Научная статья на тему 'Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза'

Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗ ЖИЗНИ В ЗДОРОВЬЕ / A WAY OF LIFE IN HEALTH / HEALTH PROMOTING BEHAVIOR OF STUDENTS / THE GENDER APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заводный Никита Александрович

В статье представлены результаты проведенного автором исследования, посвященного использованию положений гендерного подхода при формировании здоровьесберегающего поведения студентов. Автор раскрывает теоретико-методологические основания проектирования гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе как фактора, обеспечивающего их «жизнь в здоровье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Заводный Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gender focused model of formation of health saving behavior of students of higher education institution

The paper presents the results of the research about use of the gender approach in formation of students’ healthy behavior. The author reveals the theoretical-methodological bases of designing gender-oriented model for the formation of students’ healthy behavior in modern university as a factor of ensuring their healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15297

УДК 371.72

Заводный Никита Александрович,

преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет», г. Ростов-на-Дону zavodnvv@gmail.com

Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного автором исследования, посвященного использованию положений гендерного подхода при формировании здоровьесберегающего поведения студентов. Автор раскрывает теоретико-методологические основания проектирования гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в современном вузе как фактора, обеспечивающего их «жизнь в здоровье».

Ключевые слова: гендерный подход, образ жизни в здоровье, здоровьесберегающее поведение студентов.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Здоровье в современном мире выступает в качестве величайшей человеческой ценности, а хорошее здоровье есть основное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций, это фундамент самореализации личности. Соответственно, болезнь, нездоровье - ограниченная в своей свободе жизнь.

Здоровье можно измерять на уровне популяции, определяя его через показатели смертности и заболеваемости, а можно также на уровне конкретного индивида, используя характеристики индивидуального здоровья. В конце 70-х гг. XX в. при сравнении показателей популяционного и индивидуального здоровья мужчин и женщин был обнаружен факт, выраженность которого усилилась в середине 90-х гг. XX в.: несмотря на более молодой возраст испытуемых мужского пола, все характеристики их индивидуального здоровья оказались ниже, чем у женщин, что отразилось в высокой степени распространенности хронических болезней, множественности и тяжести патологий.

Объяснить это противоречие можно тем, что женский организм имеет значительную генетическую устойчивость к воздействию негативных факторов, которые влияют на показатели здоровья. Это обусловлено популяционной ролью женщины как продолжательницы человеческого рода. Высокие социальные и биологические нагрузки, которые выпадают на долю женщины, влияют на показатели их индивидуального здоровья, к ним можно отнести рождение и воспитание детей, бытовые трудности, обусловленные падением общего уровня жизни. Складывающуюся ситуацию частично компенсирует жизнесберегающее поведение женщин: они более внимательны к своему состоянию, чаще обращаются за медицинской помощью, тратят больше средств на приобретение лекарственных препаратов.

Для мужчин, напротив, характерен более патологический образ жизни. Мужчины крайне неохотно принимают любые виды лечения, в большей степени потребляют алкоголь, курят, в результате чего смертность в молодом возрасте среди мужчин выше. На сегодняшний день у мужчин трудоспособного возраста среди причин смерти на первое место вышли несчастные случаи, а также отравления и травмы. Большинство специалистов-медиков считают, что одной из ведущих внешних причин возросшей смертности среди мужчин в России является алкоголизация общества.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

В связи с этим следует отметить, что здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека.

Как отмечает в своем исследовании Г. Сигеристо, здоровым можно считать человека с высокой степенью адаптации к окружающей физической и социальной среде. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (1985). Поэтому здоровье человека следует рассматривать как отсутствие болезней и отклонений в структурах и процессах его организма. В. П. Казначеев считает, что здоровье есть некое динамическое состояние сохранения социальной активности личности при максимальной продолжительности его жизни, а также развитие таких функций оптимальной трудоспособности человека, как биологические, физиологические, психические [1]. Степень адаптивности человека влияет на его жизнь и здоровье. Адаптивность при этом рассматривается как врожденная и приобретенная способность к адаптации, осуществляемая на различных уровнях жизнедеятельности организма. Адаптивность человека от рождения основывается на его темпераменте, инстинктах, эмоциях, физиологической конституции, специальных способностях, уровне врожденных сторон интеллекта, внешних данных, физическом состоянии организма. Сформированные в процессе жизнедеятельности личностные особенности, мотивационно-потребностная сфера личности, ценностно-смысловые ориентации, уровень интеллекта и культуры, притязания также выступают в качестве факторов адаптивности, которые в различных сочетаниях облегчают или затрудняют процесс адаптации человека к реалиям жизни. Уровень адаптивности изменяется под воздействием условий и образа жизни, обучения, воспитания, в том числе переживаний болезней и инвалидности. Категория «адаптивность» как уровень приспосабливаемости индивида дополняется понятием «адапти-рованность», означающим степень фактического приспособления человека к окружающей действительности и уровень его социального статуса, самоощущения, выраженного в удовлетворенности собой и своей жизнью.

В настоящее время можно констатировать отсутствие как общего термина, используемого для обозначения поведения, направленного на сохранение и укрепление здоровья, так и широко принятого его определения. Для отечественной науки характерно использование понятия «самосохранительное поведение», для западной науки - «здоровое поведение» (health behavior), «поведение, связанное со здоровьем» (health related behavior), «здоровые стили жизни» (health lifestyles).

Традиционно самосохранительное поведение определяется как система действий, установок личности, направленных на сохранение здоровья, а также продление жизни. Индикаторами такого поведения являются наличие вредных привычек, уровень информированности, грамотности относительно рисков в сфере здоровья, степень осознания ценности здоровья, степень проявления активности в его поддержании [2].

Любое поведение, реально оказывающее существенное влияние на состояние здоровья человека или признаваемое таковым на уровне общества, может быть определено как здоровьесберегающее поведение, включающее в себя превентивное поведение, поведение риска, поведение, связанное с лечением и самолечением.

Здоровый стиль жизни человека ученые определяют как наличие вариантов, связанных с поведением здоровья, эти варианты доступны людям и соответствуют уровню их жизни, возрасту, полу, расовой и этнической принадлежности и другим индикаторам, влияющим на выбор жизненного стиля в здоровье. Иногда такое понятие,

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

как «стиль жизни», включает действие, направленное на проверку здоровья и превентивную помощь, выходящую за пределы системы предоставления медицинских услуг. Для большого количества людей здоровый стиль жизни есть некий спектр решений, принимаемых относительно своего питания, физических упражнений, овладения стрессом, курения, употребления наркотиков, алкоголя, риска несчастных случаев. Взаимодействие возможностей и выборов имеет для здоровья человека положительные или отрицательные последствия.

Гендерный подход рассматривается в современной науке в контексте формирования корпуса гендерных исследований, а также как методология рассмотрения проблем социализации, самоидентификации, самореализации и самоактуализации развивающейся личности. Многоплановость гендерных исследований обусловлена смысловой вариативностью понятия «гендер». При этом основные тенденции исследовательского поля характеризуют смещение спектра анализа на гендерную детерминацию социального конструирования пола.

В проведенном нами исследовании были рассмотрены теоретико-методологические, исторические и социально-культурные предпосылки становления гендерного подхода в педагогике. Предметом гендерного анализа являются оба пола (мужское и женское начала), их отношения между собой, взаимосвязи и взаимодетерминации социальными системами разных уровней. Как утверждают Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина, и мы разделяем их точку зрения, посредством гендера создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка [3].

Анализ основных теорий гендерного подхода, а именно: социального конструирования гендера, гендерной композиции, концепции андрогинии, гендерной дифференциации в культурах - позволил определить с позиций гендерного подхода методологические характеристики области исследования здоровья. В исследовании рассмотрена терминология гендерного подхода, включая понятия (гендерная система, гендерный стереотип, бинарные оппозиции гендерных стереотипов, функции гендерных стереотипов, гендерная идентичность, гендерная роль, гендерная культура) и представлено содержание понятия «здоровье», раскрыты признаки, процессуальные характеристики, соотносимые с адаптивностью, проанализирована терминология, обозначающая поведение, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья (здоровое поведение, здоровые стили жизни, самосохранительное поведение, здоровьесберегающее поведение).

С позиций биомедицинского подхода обозначены гендерные различия здоровья как биологического «продукта», который основан на рисках наследственности. Положения социомедицинского подхода позволили предположить, что гендерные различия обусловлены разными позициями мужчин и женщин в структуре социума, а также разнящимися социальным поведением и особенностями психики. Биомедицинский и социометрический подходы взаимосвязаны, и выделить их отдельный вклад в определении содержательной сущности гендерных различий весьма затруднительно. Параметры внешней среды и проводимая обществом политика относительно поведения личности, связанного со здоровьем, обусловливают использование в гендерных исследованиях контекстуального подхода.

В нашем же исследовании гендерный подход к формированию здоровьесберегающего поведения студентов рассматривается как полидисциплинарный, формирующий парадигму объединительной методологии. В качестве составляющих полидисциплинарный гендерный подход включает социомедицинский, биомедицинский, структурно-конструктивистский, культурологический и личностно ориентированный подходы.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

Здоровье определяется в исследовании как одна из основных потребностей человека, характеризующая его способность к труду и обеспечивающая развитие личности. Отмечаются абстрактность категории «здоровье» и условность понятия «здоровый человек». Формирование здоровьесберегающего поведения призвано обеспечить поддержание компенсаторной стадии здоровья, способствуя повышению адаптивных способностей организма. Стиль жизни в здоровье во многом определен качеством жизни человека.

