Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ'

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
гендер / гендерная политика / гражданское общество / женские организации / органы власти / политические партии / равноправие. / gender / gender policy / civil society / women's organizations / authorities / political parties / equality.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сковиков Алексей Константинович

На основе диалектического и историко-сравнительного методов, а также контент-анализа выступлений главы государства, экспертного опроса руководства женских общественных организаций и актива парламентских партий на уровне региональных организаций был сделан среднесрочный и долгосрочный прогнозы гендерной политики на современном этапе развития российской государственности, в условиях внешних и внутренних вызовов, мировой политической турбулентности, а также цивилизационных разломов между ценностями стран коллективного Запада и традиционными ценностями доминирующими в Российской Федерации. Аргументирована позиция, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах нет политических акторов способных усилить политическую активность среди женщин; на партийном ландшафте маловероятным является формирование и активизация женских политических партий; реализация повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года органами власти не приведет к созданию условий для реализации эффективной гендерной политики; перспектива формирований гендерных фракций есть у ряда российских партий ввиду их интереса сохранить властные полномочия как на федеральном, так и иных уровнях власти. При системной работе органов государственной власти, образовательных учреждений, институтов гражданского общества и иных по повышению политической культуры россиян в долгосрочной перспективе произойдут изменения в мировоззрении граждан, восприятии ими гендерной политики, которая учитывает интересы и женщин, и мужчин. Это окажет позитивное влияние на минимизацию феминизации бедности, сокращения разрыва в представительстве женщин и мужчин в федеральных органах государственной власти и многих других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER POLICY: WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN REALITY

On the basis of dialectical, historical and comparative methods, as well as content analysis of the speeches of the head of state, an expert survey of the leadership of women's public organizations and party assets of parliamentary parties at the level of regional organizations, mediumand long-term forecasts of gender policy at the present stage of the development of Russian statehood, in the conditions of external and internal challenges, global political turbulence were made, as well as the civilizational rifts between the values of the countries of the collective West and the traditional values dominating in the Russian Federation. The position is argued that in the medium and long-term prospects there are no political actors capable of activating political activity among women; the formation and activation of women's political parties is unlikely on the party landscape; the implementation of the sustainable development agenda for the period up to 2030 by the authorities will not lead to the creation of conditions for the implementation of effective gender policy; the prospect of the formation of gender factions there are a number of Russian parties because of their interest to retain power both at the federal and other levels of government. With the systematic work of state authorities, educational institutions, civil society institutions and others to improve the political culture of Russians in the long term, there will be changes in the worldview of citizens, their perception of gender policy, which takes into account the interests of both women and men. This phenomenon will have a positive impact on minimizing the feminization of poverty, reducing the gap in the representation of women and men in federal government bodies and many others.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ»

А.К. Сковиков

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация

На основе диалектического и историко-сравнительного методов, а также контент-анализа выступлений главы государства, экспертного опроса руководства женских общественных организаций и актива парламентских партий на уровне региональных организаций был сделан среднесрочный и долгосрочный прогнозы гендерной политики на современном этапе развития российской государственности, в условиях внешних и внутренних вызовов, мировой политической турбулентности, а также цивили-зационных разломов между ценностями стран коллективного Запада и традиционными ценностями доминирующими в Российской Федерации. Аргументирована позиция, что в среднесрочной и долгосрочной перспективах нет политических акторов способных усилить политическую активность среди женщин; на партийном ландшафте маловероятным является формирование и активизация женских политических партий; реализация повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года органами власти не приведет к созданию условий для реализации эффективной гендерной политики; перспектива формирований гендерных фракций есть у ряда российских партий ввиду их интереса сохранить властные полномочия как на федеральном, так и иных уровнях власти. При системной работе органов государственной власти, образовательных учреждений, институтов гражданского общества и иных по повышению политической культуры россиян в долгосрочной перспективе произойдут изменения в мировоззрении граждан, восприятии ими гендерной политики, которая учитывает интересы и женщин, и мужчин. Это окажет позитивное влияние на минимизацию феминизации бедности, сокращения разрыва в представительстве женщин и мужчин в федеральных органах государ-

A. Skovikov

GENDER POLICY: WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN REALITY

Abstract

On the basis of dialectical, historical and comparative methods, as well as content analysis of the speeches of the head of state, an expert survey of the leadership of women's public organizations and party assets of parliamentary parties at the level of regional organizations, medium-and long-term forecasts of gender policy at the present stage of the development of Russian statehood, in the conditions of external and internal challenges, global political turbulence were made, as well as the civilizational rifts between the values of the countries of the collective West and the traditional values dominating in the Russian Federation. The position is argued that in the medium and long-term prospects there are no political actors capable of activating political activity among women; the formation and activation of women's political parties is unlikely on the party landscape; the implementation of the sustainable development agenda for the period up to 2030 by the authorities will not lead to the creation of conditions for the implementation of effective gender policy; the prospect of the formation of gender factions there are a number of Russian parties because of their interest to retain power both at the federal and other levels of government. With the systematic work of state authorities, educational institutions, civil society institutions and others to improve the political culture of Russians in the long term, there will be changes in the worldview of citizens, their perception of gender policy, which takes into account the interests of both women and men. This phenomenon will have a positive impact on minimizing the feminization of poverty, reducing the gap in the repre-

ственной власти и многих других.

Ключевые слова:

гендер, гендерная политика, гражданское общество, женские организации, органы власти, политические партии, равноправие.

sentation of women and men in federal government bodies and many others.

