Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 13PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Вихман А. А., Калугин А.Ю. Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vikhman A.A., Kalugin A.Yu. (2019). Gender specificity of the relationship between values and temperament in adolescence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN619.pdf (in Russian)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках научного проекта № 18-413-590007
УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.21.59
Вихман Александр Алексадрович
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия
Институт психологии Директор
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=658775
Калугин Алексей Юрьевич
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия
Доцент кафедры «Практической психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=660929 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57192099434
Гендерная специфика взаимосвязи ценностей и темперамента в юношеском возрасте
Аннотация. Исследование посвящено анализу гендерной специфики во взаимосвязях между различными свойствами темперамента и ценностями на юношеской выборке. Анализ взаимосвязей и факторных структур в разнополых выборках позволяет выявить компенсаторные механизмы индивидуальности, которые проявляются в ситуации конфликта, противоречия между более устойчивыми и консервативными свойствами темперамента с одной стороны и изменчивыми, гибкими ценностями, с другой. Таким образом, исследуется научная проблема влияния устойчивых свойств темперамента на формирование иерархической структуры ценностной сферы личности. В эмпирической части работы представлены результаты факторного анализа ценностей и свойств темперамента с использованием расширенного комплекта психодиагностического инструментария на больших выборках юношей (n = 280) и девушек (n = 231). В качестве инструментария использовались различные опросники темперамента, личности, аксиологической направленности личности и смысложизненных ориентаций. Получены свидетельства гендерной специфики факторных структур. Обнаружена специфичная роль моторной гибкости и динамичности у юношей и психофизиологической выносливости у девушек. Больше различий выявлено при процедуре
вторичной факторизации. Обнаружено, что у юношей ценности связаны с моторными свойствами темперамента и нейротизмом, тогда как у девушек ценности попадают в один фактор с более социально обусловленными характеристиками: добросовестностью и контролем импульсивности. Вместе с тем, у юношей психодинамические черты интеллектуальной деятельности находятся в одном факторе с более социально обусловленными смысложизненными ориентациями, а у девушек, наоборот, эти черты связаны с повышенной сенсорной чувствительностью. Сложная и противоречивая структура факторных моделей говорит о гендерной специфике компенсаторных механизмов.
Ключевые слова: темперамент; ценностно-смысловая сфера личности; гендерная специфика; нейротизм; импульсивность; интеллект
Изучению связи свойств темперамента и ценностей в юношеском возрасте уделяется мало внимания. В ракурсе гендерных различий (в широком понимании влияния фактора пола) такой вопрос вообще не изучался на больших выборках респондентов. В целом вопрос о природе и функционировании темперамента у взрослых остается открытым и требует детального изучения как в теоретическом плане, так и в эмпирическом. В зарубежной психологии темперамент чаще всего изучается у младенцев и детей дошкольного возраста. Обозначенную ситуацию хорошо иллюстрируют результаты мета-анализа по вопросу о гендерных различиях в темпераменте [1], где было проанализировано больше полутора тысяч эмпирических исследований темперамента детей до 3-х лет и лишь эпизодические научные исследования более поздних возрастов. Стоит отметить, что подобные исследования в виде масштабного мета-анализа для взрослой выборки в психологии еще не проводились. Более того, в зарубежной психологии сложилась традиция - у младенцев и детей раннего возраста индивидуальные различия в поведении обозначаются как «темперамент», а у взрослых индивидуальные различия обозначаются как свойства «личности». Считается, что изначальные свойства темперамента частично перекрываются свойствами личности взрослого человека. Подобная традиция создает дефицит научных исследований индивидуальных различий в темпераменте на взрослых выборках респондентов.
