Научная статья на тему 'Гендерная ситуация в Иране и исламский модернизм'

Гендерная ситуация в Иране и исламский модернизм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
620
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная ситуация в Иране и исламский модернизм»

90-х годов и дали «цветы» сегодня. Запрет на ношение символов ислама в общественных местах отменен. Конституция пересмотрена на референдуме 12 сентября 2010 г. Военные ослаблены, судьи постепенно меняются на лояльных формирующемуся режиму. Судя по последним заявлениям ПСР, готовится проект нового основного закона страны. Более того, премьер-министр Эрдоган уже не стесняется в выражениях в общении с еврейскими и европейскими коллегами, всячески демонстрирует независимую позицию, говорит о гегемонии США, все равно действуя в русле политики «большого брата», проводит хитрую политику в отношении своих северо-восточных соседей.

Видимо, в ближайшие годы в контексте нынешней «маргинализации» международных отношений России предстоит вести дела с совершенно новой Турцией - демократическим исламским государством, пробуждающейся региональной державой с великодержавными амбициями, простирающимися от Лондона до Байкала.

«Ближний Восток и современность», М., 2012 г., № 45, с. 4-14.

Е. Дунаева,

востоковед

ГЕНДЕРНАЯ СИТУАЦИЯ В ИРАНЕ И ИСЛАМСКИЙ МОДЕРНИЗМ

За годы существования исламской республики в Иране произошли глубокие социально-экономические и политические преобразования, приведшие к укреплению социального статуса женщин и, как следствие, изменению гендерной ситуации. Вопреки существующим убеждениям, что роль женщины в исламском обществе якобы ограничена рамками семьи, а она сама полностью подчинена мужчине, реалии ИРИ свидетельствуют о том, что в условиях исламского режима могут быть обеспечены рост образовательного уровня женщин, подъем их общественной активности, повышение влияния во внутрисемейных отношениях, расширение участия в культурной, экономической и политической жизни.

В ходе революции иранки, принимая широкое участие в антишахских демонстрациях и акциях протеста, заявили о себе как о значимой социальной силе. Женщины попытались расширить и закрепить свои права на участие в общественно-политической жизни, выступая против угнетения, неравенства, беззакония,

115

царивших в обществе. Они поддержали исламскую республику и самоотверженно защищали ее в тылу и на фронтах в годы ирано-иракской войны. Роль женщин в период становления исламского государства была высоко оценена имамом Хомейни. Его слова: «Перестройка страны нуждается в правильном подходе к женщинам и их месту в обществе» - стали директивой новому руководству и по сей день остаются базой, формирующей взаимоотношения власти и этой социальной группы, составляющей половину населения страны.

С самого начала революционных событий женский вопрос стал одним из центральных для исламского политического движения. Религиозные лидеры неоднократно отмечали, что «с точки зрения ислама, мужчины и женщины пользуются равными правами во всех делах человеческого общества. Если женщина обладает необходимыми физическими данными, желанием и временем, она может заниматься любыми общественными делами». В то же время преобладающий подход к решению гендерного вопроса в первые послереволюционные годы был основан на положениях, изложенных одним из идеологов фундаментализма аятоллой М. Моттахари в его работе «Права женщин». Жестко критикуя феминистское движение на Западе и подчеркивая, что физиологические различия мужчины и женщины обусловливают их разные социальные роли и объясняют невозможность равенства их прав, женскую проблему он сводил исключительно к сфере семейных отношений. Кратко его точку зрения можно выразить следующим образом: «Женщина, обеспечивая семейное счастье, уже одним этим способствует развитию общества».

Его подход несколько отличался от традиционных представлений о правах женщин. Акцентируя внимание на роли женщины как жены и матери, он и его последователи не исключали для нее возможности получения наравне с мужчинами гражданских прав и возможностей социально-культурного развития, поясняя, что обязанности, связанные с воспитанием достойных членов общества, может выполнять лишь хорошо образованная и социально активная мусульманка.

