Научная статья на тему 'ГчП в России'

ГчП в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГчП в России»

ГЧП в России

О роли Sberbank CIB в сделках приватизации, а также в реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) мы беседуем с Саидом Баткибековым, управляющим директором, начальником Управления государственных и муниципальных проектов и программ департамента по работе с крупнейшими клиентами Sberbank CIB.

Анастасия АСТАХОВА

Концессия (от лат. сопсеввю — разрешение, уступка), концессионное соглашение — форма ГЧП,вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью или в оказание услуг на взаимовыгодных условиях.

— Саид Белетбекович, ваше управление было образовано в рамках департамента по работе с крупнейшими клиентами (ДКК) Sberbank CIB в августе 2011 года. Чем занимается ваше подразделение?

— Управление государственных и муниципальных проектов и программ является одним из трех клиентских подразделений департамента. Среди наших клиентов — органы государственной и муниципальной власти, госкорпорации и институты развития. В последнюю группу входят такие компании, как ОАО «РОСНАНО», ОАО «АИЖК», ГК «Олимпстрой», ФГУП «Росморпорт» и др. Кроме того, в списке обслуживаемых нами юрлиц — специальные компании, созданные для реализации проектов ГЧП. Среди них, в частности, ООО «Северо-Западная концессионная компания» — специализированная организация, реализующая проект строительства и эксплуатации головного участка (15-58 км) скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. Строительство и управление проектом осуществляется на основе концессии. К этой группе клиентов относится также ОАО «Западный скоростной диаметр», реализующее проект создания скоростной платной дороги вдоль Финского залива в Санкт-Петербурге.

К сожалению, госкомпании в силу своей специфики не могут предъявлять спрос на все банковские услуги по причине ограничений или прямого запрета со стороны государства на привлечение заемных средств. Кроме того, управление свободными денежными средствами госструктур, в частности госкомпаний и корпораций, предполагает использование лишь самых консервативных инструментов. Это, как правило, рублевые депозиты. Но и здесь есть исключения. Например, ГК «Агентство по страхованию вкладов» не может размещать свободные средства на депозитах российских коммерческих банков. При этом каждая госструктура часто имеет свои особенности в сфере

возможностей использования банковских продуктов. Так, большинство госкорпораций не могут применять структурированные банковские продукты. Эти особенности обусловили создание отдельного подразделения по взаимодействию именно с государственными клиентами.

Кроме того, наше управление сопровождает приватизационные сделки, занимается организацией финансирования проектов ГЧП и компаний с использованием го-суда рственн ых гарантий. В таких сдел ках клиентом банка обычно является частная компания. Однако специфика продукта предполагает постоянное взаимодействие клиентов и кредитной организации с органами власти, знание соответствующих законов. Поэтому наше участие в этих сделках не только оправдано, но и необходимо.

— Можно ли подвести итоги деятельности управления в 2012 году?

— Прошедший год был непростым для мировой и российской финансовой системы. На фоне высокой экономической неопределенности росла роль государства в качестве регулятора российской финансовой системы, в которой, как известно, наблюдался дефицит ликвидности. В этих условиях одной из основных задач нашего управления стала борьба за свободные денежные средства госсектора экономики.

В результате совместной работы с коллегами из других подразделений банка (департамента финансов и Управления транзакционного бизнеса и привлечения средств) среднедневные остатки денежных средств обслуживаемых нами госклиентов, размещенные на депозитах Сбербанка, за год увеличились в четыре раза и превысили 300 млрд руб. в IV квартале 2012 года.

Мы активно боремся за рублевую ликвидность Федерального казначейства, средства крупнейших региональных бюджетов, госкомпаний и корпораций. Это так называемый «рынок продавцов», и зачастую сделки проводят в формате аукционов, на которых наши конкуренты готовы предлагать очень высокие ставки.

В 2012 году совместно с розничным блоком мы повысили усилия по реализации зарплатных проектов с государственными клиентами. Здесь были достигнуты определенные успехи, но работа еще продолжается.

Одним из приоритетных направлений работы управления в 2012 году было финансирование проектов с использованием госгарантий. Это связанно во многом с продолжающимися кризисными явлениями в экономике и невозможностью некоторых наших клиентов привлечь финансирование без государственной гарантии для реализации комплексных проектов по модернизации экономики. Наше управление участвовало в организации сделок по кредитованию с использованием госгарантий крупнейших проектов на Северном Кавказе.

Стоит отметить, что мы стараемся помочь клиенту — насколько это возможно — не только в организации кредитования, но и во взаимодействии с госорганами в вопросах получения государственной гарантии. В 2012 году были созданы прецеденты в возмещении банку средств по госгарантии в связи с неплатежеспособностью заемщика. Сбербанк и Министерство финансов РФ впервые прошли эту процедуру. Такая практика позволяет говорить о госгарантии как о надежном инструменте поддержки значимых проектов.

