Научная статья на тему 'Где искать педагогические основы е-Learning? в защиту дидактики'

Где искать педагогические основы е-Learning? в защиту дидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин В. В.

The author is looking at pedagogical technology as a basis for e-learning. He describes in detail general pedagogical technology and structure of the learning activity of a student, which corresponds with the personality-oriented type of learning process. The realization of this technology will help to provide the quality of e-learning. Special attention is given to criteria used for learning materials in e-learning, e.g. for Syllabus and Study Guide, to support the promotion of open education principles. Recommendations given are based on the practical use of e-learning materials and technology in the International University of Business and New Technology, Yaroslavl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Где искать педагогические основы е-Learning? в защиту дидактики»

ГДЕ ИСКАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ E-LEARNING?

В ЗАЩИТУ ДИДАКТИКИ

В.В. Юдин, проректор МУБиНТ E-mail: [email protected] Международный университет бизнеса и новых технологий, г. Ярославль http://www.mubint.ru/default.aspx

The author is looking at pedagogical technology as a basis for e-learning. He describes in detail general pedagogical technology and structure of the learning activity of a student, which corresponds with the personality-oriented type of learning process. The realization of this technology will help to provide the quality of e-learning. Special attention is given to criteria used for learning materials in e-learning, e.g. for Syllabus and Study Guide, to support the promotion of open education principles. Recommendations given are based on the practical use of e-learning materials and technology in the International University of

Business and New Technology, Yaroslavl.

Приятно, что журнал «Открытое образование» предоставляет свою трибуну не только для статей информационно-технологического, но и психолого-педагогического направления. Примером того является интересная статья действительного члена МАОО, д.п.н., проф. В.М. Монахова «Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели Б-Ьеагш^?» (2004. -№ 2)

Справедлив призыв автора к «приведению в порядок дидактики как науки», дабы она справилась с новыми задачами, вставшими перед образованием в связи с использованием новых технических средств и расширением практики дистанционного обучения. Ставка в этом на теорию педагогической технологии также принимается. Автор выстраивает ее на «системе педагогических объектов, описывающих любой образовательный процесс». В качестве таких объектов рассматриваются и «методическая система обучения», и даже сам «учебный процесс», то есть объект используется для описания самого себя. Процедуры создания методической системы обучения, предложенные В.М. Монаховым, являются логичными этапами проектирования учебного процесса, но не ясно, как будет гарантироваться качество обучения, и вряд ли из них можно составить образовательную технологию.

В практике образования все, действительно, не так грустно, и дидактика давно сформировала направление - педагогическая технология (ПТх), имеющее «большую объяснительную силу», как обязательный атрибут теории (В.А.Еровенко-Риттер), - способное гарантировать результат, в частности, в условиях использования е-средств. Не имея возможности здесь подробно раскрывать теорию педагогической технологии, отошлем читателя к серии статей проф. В.В. Гузеева, А.М. Кушнира и наших статей в журнале «Школьные технологии» за 2000 -2002 гг., представим лишь конспективно её основные положения.

В нашей работе «Сколько технологий в Педагогике?» (Школьные технологии- 2000. - № 3) сформулированы сущностные признаки технологии: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

Не лишним здесь будет сказать, что сила технологии - в ее законосообразности, обеспечивающей гарантию результата. Согласно закону Педагогики, непосредственно определяющим результат обучения является познавательная деятельность самого студента. Это позволяет сформулировать требования к тому, как нужно использовать компьютерные средства для получения качественного результата.

Теория ПТх базируется на семи основаниях:

1) понятие технологии;

2) классификация технологий (общепедагогических и локальных);

3) законы (закономерности) педагогики как основа действия технологий;

4) деятельностный подход в понимании образовательного результата и учения ученика, студента, слушателя;

5) уровневое понимание образовательного результата и познавательной деятельности обучаемого;

6) структура и наполненность познавательной деятельности студента различных уровней;

7) типы педагогического процесса и их структура.

Коротко поясним конечные положения теории.

1. О результате образования.

