УДК
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-118-121
ГЕНДЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СПОРТИВНОГО ДИСКУРСА
Л.Г. Ярмолинец, Ж.А. Терпелец
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар,
Российская Федерация
Аннотация. Данная статья посвящена гендерной проблеме в спортивном дискурсе, которой обеспокоены многие исследователи, а именно, неравенством в представленности мужчины и женщины в спорте. В центре внимания находится эстетическое, а не спортивное восприятие женщины, что доказывается языковыми примерами. Чтобы сделать спорт более справедливым, необходимо изменить гендерный язык и риторику, связанную со спортом.
Ключевые слова: спортивный дискурс, гендер, гендерная репрезентация, гендерные стереотипы, средства массовой информации
Для цитирования: Ярмолинец Л.Г., Терпелец Ж.А. Гендерная составляющая спортивного дискурса // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. №1. С. 118-121. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-118-121
Конфликт интересов отсутствует
GENDER COMPONENT OF SPORTS DISCOURSE
Larisa G. Yarmolinets, Zhanna A. Terpelets
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to the gender problem in sports discourse, which many researchers are concerned about, namely, the inequality in the representation of men and women in sports. The focus is on the aesthetic rather than athletic perception of a woman, as evidenced by language examples. To make sport more fair, it is necessary to change the gender language and rhetoric associated with sports.
Keywords: sports discourse, gender, gender representation, gender stereotypes, mass media
For citation: Yarmolinets L.G., Terpelets Zh.A. Gender component of sports discourse. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020; (1): 118-121. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-1-118-121
There is no conflict of interests
Гендер как аналитическая категория вызывает интерес исследователей во многих сферах лингвистического описания языка, в том числе и в рассмотрении спортивного дискурса. Вполне очевидно, что члены социума часто вербализуют свои гендерные роли с учетом мнения своего окружения, включающего семью, коллег, средства массовой информации и пр.
В настоящее время отмечается интерес к линг-вогендерным исследованиям, рассматривающим реализацию гендера в различных предметных сферах. Так, Д. Кристал в своей блестящей работе «The Encyclopedia of the English Language» отмечает, что самые важные лингвистические изменения в ан-
глийском языке возникли под воздействием того, каким образом общество рассматривало деятельность и последствия сексизма. Это привело к тому, что лингвисты активно начали изучать то, как язык негласно выражает отношение социума к мужчине и женщине. В английском языке нет грамматического рода (grammar gender), но есть способы идентификации (обозначения), выделения естественного пола (natural gender) [1].
Гендерная составляющая языка спорта привлекает внимание отечественных и зарубежных языковедов: осмысление и описание языка в связи с феноменом пола, репрезентация феминности и маскулинности в сопоставительном аспекте, ген-
дерная специфика в описании участников спортивного действия и пр. [2, 3, 4, 5, 6]. Спорт укрепляет и бросает вызов доминирующим в современном мире идеологиям, которые часто приводят к дискриминации. Исследователи гендерной репрезентации в спорте придерживаются мнения, что гендерные формулировки в языке и гендерно обусловленное поведение создают гендерное неравенство в спорте.
Так, издательство Cambridge University Press опубликовало результаты исследования по теме «Language, Gender and Sport» в 2016 году [7], выполненного на материале корпусной лингвистики с привлечением обширной доказательной статистики. Освещается проблема гендерной лингвистики в спорте, а также исследуется язык, который меняется в зависимости от предмета разговора - женщина или мужчина. Специфика выражения гендера исследовалась в трёх презентациях: в общем языке, в языке спортивной сферы деятельности, в корпусе лексических единиц, специфицирующих Олимпийские игры. Оказалось, женский спорт меньше представлен в письменном дискурсе, что подтверждается данными исследований.
Анализ материала предоставил доказательство, подтверждающее различие языковой представленности мужчин и женщин в спортивном дискурсе: в центре внимания находится эстетическое восприятие, женщина не воспринимается как субъект спорта. Женский спорт получает гендерную маркировку как незначительный, «другой». Тривиализация и инфантилизация женщин в спорте и женских видов спорта - это лишь некоторые из способов проявления гендерного неравенства в языке.
