Научная статья на тему 'РОЛЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

РОЛЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
Республика Беларусь / парламентаризм / гендерное равенство / права женщин / парламент / гражданское общество / политические партии / профсоюзы / молодежный парламентаризм. / Republic of Belarus / parliamentarism / gender equality / women's rights / parliament / civil society / political parties / trade unions / youth parliamentarism.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абраменко Елена Геннадьевна

Политико-правовой институт парламентаризма обладает потенциалом как в защите прав и интересов женщин, так и в их продвижении в систему управления. Ключевым элементом парламентаризма является парламент, который как орган законодательной власти обладает возможностью принимать законы, касающиеся вопросов внутренней и внешней политики, а также, он как орган представительной власти может содействовать как увеличению представленности женщин, так и активизации их законотворческой деятельности. В период с 2000 г. по 2019 г. количество женщин парламентариев увеличилось с 10,9% до 40%, количество женщин-руководителей постоянных комиссий с 2 в 2012 г. до 4 в 2019 г. Особенностью политико-правового института парламентаризма в Республике Беларусь является наличие в политической системе высшего представительного органа – Всебелорусского народного собрания, наделенного полномочиями в сфере определения стратегических направлений развития общества и государства. Существование и нормальное функционирование института парламентаризма невозможно без гражданского общества с разветвленной структурой инициативных групп. Наиболее значимыми общественными объединениями в Республике Беларусь являются профсоюзы, которые имеют право на участие в разработке и реализации социально-экономической политики государства, а также возможности продвижения женщин в руководство. Одним из институтов гражданского общества, содействующих активному участию женщин в управлении государством является «Белорусский союз женщин». Автор обращает внимание на то, что потенциалом в продвижении идей гендерного равенства обладает молодежный парламент. В целом, перспективными направлениями повышения роли парламентаризма в защите прав и интересов женщин, достижении гендерного равенства, исходя из белорусских традиций видится усиление сотрудничества Парламента с профсоюзами, Белорусским союзом женщин через создание консультативных групп и учет гендерной проблематики при принятии законопроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARLIAMENTARISM IN PROTECTING WOMEN'S RIGHTS AND INTERESTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The political-legal institution of parliamentarism has the potential to both protect women's rights and interests and promote their advancement in governance. A key element of parliamentarism is parliament, which, as a legislative body, has the capacity to pass laws on domestic and foreign policy issues, and, as a representative body, can help both increase women's representation and women's legislative activity. In the period from 2000 to 2019, the number of women parliamentarians increased from 10, 9% to 40%, the number of women heads of standing commissions from 2 in 2012 to 4 in 2019. The peculiarity of the political and legal institution of parliamentarism in the Republic of Belarus is the presence in the political system of the supreme representative body the All-Belarusian People's Assembly, empowered to determine the strategic directions of development of society and the state. The existence and normal functioning of the institution of parliamentarism is impossible without a civil society with an extensive structure of initiative groups. The most significant public associations in the Republic of Belarus are trade unions, which have the right to participate in the development and implementation of the social and economic policy of the state, as well as opportunities for promoting women's leadership. One of the civil society institutions promoting active participation of women in state governance is the "Belarusian Women's Union".The author draws attention to the fact that the youth parliament has the potential to promote ideas of gender equality.In general, we see promising directions for increasing the role of parliamentarism in protecting women's rights and interests and achieving gender equality, based on Belarusian traditions, in strengthening cooperation between the Parliament and trade unions and the Belarusian Women's Union through the creation of advisory groups and taking gender issues into account when adopting draft laws.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ТЕМА НОМЕРА

Е.Г. Абраменко РОЛЬ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация

Политико-правовой институт парламентаризма обладает потенциалом как в защите прав и интересов женщин, так и в их продвижении в систему управления. Ключевым элементом парламентаризма является парламент, который как орган законодательной власти обладает возможностью принимать законы, касающиеся вопросов внутренней и внешней политики, а также, он как орган представительной власти может содействовать как увеличению представленности женщин, так и активизации их законотворческой деятельности. В период с 2000 по 2019 гг. количество женщин парламентариев увеличилось с 10,9% до 40%, количество женщин-руководителей постоянных комиссий с 2 в 2012 до 4 в 2019 гг. Особенностью политико-правового института парламентаризма в Республике Беларусь является наличие в политической системе высшего представительного органа -Всебелорусского народного собрания, наделенного полномочиями в сфере определения стратегических направлений развития общества и государства. Существование и нормальное функционирование института парламентаризма невозможно без гражданского общества с разветвленной структурой инициативных групп. Наиболее значимыми общественными объединениями в Республике Беларусь являются профсоюзы, которые имеют право на участие в разработке и реализации социально-экономической политики государства, а

E. Abramenko

THE ROLE OF PARLIAMENTARISM IN PROTECTING WOMEN'S RIGHTS AND INTERESTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract

The political-legal institution of parliamentarism has the potential to both protect women's rights and interests and promote their advancement in governance. A key element of parliamentarism is parliament, which, as a legislative body, has the capacity to pass laws on domestic and foreign policy issues, and, as a representative body, can help both increase women's representation and women's legislative activity. In the period from 2000 to 2019, the number of women parliamentarians increased from 10, 9% to 40%, the number of women heads of standing commissions from 2 in 2012 to 4 in 2019. The peculiarity of the political and legal institution of parliamentarism in the Republic of Belarus is the presence in the political system of the supreme representative body - the All-Belarusian People's Assembly, empowered to determine the strategic directions of development of society and the state. The existence and normal functioning of the institution of parliamentarism is impossible without a civil society with an extensive structure of initiative groups. The most significant public associations in the Republic of Belarus are trade unions, which have the right to participate in the development and implementation of the social and economic policy of the state, as well as opportunities for promoting women's leadership. One of the civil society institutions promoting active participation of women in state governance is the "Bela-rusian Women's Union". The author draws

также возможности продвижения женщин в руководство. Одним из институтов гражданского общества, содействующих активному участию женщин в управлении государством является «Белорусский союз женщин». Автор обращает внимание на то, что потенциалом в продвижении идей гендерного равенства обладает молодежный парламент. В целом, перспективными направлениями повышения роли парламентаризма в защите прав и интересов женщин, достижении гендерного равенства, исходя из белорусских традиций видится усиление сотрудничества Парламента с профсоюзами, Белорусским союзом женщин через создание консультативных групп и учет гендерной проблематики при принятии законопроектов.

Ключевые слова:

Республика Беларусь, парламентаризм, гендерное равенство, права женщин, парламент, гражданское общество, политические партии, профсоюзы, молодежный парламентаризм.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-6-21

На сегодняшний день система органов власти в Республике Беларусь представляет собой «гендерную пирамиду», существует «гендерная асимметрия», т.к. на нижних уровнях количество женщин максимально, а при переходе к более высоким уровням иерархии - снижается. Таким образом несмотря на то, что женщины, как социально-демографическая группа составляют более половины белорусского общества (53,7%), они недостаточно представлены в системе управления и не могут использовать возможность определения направления социально-экономического развития общества.

Республикой Беларусь ратифицированы важнейшие конвенции в области гендерного равенства: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и факультативный протокол к ней, Пекинская декларация, декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Принцип гендерного равенства закреплен в Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и др.

На сегодняшний день специалистами в области гендерных исследований разрабатывается множество направлений, среди которых выделяется и

attention to the fact that the youth parliament has the potential to promote ideas of gender equality. In general, we see promising directions for increasing the role of parliamentarism in protecting women's rights and interests and achieving gender equality, based on Belarusian traditions, in strengthening cooperation between the Parliament and trade unions and the Belarusian Women's Union through the creation of advisory groups and taking gender issues into account when adopting draft laws.

Key words:

Republic of Belarus, parliamentarism, gender equality, women's rights, parliament, civil society, political parties, trade unions, youth parliamentarism.

изучение гендерных аспектов политики. Среди основных направлений исследования гендерного неравенства в политической сфере являются изучение особенностей электорального поведения, политического участия женщин, представительства и парламентской деятельности. Эти вопросы рассматриваются в работах С.Г. Айвазовой [3], В.Г. Ушаковой [18], Н.А. Шведовой [21; 22; 23], Н.Н. Степановой [16], Р.Ф. Матвеева, Т.А. Королевой [10], Ф.И. Храмцовой [19], И.Р. Чикаловой [19], О.В. Лапа [11], Э.Н. Северина [13], Л.Г. Волиной [7], Д.Н. Скютте [14] и др.

Достижение гендерного равенства возможно только в случае наличия определенных механизмов по обеспечению прав и свобод женщин. Важную роль играет вовлечение женщин в процесс выработки и реализации государственной политики [13, с. 99]. Реализация прав и интересов женщин, их приход во власть - это объективная историческая неизбежность, если речь идет о строительстве демократического государства [22, с. 38]. Проблема защиты прав и интересов женщин особенно обострилась во время пандемии COVID-19: вытеснение женщин с рынка труда и увеличение гендерного разрыва в оплате труда [21, с. 34].

Целью данного исследования является определение роли политико-правового института парламентаризма в защите прав и интересов женщин и продвижения, и повышения их статуса в общественно-политической жизни.

При проведении исследования использовались общенаучные методы (анализ, синтез индукция, дедукция), социологический метод, системный подход, Системный подход позволил рассмотреть вопросы гендерного равноправия во всем комплексе. Социологический метод позволил выявить асимметрию при реализации прав женщин на практике. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь «О политических партиях», закон Республики Беларусь «Об общественных организациях», закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» и др.

