Научная статья на тему 'Между двумя мирами'

Между двумя мирами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Между двумя мирами»

Между двумя мирами

Анастасия

АСТАХОВА

Участники «Форума Россия 2013», который прошел 18-19 апреля в Центре международной торговли, анализировали ошибки прошлого и обсуждали пути восстановления экономического роста в России и мире. Организаторами мероприятия выступили Сбербанк России и Sberbank CIB.

На перекрестке трех дорог

XX век стал переломным: две мировые войны и научнотехнический прогресс изменили привычный уклад жизни людей. При этом многие страны столкнулись с переходом к иному политическому устройству. Россия совершила такой переход дважды за век — в 1917 году и в начале 1990-х. И всякий раз этот процесс был очень болезненным, отметил Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф, открывший пленарную сессию «Линии разлома: ответ России на вызовы ХХ века — коммунизм. Чего ждать в XXI столетии?» Потери были не только экономическими (в период революции страна потеряла 63% своего ВВП, во время развала СССР — 45%), но и человеческими. По самым скромным оценкам, урон России вследствие двух мировых войн, коллективизации и голода, сталинских репрессий и иных потрясений составили более 70 млн человек. И несмотря на это стране удалось совершить переворот в целом ряде секторов, добиться прорывных результатов в искусстве, запустить человека в космос, подчеркнул г-н Греф.

Все понимают, что после мирового финансового кризиса 2008-2010 годов мир уже не будет прежним. Претерпевает серьезные изменения глобальная экономика, растут социальное неравенство, а также политическая и социальная нестабильность. Россия так же, как

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

кММ oaLait'''-. й'СІІ

Игорь Шувалов, первый вице-премьер РФ.

Эльвира Набиуллина, помощник Президента РФ.

Шарль Виплош, директор Международного центра денежных и банковских исследований.

Тони Блэр, экс-премьер-министр Великобритании (слева), и Колин Пауэлл, бывший Госсекретарь США.

Мир движется к созданию унифицированных правил и большему количеству наднациональных институтов.

Ричард Эдгар Пайпс, профессор Гарвардского университета (слева), и Алексей Кудрин, председатель Комитета

гражданских инициатив.

Ли Чжаосин, бывший министр иностранных дел Китая.

Рубен Варданян, соруководитель компании Sberbank CIB.

Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка (слева), и Сергей Иванов, руководитель

Администрации Президента РФ.

SBERBANK

Россия так же, как и столетие назад, стоит перед дилеммой:

какую экономическую модель развития предпочесть — восточную или западную — или найти свой собственный, «третий» путь.

и столетие назад, стоит перед дилеммой: какую модель выбрать — восточную или западную — или найти свой собственный, «третий» путь.

Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр уверен, что не надо выбирать между двумя моделями, следует заниматься формированием правового государства. Кроме того, глобализация постепенно стирает различия между двумя моделями. Для того чтобы построить справедливое общество, считает г-н Блэр, необходимо соблюдение трех условий: открытости экономики, предсказуемости «правил игры», повышения качества социальной системы, включающей в себя образование и здравоохранение.

Диверсификация экономики, столь необходимая России, должна проводиться на фоне открытости, а также содействия развитию предпринимательства. Экономический национализм — ошибка, полагает г-н Блэр.

Скептически смотрит в будущее ЕС бывший президент Чехии Вацлав Клаус. Он считает, что Европу вряд ли ждут какие-либо драматические события, но позиции Евросоюза на мировой арене будут постепенно ослабевать. ЕС предстоит решить очень много внутренних проблем, но пока политики занимаются в основном «косметическими» изменениями, которых явно недостаточно. Все указывает на то, что политические деятели и дальше будут откладывать проведение серьезных реформ, а стагнация в регионе продлится еще достаточно долго. Тем не менее Европа продолжит развитие по инерции. В то же время для стагнирующей Европы российский рынок будет становиться все более важным. Но многие в ЕС ждут от России дальнейших шагов по демократизации общества и установлению верховенства закона.

Слабое правоприменение — исконная проблема России, подчеркнул доктор исторических наук, профессор Гарвардского университета Ричард Пайпс. Во многом власть продолжает жить по принципу, сформулированному два века назад Александром Бенкендорфом: законы пишутся для подчиненных, а не для начальства. Проведенные недавно опросы общественного мнения показали, что 88% населения страны предпочитают порядок свободе, а свобода воспринимается как анархизм и преступность.

У России нет особенного пути, единственный для нее способ развития — совершенствование политических и экономических институтов, чем уже сейчас занимаются такие страны, как Китай и Индия. Россия остро нуждается в укреплении законодательной системы, уверен глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. В ситуации, когда в мире идет конкуренция за инвестиции, Россия должна иметь такие же институты, как и ее конкуренты, чтобы инвестор мог оценивать эффективность своих вложений. Мир движется к созданию унифицированных правил и большему количеству наднациональных институтов.

