УДК 069.01
А. С. Новиков
Где граница, на которой надо остановиться?
Рецензия на сборник статей «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» (авт.-сост. Е. А. Воронцова ; отв. ред. Л. И. Бородкин, А. Д. Яновский. - М., 2015)
В статье дан анализ некоторых аспектов проблемы информационного обеспечения исторической науки. Она поставлена в рецензируемом сборнике применительно к музею как явлению культуры, создающему и транслирующему новые смыслы. Автор фиксирует усложнение форм представления музейности, обращает внимание на функциональное (с научной точки зрения) использование музейного предмета, задает вопросы: какое место должны занимать учреждения культуры, связанные с хранением исторических источников, в информационной инфраструктуре науки, и какие последствия будет иметь увлечение в музее виртуальными технологиями? Сборник он оценивает как целостный и по-настоящему фундаментальный, академичный.
Ключевые слова: историческая наука, музееведение, информационное обеспечение, новая парадигма, исторический источник, музейный предмет, авторский проект, диалог, информационный ресурс, вызов времени, виртуальность.
A. S. Novikov
Where is a Border Where It Is Necessary to Stop?
The Review of the Collection of Articles «The Role of Museums in Information Support of Historical Science» (a compiler E. A. Vorontsova; a publishing editor L. I. Borodkin, A. D. Yanovsky. M., 2015)
In the article the analysis of some aspects of the problems of information support of historical science. It is characterized by in a peer-reviewed collection in relation to the Museum as a phenomenon of culture, which creates and transmits new meanings
The author captures the complexity of forms of representation of masanotti, draws attention to the functional (from a scientific point of view) the use of the Museum source, asks the questions. The author speaks of the complexity of the development of the Museum, draws attention to the functional (from a scientific point of view) the use of Museum object, asks the questions: what place of museums in the information infrastructure of science and what impact has a interest to virtual technologies. A book he estimates as a holistic, fundamental, academic. In his opinion the book is holistic, fundamental, academic.
Keywords: historical science, museology, information, a new paradigm, a historical source, the Museum's subject matter, authorship, dialogue, information resource, a call time, virtuality.
В эпоху, когда развитие новых технологий подобно взрывной волне от термоядерной бомбы, обычный «среднестатистический» музей, в котором экспонаты заботливо размещены в стеклянных витринах по периметру выставочного зала, все больше и больше превращается в забавный анахронизм. В исторической науке уже давно идут процессы формирования новой парадигмы, связанные с изменением представлений как о содержании исторического развития, так и о методологии исторического познания. Усложняются и формы представления музейности. Традиционный тип музейности, господствовавший на протяжении нескольких веков начиная с эпохи Возрождения и ориентированный на хранение и репрезентацию артефактов, уходит в прошлое. Исследователи полагают, что музей имеет дело с особым историческим источником -музейным предметом и что уже давно стала ак-
туальной проблема его функционального (с научной точки зрения) использования. Поэтому, как нам представляется, никто не будет возражать против тезиса о том, что деятельность ученого-историка и научного сотрудника музея родственны между собой и что ученые-исследователи и музейные работники должны работать вместе, чтобы достойно ответить на вызовы времени.
Одним из проявлений такой совместной деятельности является проект «Роль музеев - библиотек - архивов в информационном обеспечении исторической науки» (председатель редколлегии, главный редактор серии Л. П. Репина; автор проекта Е. А. Воронцова), реализуемый в форме серии из трех сборников в партнерстве с Ассоциацией «История и компьютер», Российским Обществом интеллектуальной истории, Институтом истории СО РАН, Научным советом по
© Новиков А. С., 2016
музеям СО РАН, Институтом археологии РАН, Институтом российской истории РАН, Государственным историческим музеем, Государственным литературным музеем, Библиотекой по естественным наукам РАН, Государственной публичной исторической библиотекой России, Архивом РАН, Научно-образовательным культурологическим обществом России, кафедрой му-зеологии факультета истории искусства РГГУ, исследовательской группой «Российская музейная энциклопедия».
«Первой ласточкой» проекта стал сборник «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» (авт.-сост. Е. А. Воронцова; отв. ред. Л. И. Бородкин, А. Д. Яновский. М., 2015). Представляя собой лишь начало задуманной серии, он носит, тем не менее, целостный и по-настоящему фундаментальный, академичный характер. Среди его авторов - историки, музееведы, культурологи, философы. Большинство из них - сотрудники научных институтов и преподаватели высших учебных заведений, опытные музейные работники. Обширна и проблематика, рассматриваемая в их публикациях: музей в информационной инфраструктуре исторической науки, технологии извлечения информации из музейных предметов, информационно-коммуникационные технологии для исторической науки и музея, проблемы коммуникации сообществ ученых и музейных работников.