Key words:

gender, gender policy, civil society, women's organizations, authorities, political parties, equality.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-121-135

На протяжении всего развития человечества периодически вставал вопрос равенства между женщинами и мужчинами как среди политиков, представителей религиозных конфессий, философов, в семье и других акторах общественно-политического ландшафта. С.Г. Айвазова, Ж.К. Манкошева, О.Г. Овчарова, Т.Б. Рябова многогранно рассмотрели гендер и гендерную политику на всем протяжении ее эволюции [1; 2; 3; 25; 29; 33], некоторые ученые обращают внимание на сложности в достижении фактического равноправия, противоречия в гендерной политике в отдельной взятой стране или регионе - Е.Ю. Берёзкина, Н.М. Великая, Н.Н. Козлова, Г.М. Михалева, С.В. Рассадин, О.В. Рябов [9; 21; 26; 32].

На формирование гендерной политики существенное влияние оказали два движения - феминизм и суфражизм. Движения изначально получили широкое развитие в США и ряде европейских стран. Активное участие в данных общественно-политических движениях принимали наряду с женщинами и мужчины. При этом в России, на постсоветском пространстве, а также в странах Азии, Африки и Латинской Америки, вопросы расширения прав женщин, в частности: участие в выборах, обладание активным и пассивным избирательным правом, право занятия государственных должностей в органах власти и управления всех уровней решались иным путем, так как движения - феминизм (со второй половины XIX века) и суфражизм (с начала ХХ века), не были развиты по сравнению с демократическими странами [7; 24; 39; 43]. В вышеуказанных странах на гендерную политику, как правило, оказывала влияние правящая партия и политическая воля руководства государства. Кроме того, начиная с середины ХХ века, активно стали внедряться рекомендации международных организаций [10; 14; 36].

Импульс женским общественно-политическим движениям дали отдельные активистки общественно-политической жизни стран Запада. В 1791 году французская писательница Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщины и гражданки» (фр. Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne) в ответ на «Декларацию прав человека и гражданина». Она является одной из первых исследовательниц, обратившая внимание на патриар-

хальность, в том числе и языка. В 1792 году британская писательница Мэри Уолстонкрафт написала работу «Защита прав женщины с критикой на моральные и политические темы» (анг. A Vindication of the Rights of Woman with Strictures on Moral and Political Subjects). Распространение данных произведений среди общественности стимулировало переосмысление взаимоотношений между женщинами и мужчинами. Представительницы женского пола в Европе и США стали называть себя «гражданками» и организовывали политические акции с целью привлечь внимание со стороны лиц, находящихся на уровне принятия решений о необходимости внесения поправок в законодательные акты и защиту интересов всех членов общества. Первой феминисткой принято считать Эбигейл Адамс (1744-1818) - жена американского лидера. Ее знаменитая фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Несмотря на дискуссии в академическом и научном сообществах, на протяжении многих десятилетий как в России, так и зарубежом, вопрос уничижительного обращения к представителям женского пола не разрешен. Многие слова используются в мужском роде, например, «врач», «повар», «ткач» и др. В английском языке слово «man» переводится как мужчина, человек, а «woman» - женщина. С.В. Савойская констатировала, что «коммуникативная природа языка имеет давние корни, поскольку она находится под влиянием культуры, идеологии, системы социально-политических и национальных ценностей, своеобразного и идеалистического понимания истории, культуры народа» [34, с. 37]. Одной из задач современного феминистского движения стран Запада, наряду с расширением избирательных прав, правом женщин занимать государственные должности и иных, является активная работа по формированию гендерной нейтральности словоупотребления в английском языке. При этом, необходимо учитывать, что «в условиях проницаемости границ и глобальной взаимозависимости, снижается институциональное влияние на механизмы становления гражданской субъектности» [31, с. 88].

В 1869 году женщинам штата Вайоминг (США), впервые в общемировой практике было предоставлено право на участие в выборах, а также право занимать государственные должности. Первой страной, которая ввела равноправие для мужчин и женщин в политической сфере, была Новая Зеландия (1893 г.). В дальнейшем, избирательные права получили женщины в Австралии (1902 г.), Финляндии (1906 г.), Дании (1909 г.), Норвегии (1913 г.). Россия предоставила женщинам право голосовать на выборах в представительные органы власти в 1917 году. Юридически закрепив равноправие между женщинами и мужчинами в первой Конституции России (1918 г.).

В то время, как в ряде демократических стран ограничительные меры на законодательном уровне были ликвидированы значительно позже, в том числе и благодаря деятельности общественно-политических организаций, феминистскому движению, активизацией женщин, имеющих влияние на первых лиц государства, а также политической воли правящего класса. В частности, в Германии (1918 г.), Канаде (1919 г.), США (1920 г.), Швеции (1921 г.), Нидерландах (1922 г.), Англии (1928 г.), Франции (1945 г.), Италии (1945 г.), Греции (1952 г.), Португалии (1974 г.), Испании (1976 г.).

