Н. М. Залесова
ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТА «ДЖЕНТЛЬМЕН»
В АМЕРИКАНСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
В статье рассматриваются специфические характеристики лингвокультурного концепта «джентльмен», выявленные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, и формирующие соответствующий гендерный стереотип в американском языковом сознании.
ХХ век можно по праву считать эпохой смены ценностных представлений в отношениях между мужчинами и женщинами. Возникшая в 60-х годах в Америке вторая волна феминизма в качестве нового реального объекта социальной борьбы выдвигает гендерные стереотипы, мешающие реализовать завоеванные на предыдущем этапе феминистского движения права женщин.
Целью гендерных исследований является изучение отношения полов в конкретном социально-историческом ситуационном контексте и стремление «снять» иерархичность этих отношений1. Чтобы заявить о своей значимости, женщины объявляют себя существом особого рода, не нуждающемся в чьей-либо защите и опеке2. Переоценка общественной роли мужчин и женщин становится объектом гендерного и концептуального анализа и приводит к созданию новых образов.
Не стал исключением и гендерно маркированный концепт «джентльмен» . Под словом, объективирующим данный концепт, начали понимать особый тип маскулинности в гендерной системе, обладающий джентльменским этосом4. С позиций феминизма джентльменский этос есть не что иное, как «дискриминационное» отношение к женщинам, которое проявляется в тех случаях, когда мужчина пропускает женщину вперед, предлагает донести тяжелые сумки и т. д. Джентльменом, вежливо обращающимся с женщиной, становится быть опасно, так как в этом случае появляется риск нарушить права слабого пола и заслужить порицание со стороны феминизированного сообщества.
Для того чтобы определить, насколько глубоко идеи феминизма повлияли на традиционное представление о джентльмене, сформированное в ХУШ-Х1Х веках, и с чем в настоящий момент ассоциируется одноименный концепт, нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент. В рамках психолингвистики основной целью ассоциативного эксперимента (направленного, свободного, цепного) является выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте5. В лингвокультурологии и когнитивной лингвистике анализ ассоциаций, получаемых на тот или иной стимул, «позволяет выявить компоненты концепта, стоящего за стимулом»6 и восстановить «фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании “среднего” носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов»7. Выявленная подобным способом специфика образов сознания представителей определенной культуры, по мнению И. В. Приваловой, и есть система сознания, которая определяет и характеризует поведение представителей данной этнолингвокультуры и отличает его от других этно-сов8. Анализируя реакции носителей языка в ходе ассоциативного эксперимента, мы получаем представление об образе мира культуры США, её ценностных ориентирах, в нашем случае - о том отношении к джентльмену, которое сложилось в американском лингвокультурном сообществе.
В свободном ассоциативном эксперименте приняли участие 29 человек, проживающих на территории США: пятнадцать женщин (от 20 до 72 лет) и четырнадцать мужчин (от 17 до 76 лет). В качестве слова-стимула испытуемым было предложено слово джентльмен. В первой части анкеты респонденты должны были написать первые слова, которые возникают на стимул (количество ответов не ограничивалось). Во второй части испытуемым предлагалось дать свое определение данному слову. Мы также попросили информантов указать возраст, пол, уровень образования и штат, в котором они проживают.
В результате по первому заданию было получено 104 ответа-реакции, из них число разных реакций - 37. Анализ ассоциатов, полученных на слово-стимул джентльмен., осуществлялся с учетом двух позиций: женской и мужской. Двусторонняя обработка данных обусловлена наличием гендерного признака в самом исследуемом концепте, вызывающем разные ассоциации в сознании мужчин и женщин.
Результаты эксперимента показывают, что в мужской картине мира концепт «джентльмен» представлен внутренними и внешними качествами человека, его отношением к женщине/людям.
