Хоткина).
Проблемам разработки нормативной базы по гендерному равенству в STEM-образовании и STEM-занятости, преодоления гендерных стереотипов о «мужских» и «женских» профессиях, создания благоприятной культурной среды, в которой женщине можно выбрать любую профессию и успешно совмещать работу и семейную жизнь, был посвящен доклад д-ра ист. наук, проф. О. А. Хасбулатовой.
Вызовами, которые затрагивают не только Россию, но и экономически развитые и развивающиеся страны, являются процессы изменения демографической структуры населения в связи с нарастающим процессом демографического старения (д-р экон. наук, проф. И. Е. Калабихина), наличие существенной гендерной асимметрии в оплате труда в сфере ИКТ (канд. ист. наук, доц. В. Г. Ушакова), возможное гендерно-асимметричное сокращение занятости в связи с внедрением
Женщина в российском обществе. 2018. № 3 Woman in Russian Society
новых технологий, включая робототехнику и искусственный интеллект (д-р экон. наук, проф. В. Г. Доброхлеб, д-р ист. наук, проф. З. М. Саралиева).
С большой озабоченностью ученые отмечали процесс воспроизводства гендерной асимметрии в современных ^-отраслях, делая вывод о наличии факторов риска социальной безопасности российского общества в целом (д-р пси-хол. наук, доц. Е. Г. Шмелева, д-р психол. наук, доц. П. А. Кисляков).
Участники секции «Цифровая экономика: новые возможности для женщин в сфере занятости» убедительно показали, что интернет-технологии создают существенную нишу для женской занятости. Появляются новые формы занятости и новые рынки труда для женщин, новые подходы к организации рабочего места, новые методы поиска вакансий и размещения резюме на рынке труда, новые формы мотивации, обучения персонала в интернет-экономике, складывается новый тип трудовых отношений. Развивается такая форма занятости, как фриланс, причем доля женщин в этом сегменте повышается год от года и составляет 42 %. Женщины, находящиеся в декретном отпуске, представляют одну из наиболее активных категорий пользователей, плотно взаимодействующих внутри сетевого сообщества, а также использующих различные методы профессиональной самореализации, которые можно свести к деятельности трех типов: профессиональное блогерство, развитие собственного бизнеса, представительство крупных компаний/брендов в социальной сети. Все три типа объединяются тем, что могут быть реализованы удаленно (д-р экон. наук, проф. А. Б. Берендеева, д-р социол. наук, доц. Ю. Ю. Чилипенок, преп. Л. С. Данилова).
Учеными были предложены для обсуждения новые модели женского предпринимательства, основанные на информационных технологиях: «Формирование нового рынка и создание собственных клиентов», «Новые технологии производства и обслуживания» и др. (канд. экон. наук, доц. О. О. Коробова).
Важной темой конференции стала проблема вовлечения девочек и женщин в технологическое образование и STEM-профессии, которая активно обсуждалась учеными на секции «БТЕМ-образование и БТЕМ-каръера: проблемы и перспективы». С интересом был воспринят опыт Казахстана по вовлечению девушек и юношей в технологическое образование, которое является одним из приоритетов государственной молодежной политики республики (канд. полит. наук Т. Б. Калиев, д-р социол. наук, проф. Т. К. Ростовская). Ученые отметили актуальность опыта США по вовлечению женщин в STEM-профессии, где реализуется проект «Наперегонки к вершине» с грантовым фондом 4,35 млрд долларов для школ и учителей, развивающих STEM-дисциплины, выделяются гранты образовательным организациям для развития STEM-образования девочек, действует программа по обеспечению взаимодействия женщин-ученых и девочек-учащихся (канд. социол. наук, доц. Ю. С. Задворнова). Зарубежный опыт показывает, что странам, вступившим на путь развития цифровой экономики, необходимо разрабатывать эффективные меры по вовлечению девочек в технологические профессии.