СССР был первым государством, не только провозгласившим равенство мужчин и женщин во всех областях общественной жизни, но и предпринял ряд шагов для достижения этого равенства. Советская власть приняла решение, которое не было закреплено «де-юре», но «де-факто» выполнялось всеми участниками политического управления - «квотирование» для представительниц женского пола в представительных органах власти. Анализ численности женщин-депутатов в Верховном Совете СССР, а также в Верховном Совете союзных и автономных республик, позволяет констатировать увеличение «квот» на численность женщин-депутатов в парламентах союзных и автономных республик. В целом, в Верховном Совете СССР женщин-депутатов было чуть более 30%, в Верховных Советах союзных республик около 35%, а в Верховных Советах автономных республик около 40%. При этом, от одного созыва к последующему созыву парламента, можно заметить незначительный процент увеличения численности женщин-депутатов. В современной России в условиях «отсутствия квот на представительство женщин в органы государственной власти и управления, механизмы их рекрутирования в политическую элиту требуют фундаментальных исследований» [21, с. 70].

При формировании и реализации гендерной политики в России, существенное влияние оказывают международные акты, которые носят рекомендательный характер для государств - членов ООН - «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), Резолюция ГА ООН №70/1 от 25 сентября 2015 года. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и др.

В Конвенции впервые на международном уровне дано определение понятия «дискриминация в отношении женщин», которое «означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в полити-

ческой, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» [22].

Конвенция была ратифицирована Указом Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 года №3565-Ч и вступила в силу 3 сентября 1981 года. Она не повлияла на формирование и развитие феминистского движения в Советском Союзе и современной России, а также на создание благоприятных условий для равноправного участия в общественно-политической жизни. На уровне принятия основополагающих решений в органах государственной власти, СМИ, многообразных институтах гражданского общества, преимущественно находятся представители мужского пола, разделяющие патриархальную культуру и рассматривающие «женский вопрос», как правило, в составе государственной социальной политики [6; 19; 35].

Огромным импульсом в определении дальнейшего вектора реализации гендерной политики на уровне отдельной страны придали всемирные конференции по положению женщин под эгидой ООН - Мехико (1975 г.), Копенгаген (1980 г.), Найроби (1985 г.), Пекин (1995 г.). В Пекине сменился фокус в гендерной политике, а именно перенос внимания с самих женщин на концепцию полов, признав потребность переоценки всей структуры общества и всех отношений между мужчинами и женщинами. Таким образом, защитив права женщин на законодательном уровне, и предоставив им де-факто равные возможности с мужчинами, будет установлено гендерное равенство, от которого получат положительные дивиденды все жители планеты Земля. На государственном уровне, вместо понятия «государственная политика в отношении женщин» стали использовать понятие «политика гендерного равенства», т.е. «гендерная политика».

В Исландии, Норвегии, Финляндии и ряде других стран, деятельность феминисток в политических партиях и общественно-политических движениях по большей части связана с контролем над уже запущенным и налаженным процессом искоренения дискриминации, как на законодательном уровне, так и в культуре [16]. В то время как в Ираке, Иране, Пакистане и других странах Евразии и Африки требуется активизация как со стороны влиятельных политических акторов, так и религиозных деятелей, представителей общественных организаций и общества в целом по формированию эффективной программы, направленной на улучшение положения женщин в обществе с предоставлением им равных прав наряду с мужчинами. В современном мире есть еще страны, где женщины не допускаются до полноценного и всестороннего образования, что изначально существенно препятствует выходу на уровень принятия решений как в политике, так и в экономике, культуре, сфере социального управления и др.

Парадоксальность современного мирового политического процесса заключается в том, что в большинстве стран мира, феминистки наряду с политической волей руководства страны, законодательных и исполнительных властей национального уровня практически добились юридического и отчасти де-факто равноправия, а в некоторых государствах мира женщины, не имеют гарантированных базовых прав.

Произошли изменения на рубеже второго и третьего тысячелетий в Бахрейне, Омане, Катаре. Женщины получили право голосовать за кандидатов в нижнюю палату парламента, а также органы местного самоуправления. В 2005 году парламент Кувейта предоставил женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы власти. В 2015 году были даны обещания руководителем страны предоставить избирательные права женщинам в Саудовской Аравии.

В Резолюции ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2015 г.) были сформулированы амбициозные 17 целей и 169 задач, в том числе «защищать права человека и способствовать обеспечению гендерного равенства» [30].

В 2020 году из-за ограничений, ввиду распространения новой корона-вирусной инфекции, не удалось реализовать планы руководства ООН по широкомасштабному подведению двадцатипятилетней практики (Пост-Пекин) реализуемой гендерной политики отдельно взятыми странами и выработки рекомендаций по дальнейшей эффективной ее модернизации.

Гендерная политика на современном этапе развития общества, представляет собой «государственную и общественную деятельность, направленную на установление равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности» [38, с. 33]. Предметом гендерной политики являются отношения органов государственной власти к членам общества на основе существующего гендерного порядка. И.И. Юкина аргументировала тезис, что сам термин «ген-дер» среди современных исследователей «понимается как отношение власти между мужчинами и женщинами, организованные при помощи социокультурного предписания и легитимации гендерных ролей» [38, с. 33].

В современном мире глобализация повлияла на политическую культуру граждан. Массовая информатизация, а в дальнейшем цифровизация во всех сферах жизнедеятельности, открытость информации органов власти, институтов гражданского общества и при оперативности распространения информации благодаря сетевизации оказала влияния и на общественно-политические организации, работающие в направлении установления фактического равноправия между женщинами и мужчинами, а также представителей феминистского и суфражистского движений. Они больше внимания стали уделять

осмыслению и вносить предложения по модернизации гендерной политики государств антирасизма (борьба с расовым притеснением), вуманизма (притеснение чернокожих женщин), киберфеминизма (феминизма в контексте ки-берпространства и взаимодействия с учетом новых технологических возможностей), постколониальной теории (исследование колониализма), постмодернизма (переосмысление и переработка устаревших устоев в обществе), эко-феминизма (борьба одновременно за права женщин и за охрану природы), проблематики трансгендерности и т.п.

