Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
гендерная политика / равноправие / общественно-политическая жизнь / власть / женщина / представительство / участие / регион. / gender policy / equality / social and political life / power / woman / representation / participation / region.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулейманова Рима Нугамановна

В статье рассматривается проблема, которая и сегодня сохранила не только научную, но и общественную актуальность – равноправие женщин во всех сферах жизнедеятельности, реализация равных прав и возможностей женщин и мужчин в общественно-политической жизни, в органах власти, осуществление государством принятых мер по созданию достаточных условий для участия женщин в политических событиях, представительстве «во власти» на разных уровнях. Целью статьи является на примере одного из регионов России – Республики Башкортостан, проведение анализа этой проблемы, выявления реального состояния женского фактора в политической жизни. Обращаясь к региональной действительности, показаны итоги достигнутого женщинами равноправия на основе их представительства во властных структурах разного уровня, органах законодательной и исполнительной власти, партиях, общественных движениях, в частности, женском, имеющиеся трудности и проблемы. Уделено внимание политике местных органов власти в отношении участия женщин в общественно-политической жизни в республике, в происходящих событиях, в деятельности партий и движений, созданию ими необходимых условий в достижении равноправия с мужчинами, принятию соответствующих мер по подготовке кадров и представительству женщин в органах власти разного уровня, состоянию взаимоотношений власти и женского социума, в частности его активной части, и пр. Аргументирована позиция о необходимости дальнейшей работы по достижению фактического равноправия женщин с мужчинами, не только де-юре, но и де-факто. Органам государственной власти совместно с институтами гражданского общества необходимо достичь компромисса в формировании гендерной политики современной России и принять незамедлительно эффективные решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER EQUALITY IN RUSSIA IN THE REGIONAL DIMENSION: ANALYTICAL REVIEW

The article examines a problem that today has retained not only scientific but also social relevance the equality of women in all spheres of life, the implementation of equal rights and opportunities for women and men in social and political life, in government bodies, the implementation by the state of measures taken to create sufficient conditions for women’s participation in political events, representation “in power” at different levels. The purpose of the article is, using the example of one of the regions of Russia the Republic of Bashkortostan, to analyze this urgent problem, to identify the real state of the female factor in political life. Turning to regional reality, the results of equality achieved by women will be shown based on their representation in power structures at various levels, legislative and executive authorities, parties, social movements, in particular women, as well as existing difficulties and problems. Attention will be paid to the policies of local authorities regarding the participation of women in social and political life in the republic, in ongoing events, in the activities of parties and movements, creating the necessary conditions for them to achieve equality with men, taking appropriate measures for training and representation of women in bodies authorities at various levels, the state of relations between the authorities and women's society, in particular its active part, and so on. The position is argued about the need for further work to achieve the actual equality of women with men, not only de jure, but also de facto. Public authorities, together with civil society institutions, need to reach a compromise in the formation of the gender policy of modern Russia and make immediately effective decisions.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Р.Н. Сулейманова

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В РОССИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация

В статье рассматривается проблема, которая и сегодня сохранила не только научную, но и общественную актуальность - равноправие женщин во всех сферах жизнедеятельности, реализация равных прав и возможностей женщин и мужчин в общественно-политической жизни, в органах власти, осуществление государством принятых мер по созданию достаточных условий для участия женщин в политических событиях, представительстве «во власти» на разных уровнях. Целью статьи является на примере одного из регионов России -Республики Башкортостан, проведение анализа этой проблемы, выявления реального состояния женского фактора в политической жизни. Обращаясь к региональной действительности, показаны итоги достигнутого женщинами равноправия на основе их представительства во властных структурах разного уровня, органах законодательной и исполнительной власти, партиях, общественных движениях, в частности, женском, имеющиеся трудности и проблемы. Уделено внимание политике местных органов власти в отношении участия женщин в общественно-политической жизни в республике, в происходящих событиях, в деятельности партий и движений, созданию ими необходимых условий в достижении равноправия с мужчинами, принятию соответствующих мер по подготовке кадров и представительству женщин в органах власти разного уровня, состоянию взаимоотношений власти и женского социума, в частности его активной части, и пр. Аргументирована позиция о необходимости дальнейшей работы по достижению фактического равноправия женщин с мужчинами, не