Некоторые представители высшего шиитского духовенства высказывали и другие взгляды на роль и место женщин в исламском обществе. Так, аятолла С.М. Талегани заявлял о равенстве прав мужчин и женщин, подчеркивая, что новое толкование аятов Корана, в которых говорится о правах женщин, и пересмотр норм фикха, согласно реалиям современности, сможет способствовать

116

решению проблем женского равноправия. Этот религиозный деятель, которого можно отнести к радикальным исламским реформаторам, исходил из того, что ислам - это религия, которая предоставляет женщинам возможность участия в общественной жизни и гарантирует им свободу выбора. Женщина сама должна решать свою судьбу. Взгляды Талегани на проблему прав женщины недостаточно систематизированы и не обобщены в едином труде. В своих высказываниях он наметил лишь общие подходы к решению этого вопроса. Так, он впервые поднял тему необязательности ношения хиджаба, поскольку был убежден в том, что такую одежду нельзя навязывать всем представительницам женского пола, особенно немусульманкам. В этом вопросе право выбора должно оставаться за женщиной.

Значительное место вопросу о правах женщин уделил представитель светских исламистов левого толка А. Шариати, который призывал полностью изменить существующий в исламе подход к этой проблеме и снять все ограничители на пути развития женщины. Его можно рассматривать как основоположника идеологии исламского модернизма в гендерном вопросе.

Конституция ИРИ законодательно оформила статус мусульманки, провозгласив, что все граждане, независимо от пола, располагают гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм, а правительство обязано гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, создавать благоприятные условия для развития личности женщины и возрождения ее материальных и духовных прав. Предоставление женщинам основных гражданских прав и свобод в ИРИ может рассматриваться, с точки зрения представителей школы традиционного ислама, как революционный шаг. Стоит напомнить, что в начале 60-х годов разработка закона о предоставлении выборных прав женщинам в рамках «Белой революции» вызвала бурю негодования среди духовенства и недовольство традиционных слоев общества. Шах вынес обсуждение этого вопроса на общенациональный референдум в 1963 г., по итогам которого и был принят закон об участии женщин в выборах. Развитие Ирана по пути модернизации в 60-70-х годах способствовало постепенному изменению стереотипов сознания и укрепило общественное положение женщин. При обсуждении Основного закона ИРИ большая часть духовенства поддержала вынесенную на обсуждение статью о правах женщин.

117

Параллельно с Конституцией положение женщин регулирует Гражданский кодекс ИРИ, в основе которого лежат мусульманское законодательство и шариатские нормы, закрепляющие традиционный, средневековый подход к вопросу прав женщин. В 2005 г. Высший совет культурной революции принял «Хартию прав и обязанностей женщин в условиях исламского режима», основные положения которой вошли в Закон о правах и обязанностях женщин, одобренный парламентом страны в 2006 г. Эти документы детально регламентируют вопросы, связанные с правами женщин в семейной, социально-экономической и финансовой сферах. В перспективном плане развития ИРИ на 20 лет один из разделов посвящен укреплению роли женщин в социальной жизни и реализации их законных прав. В настоящее время в меджлисе страны обсуждается проект нового Закона о семье. Эти документы отражают существование двух противоположных подходов к роли и месту женщин в обществе, проявившихся в ходе революции, что оказывает влияние на гендерную политику находящихся у власти правительств.

Первое послереволюционное десятилетие стало самым трудным периодом для иранских женщин. Были введены многочисленные запреты и ограничения, за невыполнение которых применялись суровые наказания вплоть до смертной казни. Одним из первых актов новой власти была отмена Закона о семье, принятого в 1967 г. и предоставляющего женщинам право на развод. В 1980 г. был восстановлен институт временного брака.

В годы ирано-иракской войны духовенство было вынуждено допустить женщин к более широкому участию в социально-экономической сфере и даже привлекало их к прохождению военной службы в спецподразделениях КСИРА. Женщинам предоставили возможность участия в политической жизни страны. При Партии исламской республики было создано женское подразделение. Женщина была избрана в Центральный совет партии «Исламская коалиция», в которой также существовало женское отделение. Четыре места были отданы женщинам в меджлисах первого и второго созывов.

К концу 80-х годов с приходом к власти прагматиков, а во второй половине 90-х годов реформаторов усилилось внимание государства к вопросам гендерной политики. Были сняты отдельные запреты, возможности развития женщин значительно расширились. При президенте страны был введен специальный пост советника по женским вопросам. Аналогичные посты были учреж-

118

дены и при руководителях целого ряда министерств. В 90-х годах было принято немало законов и правительственных решений, направленных на улучшение положения женщин, в защиту их гражданских и политических прав.