Проведенный анализ гендерной политики, реализуемой США в третьем десятилетии текущего столетия, под влиянием идей неолиберализма, позволяет выявить наметившуюся тенденцию не только на уровне общественной дискуссии, но и реализации политики трансгендерности в общественно-политической жизни, на уровне государственных, военных, спортивных и иных организаций либо структур [15; 37]. Политика трансгендерности из США была перенесена в страны Западной Европы в первой четверти XXI века. Есть потребность в научном осмыслении данного тренда с учетом интересов правящего класса, политических элит США и стран Западной Европы, политических партий, институтов гражданского общества, а также отношения к транс-гендерной политики со стороны граждан данных стран. В России гендерная политика реализуется с учетом Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В XXI веке в мире активно функционируют политические партии и общественно-политические организации защищающие права женщин как в сфере политики, так и иных сферах жизнедеятельности - «Graduate Women International», «Global Fund For Women», «National Organization for Women», «UN Women», «The Women's Environment & Development Organization», «Women's International League for Peace and Freedom», «Business and Professional Women's Foundation» (BPW Foundation)» и др.

В Российской Федерации на партийном поле (сентябрь 2023 г.) нет женских политических партий. Они не получили поддержку большинства электората и просуществовали незначительное время исключительно благодаря деятельности ее лидерам. В то время как в партии «Яблоко» функционирует гендерная фракция с 2006 года, объединяющая примерно 500 членов из 35 субъектов страны. Основная цель гендерной фракции - «содействие в построении современного цивилизованного общества, в котором женщины и мужчины свободны и равны, и строят свои отношения во всех сферах жизни» [11]. Основной задачей объединения является «достижение обеспечения равных возможностей для женщин в социальной сфере, на рынке труда, в области госу-

дарственных гарантий конституционных прав, в области образования и культуры» [11]. Гендерную фракцию возглавляет Г.М. Михалева, которая своим политическим участием на различных общественно-политических форумах стремится донести до органов власти острые вопросы современной повестки дня, требующих своевременных решений и защиты прав женщин.

Ряд парламентских партий Российской Федерации в преддверии нового электорального цикла обсуждают идею формирования гендерной фракции внутри своих организаций, в том числе с целью поддержки избирателями и выход на уровень принятия решений. Руководство партий учитывает современные тренды: «выборы становятся интересными не только для активно пользующихся своим избирательным правом членов общества, но и для третьих лиц, рассматривающих результаты выборов, как потенциальный интерес лоббирования своих интересов» [8, с. 25], «электоральные ориентации молодого поколения избирателей в перспективе увеличат шансы женщин войти в политический класс России, смягчить консервативные тренды российской политики» [20, с. 69], «на региональном уровне незначительный объем ресурсов меньше привлекает мужчин, увеличивая количество женщин в органах исполнительной власти» [20, с. 70]. Кроме того, необходимо учитывать электоральные предпочтения на уровне отдельно взятого субъекта РФ [4; 18; 28] и электоральные технологии, используемые в зарубежных странах [5; 17].

На сентябрь 2023 г., согласно данным портала Министерства юстиции РФ, зарегистрировано 98 некоммерческих женских организаций. В России функционирует общероссийская общественно-государственная организация «Союз женщин России», которая объединяет более 900 тыс. членов региональных структурных подразделений, председателем является Е.Ф. Лахова.

Проведенный анализ документов политических партий, в том числе тендерной фракции партии «Яблоко», а также женских некоммерческих организаций, функционирующих на данном этапе развития страны, показал многообразие сфер деятельности - политика, экономика, культура, религия, образование, социальная сфера в различных субъектах Российской Федерации. При этом нет авторитетных и узнаваемых женских организаций федерального уровня. Включение молодежи в их деятельность привнесло бы энергию, которая могла быть направлена на оперативность нахождения компромиссных решений между интересами женских организаций и властью.

Проведение пенсионной реформы, модернизация экономики в условиях санкционной политики, распространение COVID-19, самоизоляция, переход на дистанционную работу, проведение СВО и другие факторы оказали влияние на социально-психологическое самочувствие россиян.

В современной России есть множество «болевых точек», требующих оперативного решения в предоставлении женщинам возможности в самореализации творческого потенциала, а также защите материнства в условиях замедления роста рождаемости из-за внешних и внутренних вызовов, обусловленных мировой политической турбулентностью. Увеличение численности женщин на федеральном уровне власти, в государственных и муниципальных органах позволит всестороннее рассмотрение и принятие решений с учетом интересов всех участников общественно-политического процесса. В современной России около ста профессий на данный момент запрещены для женщин. Многие из них высокооплачиваемые. Их пересмотр необходим с учетом физиологических различий между женщинами и мужчинами и защитой прав женщин на основе научно обоснованных заключений профессионального сообщества.

Исследование РАН «Гендерный профиль социально-экономических проблем столичного региона» (2019 г.) показало, что средний размер доходов на 11% меньше у женщин по сравнению с мужским полом [13]. Проблема оплаты и за одинаково выполненную работу - это очевидный факт. Мужчины получают больше, следовательно, есть потребность в модернизации гендерной политики компетентными органами власти, с целью выравнивания негативных диспропорций в сфере экономики.