R. Suleimanova

GENDER EQUALITY IN RUSSIA IN THE REGIONAL DIMENSION: ANALYTICAL REVIEW

Abstract

The article examines a problem that today has retained not only scientific but also social relevance - the equality of women in all spheres of life, the implementation of equal rights and opportunities for women and men in social and political life, in government bodies, the implementation by the state of measures taken to create sufficient conditions for women's participation in political events, representation "in power" at different levels. The purpose of the article is, using the example of one of the regions of Russia - the Republic of Bashkortostan, to analyze this urgent problem, to identify the real state of the female factor in political life. Turning to regional reality, the results of equality achieved by women will be shown based on their representation in power structures at various levels, legislative and executive authorities, parties, social movements, in particular women, as well as existing difficulties and problems. Attention will be paid to the policies of local authorities regarding the participation of women in social and political life in the republic, in ongoing events, in the activities of parties and movements, creating the necessary conditions for them to achieve equality with men, taking appropriate measures for training and representation of women in bodies authorities at various levels, the state of relations between the authorities and women's society, in particular its active part, and so on. The position is argued about the need for further work to achieve the actual equality of women with men, not only de jure, but also de facto. Public authorities, together with civil society institutions, need to reach a compromise in the formation of the gender

только де-юре, но и де-факто. Органам policy of modern Russia and make imme-государственной власти совместно с diately effective decisions. институтами гражданского общества необходимо достичь компромисса в формировании гендерной политики современной России и принять незамедлительно эффективные решения.

Ключевые слова: Key words:

гендерная политика, равноправие, обще- gender policy, equality, social and political ственно-политическая жизнь, власть, жен- life, power, woman, representation, partici-щина, представительство, участие, регион. pation, region.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-111-120

Статья подготовлена в рамках выполнения Госзадания УФИЦ РАН.

В современную общественно-политическую жизнь России и регионов происходящие события вносят серьезные коррективы, в частности, в функционирование органов власти, в деятельность партий, политических движений и общественных организаций [1; 2; 10; 17; 22]. Они создают благоприятные условия для объединения усилий женского социума, возникновения новых форм его самоорганизации, что позволяет активным участием в общественной жизни продолжать добиваться не просто формально-юридического, а реального гендерного равенства, в том числе в политической сфере, наравне с мужчинами допущения в органы власти для защиты ими интересов женщин [11; 12; 13; 14; 16; 23]. В общественно-политической жизни страны женский фактор продолжает играть немаловажную роль. Женщины более активно участвуют в политических событиях и экономической жизни, представлены в органах власти на разных уровнях, в том числе на высших. При этом учитывают и современные позитивные тренды в зарубежных странах [3; 4; 5]. Безусловно, возвышение женского фактора в ранг государственной политики - факт сам по себе значительный, но окончательно не утвердившийся. На это обращает внимание в своих исследованиях О.А. Хасбулатова. Рассмотрев советский опыт участия женщин в сфере политики и государственного управления, она приходит к выводу, что их духовный потенциал, образованность, инициативность, работоспособность оказались наименее востребованными [25, с. 414]. Устоявшаяся классическая традиция в подходах к женскому вопросу, который считался решенным в советской стране, а равноправие мужчин и женщин достигнутым, нуждалась в кардинальном пересмотре. Ведь реалии жизни показывали совершенно иную действительность. Это особенно проявлялось в регионах с достаточно устой-

чивыми этноконфессиональными и культурными традициями, когда женщина и женское начало никогда не стояли на равных с ценностями мужского мира. В публикациях стали открыто звучать мнения о нерешенности женского вопроса, формальности в достижении равноправия женщин с мужчинами, создании им равных возможностей в развитии и самореализации в общественно-полезной деятельности [6].