В исследовании мы будем определять парламентаризм, как политический институт, обеспечивающий взаимодействие избранного на основе общепризнанных демократических процедур народного представительства (парламента) с другими органами государственной власти, отражающий его особое положение в государственной системе и реализующий сотрудничество государства с гражданским обществом [1, с. 4].

Парламент - ключевой элемент парламентаризма, является одним из центров принятия решений. Одной из его институциональных функций выступает подготовка, обсуждение и принятие новых законов и других нормативно-правовых актов, а также изменение, дополнение, упразднение существующих. Деятельность представительного органа сосредоточена на решении важнейших задач общественного и экономического развития страны и отдельных вопросов, в частности защите прав и интересов граждан.

В документах международных организаций с конца XX века распространилась точка зрения о том, что для того, чтобы эффективно влиять на принимаемые политические решения женщинам необходимо преодолеть критическую цифру в 30% от избранных парламентариев. Тем не менее, некоторые исследователи обращают внимание на то, что само по себе количество женщин в парламенте не может изменить государственную политику, хотя и признают, что чем больше в законодательном органе представителей определенной социальной группы, тем легче им защищать и продвигать свои интересы. Исходя из опыта скандинавских стран, можно сделать вывод о том, что более высокая представленность женщин в парламентах, как правило, соотносится с более социально направленной в отношении женщин политикой. Хельга М. Хернес в 1987 году впервые использовав термин «государство дружественное женщинам», отметила, что высокий уровень представительства женщин в законодательных и исполнительных органах власти позволяет им менять политику государства, которое в итоге внедряет широкие меры социальной поддержки женщин вообще [24, с. 90].

Аргументы в пользу необходимости роста женского представительства в структурах власти содержит теория представительства, в основе которой заложен принцип «естественной справедливости» (или «символического равенства») [20, с. 95]. Американская исследовательница Сьюзен Кэрол обращает внимание на то, что большое представительство женщин является своего рода индикатором демократичности [25, с. 307].

В парламенте Республики Беларусь наблюдается постепенное увеличение количества женщин-депутатов: в Палате представителей II созыва женщины составляли 10,9% от общего состава палаты, III созыва - 27,7%, IV созыва - 31,8% [2, с. 9], V созыва - 26,3%, VI созыва - 34,5%, то VII созыва - 40%. Однако доля женщин - членов Совета Республики уменьшилась с 31,2% в 1996 году до 23,4% в 2019 году от общего числа членов Совета Республики. Действующим Председателем Совета Республики является Н.И.

Кочанова. Вместе с тем, председателями палат Национального собрания были и остаются мужчины. Тем не менее, следует отметить увеличение количества женщин - председателей парламентских комиссий: в Палате представителей 5-го созыва председателями комиссий были 2 женщины, 7-го созыва -4. На сегодняшний день женщины возглавляют комиссии по законодательству, по бюджету и финансам, по труду и социальным вопросам, по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике.

Важным инструментом защиты социально-экономических, трудовых, политических прав женщин является Всебелорусское народное собрание (ВНС). Всебелорусские народные собрания проходили в 1996, 2001, 2006, 2010, 2016, 2021 гг. Они приобрели формат особой формы народовластия, которое наряду с выборами, референдумами, деятельностью парламента и местных советов позволили гражданам расширить свое участие в делах государства. На VI ВНС среди делегатов насчитывалось 36,4% женщин. Согласно ст. 891 Конституции Республики Беларусь Всебелорусское народное собрание является высшим представительным органом народовластия. ВНС является масштабным народным форумом, который объединяет представителей разных регионов, социальных групп, профессий и возрастов для обсуждения вопросов жизни государства и общества. Основной закон наделил его достаточно широкими полномочиями в области внутренней и внешней политики. Участие женщин в работе Всебелорусского народного собрания важно, как для улучшения представительства, так и оказания влияния на политическую практику с точки зрения повестки дня.

Гендерные вопросы оказывают влияние на все этапы избирательного процесса: от создания избирательных комиссий до выдвижения кандидатов и голосования. Выборы могут оказывать решающее влияние на увеличение представительства женщин, ведение избирательной кампании, просвещение избирателей. Среди основных инструментов в сфере поощрения участия женщин в избирательном процессе можно назвать следующие: участие женщин в разработке политики и предоставление данных о выборах с разбивкой по полу. Отчеты Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь дают возможность определить ситуацию с выдвижением женщин на выборные должности и определить, какие изменения можно внедрить для выравнивания ситуации в будущем.

Согласно статистическим данным количество женщин, выдвинутых кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Респуб-

лики Беларусь, постепенно увеличивается: на выборах 2000 года среди зарегистрированных кандидатов было 10,7% кандидатов-женщин, в 2004 г. - 15,3%, в 2008 г. - 18,9%, в 2012 г. - 19%, в 2016 г. - 23,8%, в 2019 г. - 26,1%.