Согласно докладу ООН, Индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI) (2022 г.) Россия, относится к странам с высоким уровнем человеческого развития и занимает 52-е место из 191 стран по ген-дерному неравенству. При этом лидерство разделяют - Норвегия (1 место), Швейцария (2 место) и Ирландия (3 место) [42].

В новом рейтинге Global Gender Gap Report (2023 г.), который ежегодно составляет Всемирный экономический форум, аргументирован прогноз об установление фактического равноправия между женщинами и мужчинами не ранее 2154 года [40]. В докладе отмечается как положительная динамика, так и ухудшения в отдельных регионах мира по причине роста современных кризисов. Заметим, что согласно докладу 2021 года Россия занимала 81 место по гендерному разрыву [41]. Динамику изменений в последующие годы на основе международных критериев оценки не предоставляется возможным, так как в докладах за 2022 и 2023 гг. данные по России не приведены.

В российском обществе не сложилось единого мнения о том, возможно ли равноправие мужчин и женщин - 42% респондентов утверждают, что равенство прав возможно только в отдельных сферах. По мнению 13% равенство прав в целом невозможно [12]. «Мужчины чаще говорят о наличии у женщин равных с ними прав и возможностей (64% vs 58% среди женщин), и о том, что у женщин больше прав и возможностей, чем у мужчин (17% vs. 7%).

Женщины же, напротив, в два раза чаще говорят о том, что у мужчин в этом вопросе больше привилегий (31% vs 15% среди мужчин)» [27]. Еще до открытого противостояния российской и западной цивилизаций парламентские партии наряду с рядом инициативных групп и их лидеров тормозили принятие законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации» внесенного в российский парламент в начале XXI века, так как это могло нести в себе потенциальные риски традиционным семейным ценностям и др.

Разделяя позицию О.В. Крыштановской, И.А. Лаврова, Н.А. Юшкиной, что «установление нового гендерного баланса пока не стало отчетливым трендом в России» [23, с. 17]. Женщины «в высших стратах российского общества до сих пор играют отчасти декоративную роль» [23, с. 17].

На основе проведенного экспертного опроса (август 2023 г.) среди руководства женских общественных организации и партийного актива парламентских партий на уровне региональных организаций (выборка квотная, 30 экспертов, существенных гендерных различий не установлено) можно выделить проблемное поле, требующее оперативного разрешения с целью выравнивания гендерного дисбаланса в органах государственной власти и управления, а также спрогнозировать дальнейший вектор развития в среднесрочной/долгосрочной перспективах.

Во-первых, разработка органами государственной власти и институтами гражданского общества эффективной системы для равного участия женщин и мужчин в принятии политических решений на всех уровнях власти должна осуществляться на основе профессиональных компетенций.

Во-вторых, расширение участие женщин при обсуждении и принятии законов, нормативно-правовых актов, документов партий будет способствовать установлению реального равноправия и многогранной всесторонней оценки с учетом моделирования возможных потенциальных рисков (информационных, репутационных, экономических и др.).

В-третьих, при подготовке «Лидеров России» (конкурс руководителей нового поколения) и формированию кадрового резерва для органов власти необходимо учитывать, что общество состоит из женщин и мужчин, есть необходимость переосмысления системы подготовки, расширению представительства женщин, что позитивно отразится и на дальнейшем лидерстве женщин в структурах принятия решений и управления, как в органах государственной власти, так и институтах гражданского общества.

Это возможно только при системной работе власти, образовательных организаций, политических партий, женских и иных организаций над повышением политической культуры граждан. В мировоззрении россиян должны

произойти изменения в восприятии гендерной политики, которая учитывает интересы и женщин, и мужчин. Процесс длительный, волнообразный из-за доминирования консерватизма и традиционных ценностей, а также требует консолидации вышеуказанных акторов общественно-политического ландшафта. Повышение политической культуры среди россиян окажет и позитивное влияние на минимизацию феминизации бедности, сокращения разрыва в представительстве женщин и мужчин в федеральных органах государственной власти и многих других.

В некоторых политических партиях, возможно, будут организованы тендерные фракции по аналогии с функционирующей в партии «Яблоко». Политической активности среди женщин, а также формирование женских политических партий, которые смогли бы сохраниться на российском партийном ландшафте, не предвидится в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Большинство женских организацией ограничены в ресурсах и вынуждены обеспечивать интересы правящего политического класса.

В выступлениях Президента РФ с 2014 года в СМИ по частоте употребления доминируют понятия «традиционные ценности», «патриотизм» по отношению к «расширению участия женщин». Объективная действительность такова, что глава государства следует международным рекомендациям и призывает к расширению участия женщин в процессе принятия решений. Однако, на современном этапе развития российской государственности, как правило, ограниченный круг женщин имеет возможность высказывать и аргументировать свою позицию по дальнейшему вектору общественно-политического развития.

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 №4356-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы» определяет основные направления работы. Однако, в условиях цивили-зационного разрыва между ценностями стран Запада и традиционными российскими ценностями формирование гендерного равноправия в Российской Федерации в среднесрочной перспективе маловероятно.