Проведенная после революции 1979 г. исламизация системы образования открыла для девочек из традиционных семей более широкий доступ в школы и университеты. В результате за последние 30 лет уровень грамотности среди женского населения страны увеличился с 35,5 до 80%, а среди городских женщин этот показатель достиг 88%. В настоящее время почти 100% девочек посещают начальную школу, а число учащихся женщин в возрастной группе 15-24 года достигает 97%. Наибольшие изменения за последние годы произошли в области высшего образования. Девушки составляют 60% поступающих в высшие учебные заведения, а среди студентов их доля составляет почти 50%. Если в первые годы после революции обучение по целому ряду специальностей было закрыто для женщин, то постановлением Высшего совета культурной революции от 1989 г. был снят целый ряд ограничений. Был принят закон, разрешающий девушкам выезжать на учебу за рубеж. Такой массовый прорыв иранок в систему высшего образования объясняется их стремлением выйти за рамки семьи, почувствовать себя более свободными и независимыми, следствием чего становится осознание своей социальной значимости и рост общественной и экономической активности.

Рост культурно-образовательного потенциала иранок в последние десятилетия привел к росту их общественной активности. К 2006-2007 гг. было зарегистрировано 980 неправительственных женских организаций. Женщинам обеспечены широкие возможности для занятий различными видами спорта. Иранки вносят значительный вклад в культурную жизнь страны.

За прошедшие три десятилетия значительно расширились возможности участия женщин в экономической сфере. Хотя, согласно статистическим данным, только 16,7% женщин в возрасте старше десяти лет заняты в экономике страны, процент трудящихся женщин постоянно увеличивается. Более 40% всех работающих сосредоточены в сфере услуг, 32% - в промышленности и 26,5% -в сельском хозяйстве. Женщины стали активно заниматься предпринимательством. Более 25% работающих женщин являются государственными служащими. Они традиционно заняты в сфере образования и здравоохранения. Так, среди всех врачей-специалистов 40% составляют женщины, а их доля среди врачей

119

общего профиля доходит до 49%. Женщины составляют 50% занятых в системе высшего образования страны. Значительно увеличилось число женщин, занятых в научных исследованиях и высокотехнологичных производствах. Обращает на себя внимание тот факт, что среди работающих женщин почти 36% имеют высшее образование.

Важным новым моментом в практике ИРИ стало участие женщин в органах судебной власти и даже назначение женщин на судейские должности, что абсолютно не допускалось религиозными правоведами как не соответствующее исламской традиции. В настоящее время более 460 женщин занимают различные должности в системе правосудия.

Женщины ИРИ активизировали свое присутствие и на политической арене. Исследования, проведенные иранскими аналитиками, показали, что женщины испытывают большую, нежели мужчины, ответственность, участвуя в выборных кампаниях и общественных мероприятиях. Женщины более серьезно относятся к реализации своего права голоса. По данным Министерства внутренних дел страны, принимают участие в голосовании 65% женщин и 62% мужчин.

Если избранные в первый парламент женщины играли исключительно представительскую роль в меджлисе, то начиная с пятого меджлиса, среди депутатов которого насчитывалось 14 женщин, они заявляют о себе как представителях интересов женского электората. В последних трех меджлисах депутатки формируют женскую фракцию, которая разрабатывает программу улучшения социального и материального положения женщин, и инициируют законы, закрепляющие женские права. Так, только за последние годы в парламенте страны были утверждены законы о сокращении рабочего времени для женщин, имеющих детей, увеличении отпуска по родам и для кормления ребенка, о сокращении возраста для выхода на пенсию женщин-матерей, о поддержке женщин, которые являются главой семьи, о пересчете мехрийе (выкуп за невесту) согласно уровню цен и др.

Женщины активно работают в местных исламских советах. В 2006 г. на выборах в советы третьего созыва было зарегистрировано более 7 тыс. кандидаток, из которых были избраны 1490 женщин, что составляет около 10% всех депутатов.

Со второй половины 90-х годов резко возросло участие женщин в работе политических партий и организаций. Особую активность проявили члены партии «Партнерство» при подготовке

120

президентских выборов 1997 г., что во многом обеспечило победу президента-реформатора М. Хатами.

