(максимальный в констатирующем эксперименте) до 63 % (максимальный в контрольном), что свидетельствует об отсутствии использования наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности дошкольников. Это дает нам
основание считать, что разработанная нами модель содержания педагогической работы по использованию наглядного моделирования в формировании музыкальности детей старшего дошкольного возраста является достаточно результативной.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1967. — 415 с.
2. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н. А. Ветлугина. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 248 с.
3. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Выготский, Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 3. — М. : Педагогика, 1983. — С. 5—328.
4. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский, Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. — Т. 6. — М . : Педагогика, 1984. — С. 5—90.
5. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. — М. : Просвещение, 1989. — 144 с.
6. Костина, Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография / Э. П. Костина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 417 с.
7. Костина, Э. П. Музыкально-дидактические игры : метод. пособие / Э. П. Костина. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 216 с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера ; науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 224 с.
9. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е. Е. Сапогова. — Тула : Приок. кн. изд-во, 1993. — 269 с.
ТЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В. О. МОХОВА, аспирант НГПУ им. К. Минина
уегопНю.токЬоуа @ gmail.com
В статье представлен краткий исторический обзор проблемы действительных половых различий; способы преодоления сексистских гендерных стереотипов; роль школы в снижении ограничений, накладываемых гендерной ролью; возможности школы по формированию позиции гендерного равенства в обществе.
In the article the short historical review of a problem of the valid sexual distinctions is presented. The author describes the ways of overcoming of sexist gender stereotypes. She also points out to a school role in decreasing the restrictions which are imposed by a gender role. The narrator writes about the school possibilities in forming a position of gender equality in the society.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, сексизм, старомодный сексизм, современный сексизм, амбивалентный сексизм, ценностно-смысловые установки, гендерное равенство, гендерные ограничения, самореализующиеся пророчества
Key words: gender stereotypes, sexism, old-fashioned sexism, modern sexism, ambivalent sexism, valuable and semantic installations, gender equality, the gender restrictions, being self-realized prophecies
Формирование адекватных уста новок, способствующих гендерно му равноправию, находится в ве дении учителя, педагога-психоло га и школьной воспитательной сис
Современные гендерные исследования часто ставят своей целью выяснение тендерных различий и опровержение привычных стереотипов. Благодаря этим исследованиям сделаны шаги по выявлению механизмов функционирования сексистских установок, а также намечены способы их разрушения. Ценностно-смысловые установки обучающихся в средней школе входят в личностный блок универсальных учебных действий, а формирование адекватных установок, способствующих гендерному равноправию, находится в ведении учителя, педагога-психолога и школьной воспитательной системы. К сожалению, педагоги не всегда обладают достаточными знаниями для того, чтобы отследить собственные сексистские установки, что затрудняет для них работу над осознанием детьми гендерных стереотипов и принятия ими позиции гендерного равноправия. Поставим целью данной статьи освещение вопроса функционирования сексистских гендерных стереотипов и возможных путей их разрушения. В качестве исторического примера борьбы за равноценность женщины с мужчиной рассмотрим основополагающие работы середины XIX и начала и середины XX века.
Первая из них — книга Дж. Ст. Милля «О подчинении женщины» была издана в России в 1869 году. Милль указывал на
то, что отношение двух полов друг к другу, в которых один пол всецело подчинен другому, является не только заведомо ложным, но и тормозящим прогресс всего общества в целом. Одним из первых Милль справедливо замечал, что никакие исследования не могут прояснить вопрос о способностях женщины. Позже, в начале XX века, эта же мысль прозвучит у О. Вейнин-гера [5], считавшего невозможным увидеть истинный потенциал женщины или судить о нем [8], так как изначально женщина находится в более скудных, по сравнению с мужчиной, условиях и ее развитие деформировано.