Гендерная политика реализуется в стране в соответствие с федеральными законами и нормативно-правовыми актами. В целом государственную гендерную политику можно определить как патерналистскую. Государство является основным актором в определении гендерной политики в современной России. При этом власть учитывает импульсы от женских общественно-политических организаций, политических партий, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин при Правительстве Российской Федерации. Органы государственной власти всех уровней при принятии решений в области формиро-

вания и реализации гендерной политики исходят из традиций многонационального народа страны, а их действия при принятии решений согласуются со сложившимися традиционными установками патриархального гендерного порядка. Представители власти при реализации гендерной политики и принятии новых законов, нормативно-правовых актов учитывают тот факт, что равноправие между женщинами и мужчинами закреплено на законодательном уроне и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в странах Западной Европы и США благодаря доминированию неолиберальной идеологии среди лиц, находящихся на уровне принятия решений на гендер-ную политику, реализуемую в стране, оказывают существенное влияние многообразные институты гражданского общества.

Литература

1. Айвазова С.Г. Гендер: Граница и/или измерение политического поля. Перечитывая классиков // Политическая наука. 2018. №2. С. 34-52.

2. Айвазова С.Г. Гендерный дискурс в поле консервативной политики // Женщина в российском обществе. 2017. №4(85). С. 3-13.

3. Айвазова С.Г. Гендерный ракурс массовой политики // Женщина в российском обществе. 2016. №1(78). С. 24-34.

4. Арутюнов А.Г., Козлова Н.Н., Солнышков В.С. Особенности избирательных кампаний муниципального уровня в столицах Тверской, Белгородской и Костромской областей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. №4(28). С. 350-357.

5. Арутюнов А.Г., Сковиков А.К. Политическое участие женщин на региональных выборах в Европе // PolitBook. 2022. №2. С. 89-100.

6. Барановский М.В. Гендерный разрыв и доверие: объективные и субъективные показатели социологического анализа // Женщина в российском обществе. 2022. №2. С. 74-86.

7. Беликова М.В., Латинов Г.И. Современная гендерная политика в России и Китае // Народонаселение. 2021. Т. 24. №3. С. 151-161.

8. Бурда М.А., Иванова М.М. Коррупционные риски использования административного ресурса в избирательном процессе: политико-правовой аспект // PolitBook. 2021. №3. С. 18-29.

9. Великая Н.М., Березкина Е.Ю. Особенности женского представительства в законодательных и исполнительных органах власти в Европе: левые против популистов // Гендерное равенство XXI века: глобальные вызовы и локальные ответы. Москва: Изд-во «Ключ-С», 2023. С. 108-119.

10. Воронина О.А. Пост-Пекин: российская гендерная политика в международном контексте // Женщина в российском обществе. 2020. №3. С. 3-15.

11. Гендерная фракция - сведения. URL: https://www.yabloko.ru/content/zhenskaya_fraktsiya_svedeniya?ysclid = lmxseziqp582214 0400 (дата обращения 10.08.2023).

12. Гендерное равенство в России: идеал или ложная цель? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel- (дата обращения 01.08.2023).

13. Гендерный профиль социально-экономических проблем столичного региона / Под ред. д.э.н. М.Э. Баскаковой, д.э.н. И.В. Соболевой. Москва: ООО «Принт», 2019. 290 с.

14. Головинов А.В., Головинова Ю.В. Правовая политика ООН по достижению равенства полов в 2000-х годах // Гражданин и право. 2022. №12. С. 85-89.

15. Гришин О.Е., Гарсон В.М.А., Рахаримбулулунирина С. Гендерная политика в современном мире. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. 96 с.

16. Гужина А.А., Шумилов А.В., Шумилова О.В. Политическое лидерство женщин в странах Северной Европы // PolitBook. 2022. №3. С. 99-128.

17. Гуселетов Б.П. Парламентские выборы в Эстонии: победа либералов и поражение консерваторов // PolitBook. 2023. №3. С. 180-194.

18. Донай Л., Щеглов М.Ю. Дискурсивный имидж современной губернаторской власти Санкт-Петербурга // PolitBook. 2021. №1. С. 81-104.

19. Кельчина Н.В. Гендерная политика в целях развития человеческого капитала // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. №1A. С. 143-150.

20. Козлова Н.Н., Монахова Ю.А. Гендерные аспекты электоральных ориента-ций и образ политика в сознании россиян: региональный аспект // PolitBook. 2022. №4. С. 57-73.

21. Козлова Н.Н., Рассадин С.В. Представленность женщин в органах государственной власти РФ: опыт статистического анализа // PolitBook. 2022. №3. С. 49-75.

22. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения 03.08.2023).

23. Крыштановская О.В., Лавров И.А., Юшкина Н.А. Женщины-ректоры и «стеклянный потолок» // Женщина в российском обществе. 2023. №1. С. 4-19.

24. Кукина У.А. К вопросу о специфике деятельности еврейских женских организаций в современной России // PolitBook. 2022. №3. С. 76-98.

25. Манкошева Ж.К. Анализ гендерной политики в современном мире // Вестник СКУ им. М. Козыбаева. 2023. №1(57). С. 64-68.

26. Михалева Г.М. Гендерное равенство как цель устойчивого развития и ее реализация в России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. №1-3. С. 363-371.

27. Мужчина и женщина: мониторинг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/muzhchina-i-zhenshchina-monitoring (дата обращения 07.08.2023).

28. Нестерчук О.А., Арутюнов А.Г., Тюленева А.М. Региональные избирательные кампании в контексте обеспечения политической стабильности и актуальных практик субъектов РФ // PolitBook. 2021. №1. С. 62-80.