В 2012 году мы также занимались сделками с государственным участием в СНГ, Восточной Европе и Турции:

выпуск гособлигаций, предоставление заемного финансирования для реализации инфраструктурных проектов в этих странах, сделки синдицированного кредитования отдельных государств. Но здесь, я думаю, главные результаты у нас еще впереди.

— Какие ключевые приватизационные сделки были реализованы в 2012 году?

— В первую очередь я бы отметил SPO Сбербанка, которое состоялось в сентябре и стало крупнейшим размещением на российском рынке акционерного капитала с мая 2007 года. Sberbank ^ выступил одним из его организаторов. Напомню, что тогда было размещено 7,58% акционерного капитала крупнейшего банка Центральной и Восточной Европы, а сумма привлеченных средств составила $5,2 млрд. При этом важно отметить, что среди организаторов размещения Sberbank ^ обеспечил наибольший спрос — 23%.

Sberbank ^ на сегодня является одним из ведущих участников рынка федеральной приватизации. Так, мы выступили консультантом Объединенной зерновой компании в рамках сделки по продаже 50% минус одна акция за счет допэмиссии, а также консультантом Международного аэропорта Шереметьево в сделке по объединению с ОАО «Терминал» (в результате доля РФ в ОАО «МАШ» снизилась до 83,04%). Sberbank ^ также являлся консультантом «ФосАгро» в сделке по приобретению за 11,1 млрд руб. 20%-ного пакета ОАО «Апатит», крупнейшего в мире предприятия по производству высококачественного апатитового концентрата. Помимо этого, Sberbank ^ через Сбербанк России предоставлял финансирование для покупки некоторых приватизируемых активов.

Из прошлогодних событий на рынке не могу не сказать о приватизации 100% «СГ-Транс», а также об определении победителя конкурса по продаже 55% акций Ванинского морского торгового порта и 25,5% Мурманского морского торгового порта.

Из ближайших сделок могу выделить приватизацию 20% акций НМТП и 25% и одной акции «Совкомфлота».

— Участники рынка отмечают, что процесс приватизации еще далек от совершенства. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать правительству для повышения его эффективности?

— Прежде всего необходимо определить цель приватизации. Какие задачи решаются с ее помощью? Институциональные — то есть трансформация российской экономики, повышение эффективности управления компаниями, развитие финансового рынка России? Или же приватизация совершается в первую очередь в фискальных целях, для пополнения бюджета? Пока нет четкого ответа, приватизационные планы выполняться не будут. Ведь

в этом случае у правительства постоянно возникает соблазн отложить сделку по той причине, что текущая рыночная оценка не отражает «реальной» стоимости компании и нужно подождать год-другой, чтобы нарастить капитализацию.

Необходима обоснованная программа приватизации с указанием сроков проведения сделок. Важно, чтобы у инвесторов сформировалось четкое понимание, какой актив и когда будет продаваться, а также — каким образом.

Эффективность приватизации можно повысить за счет соблюдения планов и сроков (так повышается

САид БЕлЕтБЕКович БАтКиБЕКов, начальник Управления государственных и муниципальных проектов и программ департамента по работе с крупнейшими клиентами Sberbank CIB с 2011 года. отвечает за координацию работы с органами государственной власти и компаниями госсектора экономики. С 2008 года и до прихода в Сбербанк работал директором Управления инвестиционно-банковской деятель-

ности иК «тройка диалог», где также возглавлял подразделение, ответственное за работу с госорганам и. до 2008 года занимал должность директора департамента в Министерстве экономического развития, отвечал за вопросы ГчП, особых экономических зон, налоговой и бюджетной политики. окончил Финансовую академию при Правительстве РФ, имеет степень кандидата экономических наук.

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (131) 2013

65

Конвертируемая облигация дает инвестору право выбора: рассматривать данную ценную бумагу как чистую облигацию с заложенной в ее условиях доходностью или по достижении оговоренного срока конвертировать ее в определенное число (обыкновенных) акций. Идея выпуска таких облигаций состоит в том, чтобы привлечь инвесторов, которые заинтересованы не только в получении фиксированного дохода, но и в увеличении своих капиталовложений в случае роста акций фирмы.