Согласно психобиологическому подходу В.С. Мерлина, разрабатываемому в Пермской психологической школе, свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, следствием чего психологическими признаками темперамента могут быть лишь устойчивые и стабильные во времени характеристики эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Благодаря большей устойчивости и консервативности свойств темперамента возникают многообразные противоречия между ними и теми индивидуальными особенностями, которые легче и быстрее изменяются под влиянием социальных условий и условиям воспитания. Поэтому всесторонний анализ и интерпретация эмпирических связей широкого круга психодинамических свойств и свойств ценностно-смысловой сферы юношей, осуществленный в данной статье, позволяет косвенно проверить идею В.С. Мерлина о компенсаторных механизмах индивидуальности, которые проявляются в ситуации конфликта, противоречия между более устойчивыми и консервативными свойствами темперамента с одной стороны и изменчивыми, гибкими ценностями, с другой стороны [2].
Согласно современным представлениям о темпераменте, свойства темперамента отличаются относительной стабильностью и создают основу для формирования личности. Данная мысль подкрепляется множеством косвенных эмпирических данных. Например, известны исследования о механизмах влияния детского темперамента на сдерживание развития или проявления психопатологии во взрослой жизни. Например, М. Компас с коллегами установил связь между свойствами темперамента и депрессией на выборке подростков [3]. По мнению А. Басса и Р. Пломина, темперамент воспринимается как предшественник развития
https:// mir-nauki. com
взрослой личности [4]. М. Ротбарт с коллегами [5] обнаружили умеренную корреляцию между тремя факторами темперамента по методике ECBQ (Early Childhood Behavior Questionnaire) и тремя факторами личности из модели «Большой пятерки». В частности, нейротизм связан с отрицательной эмоциональностью (negative affectivity), добросовестность имеет положительную связь с саморегуляцией (effortful control) и сосредоточением внимания, а экстраверсия достоверно связана с интенсивностью переживания удовольствия, активности и общительности (surgency).
Небольшие изначальные половые различия и противоречия в ценностях и темпераменте усиливаются гендерной ролью социального взаимодействия в процессе развёртывания социальной жизни. Разными авторами отмечается, что гендерные различия в проявлении некоторых свойств темперамента (например, нейротизма) увеличиваются с возрастом. Вместе с тем, ранние различия в импульсивности, по-видимому, исчезают у взрослых, в то время как различия в эмоциональности усиливаются в процессе развития [1; 6]. По данным А. Басс и Р. Пломина мальчики старшего возраста чаще выражают гнев, чем девочки, а девочки, как правило, выражают больше страха, чем мальчики [4]. Еще одно исследование показало, что в позднем подростковом возрасте девочки проявляют более высокую эмоциональную реактивность, чем мальчики [7].
Есть много эмпирических свидетельств гендерной специфики проявления темперамента у взрослых людей [8]. В.М. Русалов обнаружил существенное влияние пола на шесть шкал своей методики изучения формально-динамических свойств темперамента (ОФДСИ) из восьми: эргичность, пластичность, социальную пластичность, индивидуальный темп, эмоциональность и социальную эмоциональность. У мужчин средние значения всех трех шкал предметной активности (эргичность, пластичность и скорость) существенно выше, чем у женщин [9].
Другой отечественный психолог В.В. Белоус, изучая приспособительную значимость темперамента в ракурсе половых различий, обнаружил, что у мужчин, средняя нормированная величина эмоциональности повышена, а экстраверсия/интроверсия - снижена, а у женщин, наоборот. Эмоциональность у мужчин является менее значимым свойством, чем экстраверсия-интроверсия, а у женщин, наоборот, более значимой является эмоциональность и менее значимой - интроверсия. Это объясняет тот факт, что женщины более успешно преодолевают состояние монотонии по сравнению с мужчинами [10].
Обозначенное выше В.С. Мерлином противоречие и его разрешение будет заметно проявляться у юношей и девушек в гендерной специфике взаимосвязей темперамента и ценностей. Неоднозначная динамика возрастных изменений темперамента и влияние гендерных установок делает связь темперамента и ценностей вопросом неоднозначным и актуальным с точки зрения науки и практики. В тоже время научная проблема выявления механизмов влияния устойчивых свойств темперамента на формирование иерархической структуры ценностной сферы личности, остаётся недостаточно изученной и является основной научной проблемой представленного исследования [11].