Многомерность понятия «здоровье» позволяет выделить его виды. В исследовании подробно рассматриваются физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный компоненты здоровья. Здоровье как многомерная категория, характеризующая особенности личности, рассматривается в работе вне гендерных отношений. Гендерные дифференциации исследуются в поведенческом репертуаре, характеризующем стили поведения мужчин и женщин в здоровье. Гендерные различия в поведении, связанном со здоровьем, обусловлены параметрами внешней среды и проводимой обществом политикой относительно данного поведения.

В исследовании рассматривается содержание понятия «здоровый образ жизни», выделены его объектные и субъектные характеристики, обоснована его смысловая центрация с использованием инструментария логотерапевтического подхода. Здоровый образ жизни рассматривается как один из культурообразующих символов, которые должны приучать и в итоге приучить жить полноценной жизнью. Феномен здоровья определяется как постоянный процесс самосовершенствования в течение всей жизни, направленный на сохранение и развитие физического потенциала человека. Здоровье, здоровый образ жизни определяются в исследовании как ценность, но здоровье - это и деятельность по его сохранению. Ценностно-деятельностные характеристики здорового образа жизни определяют структурные характеристики, организующие технологический компонент модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза. Обоснована необходимость дополнения смыслового содержания понятия «здоровье» гендерными критериями. Понятие «здоровье» определяется в работе как персонифицированный стиль жизни, активный, динамичный, гендерно ориентированный, обеспечивающий в идеале успешную самореализацию личности в избранной сфере деятельности. Здоровьесберегающее поведение студентов рассматривается как постоянно создаваемые идентичности. Институализация здоровья обусловлена гендерными коммуникативными взаимодействиями.

Анализ опыта работы вузов в области формирования здоровьесберегающего поведения студентов показал, что стратегии здорового образа жизни, или жизни в здоровье, моделируются вне контекста методологии гендерного подхода. В связи с этим формирование здоровьесберегающего поведения студентов должно быть ориентировано на обретение личностью компетенций в плане выстраивания гендерных отношений и здоровьесбережения как события [4]. Задача образовательного учреждения - создать необходимые условия для реализации вариативных моделей формирования и проявления здоровьесберегающего поведения студентов на уровнях педагогического и информационного сопровождения, необходимой материально-технической базы, обеспечивая тем самым повышение качества жизни молодых людей.

Объединительная методология гендерного подхода характеризует концептуальное оформление гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов как нелинейной, обновляющейся системы, функционирование которой осуществляется в рамках конкретной социокультурной реальности. Как базовые процессы, определяющие функционирование гендерно ориентирован-

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

ной модели, в исследовании понимаются идентификация и коммуникация. Практическая направленность модели определена дискурсом категории «технология» и соотносима с оформлением технологического компонента модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в системе высшего образования, расширяя его гендерный режим сферой здоровья [5].

Теоретический компонент модели определяется парадигмальными характеристиками, обусловленными объединительной методологией гендерного подхода как нелинейной, обновляющейся системы. Технологический компонент модели в нашем исследовании соотносится с оформлением технологического конструкта формирования здоровьесберегающего поведения студентов на основе положений гендерного подхода в системе высшего образования. При этом целеполагание теоретического компонента модели - это представление в формате социокультурной реальности, в рамках которой осуществляется реализация старых и новых гендерных практик.

Компоненты гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов отражают взаимосвязи субъект-объектных факторов, характеризующих составляющие здоровья в плане гендерно ориентированного достижения студентами реального результата в сравнении с возможным идеальным. Идеальный результат условен и рассматривается как культурный символ (или ряд символов), задаваемый типом существующей социокультурной реальности, призванным служить точкой опоры для жизнедеятельности человека. Содержание гендерно ориентированной модели призвано обеспечить расшифровку и интерпретацию культурных символов, характеризующих образ жизни в здоровье, способствуя осознанию гендерной схематизации и преодолению тех гендерных стереотипов, которые препятствуют полноценной самореализации личности.

По итогам анкетирования и опросов студентов Ростовского государственного строительного университета была определена векторная направленность проектируемой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов, включающая: гендерные проекции ценностного отношения к здоровью, определение гендерного типа личности, уровни физического здоровья и адаптационный потенциал организма юношей и девушек как показателей состояния здоровья: поведенческий репертуар в аспекте образовательного, спортивного и рекреационного видов физической культуры.

