Научная статья на тему '«Газпром»: от министерства к государственному газовому концерн'

«Газпром»: от министерства к государственному газовому концерн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1483
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНЦЕРН "ГАЗПРОМ" / GAS INDUSTRY / ECONOMIC REFORM / MARKET ECONOMY / "GAZPROM" COMPANY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Донин Александр Николаевич, Николаев Александр Николаевич

Единственной отраслью, которая в конце 1980-х гг. смогла начать успешно перестраиваться на рыночной основе, стала газовая промышленность. Важную роль в этом сыграла активная позиция руководителей отрасли. С августа 1989 г. концерн «Газпром» становится самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом, юридическим лицом и получает самостоятельный баланс. Данное решение сыграло исключительную роль в сохранении отечественной газовой промышленности и обеспечении перехода российской экономики к рынку. Всю структуру газовой отрасли в связи с созданием концерна стали менять: ее упростили, сделали более эффективной. Важным аргументом руководства концерна «Газпром» в защиту организационной неделимости отрасли был факт неразрывности технологических взаимосвязей между добычей, транспортировкой и хранением газа. Концерн «Газпром» успешно функционировал свыше трех лет с августа 1989 г. до ноября 1992 г. Весь этот период основные производственные показатели отрасли наращивались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“GAZPROM”: FROM STATE MINISTRY TO STATE-OWNED GAS CONCERN

The paper states that the only industry that at the end of the 1980s was able to successfully transition to market economy was the gas industry. An important role in its success was played by the proactive position of the industry eaders. In August 1989 “Gazprom” became an independent production and economic unit, legal entity and fi nancial independence. This decision has played a crucial role in preserving Russian gas industry and facilitated transition of the Russian economy to market economy. The establishment of the gas concern led to the changes in the entire struc-ture of the gas industry: it was simplifi ed and made more effi cient. The leadership of “Gazprom” called for institutional indivisibility of the industry because of continuity of technological linkages between production, transportation and storage of gas. State Gas Concern “Gazprom” had operated successfully for more than three years from August 1989 to November 1992. During that period all the main production indicators of the industry grew

Текст научной работы на тему ««Газпром»: от министерства к государственному газовому концерн»

donin1956@mail.ru Александр Николаевич Донин,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

956nan@mail.ru Александр Николаевич Николаев,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 94(470) РЭУ им. Г.В. Плеханова

«ГАЗПРОМ»: ОТ МИНИСТЕРСТВА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГАЗОВОМУ КОНЦЕРНУ

Единственной отраслью, которая в конце 1980-х гг. смогла начать успешно перестраиваться на рыночной основе, стала газовая промышленность. Важную роль в этом сыграла активная позиция руководителей отрасли. С августа 1989 г. концерн «Газпром» становится самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом, юридическим лицом и получает самостоятельный баланс. Данное решение сыграло исключительную роль в сохранении отечественной газовой промышленности и обеспечении перехода российской экономики к рынку. Всю структуру газовой отрасли в связи с созданием концерна стали менять: ее упростили, сделали более эффективной. Важным аргументом руководства концерна «Газпром» в защиту организационной неделимости отрасли был факт неразрывности технологических взаимосвязей между добычей, транспортировкой и хранением газа. Концерн «Газпром» успешно функционировал свыше трех лет с августа 1989 г. до ноября 1992 г. Весь этот период основные производственные показатели отрасли наращивались.

Ключевые слова: газовая промышленность, экономические реформы, рыночная экономика, концерн «Газпром».

A.N. Donin, A.N. Nikolaev

"GAZPROM": FROM STATE MINISTRY TO STATE-OWNED GAS CONCERN

The paper states that the only industry that at the end of the 1980s was able to successfully transition to market economy was the gas industry. An important role in its success was played by the proactive position of the industry

leaders. In August 1989 "Gazprom" became an independent production and economic unit, legal entity and financial independence. This decision has played a crucial role in preserving Russian gas industry and facilitated transition of the Russian economy to market economy. The establishment of the gas concern led to the changes in the entire structure of the gas industry: it was simplified and made more efficient. The leadership of "Gazprom" called for institutional indivisibility of the industry because of continuity of technological linkages between production, transportation and storage of gas. State Gas Concern "Gazprom" had operated successfully for more than three years from August 1989 to November 1992. During that period all the main production indicators of the industry grew.

Keywords: gas industry, economic reform, market economy, «Gazprom» company.

В 2015 г. руководство Федеральной антимонопольной службы активно выступало с предложением о разделении «национального достояния России» -«Газпрома» - на несколько компаний. Подобные попытки неоднократно предпринимались на протяжении последних 25 лет. Данная проблема не имеет простого решения. У нее есть не только экономические, но и социальные, политические и внешнеполитические аспекты. В этой связи целесообразно обратиться к истории создания «Газпрома», проанализировать причины, которые привели именно к такому варианту развития газовой отрасли. Начало принципиально нового для российских газовиков этапа было связано с кардинальными переменами в экономике страны. В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была принята программа первой за годы перестройки экономической реформы. Ее целью провозглашался переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако в течение двух лет эта реформа потерпела полное фиаско. Произошел развал десятилетиями складывавшихся хозяйственных связей. Как результат, в 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, которое стремительно ускорилось в начале 1990-х годов.

