Научная статья на тему 'Гематологические показатели кроликов в условиях стресса и при его иммунокоррекции'

Гематологические показатели кроликов в условиях стресса и при его иммунокоррекции Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
594
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / кролики / кровь / эритроциты / гемоглобин / лейкоциты / об-щий белок / глюкоза / кортизол / ДГЭА-С / Ронколейкин®. / stress / rabbits / blood / erythrocytes / hemoglobin / white blood cells / general protein / glucose / cortisol / DGEA-S / Ronkoleikin®.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Т.Я. Вишневская, Л.Л. Абрамова

Представлен анализ динамики некоторых показателей морфологии и биохимии кро-ви кроликов в условиях стресса и его иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®. Выявлено положительное воздействие на организм стрессовых животных иммуномоду-лятора Ронколейкина®.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Т.Я. Вишневская, Л.Л. Абрамова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hematological indicators of rabbits in conditions of stress and its immunocorrection.

We have presented analysis of dynamics of some indicators of morphology and biochemis-try of blood of rabbits in conditions of stress and its immunocorrection by preparation Ronkoleikin®. We have established positive influence of immunomodulator Ronkoleikin® on the organism of animals under stress.

Текст научной работы на тему «Гематологические показатели кроликов в условиях стресса и при его иммунокоррекции»

скохозяйственные животные. Физиологические и биохимические параметры организма. -Боровск, 2002. - 354 с.

2. Белоусов, М.В. Исследование химических и токсических свойств гуминовых кислот низинного древесно-травяного торфа Томской области / М.В. Белоусов, Р.Р. Ахмеджанов, М.В. Гостищева // Бюллетень сибирской медицины. - 2009. - № 4 (2). -С. 27-33.

3. Грибан, В.Г. Щодо ефективносп використання гумшових препаратов у скотарс-твi та мехашзму 1'х ди на органiзм / В.Г. Грибан, В.Г. £фiмов, В.М. Ракитянський [та ш.] // Наук.-техн. бюл. 1БТ i ДНДК1 ветпрепарат1в та корм. доб. - Львiв, 2010. - Вип. 11. -№ 2-3.- С. 402-405.

4. Долгополов, В.Н. Перспективы применения Гумивала в продуктивном животноводстве / В.Н. Долгополов // Итоги и перспективы применения гуминовых препаратов в продуктивном животноводстве, коневодстве и птицеводстве (Москва, 21 декабря 2006 г.). - М., 2006. - С. 40-43.

5. £фiм ов, В.Г. Стан мшерального обмшу у свиней на промисловому комплекс / В.Г. £фiмов, К.Л. Костюшкевич, £.О. Лосева // Наук. вюник вет. мед. - Бша Церква, 2010. - Вип. 5 (78). - С. 68-71.

6. Комиссаров, И.Д. Биологическая активность гуминовых препаратов / И.Д. Комиссаров // Досягнення та перспективи застосування гумшових речовин у сшьському господарствг - Дншропетровськ, 2008. - С. 75-78.

7. Понд, У.Дж. Биология свинки / Дж.У. Понд, К.А. Хаупт. - М.: Колос, 1983. - 334 с.

8. Степченко, Л.М. Регуляторш мехашзми ди бюлопчно активних речовин гу-мшово!' природи на органiзм продуктивно!' птищ / Л.М. Степченко // Фiзiологiчний журнал. - 2010. - Т. 56. - № 2. - С. 306.

9. Фiзiолого-бiохiмiчнi методи дослщжень у бюлогп, твариннищта та ветеринарнiй медицинi / В.В. Влiзло, Р.С. Федорук, 1.А. Макар [та ш.]. - Львiв, 2004. - 400 с.

10. Czech, A. Biochemical and haematological blood parameters of sows during pregnancy and lactation fed the diet with different source and activity of phytase / A. Czech // Animal Feed Science and Technology. - 2004. - Vol. 116. - P. 211-223.