В исследовании приняли участие старшеклассники, курсанты, студенты средних и высших учебных заведений города Перми: 231 девушка и 280 юношей, в возрасте от 15 до 24
Участники исследования
лет (M = 18,9; SD = 1,98).
Методики и процедура исследования
Для проверки гипотезы о наличии гендерной специфики во взаимосвязях между свойствами темперамента и ценностно-смысловой сферы личности использовались разнообразные вопросники. Большой список тестов темперамента обусловлен установкой В.С. Мерлина на то, что темперамент характеризует динамику психической деятельности в целом и имеет разнообразные проявления. В целях диагностики свойств темперамента использовались: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова, краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона (ЛОГУК) (Gray-Wilson Personality Questionnaire - GWPQ), методика диагностики темперамента Я. Стреляу, личностный опросник Г. Айзенка (EPI) и пятифакторный личностный опросник (Big Five Inventory - 2, BFI-2) К. Сото и О. Джона. Для диагностики ценностно-смысловой сферы применялись: тест «Аксиологической направленности личности» (АНЛ) А.В. Капцова и тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
В качестве процедуры выявления специфики связей свойств темперамента и особенностей ценностно-смысловой сферы использовался факторный анализ методом главных компонент с вращением и процедура вторичной факторизации.
Результаты
На первом этапе, был проведен факторный анализ методом главных компонент, была выявлена приемлемая факторная структура свойств темперамента на основе разных диагностических методик в общей, мужской и женской выборках. Согласно критерию Кеттелла (метод «каменистой осыпи»), на общей выборке факторная структура темперамента эмпирически обоснована в двух вариантах: четырехфакторная и семифакторная структуры. Проведя факторизацию на разных гендерных выборках, мы обнаружили, что в выборке юношей, наряду с четырехфакторной структурой, есть возможность выделить информативную шестифакторную структуру темперамента, а в выборке девушек семифакторную структуру. Далее было проведено детальное сравнение содержания факторов шестифакторной структуры темперамента у юношей (доля объяснимой дисперсии 66 %) с семифакторным вариантом у девушек (71,1 %).
Таблица 1
Факторные структуры темперамента в группах юношей (шестифакторная структура) и девушек (семифакторная структура)
Юноши (шесть факторов) Девушки (семь ( )акторов)
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 7
Эргичность моторная 0,07 0,20 0,05 0,18 0,84 0,07 0,20 0,29 0,05 0,13 0,12 0,79 0,14
Эргичность интеллектуальная 0,19 -0,06 0,71 0,26 0,02 0,14 0,21 0,00 0,80 0,22 0,14 -0,07 -0,02
Эргичность коммуникативная 0,20 0,80 0,07 0,10 0,12 0,06 0,12 0,86 0,05 0,11 -0,04 0,05 -0,03
Пластичность моторная -0,01 0,27 0,48 0,20 0,48 -0,07 0,06 0,00 0,04 0,10 0,05 0,19 0,88
Пластичность интеллектуальная 0,08 0,23 0,68 -0,18 0,13 -0,28 0,16 0,39 0,62 -0,06 -0,07 0,11 0,12