доверие инвесторов), прозрачности и последовательности действий (максимизируется стоимость продажи объектов госсобственности). В то же время ожидание «оптимального момента» с точки зрения рыночных котировок не должно являться определяющим фактором для выбора времени приватизации — необходим баланс между монетарными и институциональными целями для приватизации. А вот использование различных инструментов в ходе приватизации (M&A, IPO/SPO, частное размещение, конвертируемые облигации) позволит диверсифицировать базу инвесторов. В то же время приватизация миноритарных пакетов через размещения на российских биржах будет способствовать развитию финансовой системы России.

— Какие-то шаги в этом направлении уже предпринимаются?

— Да. Для повышения эффективности процесса приватизации правительство приняло решение привлекать инвестиционные банки в качестве агентов или консультантов в приватизации крупнейших активов. Это действительно важный шаг. Он позволяет применять современные способы приватизации (через IPO/SPO, публичное предложение, сделку M&A) помимо тех, которые определены в ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», и делает процесс более прозрачным и понятным инвестиционному сообществу. Более того, он позволяет реализовывать активы по значительно более высокой стоимости, что уже было доказано на практике. Без привлечения инвестиционных банков в качестве агентов успех, достигнутый при SPO Сбербанка, был бы просто невозможен.

Впрочем, и в существующей процедуре отбора инвестиционных банков-консультантов есть что совершенствовать. На сегодня она не учитывает способы реализации федерального имущества, например, через M&A или продажи на публичном рынке, при этом для реализации разного типа сделок требуются различные компетенции банков.

— Какова роль банков в сделках приватизации?

— Во-первых, банки могут выступать в качестве консультантов акционера, то есть Правительства РФ. Во-вторых, на стороне самой компании — в случае проведения дополнительной эмиссии акций. И в-третьих, в роли консультанта покупателя приватизируемого актива. Сделка может быть реализована либо путем продажи финансовому или стратегическому инвестору (M&A), либо в рамках публичного размещения (IPO/SPO).

Ко всему прочему финансовая организация может предоставить банковскую гарантию для участия потенциальных покупателей в приватизационных конкурсах, когда это требуется. И даже выступить кредитором и профинансировать покупку госактива.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ, Lifecycle Contract) — принципиально новая схема ГчП, в последние годы весьма популярная в Европе. особенно эффективно использование КЖЦ в транспортном строительстве — при возведении железных дорог и автомагистралей.

Главная особенность схемы — подрядчик строит линию на собственные средства, а государство начинает платить ему только с момента ввода объекта в эксплуатацию, но зато в течение долгой «жизни» магистрали — до 40 лет.

— Есть ли преимущество у банков с госучастием перед иностранными или частными финансовыми институтами в приватизационных сделках?

— Думаю, что международный опыт, которым обладают западные инвестиционные банки, не всегда применим в российских условиях. Российские банки, как правило, лучше своих западных конкурентов знают сильные и слабые стороны приватизируемых компаний, в том числе и потому, что зачастую являются их кредиторами. Возможно, это звучит банально, но для отечественных банков с госучастием Россия — это ключевой рынок, в то время как для иностранных финансовых групп — один из регионов присутствия, причем не всегда приоритетный. Если российский офис зарубежного банка, по мнению штаб-квартиры, показывает не очень хороший результат, то это направление закрывают. В качестве примера можно привести недавнее сворачивание инвестиционно-банковского подразделения Credit Suisse в Москве.

У иностранных банков есть существенный опыт проведения сделок на международных рынках, однако зачастую он неприменим к российской действительности из-за специфики местного законодательства или принципов ведения бизнеса.

Частные российские финансовые компании постепенно уходят со сцены, меняют собственника, переходят в определенные ниши. Так, «Тройка Диалог» стала частью Сбербанка, «Ренессанс Капитал» вошел в Группу «ОНЭКСИМ», ФК «Открытие Капитал» больше фокусируется на компаниях средней и малой капитализации.

— Это финансовый кризис так повлиял на индустрию?

— Кризис конца нулевых значительно изменил ландшафт инвестиционно-банковского бизнеса. Стало понятно, что без большого баланса, без возможности предоставления клиентам финансирования очень сложно бороться за инвестиционно-банковские мандаты. Если клиент привлекает у банка заемные средства на покупку какой-либо компании, то одновременно он может получить и мандат на M&A-консультирование. Возникает та самая синергия в рамках корпоративно-инвестиционного бизнеса, когда слаженные действия кредитных специалистов и инвестиционных банкиров позволяют предлагать клиентам сложные банковские продукты для решения стратегических задач.

Российские банки с госучастием обладают мощными ресурсами. Они имеют возможность нанимать лучших специалистов на рынке, в том числе зарубежных, а в кризисное время способны удерживать команду, так как благодаря диверсифицированному бизнесу зарабатывают на других направлениях бизнеса.