Следует заметить, что условием для эффективного функционирования парламентаризма как представительного органа и политического института является гражданское общество с разветвленной структурой инициативных групп, которое необходимо для активизации участия граждан в процессе гражданской инициативы для выработки политических решений. Развитое гражданское общество представляет собой одновременно и источник, и следствие политической и гражданской активности общества [9]. Особенностью развития гражданского общества в Республике Беларусь является пока неэффективное функционирование политических партий.

С учетом невысокого интереса граждан к политическим партиям, последние должны быть заинтересованы в поддержании активности всех своих членов. Женщины необходимы партиям и как активные члены и как электорат [23, с. 23]. Однако, все еще существуют барьеры, которые препятствуют полноценному участию женщин. Ключевые посты, как правило, занимают мужчины, а интересы женщин не учитываются. Многочисленные исследования показывают, что женщины имеют больше препятствий для служебного роста, чем мужчины [5, с. 93]. Основные препятствия объясняются - лишением женщин доступа к информации и отношением окружающих основанном на скептицизме и желании видеть в роли руководителя мужчину.

По состоянию на январь 2023 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 15 политических партий: Либерально-демократическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская партия «Зеленые», Социально-демократическая партия народного согласия, Белорусская аграрная партия, Республиканская партия, Консервативно-христианская партия -БНФ, Партия БНФ, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия левых «Справедливый мир», Объединенная гражданская партия, Белорусская патриотическая партия, Партия «Белорусская социально-демократическая Грамада», Белорусская социально-демократическая партия (Грамада), Коммунистическая партия Беларуси. Среди лидеров партий женщин не было. Согласно Закону «Об изменении законов по вопросу деятельности политических партий и других общественных объединений» от 14 февраля 2023 года все действующие в Республике Беларусь политические партии должны пройти перерегистрацию до сентября 2023 года. Перерегистрацию

прошли 3 политические партии: Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДПБ) и Республиканская партия труда и справедливости (РТПС), также в 2023 году. была зарегистрирована партии «Белая Русь».

В высший совет Либерально-демократической партии (ЛДП) входят - 3 мужчины, и 1 женщина; среди председателей региональных отделений 14 женщин и 46 мужчин; в руководстве Республиканской партии труда и справедливости (РПТС) 4 женщины, 4 мужчины; в центральных органах Коммунистической партии Беларуси женщин нет, среди первых секретарей, райкомов, горкомов, секретарей обкомов 51 женщина и 91 мужчина.

Как правило, в программных документах политические партии говорят о равенстве в целом и о правах женщин. Чаще всего целью является защита социально-экономических, трудовых и семейных прав и интересов женщин. В программах политических партий фиксируется как социальный запрос на сохранение или изменение общественно-политического порядка, так и уровень знаний умений и навыков различных социальных слоев и групп [6, с. 92].

Партии имеют возможность для развития потенциала женщин, приобретения ими навыков политической деятельности. Партийная представительность женщин - парламентариев также невелика (таблица 1).

Таблица 1 - Партийная представительность женщин в Палате предста-

II III IV V VI VII

созыв созыв созыв созыв созыв со -

зыв

Количество мужчин м ж м ж м ж м ж м ж м ж

и женщин

Коммунистическая партия 6 0 2 3 4 2 2 2 4 7

Беларуси

Республиканская партия 2 0 0 1 2 2 2 3

труда и справедливости

Социал-демократическая 1 0

партия Народного согла-

сия

Белорусская аграрная 5 0 3 0 1 0 2 0 0 1

партия

Объединенная граждан- 2 0 0 1

ская партия

Либерально- 1 0 1 0 1 0 1 0

демократическая партия

Белорусская социально- 1 0

спортивная партия

Белорусская патриотиче- 2 1 1 0

ская партия

14 февраля 2023 года принят Закон «Об основах гражданского общества», устанавливающий правовые и организационные основы взаимодействия государственных органов и организаций и гражданского общества. В соответствии с данным законом Министерство юстиции Республики Беларусь своим решением отнесло к субъектам гражданского общества имеющим право взаимодействовать с государственными органами: Республиканское общественное объединение «Белая Русь», Белорусское общественное объединение ветеранов, Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», Общественное объединение «Белорусский союз женщин» и Федерацию профсоюзов Беларуси.

Наиболее значимыми общественными объединениями в Республике Беларусь являются профсоюзы. На сегодняшний день Федерация профсоюзов Беларуси насчитывает белее 4 млн человек. Она объединяет 15 отраслевых профсоюзов, 6 областных и Минское городское объединения профсоюзов, а также 137 районных, городских объединений профсоюзов.