Внутренние характеристики джентльмена включают следующие концептуальные признаки: вежливость (11) (polite-7, courteous-2, well-mannered, chivalrous), честность/порядочность (10) (honest-5, trustworthy-2, honorable (2), trusted, frank, with integrity), доброта (4) (kind-3, generous), забота (4) (mindful, considerate, caring, gentle), уважение (3) (respectful-2, respect), сдержанность (calm). Данные признаки были представлены наибольшим числом реакций, что позволяет сделать вывод о том, что именно они составляют ядро концепта «джентльмен» в мужской картине мира. Самыми главными характеристиками джентльмена, таким образом, становятся вежливость и честность (21), доброта, забота, уважение, сдержанность.
Все остальные признаки составляют периферию концепта. В первую очередь, это признаки, характеризующие внешний облик джентльмена: привлекательность (nice-2, handsome), приверженность к определенному виду одежды (suit). К внешним характеристикам также относим ассоциат по признаку биологического пола: мужчина (male). Наличие последней реакции, очевидно, свидетельствует о том, что быть джентльменом - это прямая обязанность мужчин, которая должна воспитываться с рождения, как и все остальные характеристики, попадающие под определение male. Необходимо отметить, что реакции, касающиеся внешности джентльмена, возникли только в ответах молодого поколения (17-25 лет), у которого джентльмен обладает не только хорошими внешними данными (handsome), но и ходит на свидания (date), где он, очевидно, может применить весь набор джентльменских качеств.
Человеческие отношения как отдельная поведенческая категория представлены следующими признаками: вежливое обращение с женщиной - 2 (treats women nicely, date), внимательное отношение к людям - 2 (willing to be the second, put others before yourself), при этом встречается один ассоциат, указывающий на отношения джентльмена к Богу - God-fearing. Данная реакция была получена от респондента 76 лет, в сознании которого, по-видимому, до сих пор сохранились представления об образе джентльмена-христианина, соблюдающего Божьи законы9.
В ходе анализа второй части анкет, где респондентам необходимо было предложить свое определение слову джентльмен, наряду с обозначенными выше признаками были выявлены дополнительные: независимость (independent), внутренняя свобода (does not have taboos), сила воли (strong will), бескорыстие (to be good to people without any thought of gain, anticipates the needs of others and volunteers his assistance without being asked), уважение к окружающим женщинам (respects the women
around him). Указание на данные свойства джентльмена могут быть продиктованы установками современного общества, в котором одинаково значимы как независимость (independence) и способность преодолеть себя (strong will), так и умение проявить уважение к женщинам, роль которых в обществе претерпела значительные изменения.
Важно отметить, что в некоторых высказываниях было представлено собственное мнение респондентов относительно актуальности и важности исследуемого со-цио-культурного феномена, хотя такой установки в анкете не было: «I totally agree with gentleman’s activities and I wish their number to increase» (25-летний респондент), «I think there should be more gentlemen» (19-летний респондент). Вероятно, подобная модель поведения в американском обществе не является широко распространенной, но оказывается востребованной в современных условиях.
Концепт «джентльмен» в женской картине мира представлен несколько иначе. Во-первых, отмечается параметр, отсутствующий в мужском сознании: принадлежность к высшему обществу. Данная область представлена следующими реакциями: аристократизм (aristocratic, nobility, feudalism), богатство (wealthy). Во-вторых, среди полученных ассоциатов появляется ряд слов, содержащих отрицательную оценку (condenscending) и указывающих на то, что поведение джентльмена отличает покровительственное отношение к людям (paternalistic). Реакции некоторых респонденток свидетельствуют о выходе из употребления данного слова (old-fashioned, out-datedj, что никак не было отражено в мужской картине мира.
Внешность джентльмена в женской картине мира представлена ассоциатами, указывающими на физическую привлекательность (sweet (2), nice, strong, smiles), чистоплотность (neat), приверженность к определенному виду одежды (tuxedo). Вероятно, для некоторых женщин до сих пор важен не только внешний вид джентльмена, но и его отношение к ним. Об этом свидетельствуют следующие реакции: открывает/придерживает дверь (3) (opens/holds the door), пропускает вперед (allows me to go first), помогает надеть пальто (holds my coat for me). Данные ассоциаты четко регламентируют круг обязанностей джентльмена, который в мужской картине мира отражен только в имплицитной форме, например, «treats women nicely».