Серьезную обеспокоенность у бывшего министра финансов России вызывают долговые проблемы развитых стран. В США соотношение долга и ВВП превышает 100%, а в Европе — 80%. При этом неравенство как между различными странами, так и между различными группами населения одной страны очень велико. Сформировались полюса заемщиков и кредиторов. И как решить проблему столь больших долгов — не очень понятно. Однако г-н Кудрин призывает страны отказаться от дальнейшего наращивания долгов, потому что в отличие от частных лиц или компаний, лично ответственных перед кредиторами, государства перекладывают выплаты на будущие поколения.

Такая несправедливость, когда проблемы создают одни, а расплачиваются за них другие, волнует и Шарля Виплоша, профессора международной экономики, директора Международного центра денежных и банковских исследований. По его мнению, неправильно было финансировать проблемные банки Греции, Испании, Ирландии из средств налогоплательщиков других стран. Предложенное решение проблемы кипрских депозитов, считает г-н Виплош, это шаг вперед. За проблемы банков должны отвечать их акционеры, а также держатели депозитов, поскольку они должны оценивать и понимать риски. Однако огромным промахом стало решение удержания процента небольших вкладов — до 100 тыс. евро, которые находятся под гарантией государства. Это навсегда подорвало доверие к банковской системе, констатировал г-н Виплош.

Великий инфраструктурный путь

В настоящее время невозможно представить себе быстрый рост стран, пытающихся «догнать» мировых лидеров, без опережающего создания инфраструктуры, поэтому инвестиции в нее являются одной из приоритетных задач. Инфраструктурное наследие СССР в значительной степени изношено и требует полной замены. В ближайшие 5-10 лет на это потребуются триллионы рублей инвестиций.

Китай имеет уникальный опыт сверхбыстрого строительства объектов инфраструктуры, в том числе самых

современных. К примеру, протяженность железных дорог в Китае за последние 20 лет увеличилась на 50%, автомобильных дорог — в 4 раза за последние 30 лет. Об этом говорил на пленарной дискуссии «Способна ли Россия повторить «великий инфраструктурный путь» Китая?» президент китайской консалтинговой группы Emerging Advisors Group Джонатан Андерсон.

Несмотря на значительные расходы в расчете на душу населения Поднебесная по многим показателям отстает от России в плане инфраструктурного развития. Исключение составляет только сектор воздушных и морских перевозок, заметил г-н Андерсон. Однако, несмотря на то что в России отношение инвестиций к ВВП близко к среднемировому показателю, большая территория страны требует повышенных вложений в инфраструктуру, добавил заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков.

Дэмиен Сечен, председатель Macquarie Renaissance Infrastructure Fund (MRIF), крупнейшего частного инфраструктурного инвестиционного фонда в России и странах СНГ, отметил, что вложение средств в инфраструктуру на экономику влияет положительно: на каждый доллар, вложенный в инфраструктурный проект, приходится $2-3 роста ВВП, а кроме того, вложения в инфраструктуру приносят дополнительный доход в казну в виде налогов. Инвесторы рассматривают вложения в инфраструктуру как регулярные инвестиции, при осуществлении которых в расчет принимаются такие параметры, как денежные потоки проекта, входные барьеры, жизненный цикл, инфляция и т.д. Помимо этого учитываются и другие факторы: выручка проекта, способы контроля над расходами, оптимальное соотношение долга и собственного капитала.

Основное препятствие для увеличения объема инвестиций в инфраструктуру — недостаточная проработанность нормативной базы, считает Александр Назарчук, член совета директоров Global Ports Investments

PLC — крупнейшего оператора контейнерных терминалов на российском рынке, а также ряда других компаний. Так, главный тормоз развития транспортной инфраструктуры — в несогласованности положений законов, регулирующих вопросы землепользования и прав собственности на землю, закона о бюджете и муниципальных нормативных актов, уверен Сергей Кельбах, председатель правления государственной компании «Автодор». У правительства нет четких приоритетов в отношении инфраструктурных проектов: оно пытается решить все проблемы сразу, вследствие чего за последние 15 лет длина автомобильных дорог в России увеличилась только на 5%, причем весь прирост пришелся на региональные дороги, тогда как протяженность федеральных трасс осталась прежней, отметил г-н Кельбах.

В то же время, по мнению г-на Назарчука, в тех областях, где нормативно-правовая база достаточно развита (например, в секторе морских портов), дефицита мощностей не наблюдается, а сами отрасли развиваются динамично. Поэтому никакой надобности в копировании «великого инфраструктурного пути» Китая у России нет, тем более что экономические модели двух стран существенно различаются.

