_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК-159.99
Л.А. Ахундова
магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация Научный руководитель: Е.А. Азарова к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
ГЕМБЛИНГ КАК ФОРМА НЕХИМИЧЕСКОЙ АДДИКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В статье представлен краткий теоретический анализ понятия гемблинга как формы нехимической аддикциии, его причины и последствия, а также результаты анкетирования студентов и школьников г. Ростова-на-Дону на тему: «Мое отношение к игромании и компьютерной зависимости».
Ключевые слова Аддикция, гемблинг, игромания, аддиктивное поведение, азарт.
Современная социокультурная ситуация в России создаёт негативные процессы в сфере нравственного воспитания молодежи, в связи с чем приобретает особую актуальность формирование мировоззренческих основ духовности. То, что еще совсем недавно было чем-то неизведанным, сейчас стремительно врывается в нашу жизнь и требует постоянного внимания. К таковым можно отнести множество факторов, влияющих на молодое поколение, разрушающих нравственную целостность личности, в том числе связанных с информационными технологиями. Одним из них является игромания.
Игровая индустрия начала процветать в России с середины девяностых годов, вскоре после эры финансовых пирамид. Фактически на смену одной форме «законного» изъятия денег у населения пришла другая - в виде игровых автоматов и компьютерных игр. Игромания вызывает серьёзные последствия и захватывает все слои населения. Она затягивает так же как алкоголь и наркотики, потому что механизм формирования аддиктивного поведения, несмотря на форму его проявления, один и тот же [1]. В настоящее время, в России игровая зависимость привела к трудноразрешимым проблемам, которые связаны с социальными, криминальными, экономическими и медицинскими аспектами жизни нашего общества.
Анализируя проявления игровой зависимости, можно выделить несколько основных признаков. Во-первых, игра затягивает постепенно и создает у человека ощущение зависимости. Во-вторых, игроман акцентирует внимание на собственных переживаниях по поводу происходящих событий в игре [5]. В-третьих, для человека становится неактуальным состояние окружающего мира, социальная обстановка внутри семейного быта, межличностные отношения.
Проявления такого рода являются признаками аддиктивного, то есть зависимого поведения. Основной смысл аддиктивного поведения заключается в желании изменить своё психическое состояние при помощи употребления некоторых наркотических веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности [1]. Игромания, или гемблинг, в отличие от других видов зависимости не связана с употреблением психоактивных веществ. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) такого рода влечение называется патологическое влечение к азартным играм. Суть такого расстройства заключена в частых повторных эпизодах азартной игры, доминирующих в жизни больного в ущерб профессиональным, социальным, материальным и семейным ценностям и обязательствам. В состоянии гемблинга меняется круг интересов, появляются навязчивые мысли об игре, воображаемые ситуации превалируют над
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
действительностью, возникая в игровых комбинациях [3, с. 230]. В определённом смысле формируется психологический дискомфорт, а через сравнительно небольшие отрезки времени после игры нарастает раздражение, утолить которое можно только начав играть снова.
Исследователи не пришли к единому мнению, каковы истинные причины игромании, но в основе гемблинга лежит, на наш взгляд, желание человека уйти от реальности, от ее проблем. Игроман меняет состояние своего сознания, в виртуальном мире у него возникают другие ощущения, в которых его бессознательные влечения находят своё выражение. Привычное, в некотором смысле, табуированное состояние сознания, сдерживающее эти влечения, сменяется новым состоянием, в котором сознание меняется, устраняя табу реального мира. В условиях социальной атомизации мания становится единственным способом самовыражения субъекта перед лицом гнетущей его действительности. В эти моменты между ним и предметом мании возникает диалог, позволяющий избавиться от бессмысленности и найти успокоение. Как отмечает Азарова Е. А. «....посмотрим на «приличные» семьи, где родители пекутся (иногда слишком) о своих детях, искренне желая им добра. Очень часто большой процент молодых зависимых людей - выходцы из таких семей. Парадокс заключается в том, что в этих семьях дети вынуждены выживать, а не жить, и выживать морально, психологически и даже физически» [2, с. 97]. Не имея возможности принимать самостоятельно решения и отвечать за них, не имея права на свою точку зрения, такие дети ищут утешение в зависимости.