В стране активно действуют политические организации по защите прав женщин: Общество женщин исламской революции, общество «Зейнаб», Общество женщин - сторонников мусульманского обновления и др. Значительный рост уровня образования женщин и расширение их вовлеченности в экономическую и общественно-политическую жизнь страны повлекли за собой изменения гендерной ситуации и поставили перед иранским обществом новые проблемы.

Обеспокоенность клерикалов и консервативно настроенных слоев в стране вызывает наблюдаемый в последнее десятилетие активный приток женщин в систему высшего образования. Причем их наплыв сюда, измеряемый 60% от абитуриентов мужского пола, - не предел. По словам министра здравоохранения М. Вахид Дастджерди, если не поставить под контроль этот процесс, то количество абитуриенток достигнет 70%. Опасность такого положения некоторые эксперты видят в том, что женщины проявляют себя более дисциплинированными, организованными и с лучшими знаниями выходят на рынок труда. В условиях постоянно возрастающего уровня безработицы они могут дестабилизировать ситуацию на рынке труда, отнимая рабочие места у мужчин, образовательный ценз которых окажется ниже. Поскольку в иранском обществе обязанность содержать семью возлагается на мужчин, то увеличение уровня безработицы среди представителей мужского пола может стать предпосылкой к возникновению кризисной ситуации в привычной системе социальных и гендерных отношений.

Стремление женщин продолжать учебу в системе высшего образования может привести к появлению разрыва в уровнях образовательного ценза мужчин и женщин и ограничит для женщин возможности выбора партнера и создания семьи. Традиционно ориентированные круги, большая часть духовенства, некоторые социологи прямо увязывают ослабление семейных связей, распад семьи и крушение семейных ценностей с возрастанием уровня женского образования и видят в нем прямую угрозу традиционной культуре, господствующей в иранском обществе.

Активизировало обсуждение проблем дальнейшего развития образования женщин и обнародование результатов всеобщей переписи населения, проводившейся в 2006 г. Особое внимание привлекло повышение такого демографического показателя, как средний возраст вступающих в брак, который, согласно последним

121

данным, составляет в Иране для женщин около 25 лет. Практически он сравнялся с возрастом вступления в брак мужчин. 20 лет назад девушки выходили замуж, в основном, до достижения 20-летнего возраста, мужчины создавали семью в 23,5 лет. Руководитель статистического центра страны, анализируя социально-демографическую ситуацию в ИРИ, подтверждает, что в дальнейшем может наблюдаться повышение среднего возраста женщин, вступающих в брак ввиду их стремления к образованию и трудоустройству.

Вызывает беспокойство общества и тот факт, что активное участие женщин в социально-экономической и культурной жизни приводит и к сокращению численности детей в семье. На 2006 г. средняя семья насчитывала 4,03 человек, а 20 лет назад этот показатель составлял 5,11. Учитывая, что темпы прироста населения страны с 1996 по 2006 г. составили 1,61% в год, а 20-30 лет назад прирост населения находился на уровне 3,9%, такое резкое сокращение показателя вызывает определенные опасения в том, что наметившаяся тенденция может привести в будущем к сокращению общей численности населения страны, а соответственно и трудовых ресурсов.

Особую тревогу по этим поводам высказывают представители традиционного духовенства. Под их нажимом разрабатываются программы «возвращения женщин в семью», которые включают в себя предоставление девушкам ограниченной доли мест при поступлении в университеты, прием абитуриенток только по месту жительства родителей, разработку укороченных программ для обучения женщин в системе высшего образования. Некоторые шиитские авторитеты призывают в целях повышения нравственных устоев общества провести повторную исламизацию в системе высшего образования и ввести раздельное обучение.

В последние годы был поставлен на обсуждение общества институт временного брака, как соответствующий шариату. В поддержку временных браков выступили и некоторые высшие религиозные деятели страны, увидев в них способ приобщения молодежи к семейной жизни. Член общества борющегося духовенства, бывший министр внутренних дел М. Пурмохаммади, выступая на конференции «Хиджаб: ответственность и полномочия исламского государства», заявил о необходимости возрождения существующей в исламе традиции временных браков, видя в них средство противостояния возрастающей безнравственности молодежи в вопросах взаимоотношения полов.