Пластичность коммуникативная -0,18 0,73 0,10 -0,23 -0,02 -0,17 -0,11 0,75 0,16 -0,23 -0,14 0,05 0,09
Скорость моторная 0,16 0,45 0,09 0,09 0,73 0,13 0,15 0,52 0,15 -0,03 0,18 0,66 0,06
Скорость интеллектуальную 0,25 0,13 0,71 0,09 0,21 0,09 0,26 0,28 0,67 -0,12 0,07 0,12 0,06
Юноши (шесть факторов) Девушки (семь ( >акторов)
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 7
Скорость коммуникативная 0,45 0,48 0,27 -0,06 0,21 0,25 0,21 0,58 0,30 0,02 0,26 0,09 -0,07
Эмоциональность моторная -0,82 -0,03 -0,07 -0,09 -0,11 -0,19 -0,70 -0,20 -0,14 -0,02 -0,28 -0,20 0,20
Эмоциональность интеллектуальная -0,79 0,01 -0,25 0,15 -0,12 0,08 -0,80 -0,20 -0,12 0,15 -0,20 0,06 0,06
Эмоциональность коммуникативная -0,82 -0,02 -0,08 -0,21 -0,12 0,03 -0,77 -0,14 -0,17 -0,07 -0,28 -0,13 0,07
Динамичность 0,47 0,37 0,22 0,13 0,42 -0,01 0,51 0,38 0,28 0,16 0,04 0,32 -0,04
Настойчивость -0,55 -0,04 -0,16 -0,15 -0,11 0,58 -0,85 0,00 -0,11 -0,08 0,15 0,03 -0,15
Сенсорная чувствительность 0,08 0,08 0,26 0,22 0,11 0,63 -0,03 0,04 0,06 0,09 0,82 0,16 0,11
Эмоциональная реактивность -0,65 -0,24 -0,29 -0,18 -0,25 0,22 -0,84 -0,09 -0,25 -0,13 0,11 -0,12 -0,04
Выносливость 0,32 0,09 0,33 0,19 0,58 -0,17 0,47 0,06 0,52 0,08 -0,34 0,32 0,06
Активность 0,10 0,77 0,20 0,14 0,25 -0,01 0,17 0,82 0,11 0,11 0,11 0,12 0,11
Экстраверсия 0,08 0,76 -0,01 0,02 0,19 0,10 0,10 0,83 0,00 -0,17 0,03 0,14 -0,04
Нейротизм -0,65 -0,13 -0,09 -0,36 -0,12 0,39 -0,84 -0,06 -0,08 -0,19 0,19 -0,05 -0,12
Система торможения поведения -0,53 -0,14 0,22 -0,07 0,16 -0,15 -0,37 -0,15 0,07 -0,38 0,04 -0,13 0,26
Система активации поведения -0,06 0,14 0,00 -0,79 -0,04 0,04 -0,04 0,28 -0,10 -0,74 0,01 -0,10 0,00
Экстраверсия 0,23 0,65 0,22 0,40 0,26 0,01 0,30 0,74 0,17 0,29 0,07 0,19 0,01
Доброжелательность 0,14 0,22 0,27 0,58 0,12 0,25 0,18 0,14 -0,17 0,72 0,04 -0,21 0,16
Добросовестность 0,15 0,13 0,18 0,73 0,37 0,15 0,16 0,10 0,32 0,63 0,18 0,23 0,12
Негативная эмоциональность -0,42 -0,23 -0,27 -0,52 -0,25 0,21 -0,74 -0,11 -0,14 -0,37 0,07 -0,09 -0,16
Открытость опыта -0,06 0,21 0,61 0,25 0,03 0,27 0,11 0,27 0,39 0,21 0,29 -0,31 0,48
Собственное значение 4,43 3,80 2,89 2,63 2,64 1,47 5,48 4,58 2,49 2,20 1,37 1,76 1,32
Доля объясненной дисперсии, в % 16,4 % 14 % 10,7 % 9,7 % 9,8 % 5,4 % 20,2 % 17 % 9,2 % 8,1 % 5,1 % 6,5 % 5 %
Первый фактор (16,4 %) в группе юношей составили показатели из разных методик, так или иначе отражающие «эмоциональную нестабильность» темперамента. Наиболее весомы эмоциональные шкалы из вопросника ОФДСИ В.М. Русалова, шкалы нейротизма из разных методик, эмоциональная реактивность, настойчивость и динамичность (на обратном полюсе фактора). В целом данный фактор логично обозначить как «Нейротизм». Следующий по значимости фактор на выборке юношей (14 %) включает в себя шкалы активности и экстраверсии. Также в данном факторе логично проявляются показатели коммуникативной сферы темперамента и скоростные параметры темперамента в моторной сфере.