Кроме того, проблему игромании можно рассмотреть на конкретных примерах. Все люди могут быть азартными в разных сферах своей деятельности. Но только в случаях, когда этот азарт становится безмерным можно говорить о мании. В этот момент возникает проблема. Примером может быть подросток, не отходящий от игровых автоматов и компьютера, или взрослый, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, который любой нормальный человек потратил бы на что-то стоящее и ценное. Сразу вспоминается новелла Стефана Цвейга «24 часа из жизни женщины». Главная героиня знакомится с юношей, который сутки напролет пропадает в казино, тратя все свои деньги и свою жизнь. «Он не замечает ничего вокруг, для него не существует мира, только красный стол и он, со своими фишками» [4,с. 282]. После очередного проигрыша, единственным приемлемым для него решением становится решение застрелиться. Главная героиня умело раскрывает сущность мании, наблюдая за юношей-игроманом. Она описывает эту болезнь так: «Его лицо было искажено адскими муками игорной страсти... еще страшнее, еще ужасней, чем в прошлый вечер, проявлялась его одержимость.. .весь мир, все человечество свелись для этого маньяка к куску разделенного на квадраты зеленого сукна» [4, с. 282-284]. В литературе есть много ярких примеров игромании, в частности роман Ф.М. Достоевского «Игрок». Главный герой так поглощен своей страстью к игре, что она становится единственным смыслом существования. Можно сказать, что эта страсть не имеет конкретных исторических рамок, а наоборот имеет долгую историю и актуальна в наше время.
В январе 2016 году нами было проведено анкетирование студентов и школьников 16-23 лет г. Ростова-на-Дону на тему: «Мое отношение к игромании и компьютерной зависимости». В мониторинге приняло участие 100 человек. Респондентам нужно было письменно ответить на 10 вопросов, выбрав в каждом случае один из трех ответов: «Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить». По итогам анкетирования мы получили следующие результаты:
Актуальность игромании: более 50 % студентов (56 %) осознают актуальность данной проблемы и сами хотя бы однажды играли в игровые автоматы, 16 % не видят под игроманией ничего страшного, у 28 % вопрос вызвал затруднения с ответом.
Игромания -болезнь или привычка? 60 % считают, что это болезнь. 28 % - ответили отрицательно, 12 % затруднились дать определенный ответ.
Зависимость: почти половина опрошенных, а именно 42 %, не считают увлечение компьютерными играми зависимостью. И 50% респондентов не видит в играх вреда для здоровья.
Борьба с зависимостью: большинство студентов (70%) считают, что для того, чтобы справиться с игровой зависимостью достаточно волевого усилия, и лишь 20% осознают всю серьезность проблемы, понимая необходимость помощи специалиста. При этом 84% респондентов полностью поддерживают инициативу В.В. Путина о сокращении игровых заведений и размещении их в специальных зонах.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
На основании анализа проведенного анкетирования можно предположить, что респонденты считают игроманию социально-значимым заболеванием, но полностью не осознают серьезность проблемы, думая, что от игровой зависимости можно легко избавиться и что увлечение компьютерными играми не является зависимостью.
Таким образом, для формирования нравственной целостности личности современному российскому обществу необходимо не только осознание проблем, затрагивающих нашу молодёжь, но и комплексное участие всех социальных групп в разрешении этих проблем, активное содействие государству в становлении и развитии молодого поколения.
Список использованной литературы:
1. Азарова Е.А. Психология зависимости: некоторые аспекты проблемы/Е.А. Азарова. - Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - №3 (11). - С. 139-142.
2. Азарова Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно-нравственный и криминофамилистический аспекты/Е.А. Азарова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005.
3. Белоглазова Л. А. Игромания как феномен отчуждённой реальности/Л.А. Белоглазова//Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - №4, том 8. - с. 99-102.
4. Цвейг С. 24 часа из жизни женщины/ С. Цвейг. - Москва, 1956. - т.1. - с 280-284.
5. Видеоигры изменяют работу мозга// www.supervita.ru
© Ахундова Л.А., 2016
УДК 159.99
М. Г. Гаташев
магистрант 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация Научный руководитель: Е.А. Азарова
к.пед.н, доцент Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация
КОМПЕНСАЦИЯ И ДЕСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ. РЕЛИГИОЗНАЯ И
ЛЮБОВНАЯ АДДИКЦИИ
Аннотация
В статье представлен анализ исторических событий и художественной литературы, описаны примеры проявлений религиозных и любовных аддикций. Предполагается, что подобного рода зависимости могут быть причиной, как деструктивного поведения, так и компенсаторного.
Ключевые слова
аддикция, религиозная аддикция, любовная аддикция, созависимость, деструкция, компенсация.
В данный момент мы являемся свидетелями развития науки и техники, которое меняет наш предметный мир и нашу повседневность. Стали привычными мобильная зависимость, зависимость от социальных сетей [3] и др. Но среди всех форм аддикции есть и такие, которые человечество пронесло через тысячелетия. К таковым можно отнести любовную и религиозную аддикции.