Нужно заметить, что эти процессы и явления характеризуют общественно-политическую жизнь Республики Башкортостан, одного из регионов России, начиная с постперестроечного периода. С провозглашением в октябре 1990 года «Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики» в ее истории наступает новый этап развития. Была принята Конституция. Значительным изменениям подвергаются структуры власти, начинается формирование многопартийной системы, заметней становится деятельность общественных объединений и национальных движений [9, с. 195]. В общественно-политической жизни суверенной республики наблюдается активизация женского фактора. Наряду с действовавшими объединениями, возникают новые, как клубы, союзы, общества, ассоциации, кружки и даже партия и пр., различавшиеся по профессиональным, национальным и еще ряду признаков [7, с. 239, 242]. Это указывало на начавшиеся серьезные перемены в женском движении, в самом женском социуме, но прежде всего, в политике властей в отношении женского вопроса. Этому также способствовало принятие мер на государственном уровне по улучшению положению женщины, ребенка и семьи. Происходившие в республике политические, социально-экономические и демографические процессы, безусловно, оказывали определенное влияние на правовой статус и социальную активность женщин. Возрастало их участие в общественных мероприятиях и политических кампаниях. Как отмечали аналитики, в поведении женщин стали наблюдаться довольно положительные изменения, в частности способность самостоятельно принимать решения, отстаивать свое мнение, защищать собственную независимость и достоинство и пр. Так, в газетах последовала серия статей, авторами которых выступали сами женщины, на темы, как «Органы власти без женщин?», «Равенства не дождемся?», «Нужны ли нам женсоветы?». Тем самым, активная часть женского населения пыталась через печать обратить внимание, прежде всего, местных органов на имевшиеся проблемы: низкий правовой статус, недостаточность использования во власти, отсутствие условий и возможностей для уча-

стия в политике, слабость самих организаций и пр. В феврале 1997 года на встрече женщин-депутатов республики было заявлено, что состояние участия женщин в органах государственной власти и местного самоуправления неудовлетворительное [20]. На нем было выработано следующее обращение к руководителям органов государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям и политическим партиям: «... обеспечить выполнение указа Президента Российской Федерации «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 30 июня 1996 года, ориентируясь на рекомендации ООН о представительстве женщин на руководящих постах не менее 30%. Проводить активную политику по выдвижению женщин на руководящие посты в органы государственной и местной власти и привлечению их к участию во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни в качестве равноправных партнеров». Все это показывало, что одна из больших социально-демографических групп населения, определявшая в значительной мере трудовой и интеллектуальный потенциал республики, заявляет о себе и праве участия в общественно-политической жизни.

Рассмотрим осуществление гендерной политики в республике, проанализируем участие женщин в политической жизни, в принятии ответственных и важных решений, особенно касающихся их интересов, представительство во властных структурах, в сравнении с опытом недавнего прошлого.

В современный период в республике в использовании женского потенциала во властных органах разного уровня произошли определенные изменения. В органах представительной власти это демонстрируют итоги выборов. На прошедших в сентябре 2023 года выборах в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан седьмого созыва среди народных избранников оказалось 15 женщин, что составило не более 10% от общего числа [15]. Приведенные количественные сведения отразили незначительное увеличение женской прослойки в депутатском корпусе, в сравнении с итогами прошлых выборов. Так, два десятилетия тому назад, в марте 2003 года на выборах в парламент республики было избрано 7 женщин, или около 6%. Эти итоги явились поводом для женского актива, в основном депутатов, представительниц женских обществ и др., проведения серьезного обсуждения на круглом столе. На нем принимается решение о создании единого координационного центра и рабочей группы из женщин-депутатов, целью которого должно стать кардинальное изменение сложившейся ситуации и

организации подготовки женщин к политической деятельности. Однако оно остается лишь инициативой на бумаге, не получившей практического осуществления, что показали итоги следующих выборов в парламент, состоявшихся в 2008 году. Тогда всего лишь 6 женщин получили депутатские мандаты [21, с. 7]. А ведь в недавнем прошлом доля женщин в общем числе депутатов в Верховном Совете Башкирской АССР варьировалась от 30 до 40%, тогда как современные показатели не доходят и до 10%. Конечно, в условиях жесткой конкуренции при проведении предвыборной кампании женщины оказались на равных с мужчинами. А последние в основном занимают руководящие посты, в их руках все ресурсы и возможности, что и создает для женщин крайне невыгодные условия в попытках одержать победу в выборах и сделать политическую карьеру. Показательно представительство женщин в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Башкортостан. В восьмом созыве в Думу прошли от республики 5 женщин и то по партийному списку, а в недалеком прошлом среди избранников от республики их вовсе не было в высшем представительном и законодательном органе страны [18]. При кажущихся благополучных итогах можно сделать вывод, что они являются реальным показателем фиктивности провозглашенного равноправия женщин в общественно-политической жизни.