В третий фактор, объясняющий 10,7 % дисперсии, со значимыми весами в основном вошли показатели темперамента, характеризующие интеллектуальную сферу. В.С. Мерлин обозначал, что динамика психической деятельности, которой обуславливается темперамент, определяется не только индивидуальными особенностями эмоционально-волевой сферы, но еще и некоторыми интеллектуальными особенностями. Например, сосредоточенность, устойчивость, отвлекаемость и переключение внимания не только характеризуют течение собственно интеллектуальных процессов, но и в большей степени влияют на всю динамику психической деятельности [2].
Четвертый фактор темперамента у юношей (9,7 %) представляет для нас наибольший интерес. Он обозначен как «контроль импульсивности - психотизм». В данный полярный
фактор со значимыми весами вошли показатели: добросовестность (0,73) и доброжелательность (0,48) из опросника Big Five Inventory на одном полюсе и на другом полюсе показатель системы активации поведения (-0,79) (опросник Грея-Уилсона). Это наиболее сложный и неоднозначный по структуре фактор. Обратимся к автору опросника Д. Грею для прояснения роли системы активации поведения в комбинированной структуре темперамента. Согласно Д. Грею активность системы активации поведения проявляется в импульсивном поведении, она чувствительна к стимулам награды или избавления от наказания и является субстратом поведения приближения и гедонизма [12]. Учитывая, что Г. Айзенк обозначал импульсивное поведение атрибутом экстраверсии, Д. Грей, в след за учителем, считал, что высокая активность системы активации поведения соответствует сочетанию экстраверсии с низкой эмоциональной стабильностью. Однако после ряда эмпирических исследований выяснилось, что экстраверсия в основном определяется такими личностными чертами, как общительность, активность, напористость, в то время как импульсивное поведение было в основном отнесено к фактору психотизма. Стоит отметить, что наши данные полностью подтверждают выше обозначенные рассуждения. Учитывая уточнение структуры экстраверсии, высокую активность системы активации поведения стали связывать с импульсивным поиском ощущений, который может даже иметь антисоциальную направленность, склонность к риску и агрессивности. Содержательно эти качества соответствуют психотизму в части импульсивного поиска ощущений. Известно, что в личностном пространстве Большой пятерки психотизм отсутствует и близкие по смыслу качества представлены обратными полюсами суперфакторов Сознательности и Дружелюбия, что полностью подтверждает наполнение изучаемого фактора, как на выборке юношей, так и на выборке девушек. Пятый фактор (9,8 %) включает показатели моторной сферы темперамента (0,48-0,84). И наконец, наименее значимый шестой фактор структуры темперамента на выборке юношей (5,4 %) состоит из двух показателей: настойчивость с меньшим весом (0,58) и сенсорная чувствительность с большим весом (0,63).
В группе девушек было выделено 7 факторов с общей долей объяснимой дисперсии 71,1 %. Первые два самых весомых фактора в группе девушек имеют похожую структуру по сравнению с мужской выборкой. Гендерные различия проявляются в разной значимости факторов и специфическом их наполнении. Ядром первого, самого значимого фактора (20,2 %) структуры темперамента девушек являются эмоциональные шкалы темперамента (0,70-0,80) и нейротизм (0,84). Отмечается больший вес данного фактора и больший вес шкал нейротизма в структуре фактора. Подобная гендерная специфика согласуется с общими представлениями о большей выраженности в женской выборке нейротизма [1]. Второй фактор (17 %) в группе девушек полностью повторяет фактор «экстраверсии» у юношей. В третий фактор, объясняющий 9,2 % дисперсии, со значимыми весами в основном вошли показатели интеллектуальной сферы темперамента. В отличии от группы юношей, куда в данный фактор вошли показатели открытости новому опыту, у девушек в данный фактор вошел гендерно специфичный показатель выносливости (0,52). Четвертый фактор (5,1%) дублирует фактор мужской выборки «контроль импульсивности - психотизм». Следующий фактор (6,5 %) наполняется некоторыми показателями моторной сферы темперамента: скоростью и эргичностью (0,66-0,79). И наконец, уникальный для выборки девушек, седьмой фактор (5%) включает в себя показатель пластичности в моторной сфере и открытости опыта.