Наличие упорядоченного, современного законодательства — краеугольный камень успешного развития

Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр: «России нужно заниматься построением правового государства».

инфраструктуры, согласился с выступающими Сергей Беляков. Министерство подготовило проект нового закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП), который должен быть в ближайшее время одобрен Госдумой. Его принятие придаст импульс развитию ГЧП, поскольку раньше эти отношения регулировались либо законом о концессиях, либо региональными законами о ГЧП, принятыми в некоторых субъектах Федерации.

В то же время инфраструктура, развивающаяся быстрее, чем экономика, используется не на полную мощность. Поэтому, по мнению г-на Белякова, обеспечивать соответствие уровней развития инфраструктуры и экономики должно государство.

Большой эксперимент

Затянувшийся кризис толкает развитые страны к разработке и внедрению новых механизмов стимулирования экономики. Когда уровни учетных ставок во многих странах оказались близкими к нулевым и перестали оказывать влияние на экономику, центральные банки приняли нетрадиционные монетарные меры — программы количественного смягчения. Речь идет о США, государствах ЕС, Японии. Однако рост оказался не столь сильным, как ожидалось, заметил Лешек Бальцеро-вич, профессор, бывший вице-премьер Польши и бывший председатель Национального банка Польши, на саммите CNBC «Ставка на перспективу». Положительные эффекты нетрадиционных мер — краткосрочные, а негативные проявятся со временем. В частности, эта политика способствует усилению инфляционного давления и возникновению «пузырей» на развивающихся рынках. Количественное смягчение, по мнению г-на Бальцеровича, это большой эксперимент, не подкрепленный эмпирическим анализом. Для политиков это

возможность избежать или отложить на неопределенный срок бюджетные и структурные реформы.

Об эффективности количественного смягчения пока трудно судить, подтвердила Эльвира Набиуллина, помощник Президента РФ. Всплеска инфляции пока не видно, однако и стимулирующий эффект тоже пока не заметен. Многие страны действительно находятся в сложной ситуации и просто вынуждены прибегать к нетрадиционным мерам монетарной политики, чтобы пережить трудные времена, подчеркнула г-жа Набиуллина.

Что касается России, то на ее повестке дня количественного смягчения пока нет — базовые ставки высоки и при таком уровне нетрадиционные меры попросту неэффективны, отметила г-жа Набиуллина. Она считает, что правительство должно сосредоточиться на улучшении инвестиционного климата и диверсификации экономики. Ключевая задача — снижение зависимости от экспорта нефти. ЦБ будет способствовать развитию финансового рынка, который пока развит слабо: капитализация фондового рынка составляет всего 40% российского ВВП, а объем средств в российских инвестиционных фондах — 1% ВВП.

Главными факторами экономического роста в прошлый период были увеличение загрузки мощностей и рост цен на сырье, но сейчас они себя уже исчерпали, подчеркнул г-н Бальце-рович.

Кроме того, в России обостряется проблема старения населения. Без реформ рост российской экономики замедлится. По мнению г-на Бальцеровича, важно уменьшить политическое вмешательство в экономику и провести приватизацию. Возможно, стоит повысить пенсионный возраст, как это было в Польше.

Приватизация — важнейшая составляющая будущих реформ, уверен г-н Бальцерович, однако ее нельзя оттягивать, поскольку со временем политизированность этой темы будет возрастать. Эльвира Набиуллина отметила, что приватизация должна быть проведена корректно, ведь ее целью является не только замена государственной монополии на частную, но и создание конкурентного рынка. Приватизация должна проводиться таким образом, чтобы государственные активы продавались на справедливых условиях и не слишком дешево. По словам г-жи Набиуллиной, для привлечения в Россию инвесторов необходимо улучшить правовые нормы, сделать их более понятными для международных агентов, привыкших работать с английским правом, а также повысить доверие к судебной системе.

Другое важное направление — совершенствование финансовой инфраструктуры, которым должен заняться ЦБ в качестве мегарегулятора. Ситуация на Кипре может «помочь» возвращению российских денег на родину, поскольку решение кипрских властей стало опасным прецедентом, поставившим под угрозу принцип доверия, на котором строится банковская система. Вряд ли доверие к банковской системе острова быстро восстановится. В то же время граждане не должны расплачиваться за ошибки регулятора. Поэтому российским инвесторам, которые хранят деньги за рубежом, следует подумать о возвращении их в Россию, где система стабильна и хорошо регулируется, а депозиты имеют госгарантии, считает Эльвира Набиуллина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.