Все указанные признаки, представленные небольшим количеством реакций, составляют периферию концепта. Полученные результаты свидетельствуют о двух тенденциях, сложившихся по отношению к джентльмену. В рамках первой тенденции образ джентльмена воспринимается положительно: он хорошо выглядит (sweet, strong, neat), вежливо обращается с женщинами (holds the door), является примерным семьянином (have family values), всегда готов оказать поддержку (You can depend on them in a crisis). Вторую тенденцию отличает негативное отношение к джентльмену, которое проявляется в словах с отрицательной оценкой (condenscending), и словах, указывающих на устаревшее употребление (old-fashioned, feudalism, aristocratic). Происходящая переоценка социальной роли мужчины и женщины, обусловленная общей феминизацией общества, постепенно проникает в сознание американок, что и находит отражение в виде периферийных признаков концепта.
Ядро концепта «джентльмен» в женской картине мира, так же, как и в мужской, представлено признаками, отражающими внутренние характеристики человека: вежливость (11) (polite-4, well-mannered-2, refined-1, gracious-1), доброта (7) (kind-5, gentle, generous), честность/порядочность (5) (honest, decent, loyal, trustworthy, dependable), забота (4) (considerate, listens well, attentive, caring, thoughtful), уважение (respectful-2), сдержанность (1) (reserved). Необходимо отметить, что если в мужской картине мира доминирующими оказываются такие признаки как вежливость и честность, то в женской - это вежливость и доброта.
В ходе анализа второго пункта анкеты мы пришли к заключению, что определения слову джентльмен, предлагаемые женщинами, включают в себя как признаки, выделенные в ядре концепта, так и те, что находятся на периферии и отражают современное отношение к женщине. В первую очередь на себя обращают внимание формулировки, отражающие взаимоуважение и равноправие полов: «Treats females like they all important», «The gentleman understands that me is also a pent of community», «A gentleman is a man who treats a lady/person with utmost respect». Джентльмен в представлении современных женщин - это, прежде всего, человек, который уважает противоположный пол, ценит его значимость, воспринимает как равный себе. Традиционное понимание джентльмена как защитника слабого пола становится менее популярным, и в анкетах встретилось только один раз: «A gentleman is someone who adheres to the belief that women are more fragile and less capable than men, thus requiring the protection and assistance of a man». Единичность подобных высказываний свидетельствует о пересмотре значений, приписываемых слову джентльмен, и переоценке представлений об одноименном концепте, что является прямым следствием увеличения значимости роли женщины в современном американском обществе.
В заключение необходимо отметить, что при сравнении ассоциатов, полученных от двух полярных гендерных групп, выяснилось, что ядерные признаки концепта «джентльмен» в мужском и женском языковом сознании совпадают. Они представлены наиболее частотными реакциями респондентов, на основе которых были выделены концептуальные признаки по наличию интегральной семы. Ключевыми признаками концепта «джентльмен» являются: вежливость (11+11), чест-
ность/порядочность (10+5), доброта (4+7), забота (4+4), уважение (3+2), сдержанность (1+1).
Периферийная зона концепта «джентльмен» в мужской и женской картинах мира неодинакова. Именно на периферии проявляется гендерная специфика современного американского общества: феминизация отношений, изменение ценностных установок. Так некоторые женщины считают слово джентльмен устаревшим и содержащим дискриминационный признак по отношению к ним (3 реакции из 15). Чем выше уровень образования, тем чаще женщина разделяет взгляды феминисток. В ходе эксперимента именно те женщины, которые имеют степень доктора философии (PhD), указали на выход слова из употребления (old-fashioned, outdated) и включили в описание джентльмена прилагательные, содержащие в себе пейоративную оценку (condescending).