В этой связи на секции активно обсуждался вопрос о подготовке педагогических и управленческих кадров для цифровой экономики (д-р пед. наук, ведущий науч. сотр. Л. В. Штылева, канд. пед. наук, доц. М. А. Дмитриева, д-р социол. наук, проф. Е. А. Смирнов). Было отмечено, что успешная реализация
И. Н. Смирнова. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030)
программы «Цифровая экономика» требует новой концепции подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Речь должна идти не только об учителях информатики, но и о преподавателях всех учебных предметов, поскольку мотивация школьников на получение технологического образования предполагает, что все педагоги должны обладать базовыми компетенциями цифровой экономики.
Ученые пришли к общему мнению, что у всех педагогов необходимо формировать гендерную чувствительность с целью мотивации девочек к 8ТБМ-образованию, для чего целесообразно:
— обеспечить преподавание основ гендерных знаний в педагогических
вузах;
— создать государственные и негосударственные фонды по грантовой поддержке учителей, которые мотивируют девочек к участию в 8ТБМ-олимпиадах;
— внедрить в системе общего образования новую концепцию содержания учебного предмета «Технология»;
— обучать девочек основам технологических знаний на примерах ролевых моделей российских и зарубежных женщин-ученых.
Большой интерес вызвали доклады о гендерных стереотипах, формируемых посредством дошкольной и школьной литературы, а также через игрушки (канд. социол. наук, доц. А. Е. Звонарева, канд. социол. наук, доц. И. Н. Смирнова). Отмечалась необходимость осуществления гендерной экспертизы содержания образовательных программ учебного курса «Технология» для начальной школы на предмет выявления ролевых моделей, формирующих жизненные ориентации у мальчиков и девочек, которые на последующих этапах обучения могут трансформироваться в гендерные стереотипы при выборе профессии. Автор привела в пример данные контент-анализа учебников по предмету «Технология», результаты которого иллюстрируют распространение гендерных стереотипов, формирующих у школьников патриархальные представления о социальных ролях женщин и мужчин. Очевидна необходимость разработки новой концепции предмета «Технология» для начальной школы, основанной на принципах 8ТБМ-образования и гендерного равноправия.
Участники конференции резюмировали, что сложившиеся в России полоро-левой характер общего и профессионального образования, гендерная сегрегация на рынке труда, культурные барьеры, окружающие девушек и женщин, выступают существенным тормозом преодоления гендерного разрыва в цифровой экономике. Процесс вовлечения женщин в цифровую экономику должен носить комплексный характер, затрагивать экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в обществе. Масштаб, направленность и интенсивность предстоящих изменений требуют участия органов управления, социальных институтов образования, экономики, культуры, а также широкой общественности.
По итогам работы конференции учеными сформулированы основные меры по преодолению гендерного разрыва в цифровой экономике до 2030 г.:
— проведение согласованной и эффективной экономической и социальной политики, направленной на полное использование цифровых услуг мужчинами и женщинами независимо от возраста, статуса и места жительства;
12Q
Женщина в российском обществе. 2018. № 3 Woman in Russian Society
— приведение трудового законодательства РФ в соответствие с новыми реалиями рынка труда путем отмены/пересмотра Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 о запрете для женщин 456 профессий;
— разработка правовой базы, целевых программ, направленных на устранение гендерного разрыва в технологических профессиях, повышение уровня представительства женщин в технологической сфере и сфере управления;
— внедрение в систему общего и профессионального образования концепции равноправного продвижения девушек и юношей в технологические профессии, устранение из детской и учебной литературы гендерных стереотипов о социальных ролях мужчин и женщин;
— создание условий для получения образовательных навыков работы с цифровыми технологиями для женщин всех возрастов, организация массового обучения женщин, занятых в социальных отраслях, основам ИКТ;
— обеспечение равного представления в средствах массовой информации лидеров из числа женщин и мужчин, являющихся для молодежи примером для подражания;
— создание государственных и негосударственных фондов по поддержке девушек и женщин при выборе профессии и трудовой деятельности в сфере цифровой экономики;
— осуществление государственной политики по смягчению сложившихся в общественном сознании патриархальных стереотипов о роли женщин в обществе и семье.
Статья поступила 12.05.2018 г.
Информация об авторе /Information about the author
Смирнова Инна Николаевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия, [email protected] (Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor at the Department of Sociology and Human Resource Management, Ivanovo State University, Ivanovo, Russian Federation).