Используя тот же метод для изучения ценностно-смысловой сферы выяснилось, что как в выборке девушек, так и в выборке юношей выделяется двухфакторная структура: отдельно проявляются смысложизненные ориентации и ценности.
В целом, факторные структуры темперамента и ценностей при первичной факторизации у юношей и девушек схожие. Отличия начинают провялятся при вторичной факторизации данных. Вторичная факторизация многофакторных моделей темперамента и ценностно-
смысловой сферы в группах юношей и девушек дает сложную картину вторичных факторов (таблица 2).
Таблица 2
Сравнение вторичных факторов темперамента и ценностей в группах юношей и девушек
Группа юношей Группа девушек
F1 F2 F3 F1 F2 F3 F4
Нейротизм 0,53 0,00 0,03 Нейротизм 0,74 -0,07 -0,09 -0,01
Экстраверсия 0,12 -0,12 0,70 Экстраверсия 0,03 0,02 -0,92 0,01
Интеллектуальная сфера темперамента 0,71 0,24 -0,17 Интеллектуальная сфера темперамента 0,20 0,20 0,17 -0,75
Психотизм 0,26 -0,04 0,03 Психотизм 0,08 0,76 -0,10 -0,02
Моторная сфера темперамента -0,17 0,79 0,23 Моторная сфера темперамента 0,39 -0,04 0,10 0,00
Сенсорная чувствительность 0,00 0,11 0,59 Сенсорная чувствительность 0,21 0,25 0,19 0,65
Ценности 0,21 0,78 -0,20 Ценности -0,43 0,70 -0,16 -0,08
Смысложизненные ориентации 0,83 -0,01 0,40 Смысложизненные ориентации 0,74 0,44 -0,37 0,01
Пластичность мотороная 0,04 0,35 0,19 0,06
Собственное значение 1,63 1,31 1,13 Собственное значение 1,52 1,48 1,13 1,00
Доля объясненной дисперсии, в % 20,3 % 16,3 % 14 % Доля объясненной дисперсии, в % 16,8 % 16,4 % 12,6 % 11,1 %
В группе юношей вы было выделено 3 вторичных фактора с общей долей объяснимой дисперсии 50,6 %. В первый фактор, объясняющий большую часть дисперсии, вошли первичные факторы смысложизненных ориентаций (0,83), интеллектуальной сферы темперамента (0,71) и нейротизма (0,53). Второй фактор (16,3 %) представлен с одинаковыми весами ценностями и моторной сферой темперамента. Третий фактор (14 %) состоит из «экстраверсии», «сенсорной чувствительности» и «смысложизненных ориентаций».
В группе девушек было выделено 4 вторичных фактора с общей долей объяснимой дисперсии 56,9 %. Первый вторичный фактор у девушек выглядит противоречиво (16,8 %): на одном полюсе представлены факторы «смысложизненных ориентаций» и «нейротизма», а на другом полюсе фактора представлен первичный фактор «ценностей». Второй фактор (16,4 %) представлен ценностями, смысложизненными ориентациями и первичным фактором «контроль импульсивности - психотизм». Третий фактор (12,6 %) представлен первичным фактором «экстраверсия». Четвертый полярный вторичный фактор (11,1 %) включает в себя на разных полюсах первичные факторы «сенсорной чувствительности» и «интеллектуальной сферы темперамента».
Выводы
Гендерная специфика проявляется уже при первичной факторизации свойств темперамента. В разных гендерных выборках стабильно и одинаково по качественному составу проявляются факторы экстраверсии и нейротизма. В третьем факторе, который отражает темпераментальные характеристики интеллекта уже начинают проявляться гендерные отличия. У юношей в данном факторе представлены характеристики моторной гибкости, а у девушек психофизиологической выносливости. Далее, сравнивая факторные веса, мы видим особую роль моторных и динамических характеристик в группе юношей. Но особенно заметно гендерные различия начинают проявляться в ситуации вторичной факторизации.