29. Овчарова О.Г., Рябова Т.Б. Гендерные политические исследования // Тенденции и проблемы развития российской политической науки в мировом контексте: традиция, рецепция и новация. Москва: Издательство «Политическая энциклопедия», 2017. С. 239-255.

30. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://unctad.org/system/files/ official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения 01.07.2023).

31. Пустошинская О.С. Множественная гражданственность как производная постсовременности // PolitBook. 2023. №1. С. 87-106.

32. Рябова Т.Б., Рябов О.В. Гендерный образ Европы как фактор массовой мобилизации // Политическая наука. 2014. №4. С. 214-229.

33. Рябова Т.Б., Овчарова О.Г. Гендерная политология в России: достижения, проблемы и перспективы // Женщина в российском обществе. 2016. №1(78). С. 3-23.

34. Савойская С.В. Эволюция научного осознания коммуникативной природы языковой политики // PolitBook. 2017. №2. С. 35-46.

35. Ушакова В.Г., Савин С.Д. Женщины в современной Российской политике и государственном управлении // Женщина в российском обществе. 2023. №1. С. 20-31.

36. Шведова Н.А. Цели устойчивого развития: акцент на женском населении планеты // Женщина в российском обществе. 2023. №2. С. 3-13.

37. Шведова Н.А. Политика администрации Д. Трампа в области здравоохранения и гендер // Россия и Америка в XXI веке. 2019. №2. С. 4.

38. Юкина И.И. Двуликий Янус гендерной политики в России // Женщина в российском обществе. 2011. №3(60). С. 30-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Chubarova T., Grigorieva N. International knowledge transfer and Russian social policy: The case of gender mainstreaming // Global Social Policy. 2021. Vol. 21. №1. P. 96-116.

40. Global Gender Gap Report 2023. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2023.pdf (дата обращения 22.08.2023).

41. Global Gender Gap Report 2021. URL: https://www.developmentaid.org/api/frontend/cms/file/2021/04/WEF_GGGR_2021-1.pdf

( дата обращения 22.08.2023).

42. Human Development Index, HDI 2022. URL: https://worldpopulace.com/human-development-index-hdi-by-country/ (дата обращения 20.07.2023).

43. Klumbys V. Equality just over the horizon: Soviet gender equality in law and policy // Lithuanian Historical Studies. 2020. Vol. 24. №1. P. 148-181.

References

1. Aivazova S.G. Gender: Granitsa i/ili izmerenie politicheskogo polya. Perechityvaya klassikov. Politicheskaya nauka. 2018. №2. S. 34-52.

2. Aivazova S.G. Gendernyi diskurs v pole konservativnoi politiki. Zhenshchina v rossiis-kom obshchestve. 2017. №4(85). S. 3-13.

3. Aivazova S.G. Gendernyi rakurs massovoi politiki. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2016. №1(78). S. 24-34.

4. Arutyunov A.G., Kozlova N.N., Solnyshkov V.S. Osobennosti izbiratel'nykh kampanii munitsipal'nogo urovnya v stolitsakh Tverskoi, Belgorodskoi i Kostromskoi oblastei. Sotsial'nye i gumanitarnye znaniya. 2021. T. 7, №4(28). S. 350-357.

5. Arutyunov A.G., Skovikov A.K. Politicheskoe uchastie zhenshchin na regional'nykh vyborakh v Evrope. PolitBook. 2022. №2. S. 89-100.

6. Baranovskii M.V. Gendernyi razryv i doverie: ob"ektivnye i sub"ektivnye pokazateli sotsiologicheskogo analiza. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2022. №2. S. 74-86.

7. Belikova M.V., Latinov G.I. Sovremennaya gendernaya politika v Rossii i Kitae. Narodonaselenie. 2021. T. 24. №3. S. 151-161.

8. Burda M.A., Ivanova M.M. Korruptsionnye riski ispol'zovaniya administrativnogo resursa v izbiratel'nom protsesse: politiko-pravovoi aspekt. PolitBook. 2021. №3. S. 18-29.

9. Velikaya N.M., Berezkina E.Yu. Osobennosti zhenskogo predstavitel'stva v za-konodatel'nykh i ispolnitel'nykh organakh vlasti v Evrope: levye protiv populistov. Gendernoe ravenstvo XXI veka: global'nye vyzovy i lokal'nye otvety. Moskva: Izd-vo «Klyuch-S», 2023. S. 108-119.

10. Voronina O.A. Post-Pekin: rossiiskaya gendernaya politika v mezhdunarodnom kontekste. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2020. №3. S. 3-15.

11. Gendernaya fraktsiya - svedeniya. URL: https://clck.ru/36Qxi2 (data obrashcheniya 10.08.2023).

12. Gendernoe ravenstvo v Rossii: ideal ili lozhnaya tsel'? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/gendernoe-ravenstvo-v-rossii-ideal-ili-lozhnaya-czel- (data obrashcheniya 01.08.2023).

13. Gendernyi profil' sotsial'no-ekonomicheskikh problem stolichnogo regiona / Pod red. d.e.n. M.E. Baskakovoi, d.e.n. I.V. Sobolevoi. Moskva: OOO «Print», 2019. 290 s.

14. Golovinov A.V., Golovinova Yu.V. Pravovaya politika OON po dostizheniyu ravenstva polov v 2000-kh godakh. Grazhdanin i pravo. 2022. №12. S. 85-89.