Исследования гендерного аспекта спортивного дискурса показывают, что мужчины и женщины имеют разное вербальное воплощение в некоторых его областях [8, 5, 9, 10, 11]. Так, мужчины чаще всего изображаются как мощные, героические, движущиеся образы: heroic, tough, strong, powerful. Их движения или игру описывают как attacking, explosive, relentless. В то время как женщины представлены как модные, сексуальные, обаятельные личности. Их часто называют просто по имени или darling of sport, young lady, girl или big girl [12]. Такие номинации принижают роль женщины в спорте. Женщины-спортсменки, как правило, «лингвистически инфантилизированы» [13].
Спорт как глобальное социальное явление стремится к совершенству, честной игре, солидарности, а также к всеобщему уважению. Исходя из этого, он стремится продвигать гендерное равенство и проводить гендерно справедливую политику во всех своих областях, включая язык. Однако, несмотря на усилия по ликвидации дискриминационной практики, гендерная дискриминация во
всех сферах и на всех уровнях спорта и физической культуры, вызванная устойчивыми стереотипами в отношении женских физических возможностей и социальных ролей по-прежнему существует. Так, анализ комментариев телевизионных мужских и женских баскетбольных и теннисных соревнований показал, что достижения женщин спорте будут оставаться бессмысленными до тех пор, пока спортивные вещатели подрывают, тривиализируют и сводят к минимуму выступления женщин благодаря предвзятым комментариям [5, 14].
Гендерная риторика исходит от тех, кто непосредственно занимается спортом, например, тренеры, спортсмены, и тех, кто представляет спорт общественности в средствах массовой информации, например, новостные и спортивные дикторы, журналисты, комментаторы. Указанные участники спортивного дискурса создают гендерные стереотипы в спорте и помещают его в бинарную систему, где мужественность и женственность конкурируют друг с другом. Мы видим, что «мужчина» сочетается в субъектной позиции с такими глаголами, как mastermind, beat, win, dominate и battle (вдохновлять, бить, побеждать, доминировать и сражаться). Между тем, словосочетание «женщина» в субъектной позиции сочетается с такими глаголами, как compete, participate и strive (соревноваться, участвовать и стремиться). Мужественность в спорте восхваляется, в то время как на женственность - чуждый элемент [15].
В языке тренеров и игроков во многих видах спорта прослеживается восхваление мужских характеристик, обладание которыми ведет к хорошей игре. С другой стороны, фразы, связанные с женственностью, подразумеваются как оскорбления. В своем исследовании, проведенном в 2010 году в британской футбольной команде, Адамс, Андерсон и Маккормак обнаружили, что и тренеры и спортсмены усиливают мужественность используя в своей речи мужскую риторику, употребляя довольно часто такие фразы, как «This is a man's game!» и «If you haven't got the balls for it, there's a women's team you can play on». Язык, подобный этому, создает агрессивную, мужскую среду для этого вида спорта. Часто можно на игровом поле услышать такие фразы как «Man up», «Stop playing like a pussy». Мужское поведение становится золотым стандартом того, к чему должны стремиться спортсмены [16].
Таким образом, в любой развивающейся предметной деятельности, например, «женщины и спорт», ключевые изменения можно проследить через эволюцию языка, которым мы пользуемся, и концепций, которые мы разрабатываем для выражения нашего нового понимания. Таким образом,
дискурс перешел от рассмотрения половых различий и половых ролей к гендерным различиям и гендерным ролям, к системе пол/гендер и, наконец, к гендерным отношениям. Мы продвинулись от рассмотрения гендера как переменной или распределительной категории к пониманию его как набора отношений, созданных посредством человеческой воли и устойчивых или воспроизводимых посредством культуры практик, включая спорт, но не ограничиваясь им. В то же время наше понимание спорта выросло от понимания его как статичного социального института, определенного в терминах, оторванных от реального мира, до понимания спорта как социальной практики, производимой человеком и воспроизводимой через идеологическую работу. Наконец, наш взгляд на гендерные отношения перешел от акцента на половые различия, рассматриваемые как относительно врожденные, к возмущенной реакции на сексизм, к более глубокому пониманию того, насколько сложными и культурно обусловленными являются отношения господства и подчинения, которые характеризуют гендерные отношения в партриахальных культурах.