Интересно, что у юношей ценности связаны с биологически обусловленными свойствами темперамента моторной сферы и нейротизма, тогда как у девушек ценности попадают в один фактор с более социально обусловленными свойствами контролем импульсивности и добросовестности. Исходя из этого, можно предположить, что связь ценностей и темперамента будет проявляться ярче у юношей, а носить более противоречивый и конфликтный характер у девушек.
Гендерная специфика проявляется в ситуации с фактором интеллектуальной сферы темперамента. У юношей темпераментальные характеристики интеллектуальной деятельности входят в один фактор с более изменчивыми социально обусловленными смысложизненными ориентациями, а у девушек наоборот с устойчивой психобиологической чертой повышенного реагирования на небольшие раздражения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Else-Quest N.M., Hyde J.S., Goldsmith H.H., Van Hulle C.A. Gender differences in temperament: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132(1). P. 33-72.
2. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Т. 3 Очерк теории темперамента. Пермь: ПСИ, 2007. 276 с.
3. Compas B.E., Connor-Smith J., Jaser S.S. Temperament, stress reactivity, and coping: Implications for depression in childhood and adolescence // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. Vol. 33. P. 21-31.
4. Buss A.H., Plomin R. Temperament: Early developing personality traits. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984.
5. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Evans D.E. Temperament and personality: Origins and outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 78. P. 122-135.
6. Eaton W.O., Enns L.R. Sex differences in motor activity level // Psychological Bulletin. 1986. Vol. 100. P. 19-28.
7. Bradley M., Codispoti M., Sabatinelli D., Lang P. (2001). Emotion and motivation II: Sex differences in picture processing // Emotion. 2001, Sep 1. Vol. 3. P. 300-319.
8. Грошев И.В., Давыдова Ю.А., Загузова Т.А. Половые различия темпераментальных свойств личности // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 4. С. 23-31.
9. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6. С. 55-64.
10. Белоус В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 60-69.
11. Калугин А.Ю. Вклад свойств темперамента в ценностно-смысловую сферу личности // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2016. № 2. С. 2231.
12. Князев Г.Г. Экстраверсия, психотизм и чувствительность к награде: нейрофизиологические основы двух личностных конструктов // Психология. Журнал ВШЭ. 2007. Т 4, № 1. 47-78.
Vikhman Aleksandr Aleksandrovich
Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm, Russia
Institute of psychology E-mail: [email protected]
Kalugin Alexey Yurievich
Perm state humanitarian pedagogical university, Perm, Russia
E-mail: [email protected]
Gender specificity of the relationship between values and temperament in adolescence
Abstract. The study is devoted to the analysis of gender specificity in the relationship between the various properties of temperament and values in the youth sample. The analysis of interconnections and factor structures in heterosexual samples makes it possible to identify compensatory mechanisms of personality that manifest themselves in a conflict situation, contradictions between the more stable and conservative properties of temperament on the one hand and variable, flexible values, on the other hand. Thus, the scientific problem of the influence of the stable properties of temperament on the formation of the hierarchical structure of the value sphere of the personality is investigated. In the empirical part of the work, the results of the factor analysis of the values and properties of temperament are presented using an extended set of psycho-diagnostic tools on large samples of young men (n = 280) and girls (n = 231). As a diagnostic method, various questionnaires of temperament and personality, axiological orientation, and life-meaning orientations were used. Obtained evidence of gender specificity of factor structures. The specific role of motor flexibility and dynamism in young men and psychophysiological endurance in girls was discovered. More differences were found during the procedure of secondary factorization. It has been found that in young men values are associated with the temperament's motor properties and neuroticism, whereas in girl's values fall into one factor with more socially determined characteristics: integrity and control of impulsivity. At the same time, in young men psychodynamic features of intellectual activity are in the same factor with more socially determined life-sense orientations, while in girls, on the contrary, these features are associated with increased sensory sensitivity. The complex and controversial structure of factor models speaks of the gender specificity of compensatory mechanisms.
Keywords: temperament; value-semantic sphere of personality; gender specificity; neuroticism; impulsivity; intelligence