Если условно выделить в деятельности музеев два направления - работу с посетителями-непрофессионалами и работу с учеными-исследователями, возникает вопрос: как наладить диалог и с теми, и с другими? Как должны быть выстроены взаимосвязи музея и исторической науки? Какое место должны занимать учреждения культуры, связанные с хранением исторических источников, в информационной инфраструктуре науки?
В работе Н. И. Решетникова отмечено, что физическое состояние документа на материальном носителе не передается копированием, поскольку в последнем случае появляется новый носитель; при этом документ, представленный в музейной экспозиции, попадает в новую среду бытования и посетитель музея воспринимает его иначе, чем экспозиционер [1, с. 284, 286]. Позиция Н. И. Решетникова близка позиции С. М. Поповой и А. А. Яника, которые отмечают, что современный музей не просто фиксирует достигнутый обществом уровень сознания, а сам становится явлением культуры, создающим и
транслирующим новые смыслы. Отсюда возникает проблема социальной ответственности музея: представляя обществу свои нарративы об истории, он тем самым способствует формированию современных мифов [2, с. 126-127].
Музеи, развиваясь, должны приобрести новые качества, чтобы идти в ногу со временем. Вопрос - какие? Каковы должны быть методы и приемы, которые позволят использовать фонды музея как информационный ресурс - и для научного работника, и для посетителя? С точки зрения применения новых форм экспонирования материала интересна статья О. Е. Черкаевой, посвященная немецким «центрам документирования». В таких центрах сделана попытка совместить место, в котором разворачивались значимые события новейшей истории (например, одно из крыльев Зала конгрессов в Нюрнберге, где проходили съезды нацистской партии), и аудиовизуальную подачу информационного контента [4, с. 554-564].
Понятно, что обычный человек, придя в музей, должен иметь возможность погрузиться в эпоху, а исследователь - плодотворно работать с фондовыми собраниями. Но что конкретно нужно сделать, чтобы традиционный музей, в залах которого выставлено в лучшем случае процентов десять того, что находится в фондовых хранилищах, смог ответить на вызов времени? Вызов, который бросают ему в том числе новые информационные технологии. Безусловно, что виртуальная среда предоставляет возможности получения знаний способами, недоступными в реальном мире. Но, как справедливо отмечают исследователи, развитие технологий только создает благоприятные условия, но не обеспечивает прорыва в познании [1, с. 382]. Поэтому закономерен вопрос: насколько далеко может зайти увлечение в музее виртуальными технологиями? Не окажется ли так, что материальность вещи будет вытеснена ее виртуальной формой? Если так, то где граница, на которой надо остановиться?
Будем надеяться, что данный сборник, как и последующие сборники проекта, позволит все же дать ответы на большинство поставленных вопросов.
Библиографический список
1. Гук, Д. Ю., Определенов, В. В. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в межмузейных научных проектах: онтология и прогноз [Текст] / Д. Ю. Гук, В. В. Определенов // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. - М., 2015. - С. 382.
Где граница, на которой надо остановиться?
313
2. Попова, С. М., Яник, А. А. О перспективах участия музеев в развитии цифровой инфраструктуры исторической науки [Текст] / С. М. Попова, А. А. Яник // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. - М., 2015. - С. 126-127.
3. Решетников, Н. И. Письменный источник - музейный предмет - информация в контексте науки [Текст] / Н. И. Решетников // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. -М., 2015. - С. 284, 286.
4. Черкаева, О. Е. Исторический музей как информационный центр и центр документирования [Текст] / О. Е. Черкаева // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. - М., 2015. -С. 554-564.
Bibliograficheskij spisok
1. вик, Б. 1и., Opredelenov, V. V. 1п£эгтасюппо-коттиткаИупуе 1еЬпо^и (1КТ) V ше7Ьти7е]пуИ паисЬпуИ ргоекак опЮ^уа 1 prognoz [Текз!] /
Б. 1и. вик, V V. Opredelenov // ЯоГ muzeev V Мог-тасюппот оЪе8ресИепИ 181ог1сИе8ко] паик1. - М., 2015. - 8. 382.
2. Ророуа, 8. М., 1атк, А. А. О регереМуаИ исЬа81уа т^ееу V razvitii cifrovoj тйайтикШгу йпсЬеб^ nauki [Tekst] / 8. М. Popova, А. А. 1атк // Яо1' muzeev v inforшacionnom оЪе8реЛепи is-toricheskoj nauki. - М., 2015. - 8. 126-127.
3. Reshetnikov, N. I. Р!8'теппу| istochnik - muzejnyj predmet - Мотасуа v kontekste nauki [Тек81] / N. I. Reshetnikov // Ro1' muzeev v inforшacionnom оЬе8реЛепи istoricheskoj nauki. - М., 2015. -8. 284, 286.
4. Cherkaeva, О. Е. Istoricheskij muzej как 1иРэг-тасюппу| centr i сепй dokumentirovanija [Тек81] / О. Е. Cherkaeva // Ro1' muzeev v inforшacionnom оЬе8реЛепи istoricheskoj nauki. - М., 2015. -8. 554-564.