Согласно Закону Республики Беларусь «О профессиональных союзах», профсоюзы имеют право на участие в разработке и реализации социально-экономической политики государства и таким образом участвовать и в разработке гендерной политики (в частности, в области реализации и защиты трудовых прав). Профсоюзы имеют право проводить мониторинг занятости, проверять соблюдение законодательства о труде, охране труда, выполнения коллективных договоров, соблюдения социально-экономических прав трудящихся.

Одним из ключевых направлений деятельности Федерации профсоюзов Беларуси по защите прав работников является социальное партнерство (взаимодействие органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов). Согласно Конституции Республики Беларусь профсоюзы не обладают правом законодательной инициативы, однако профсоюзы вправе вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. Согласно Регламенту Совета Министров Республики Беларусь, проекты постановлений по вопросам, затрагивающим трудовые и социально-экономические права и интересы граждан, должны направляться в Федерацию профсоюзов Беларуси для внесения возможных замечаний и предложений. При внесении проекта в Совет Министров Республики Бела-

русь к нему прилагается информация о результатах его рассмотрения Федерацией профсоюзов Беларуси.

Нормативно-правовые акты, которые касаются трудовых и социально-экономических прав граждан, принимаются после предварительного уведомления соответствующего отраслевого профсоюза (объединений профсоюзов). Представители профсоюзных организаций, входящих в ФПБ, включены в состав Национального совета по трудовым и социальным вопросам, в коллегии министерств и ведомств.

Положительной тенденцией является возрастание участия профсоюзов в разработке нормативно-правовых актов. С 2015-2020 гг. ФПБ рассмотрела и внесла предложения в более чем 600 проектов нормативных правовых актов. В 2019 году Национальный профцентр впервые выступил одним из разработчиков законопроекта по изменению Трудового кодекса. Федерация профсоюзов внесла более 40 предложений по изменению 30 статей. Такое сотрудничество профсоюзов и законодательного органа будет способствовать развитию и совершенствованию парламентаризма.

В январе 2020 года по инициативе Федерации профсоюзов принят Указ Президента РБ №15, касающийся назначения пенсий за особые условия труда. Также, решены вопросы пенсионного обеспечения матерей с четырьмя детьми (в трудовой стаж сейчас насчитывается время ухода за всеми четырьмя детьми, а не тремя, как было ранее). До этого был снижен до 10 лет страховой стаж для начисления трудовой пенсии.

Согласно Программе деятельности Федерации Профсоюзов Беларуси, на 2020-2025 гг. одной из задач деятельности ФПБ является анализ социально-экономического положения работающих мужчин и женщин по уровню заработной платы, условиям труда, формам занятости, соблюдению государственных социальных гарантий, внесению предложений по соблюдению тендерного равенства.

Меры по поддержке женщин, защите их прав носят комплексный характер. Это устранение барьеров при приеме на работу, продвижении по службе, оплате труда, а также создание дополнительных возможностей для развития личностного потенциала.

Стоит отметить, что среди руководителей областных объединений профсоюзов женщин нет, однако среди руководителей районных и городских объединений женщины преобладают: 65,5% женщин и 34,5% мужчин. Среди руководителей отраслевых профсоюзов 6 женщин и 9 мужчин.

С одной стороны, выдвигая кандидатуры на руководящие посты, профсоюзы исходят из Концепции кадровой политики ФПБ, но с другой -именно профсоюзы могут оказать существенное влияние на продвижение женщин в руководство.

В аппарате отраслевых профсоюзов в большинстве случаев женщины являются главными бухгалтерами (102 женщины / 1 мужчина), руководителями отделов социально-экономической работы (39 женщин / 12 мужчин), главными правовыми инспекторами труда (50 женщин / 37 мужчин), в то время как главными техническими инспекторами труда преимущественно являются мужчины (26 женщин / 58 мужчин).

Стоит отметить, что белорусским профсоюзом работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности принята Концепция гендерной политики, а белорусским профсоюзом работников связи создан Совет по работе среди женщин, целью деятельности которого является усиление социальной защищенности женщин, обеспечение их прав и свобод, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, укрепления семьи, охраны материнства и детства, вовлечения женщин в общественную деятельность.

Таким образом, защищая социально-экономические и трудовые права и интересы трудящихся и являясь наиболее многочисленной общественной организацией Федерация профсоюзов Беларуси через участие в законотворческой деятельности имеет возможность влияния на формирование гендерной политики и защите социально-экономических и трудовых прав и интересов женщин.

На сегодняшний день именно у профсоюзов есть условия для расширения участия женщин в социально-политической жизни. Профсоюзам необходимо обеспечивать равные возможности для женщин и мужчин для развития навыков, которые необходимы для успешных общественных деятелей. Средством для достижения этой цели является обязательное предоставление женщинам и мужчинам возможности занимать ответственные посты в организации и быть представленными в органах, принимающих решения.

