Научная статья на тему 'Роль акционерных обществ с государственным участием в развитии российского фондового рынка'

Роль акционерных обществ с государственным участием в развитии российского фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / БИРЖА / ИНВЕСТОР / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКЦИЯ / ОБЛИГАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наливайский В. Ю., Лахно Ю. В.

Ретроспективный анализ динамики, структуры и объема торгов на российских биржах с 2007 по 2013 г. позволил авторам установить доминирующую роль акционерных обществ с государственным участием, по сравнению с частными компаниями, в развитии рынка акций и облигаций. В работе показано, что инвестиционная привлекательность и качество корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием являются важными индикаторами оценки международного имиджа российского фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль акционерных обществ с государственным участием в развитии российского фондового рынка»

30 (168) - 2013

Фондовый рынок

УДК 336.76

РОЛЬ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА*

В. Ю. НАЛИВАЙСКИЙ,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансово-экономического инжиниринга Е-mail: kafedrafei@rsue. ru Ю. В. ЛАХНО, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: lachnojulia@gmail. com Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Ретроспективный анализ динамики, структуры и объема торгов на российских биржах с 2007 по 2013 г. позволил авторам установить доминирующую роль акционерных обществ с государственным участием, по сравнению с частными компаниями, в развитии рынка акций и облигаций. В работе показано, что инвестиционная привлекательность и качество корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием являются важными индикаторами оценки международного имиджа российского фондового рынка.

Ключевые слова: акционерное общество, государство, биржа, инвестор, корпоративное управление, акция, облигация.

Мировой финансово-экономический кризис, дошедший до России в 2008 г., обусловил необходимость усиления роли государства в регулировании

* Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Инновационная трансформация российского финансового рынка как условие развития реального сектора экономики» по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации № 01201277268.

экономики развитых и развивающихся стран. Государство в российской экономике играет важную роль, являясь не только регулятором деятельности хозяйствующих субъектов, но и собственником многих из них. В России рост государственного сектора начался еще в 2003 г., задолго до финансово-экономического кризиса. Развитие предприятий, собственником которых выступало государство, во многом опиралось на привилегированный доступ к источникам капитала, заемных ресурсов и ликвидности, имевших в основном государственное происхождение. В дальнейшем в рамках антикризисных мероприятий 2008 г. доля государства в системообразующих хозяйствующих субъектах возросла [4]. Государственное финансирование, замещающее финансирование через акционерный капитал, является дешевым только на первый взгляд и в сравнении с потерей контроля за акционерным финансированием представляет собой меньшее зло для собственника. Но оно существенно дороже долгового финансирования в других странах и выше инфляции. Компании не могут погасить эти кредиты

и поэтому прибегают, как правило, к рефинансированию. Высокие проценты существенно снижают чистую прибыль от операционной деятельности, не давая компаниям ни вкладывать свободные средства в развитие, ни выплачивать дивиденды, создавая привлекательную доходность для акционерных вложений, сокращая налоговые платежи в бюджет [8].

Исследование, проведенное Л. М. Капустиной и Д. С. Крыловым в 2008 г., показало, что нефтяные компании, принадлежащие государству, по показателю эффективности приблизились к частным, благодаря переходу к корпоративной модели управления, свойственной зарубежным компаниям, и контролю за перспективной ресурсной базой [6]. Проведенное в 2009 г. А. В. Верниковым исследование доли государственного участия в банковской системе России позволило установить, что банки, акционером которых выступало государство, развивались активнее, чем банковская система России в целом. Объяснить этот факт можно следующим образом. Предоставляя долгосрочные кредиты крупным предприятиям, порой по внеэкономическим мотивам, государственные банки в обмен на высокие риски изымают значительную часть прибыли предприятий, что оценивается экспертами как дополнительное налогообложение экономики [8].

Анализ динамики ценных бумаг предприятий с государственным участием позволяет дать характеристику влияния указанных хозяйствующих субъектов на российский фондовый рынок. В этой связи для начала на основе данных Центрального банка РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, Московской биржи проанализируем динамику и структуру торгов на рынке акций с 2007 по 2013 г., а затем охарактеризуем ситуацию на рынке облигаций. Методологической основой исследования послужил институционально-эволюционный подход, использованный в предыдущих работах авторов [5, 11, 15].

Известно, что в соответствии с российским законодательством к государственным предприятиям относятся: федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП), открытые акционерные общества (ОАО) и государственные корпорации.

Федеральные государственные унитарные предприятия находятся под тотальным контролем со стороны Правительства РФ и Счетной палаты РФ. Открытые акционерные общества с государственным участием по сравнению с ФГУП отличаются относительной автономией от правительства, возможностью проводить операции на фондовом рынке, но вместе с этим обязаны публиковать фи-

нансовую отчетность, проводить внешний аудит и контролируются государственными органами [16].

Госкорпорации являются институциональной инновацией 2000-х гг. как объективно необходимые структуры в связи с неэффективностью частных корпораций при решении значимых социально-экономических проектов. По сути, этот субъект хозяйствования обладает преимуществами как ФГУП, так и ОАО с государственным участием. Вместе с тем отсутствует однозначная оценка роли государственных корпораций в России.

С одной стороны, этот вид хозяйствующего субъекта является привлекательным для инвесторов, поскольку позволяет мобилизовать ресурсы государства и может являться учредителем акционерных обществ. С другой стороны, возникают трудности контроля за целевым использованием средств, и возникает угроза монополизации рынков этими участниками хозяйственной деятельности.

В рамках исследования анализируются акционерные общества с государственным участием, представленные на фондовом рынке в качестве эмитентов и инвесторов, регулярно раскрывающие финансовую информацию — ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпром», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «РЖД», ОАО «РусГидро», ОАО «НК «Роснефть» и др.

О роли акционерных обществ с государственным участием (далее — государственные компании) в функционировании российского фондового рынка свидетельствуют данные о том, что суммарный удельный вес ценных бумаг пяти государственных компаний в индексе ММВБ высокой капитализации превышает 50 % (табл. 1). Это компании с наибольшей капитализацией и влиянием в своих видах экономической деятельности.

Что касается индексов ММВБ стандартной и базовой капитализации, то при расчете этих индексов удельный вес государственных компаний несколько ниже, но в целом размеры капитализации этих компаний на порядок уступают компаниям, включенным в индекс высокой капитализации.

Говоря о государственном участии в акционерных обществах необходимо отметить, что существуют сложные схемы взаимовладения акциями среди предприятий. Например, 9,9 % акций ОАО «Новатэк» принадлежат ОАО «Газпром», которое является государственной компанией. Акционерами ОАО «Ростелеком» являются ОАО «Связьинвест» (45,3 % голосующих акций), Росимущество (7,4 %), ООО «Мобител» (6,55 %), Внешэкономбанк (2,4 %), Bellared Holdings Ltd. Аркадия Ротенберга (10,7 %).

Таблица 1

Характеристика эмитентов и их ценных бумаг, включенных в индекс ММВБ высокой капитализации

Эмитент Участие государства Free-float Объем эмиссии, млн руб. Капитализация, млн руб. * Вес ценной бумаги в индексе, %*

ОАО «Сбербанк России» 50 %+1 акция 0,48 21 586,95 2 209 855,87 15,74

ОАО «ЛУКОЙЛ» — 0,57 850,56 1 699 425,38 15,61

ОАО «Газпром» 50 %+1 акция 0,46 23 673,51 2 907 107,38 14,96

ОАО «НК «Роснефть» 75,16 % 0,12 10 598,18 2 312 098,47 8,63

ОАО «Уралкалий» — 0,45 2 936,02 662 365,19 8,03

ОАО «Сургутнефтегаз» — 0,25 35 725,99 920 337,35 6,66

ОАО «ГМК «Норильский Никель» — 0,24 190,63 790 027,66 5,49

ОАО «Новатэк» 9,9 %** 0,18 3 036,31 895 831,72 4,67

ОАО «Ростелеком» 52,7 %** 0,43 2 943,26 331 734,64 4,13

ОАО «Татнефть» — 0,32 2 178,69 414 561,27 3,84

ОАО «Банк ВТБ» 75,5 %** 0,25 10 460 541,34 462 355,93 3,35

ОАО «Магнит» — 0,24 94,56 667 565,34 4,654

ОАО «МТС» — 0,12 2 066,41 535 221,78 1,86

ОАО «Северсташь» — 0,17 837,72 214 288,43 1,3

ОАО «НЛМК» — 0,14 5 993,23 272 092,52 1,1

* По состоянию на 16 мая 2013 г. ** Опосредованное участие государства.

Источник: составлена авторами по данным сайтов компаний, Московской биржи и газеты «Ведомости». URL: http://www. vedomosti. ru/companies/a-z.

Таким образом, государство и/или его отдельные представители сохраняют необходимую степень контроля, пусть и опосредованно, над важными решениями каждой из компаний нижестоящих уровней [4].

Не менее запутанными выглядят схемы владения частными предприятиями. По данным ООО ИФК «Метрополь», около 74 % акций ОАО «Сургутнефтегаз» принадлежат настоящим и бывшим сотрудни-

кам компании через аффилированные компании [2].

Данные о востребованности акций государственных компаний участниками рынка представлены в табл. 2, 3.

Анализ данных табл. 2 показывает, что по сравнению с 2007 г. в 3,5 раза увеличилась доля ОАО «Сбербанк России», одновременно доля ОАО «Газпром» сократилась вдвое. В целом на рынке доля операций с акциями частных компаний значительно

Таблица 2

Динамика структуры вторичных торгов акциями на Московской бирже в 2007—2013 гг. (доля в общем объеме торгов за месяц), %

Эмитент 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Январь

ОАО «Сбербанк России» 9,6 8,6 12,2 22,1 51,9 39,9 38,5 39,9 29,1 41,8 32,7 28,4 36,2

ОАО «Газпром» 22 33,5 28,6 42,3 19,6 24,4 16,7 17,2 30,2 22,1 16,5 17,6 12,2

ОАО «ЛУКОЙЛ» 7,7 10,9 19 7,7 5,4 6,7 7,5 5,2 6,6 5,9 12,3 8,2 6,1

ОАО «Банк ВТБ» 2,1 4,4 3,2 3,9 6,3 4,9 5,5 4,4 3,3 3,3 4,9 6,1

ОАО «ГМК «Норильский Никель» 15,2 19,6 12,2 7,1 5 6 7,7 7,9 7,2 4,4 3,9 5,2 5,6

ОАО «НК «Роснефть» 1,4 4,6 6,3 6,7 3,5 5,3 7,6 4,1 4,9 4,1 6,6 8,4 5

ОАО «Сургутнефтегаз» 3,5 4,7 4,9 3,4 1,8 2,2 2 1,7 2,2 3,3 3,5 4,3

ОАО «АК «Транснефть» 2,1 2,5 1,9 1,8 2,2 2

ОАО «РусГидро» 1,2 2,9 1,7 1,7 1,8

ОАО «Уралкалий» 1,9 2,2 2,7 2,4

Другие 40,6* 16 12,4 7,5 8,8 8 10,2 14,2 15,5 14,3 15,1 19,2 20,7

* В июне 2007 г. 32,8 % торгов на биржах осуществлялось с акциями ОАО «РАО «ЕЭС России».

Источник: составлено авторами по данным Аналитических обзоров ЦБ РФ «Состояние финансовых рынков». URL: http://www. cbr. ru/analytics/fin_r/fm_m/print. asp.

^чЧ^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

4

Таблица 3

Показатели инвестиционной привлекательности акций предприятий нефтегазового комплекса

Акция Уровень ликвидности Изменение цены за год, %

Башнефть, акция об. Низкий 15,25

Газпром нефть, акция об. Средний —6,86

Газпром, акция об. Высокий —22,74

Лукойл, акция об. Высокий 12,23

НОВАТЭК, акция об. Средний —3,8

Роснефть, акция об. Высокий 7,75

Сургутнефтегаз, акция об. Высокий —2,5

Татнефть, акция об. Средний 3,62

Источник: составлена авторами по данным на 10 июня 2013 г URL: http://stocks. investfunds. ru/compare/?stock_ex=1&sl [] =0&mode=2&branch id=3.

меньше доли операций с бумагами государственных компаний.

Наибольший объем операций на российском фондовом рынке осуществляется с акциями предприятий нефтегазовой промышленности (табл. 3).

Анализ данных табл. 3 свидетельствует о том, что благодаря достаточно высокому уровню цен на нефть за год цена акций большинства нефтяных компаний возросла. Так, акция ОАО «Башнефть» выросла на 15,25 %, ОАО «Лукойл» — на 12,23 %, ОАО «Татнефть» — на 3,62 %. Падение цен на газ на мировых рынках обусловило отрицательную динамику акций российских газовых компаний [10], наиболее существенное падение среди сравниваемых бумаг у ОАО «Газпром» — на 22,74 %.

Падение стоимости акций наблюдается как среди государственных, так и частных компаний. Это можно объяснить, во-первых, проявлением одной из старых проблем российского фондового рынка — недооценкой российских компаний по сравнению с зарубежными аналогичными компаниями. Во-вторых,

общим ухудшением ситуации на рынке. Рынок акций занимает в экономике страны все меньше места. Его капитализация в 2012 г. почти не изменилась (817 млрд долл. против 798 млрд долл. в 2011 г.), но доля в ВВП страны упала до 41 %, хотя двумя годами ранее составляла 65 %. Аналогичная ситуация и с ликвидностью акций. В 2012 г. совокупный оборот по акциям отечественных эмитентов снизился на 41 %, до 11,6 трлн руб., и составил 18,5 % ВВП. На рынке акций оперирует все меньшее количество инвесторов. Несмотря на то, что число клиентов Московской биржи в целом растет, в первом квартале 2013 г. оно составило 835 тыс. чел., из них реально совершают сделки только 68 тыс. чел. При этом количество активных участников снижается уже три года [18].

Анализируемые государственные и частные нефтегазовые компании в большинстве своем повысили ставку по дивидендам в 2010 и 2011 гг. (табл. 4).

По данным газеты «Ведомости», в 2012 г. ОАО «Роснефтегаз» и ОАО «Газпром» заплатили по сравнению с другими компаниями наибольшие суммы дивидендов — 81,5 и 80,5 млрд руб. соответственно. Для сравнения: ОАО «Связьинвест» — 2,5 млрд руб., Внешэкономбанк — 6,9 млрд руб., ОАО «РЖД» — 4,2 млрд руб [9]. В перспективе это положительно отразится на росте конкурентоспособности российского фондового рынка на международном уровне.

Представленные данные позволяют судить о том, что на рынке акций ценные бумаги акционерных обществ с государственным участием являются по сравнению с частными компаниями в большинстве случаев более привлекательными объектами для инвестиций, поскольку стабильно выплачиваются дивиденды и характеризуются высокими показателями ликвидности. Вместе тем именно эти инструменты наиболее востребованы спекулянтами.

Таблица 4

Динамика величины дивидендов российских нефтегазовых компаний в 2007—2011 г., руб. на одну акцию

Компания 2007 2008 2009 2010 2011

ОАО «Газпром» 2,66 0,36 2,39 3,85 8,39

ОАО «ЛУКОЙЛ» — 50 52 59 75

ОАО «НК «Роснефть» — 1,92 2,3 2,76 4,55

ОАО «Сургутнефтегаз» 0,6 0,6 0,45 0,5 0,6

ОАО «Новатэк» 1,52 1,52 1,75 2,5 3,5

ОАО «Татнефть» 5,65 4,42 6,56 5,02 7,08

ОАО «Башнефть» — 14,64 109,65 131,27 99

ОАО «Газпромнефть» 5,4 5,4 3,57 4,44 7,3

Источник: составлена авторами по данным информационного ресурса Investfunds. т.

Анализируя динамику рынка акций, важно отметить, что принадлежащие государству акционерные общества расширяют рынок, размещая пакеты акций в ходе приватизации. В 2012 г. в ходе приватизационных сделок (кроме SPO ОАО «Сбербанк России») было привлечено более 5,5 млрд долл. США. Приватизация 25 % акций ОАО «Первая грузовая компания» за 1,62 млрд долл. стала крупнейшей сделкой в секторе транспорта, логистики и инфраструктуры. Кроме того, в этом секторе была проведена приватизация компании по транспортировке газа ОАО «СГ-транс» и двух морских портов — ОАО «Мурманский морской торговый порт» и ОАО «Ванинский морской торговый порт». Общая сумма этих сделок составила 1,3 млрд долл. Еще 1,3 млрд долл. было привлечено в секторе металлургии и горнодобывающей промышленности в ходе приватизации долей производителя титана ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и производителе удобрений ОАО «Апатит». Дальнейшее проведение приватизации в секторе транспорта, логистики и инфраструктуры отчасти обусловлено необходимостью привлечения прямых иностранных инвесторов для модернизации изношенных активов и призвано увеличить финансовую прозрачность и повысить уровень конкуренции на рынках [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По действующему закону о бюджете в 2013 г. доходы государства от приватизации должны составить 420 млрд руб., но оценка уже скорректирована до 60 млрд руб. Согласно плану приватизации на ближайшие годы, до конца 2013 г. должны быть приватизированы 7 % акций АК «Алроса» (ОАО), 14,8 % акций ОАО «Интер РАО», 25,5 % акций авиакомпании «Сибирь», 100 % акций ОАО «Архангельский траловый флот», 21,1 % акций ОАО «ТГК-5». В планах также отмечается, что до конца 2014 г. должны быть приватизированы 25 % минус 1 акция ОАО «Совкомфлот». Кроме того, планируется прекращение участия государства в капитале ОАО «Ростелеком». До конца 2015 г. могут быть приватизированы 11 % акций ВТБ и 3,1 % акций ОАО «АК «Транснефть». Кроме того, планируются два этапа приватизации ОАО «РЖД». Согласно документу, до конца 2014 г. предполагается приватизировать 5 % акций ОАО «рЖд», до конца 2016 г. — еще 20 % [13].

Противники приватизации утверждают, что продажа любой доли обыкновенных акций госпредприятий кардинально изменит принципы корпоративного управления. Ведь миноритарии получат право вето по сделкам, в которых заинтересована Российская Федерация (государство по таким сделкам голосовать

не сможет). Миноритарии получат право определять судьбу стратегических проектов, среди них могут оказаться конкурирующие иностранные компании [7].

Но дело не только в этом. В каждой компании с государственным участием имеется комплекс различных противоречий. Поскольку ведущим акционером является государство, его интересы, безусловно, гораздо объемнее и шире, качественно иные, нежели у частного акционера, независимо от величины пакета акций последнего. Кроме достижения определенного показателя прибыли, как правило, государство ставит задачи развития человеческого капитала, социального обслуживания населения, преобразования комплекса инфраструктуры в отдельных регионах и порой России в целом. Например, необходимость сохранения контрольного пакета акций у государства в госбанках обусловлена тем, что они играют роль внутренних стабилизаторов при возникновении стрессовой ситуации в экономике, а также увеличивают ликвидность в секторе.

Кроме этого, по мнению экспертов, поскольку на рынке мало ликвидности, любая дополнительная эмиссия подобных предприятий отрицательно отразится на конъюнктуре рынка по отношению к акциям других предприятий [17].

Государство в сложившихся финансово-экономических условиях от подобных сделок не получает запланированного дохода. В первой половине 2013 г. банк ВТБ закрыл сделку по продаже 24 % акций дополнительной эмиссии и смог привлечь 102,5 млрд руб., которые пошли в дополнительный капитал. Для сравнения: от продажи 7,6 % акций ОАО «Сбербанк России» в сентябре 2012 г. бюджет получил 5,2 млрд долл. В итоге, в то время как иностранные государства приобретают акции ВТБ, доля Российской Федерации сократилась — с 75,5 до 60,9 %.

Рассмотрим предприятия с государственным участием в качестве инвесторов. Государственные предприятия были самыми активными участниками российского рынка слияний и поглощений в 2012 г. Внешэкономбанк, ОАО «Сбербанк России», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Интер РАО ЕЭС» в общей сложности приняли участие в 45 сделках на общую сумму 18,9 млрд долл., что составило 23 % от общей суммы российских слияний и поглощений (без учета приобретения ОАО «НК «Роснефть» компании ТНК-BP). В течение года банк ВТБ принял участие в 14 сделках — это самое большое количество сделок, объявленных одной компанией, а ОАО «Сбербанк России» было задействовано в сделках с самой высокой стоимостью (5,9 млрд долл., без учета SPO

7,58 % акций Сбербанка на Лондонской фондовой бирже). Компания ОАО «НК «Роснефть» (без учета приобретения компании ТНК-ВР) и ОАО «Интер РАО ЕЭС» объявили по 9 и 10 сделок соответственно, которые были заключены на основных рынках их деятельности. Большинство сделок с участием ОАО «Сбербанк России» и ВТБ были заключены за пределами их основных рынков, что отчасти отражает сохраняющуюся тенденцию продажи этими банками активов, приобретенных в период финансового кризиса, и их инвестиционной активностью. В 2012 г. также наблюдалось большое количество тендерных предложений и принудительных выкупов акций миноритарных акционеров [14].

Таким образом, государственные предприятия являются рынкообразующими на российском рынке акций

Исследуем место государственных предприятий на рынке облигаций (табл. 5). Отметим, что в России права держателей долговых обязательств, закрепленные в Гражданском кодексе РФ, лучше защищены юридически, в отличие от ситуации на рынке акций, известном своим неэффективным законодательством. Поэтому в последние годы в структуре объемов размещения российских предприятий на рынке капитала объемы публичного долга на порядок превышают акционерный капитал [8].

Анализ данных табл. 5 свидетельствует о том, что наибольший объем торгов на российском фондовом рынке на протяжении семи лет приходится на облигации ОАО «РЖД». Объем торгов облига-

циями ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «ФСК ЕЭС» значительно меньше, при этом с 2011 г. наблюдается падение спроса на эти инструменты.

В современной России стоимость привлечения капитала на рынке облигаций является более низкой по сравнению с банковским кредитом. В 2012— 2013г. компании стали размещать долгосрочные выпуски, например ОАО «НК «Роснефть» привлекло финансовые ресурсы на 10 лет под 8,5 %.

Таким образом, облигации государственных предприятий являются востребованными инструментами российского долгового рынка.

Отдельного внимания заслуживает вопрос использования инсайдерской информации в государственных компаниях. У ФСФР отсутствует опыт работы с этими структурами. На рынке было несколько случаев значительного роста котировок госкомпаний накануне объявления о важных корпоративных событиях. Бумаги ОАО «НК «Роснефть» подскочили на 9 % за два дня перед подписанием соглашения о стратегическом партнерстве с ExxonMobil в августе 2012 г. За три дня перед появлением информации о том, что в капитал банка ВТБ может войти суверенный фонд Катара, акции выросли с 0,528 до 0,56 коп. за акцию на высоких оборотах [12].

Проводя параллели с прошлым, можно сказать, что текущая ситуация напоминает 2007 г., когда действия государства по консолидации и капитализации государственных холдингов и очередная фаза приватизации оказали поддержку российскому фондовому рынку [1].

Таблица 5

Динамика структуры вторичных торгов корпоративными облигациями на Московской бирже в 2007—2013 гг. (доля в общем объеме торгов за месяц), %

Эмитент 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Июнь Ноябрь Январь

ОАО «РЖД» 6,7 4,1 4,1 17,1 12,4 7,4 5,7 9,2 11,2 5,4 8,7 12,4

ОАО «Россельхозбанк» 2 3 2,9 — — — 3,2 — — 6,1 6,4 5 4,5

ОАО «ФСК ЕЭС» 4,8 7,3 2,3 — — — — 5,2 — 8,7 4 4,4 4,1

ОАО «Банк ВТБ» 3,6 2,8 4,5 — 3,1 — — — — 3,1 2,7 3,8

ОАО «ЮТэирФинанс» 2,8 — 3

Внешэкономбанк — — — — — — — 2,5 4,4 — — 4,8 2,9

ОАО «Вымпел Коммуникации» 2,8 — 2,5

ОАО «МТС» — — — — — — 4,1 — 2,9 — 3,1 — —

ОАО «Газпром нефть» — — — — — — 3,8 — — — 2,4 — —

ОАО «Мечел» 3,7 — 2,9 5,6 4,3 — — —

ОАО «НЛМК» — — — — — 3,6 — — — 3,6 — — —

Другие 87,65 85,6 92 91,4 89,2 77,2 81,5 83,7 77,9 66,1 70 74,4 61,8

Источник: составлено авторами по данным Аналитических обзоров ЦБ РФ «Состояние финансовых рынков». URL: http://www. cbr. ru/analytics/fm_r/fm_m/print asp.

Эти попытки в настоящем не имеют заметных результатов — подтверждением этому являются отток капитала в 2013 г. в размере 10 млрд долл. и стабильно невысокие индексы инвестиционной привлекательности российского фондового рынка, определяемые международными рейтинговыми агентствами.

Необходимо заметить, что, как свидетельствует опыт Китая, финансовая система, полностью контролируемая государством, предполагающая вливание качественных активов и сокращение долговой нагрузки убыточных компаний, характеризуется неопределенностью в вопросе стоимости активов компаний и, следовательно, ведет к искажению котировок их акций на рынке. Само ожидание рынком финансовой поддержки со стороны государства той или иной публичной компании создает предпосылки для начала активной спекулятивной игры с ее акциями [3].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что именно акционерные общества с государственным участием являются рынкообразующи-ми эмитентами российского фондового рынка. Их положительная дивидендная история, ресурсный и административный потенциалы способствуют привлечению инвесторов. В результате частные компании являются в ряде случаев не конкурентоспособными в отрасли, а их ценные бумаги — на финансовом рынке. Вместе с тем, учитывая поставленную руководством страны задачу формирования международного финансового центра в Москве, становится наиболее важным решение проблемы инсайдерской информации и повышения уровня корпоративного управления в открытых акционерных обществах с государственным участием, поскольку это напрямую влияет на имидж всего российского фондового рынка.

Представляется, что в условиях стагнирующей экономики, падающих фондовых индексов проведение приватизации и размещение больших пакетов акций предприятий с государственным участием на рынке будут происходить по цене значительно ниже их реальной стоимости. В результате бюджет не получит существенного количества ресурсов, а рынок — роста капитализации. В этой связи принципиально значимыми являются активные преобразования в управлении государственной собственностью.

Список литературы

1. Абрамов А., Радыгин А. Финансовый рынок России в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 28—44.

2. Анализ рынка акций: нефтегазовая промышленность. Сургутнефтегаз. URL: http://www. am-metropol. ru/ mediacache/2e42cc5e-2388-45cf-af9b-4196206567fe. pdf.

3. Вахрушин И. В. Конкурентоспособность фондового рынка Китая и присущие ему риски // Международные банковские операции. 2011. № 1.

4. Верников А. В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. 2009. №11. С. 4—14.

5. Влияние финансового рынка на экономический рост в России: монография /под ред. В. Ю. Наливайско-го. Ростов н/Дону: РГЭУ (РИНХ), 2012. 156 с.

6. Капустина Л. М., Крылов Д. С. Сравнительный анализ эффективности частных и государственных нефтяных компаний // Известия УрГЭУ 2008. № 3. С. 26—32.

7. Кезик и.«Транснефть» готова к приватизации. URL: http://www. vedomosti. ru/newspaper/article/437831/ transneft_gotova_k_privatizatii#ixzz2UhAR5JUr.

8. Кушаев Д. Госфинансирование искажает баланс на рынке акций и долга, стимулы собственников компаний. URL: http://www. vedomosti. ru/ finance/news/12058911/zaemnoe_gosfinansirovanie_ iskazhaet_balans_na_rynke_akcij_i#ixzz2V2w67DoN.

9. Крупнейшие плательщики дивидендов в государственный бюджет URL: http://www. vedomosti. ru/ library/news/8924991/spisok_krupnejshih_platelschikov_ dividendov_v_byudzhet.

10. Лахно Ю. В. Динамика акций российских нефтегазовых компаний в условиях «сланцевой» революции: сб. тр. международной науч. -практ. конф. «Современные научные достижения». Прага, 2013. С. 50—53.

11. Лахно Ю. В. Российский рынок ценных бумаг как неравновесная экономическая система // Финансы и кредит. 2008. 34. С. 55—59.

12. Панченкова М., Трифонов А. Госкомпании мешают ФСФР в борьбе с инсайдом. URL: http://www. vedomosti. ru/finance/news/92433 81/fsfr_uperlas_v_gosk ompanii#ixzz2M4eDzn5t.

13. Росимущество внесло план приватизации на 2014— 2016 гг. в Правительство. URL: http://www. vedomosti. ru/politics/news/12453771/rosimuschestvo_vneslo_plan_ privatizacii_na_20142016_gg_v#ixzz2UhBW1Efn.

14. Российский рынок слияний и поглощений демонстрирует устойчивость, несмотря на неопределенности в мировой экономике Сценарии и прогнозы. URL: http://www. finam. ru/analysis/forecasts013A9/default. asp.

15. Сегментация финансового рынка: российские экономические реалии: монография / под ред. В. Ю. На-ливайского. Ростов н/Дону: РГЭУ (РИНх), 2010. 200 с.

16. Смирнов В. М., Хажаев И. Г. Особенности создания и функционирования государственных корпораций в России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 18. С. 33—36.

17. Трифонов А. S&P сомневается в скорой приватизации госбанков. URL: http://www. vedomosti. ru/finance/news/12479751/privatizacii_tri_goda_ zhdut#ixzz2UhAhppoj.

18. Яковенко Д. Мы почти потеряли его // Эксперт. 2013. № 22. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.