В органах исполнительной власти, местного самоуправления, в министерствах, правительстве и других государственных структурах в использовании женских кадров прослеживается позитивная тенденция, в сравнении с началом 2000-х гг. Возросло в них число женщин, занимавших должности руководителей, тогда как раньше их либо не было, либо было очень мало. Так, им не доверяли даже города и районы. Сегодня мы видим в этих органах власти женщин, занимающих высокие посты, в числе заместителей премьер-министра (одна), министров (5), в основном курирующих социальную, культурную и экономическую сферы, руководителей ведомств и учреждений. И все равно они составляют единицы в сравнении с мужским представительством в этой сфере. Впервые женщинам доверили возглавить два района, которых в республике 54, и один город из 21 [8]. Однако их нет во главе партий, кроме рядового членства, общественных движений, исключением выступают женские организации. Надо признать, что потенциал этой «большой общественной силы» в политике и власти представлен весьма в скромных размерах и практически не используется в полную силу. Это вновь и вновь показывает, что женщины остаются в положении фактически вытес-

ненных из активной политической жизни, отчужденных от участия в разработке и принятии государственных решений, которые важны, в первую очередь, для них самих. Исходя из официальных сведений и статистики, можно заметить, что женщинам в органах власти разного уровня в основном отводятся должности в лучшем случае второго, а, как правило, третьего плана, далекие от непосредственного участия в политике и связанные традиционно с исполнительскими и техническими функциями.

Говоря о женском факторе в общественно-политической жизни Республики Башкортостан, нельзя не сказать о женских организациях, в том числе о женских советах, история которых свое начало берет с образования автономной Башкирской республики в 1919 году. В постперестроечный период эти органы также претерпели серьезные перемены в деятельности, в проведении работы среди женского сообщества. Однако, как показало время, каких-либо особых перемен в направленности работы, тем более политической, ее результативности в деятельности у них нет. Они не стали самостоятельной силой в общественно-политической жизни республики. Начавшееся в 1990-х гг. оживление их деятельности в основном ограничилось организационным оформлением и впоследствии свелось к проведению в основном мероприятий культурно-просветительного характера. Формальное членство в организациях единичных представительниц женщин из «власти» лишь создает видимость некоего взаимодействия с ней. Их разобщенность при проведении мероприятий и акций, недостаточная поддержка со стороны органов власти, упущения и недостатки в решении многих важных для женщин проблем оказали немаловажное влияние на отход последних от общественной работы, нежелание принимать в ней участие и вообще стремиться «во власть».

В апреле 2013 года в Уфе прошел форум женщин Республики Башкортостан, целью которого являлось обсуждение важной проблемы расширения сферы реализации женщин. В центре внимания участниц стояли следующие вопросы: «Мы должны задавать повестку», «8 марта надо анализировать проблемы женщин», «Нет» - феминизму, «да» - гармонии» и еще целый ряд. Особое место в повестке занимал вопрос «Женщины хотят в политику». Выступая на нем, руководитель Совета по консолидации женского движения России Н. Дмитриева, заявила: «Сегодня женщина - это не объект, к которому применяют некие решения, программы. Мы можем не только выполнять, но и задавать повестку дня. ... Надо признать, что сегодня государство стоит на

одной «мужской» ноге, в политике у женщины есть «потолок», например на муниципальном уровне много женщин, а на республиканском мужчины начинают работать локтями. Мы не призываем поменять ногу. Давайте встанем на обе ноги. Нам нужно присутствие женщин на уровне принятия решений» [24].