В 1894 году А. Фуллье обращается к различиям в психологии мужчины и женщины. Различия начинаются со специфики женских и мужских клеток, через них отражаются на психике и поведении [11]. Проблема действительных различий между свойствами, способностями, психикой мужчин и женщин занимала многих философов, физиологов и позже психологов. Однако последние исследования выявили, что имеющиеся различия весьма незначительны, обычно не более 10 % (М. Басов, 1986; Е. Маккоби и К. Джеклин, 1974; Дж. Плек, 1978; Дж. Спенс, 1974; Дж. Хайд, 1991), и не имеют столь большого влияния, в отличие от различий, сформированных искусственно, за счет воспитания и особенностей гендерной социализации [2]. В 1913 году на Первом всероссийском съезде по семейному воспитанию также обсуждалась проблема одностороннего,
калечащего личность воспитания девочек, недостаточного ни для будущего самообеспечения женщины, ни для полноценного выполнения ею материнской роли [10].
В 1902 году выходит книга Л. Браун «Женский вопрос», в которой дается исторический анализ положения женщины в обществе. Подробно описывая развитие правовых отношений между мужчиной и женщиной, изменения в отношении к женщине, произошедшие в связи с распространением христианства, Браун указывала на то, что во все времена положение женщины — угнетаемое и подчиненное, а разница состоит лишь в степени угнетения и подчинения. Доступ женщины к образованию тесно связывался с ее финансовыми возможностями, принадлежностью к определенному классу. Если духовное совершенствование состоятельных женщин Италии и Испании было стихийным и само собой разумеющимся, то положение женщин Франции, Англии, Германии было совсем иным. Здесь женщины получали образование через вторые и третьи руки и расширяли его часто в ответ на экономическую необходимость обеспечить себя [4]. Именно эти страны Браун считала колыбелью женского движения — осознанного стремления женщины к правам, образованию, возможности самообеспечения.
Симона де Бовуар в книге «Второй пол» (1949) обращается к проблеме социально-экономических различий между мужским и женским положением в обществе, озвучивая имеющиеся предубеждения против женщин и сложности, с которыми они сталкиваются на протяжении своей жизни. Спустя семидесятилетие с момента издания, наблюдения и выводы, сделанные С. де Бовуар, не теряют актуальности: для замужней женщины зарплата обычно представляет собой не основной, а дополнительный доход; экономическая независимость от мужчины не дает положения, идентичного положению мужчины; следование нормам моды и ухода за своим телом требуют значительных затрат; замк-
нутые в своем мире женщины придают преувеличенное значение своим женским занятиям, и это приводит к их бесконечному усложнению [3].
Гендерные установки окружают нас постоянно. Мнение педагогов относительно способностей, характера, норм поведения тесно связано с восприятием ребенка себя как мальчика или девочки. Допустимое поведение становится относительным понятием. Тем не менее вред, наносимый гендерными стереотипами, часто представляется педагогам несущественным. К сожалению, эта позиция далека от действительности. Ш. М. Берн и ее коллегами была предложена модель самореализующихся пророчеств (самореализующееся пророчество — тенденция, выраженная в том, что ожидания вызывают поведение, их подтверждающее [2]), начало которой закладывалось родительскими стереотипами гендерной роли. Согласно этой модели, гендерные стереотипы оказывают влияние на следующие факторы:
3 мнение родителей о причине школьных успехов ребенка (способности или старательность);
3 эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний;
3 значение, которое родители придают приобретению своими детьми различных навыков и знаний;
3 советы, которые дают родители по поводу приобретения детьми различных навыков и знаний;
3 виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей, и игрушки, которые они им покупают.
Влияние вышеперечисленных факторов касается следующих сфер: уверенности детей в своих способностях; заинтересованности детей в приобретении различных навыков; эмоциональных реакциях детей при принятии участия в различных видах активности; суммарного количества вре-
Ш. М. Берн и ее коллегами была предложена модель самореализующихся пророчеств, начало которой закладывалось родительскими стереотипами гендерной роли.
мени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков [2, с. 218—219]. Таким образом, уверенность в своих способностях, заинтересованность в обучении, желание продемонстрировать свои возможности напрямую зависят от гендерных стереотипов, которыми окружены обучающиеся.
