ФИЛОСОФИЯ
ГЕНДЕРНАЯ КАРТИНА МИРА КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
В.В. Орионова
Одним из наиболее актуальных направлений в современной гуманитарной науке становятся гендерные исследования (ГИ), рассматривающие сквозь призму специальной категории - «гендер» (англ.: gender - социальный пол), все сферы социальной и внутренней жизни человека. В связи с этим ведущим методологическим принципом ГИ является междисциплинарность. Применение гендерного подхода в философии позволяет выделить новое направление - гендерная философия (ГФ).
Классическая философия - «мужская», философия «там», трансцендентальная, светлая аполлоническая, рациональная. Кроме мужской философии существует женская - философия «здесь», имманентная, темная диониссийская, существующая на неосознаваемом уровне, растворенная в женской природе.
ГФ не сводится к «женской философии» или социальному феминизму. Феминизм приравнива-
ет женское начало к мужскому, отсюда следует отрицание основополагающей двойственности природы человеческой мысли. ГФ связывает мужское и женское, трансцендентальное и имманентное, темное и светлое, ибо сущность Человека -единство мужского и женского начал.
С точки зрения предмета важно отграничить ГФ от гендерного исследования социологии, экономики, политики и права.
В настоящее время практически отсутствуют работы по ГФ, однако история философской мысли и религии дает широкую базу для исследования: египетские, восточные и халдейские религии, античная культура, психоанализ Фрейда, теория архетипов Юнга и философия Ницше содержат в неявном виде ключевые идеи ГФ.
Главной практической задачей ГФ является формирование целостного восприятия мира Человеком, диалектически-гендерной картины мира.
В.В. БИБИХИН И «СВОБОДА СОБСТВЕННОСТИ» Я. Яковлева
Сегодняшняя смена идеологии общественной собственности ведет к формированию новых взглядов по этой проблеме. Заслуживают особого внимания воззрения В.В. Бибихина на тему собственности. Философ утверждает, что необходимо поставить вопрос о проблеме захвата, задуматься о сути привычного отношения человека к миру. По его мнению, в захвате лежит ключ к человеческой ситуации в политике, экономике и науке. Захват как явление постепенно трансформируется вместе с развитием человечества. Биби-хин построил свою схему возникновения и развития собственности. Захват начинается с у видения, которое без остановки переливается в ведение как ведание. Кроме вещественного захвата происходит первый, более ранний захват, так называемый внутренний. Увидение переходил* от ведения-
знания к ведению-обладанию, а затем в ведение-распоряжение. По мнению В.В. Бибихина, в собственности слышится что-то настоящее, подлинное, возвращающее к самому себе, собственность с самого начала обречена поэтому на трудное постижение своей сути. Обоснование собственности заключается в возвращении вещи ее существа. Собственность, отделенная от пользования, не только бесполезна, но и не является собственностью как таковой. К себе в союзники Бибихин берет Гегеля и Маркса. Гегель вводит свободу собственности как норму будущего. Утверждение Маркса, что орудия производства принадлежат тому, кто ими пользуется, является попыткой реализовать гегелевское положение о свободе собственности в «Философии права». Ключевой в гегелевской «Философии права» можно считать