В использовании женского потенциала в республике сохраняется неизменность, что подтверждают официальные сведения и реалии жизни. В общественном сознании прочны позиции традиционной установки, по мнению исследователей, согласно которой государственная политика, сфера управления - это прерогатива мужчин, женский удел - работа, семья, дети, домашнее хозяйство [26, с. 3]. Как показывают результаты массовых опросов, проводимых среди женщин, они свыклись со своими ролями в обществе и семье. Более того, на это настраивают их и оказавшиеся во властных структурах женщины. Так, глава комиссии по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства в парламенте республики С. Еникеева откровенно пропагандировала, что главные проблемы женщины - это ребенок, семья, женщина (здесь, как врач по профессии, она имела в виду ее здоровье) [19]. Немаловажную роль играют устоявшиеся в общественном сознании стереотипы, прежде всего, в мужском, в котором и сегодня статус женщины низкий. В подтверждение можно привести впечатления о начале работы в республиканском парламенте женщины депутата, занимавшую в нем довольно высокую должность: «в первое время мне, достаточно трудно было: большинство депутатов прошли школу партийной и советской работы, мне довольно часто казалось, что мы говорим на разных языках» [18]. Это указывает на сохранившийся до сих пор традиционный взгляд на способности женщин заниматься политической деятельностью, что мол «право-то вы имеете, только вряд ли сможете».

Таким образом, проведенный обзор реальных итогов гендерного равенства в одном из регионов России - Республики Башкортостан, в участии женщин в политической жизни и допущения «во власть» разного уровня позволил прийти к следующему выводу. В современной общественно-политической жизни республики женский фактор, проблемы женского равноправия продолжают сохранять свою актуальность. Итоги гендерного равенства «во власти» свидетельствуют не только о недостаточном использовании женского потенциала в политике и государственном управлении, но и о прочности позиции мужчин, что показывает устойчивость гендерной асимметрии, устоявшиеся в общественном сознании традиционные стереотипы в

отношении женщин и патриархальную политическую культуру. Женщинам республики, «большой общественной силе», еще в начале демократических преобразований 1990-х годов заявивших о своем праве быть участницей происходивших поворотных событий и процессов, вновь было отказано. Они оказались фактически вне активной политической жизни, лишены права принимать полноценное участие в разработке и принятии жизненно важных и необходимых, прежде всего, для них и в их интересах, государственных решений. И сегодня имеют ограниченные возможности для реализации своего потенциала. По сути, государство не выполнило полностью принятых мер для реализации равных прав и возможностей женщин и мужчин в общественно-политической жизни, в управлении, по созданию достаточных условий для участия женщин в политических событиях, представительстве «во власти» на разных уровнях. Безусловно, не признавать достижений в решении женского вопроса, активизации участия женщин в общественно-политической и социально-экономической жизни нельзя. В то же время имеющиеся проблемы в достижении фактического равноправия женщин с мужчинами, не только де-юре, но и де-факто указывают на свою острую общественную актуальность, требующую принятия незамедлительных решений и их реального осуществления.

Литература

1. Авцинова Г.И., Воронина Е.Ю. Трансформация ценностей в глобальном мире в эпоху цифровизации // PolitBook. 2023. №1. С. 46-57.

2. Арутюнов А.Г., Сизов В.О. Исследование муниципальных выборов в рамках дихотомий: столица субъекта - провинциальные районы и московские эксперты -местные эксперты // PolitBook. 2021. №4. С. 125-139.

3. Арутюнов А.Г., Сковиков А.К. Политическое участие женщин на региональных выборах в Европе // PolitBook. 2022. №2. С. 89-100.

4. Гришин О.Е., Гарсон В.М.А., Рахаримбулулунирина С. Гендерная политика в современном мире. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. 96 с.

5. Гужина А.А., Шумилов А.В., Шумилова О.В. Политическое лидерство женщин в странах Северной Европы // PolitBook. 2022. №3. С. 99-128.

6. Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. Сборник статей / Отв. ред. Т.А. Мельникова. Москва: АОН при ЦК КПСС, 1991. 185 с.