Результат образования, а также учебное

содержание, с которым мы идем к студенту, представляют собой человеческий опыт, по сути своей являющийся совокупностью способов деятельности. Истинным результатом образования является не чистая информация, от которой нормальный ум быстро освобождается, а знания и умения как часть опыта (Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Юдин В.В.). Наиболее адекватно такая трактовка результата образования передается компе-тентностным и уровневым подходами к содержанию образования. Отличия инженера-программиста и пользователя ПК состоят не только в глубине информированности, но и в уровне личностной компетентности.

2. О «механизме», формирующем результат образования.

Важнейшая закономерность педагогики указывает на то, что нет иного пути и средства получения образовательного результата, кроме деятельности самого учащегося (Загвязинский В.И., Юдин В.В.). Следовательно, технология преподавания прежде всего должна фиксировать шаги деятельности ученика.

3. О строении самой деятельности.

Нас интересует деятельность как результат обучения и, главное, как средство обеспечения его. Можно выделить основные, чаще всего наблюдающиеся, а может быть и обязательные составляющие деятельности. Принципиальным является наличие пяти этапов:

- установочного, включающего мотивацию, фиксацию своих потребностей, мотивов деятельности и целеполагание, то есть определение целей своей собственной деятельности;

- интеллектуального, связанного с пониманием информации, включая обдумывание и составление собственных представлений, формирование обобщенного, абстрактного понимания осваиваемого материала, понимание сути, иногда прорыв в новое знание, в решении частной задачи, планирование действий, направленных на практическое достижение целей и производимое с учетом нового теоретического знания;

- реализации или собственно практической деятельности, во время которой возможен периодический возврат к предыдущим мысленным этапам и повторение цикла;

- контроля за выполнением действий, их плана и последовательности, коррекции на узловых позициях и контроля результата;

- оценивания степени удовлетворения личных интересов деятельности.

Теория педагогической технологии гласит, если будут реализованы все этапы познавательной деятельности учащегося, вынужденно сформируется и результат. Следовательно, успешной будет та программа дистанционного обучения, которая инициирует все шаги деятельности студента. Наиболее полную структуру, включающую более 12 шагов деятельности, В.В.Давыдов называет полноценной учебной деятельностью (ПУД) и утверждает, что если она выполняется без пропусков, то результат получается полноценный и в смысле освоения способа деятельности, понимания сферы, и в смысле личностных характеристик учащегося. Выпадение элементов из ПУД, например, при подмене целеполагания постановкой задач преподавателем, при замене деятельности студента по планированию своих шагов на предъявление рекомендуемого плана, приводит к отчуждению деятельности и означает фактическое отсутствие соответствующего этапа. Такой «скол деятельности» порождает ущербную личность.

Для каждого типа педагогического процесса набор, последовательность и особенности реализации шагов деятельности различны. Для возможности гарантированного получения заданного образовательного результата нужно технологическое описание избранного типа учебного процесса и четкое следование ему. Для того, чтобы служить базой для организации дистанционного обучения, педагогической процесс должен быть технологически описан как определенный тип. Это является инвариантом множества методик, конкретных практик преподавателей, реализующих в принципе один и тот же подход, идеологию образования.

Таблица

Общепедагогические технологии и их ключевые элементы

Тип Достигаемый Познавател ъная Типичные методы

результат деятельность ученика обучения

Догматический поверхностная ориентировка заучивание сообщающие

Формально- фор мальные понимание, объяснительно-

репродуктивный знания воспроизводящая активность иллюстративные

Сущностно- умения обдумывание, репродуктивные,

репродуктивныи интерпретирующая активность решение задач

Продуктивный творческое самостоятельный поиск, проблемное

мышление творческая активность обучение

Субъектно- личность самостоятельная совместное решение

ориентированный постановка задач и их решение задач, имеющих личный смысл

Мы считаем, что для определения педагогических основ дистанционного обучения (ДО) надо, прежде всего, скорректировать позицию его рассмотрения.

• Практика ДО интересна, но пока эпизодична и не дала теоретических основ обучения с использованием е-технологий. Она и не могла их дать: речь может идти только о закреплении эмпирически накопленного опыта. При всем многообразии оригинальных форм, программных технологий это -новые возможности, отвечающие на новые запросы к характеру предоставления образовательной услуги, не принесшие качества образования, сравнимого с очным.

