КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл №
научно-методический электронный журнал. ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75035 УДК 159.9
Крупник Ирина Викторовна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников
Аннотация. В статье отражено влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников, а также анализ результатов по трем методикам и графический показатель по данным результатам.
Ключевые слова: младший школьный возраст, внимание, свойства внимания, успеваемость, концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания, объем внимания.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Научные исследования когнитивных процессов младшего школьника делают прямые и косвенные выводы о взаимосвязи свойств внимания с возрастом школьника (Выготский Л. С., Блонский П. П., Давыдов В. В., Ануфриев А. Ф., Вергелес Г. И., Костромина С. Н., Волков Б. С. [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Различают так же психофизиологические, психологические, педагогические детерминанты развития психических процессов (Долгова В. И., Овчарова Р. В., Цветкова Н. В., [7, 8, 9]).
В первом классе учащиеся слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу.
Способность распределения и переключения внимания возрастает у школьников к концу третьего года обучения. Ученики уже в третьем классе могут отслеживать содержание того, что они записывают в тетрадь, за грамотность письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Также слышат указания учителя, не прекращая работы.
У школьников в первом классе невысокая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Необходимо периодически менять вид деятельности, чтобы избежать утомление.
Концентрированность и устойчивость внимания у младших школьников может быть достаточно высокой. Например: ребенок увлеченно пишет, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников короткой, потому что устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание школьников, нежели поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания - слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Успеваемость - степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость выражается в оценочных баллах. Сравнительные данные оценок по конкретным предметам характеризуют систему школьного обучении и
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75035 УДК 159.9
школу в целом. Высокая успеваемость учащихся достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.
Изучение научных данных помогло определить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детского интереса
Л. С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания [5].
В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью другого рода учебных занятиях [6].
Таким образом, внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания.
Материалы и методы
Опытно-экспериментальное исследование свойств внимания младших школьников складывалось из трех этапов:
1. Поисково-подготовительный - анализ научной литературы по данной проблеме; подбор методов и методик для проведения исследования; определение цели, гипотезы, объекта, предмета, задач исследования.
2. Опытно-экспериментальный - диагностика свойств внимания, обработка и интерпретация результатов исследования.
3. Контрольно-обобщающий - математико-статистическая обработка экспериментальных данных, проверка гипотезы и оформление работы.
В опытно-экспериментальном исследовании был использован комплекс методов и методик:
1) Теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) Эмпирический: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам:
а) Методика Мюнстенберга
б) Методика «Корректурная проба»
в) Методика Шифровка Векслера
3) Математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.
Рассмотрим подробно методы, используемые в работе.
Анализ психолого-педагогической литературы - это первичное ознакомление с новейшими сведениями, изучение опубликованных работ по избранной теме.
Работа над теоретической частью включала:
- Составление первичного списка литературы по теме.
- Определение важных для исследования установок:
1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;
2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;
3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;
~ 2 ~
КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75035 УДК 159.9
4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме.
В результате анализа выделяются:
1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;
2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;
3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т. е. дискуссионные;
4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.
Эксперимент - это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными [6].
Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых [8].
Цель констатирующего эксперимента - выяснить особенности изучаемого процесса или явления в данный момент без какого-либо воздействия. Полученные с помощью констатирующего эксперимента данные помогут определить задачи и разработать содержание и методы формирующего этапа исследования [9].
Метод эксперимента был реализован с помощью методик:
1. Методика Мюнстенберга
2. Корректурная проба».
3. Методика Шифровка Векслера
Результаты и обсуждение
В рамках исследования были проведены три методики для изучения свойств внимания младших школьников 2 «А» класса.
Результаты методики Мюнстенберга представлены на рис. 1.
м Q м
КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл №
научно-ллетодичесшй электронный журнал ФС 77-49965 - ISSN 23°4-12°Х.
ART 75035
УДК 159.9
X и S 01
ЁГ
•О
с
и
0 <0
I-
<j
01 т 5
е; о sc
100%
80%
60°%
40°%
20%
0%
61%
28%
11%
Высокий Средний Низкий
Переключение и концентрация внимания
Рис. 1. Результаты исследования по методике Мюнстенберга
В таблице представлены результаты методики Мюнстенберга в процентном соотношении. Высокий уровень переключения и концентрации внимания наблюдается у 8 школьников - это 33% всего класса. Средний уровень достигли 9 учеников - это 38% от всего класса. Низкий уровень внимания у 7 школьников - это 29% от всего класса.
С целью проверки гипотезы о корреляционной связи между показателями свойств внимания и успеваемости младших школьников был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Определим корреляцию между показателями концентрации и переключения внимания, полученной по методике Мюнстенберга и средним баллом успеваемости.
Гипотезы:
Но: Корреляция между показателями концентрации и переключения внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0
Н1: Корреляция между показателями концентрации и переключения внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0
где А - показатель концентрации и переключения внимания , В - средний балл успеваемости.
Сопоставим ^эмпс критическими значениями для N=24
Ро,о5=0,41 Ро,о1=0,52
Но отвергается, принимается Н1. Корреляция между А и В статистически значима. Так как коэффициент корреляции положительный, то корреляционная связь прямая, высоким значением концентрации и переключения внимания соответствуют высокие значения успеваемости.