122

На сайтах Интернета и в СМИ развернулась широкая дискуссия, в ходе которой высказывались различные мнения по этому вопросу. Ряд психологов, специалистов по семейным вопросам, выступили против распространения таких браков, считая, что они могут, наоборот, нанести психологический ущерб молодежи и снизят возможность для женщин обзавестись постоянной семьей. Свое отрицательное мнение выразили и некоторые женские организации. В то же время активистки женского движения, например, дочь А.А. Хашеми Рафсанджани Фаезе Хашеми, поддержали эту идею, полагая, что «поскольку исламское общество не принимает дружеских отношений между девушками и юношами, то институт временного брака может быть полезен для девушек, так как даст им возможность осознать свою роль и свои права в семье». Сторонниками этого института высказываются мнения о том, что распространение временных браков будет способствовать снижению преступности на сексуальной почве. По этому вопросу нет единства и среди представителей духовенства. Как сторонники, так и противники пытаются найти доводы за и против в истории раннего исламского общества.

По существу же, такая кампания вызывает сомнения среди всех представителей иранского общества, поскольку совершается попытка канонизировать ситуации, которые исторически и в Иране, и в большей части исламского мира рассматривались лишь как исключения, вызванные специфическими обстоятельствами, и в настоящее время не являются общеупотребительными в практике взаимоотношения полов. Ведь брак в таком случае может заключаться не по любви, а по стечению обстоятельств, на время, рожденные же в нем дети могут стать препятствием для его расторжения, поскольку о его долговременности речи по определению не идет. Такой брак может породить дополнительные проблемы, от которых могут пострадать все субъекты такого супружества.

В то время как в стране продолжаются дискуссии о моральных и психологических моментах, о необходимости изменения подходов к оценке такого явления в условиях модернизации общества, депутаты меджлиса в рамках обсуждения Закона о семье уже приняли решение об обязательной регистрации временных браков в случае рождения детей в целях закрепления прав матери и ребенка и высказались за внесение информации о заключении временного брака в документы, удостоверяющие личность супругов. При этом законодатели, очевидно, упустили из виду, что за рамками остается вопрос о нравственной стороне такой трактовки

123

брачных отношений, если только правовое регулирование этого института не преследует цели, например, предотвратить распространение внебрачных связей, рассматриваемых как нарушение моральных ценностей исламского общества.

Такие поспешные действия не отвечают устремлениям самих женщин, готовых активно бороться за искоренение любых форм дискриминации по отношению к ним. Они уверены в том, что высокий образовательный ценз женского населения, так же как их активное присутствие на социальной арене - свидетельство успешного развития общества. В последние годы женщины все активнее заявляют о необходимости более широкого участия во властных структурах и готовности подняться на высший уровень принятия решений. В период президента-реформатора М. Хатами впервые иранка была назначена на пост вице-президента и руководителя Организации по охране окружающей среды. Это был первый прорыв женщин в структуры власти.

Выборные кампании последних лет показали рост политической активности женщин. В период подготовки парламентских выборов 2008 г. активисты женских движений двух основных политических фракций образовали коалиции и поставили на обсуждение вопрос «Почему кандидаты половины населения страны (мужчины) занимают более 90% депутатских кресел, и что мешает женщинам активно участвовать в работе политических партий и организаций» - и требовали выделения 30% депутатских мест кандидатам от женской половины общества. На практике же их фракция в восьмом меджлисе сократилась с 12 до 8 депутатов, что составляет лишь 4% всех депутатов парламента страны. Причем большинство голосов удалось получить кандидаткам лишь в Тегеране, Исфагане и Мешхеде, т.е. в крупных городах страны. Это говорит о прямой связи между более высоким уровнем развития населения и его психологической готовностью к восприятию женщины как равноправного партнера в обществе.

В ходе подготовки президентской кампании 2009 г. женщины отстаивали свое право баллотироваться на пост президента. Они сумели вынести этот вопрос на общественное обсуждение и добились определенных успехов. И хотя впервые в истории ИРИ секретарь Наблюдательного совета подтвердил, что женщины-кандидаты могут быть допущены к участию, ни одна не получила вотума доверия этого органа. Активистки женского движения пытались и ранее принять участие в президентских кампаниях. Одной из первых предприняла попытки выдвинуть свою кандидатуру

124

дочь аятоллы Талегани А. Талегани в 2001 г. Однако в те годы Наблюдательный совет даже не ставил на рассмотрение такую возможность.