Несмотря на то, что все больше и больше женщин участвуют в спортивных мероприятиях и предпринимаются шаги по увеличению вещания женских спортивных программ, гендерный разрыв все еще существует. Это проявляется в риторике спортивных образов, в манере трансляции спортивных мероприятий с участием женщин или женскими видами спорта, а также в языке, используемом в спорте. Чтобы сделать спорт более справедливым, необходимо изменить гендерный язык и риторику, связанную со спортом. Следует перестать рассматривать спорт как изначально мужскую деятельность и покончить с гендерными стереотипами, так как тривиализация или сексуализация женщин-спортсменок и их достижений является обычным явлением, что затрудняет аудитории восприятие их как спортсменов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Crystal D. The Encyclopedia of the English Language. Cambridge University Press, 2000. 582 p.
2. Асмус Н.Г. Языковая личность британского футбольного комментатора // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С.148-149.
3. Пак Л.Е. О подходах к изучению гендера в лингвистике // Научная дискуссия: Инновации в современном мире. Москва: Издательство ООО «Интернаука», 2016. С. 21-25.
4. Терпелец Ж.А. Языковые механизмы репрезентации женщин-спортсменок в дискурсе СМИ английского и французского языков: гендерный аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 2 (217). С. 116-125.
5. Halbert Ch., Latimer M. «Battling» gendered language: An analysis of the language used by sports commentators in a televised coed tennis competition // Sociology of Sport Journal. 1994. № 11/3. P. 298308.
6. Omrcen D. Analysis of gender-fair language in sport and exercise [Internet]. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/2d2 c/8d200288b170b7464f4ddc101d57d471f370. pdf?_ga=2.102101059.373667284.1584102640-1803269277.1582974407 (cited 08.02.2020)
7. Cambridge University Press (2016). Language, Gender and Sport. Part of the Cambridge Papers in ELT series. [pdf] Cambridge: Cambridge University Press. Available at: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2016/08/Cambridge_Papers_in_ ELT_Language_Gender_and_Sport.pdf
8. Ehrlich S., King R. Feminist meanings and the (de)po-liticization of the lexicon // Language in Society. 1994. № 23/1. P. 59-76.
9. Pauwels A. Linguistic sexism and feminist linguistic activism. In: Sport, rhetoric, and gender - Historical perspectives and media representations. New York, Palgrave Macmillan, 2006. P. 550-570.
10. Sport and gender: Empowering girls and women. In: Harnessing the power of sport for development and peace. Recommendations for governments. Geneva, Sport for Development and Peace IWG, 2008. P. 126166.
11. Vainapel S., Shamir O.Y., Tenenbaum Y., Gilam G. The dark side of gendered language: The masculine-generic form as a cause for self-report bias. Psychological Assessment. 2015. № 27/4. P. 1513-1519.
12. Robson D. Male & female in the media: are they equally portrayed? 2012 July 16 [Internet]. Available at: https://www.bodybuilding.com/fun/drobson42. htm (cited: 10.02.2020)
13. Kuo S. Involvement Vs Detachment: Gender Differences in the use of Personal Pronouns in Televised Sports in Taiwan. Discourse Studies 5.4 (2003): 47994. ProQuest. Web. 7 June 2017.
14. Messner Michael A., Margaret Carlisle Duncan, Kerry Jensen. Separating the Men from the Girls: The Gendered Language of Televised Sports. Gender & Society 7.1 (1993): 121-137. ProQuest. Web. 7 June 2017.
15. Sanfilippo Jen. Beyond the Binary: Looking Past Gender Stereotypes in Sports [Internet]. Available at: https://medium.com/@jensanfilippo17/beyond-the-binary-looking-past-gender-stereotypes-in-sports-a7648ea92dce (cited: 10.02.2020)
16. Adams A., Anderson E., McCormack M. Establishing and challenging masculinity: The influence of gendered discourses in organized sport. Journal of Language and Social Psychology. 2010. № 29 (3). P. 278 -300.