Содержательной характеристикой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов в исследовании рассматривается определение гендерного типа личности, мотивационно-содержательной - ценностное отношение к здоровью. Гендерно ориентированная модель представляет собой нелинейную систему, элементом которой выступает направленность здоровьесберегающего поведения, реализуемая студентами. Спектр направленности здоровьесберегающего поведения студентов меняется в контексте изменения социокультурной реальности. Таким образом, они рассматриваются в работе как культурные символы, в которых присутствуют реальный и идеальный результаты.

Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов категориально определена смыслами понятий «здоровье», «образ жизни в здоровье» как символами, отражающими современную социокультурную реальность. При этом векторы проявления здоровьесберегающего поведения студентов персонифицированы, спектр их вариативен и зависит от определения реального состояния здоровья личности, потребностей, мотивации, интересов, планов личностнопрофессиональной самореализации.

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

Процессуальные характеристики проектируемой гендерно ориентированной модели формирования здоровьесберегающего поведения студентов определяются смысловой сущностью категории «здоровьесберегающие технологии» и практикой их освоения студентами. В исследовании определены основные компоненты здоровьесберегающих технологий, их типы, рассмотрены особенности здоровьесберегающей среды обучения в вузе. Концептуализация гендерно ориентированной модели здоровьесберегающего поведения студентов основана на методологии системного, динамического, лич-ностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов.

В рамках эксперимента, проводимого в Ростовском государственном строительном университете на протяжении 4 лет (2011-2015 гг.), определен алгоритм проектирования и адаптации гендерно ориентированной модели здоровьесберегающего поведения студентов, ориентированный на обретение юношами и девушками состояния душевного благополучия, характеризующего феномен психосоматического здоровья личности. Многофакторная диагностика, проведенная в период констатирующего эксперимента, позволила определить стратегию формирования здоровьесберегающего поведения студентов, ориентированных на повышение показателей феминности и маскулинности студентов как факторов становления и развития универсальной андрогенной модели личности. Определены показатели сформированности здоровьесберегающего поведения студентов, организующих среду здоровьесбережения вуза.

Ссылки на источники

1. Казначеев В. П. Здоровье нации - феномен экологии ХХ1века // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». - М., 2001. - 194 с.

2. Журавлева И. В. Поведенческий фактор и здоровье населения // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 67-74.

3. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. - 2000. - № 11.

4. Горюнова Л. В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 38-44.

5. Коннелл Р. У. Структура гендерных отношений // Неприкосновенный запас. - 2012. - № 83. - URL: http://www.nlobooks.ru/node/2278

Nikita Zavodny,

Lecturer at the chair of Physical Education and Sport, Rostov State University of Civil Engineering, Rostov-on-Don

zavodnyy@gmail.com

The gender focused model of formation of health saving behavior of students of higher education institution

Abstract. The paper presents the results of the research about use of the gender approach in formation of students’ healthy behavior. The author reveals the theoretical-methodological bases of designing gender-oriented model for the formation of students’ healthy behavior in modern university as a factor of ensuring their healthy lifestyle.

Key words: gender approach, healthy lifestyle, health-promoting behavior of students.

References

1. Kaznacheev, V. P. (2001) “Zdorov'e nacii - fenomen jekologii XXIveka”, Materialy I Vserossijskogo fo-ruma “III tysjacheletie. Puti k zdorovju nacii”, Moscow, 194 p. (in Russian).

2. Zhuravleva, I. V. (1989) “Povedencheskij faktor i zdorov'e naselenija”, Zdorov'e cheloveka v uslovijah NTR. Metodologicheskie aspekty, Nauka, Novosibirsk, pp. 67-74. (in Russian)

3. Zdravomyslova, E. A. & Temkina, A. A. (2000) “Sociologija gendernyh otnoshenij i gendernyj podhod v sociologii”, Socis, № 11 (in Russian).

4. Gorjunova, L. V. (2011) “Sobytijnost' kak osnova sovremennogo obrazovanija”, Izvestija Juzhnogo fede-ral'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 1, pp. 38-44 (in Russian).

5. Konnell, R. U. (2012) “Struktura gendernyh otnoshenij”, Neprikosnovennyj zapas, № 83. Available at: http://www.nlobooks.ru/node/2278 (in Russian).

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заводный Н. А. Гендерно ориентированная модель формирования здоровьесберегающего поведения студентов вуза // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15297. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15297.htm. - ISSN 2304-120X.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 19.08.15 Получена положительная рецензия 20.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 20.08.15 Опубликована 29.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Заводный Н. А., 2015

www.e-koncept.ru

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.