В мужском сознании современные тенденции взаимоотношения полов выражены в имплицитной форме: нет ни одной реакции, указывающей на то, что джентльмен должен подавать женщине пальто или открывать для неё дверь. Чаще мужчины обходятся общими нейтральными фразами, в которых либо вообще отсутствуют признаки, указывающие на какие-либо отношения с женщинами (10 из 14), либо подчеркивается исключительно уважительное отношение к представительницам противоположного пола (4 из 14).
В восприятии женщин джентльмен нередко ассоциируется с богатством, принадлежностью к высшему обществу (3 реакции из 15), в то время как мужчины вообще не выделяют данную характеристику, ассоциируя джентльмена больше с его предназначением в обществе, заботой и вниманием к людям (9 из 14).
Свободный ассоциативный эксперимент позволил выявить гендерную специфику концепта «джентльмен» в американском языковом сознании. Заимствованный из британской картины мира, концепт получил свое оригинальное воплощение в американской культуре, в рамках которой такие веками складывающиеся в Британии
признаки концепта, как принадлежность к определенному классу, благородное происхождение, образованность, становятся неактуальными. На первый план выходит поведение джентльмена в обществе: внимательное отношение к женщине/людям получило экспликацию в виде ядерных признаков концепта, отразивших ценностные представления о джентльмене как о порядочном и вежливом человеке. Специфика концепта «джентльмен» на современном этапе развития общества, несомненно, обусловлена движением против дискриминации по полу (феминизм), которое изменило представления американцев о роли и поведении женщин и мужчин, сделав первых равноправными партнерами вторых. На периферии концепта наблюдается накопление противоречащих друг другу признаков, иллюстрирующих изменение отношения к джентльмену: с одной стороны - приверженность к феминизму, а с другой - традициям.
Примечания
1 См.: Костикова, А. А. Гендерная философия и феминизм : история и теория / А. А. Костикова // Общество и гендер : материалы Летней школы в Рязани 1-12 июля 2003 года. Рязань, 2003.
2 «Women are not men’s equals in anything expect responsibility. We are not their inferiors, either, or even their superiors. We are quite simply different races» (Phyllis McGinley) Цит. по: Communication between cultures / Larry A. Samovar, Richard E. Porter, Lisa A. Stefani. - Wadsworth Publishing Company, 1998. - P. 11.
3 Внутренняя форма американского концепта «джентльмен» своими корнями уходит в породившую его британскую культуру. Изначально (XIII век) концепт содержал в себе признаки, обозначающие аристократическую верхушку общества (Encyclopedia Britannica, 1991. С. 606). На американский континент концепт был заимствован в тот момент, когда джентльмена все больше стали определять такие признаки, как возможность свободно тратить деньги и элегантно одеваться (XVI-XVII век) (См.: Hart, J. What is an American? / J. Hart // National Review. - 1996. - April 22).
4 См.: Словарь гендерных терминов / А. А. Денисова ; Регион. обществ. орг. «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М., 2002.
5 См.: Фрумкина, Р.М. Психолингвистика / Р. М.Фрумкина. - М., 2001.
6 Попова, З. Д. Язык и национальная картина мира / З. Д. Попова, И.А.Стернин. -Воронеж, 2003. - C. 41.
7 Уфимцева, Н. В. Русские : опыт еще одного самопознания / Н. В. Уфимцева // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996. - С. 140.
8 См.: Привалова, И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации) / И. В. Привалова. - М., 2005.
9 Как указывает Е. Х. Кейди, в сознании американцев XVIII-XIX веков присутствовали два доминирующих образа джентльмена: «изысканный джентльмен» (fine gentleman) и «джентльмен-христианин» (Christian gentleman). Если первый отличался безупречными манерами и постоянным общением с леди, то второму были присущи набожность и самопожертвование во имя высоких идеалов (См.: Cady, E. H. The gentleman in America / E. H. Cady. - NY, 1969).