\ 170-ЛЕТИЕ СБЕРБАНКА \
Шаткий
о
о
европейский мир
12 ноября состоялся деловой завтрак, приуроченный к 170-летнему юбилею Сбербанка. Название мероприятия — «Глобальные финансы: между молотом и наковальней» — задало направление беседы, в ходе которой участники завтрака обсудили экономическое положение Европы и дали свои прогнозы развития глобальной экономики.
фото предоставлены пресс-службой Сбербанка
Анастасия АСТАХОВА
51%
Европейское лидерство
В начале делового завтрака Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф
обозначил круг вопросов для обсуждения. Среди них — перспективы развития еврозоны, спасение периферийных экономик, основные препятствия для общемирового экономического роста, а также вопрос о лидерстве в Европе.
«Отсутствие лидерства в еврозоне — вот корень проблем, свидетелями которых сейчас является мир», — считает Чарльз Виплош, профессор экономики Высшего института международных исследований в Женеве. Проблемы еврозоны никак не связаны с евро, валютой, которая показала себя в целом неплохо. Источник проблем — недостаток фискальной дисциплины и неправильная монетарная политика в еврозоне.
С этим согласен Питер Мандельсон, бывший европейский комиссар по внешней торговле. По его мнению, такая валюта, как евро, обеспечила десятилетие
участников делового завтрака считают, что еврозона с небольшими изменениями сохранится в нынешнем виде.-
последовательного роста, низкую инфляцию. Единая валюта — это несомненный успех. Все проблемы сконцентрированы в монетарном блоке еврозоны. «Многие видели его слабости, но были так поглощены созданием единой валюты, что попросту не обратили на них внимания. В Европе нет хорошо действующего ЦБ, такого как ФРС в США, отсутствует адекватное фискальное управление», — поделился своими соображениями г-н Ман-дельсон.
Страны евро ошиблись, допустив катастрофический рост долгов в тех государствах, которые не смогут их вернуть. В мае 2010 года лидеры крупнейших европейских экономик перешли от политики невмешательства к спасению первой из таких стран — Греции. «Это изменило характер самого союза. Это и есть основа кризиса — национальный госдолг стал общеевропейским», — отметил Чарльз Виплош. Еще три года назад европейские лидеры говорили, что не хотят обращаться за деньгами в МВФ, желая локализовать проблему внутри самой Греции. Не было желания заниматься реструктуризацией долга и выдавать Европейскому Центробан-
5ку (ЕЦБ) мандат кредитора последней инстанции (с целью выделения необходимых средств для поддержки проблемных стран еврозоны. — Ред.). В итоге все получилось далеко не так, как планировалось: с начала кризиса уже три страны обратились за помощью к МВФ, была при-
12
прямые инвестиции / № 12 (116) 2011
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
знана необходимость реструктуризации долга, причем в небывалых масштабах.
Однако, по мнению эксперта, реструктуризация долга Греции не сможет решить всех проблем. до кризиса госдолг Греции составлял 110% ВВП страны, сейчас он достигает 170%, а после реструктуризации (к 2020 году) снизится, по прогнозам, до 120%, что, однако, выше предкризисного уровня. тем не менее в реструктуризации нуждаются и другие страны Европейского союза.
Между тем реструктуризация вызовет серьезные негативные последствия во многих банках Европы, нестабильность перекинется на финансовые институты в США и во всем мире.
денег Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) — 1 трлн евро — окажется недостаточно. На спа-
сение Греции, Португалии, Ирландии и Испании понадобится в четыре раза больше средств. «Есть только одно место, где такие деньги можно получить, — это ЕЦБ», — подчеркнул Чарльз Виплош.
Рост все покроет
Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-Йоркского университета, согласен с тем, что ЕЦБ должен стать кредитором последней инстанции. В конечном счете, задача, которая сейчас стоит перед странами еврозоны, заключается не только в том, чтобы спасти Грецию и другие периферийные страны от дефолта, но и в том, чтобы возобновить экономический рост, снижая процентные ставки и девальвируя евро. Однако ЕЦБ, опасаясь инфляции в Германии, не позволяет принимать такие меры. Все это подталкивает такие страны, как Греция, к выходу из монетарного союза.
действия правительств стран еврозоны, в том числе Греции, действительно непонятны, считает Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф. Нужен рост — а это означает снижение налогов, создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование структуры ВВП, необходимо, чтобы проблемные государства выглядели более конкурентоспособными. Вместо этого в Греции собираются заниматься инфраструктурными проектами, строить дороги. «Но мы не понимаем, куда эти дороги будут вести: от оливковых рощ к берегу моря?» — удивился Герман Оскарович. Большинство проблем Европы, по мнению эксперта, действительно порождены проблемой лидерства. С этим связана и популистская политика, которая привела к задолженности.
Во время завтрака Герман Греф предложил участникам мероприятия ответить на вопрос: каким им видится будущее еврозоны? Результаты голосования оказались оптимистичными: 51% аудитории считают, что еврозо-на с небольшими изменениями сохранится в нынешнем виде, треть опрошенных полагают, что некоторые члены все же покинут монетарный союз, а 14% проголосовали за то, что интеграция внутри еврозоны станет более глубокой.