• Справедливы упреки педагогике в аморфности ее рекомендаций и неконкретности и, тем не менее, искать эффективные методические решения использования новых технических средств надо все же не у самих ТСО, а в педагогике, точнее, - в практико-ориентированном ее направлении - педагогической технологии.

• Поиск теоретических основ, оснований для методик ДО необходим для обеспечения высокого качества образования в условиях резкого расширения возрастных групп, географии желающих получить профессиональное образование и изменения характера запрашиваемой образовательной услуги. Никакая «новая практика» не поколебала устоев Педагогики и не могла поколебать, так как образовательный результат формируется в ходе тех же интеллектуальных процессов вне зависимости от того, сидит ли студент за партой в аудитории, либо за компьютером в интегрированной образовательной среде. Ка-

чество образования, как и требования к электронным учебникам, организационному сопровождению познавательной деятельности учащегося задаются основами педагогической технологии.

• ДО не является самоцелью. Обучение традиционно разделялось на очное, заочное и корреспондентно-заочное, или дистанционное, но тенденции современного образования развивают указанные формы, сближая их. Так, очное обучение обогащается продуктивными элементами, НИРС, переходя в организацию самообразования. Так, современные представления о характере организации образовательного процесса (на очном отделении вуза, например) требуют построения его на основе самообразования студентов, с минимальной выдачей информации преподавателем и натаскиванием, с максимальной помощью личностному росту в процессе освоения определенной деятельности. Дистанционное обучение, базирующееся на самоорганизации с использованием новых технологий, дополняется практически постоянным консультированием преподавателя, возможностью общения сокурсников, типичными для очного обучения. Логика развития философии образования и совершенствования ТСО приводят к единой организационной форме обучения -Е-1еагш^ (см. сх. 1).

• Таким образом, сейчас целесообразно говорить не о ДО как таковом, а об органичном сочетании технологий удаленного с практикой очного обучения, то есть о смешанном обучении или Е-Ьеагш^, являющимся формой реализации открытого образования.

• Важным для использования положений ПТх в Е-1еагтп§ является соответствие уровня технологии типу педагогического процесса. Открытое образование - это реализация субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, отвечающего современным социальным требованиям к характеру образования. Применение современных технологических средств (электронных учебников, ЬМ8 с форумами, автоматизированного поиска в информационных базах) для реализации репродуктивного обучения сводит Е-Ьеатт§ к традиционному программированному обучению 60-х гг., эффект которого давно оценен.

Схема 1

Тенденции развития форм образования

ОБРАЗОВАНИЕ

Учебный процесс па принципах Открытого образования

Е-1£агпш£ или смешанное обучение

Современное е-обучение действительно позволяет в массовом образовании реализовать принципы открытого образования:

- не ограниченность временными и пространственными рамками;

- учащийся, слушатель - субъект в ситуации вариативных образовательных возможностей, в которых он должен сделать ответственный выбор;

- цель - развитие субъектности и индивидуальности человека при активной его самореализации.

Технология субъектно-ориентированного типа педагогического процесса может быть представлена описанной схемой деятельности с обязательным уточнением: мотивы должны быть у студента свои, вытекать естественным образом из его жизненных потребностей. В этом аспекте, такие моменты, как выбор студентом предмета, раздела к изучению, глубины его освоения, траектории движения являются не экзотическими, как часто оценивается нашими педагогами, а крайне обязательными.

Укрупненно этапы познавательной деятельности студента те же, что и в традиционном обучении: набор предварительной ин-

формации, обдумывание ее в ходе решения поставленных тьютором или сформулированных учащимся задач, самопроверка или взаимокоррекция промежуточных результатов изучения, итоговый контроль. Отличительным является наличие важного этапа самоопределения (мотивы и цели изучения дисциплины, темы) и характер выполнения всех остальных этапов.

Теория обучения и теория педагогической технологии являются основой для построения эффективной методики обучения с использованием е-ресурсов и, в частности, позволяют создать:

- технологию организации самостоятельной познавательной деятельности студента, по факту являющуюся технологией субъектно-ориентированного типа педагогического процесса;

- требования к УММ, в частности к электронным учебникам как средству, определяющему процесс самообразования студента.