УДК 636. 92:616.15

ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА И ПРИ ЕГО ИММУНОКОРРЕКЦИИ

Т.Я. ВИШНЕВСКАЯ, Л.Л. АБРАМОВА ФГБУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» г. Оренбург, Российская Федерация, 460014

(Поступила в редакцию 23.01.2012)

Введение. Организм кроликов, как животных с хорошо развитой нервной системой, в течение жизни подвергается влиянию многочисленных факторов, вызывающих стресс. Возникновение стресса у животных - результат изменяющихся внешних условий среды: резкая смена распорядка дня, изменение рациона, длительное отсутствие воды, отлов и пересадка в новые клетки, скученное содержание, перевозка и другие действия персонала. Температура воздуха является одним из важнейших микроклиматических факторов, ее изменения могут повлечь за собой серьезные нарушения в адаптационных механизмах животных. Так, нарушение микроклимата в помещении, где содержатся животные, приводит к накоплению в воздухе пыли и вредных газов,

203

что также способствует развитию стресса. Все это нередко приводит к смерти животных [3, 5, 8, 10].

Иммунодефицитные состояния организма неотделимы от стресса и наблюдаются у новорожденных, молодняка и старых животных. Механизмы развития стресса сопровождаются ограничением адекватного проявления иммунной реактивности организма, образуя основу имму-нопатогенеза различных его заболеваний и состояний [1, 2, 7, 11]. В настоящее время для улучшения иммунобиологического статуса и повышения продуктивности сельскохозяйственных животных широко применяются иммунные модуляторы. Их практическое использование осуществляется по трем направлениям: иммунопротекция, иммуно-коррекция и с целью иммунореставрации [4, 6, 9].

Цель работы - изучить динамику показателей морфологии и биохимии крови кроликов в условиях стресса и иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®.

Материал и методика исследований. Объектом исследования служили 24 половозрелых самца кроликов породы советская шиншилла в возрасте 8 месяцев, аналогичные по массе, из которых сформировали три группы: контрольную (1-я) и две опытные (2-я и 3-я).

Экспериментальное моделирование стрессового состояния животных производили в течение 14 суток с использованием уплотненной посадки и теплового климатического фактора на базе КФХ «Раздолье» Тюльганского района Оренбургской области. Для иммунокоррекции организма кроликов, находящихся в стрессе, животным вводили препарат Ронколейкин®.

Животных 2-й группы подвергали стрессу (п=9). Кроликам 3-й группы перед постановкой на эксперимент вводили Ронколейкин® подкожно из расчета 5000 МЕ/кг массы тела двукратно один раз в сутки с интервалом 48 ч. Последнюю инъекцию Ронколейкина® производили за 48 ч до начала эксперимента (п=9).

Кролики 1 -й группы служили контролем, содержались отдельно от остальных, им не применяли препараты и не подвергали их стрессу (п=9). Все животные находились в одинаковых условиях содержания, их кормление осуществляли по нормам ВИЖа.

Препарат Ронколейкин® получают современными биотехнологическими методами из клеток продуцента рекомбинантного штамма пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisiae, в генетический аппарат которых встроен ген человеческого интерлейкина-2 (рИЛ-2), солюби-лизатор-додецилсульфат натрия (ДСН), стабилизатор Б-маннит и восстановитель дитиотреитол (ДТТ). Активная субстанция Ронколейки-на® - рекомбинантный дрожжевой интерлейкин-2 человека - является полипептидом, состоящим из 133 аминокислот с молекулярной массой около 15,4 кДа. По внешнему виду препарат представляет собой прозрачную опалесцирующую жидкость.