REFERENCES
1. Crystal D. The Encyclopedia of the English Language. Cambridge University Press, 2000. 582 p.
2. Asmus N.G. The Language personality of the British football commentator. Translation and comparative linguistics. 2016; (12): 148-149. (In Russ.)
3. Pak L.E. On approaches to the study of gender in linguistics. Scientific discussion: Innovations in the
modern world. Moscow, Publisher LLC «Internauka», 2016. P. 21-25. (In Russ.)
4. Terpelets Zh.A. Language mechanisms of representation of women athletes in the media discourse of English and French: gender aspect. Bulletin of the Adygeya state University. Series 2: Philology and art history. 2018; (2): 116-125. (In Russ.)
5. Halbert Ch., Latimer M. «Battling» gendered language: An analysis of the language used by sports commentators in a televised coed tennis competition. Sociology of Sport Journal. 1994; (11/3): 298-308.
6. Omrcen D. Analysis of gender-fair language in sport and exercise [Internet]. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/2d2c/ 8d200288b170b7464f4ddc101d57d471f370.pdf?_ga= 2.102101059.373667284.1584102640-1803269277. 1582974407 (cited 08.02.2020)
7. Cambridge University Press (2016). Language, Gender and Sport. Part of the Cambridge Papers in ELT series. [pdf] Cambridge: Cambridge University Press. Available at: https://www.cambridge.org/ elt/blog/wp-content/uploads/2016/08/Cambridge_ Papers_in_ELT_Language_Gender_and_Sport.pdf
8. Ehrlich S., King R. Feminist meanings and the (de) politicization of the lexicon. Language in Society. 1994; (23/1): 59-76.
9. Pauwels A. Linguistic sexism and feminist linguistic activism. In: Sport, rhetoric, and gender - Historical perspectives and media representations. New York, Palgrave Macmillan, 2006. P. 550-570.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ярмолинец Лариса Григорьевна,
кандидат филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 431 00 30, e-mail: [email protected] Терпелец Жанна Альфредовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (960) 477 46 20, e-mail: [email protected]
10. Sport and gender: Empowering girls and women. In: Harnessing the power of sport for development and peace. Recommendations for governments. Geneva, Sport for Development and Peace IWG, 2008. P. 126166.
11. Vainapel S., Shamir O.Y., Tenenbaum Y., Gilam G. The dark side of gendered language: The masculine-generic form as a cause for self-report bias. Psychol Assess. 2015; 27 (4) :1513-1519. doi:10.1037/ pas0000156
12. Robson D. Male & female in the media: are they equally portrayed? 2012 July 16 [Internet]. Available at: https://www.bodybuilding.com/fun/drobson42. htm (cited: 10.02.2020)
13. Kuo S. Involvement Vs Detachment: Gender Differences in the use of Personal Pronouns in Televised Sports in Taiwan. Discourse Studies 5.4 (2003): 479-94. ProQuest. Web. 7 June 2017.
14. Messner Michael A., Margaret Carlisle Duncan, Kerry Jensen. Separating the Men from the Girls: The Gendered Language of Televised Sports. Gender & Society 7.1 (1993): 121-137. ProQuest. Web. 7 June 2017.
15. Sanfilippo Jen. Beyond the Binary: Looking Past Gender Stereotypes in Sports [Internet]. Available at: https://medium.com/@jensanfilippo17/beyond-the-binary-looking-past-gender-stereotypes-in-sports-a7648ea92dce (cited: 10.02.2020)
16. Adams A., Anderson E., McCormack M. Establishing and challenging masculinity: The influence of gendered discourses in organized sport. Journal of Language and Social Psychology. 2010. № 29 (3). P. 278 -300.
ABOUT THE AUTHORS
Yarmolinets Larisa Grigoryevna,
Candidate of Philological Sciences, Professor of the Department of foreign languages of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 431 00 30, e-mail: [email protected]
Terpelets Zhanna Alfredovna,
Candidate of Philological Sciences, associate Professor of the Department of foreign languages of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (960) 477 46 20, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2020