Здесь находятся ключи от качества образования.

Характер познавательной деятельности, требуемый от студента ВШ, описан выше, но еще важнее определить образовательный результат, который фиксируется не в знакомых нам ЗУНах, а в форме компетенций, включая личностные качества выпускника, и характеризует его как самоорганизованного человека, способного развивать свою отрасль.

Вторым, не менее важным для ДО фактором является новая роль преподавателя. Его функция как носителя знаний остается, но становится не главной. Современным выпускником студент сможет стать только в том случае, если получит в процессе обучения опыт субъекта собственной деятельности. Это неизмеримо сложнее: надо не просто «давать знания», не только проблематизиро-вать изложение, а помогать выстраиванию собственной познавательной деятельности. Это - ключевая задача и функция нового педагогического работника - тьютора (Т.М. Ковалева).

Разнообразие форм учебно-методических материалов (УММ), появившееся в последнее время, не было подкреплено соотнесением их с дидактическими задачами, решению которых они предназначены, а перечень последних в принципе не изменился. Чего только нет в структуре электронного учебника (ЕУч), часто механически перенесенного из западноевропейских образцов. Эффективность традиционных для е-обу-

чения видов УММ определяется нацеленностью их на реализацию соответствующих этапов познавательной деятельности обучаемого (см. сх. 2).

Схема 2

Виды УММ и этапы познавательной деятельности студента, обеспечиваемые ими

мт ц и 0 Пл р К КР оУ

Установка Интеллектуальный Реализации Контроль Оценивание

Syllabus руководство по изучению курса, включая отдельные виды работ

Теория

Практика

Тест по разделам Тест итоговый

Как форма реализации открытого образования дистант должен предоставить студенту возможность выбора не только глубины и форм изучения материала, но даже оставить за ним право не изучать предмет. Поэтому с организационно-педагогической точки зрения процесс ДО должен включать процедуру добровольной записи (регистрации) на изучение курса после ознакомления с рабочей программой или навигатором по курсу («study guide») и определения собственных целей, задач изучения его. Методы изучения предмета связаны с уровнем его освоения. Описание материала должно позволить студенту «пробежать» весь курс и одновременно дать возможность желающим разобраться в глубоких моментах. Практика стран с традициями гражданского общества показывает, что это возможно за счет разнообразных и разноуровневых заданий, рейтинговой оценки результатов изучения и кредитной системы зачета.

Особую важность здесь имеют новые, появившиеся в связи с е-обучением виды УММ: руководство по самостоятельному изучению предмета - аналог западного «Syllabus» и «Study guide», еще не имеющий адекватного устоявшегося русского термина.

Study guide решает в западной образовательной практике установочную задачу, когда студент определяет степень актуальности для себя данного материала, выбирает уровень изучения и ориентировочную траекторию учебной работы. Отечественные методисты, механически перенеся «гайд» в наши методички, отождествили его с традиционными для нас руководствами по отдельным видам работ или с общими рекомендациями

по изучению курса, тем самым редуцировав уровень самостоятельности студента до репродуктивного типа. Нельзя позволить себе электронными учебниками поддерживать «знаниевую» педагогику. Поэтому из всех вариантов русскоязычных терминов: «гид», «руководство», «рекомендации по курсу», «путеводитель» УММ - мы предлагаем использовать термин «навигатор». Известно, что задача навигации - в «нахождении оптимального маршрута (траектории), определении местоположения», целесообразного вектора движения (см. «Навигация» в Советском энциклопедическом словаре /Под ред Прохорова А.М. - М.: Сов. энциклопедия, 1983).

Syllabus - программа занятий (пер с англ., см. Хорнби А. С. Учебный словарь современного английского языка: Спец. Изд. Для СССР/А.С.Хорнби при участии К.Руз. -М.: Просвещение, 1984. - 769 с. - Oxford University Press. Third impression (revised and updated) 1981.). Русским синонимом является «руководство по изучению курса», содержащее подробную технологическую карту предлагаемых учебных действий студента. Наши руководства приближены к этому, но, к сожалению, не предполагают каких-либо вариаций в изучении предмета студентами.