Если рассуждать более глобально, то для развития российского сектора финансовых услуг и создания в Москве международного финансового центра государство должно как можно активнее привлекать отечественные банки к процессу приватизации. Это позволит им накопить уникальный опыт и конкурировать с международными игроками на глобальном уровне.

— Как вы оцениваете уровень эффективности приватизационных сделок за последнее время?

— Приватизационные сделки 2012 года я бы назвал успешными. Я уже отметил SPO Сбербанка,

которое стало ключевым финансовым событием минувшего года. Книга заявок была по сути собрана за 12 часов, а успешность размещения по достоинству отмечена инвестиционным сообществом в России и за рубежом, а также рядом премий с эпитетом «Сделка года», включая международную награду East Capital Award.

К сожалению, некоторые сделки, запланированные правительством на прошлый год, были перенесены — иногда решения принимали в последний момент.

— Какие новые инструменты и механизмы могут быть использованы в рамках приватизации? Какова здесь роль Sberbank CIB?

— Sberbank CIB активно взаимодействует с Министерством экономического развития, Росимуществом, Аппаратом Правительства РФ и Администрацией Президента РФ по поводу внедрения новых инструментов приватизации. И хотя до сложноструктурированных сделок дело пока не доходит, радует тот факт, что органы власти готовы обсуждать такие форматы. Sberbank CIB совместно с другими банками и ведущими юридическими компаниями активно сотрудничает с государством по поводу внедрения такого инновационного инструмента приватизации, как конвертируемые облигации. Выпуск облигаций будет способствовать развитию рынка капитала и созданию нового сегмента рынка ценных бумаг. Особенно если учитывать значительное количество приватизационных сделок.

— Вы упомянули о взаимодействии с компаниями, созданными для реализации проектов ГЧП. В каких проектах вы принимали участие?

— Прежде всего это инфраструктурные проекты. Я уже говорил о Северо-Западной концессионной компании, которая реализует проект по строительству автодороги Москва — Санкт-Петербург. Мы выступили финансовым консультантом компании. В рамках проекта были выпущены обеспеченные государственной гарантией облигации на сумму 10 млрд руб. с привязанной к индексу инфляции доходностью и сроком погашения 20 лет. Выпуск такого сложноструктурированного долгосрочного инструмента является во многом беспрецедентным для рублевого рынка облигаций. Также Сбербанк совместно с Внешэкономбанком выступил кредитором проекта, предоставив синдицированный кредит на сумму 29 млрд руб. сроком на 20 лет.

Мы работаем над проектами реконструкции федеральных трасс М4 «Дон» и М7 «Волга», строительства платных мостов в Удмуртии через реки Камбарка и Буй.

— Насколько сегодня формат ГЧП востребован у инвесторов?

— Основная проблема ГЧП в России — это нормативно-правовая база, ее слабая развитость, что в настоящий момент ограничивает развитие этого формата финансирования. Она не позволяет использовать ряд механизмов проектного финансирования, сложившихся в деловой практике развитых стран. Например, у нас не предусмотрено использование ряда схем структурирования ГЧП-проектов, отсутствуют некоторые положения для их качественной реализации, в том числе связанные с обеспечением обязательств частных партнеров перед финансирующими организациями. В РФ до сих пор фактически отсутствует регулирование ГЧП на федеральном уровне, что существенно затрудняет участие федеральных властей в проектах. Все это отпугивает потенциальных частных ин-

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

весторов. На примере проектов ГЧП, которые мы видим в Турции и Восточной Европе, к сожалению, заметна отсталость российского рынка ГЧП.

В то же время успешная реализация таких проектов, как строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург, начало операционной деятельности ГК «Авто-дор», показывает инвесторам, что многие программы могут быть выгодны для них. Это повышает интерес к ГЧП.

Государство заинтересовано в развитии ГЧП, поэтому регулирование на федеральном уровне улучшается. В середине прошлого года в закон о концессионных соглашениях были внесены изменения, позволяющие использовать контракты жизненного цикла при строительстве автодорог.

В долгосрочной перспективе ГЧП в России станет весьма эффективным способом развития инфраструктуры. Но для этого потребуется долгая и кропотливая работа по созданию нормативно-правовой базы, популяризации ГЧП. Должно прийти понимание того, какие проекты могут быть реализованы на основе партнерств, какие плюсы и минусы ожидают государство и частных инвесторов в процессе взаимодействия. Необходимо устранить недостатки бюджетного регулирования, выработать рекомендации по способам структурирования и финансирования проектов для регионов. Доработка существующих механизмов с целью создания эффективных инструментов — вот главная цель, достижение которой необходимо в ближайшей перспективе.

Создание скоростной платной дороги вдоль Финского залива в Санкт-Петербурге реализует ОАО «Западный скоростной диаметр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.