Для получения материала в целях исследования осуществляли взвешивание животных до и после эксперимента, забор проб крови из

204

краевой ушной вены. Морфологические и биохимические исследования крови проводили по следующим показателям и методикам: концентрацию гемоглобина определяли колориметрическим методом, количество эритроцитов, общих и агранулярных лейкоцитов в крови -гематологическим анализатором ММотс СА 620, общий белок в сыворотке крови - рефрактометром ИРФ-22 и биуретовой реакцией, белковые фракции - турбидиметрически, активность АсАТ и АлАТ - по Райтману - Френкелю, содержание глюкозы - с помощью набора «ГЛЮКОЗА-ФКД», кортизол - методом твердофазного иммунофер-ментного анализа (ИФА), ДГЭА-С (дигидроэпиандростерон-сульфат) -методом твердофазного иммуноферментного анализа (ИФА). Для оценки различий показателей двух групп применяли критерий достоверности Стьюдента.

Результаты исследований и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что у животных 2-й опытной группы (стресс) по сравнению с контрольной количество эритроцитов в крови увеличивалось на 72,0 % (Р<0,001), в 3-й группе - на 5,4 %. Применение Ронко-лейкина® животным на фоне стресса по сравнению со 2-й группой снижало количество эритроцитов на 38,7 % (Р<0,001).

Уровень гемоглобина в крови животных 2-й группы повышался по сравнению с контролем и с 3-й группой на 17,6 (Р<0,05) и 18,2 % (Р<0,01) соответственно.

Количество общих лейкоцитов у животных, находящихся в условиях стресса, по сравнению с контролем и 3-й группой увеличилось на 13,8 (Р<0,01) и 16,0 % (Р<0,01) соответственно. У кроликов 3-й группы (Ронколейкин®) данный показатель не отличался от контрольного значения.

Численность агранулярных лейкоцитов у животных 2-й и 3-й групп в сравнении с контролем снизилась в 1,17 раза (на 14,2 %) (Р<0,01) и в 1,08 раза (на 7,4 %) (Р<0,05) соответственно. Применение Ронколей-кина® животным в условиях стресса увеличило значение аналогичного показателя в 1,08 раза (на 7,9 %) (Р<0,05) по сравнению с животными, находящимися в условиях стресса.

Стресс оказал влияние на биохимические показатели крови животных. Так, содержание общего белка и альбуминов достоверно (Р<0,001) понижалось соответственно на 6,9 и 5,4 % по отношению к контролю. Применение Ронколейкина® на фоне стресса повышало концентрацию общего белка в сыворотке крови на 8,6 % (Р<0,05), а концентрацию альбуминов понижало на 3,2 % (Р<0,05) по отношению к контролю, в сравнении со 2-й группой, животные находились в условиях стресса, значения данных показателей повышались на 16,6 % (Р<0,001) и на 2,4 % (Р<0,01) соответственно.

При сопоставление показателей содержания у-глобулинов в сыворотке крови кроликов 2-й группы по сравнению с контролем выявлено их достоверное (Р<0,01) понижение на 21,3 %. Использование Ронко-лейкина® на фоне стресса способствовало повышению концентрации

205

у-глобулинов по сравнению с контролем и 2-й группой в 1,11 раза (Р<0,01) и в 1,41 раза (Р<0,001) соответственно.

Количественное содержание ферментов АсАТ и АлАТ в сыворотке крови кроликов 2-й группы было ниже, чем в контрольной, на 16,2 (Р<0,01) и 26,3 % (Р<0,01) соответственно. Применение Ронколейкина® животным на фоне стресса повышало содержание ферментов АсАТ и АлАТ по отношению ко 2-й группе на 5,2 и 23,8 % (Р<0,01) соответственно, а в сравнение с контролем различия в аналогичных показателях были не существенны.

Показатель коэффициента де Ритиса 2-й группы превышал в 1,14 раза (Р<0,01) его контрольное значение и в 1,18 раза (Р<0,01) показатель 3-й группы.

У животных, находящихся в условиях стресса, по сравнению с контролем уровень глюкозы в крови повышался на 50,1 % (Р<0,01), применение препарата Ронколейкин® кроликам увеличивало этот показатель на 15,8 % (Р<0,05). Выявлена достоверная (Р<0,01) разница в концентрации глюкозы в крови между 2-й и 3-й группами животных, которая составила 22,8 %.

