Научная статья на тему 'Клинико-социальные особенности лиц, страдающих синдромом патологической зависимости от азартных игр'

Клинико-социальные особенности лиц, страдающих синдромом патологической зависимости от азартных игр Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
386
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — С. В. Ваулин, Е. И. Мармылева

Патологическая зависимость от азартных игр (патологический гемблинг) является актуальной проблемой современного общества. Она влечет за собой серьезные социальные проблемы у гемблеров и их близких, является фактором риска криминального и суицидального поведения, представляет известные сложности для лечения как самого патологического гемблинга, так и коморбидных с ним психических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинико-социальные особенности лиц, страдающих синдромом патологической зависимости от азартных игр»

50

Вестник Смоленской медицинской академии N2-3, 2009

Обсуждение. В ходе исследования было выявлено, что значительная часть бывших участников локальных войн, имеющих неврологический диагноз в качестве основного, дополнительно страдает и терапевтической патологией. Согласно субъективным оценкам пациентов, при наличии на момент заполнения теста низкого уровня боли во всех группах пациенты с артериальной гипертонией отмечают достоверно большее снижение работоспособности, чем пациенты с патологией желудочно-кишечного тракта. Они оценивают свое настроение как достоверно более сниженное. В то же время пациенты с артериальной гипертонией, судя по результатам теста, более внимательны к своей боли, склонны в случае возникновения расценивать ее как более интенсивную и, соответственно, искать медицинской помощи, хотя исследователями дав-

но доказано существование феномена гипоал-гегии при гипертонии [3]. Лица с заболеваниями желудочно-кишечного тракта более склонны игнорировать свои болевые ощущения и недооценивать их значимость. Хотя достоверных различий при сравнении групп по метапрограммному опроснику получено не было, в группе с артериальной гипертензией видна отчетливая тенденция к снижению значимости внутренней рефферентации с усилением степени зависимости от мнения окружающих. Считается, что зрелая личность должна иметь уровень внутренней рефферентации 70-75%. Исходя из этого, подобные результаты можно расценить как показатель формирования у пациентов с АГ «выученной беспомощности» и тенденцию к перекладыванию ответственности за болезнь и выздоровление на окружающих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнетов Н. А., Корнетов А. Н., Попова Г. А. Сравнительная оценка распространенности депрессивных расстройств в профильных отделениях соматического стационара // Социальная и клиническая психиатрия. - Т. 15, вып. 2. - М., 2005.- С. 30-34.

2. Овечкина С. Ю., Пугач О. И., Серебрянский Ю. Е. Вопросы психологической коррекции психосоматических нарушений при артериальной гипертонии // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции по клинической психологии «Будущее клинической психологии» - Пермь, 2007. - C. 33-36.

3. France Ch. Decreased pain perception and risk for hypertension: considering a common physiological mechanism // Psychophysiology, 36 (1999), 683-692.

удк 616.89-008.441.3

клинико-социлльныЕ особенности лиц, страдающих синдромом патологической зависимости от азартных игр

с. В. ВАУЛИН, Е. и. МАРМЫЛЕВА

Смоленская государственная медицинская академия Смоленская областная клиническая психиатрическая больница

Патологическая зависимость от азартных игр (патологический гемблинг) является актуальной проблемой современного общества. Она влечет за собой серьезные социальные проблемы у гем-блеров и их близких, является фактором риска криминального и суицидального поведения, представляет известные сложности для лечения как самого патологического гемблинга, так и комор-бидных с ним психических расстройств.

В международной классификации болезней (МКБ-10) патологическое увлечение азартными играми классифицируется в разделе «Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых» под рубрикой «Расстройства привычек и влечений» ^63.0).

