Научная статья на тему 'Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ'

Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА / LIFE SAFETY / HEALTH-TECHNOLOGY / CONCENTRATION / ATTENTION SPAN / KNOWLEDGE QUALITY / PROOF-READING TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трухина Мария Витальевна

В статье рассматриваются вопросы применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-х классах общеобразовательной школы. Автор статьи делится результатами исследования, отмечая положительное влияние здоровьесберегающих технологий на устойчивость и концентрацию внимания и качество знаний школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ»

Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 16069 УДК 159.952:371.78

Трухина Мария Витальевна,

студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-х классах общеобразовательной школы. Автор статьи делится результатами исследования, отмечая положительное влияние здоровьесберегающих технологий на устойчивость и концентрацию внимания и качество знаний школьников. Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, устойчивость внимания, концентрация внимания, качество знаний, корректурная проба.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

По данным главного педиатра РФ Александра Баранова, «за последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65%. К 15-17 годам до 70% детей имеют заболевания хронической формы...» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, 20-40% негативного влияния, ухудшающего здоровье детей, вызывают школьные факторы риска, которые порождает образовательная среда.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций отнесено «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья» [2].

Таким образом, внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать ключевым направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для школьников любого возраста.

Автором в целях выявления эффективности применения здоровьесберегающих технологий (далее - ЗСТ) на базе одной из общеобразовательных школ города Кирова была проведена опытно-экспериментальная работа по включению элементов здоро-вьесберегающих технологий в процесс преподавания уроков ОБЖ. Работа проводилась в течение 1-го полугодия 2015 г. с учащимися 8-х классов. Учащиеся 8 «Б» класса в количестве 15 человек составили экспериментальную группу, учащиеся 8 «В» класса в количестве 15 человек - контрольную (разделены методом случайной выборки).

Педагогический эксперимент включал:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контролирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента было определение показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы:

1) педагогический (педагогическое тестирование);

2) математико-статистические методы обработки полученных данных.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.

Для определения показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся, была проведена корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). В тестировании приняло участие 30 человек.

Результаты тестирования учащихся экспериментальной и контрольной групп приведены в табл.1.

Таблица 1

Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента

Показатель ЭГ M±m КГ M±m U-коэффициент Значимость результата

Коэффициент активного внутреннего тор- 2±0,17 1,93±0,08 111,5 Н/З

можения

Количество ошибок 11,53±3,23 12,73±4,46 92,5 Н/З

Коэффициент про- 77,01±4,15 80,77±3,35 77,5 Н/З

дуктивности

Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.

Полученные данные показывают, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп по показателям устойчивости и концентрации внимания существенно не отличаются.

Цель формирующего эксперимента заключалась в экспериментальной проверке возможности и эффективности разработанной методики применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ в 8-м классе общеобразовательной школы.

Для проведения формирующего эксперимента была разработана методика проведения занятий в 8-м классе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, которая применялась на уроках ОБЖ в разделах «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность». Уроки проводились один раз в неделю (4 часа). Занятия проходили в классе с использованием мультимедийной установки.

По результатам анализа научно-методической литературы было выявлено, что в большей степени негативные факторы, порождаемые образовательной средой, оказывают влияние:

1) на костно-мышечную систему;

2) психическое состояние;

3) зрительный аппарат современного школьника.

Исходя из этого и на основании многочисленных исследований прошлых лет, были выбраны такие элементы здоровьесберегающих технологий:

1) Обстановка и гигиенические условия (поддержание оптимальной температуры и свежести воздуха путем проветривания перед уроком, контроль освещенности класса и доски).

2) Виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования: со словесной основой (опрос, рассказ, ответы на вопросы, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учеником, решение задач), на основе восприятия элементов деятельности (просмотр учебных фильмов, анализ проблемных ситуаций), с практической основой (решение экспериментальных задач). Ориентировочная норма продолжительности и частоты чередования 7-10 минут.

3) Виды преподавания, их чередование: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая и самостоятельная работа. Ориентировочная норма чередования -не позже чем через 10-15 минут.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.

4) Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, их наличие и место: метод свободного выбора (выбор способа действия, свобода творчества и беседа), активные методы (обучение действием, обсуждение в парах), методы, нацеленные на развитие и самопознание.

5) Применение технических средств обучения (ТСО) на уроке, их место и продолжительность (ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения, визуализации и т. д., используемые в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами, для устойчивой поддержки внимания учащихся в течение всего урока. Длительность не более 20 минут).

6) Моменты оздоровления, их наличие, содержание, место и продолжительность: физкультминутки из пяти легких упражнений с тремя повторениями. Продолжительность 2 минуты.

7) Наличие в основной части урока вопросов о здоровом образе жизни и отношении к здоровью человека как к ценности (демонстрация наглядных материалов, оказание помощи в выработке персонального способа безопасного поведения, доведение до учащихся знаний о возможных последствиях выбора их определенного поведения).

8) Присутствие мотивации активности учащихся на уроке: внешняя (похвала, оценка) и внутренняя (стремление больше узнать, интерес к излагаемому материалу).

9) Психологический климат на уроке (взаимодействие всех участников учебного процесса на уроке).

10) Эмоциональная разрядка на уроке (шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка и т. д.).

В контрольной группе проводились занятия в традиционной форме обучения, без применения элементов ЗСТ.

Во время эксперимента (через два урока после начала эксперимента) было проведено дополнительное психолого-педагогическое тестирование (корректурная проба по буквенной таблице В. Я. Анфимова, табл. 2).