7. Женское движение в Башкортостане. 1941-2000. Сборник документов и материалов / Отв. ред. Р.Н. Сулейманова. Уфа: Гилем, 2009. 304 с.

8. Иванова К. Женщины во власти // Республика Башкортостан. 2023. 8 марта.

9. История Башкортостана. 1917 - 1990-е годы: в 2-х т. / Отв. ред. Р.Н. Сулейманова. Т. 2: 1945-1990. Уфа: Гилем, 2005. 313 с.

10. Каминченко Д.И. Политический Instagram: анализ содержания имиджа регионального лидера в политико-коммуникативном поле популярной интернет-платформы // PolitBook. 2021. №2. С. 74-96.

11. Козлова Н.Н., Монахова Ю.А. Гендерные аспекты электоральных ориента-ций и образ политика в сознании россиян: региональный аспект // PolitBook. 2022. №4. С. 57-73.

12. Козлова Н.Н., Скаковская Л.Н., Рассадин С.В. Молодежный сегмент депутатского корпуса региональных легислатур РФ: социально-профессиональные характеристики, источники рекрутирования, карьерные траектории // Полис. Политические исследования. 2023. №1. С. 114-129.

13. Козлова Н.Н., Рассадин С.В. Представленность женщин в органах государственной власти РФ: опыт статистического анализа // PolitBook. 2022. №3. С. 49-75.

14. Кукина У.А. К вопросу о специфике деятельности еврейских женских организаций в современной России // PolitBook. 2022. №3. С. 76-98.

15. Леонтьев В. Вертикаль доверия // Республика Башкортостан. 2023. 12 сент.

16. Михалева Г.М. Гендерное равенство как цель устойчивого развития и ее реализация в России // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. №1-3. С. 363-371.

17. Попова О.В. Факторы влиятельности региональной политической элиты в современной России: пример Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2022. Т. 24. №4. С. 795-826.

18. Предварительные итоги // Республика Башкортостан. 2021. 21 сент.

19. Ребенок, женщина, семья - главные проблемы жизни // Известия Башкирии. 1991. 6 апр.

20. Республиканская встреча женщин-депутатов // Советская Башкирия. 1997. 27 февраля.

21. Роль женщин - депутатов в социально-духовном развитии Башкортостана. Уфа: Вилли Окслер, 2006. 88 с.

22. Тимошенко В.И. Характер и своеобразие партийной системы современной России // PolitBook. 2022. №4. С. 98-107.

23. Ушакова В.Г., Савин С.Д. Женщины в современной Российской политике и государственном управлении // Женщина в российском обществе. 2023. №1. С. 20-31.

24. Форум женщин Башкирии // Республика Башкортостан. 2013. 18 апр.

25. Хасбулатова О.А. Обзор опыта советской государственной политики в отношении женщин // Гендерная реконструкция политических систем. СПб.: ИСПГ-Алетейя, 2003. С. 397-422.

26. Хасбулатова О.А., Смирнова И.Н. Эволюция женского вопроса в российском обществе (1900-2020) // Женщина в российском обществе. 2022. №1. С. 3-21.

References

1. Avtsinova G.I., Voronina E.Yu. Transformatsiya tsennostei v global'nom mire v epokhu tsifrovizatsii. PolitBook. 2023. №1. S. 46-57.

2. Arutyunov A.G., Sizov V.O. Issledovanie munitsipal'nykh vyborov v ramkakh dikhotomii: stolitsa sub"ekta - provintsial'nye raiony i moskovskie eksperty - mestnye eksperty. PolitBook. 2021. №4. S. 125-139.

3. Arutyunov A.G., Skovikov A.K. Politicheskoe uchastie zhenshchin na regional'nykh vyborakh v Evrope. PolitBook. 2022. №2. S. 89-100.

4. Grishin O.E., Garson V.M.A., Rakharimbululunirina S. Gendernaya politika v sov-remennom mire. Moskva: Rossiiskii universitet druzhby narodov (RUDN), 2021. 96 s.