Распространенность игромании составляет от 0,4 до 3,4% во взрослой популяции и 2,8-8% среди подростков (Скокаускас Н., Саткявичюте Р., Бурба Б., 2004). В настоящее время существует несколько точек зрения на этиологию патологического влечения к азартным играм. Выделяют наследственно-биологическую, поведенческую, когнитивную, психодинамическую, а также социальную модели игромании (Зайцев В. В., 2000). Как форму аддиктивного поведения патологический гемблинг относят к нехимической (поведенческой) зависимости, где объектом зависимости является поведенческий паттерн (Егоров А. Ю., Цыганков Б. Д., Малыгин В. Л., 2006). Впервые диагностические критерии были пред-

ставлены в американской классификации болезней DSM IV. В отечественной психиатрической школе к симптомам патологического гемблинга относят повторные (два и более раз) эпизоды азартной игры на протяжении не менее года; возобновление таких эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, субъективное страдание и нарушение социальной и профессиональной адаптации; невозможность контролировать влечение к игре, прервать ее усилием воли; постоянная фиксация мыслей и представлений на азартной игре и всем, что с ней связано. Согласно разработкам Custer (1984) определены стадии развития зависимости: стадия выигрышей, стадия проигрышей и стадия разочарования.

К наиболее распространенным концепциям синдромальной оценки патологического гемблинга относятся расстройства контроля над побуждениями и расстройства обсессивно-компульсивного спектра. В то же время характерной психопатологической симптоматикой игромании нередко называют депрессивные расстройства тревожного и астенического спектра (Малыгин В. Л., Цыганков Б. Д., 2006) с включением в структуру депрессии обсессивно-компульсивных расстройств, паранойяльной симптоматики и фобических нарушений. При этом проявления аддикции зависит от стадии процесса и фазы игрового цикла. Проводимое нами исследование продиктовано как сложностью диагностики патологического гемблинга и коморбидных с ним психических расстройств, так и недостаточной изученностью терапевтических подходов.

Обследовано 27 больных с синдромом патологической зависимости от азартных игр, из них 5 женщин (18,5%) и 22 мужчины (81,5%) в возрасте от 14 до 60 лет (средний возраст - 32,2 года). Подавляющее большинство пациентов имеют среднее или средне-специальное образование (51,85%). Лица с высшим образованием составили лишь 14% от исследуемой группы. Более трети гемблеров

были без работы (10 чел.). По сферам профессиональной деятельности получено следующее распределение: промышленность - 1 чел., бизнес - 5 чел., транспорт - 4 чел., торговля - 1 чел., бытовое обслуживание - 1 чел., сотрудники силовых органов -2 чел., учащиеся школ - 3 чел.

В анамнезе у 14 пациентов обнаруживалась наследственная отягощенность по психическим заболеваниям, причем у 11 из них родители или близкие родственники обнаруживали зависимость от алкоголя. У всех гемблеров выявлены различные психические расстройства: F1 - 6 чел., F0 - 7 чел., F6 - 5 чел., F2 - 5 чел., F7 - 1 чел., F3 - 1 чел, у 2 пациентов определена выраженная акцентуация характера. Средний возраст к моменту начала основного заболевания составил 22,6 года, игромании - 27,5 года. Длительность игромании к моменту обследования - в среднем 4,7 года.

Поводом обращения к психиатру в 11 случаях послужило желание избавиться от патологической игровой зависимости (в пяти случаях на визите настояли родственники пациентов). 9 больных проходили судебно-психиатрическую экспертизу.

При первичном осмотре выявлены следующие синдромы: астенический - 12 чел., эмоционально-волевой неустойчивости - 8 чел., обсессивный - 6 чел., депрессивный - 6 чел., параноидный и психоорганический по 3 чел., конверсионных расстройств -2 чел. У 6 пациентов в клинической картине преобладал тревожный компонент. Мотивация первичного обращения к азартным играм была различной: «от скуки» - 12 чел., «получить удовольствие» - 6 чел., «острые ощущения» - 5 чел., «материальная выгода» - 3 чел., «снятие напряжения» - 1 чел. Все несовершеннолетние лица (4 чел.) попробовали играть «от скуки». У 12 гемблеров диагностировалась первая стадия «выигрышей», 13 достигли второй стадии - «проигрышей», третья стадия - «разочарования» зарегистрирована лишь в двух случаях.