Результаты данного тестирования показали некоторые улучшения показателей устойчивости и концентрации внимания, но не такие значимые и заметные.

Таблица 2

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса экспериментальной группы в начале и в середине эксперимента

Показатель До Во время U-коэффициент Значимость

M±m M±m результата

Коэффициент активного внутреннего 2±0,17 1,91±0,1 101 Н/З

торможения

Количество ошибок 11,53±3,23 8,13±1,29 71 Н/З

Коэффициент про- 77,01±4,15 94,18±6,96 29 З

дуктивности

Примечание. М- средняя арифметическая величина, m - средняя ошибка средней арифметической.

Цель контролирующего эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики при изучении курса ОБЖ, разделы «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность», с учащимися 8-го класса общеобразовательной школы.

В качестве основного метода итоговой диагностики показателей устойчивости и концентрации внимания была использована корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). Результаты контролирующего эксперимента в контрольной группе приведены ниже (табл. 3).

ниеггг

issn 2304-i20x Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-

научно-методический 120X электронный журнал

По результатам (табл. 3-5, рис. 1) видно, что показатели устойчивости и концентрации внимания у учащихся 8-го класса экспериментальной группы значительно возросли после проведенного эксперимента.

Таблица 3

Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в конце эксперимента

Показатель ЭГ M±m КГ M±m U- коэффициент Значимость результата

Коэффициент активного внутреннего торможения 1,97±0,14 1,76±0,07 50 З

Количество ошибок 3,6±1,96 16,07±6,54 31 З

Коэффициент продуктивности 104,81 ±8,31 81,07±7,77 26 З

Контроль знаний 4,47±0,29 3,53±0,29 26 З

Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.

Таблица 4

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса экспериментальной группы в начале и в завершение эксперимента

Показатель До M±m После M±m U-коэффициент Значимость результата

Коэффициент активного внутреннего торможения 2±0,17 1,97±1,77 109,5 Н/З

Количество ошибок 11,53±3,23 3,6±1,96 43,5 З

Коэффициент продуктивности 77,01±4,15 104,81 ±8,31 7 З

Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.

Таблица 5

Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса контрольной группы

в начале и в завершение эксперимента

Показатель До M±m После M±m U-коэффициент Значимость результата

Коэффициент активного внутреннего торможения 1,93±0,08 1,76±0,07 41,5 Н/З

Количество ошибок 12,73±4,46 16,07±6,54 102 Н/З

Коэффициент продуктивности 80,77±3,35 81,07±7,77 112,5 Н/З

Примечание: M - средняя арифметическая величина, m - средняя ошибка средней арифметической.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также по результатам контрольного тестирования по пройденному материалу можно сделать вывод, что использованные элементы ЗСТ оказали положительное влияние и на качество знаний (см. табл. 3, рис. 2).

Зафиксировано повышение заинтересованности в получении знаний самостоятельно, в домашних условиях. Процент выполнивших домашнее задание учеников экспериментальной группы (10 из 15) значительно выше контрольной (5 из 15).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что разработанная методика с использованием элементов здоровьесберегающих технологий благотворно влияет как на устойчивость и концентрацию внимания учащихся во время урока, так и на их заинтересованность в получении знаний.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.

Рис. 1. Изменение результатов корректурной пробы учащихся в ходе эксперимента

Результаты контрольного тестирования по пройденному материалу

||. .11

Экспериментальная группа Контрольная группа

■ оценка 5 ■ оценка 4 ■ оценка 3

Рис. 2. Результаты контрольного тестирования учащихся по пройденному материалу в экспериментальной и контрольной группах (чел.)

Наблюдаются достоверные различия:

1) в коэффициенте активного внутреннего торможения, количестве ошибок, коэффициенте продуктивности и контроле знаний между экспериментальной и контрольной группами после проведенного эксперимента;

2) количестве ошибок и коэффициенте продуктивности между исходным уровнем и после проведения эксперимента.

Проведенные исследования доказывают, что применение элементов ЗСТ эффективно в повышении показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся 8-го класса. Автор предполагает, что для получения лучших результатов необходим комплексный подход и более продолжительный промежуток времени на проведение эксперимента.

Элементы ЗСТ можно использовать как в середине урока, так и в начале и на протяжении всего занятия. Для поддержания интереса к занятиям необходимо чередовать вариации форм.

Таким образом, применение элементов ЗСТ на уроках необходимо для успешного решения ключевой задачи общеобразовательной организации - сохранения и повышения здоровья школьников.

8 6 4 2 0

Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Шевчук А. 16-й Европейский Конгресс по вопросам школьной и университетской медицины // Ремедиум. - 2011. - URL: http://www.remedium-journal.ru/news/detail.php?ID=44971.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Maria Trukhina,

Student, Vyatka State University, Kirov [email protected]

Formation of schoolchildren's stability and concentration by means of health-saving technologies at life safety lessons

Abstract. The paper discusses the application of health-saving technologies at the lessons of "Basics of safety" in 8th grade of secondary school. The author shares the results of the study, noting positive impact of health-saving technology on the stability and concentration of attention and quality of knowledge. Key words: life safety, health-saving technology, concentration, knowledge quality, proof-reading test. References

1. Shevchuk, A. (2011). "16-j Evropejskij Kongress po voprosam shkol'noj i universitetskoj mediciny", Remedium. Available at: http://www.remedium-journal.ru/news/detail.php?ID=44971 (in Russian).

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 28.03.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.16

Принята к публикации Accepted for publication 29.03.16 Опубликована Published 26.04.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Трухина М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.