В сыворотке крови кроликов на фоне стресса по сравнению с контролем регистрировалось повышение концентрации кортизола на 42,1 % (Р<0,01). Использование Ронколейкина® животным на фоне стресса по сравнению с контролем повышало концентрацию кортизо-ла на 22,8 % (Р<0,01), а при сопоставлении данного показателя со 2-й группой наблюдалось его понижение на 13,6 % (Р<0,01).

Содержание в сыворотке крови половых гормонов ДГЭА-С у животных, находящихся в условиях стресса, снижалось на 24,2 % (Р<0,01) по сравнению с контролем. Ронколейкин® увеличивал концентрацию ДГЭА-С на 28,0 % (Р<0,01) по сравнению с животными, находящимися в условиях стресса.

На момент завершения эксперимента живая масса животных в контрольной группе увеличилась на 4,1 % (Р<0,05) (в 1,04 раза), в то время как при стрессе по сравнению с контролем отмечали снижение ее на 18,6 % (в 1,22 раза) (Р<0,001). При воздействии Ронколейкина® изменения в живой массе кроликов относительно контроля не наблюдали, но в сравнении со 2-й группой (стресс) отмечали ее повышение на 21,7 % (в 1,22 раза) (Р<0,01).

Анализ морфологических показателей крови животных, находящихся в условиях стресса, показал отрицательное его воздействие на адаптационные механизмы организма, выразившееся в увеличении концентрации гемоглобина, количества эритроцитов, общих лейкоцитов и в снижении агранулярных лейкоцитов. Последнее можно объяснить механизмом развития стресса, а именно: в организме возникает недостаток кислорода, который восполняется увеличением количества эритроцитов в крови и соответственно уровня гемоглобина, что дает возможность для менее травмирующей адаптации животных к изменяющимся условиям среды.

По результатам биохимических показателей сыворотки крови животных на фоне стресса наблюдалось понижение содержания общего белка, у-глобулинов, что свидетельствует о замедлении процессов: синтеза белков, транспортировки питательных веществ для клеточных структур, защиты организма от неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, снижение содержания ферментов АсАТ и АлАТ в сыворотке крови животных способствовало увеличению коэффициента де Ритиса.

Во время стресса повышение уровня кортизола (поддерживающего нормальный баланс сахара) в крови в 1,42 раза приводит к увеличению концентрации глюкозы в 1,5 раза и, как следствие, к выработке энергии, необходимой для тканей и органов животных. Однако увеличение уровня кортизола оказало влияние на выработку надпочечниками полового гормона ДГЭА-С, снизив их концентрацию в 1,32 раза.

Воздействие иммунокорректора Ронколейкина® на организм кроликов при стрессе обусловило поддержание численности эритроцитов, концентрации гемоглобина, числа общих лейкоцитов на уровне контроля и повышение численности агранулярных лейкоцитов в крови. Кроме того, иммунокорректор усиливал белковый обмен и повышал иммунобиологическую реактивность организма, что выражалось в повышении уровня общего белка, альбуминов и концентрации у-глобулинов. Ронколейкин® способствовал увеличению концентрации ферментов АлАТ и АсАТ и соответственно снижению коэффициента де Ритиса, существенно сдерживал повышение концентрации кортизола и глюкозы. При этом содержание полового гормона надпочечников ДГЭА-С в сыворотке крови животных оставалось в пределах нормы.

Заключение. Таким образом, изменения морфологических показателей крови после воздействия стресс-факторов свидетельствуют о резком изменении реактивности организма, об его отрицательном влиянии на гормонально-метаболический статус и в целом на физиологическое состояние животного.