15. Grishin O.E., Garson V.M.A., Rakharimbululunirina S. Gendernaya politika v sov-remennom mire. Moskva: Rossiiskii universitet druzhby narodov (RUDN), 2021. 96 s.

16. Guzhina A.A., Shumilov A.V., Shumilova O.V. Politicheskoe liderstvo zhenshchin v stranakh Severnoi Evropy. PolitBook. 2022. №3. S. 99-128.

17. Guseletov B.P. Parlamentskie vybory v Estonii: pobeda liberalov i porazhenie kon-servatorov. PolitBook. 2023. №3. S. 180-194.

18. Donai L., Shcheglov M.Yu. Diskursivnyi imidzh sovremennoi gubernatorskoi vlasti Sankt-Peterburga. PolitBook. 2021. №1. S. 81-104.

19. Kel'china N.V. Gendernaya politika v tselyakh razvitiya chelovecheskogo kapitala. Teorii i problemy politicheskikh issledovanii. 2019. T. 8. №1A. S. 143-150.

20. Kozlova N.N., Monakhova Yu.A. Gendernye aspekty elektoral'nykh orientatsii i obraz politika v soznanii rossiyan: regional'nyi aspekt. PolitBook. 2022. №4. S. 57-73.

21. Kozlova N.N., Rassadin S.V. Predstavlennost' zhenshchin v organakh gosudarstven-noi vlasti RF: opyt statisticheskogo analiza. PolitBook. 2022. №3. S. 49-75.

22. Konventsiya o likvidatsii vsekh form diskriminatsii v otnoshenii zhenshchin. URL: https://clck.ru/36QxhC (data obra-shcheniya 03.08.2023).

23. Kryshtanovskaya O.V., Lavrov I.A., Yushkina N.A. Zhenshchiny-rektory i «steklyannyi potolok». Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2023. №1. S. 4-19.

24. Kukina U.A. K voprosu o spetsifike deyatel'nosti evreiskikh zhenskikh organizatsii v sovremennoi Rossii. PolitBook. 2022. №3. S. 76-98.

25. Mankosheva Zh.K. Analiz gendernoi politiki v sovremennom mire. Vestnik SKU im. M. Kozybaeva. 2023. №1(57). S. 64-68.

26. Mikhaleva G.M. Gendernoe ravenstvo kak tsel' ustoichivogo razvitiya i ee realizatsi-ya v Rossii. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2022. №1-3. S. 363-371.

27. Muzhchina i zhenshchina: monitoring. URL: https://clck.ru/36QxgL (data obrash-cheniya 07.08.2023).

28. Nesterchuk O.A., Arutyunov A.G., Tyuleneva A.M. Regional'nye izbiratel'nye kampa-nii v kontekste obespecheniya politicheskoi stabil'nosti i aktual'nykh praktik sub"ektov RF. PolitBook. 2021. №1. S. 62-80.

29. Ovcharova O.G., Ryabova T.B. Gendernye politicheskie issledovaniya. Tendentsii i problemy razvitiya rossiiskoi politicheskoi nauki v mirovom kontekste: traditsiya, retseptsiya i novatsiya. Moskva: Izdatel'stvo «Politicheskaya entsiklopediya», 2017. S. 239-255.

30. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoichivogo razvitiya na period do 2030 goda. URL: https://clck.ru/36QxfT (data obrashcheniya 01.07.2023).

31. Pustoshinskaya O.S. Mnozhestvennaya grazhdanstvennost' kak proizvodnaya postsovremennosti. PolitBook. 2023. №1. S. 87-106.

32. Ryabova T.B., Ryabov O.V. Gendernyi obraz Evropy kak faktor massovoi mobili-zatsii. Politicheskaya nauka. 2014. №4. S. 214-229.

33. Ryabova T.B., Ovcharova O.G. Gendernaya politologiya v Rossii: dostizheniya, problemy i perspektivy. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2016. №1(78). S. 3-23.

34. Savoiskaya S.V. Evolyutsiya nauchnogo osoznaniya kommunikativnoi prirody yazy-kovoi politiki. PolitBook. 2017. №2. S. 35-46.

35. Ushakova V.G., Savin S.D. Zhenshchiny v sovremennoi Rossiiskoi politike i gosudar-stvennom upravlenii. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2023. №1. S. 20-31.

36. Shvedova N.A. Tseli ustoichivogo razvitiya: aktsent na zhenskom naselenii planety. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2023. №2. S. 3-13.

37. Shvedova N.A. Politika administratsii D. Trampa v oblasti zdravookhraneniya i gender. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. №2. S. 4.

38. Yukina I.I. Dvulikii Yanus gendernoi politiki v Rossii. Zhenshchina v rossiiskom ob-shchestve. 2011. №3(60). S. 30-38.

39. Chubarova T., Grigorieva N. International knowledge transfer and Russian social policy: The case of gender mainstreaming. Global Social Policy. 2021. Vol. 21. №1. P. 96-116.

40. Global Gender Gap Report 2023. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2023.pdf (data obrashcheniya 22.08.2023).

41. Global Gender Gap Report 2021. URL: https://clck.ru/36QxeV (data obrashcheniya 22.08.2023).

42. Human Development Index, HDI 2022. URL: https://worldpopulace.com/human-development-index-hdi-by-country/ (data obrashcheniya 20.07.2023).

43. Klumbys V. Equality just over the horizon: Soviet gender equality in law and policy. Lithuanian Historical Studies. 2020. Vol. 24. №1. P. 148-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.