5. Guzhina A.A., Shumilov A.V., Shumilov O.V. Politicheskoe liderstvo zhenshchin v stranakh Severnoi Evropy. PolitBook. 2022. №3. S. 99-128.

6. Zhenskii vopros: tochki zreniya i podkhody k novomu osmysleniyu. Sbornik statei / Otv. red. T.A. Mel'nikova. Moskva: AON pri TsK KPSS, 1991. 185 s.

7. Zhenskoe dvizhenie v Bashkortostane. 1941-2000. Sbornik dokumentov i materialov / Otv. red. R.N. Suleimanova. Ufa: Gilem, 2009. 304 s.

8. Ivanova K. Zhenshchiny vo vlasti. Respublika Bashkortostan. 2023. 8 marta.

9. Istoriya Bashkortostana. 1917 - 1990-e gody: v 2-kh t. / Otv. red. R.N. Suleimanova. T. 2: 1945-1990. Ufa: Gilem, 2005. 313 s.

10. Kaminchenko D.I. Politicheskii Instagram: analiz soderzhaniya imidzha regional'nogo lidera v politiko-kommunikativnom pole populyarnoi internet-platformy. PolitBook. 2021. №2. S. 74-96.

11. Kozlova N.N., Monakhova Yu.A. Gendernye aspekty elektoral'nykh orientatsii i obraz politika v soznanii rossiyan: regional'nyi aspekt. PolitBook. 2022. №4. S. 57-73.

12. Kozlova N.N., Skakovskaya L.N., Rassadin S.V. Molodezhnyi segment deputatskogo korpusa regional'nykh legislatur RF: sotsial'no-professional'nye kharakteristiki, istochniki rekrutirovaniya, kar'ernye traektorii. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2023. №1. S. 114-129.

13. Kozlova N.N., Rassadin S.V. Predstavlennost' zhenshchin v organakh gosudarstven-noi vlasti RF: opyt statisticheskogo analiza. PolitBook. 2022. №3. S. 49-75.

14. Kukina U.A. K voprosu o spetsifike deyatel'nosti evreiskikh zhenskikh organizatsii v sovremennoi Rossii. PolitBook. 2022. №3. S. 76-98.

15. Leont'ev V. Vertikal' doveriya. Respublika Bashkortostan. 2023. 12 sent.

16. Mikhaleva G.M. Gendernoe ravenstvo kak tsel' ustoichivogo razvitiya i ee realizatsiya v Rossii. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2022. №1-3. S. 363-371.

17. Popova O.V. Faktory vliyatel'nosti regional'noi politicheskoi elity v sovremennoi Ros-sii: primer Sankt-Peterburga i Leningradskoi oblasti. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2022. T. 24. №4. S. 795-826.

18. Predvaritel'nye itogi. Respublika Bashkortostan. 2021. 21 sent.

19. Rebenok, zhenshchina, sem'ya - glavnye problemy zhizni. Izvestiya Bashkirii. 1991. 6 aprelya.

20. Respublikanskaya vstrecha zhenshchin-deputatov. Sovetskaya Bashkiriya. 1997. 27 fevralya.

21. Rol' zhenshchin - deputatov v sotsial'no-dukhovnom razvitii Bashkortostana. Ufa: Villi Oksler, 2006. 88 s.

22. Timoshenko V.I. Kharakter i svoeobrazie partiinoi sistemy sovremennoi Rossii. PolitBook. 2022. №4. S. 98-107.

23. Ushakova V.G., Savin S.D. Zhenshchiny v sovremennoi Rossiiskoi politike i gosudar-stvennom upravlenii. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2023. №1. S. 20-31.

24. Forum zhenshchin Bashkirii. Respublika Bashkortostan. 2013. 18 aprelya.

25. Khasbulatova O.A. Obzor opyta sovetskoi gosudarstvennoi politiki v otnoshenii zhenshchin. Gendernaya rekonstruktsiya politicheskikh sistem. SPb.: ISPG-Aleteiya, 2003. S. 397-422.

26. Khasbulatova O.A., Smirnova I.N. Evolyutsiya zhenskogo voprosa v rossiiskom ob-shchestve (1900-2020). Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2022. №1. S. 3-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.