Результаты методики «Корректурная проба» представлены на рис. 2.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75035
УДК 159.9
X и
100% 80%
3 60°%
и
О IQ
01 т
е; о
SC
40% 20%
0%
61%
I
28%
11%
Высокий Средний Низкий
Устойчивость и концентрация внимания
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Корректурная проба»
В таблице представлены результаты методики «Корректурная проба» в процентном соотношении. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания наблюдается у 5 школьников - это 21% от всего класса. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания достигли 6 учеников - это 25% от всего класса. Низкий уровень внимания у 13 школьников - это 54% от всего класса.
Определим корреляцию между показателями устойчивости и концентрации внимания, полученной по методике Корректурная проба и средним баллом успеваемости.
Гипотезы:
Н0: Корреляция между показателями устойчивости и концентрации внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0.
Н1: Корреляция между показателями устойчивости и концентрации внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0,
где А - показатель устойчивости и концентрации внимания, В - средний балл успеваемости.
Сопоставим ^эмпс критическими значениями для N=24
Po,o5=0,41 Po,o1=0,52
Н0 принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции отрицательный, значит корреляционная связь обратная.
Результаты методики «Шифровка Векслера» представлены на рис. 3.
X и
м е
ЁГ
и
о в т с е ч и
е;
о
sc
100% 80% 60% 40% 20% 0%
61%
28%
I
11%
Высокий Средний Низкий
Распределение и объем внимания
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Шифровка Векслера»
PU г м
КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75035 УДК 159.9
В таблице представлены результаты методики «Шифровка Векслера» в процентном соотношении. Высокий уровень распределения и объема внимания наблюдается у 13 школьников - это 61% от всего класса. Средний уровень распределения и объема внимания достигли 7 учеников - это 28% от всего класса. Низкий уровень внимания у 4 школьников - это 11 % от всего класса.
Определим корреляцию между показателями распределения и объема внимания, полученной по методике шифровка Векслера и средним баллом успеваемости.
Гипотезы:
Но: Корреляция между показателями распределения и объема внимания и средним баллом успеваемости не отличаются от 0.
Hi: Корреляция между показателями распределения и объема внимания и средним баллом успеваемости достоверно отличаются от 0.
где А - результаты методики, В - средний балл успеваемости.
Сопоставим ^эмпс критическими значениями для N=24
Ро,о5=0,41 Po,oi=0,52
Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции положительный, значит корреляционная связь прямая.
Выводы
Исследование свойств внимания младших школьников проходило в 3 этапа: 1) поисково-подготовительный; 2) опытно-экспериментальный; 3) контрольно-обобщающий. Был использован комплекс методов и методик: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий) тестирования по методикам: методика Мюнстенберга, методика «Корректурная проба» и методика «Шифровка Векслера»; математико-статистический: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, выборочное среднее значение.
Результаты методики Мюнстенберга представлены в процентном соотношении. Высокий уровень переключения и концентрации внимания наблюдается у 8 школьников - это 33% всего класса. Средний уровень достигли 9 учеников - это 38% от всего класса. Низкий уровень внимания у 7 школьников - это 29% от всего класса.
С целью проверки гипотезы о корреляционной связи между показателями свойств внимания и успеваемости младших школьников был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Но отвергается, принимается Н1. Корреляция между А и В статистически значима. Так как коэффициент корреляции положительный, то корреляционная связь прямая, высоким значением концентрации и переключения внимания соответствуют высокие значения успеваемости.
Результаты методики «Корректурная проба» представлены в процентном соотношении. Высокий уровень устойчивости и концентрации внимания наблюдается у 5 школьников - это 21% от всего класса. Средний уровень устойчивости и концентрации внимания достигли 6 учеников - это 25% от всего класса. Низкий уровень внимания у 13 школьников - это 54% от всего класса.
Определим корреляцию между показателями устойчивости и концентрации внимания, полученной по методике Корректурная проба и средним баллом успеваемости.
Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции отрицательный, значит корреляционная связь обратная.
КОНЦЕПТ
Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 01. - ART 75035. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75035. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75035 УДК 159.9
Результаты методики «Шифровка Векслера» представлены в процентном соотношении. Высокий уровень распределения и объема внимания наблюдается у 13 школьников - это 61% от всего класса. Средний уровень распределения и объема внимания достигли 7 учеников - это 28% от всего класса. Низкий уровень внимания у 4 школьников - это 11 % от всего класса.
Определим корреляцию между показателями распределения и объема внимания, полученной по методике шифровка Векслера и средним баллом успеваемости.
Н0 принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Так как коэффициент корреляции положительный, значит корреляционная связь прямая.
Основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности, таких как сенсорно-перцептивное, инеллектуально-мыслительное и моторно-двигательное внимание, а также вовлечение ребенка в познавательно-развивающую деятельность.
Ссылки на источники
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 4-е изд., стер. -М.: Ось-89, 2006. - 272 с.
Блонский П. П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды/П. П, Блон-ский; ред. А. И. Липина, Т. Д. Марцинковская. - М. ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 631с. Вергелес Г. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2000. - 158 с.
Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: Пед. о-во России, 2002. -126с.
Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997 - 144с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология/Лев Выготский под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСЕ: Астрель: Люкс, 2005. - 671с.
Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельно-сти//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48. Долгова В. И., Цветкова Н. В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.
ISSN 2304-120Х
1 з
Irina Krupnik,
student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
The effect of attention on the academic performance of Junior schoolchildren
Abstract. The article reflects the effect of attention on the academic performance of primary school pupils and an analysis of the results from the three methods and graphical indicator according to the results. Key words: primary school age, attention, properties, attention, academic performance, concentration, distribution of attention, attention switching, attention span, attention span.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
(Vi "7 «j
9772304120159