По мнению И. С. Кона, существует опасность узкой гендерной социализации, направленной на жесткое следование своей полоролевой модели. Максимальная гендерная стереотипизация у детей связана с более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Для взрослых жесткое следование гендерным стереотипам связано с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением у женщин, а у мужчин — не только с повышенной тревожностью, но и с меньшей уверенностью в себе и меньшими способностями к лидерству. Тогда как более свободные от жесткой половой типизации индивиды обладают более богатым поведенческим репертуаром и более благополучны психически [7].
Процесс изменения социальных установок идет очень медленно, и сам сек-сизм не однороден по своей природе, имеет разные проявления и обоснования. Т. Нельсон выделяет следующие формы сексизма:
3 старомодный сек-сизм — поддержка традиционных гендерных ролей, различное обращение с мужчинами и женщинами, стереотипные представления о меньшей компетентности женщин;
3 современный сексизм — отрицание дискриминации женщин и игнорирование программ и законов, создаваемых в помощь женщинам, разделение убеждений старомодного сексизма;
3 амбивалентный сексизм, который подразделяется на доброжелательный и агрессивный [9].
Уверенность в своих способностях, заинтересованность в обучении, желание продемонстрировать свои возможности напрямую зависят от гендерных стереотипов, которыми окружены обучающиеся.
Амбивалентные сексисты придерживаются позитивных взглядов на некоторых женщин (доброжелательный сексизм), они же имеют негативные позиции по отношению к другим женщинам (враждебный сексизм). Доброжелательные сексисты — защитники женщин, восхищающиеся ролями матерей и жен, идеализирующие женщин как объекты любви. Вместе с тем женщина, выходящая за рамки данных стереотипов, заслуживает у них осуждения, то есть реакцию враждебного сек-сизма. Отличие амбивалентного сексиста от не сексиста в том, что последние не поддерживают гендерные стереотипы и не разделяют женщин на хорошую и плохую категории [9].
В качестве примера амбивалентного сексизма приведем позиции двух выдающихся ученых: А. Адлера и А. Фуллье. А. Адлер утверждает, что «у нас нет причин развенчивать сегодняшние цели женского движения за свою свободу и равные права. Наоборот, мы должны активно поддерживать их, потому что в конечном счете счастье и радость всех живущих на земле будет зависеть от создания условий, которые позволят женщинам примириться со своей женской ролью, а также от того, насколько адекватно мужчины будут решать проблему своих взаимоотношений с женщинами» [1, с. 263]. А. Фуллье также выражает уверенность, что оптимальная сфера деятельности женщины — посвящение себя мужу, детям и дому. При этом, в том случае, если женщина не хочет или не имеет возможности посвятить себя семье, это повлечет за собой следующие общественные изменения: «Мы скоро увидим, как поколение потеряет нравственность, любовь снизойдет до грубого удовлетворения чувственности, брак потеряет цену благодаря заботам, какие он налагает на женщину, соблазнение и проституция станут обычным явлением со всеми их последствиями, уничтожением плода, детоубийством, оставлением детей» [11, с. 58—59].
Исследования доказывают, что большее количество информации о проблеме сексистских установок и последствиях их реализации в обществе может помочь снизить уровень сексизма [9]. Поэтому важно, чтобы обучающиеся могли получить новые знания о гендерных стереотипах и о сексизме не только в организованной форме — на классных часах, родительских собраниях, специальных мероприятиях-акциях, психологических тренингах, — но и в стихийной форме: в виде контекста, присутствующего во время урока. Мероприятия психологического просвещения по тематике сексизма, прежде всего, должны быть направлены на самих преподавателей, транслирующих гендерные стереотипы. Оценка гендерной безопасности в средней общеобразовательной школе может способствовать не только осознанию уровня стереотипизации, но и расширению информации о последствиях сек-сизма, а также снижению сексистских установок. Для диагностики степени жесткости следования полоролевой модели могут использоваться классические опросники, например, «Поло-ролевой опросник» С. Бем [2]. Для выявления степени ген-дерной стереотипизации и оценки гендер-ной безопасности урока могут использоваться такие современные методики, как опросник «Я женщина / мужчина» и «Экспертная карта для проведения гендер-ной экспертизы урока» [6], а также качественные методы диагностики, глубоко
изучающие контент, присутствующий на уроке.