Распределение психических симптомов, связанных с патологическим гемблингом

Наличие симптомов Число больных

абс. %

Хорошее самочувствие или эйфория во время игры 22 81,5

Невозможность произвольно прервать игру 25 92,6

Увеличение времени, проводимого за игрой 25 92,6

Борьба мотивов 12 44,4

Навязчивые мысли об игре 22 81,5

Отрешенность от повседневных забот, погруженность в мир собственных переживаний во время игры 9 33,3

Дереализация 3 11,1

Деперсонализация 7 25,9

Состояние суженного сознания во время игры 17 63,0

52

Вестник Смоленской медицинской академии Na3, 2009

На этапе прерывания игрового цикла достоверно чаще диагностировались депрессивные расстройства, нередко сопровождающиеся чувством вины за создавшуюся ситуацию, ощущением безнадежности, никчемности, суицидальным поведением (23 чел.). Несколько реже встречались обсессивно-фобические (15 чел.), обсессивно-компульсивные (5 чел.) и астенические расстройства (10 чел.), враждебность и паранойяльность (7 чел.).

Для социальных последствий патологического гемблинга было характерно нарушение или разрыв семейных отношений - 20 чел., антисоциальное поведение (общественно опасные деяния, бро-

дяжничество) - 17 чел., наличие долгов - 22 чел. Совершали противоправные действия для получения денежных средств на азартные игры 7 гембле-ров.

Таким образом, синдром патологической зависимости к азартным играм, как правило, формируется на фоне имеющихся у пациентов психических расстройств. Сложность клинической картины, терапии, тяжесть социальных последствий игромании, недостаточная изученность взаимного влияния патологического гемблинга и психического расстройства диктует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров А. Ю., Цыганков Б. Д., Малыгин В. Л. Патологическое влечение к азартной игре как модель нехимической зависимости//Журнал неврол. и псих. - 2006. - № 5. - С. 63-70.

2. Зайцев В. В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000, № 1. - С. 52-56.

3. Малыгин В. Л., Цыганков Б. Д. Клиника и динамика психических расстройств у лиц с патологической зависимостью от игры // Наркология - 2006, № 9. - С. 59-63.

4. Скокаускас Н., Саткявичюте Р., Бурба Б. Некоторые аспекты патологического влечения к азартным играм //Психиатрия. - 2004, № 3. - С. 59-65.

5. Custer R. L. Profile of the pathological gambler // J. Clin. Psychiatry, 1984. Dec. V. 45. N 12. Pt. 2. P. 35-38.

удк 616.89-008.441.44-08

алгоритм социлльно-психологичЕской и терапевтической помощи лицлм, совершившим суицидальную попытку

Высокий риск совершения СП больными, страдающими депрессивными расстройствами (Войцех В. Ф., 2006; Смулевич А. Б., 2003), диктует необходимость совершенствования лечебно-диагностических мероприятий, направленных на превенцию суицидального поведения.

Существует несколько важных аспектов, которые необходимо учитывать при организации оказания суицидологической помощи, первым из которых следует отметить временной вектор приложения тех или иных антисуицидальных мероприятий относительно текущего этапа суи-цидогенеза. Отмечено, что до 70% больных, совершивших СП, посещали врача общей практики в течение 6 месяцев до суицида (Мосолов С. Н., Костюкова Е. Г., 2002), а по данным J. Р^^ и Р. Burges (1998), 41% суицидентов в течение 1 года до смерти обращались за психиатрической стационарной помощью и около 9% совершали суицид в первый день после выписки из больни-

с. в. ваулин, м. в. алексеева

Смоленская государственная медицинская академия

цы. Становится очевидной значимость проведения не только лечебных мероприятий при госпитализации суицидентов в психиатрический стационар в раннем постсуицидальном периоде, но и своевременность выявления суицидогенных депрессий в амбулаторном звене психиатрической помощи, т.е. в пресуицидальном периоде, а также возможность проведения адекватной и безопасной «вторичной фармакопрофилактики» (Мосолов С. Н., 2002) психических расстройств после выписки суицидента из стационара.

Социальная среда, влияя на биологические основы личности индивида, формирует его сознание, определяет социально-психологические особенности, и в случаях, когда психическая травма наносит серьезный ущерб ведущим моральным ценностям личности, входящим в ее мировоззрение, систему личностных смыслов, возникают кризисные ситуации с высокой вероятностью суицидального поведения (Тихоненко В. А., 1984). Суицидальная попытка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.