В ходе последней предвыборной кампании остро встал вопрос и о необходимости включения женщин в состав правительства. Такие возможности активно обсуждались в СМИ, на предвыборных митингах и заседаниях партий и организаций. В этом большая заслуга активисток женских движений, которые образовали исламскую женскую коалицию, выступившую с обращением ко всем кандидатам по этому вопросу. Четыре претендента на президентское кресло заявляли о готовности поддержать требования женщин.

Вновь избранный президент М. Ахмадинежад не смог проигнорировать необычайно возросшую активность женского электората и их настойчивые заявления о том, что иранки готовы перейти от этапа представительного присутствия в органах власти к этапу реального участия в работе властных структур, и проявил готовность включить трех женщин в состав кабинета. Такое решение президента было неоднозначно встречено как иранским обществом в целом, так и религиозными авторитетами. Марджа-от так-лиды Кума - аятолла Сафи Гольпаегани и аятолла Мокарем Ширази - выступили с обращениями, резко критикующими введение женщин в правительство, и заявили о том, что не признают новый состав кабинета законным. Сомнения относительно возможности включения женщин в правительство были высказаны некоторыми депутатами меджлиса во время обсуждения предложенных кандидатур и представителями различных партий. Однако рекомендации религиозного лидера депутатам меджлиса одобрить внесенные президентом кандидатуры можно рассматривать как его косвенное одобрение этих инициатив президента.

Утверждение М. Вахид Дастджерди на пост министра здравоохранения страны - это результат многолетней борьбы иранских женщин за осуществление своих политических и гражданских прав. По словам руководителя женского общества «Зейнаб» и лидера женских групп консервативного фланга М. Бехрузи, «вотум доверия женщине, вынесенный меджлисом, отражает изменения в самом иранском обществе. Впервые предложение поставить женщину во главе министерства было сделано активистками женских движений президенту-реформатору М. Хатами в тот момент, когда он вторично выдвинул свою кандидатуру. Однако он оказался не готовым пойти на такой риск. Возможно, Хатами не был уверен в

125

том, что женщина сможет добиться каких-либо успехов, занимая министерский пост. А может быть, считал, что общественное мнение в стране еще не готово принять женщину на посту министра». Несмотря на то что лидер движения реформаторов отказался вручить министерский портфель женщине, дабы не обострять и без того сильное противостояние с традиционными структурами, тем не менее, в период работы шестого и седьмого правительств оказывалась широкая поддержка женским инициативам, что и создало базу по укреплению положения женщин в обществе и привело по прошествии восьми лет к определенным изменениям гендерной ситуации, проявляющимся в признании прогрессивными слоями возможности участия женщин в высших органах власти.

В настоящее время в ИРИ, несмотря на значительное внимание, проявляемое к женщинам и признание их заслуг в революционном движении и общественной жизни, проявляется двойственный подход к пониманию места женщины в обществе. С одной стороны, укрепилось осознание того, что женщина обладает достаточными знаниями и практическим опытом, роль женщины в обеспечении доходов семьи постоянно возрастает, и она может быть равноправным партнером мужчины во всех сферах деятельности. С другой стороны, продолжает господствовать точка зрения, признающая за женщинами право на участие лишь в семейных делах и в сфере воспитания детей, базирующаяся на сохраняющихся религиозных, исторических, культурных и политических традициях.

Традиционный подход к женщине сохраняется не только в политической сфере. Он также проявляется в вопросах трудоустройства, где возможности женщин по сравнению с мужчинами значительно ограничены и существует дискриминация женщин в таких вопросах, как соблюдение условий труда, карьерный рост, уровень зарплаты. Существуют определенные ограничения для женщин в выборе рода занятий. Право женщины на работу может быть оспорено ее мужем. Женщина связана значительными ограничениями в личной и семейной жизни. Например, даже вопросы получения паспорта, посещения родственников, выезда за границу она не может решить без участия отца или мужа.