Существуют объективные причины, по которым сексистские установки в нашей стране корректируются медленно и неохотно. Период «бесполого сексизма» и негативное отношение женщин к феминизму делают из самих женщин современных сексистов — они не хотят говорить о своем положении в обществе, видя в феминизме только угрозу для себя [7]. Анализ исторических исследований, посвященных изучению социальных установок, связанных с полом, позволит обнаружить те факторы, которые помогали смягчить или скорректировать сексистские установки по отношению к женщине в разные исторические периоды [4], а также разработать обучающие и социальные программы, направленные на нейтрализацию сексистских установок в современном обществе. Включение проблематики сек-сизма в блок формирования личностных универсальных учебных действий как формирование ценностно-смысловых установок обучающихся позволит, прежде всего, повысить уровень информированности самих преподавателей, что повлечет за собой изменение их поведения в работе и повседневной жизни, сделает процесс обучения более «гендерно гигиеничным».
Оценка гендерной безопасности в средней общеобразовательной школе может способствовать не только осознанию уровня стереотипи-зации, но и расширению информации о последствиях сексизма, а также снижению сексистских установок.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер ; пер. с анг. А. А. Валеева и Р. А. Ва-леевой. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 448 с.
2. Берн, Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. — 318 с.
3. Бовуар, С. де. Второй пол / С. де Бовуар ; пер. с франц. ; общ. ред. и вступ. ст. С. Айвазовой ; ком-мент. М. В. Аристовой. — Т. 1, 2. — М. : Прогресс ; СПб. : Алетейя, 1997. — 832 с.
4. Браун, Л. Женский вопрос, его историческое развитие и его экономическая сторона / Л. Браун ; пер. с нем. А. Ачкасова и И. Кугеля. — М. : Издание Д. П. Ефимова, 1902. — 433 с.
5. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. — М. : ТЕРРА, 1992. — 480 с.
6. Тендерная психология. Практикум / под ред. И. С. Клециной. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 496 с.
7. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 47—57.
8. Милль, Дж. Ст. О подчинении женщины / Дж. Ст. Милль ; пер. с анг. М. Лялиной ; под ред. В. С. Лялина. — СПб. : Издание книгопродавца В. И. Губинского, 1896. — 121 с.
9. Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения / Т. Нельсон. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.
10. Фриденберг, В. Э. Недостатки современного воспитания девочек (доклад) / В. Э. Фри-денберг / / Труды первого всероссийского съезда по семейному воспитанию. Петербург, 30.XII.1912 г. — 6.1.1913 г. : издание исполнительной комиссии съезда. Т. I. — СПб., 1914. — С. 182—191.
11. Фуллье, А. Психология мужчины и женщины и ее физиологические основания / А. Фул-лье. — Одесса, 1894. — 64 с.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ
В. С. БАЛАКИН,
аспирант Орловского государственного университета Balakin86 @ mail. ru
В статье рассматриваются планирование и функции межпредметных связей в детских художественных школах, эффективные пути повышения воспитательного уровня, процесса обучения в школах, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков восприятия художественно-эстетических ценностей.
The author of the article describes the effective ways of increasing the educational level, training process at schools, interrelations of disciplines, their influence on the life of pupils, the development of their abilities and skills of perception of art and esthetic values. Also she points out the planning and functions of intersubject communications at children's art schools.
Ключевые слова: межпредметные связи, детская художественная школа, учащиеся, воспитательный процесс, педагогика
Key words: intersubject communications, children's art school, pupils, educational process, pedagogics