Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 16069 УДК 159.952:371.78
Трухина Мария Витальевна,
студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]
Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-х классах общеобразовательной школы. Автор статьи делится результатами исследования, отмечая положительное влияние здоровьесберегающих технологий на устойчивость и концентрацию внимания и качество знаний школьников. Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровьесберегающие технологии, устойчивость внимания, концентрация внимания, качество знаний, корректурная проба.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
По данным главного педиатра РФ Александра Баранова, «за последнее десятилетие заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65%. К 15-17 годам до 70% детей имеют заболевания хронической формы...» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, 20-40% негативного влияния, ухудшающего здоровье детей, вызывают школьные факторы риска, которые порождает образовательная среда.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций отнесено «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья» [2].
Таким образом, внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать ключевым направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для школьников любого возраста.
Автором в целях выявления эффективности применения здоровьесберегающих технологий (далее - ЗСТ) на базе одной из общеобразовательных школ города Кирова была проведена опытно-экспериментальная работа по включению элементов здоро-вьесберегающих технологий в процесс преподавания уроков ОБЖ. Работа проводилась в течение 1-го полугодия 2015 г. с учащимися 8-х классов. Учащиеся 8 «Б» класса в количестве 15 человек составили экспериментальную группу, учащиеся 8 «В» класса в количестве 15 человек - контрольную (разделены методом случайной выборки).
Педагогический эксперимент включал:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контролирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента было определение показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы:
1) педагогический (педагогическое тестирование);
2) математико-статистические методы обработки полученных данных.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.
Для определения показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся, была проведена корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). В тестировании приняло участие 30 человек.
Результаты тестирования учащихся экспериментальной и контрольной групп приведены в табл.1.
Таблица 1
Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в начале эксперимента
Показатель ЭГ M±m КГ M±m U-коэффициент Значимость результата
Коэффициент активного внутреннего тор- 2±0,17 1,93±0,08 111,5 Н/З
можения
Количество ошибок 11,53±3,23 12,73±4,46 92,5 Н/З
Коэффициент про- 77,01±4,15 80,77±3,35 77,5 Н/З
дуктивности
Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.
Полученные данные показывают, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп по показателям устойчивости и концентрации внимания существенно не отличаются.
Цель формирующего эксперимента заключалась в экспериментальной проверке возможности и эффективности разработанной методики применения элементов здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ в 8-м классе общеобразовательной школы.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана методика проведения занятий в 8-м классе с использованием элементов здоровьесберегающих технологий, которая применялась на уроках ОБЖ в разделах «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность». Уроки проводились один раз в неделю (4 часа). Занятия проходили в классе с использованием мультимедийной установки.
По результатам анализа научно-методической литературы было выявлено, что в большей степени негативные факторы, порождаемые образовательной средой, оказывают влияние:
1) на костно-мышечную систему;
2) психическое состояние;
3) зрительный аппарат современного школьника.
Исходя из этого и на основании многочисленных исследований прошлых лет, были выбраны такие элементы здоровьесберегающих технологий:
1) Обстановка и гигиенические условия (поддержание оптимальной температуры и свежести воздуха путем проветривания перед уроком, контроль освещенности класса и доски).
2) Виды учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования: со словесной основой (опрос, рассказ, ответы на вопросы, слушание и анализ выступлений своих товарищей, работа с учеником, решение задач), на основе восприятия элементов деятельности (просмотр учебных фильмов, анализ проблемных ситуаций), с практической основой (решение экспериментальных задач). Ориентировочная норма продолжительности и частоты чередования 7-10 минут.
3) Виды преподавания, их чередование: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая и самостоятельная работа. Ориентировочная норма чередования -не позже чем через 10-15 минут.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.
4) Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, их наличие и место: метод свободного выбора (выбор способа действия, свобода творчества и беседа), активные методы (обучение действием, обсуждение в парах), методы, нацеленные на развитие и самопознание.
5) Применение технических средств обучения (ТСО) на уроке, их место и продолжительность (ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения, визуализации и т. д., используемые в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами, для устойчивой поддержки внимания учащихся в течение всего урока. Длительность не более 20 минут).
6) Моменты оздоровления, их наличие, содержание, место и продолжительность: физкультминутки из пяти легких упражнений с тремя повторениями. Продолжительность 2 минуты.
7) Наличие в основной части урока вопросов о здоровом образе жизни и отношении к здоровью человека как к ценности (демонстрация наглядных материалов, оказание помощи в выработке персонального способа безопасного поведения, доведение до учащихся знаний о возможных последствиях выбора их определенного поведения).
8) Присутствие мотивации активности учащихся на уроке: внешняя (похвала, оценка) и внутренняя (стремление больше узнать, интерес к излагаемому материалу).
9) Психологический климат на уроке (взаимодействие всех участников учебного процесса на уроке).
10) Эмоциональная разрядка на уроке (шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка и т. д.).
В контрольной группе проводились занятия в традиционной форме обучения, без применения элементов ЗСТ.
Во время эксперимента (через два урока после начала эксперимента) было проведено дополнительное психолого-педагогическое тестирование (корректурная проба по буквенной таблице В. Я. Анфимова, табл. 2).
Результаты данного тестирования показали некоторые улучшения показателей устойчивости и концентрации внимания, но не такие значимые и заметные.
Таблица 2
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса экспериментальной группы в начале и в середине эксперимента
Показатель До Во время U-коэффициент Значимость
M±m M±m результата
Коэффициент активного внутреннего 2±0,17 1,91±0,1 101 Н/З
торможения
Количество ошибок 11,53±3,23 8,13±1,29 71 Н/З
Коэффициент про- 77,01±4,15 94,18±6,96 29 З
дуктивности
Примечание. М- средняя арифметическая величина, m - средняя ошибка средней арифметической.