В последние годы в обществе усилилось осознание того, что основным препятствием на пути дальнейшей реализации прав и свобод женщин, ликвидации любых форм ее дискриминации остаются нормы шариатского права и исторические традиции страны. Традиционный подход к роли женщины исключительно как

126

жены и матери закреплен в Гражданском кодексе страны, что создает значительные препятствия на пути борьбы женщин против дискриминации. В последние десятилетия четко проявилось несоответствие законов, регулирующих семейную и социальную жизнь женщины, той роли, которую она реально играет в обществе. Этот факт признается не только передовыми слоями общества, правоведами, социологами, но и прогрессивно настроенным духовенством.

В настоящее время в исламской мысли по вопросу о правах женщин сохраняются три основных направления: традиционное, религиозно-реформистское и новаторское (неофундаменталистское). К представителям первого можно отнести аятолл Джанати, Систани, Мокаррема Ширази, Гольпаегани, Хуи. В целом они выступают за сохранение исламских догм в отношении женщин и допускают лишь возможность внесения некоторых изменений в нормы, регулирующие права женщин. Религиозно-реформаторское направление или исламский модернизм представляют великие аятоллы Санеи, Мусави Ардебили. К числу его сторонников относился великий аятолла Монтазери. Некоторые представители исламской интеллигенции причисляют М. Кадивара к последователям этого направления. Эти религиозные деятели и правоведы выступают за пересмотр традиционных толкований коранических текстов и предлагают переосмыслить его с учетом парадигм современности. Отдельные представители исламского модернизма видят возможность наделить женщин правом на иджтихад.

Представители третьего течения - носители нового мышления в исламе (ноуандиши-йе дини), к числу которых относят А. К. Соруша и М. Шабастари, - предлагают полностью отказаться от некоторых догм, определяющих положение женщины в исламском обществе. Согласно их убеждениям, многие традиционные нормы были установлены в период раннеисламского общества. Изменение реалий жизни влечет за собой и изменение норм. Однако они считают, что «при выработке новых положений необходимо сохранить ту божественную идею и дух истины, которые были изначально вложены самим Пророком».

Тема «Положение женщины и новые религиозные смыслы» все чаще обсуждается на страницах печати, во время конференций и круглых столов. Потребности современной жизни и процессы модернизации общества диктуют необходимость пересмотра норм исламского права. Примеры тому уже есть. В седьмом меджлисе был поднят вопрос о пересмотре доли женщин при разделе

127

наследства, восьмой меджлис утвердил закон, разрешающий женщинам наследовать землю, а Наблюдательный совет утвердил такое решение, хотя это вызвало недовольство некоторых религиозных деятелей. Назначение женщин судьями, пусть лишь на уровне семейных судов, допуск их к участию в президентских избирательных кампаниях - свидетельство отхода от традиционных догм. Активистки женских движений готовы идти дальше по этому пути. В настоящий момент на обсуждение поставлено еще несколько важных, с точки зрения женщин, проблем: многоженство, наследственные права, возмещение компенсации в случае нанесения ущерба женщине, равенство женщин и мужчин при даче свидетельских показаний, необходимость воспитания детей в случае развода родителей или смерти отца в семье матери и др.

Однако даже предоставление женщинам прав не всегда означает возможность их реализации. Представители прогрессивно мыслящего духовенства, правоведы, философы, активисты женских организаций понимают, что их первостепенной задачей должно стать изменение господствующих в стране взглядов, основанных на мужском шовинизме (мардансалари). Борьба женщин против любых форм дискриминации в семье и обществе может привести к успеху, если будет поддержана большинством членов общества. Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие страны по пути модернизации, подъем образовательного уровня и культуры, развитие демократического процесса приведут к изменению гендерных стереотипов в обществе и создадут условия, при которых женщина будет восприниматься как равноправный партнер во всех сферах жизни.

«Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии», М., 2012 г., с. 248-259.

М. Хайцева,

востоковед (ИВ РАН)

ПАКИСТАН: ПО ЗАКОНАМ РОДСТВА И ВЕРЫ

Пакистан - одна из тех стран, о которых мы почти каждый день читаем или слышим что-нибудь в новостях. Это настоящий бурлящий котел: сложная внутриполитическая обстановка, громкие отзвуки войны в соседнем Афганистане и т. д. Но мало кто бывал в этой далекой стране. Моя поездка в Пакистан в конце 2011 г. продлилась чуть больше месяца. Я жила в районах среднего уров-

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.