Подводя итог, отметим, что изучение курса в виртуальной среде требует построения учебного процесса на принципах открытости как реализация субъектно-ориентированного типа педагогического процесса и обеспечивается:

- контентом (учебное содержание, представленное текстами на е-носителях с использованием мультимедийных средств);

- описанием выпускника и перечнем компетенций, которые ему нужно освоить;

- навигатором по курсу (Study guide) как документом, помогающим студенту самоопределиться по отношению к курсу;

- руководством по самообразованию (Syllabus);

- тьюторской функцией педагога как консультанта по самообразованию студента.

МУБиНТ развивает свою практику дистанционного обучения в составе международного консорциума «Электронный университет», имея единый формат электронных учебников, соответствующий стандартам SCORM и IMS, проводит широкую апробацию использования их в учебном процессе, которая позволяет выделить некоторые принципиальные моменты организации образовательного процесса по дистанционному обучению:

• должна быть постоянная обратная связь (с установленной максимальной паузой ответа);

• необходима организация самоконтроля студента после изучения разделов на основе пакета автоматизированных тестов по всем разделам;

• электронный учебник как комплекс методических средств, включающих мультимедийное представление контента, должен быть синхронизирован с основным текстом, плюс иметь обязательные гиперссылки на информационные источники и ресурсы базовой библиотеки по изучаемому профилю;

• ограниченность аудиторных занятий должна компенсироваться организацией тематических форумов с обязательным учетом активности студентов.

В целом дистанционное образование будет успешно при сочетании с традиционным очным обучением, что соответствует отечественному менталитету, и обязательным очным итоговым тестированием (экзаменом) в связке с информационно-поисковой библиотечной системой (например «ИРБИС») и электронной почтой.

Поскольку ЕУч - атрибут открытого образования, мы сопровождаем обучение элементами выбора курсов и глубины изучения при четком описании результата изучения дисциплины, выраженного в форме различных компетенций, кредитной системой учета трудоемкости выполнения учебных заданий, рейтинговой оценкой успешности студента. Набор этих средств и учет данных подходов в методике преподавания - особая тема.

Дидактика (теория обучения), изложенная в технологическом плане, является надежной основой для построения методик эффективного обучения, будь то ДО или Е-Ьеагш^. Все это не снижает потребности в творчестве преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, как все новое е-обучение вызывает сопротивление. Но нужно понимать, что эти технологии - порождение нового времени, другого уровня техники, науки, общества. Они предполагают новую личность, новое образование, и без понимания их как нового социального заказа мы не поймем роль, место, потенциал новых технологий и будем просто бороться с инновациями.

Бесплатное лечение от вирусов

Компания «Доктор Веб» пошла на уступки пользователям, выпустив свободно распространяемую утилиту CurelT! (ftp://ftp.drweb.com/pub/drweb/cureit/drweb-cureit.exe), основанную на базе популярного сканера Dr.Web для Windows. Впервые разработчики сняли ограничение, которое не позволяло незарегистрированному антивирусу лечить зараженные объекты!

Источник. Компьютерра (http://www.computerra.ru/softerra/232194)

* *

*

Литература

1. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.: Знание, 1998. - 69 с.

2. Гузеев В.В. Можно ли построить полностью детерминированный образовательный процесс // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С.252-266.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

4. Загвязинский В.И. О системе принципов обучения в советской дидактике // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвуз. сб. научн. тр. - Челябинск: ЧГПИ, 1985. -С.24-35.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 139 с.

6. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализир.уч. курс / С.А.Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская и др. - М.: Изд. дом «Обучение - Сервис», 2004. - 608 с.

7. Скаткин М.Н. Основные понятия современной дидактики. - М., 1971.

8. Юдин В.В. Педагогическая технология.:Уч. пособ. - Ч. I.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1997.- 48 с.

9. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. - 1999. - № 3. - С.34-40.

10. Юдин В.В. К вопросу о педагогических основах дистанционного образования//Сб. научн. тр.-М.: МЭСИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.