Одним из институтов гражданского общества является «Белорусский союз женщин». Данная общественная организация имеет отделения во всех регионах страны, направляет усилия на содействие активному участию женщин в управлении государством, в обеспечении достойной работы, улучшения их благосостояния и здоровья, получению качественного образо-

вания, обеспечению здорового образа жизни, продовольственной безопасности, сохранению экосистем, сокращению всех форм насилия, обеспечению гендерного равенства.

«Белорусский союз женщин» среди направлений свой деятельности на 2021-2025 гг. выделяет содействие повышению социального статуса женщин в обществе, их участию в экономической, социальной и политической деятельности государства; участие женщин в проведении выборов в органы представительной власти, оказание содействия в выдвижении своих членов в местные Советы депутатов и Парламент, избирательные комиссии, осуществление наблюдения за выборами; участие в разработке и реализации законодательства, гарантирующего гендерное равенство в различных сферах жизнедеятельности, участие в гендерной экспертизе проектов законопроектов и др. На сегодняшний день большинство женщин депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь является представителями «Белорусского союза женщин».

В соответствии с КЛДЖ государства-участники должны содействовать назначению женщин на руководящие посты, консультироваться с группами, которые представляют интересы женщин, и учитывать их рекомендации. В связи с этим, при разработке законодательства затрагивающего вопросы гендерного равенства было бы целесообразно создать консультативные группы в составе представителей «Белорусского союза женщин» и профильных профсоюзов. Для обеспечения эффективности консультаций необходимо соблюдать следующие условия: своевременное предоставление информации; установление четких сроков для обсуждения проблем и выработки рекомендаций; создание механизма, через который лица принимающие решения должны предоставить отзывы об итогах консультаций и четкое обоснование принятых или отклоненных предложений с установлением конкретных сроков; обязательный учет внесенных предложений и коммуникация по разработке дальнейших действий.

Как специфический политический институт парламентаризм создает условия для развития местного самоуправления. Важность роли органов местного самоуправления обусловлено его надполитическим характером, так как в отличие от политических партий и общественных организаций, которые отражают интересы отдельных социальных групп, данные структуры объединяют все население данной территории.

Удельный вес женщин - депутатов местных Советов значительно больше, чем среди депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, причем на региональном уровне их количество растет: среди депутатов местных советов 24 созыва женщины составляли 44,41%, 25 созыва - 45,7%, 26 созыва - 45,5%, 27 созыва - 46,3%, а 28 созыва - 48,2%.

При областных и Минском городском исполнительных комитетах созданы экспертные группы по реализации гендерной политики, но их работа ограничивается реализацией принятых нормативно-правовых актов. Поддерживая мнение Ф.И. Храмцовой, среди задач развития регионального уровня можно назвать развитие потенциала экспертных рабочих групп, в области инициирования разработки и совершенствования административных, правовых, управленческих основ партнерства с институтами государственной власти и структурами гражданского общества; во-вторых, формирование современной гендерной культуры руководителей, их заместителей и специалистов местных органов управления через систему повышения квалификации и переподготовку кадров; в-третьих, подготовку специалистов в области гендерной экспертизы законодательства [19, с. 337-338].

Перспективным направлением в продвижении идей гендерного равенства является развитие молодежного парламентаризма, который представляет собой систему представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанной на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно - совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства [17, с. 35]. Молодежное участие является важным аспектом общественно-политической жизни, оно позволяет получить опыт диалога между различными субъектами гражданского общества, создает возможности для принятия молодыми людьми ответственности за развитие государства и общества [12, с. 159].

Молодежный парламент Республики Беларусь создан при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь в июле 2020 года. Целью его деятельности является содействие деятельности Национального собрания Республики Беларусь в области законодательного регулирования прав и интересов молодежи. Таким образом, Молодежный парламент содей-

ствует артикуляции проблем и интересов молодежи, развитию политико-правовой культуры и гражданской активности молодых граждан, а также проводиться просветительская работа в области гендерных знаний, соответствующих проводимой государственной политике. Молодежные парламенты - это поле для выявления лидеров, интересующихся общественно-политической деятельностью, они дают возможность для создания резерва подготовленных специалистов, как для регионов, так и государства в целом. В составе первого созыва Молодежного парламента Республики Беларусь (2020-2022 гг.) наблюдался гендерный паритет, на сегодняшний день преобладают девушки - 58,6%. Тем не менее, в руководстве Молодежного парламента девушек нет, и они возглавляют 3 комиссии из 10.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что парламентаризм играет важную роль в отстаивании гендерного равенства. В конце 80-х гг. XX века норвежским политологом Хельгой М. Хернес было обосновано понятие «государство дружественное женщинам», она отмечала, что высокий уровень представительства женщин в органах власти позволяет им трансформировать социальную политику государства и внедрять меры по поддержке женщин. Ф. Гардинер и М. Лейенар связали понятие «Государство дружественное женщинам» с таким явлением, как культура равенства, т.е. стремление государства и общества к разработке и реализации мер, направленных на достижение равного распределения экономических, социальных и политических ресурсов между мужчинами и женщинами» [8, с. 95]. Культура равенства напрямую связана с теми шагами, которые предпринимаются для увеличения представительства женщин в составе парламента, правительства и институтов гражданского общества. Без заинтересованной законодательной власти работа в этом направлении может замедлиться и исчезнуть с повестки дня. Повышение эффективности работы Парламента на всех стадиях принятия решений во много зависит от продвижения женщин в органы власти и принятия мер по достижению гендерного паритета. Для того, чтобы гарантировать сохранение гендерных инициатив в законодательных и правительственных повестках дня, а также обеспечивать расширенную подотчетность и прозрачность в этом отношении, Республике Беларусь целесообразно усилить роль парламента в отношении развития гендерного равенства, и рассмотреть возможность учета гендерных факторов при разработке и реализации общегосударственных и отраслевых планов и программ. Необходимо расширить взаимодействие Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь с такими