Фон Ронколейкина® при стрессе способствует активизации механизмов адаптации организма животных под влиянием биологически активных веществ, обусловливая снижение численности эритроцитов, концентрации гемоглобина, числа общих лейкоцитов и снижение уровня глюкозы в крови. В целом отмеченная у животных 3-й опытной группы тенденция к повышению количества у-глобулинов свидетельствует о положительном влиянии Ронколейкина®, улучшающего физиологическое состояние, инициирующего естественные компенсаторные механизмы организма кроликов, находящихся в условиях стресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов н/Д.: Наука, 1990. - 224 с.

207

2. Горизонтов, П.Д. Стресс и система крови / П.Д. Горизонтов, О.И. Белоусова, М.И. Федотова. - М.: Медицина, 1983. - С. 240

3. Гуськов, А.Н. Влияние стресс-фактора на состояние сельскохозяйственных животных / А.Н. Гуськов. - М.: Агропромиздат, 1994. - С. 38-41.

4. Добрица, В.П. Современные иммуномодуляторы для клинического применения / В.П. Добрица, Н.М. Ботерашвили, Е.В. Добрица. - СПб.: Изд-во «Политехника», 2001.

5. Ковальчикова, М. Адаптация и стресс при содержании и разведении сельскохозяйственных животных / М. Ковальчикова. - М.: Изд-во «Колос», 1986. - 270 с.

6. Малычева, В.Н. Разработка препаратов на основе геноинженерных цитокинов / В.Н. Малычева, Н.М. Пустошилова, Е.Д. Даниленко // Медицинская иммунология. - 2001. -Т. 3. - № 2. - С. 326-378.

7. Преображенский, Д. И. Стресс и патология размножения сельскохозяйственных животных / Д.И. Преображенский. - М.: Наука, 1993. - С. 22-25.

8. Пьянов, В.Д. Моделирование стрессовых ситуаций и влияние их на физиологический статус собак: учен. записки / В.Д. Пьянов, М.С. Галицкая, Е.С. Шутенков // Матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Е.Н. Павловского / Казанская гос. акад. вет. медицины. - Казань, 2004. - Т. 179. - С. 265-271.

9. Слободяник, В.И. Иммуномодуляторы ронколейкин и фоспренил при выращивании кроликов / В.И. Слободяник, С.П. Жуков, М.В. Слободяник // Кролиководство и звероводство. - 2009. - № 1. - С. 27-28.

10. Сеин, Б.С. Интерьерные показатели у кроликов при иммобилизационном стрессе / Б.С. Сеин, А.А. Аксенов // Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения: матер. XI Междунар. науч.-произв. конф. - Белгород, 2007. - С. 217.

11. Шмидт, Ю.Д. Терапевтическая коррекция метаболических расстройств, вызываемых транспортным стрессом и гипоксией / Ю.Д. Шмидт // Актуальные вопросы ветеринарной медицины мелких домашних животных: мат. межрегион. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2002. - С. 50-51.

УДК 619:616.2-079.4:636.4

ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА БОЛЕЗНЕЙ СВИНЕЙ С РЕСПИРАТОРНЫМ СИНДРОМОМ

В.С. ПРУДНИКОВ, М.В. КАЗЮЧИЦ УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины» г. Витебск, Республика Беларусь, 210026

(Поступила в редакцию 22.01.2012)

Введение. В последние 10-15 лет респираторный симптомоком-плекс (РСКС) у свиней часто выявляется в США и в большинстве стран Европы. Под этим названием объединяют несколько болезней, которые могут развиваться самостоятельно, но очень часто имеет место смешанная инфекция как минимум трех этиологических агентов -бактерий (Pasteurella multocida, Actinobacillus pleuropneumoniae, Haemophilus pleuropneumoniae, Mycoplasma hyopneumoniae) и вирусов (особенно вируса РРСС) [2, с. 5]. Виды микроорганизмов, участвующих в патогенезе РСКС, многочисленны и неодинаково распространены на фермах с разными системами содержания свиней [3, с. 17; 8, с. 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.