Цель контролирующего эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики при изучении курса ОБЖ, разделы «Безопасность на водоемах», «Экология и безопасность», с учащимися 8-го класса общеобразовательной школы.
В качестве основного метода итоговой диагностики показателей устойчивости и концентрации внимания была использована корректурная проба (по буквенной таблице В. Я. Анфимова). Результаты контролирующего эксперимента в контрольной группе приведены ниже (табл. 3).
ниеггг
issn 2304-i20x Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-
научно-методический 120X электронный журнал
По результатам (табл. 3-5, рис. 1) видно, что показатели устойчивости и концентрации внимания у учащихся 8-го класса экспериментальной группы значительно возросли после проведенного эксперимента.
Таблица 3
Результаты корректурной пробы учащихся 8-х классов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в конце эксперимента
Показатель ЭГ M±m КГ M±m U- коэффициент Значимость результата
Коэффициент активного внутреннего торможения 1,97±0,14 1,76±0,07 50 З
Количество ошибок 3,6±1,96 16,07±6,54 31 З
Коэффициент продуктивности 104,81 ±8,31 81,07±7,77 26 З
Контроль знаний 4,47±0,29 3,53±0,29 26 З
Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.
Таблица 4
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса экспериментальной группы в начале и в завершение эксперимента
Показатель До M±m После M±m U-коэффициент Значимость результата
Коэффициент активного внутреннего торможения 2±0,17 1,97±1,77 109,5 Н/З
Количество ошибок 11,53±3,23 3,6±1,96 43,5 З
Коэффициент продуктивности 77,01±4,15 104,81 ±8,31 7 З
Примечание. М - средняя арифметическая величина, т - средняя ошибка средней арифметической.
Таблица 5
Результаты корректурной пробы учащихся 8-го класса контрольной группы
в начале и в завершение эксперимента
Показатель До M±m После M±m U-коэффициент Значимость результата
Коэффициент активного внутреннего торможения 1,93±0,08 1,76±0,07 41,5 Н/З
Количество ошибок 12,73±4,46 16,07±6,54 102 Н/З
Коэффициент продуктивности 80,77±3,35 81,07±7,77 112,5 Н/З
Примечание: M - средняя арифметическая величина, m - средняя ошибка средней арифметической.
Также по результатам контрольного тестирования по пройденному материалу можно сделать вывод, что использованные элементы ЗСТ оказали положительное влияние и на качество знаний (см. табл. 3, рис. 2).
Зафиксировано повышение заинтересованности в получении знаний самостоятельно, в домашних условиях. Процент выполнивших домашнее задание учеников экспериментальной группы (10 из 15) значительно выше контрольной (5 из 15).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что разработанная методика с использованием элементов здоровьесберегающих технологий благотворно влияет как на устойчивость и концентрацию внимания учащихся во время урока, так и на их заинтересованность в получении знаний.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 1. Изменение результатов корректурной пробы учащихся в ходе эксперимента
Результаты контрольного тестирования по пройденному материалу
||. .11
Экспериментальная группа Контрольная группа
■ оценка 5 ■ оценка 4 ■ оценка 3
Рис. 2. Результаты контрольного тестирования учащихся по пройденному материалу в экспериментальной и контрольной группах (чел.)
Наблюдаются достоверные различия:
1) в коэффициенте активного внутреннего торможения, количестве ошибок, коэффициенте продуктивности и контроле знаний между экспериментальной и контрольной группами после проведенного эксперимента;
2) количестве ошибок и коэффициенте продуктивности между исходным уровнем и после проведения эксперимента.
Проведенные исследования доказывают, что применение элементов ЗСТ эффективно в повышении показателей устойчивости и концентрации внимания учащихся 8-го класса. Автор предполагает, что для получения лучших результатов необходим комплексный подход и более продолжительный промежуток времени на проведение эксперимента.
Элементы ЗСТ можно использовать как в середине урока, так и в начале и на протяжении всего занятия. Для поддержания интереса к занятиям необходимо чередовать вариации форм.
Таким образом, применение элементов ЗСТ на уроках необходимо для успешного решения ключевой задачи общеобразовательной организации - сохранения и повышения здоровья школьников.
8 6 4 2 0
Трухина М. В. Формирование устойчивости и концентрации внимания школьников средствами здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16069.htm. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Шевчук А. 16-й Европейский Конгресс по вопросам школьной и университетской медицины // Ремедиум. - 2011. - URL: http://www.remedium-journal.ru/news/detail.php?ID=44971.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Maria Trukhina,
Student, Vyatka State University, Kirov [email protected]
Formation of schoolchildren's stability and concentration by means of health-saving technologies at life safety lessons
Abstract. The paper discusses the application of health-saving technologies at the lessons of "Basics of safety" in 8th grade of secondary school. The author shares the results of the study, noting positive impact of health-saving technology on the stability and concentration of attention and quality of knowledge. Key words: life safety, health-saving technology, concentration, knowledge quality, proof-reading test. References
1. Shevchuk, A. (2011). "16-j Evropejskij Kongress po voprosam shkol'noj i universitetskoj mediciny", Remedium. Available at: http://www.remedium-journal.ru/news/detail.php?ID=44971 (in Russian).
2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.03.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.16
Принята к публикации Accepted for publication 29.03.16 Опубликована Published 26.04.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Трухина М. В., 2016