Если еврозона развалится — потерпит крах и сам проект Единой Европы, считает Алессандро Профу-мо, член Наблюдательного совета Сбербанка, экс-руководитель финансовой группы Unicredit. Если из союза выйдет одна страна — за ней последуют другие, и это разрушит европейское единство.
В этой связи пострадает и крупнейшая европейская экономика — Германия, половина профицита внешнеторгового баланса которой, составляющего 200 млрд евро, поступает за счет внутриевропейской торговли.
Еврозона действительно может разрушиться, если ЕЦБ не станет кредитором последней инстанции, считает Чарльз Виплош. ЕЦБ не может в дальнейшем использовать практику выкупа небольших пакетов бумаг. когда Италия и Испания не смогут обслуживать долг, разрушится французский банковский сектор, что по цепочке приведет к серьезным последствиям даже в такой стране, как Германия.
Меньшинство собравшихся думают, что через некоторое время на континенте появятся Соединенные Штаты Европы, но именно к этому нужно двигаться, считает
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \
прямые инвестиции / № 12 (116) 2011
13
Виктор Вексельберг, президент фонда «Сколково».
Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-йоркского университета (слева) и Рубен Варданян, председатель совета директоров компании «Тройка Диалог».
Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации.
Жан-Пьер Тома, специальный представитель президента Франции по развитию франко-российских деловых связей. «Когда мы запускали евро, я встретился со Стигли-цем (Джозеф Стиглиц, американский экономист, удостоенный в 2001 году Нобелевской премии по экономике. — Ред.), и он сказал, что успеха не будет, если не начнется реальная интеграция — потому что не будет возможности среагировать в случае асимметричных шоков. Именно это мы и наблюдаем сейчас», — рассказал Жан-Пьер Тома.
Неприятные результаты, которые, однако, не стали неожиданностью, выявило второе голосование. Более 40% собравшихся уверены, что вторая волна кризиса мировой экономики уже настала, около 30% считают, что вероятность еще не пришедшей второй волны — больше 60%, и только 7,4% полагают, что новый кризис маловероятен.
Пытаясь несколько смягчить пессимистичные настроения, царившие в зале, Рагхурам Раджан, профессор финансов Чикагской школы бизнеса, поделился своим позитивным видением относительно будущего экономики США и ее влияния на общемировые процессы.
США по-прежнему остаются крупнейшей мировой экономикой и «локомотивом» роста, хотя страна и пострадала от кризиса. Но уже сейчас очень здоровым выглядит финансовый сектор государства, в нем в начале рецессии сокращены рабочие места, увеличился приток инвестиций. Именно финансовый сектор сейчас является источником надежды.
Поднимается и нефинансовый сегмент, подпитанный постепенно растущим внутренним потреблением. Конечно, нельзя говорить, что в США совсем нет проблем.
В краткосрочном периоде США нужно будет решить два важных вопроса: проблемы с ипотекой и окончание стимулирования экономики, которое может привести к замедлению экономического роста, считает Рагхурам
Раджан. Преодоление этих трудностей — вопрос политической воли. Скорее всего, ими будут заниматься уже после выборов, подчеркнул Ругхарам Раджан. Но по всей видимости, новой рецессии в США не будет, по крайней мере в 2011-2012 годах, прогнозирует экономист.
Неевропейские проблемы России
Проблемы ЕС и ряда других стран обусловлены слишком мягкими ориентирами по бюджетным дефицитам и росту расходов. «Когда министры финансов говорят, что расходы не надо наращивать, а долг должен быть умеренным, они правы. В период экономического роста даже дефицит в 3% ВВП — избыточный, в кризис он становится очень существенным, а накопленный долг — чрезмерным», — сказал Алексей Кудрин, министр финансов РФ с 2000 по 2011 год.
«Уже сейчас понятно, что битву за Грецию мы проиграли. Теперь мы все вместе пытаемся спасти более крупные экономики, что будет стоить уже около 3 трлн евро», — подчеркнул г-н Кудрин.
На фоне стран еврозоны экономическое положение России выглядит гораздо более устойчивым, поскольку госдолг страны находится на уровне 12% ВВП. Однако половину прироста ВВП в последнее десятилетие определили подъем цен на нефть и приток капитала. Ожидать роста показателя в ближайшие 10 лет не приходится — цена на «черное золото» будет находиться на уровне около $100 за баррель, а приток капитала ожидается умеренным, прогнозирует г-н Кудрин. В итоге, ранее благоприятные факторы для роста будут отсутствовать, поэтому ухудшать баланс бюджета, наращивая расходы, — неправильно.
«Предел расходов уже достигнут, повышать военные расходы на 3% ВВП в ближайшие годы никак нельзя, поскольку это связано отчасти с уменьшением финансирования других статей, а отчасти с увеличением дефицита и долга. Бюджету нужно повышение эффективности на 10-15%, что могло бы создать необходимый антикризисный резерв», — поделился своими экономическими воззрениями Алексей Кудрин.
А вот один из ведущих экспертов в области мировой экономики, профессор Международного института развития менеджмента и Университета Лозанны Стефан Гарелли полагает, что Россия должна инвестировать в реальный сектор и сельское хозяйство (см. интервью на с. 78).
14
прямые инвестиции / № 12 (116) 2011
\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \