Проблемы экономики и менеджмента
УДК 631.1
Л.М. Кашфуллин
аспирант, кафедра экономической теории, ГБОУВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
ГЧП КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены возможности государственно-частного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона. Систематизированы правовые основы такого сотрудничества, проанализирована практика организации инновационной деятельности и создания инновационных кластеров. Предложено применение государственно-частного партнерства в решении задач развития сельской инфраструктуры.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, социальная
инфраструктура, сельские территории, кластеры, правовая база, взаимодействие бизнеса и государства.
L.M. Kashfullin, Bashkir Academy of Public Service and Administration of the President Republic of Bashkortostan
PPP AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR INFRASTRUCTURE PROJECTS
Abstract. The possibilities of public-private partnership in the development of social infrastructure in the region. Systematized legal basis for such cooperation, the organization analyzed the practice of innovation and the creation of innovation clusters, provided the use of public-private partnerships in addressing the challenges of development of rural infrastructure.
Keywords: public-private partnerships, innovation, social infrastructure, rural areas, clusters, the legal framework, the interaction of business and government.
Развитие общественной инфраструктуры является одним из главных приоритетов Российской Федерации для решения накопившихся проблем страны, регионов и городов в сфере общественных услуг, которые сдерживают темпы модернизации, экономического роста и улучшения качества жизни населения.
Наиболее эффективным механизмом развития общественной инфраструктуры является инновационное государственно-частное партнерство (ГЧП). Государственночастное партнерство ориентировано на обеспечение баланса интересов государства и частного предпринимательства, развитие инновационной активности экономических субъектов и повышение эффективности государственного управления.
Основой развития ГЧП в Республике Башкортостан являются:
1) Закон Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 19.05.2011).
2) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 09.11.2009 № 414 «Об утверждении Положения о частно-государственном партнерстве в Республике».
3) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.08. 2008 № 292 (в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 25.12.2009 № 490) «О
76
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
частно-государственном партнерстве», утвержден План действий по развитию частногосударственного партнерства в Республике Башкортостан на 2008-2010 гг. и др. [1].
Целью Закона «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» является создание условий для привлечения инвестиций при реализации социально значимых инвестиционных и инновационных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение экономического роста [1].
Республика Башкортостан является одним из быстрорастущих субъектов Российской Федерации по темпу роста инвестиций в основной капитал. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» проводившего рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2011-2012 гг., регион второй год подряд занимает первое место в номинации «Минимальные экономические риски» и вошел в число десяти первых регионов - субъектов Российской Федерации с максимальным инвестиционным потенциалом. Инвестиционная привлекательность оценивалась по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску.
В республике создана эффективная инновационная инфраструктура, состоящая из центра кластерного развития, семи технопарков, двух центров трансфера ехнологий, трех бизнес-инкубаторов и двух центров коллективного пользования оборудования.
Имеется значительный научный потенциал, представленный Академией наук Республики Башкортостан и институтами УНЦ РАН, а также ВУЗами республики. Промышленный потенциал представлен индустриальными парками, производственнотехнологическими центрами и двадцатью одним инновационным предприятием. Инвестиционный потенциал представлен Венчурным фондом, ОАО «Региональный фонд», ОАО «Корпорация развития», Гарантийным фондом, Лизинговым фондом и др.
Динамика инновационной деятельности имеет устойчивую тенденцию к росту. По нашему прогнозу удельный вес инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции может составить к 2015 г. около 10% при 6% в 2011 г. (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика инновационной деятельности в Республике Башкортостан
№ 12 (28) - 2013
77
Проблемы экономики и менеджмента
В развитии инновационной деятельности можно выделить следующие этапы:
1) 2006-2010 гг. - формирование нормативной правовой базы в области инновационной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры (технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, производственнотехнологические центры);
2) с 2011 г. - формирование инновационных кластеров, территориальное развитие инноваций, развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, формирование системы поддержки научных исследований и разработок [3].
В структуре стоимости отгруженной инновационной продукции наибольший удельный вес приходится на химическое производство (45,7%), затем на добычу полезных ископаемых (25,1%) (рис. 2).
Рисунок 2 - Структура отгруженной инновационной продукции, %
Количество инновационно активных предприятий тоже растёт, после небольшого снижения в 2009-2010 гг. произошло видимое их увеличение (рис. 3).
Рисунок 3 - Динамика количества инновационно активных предприятий
в Республике Башкортостан
С помощью ГЧП осуществляется модернизация объектов инфраструктуры,
78
№ 12 (28) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления задачей республиканских органов исполнительной власти является актуализация ключевых инфраструктур, в том числе:
- повышение эффективности и развитие университетов, научноисследовательских институтов и технико-исследовательских организаций;
- повышение адекватности и развитие транспортной инфраструктуры;
- повышение адекватности и надежности энергетической инфраструктуры;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- развитие финансовой инфраструктуры;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры (включая развитие широкополосного доступа, содействие диверсификации услуг и видов связи);
- обеспечение доступа к земле и коммерческой недвижимости (например, создание индустриальных промышленных парков);
- развитие социальной инфраструктуры [3].
Наиболее яркие образцы применения ГЧП в инфраструктурных проектах, можно привести на примере столицы Республики Башкортостан г. Уфы. Уже в 2008 г. осуществлялся региональный инвестиционный проект по строительству объектов «Сооружения сгущения избыточного ила» и «Блока емкостей по современной очистке сточных вод», который позволяет увеличить мощности очистных сооружений с 360 до 530 тысяч кубометров в сутки. Проект реализуется при участии инвестора - ООО «Уфимская строительная компания», частный интерес которого в том, что увеличение мощности очистных сооружений повысит привлекательность строящегося микрорайона и принесёт доход.
Однако механизм ГЧП успешно может быть применен и в инвестировании проектов сельской социальной инфраструктуры. Такие примеры тоже есть.
Постановлением правительства республики утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 гг.». Объем финансирования программы составляет более 120 млрд руб. и будет осуществляться за счет средств федерального, республиканского бюджета и внебюджетных источников, а также ГЧП [4].
Презентация Центра туризма Башкортостана состоялась в рамках II республиканского форума-выставки «Предпринимательство. Малые города и территории - точки роста». Вновь созданный Центр туризма региона представляет собой некоммерческое партнерство Союза туриндустрии Башкортостана и Торговопромышленной палаты Республики Башкортостан.
Необходимо отметить, что туристские кластеры отличаются от других кластеров тем, что организуются и развиваются не вокруг крупного предприятия, а возле значимого туристского объекта. Эта особенность ускоряет и удешевляет общий процесс развития структуры. Туристские инвестиционные площадки будут созданы на территории кластеров на примере нескольких сельских территорий, таких как Бурзянский и Салаватский муниципальные районы.
№ 12 (28) - 2013
79
Проблемы экономики и менеджмента
Создана Туристско-информационная служба Башкортостана, представленная тремя туристско-информационными центрами в Уфе, Абзаково и Старосубхангулово.
Данный проект предусматривает большие возможности для ГЧП. В ближайшей перспективе от его реализации ожидается достижение таких результатов, как популяризация республиканских туристских продуктов, увеличение въездного и внутреннего туризма, рост прибыли субъектов туристской индустрии. При содействии Туристско-информационной службы будет формироваться внебюджетный фонд денежных средств для продвижения комплексного республиканского туристского продукта.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что республика имеет значительные возможности, характеризуется наличием потенциала высококвалифицированных научных и инженерных кадров, хорошей научнопроизводственной базой в высокотехнологичных отраслях экономики. Тем не менее, инновационный потенциал республики реализован недостаточно. Сохраняется сырьевая направленность экономики, сложившееся положение в сфере инновационной деятельности пока не обеспечивает технологического прорыва и кардинального ускорения экономического развития, а механизм ГЧП слабо распространяется на инвестиционные проекты в сельской местности.
Список литературы:
1. Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве: Закон Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 19.05.2011).
2. Государственно-частное партнерство: плюсы и минусы [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://sozidatel-krd.ru/news/?ELEMENT_ID=533
3. Государственно-частное партнерство в России. База данных действующих проектов ГЧП, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ppp-russia.ru.
4. Кликич Л.М. Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в развитие сельского туризма / Л.М. Кликич, И.И. Кукташев // Экономика и управление. - 2011. - № 21. - С. 107-113.
80
№ 12 (28) - 2013