институтами гражданского общества как профсоюзы, Белорусский союз женщин, Молодежный парламент для продвижения и защиты прав женщин во всех сферах, всестороннего учета гендерной проблематики, пропаганде тендерного равенства исходя из традиций белорусского народа.

Литература

1. Абраменко Е.Г. Гендерная политика: достижения и перспективы развития // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2019. Вып. 18. С. 3-12.

2. Абраменко Е.Г. Парламентаризм в Республике Беларусь: направления развития // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2020. Вып. 19. С. 3-12.

3. Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. // Женщина в российском обществе. 2012. №3. С. 3-11.

4. Айвазова С.Г. Стратегия ««етраиегте^» в контексте массовой политики (гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. 2013. №3. С. 3-12.

5. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы философии. 2000. №1. С. 87-95.

6. Ватыль В.Н. Идеология предвыборных кампаний как школа политического образования // Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Гродно, 2012. С. 91-94.

7. Волина Л.Г. Институты реализации гендерной политики в Республике Беларусь // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2012. Вып. 11. С. 29-36.

8. Гардинер Ф., Лейнар М. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. Москва: Идея-Пресс, 2000. С. 95-133.

9. Головин Ю.А., Барский Я.В., Шумилов А.В. Практика взаимодействия населения с общественными организациями как институциональная форма проявления гражданской активности на региональном уровне // Ро1№Воок. 2020. №4. С. 44-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Королева Т.А. Обеспечение равенства женщин в Финляндии: специфика ген-дерной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №4. С. 134-139.

11. Лапа О.В. Эволюция идеи прав женщин // Вестник Гродненского государственного университета им. Янки Купалы. История и археология. Философия. Политология. 2017. №9(3). С. 132-140.

12. Пастухова Л.С. Международный опыт молодежного парламентаризма // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. №2. С. 158-161.

13. Романова Н.П. Гармонизация гендерных отношений как составляющая процесса демократических преобразований // Вести Забайкальского государственного университета. 2018. №24(3). С. 93-102.

14. Северин Э.Н. Гендерная политика. Международный и национальный аспекты // Актуальные вопросы теории государственной политики и управления в современной политологии: материалы круглого стола кафедры политологии Белорусского госуд. унта. Минск, 2021. С. 81-86.

15. Скютте Д.Н. Конституционно-правовые основы обеспечения и реализации политических прав женщин в Республике Беларусь: теория и практика. Минск: БИП, 2022. 270 с.

16. Степанова Н.М., Кириченко М.М. Гендерная реконструкция политических систем. СПб: Алтея, 2003. 991 с.

17. Тумуров Ж.Т. Молодежный парламентаризм как политическое явление // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. №10. С. 32-37.

18. Ушакова В.Г. Гендер и электоральные предпочтения российских граждан: сб. науч. статей по итогам зимней социологической школы в 2011 г. СПб.: Скифия-Принт, 2013. С. 105-128.

19. Храмцова Ф.И. Гендерная политика в Республике Беларусь: региональное измерение // Социологический альманах. 2018. №9. С. 331-340.

20. Чикалова И.Р. Введение в гендерные исследования. СПб.: Алтея, 2001. С. 80-106.

21. Шведова Н.А. Гендерные роли в США: бремя пандемии коронавируса // США и Канада: экономика-политика-культура. 2022. №3. С. 23-40.

22. Шведова Н.А. Женское лидерство в мире «продвижение вперед» // Женщина в российском обществе. 2022. №1. С. 32-47.

23. Шведова Н.А. Политические партии и гендерное равенство // Женщина в российском обществе. 2016. №4. С. 13-30.

24. Borchorst A., Siim B. The women-friendly welfare states revisited // NORA - Nordic Journal of Feminist and Gender Research. 2002. Vol. 10:2. P. 90-98.

25. Carroll S. Women Candidates and Support for Feminist Concerns // Western Political Quarterly. 1984. Vol. 37(2). P. 307-323.

References

1. Abramenko E.G. Gendernaya politika: dostizheniya i perspektivy razvitiya. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. 2019. Vyp. 18. S. 3-12.

2. Abramenko E.G. Parlamentarizm v Respublike Belarus': napravleniya razvitiya. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. 2020. Vyp. 19. S. 3-12.

3. Aivazova S.G. Gendernye osobennosti politicheskogo povedeniya rossiyan v kontekste izbiratel'nogo tsikla parlamentskikh i prezidentskikh vyborov 2011-2012 gg. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. №3. S. 3-11.

4. Aivazova S.G. Strategiya ««empauerment» v kontekste massovoi politiki (gendernyi aspekt). Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2013. №3. S. 3-12.

5. Bendas T.V. Gendernye issledovaniya liderstva. Voprosy filosofii. 2000. №1. S. 87-95.

6. Vatyl' V.N. Ideologiya predvybornykh kampanii kak shkola politicheskogo obra-zovaniya. Belorusskaya politologiya: mnogoobrazie v edinstve: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Grodno, 2012. S. 91-94.

7. Volina L.G. Instituty realizatsii gendernoi politiki v Respublike Belarus'. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. 2012. Vyp. 11. S. 29-36.

8. Gardiner F., Leinar M. Obespechenie ravenstva polov: politika stran Zapadnoi Evropy. Moskva: Ideya-Press, 2000. S. 95-133.

9. Golovin Yu.A., Barskii Ya.V., Shumilov A.V. Praktika vzaimodeistviya naseleniya s obshchestvennymi organizatsiyami kak institutsional'naya forma proyavleniya gra-zhdanskoi aktivnosti na regional'nom urovne. PolitBook. 2020. №4. S. 44-58.

10. Koroleva T.A. Obespechenie ravenstva zhenshchin v Finlyandii: spetsifika gendernoi politiki // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2012. №4. S. 134-139.

11. Lapa O.V. Evolyutsiya idei prav zhenshchin. Vestnik Grodnenskogo gosudar-stvennogo universiteta im. Yanki Kupaly. Istoriya i arkheologiya. Filosofiya. Politologiya. 2017. №9(3). S. 132-140.

12. Pastukhova L.S. Mezhdunarodnyi opyt molodezhnogo parlamentarizma. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2010. №2. S. 158-161.

13. Romanova N.P. Garmonizatsiya gendernykh otnoshenii kak sostavlyayushchaya protsessa demokraticheskikh preobrazovanii.Vesti Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. №24(3). S. 93-102.

14. Severin E.N. Gendernaya politika. Mezhdunarodnyi i natsional'nyi aspekty // Ak-tual'nye voprosy teorii gosudarstvennoi politiki i upravleniya v sovremennoi politologii: mate-rialy kruglogo stola kafedry politologii Belorusskogo gosud. un-ta. Minsk, 2021. S. 81-86.

15. Skyutte D.N. Konstitutsionno-pravovye osnovy obespecheniya i realizatsii politicheskikh prav zhenshchin v Respublike Belarus': teoriya i praktika. Minsk: BIP, 2022. 270 s.

16. Stepanova N.M., Kirichenko M.M. Gendernaya rekonstruktsiya politicheskikh sis-tem. SPb: Alteya, 2003. 991 s.

17. Tumurov Zh.T. Molodezhnyi parlamentarizm kak politicheskoe yavlenie. Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №10. S. 32-37.

18. Ushakova V.G. Gender i elektoral'nye predpochteniya rossiiskikh grazhdan: sb. nauch. statei po itogam zimnei sotsiologicheskoi shkoly v 2011 g. SPb.: Skifiya-Print, 2013. S. 105-128.

19. Khramtsova F.I. Gendernaya politika v Respublike Belarus': regional'noe izme-renie. Sotsiologicheskii al'manakh. 2018. №9. S. 331-340.

20. Chikalova I.R. Vvedenie v gendernye issledovaniya. SPb.: Alteya, 2001. S. 80106.

21. Shvedova N.A. Gendernye roli v SShA: bremya pandemii koronavirusa. SShA i Kanada: ekonomika-politika-kul'tura. 2022. №3. S. 23-40.

22. Shvedova N.A. Zhenskoe liderstvo v mire «prodvizhenie vpered». Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2022. №1. S. 32-47.

23. Shvedova N.A. Politicheskie partii i gendernoe ravenstvo. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2016. №4. S. 13-30.

24. Borchorst A., Siim B. The women-friendly welfare states revisited. NORA - Nordic Journal of Feminist and Gender Research. 2002. Vol. 10:2. P. 90-98.

25. Carroll S. Women Candidates and Support for Feminist Concerns. Western Political Quarterly. 1984. Vol. 37(2). P. 307-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.