Единственной отраслью, которая в конце 1980-х гг. смогла начать успешно перестраиваться на рыночной основе, стала газовая промышленность. Для этого, конечно, были объективные предпосылки. Главный продукт отрасли - газ - пользовался спросом как у предприятий, так и у населения. В сложных экономических условиях потребность в газе тем не менее все время увеличивалась. Кроме того, природный газ был одной из самых доходных статей советского экспорта.

Отмечая значение объективных предпосылок успешного перехода газовой промышленности на рыночные методы работы, нельзя не подчеркнуть и значение субъективного фактора - роли тогдашних руководителей отрасли, особенно В.С. Черномырдина, в тот период министра газовой промышленности СССР. Он и его ближайшие соратники остро ощущали необходимость скорейших перемен.

«Газовые генералы», превратившие за 1960-80-е гг. отрасль в опору отечественной экономики, чувствовали, что, если не предпринять срочных мер, дело их жизни будет разрушено. В.С. Черномырдин писал о том времени в своих мемуарах: «Я ведь тогда, в конце 80-х, был членом ЦК, участвовал в работе всех пленумов. Мне довольно скоро стало все понятно. Разговоры все - о плюрализме, о демократии. Когда начали избирать руководителей на предприятиях, для меня на сто процентов стало ясно, что мы рухнем. Уже первая волна выборов директоров заводов смела настоящих руководителей. Пришли популисты. Тогда я

решил, что нужно что-то делать, как-то спасать газовую промышленность» [7].

Следует отметить, что в конце 1980-х гг. радикально менялись объективные условия функционирования газовой отрасли [3, с. 60-61]. Уже в 1987 г. на Западную Сибирь приходилось почти 70% общесоюзной добычи газа, и было ясно, что доля этого региона в среднесрочной перспективе будет только возрастать. Между тем и технические трудности, и затраты на добычу газа в сибирской тайге и тундре, на транспортировку его в центр страны на порядок выше, чем в европейской части. Мало того, в самой Западной Сибири добыча стремительно смещалась на север, в еще более труднодоступные районы. Предстояло переходить к разработке месторождений, не только расположенных в труднодоступных районах, но и залегающих на большей глубине и содержащих значительный процент этана, т.е. требующих переработки. Это остро ставило вопрос о социальной цене «большого газа».

Все перечисленные выше факторы требовали новых огромных капиталовложений и существенных организационных изменений. Однако нарастание проблем в советской экономике уже не позволяло финансировать газовую отрасль «по потребности». Серьезные испытания для газовой отрасли пришлись на 1988-1989 гг., когда, по словам Черномырдина, «мы стали как бы прокручиваться на месте, терять темпы».

Понимание необходимости спасения отрасли заставило Черномырдина и его единомышленников войти в правительство с предложением о возможности газовой промышленности перейти в хозяйственную структуру. То есть предлагалось мощную министерскую структуру перевести на систему хозрасчетной работы по закону «О государственном предприятии (объединении)». Подобного опыта в стране еще не было. Реально предлагалось использовать этот закон применительно к газовой отрасли, а именно преобразовать министерство в концерн, т.е. объединить все газовые предприятия союза в единую корпорацию. Структуру новой компании решено было позаимствовать у итальянской компании ENI.

Создание концерна в отрасли диктовалось особыми условиями газовой промышленности. Она является единой технологической и производственной структурой, включающей объекты добычи, переработки и транспортировки газа со вспомогательными службами. Надежное обеспечение народного хозяйства газом обеспечивается за счет слаженного взаимодействия всех звеньев данной системы и управления ими из единого центра, что особенно важно в связи с крайне неравномерным потреблением газа по сезонам. Еще более важно, что газодобывающие предприятия находятся в очень разных условиях. При этом отсутствие прибыли у одних и избыток у других

♦-

зависит в основном от природных факторов, а не от качества работы. Для гармоничного развития производства необходимо было оперативное централизованное перераспределение средств в рамках отрасли.

Министерство Черномырдина взяло на себя инициативу разработать концепцию реформы по преобразованию Министерства газовой промышленности СССР в концерн «Газпром». Газовики весьма ответственно подошли к подготовке кардинальных преобразований. Скрупулезно изучался зарубежный опыт. Все заместители В.С. Черномырдина и многие руководители ведущих предприятий побывали в заграничных командировках, изучая опыт крупнейших европейских газовых компаний: ENI, Ruhrgas, Gaz de France, -их методы управления и формы взаимодействия с государством. Собранную информацию регулярно обсуждали, анализировали. Кроме того, для сотрудников министерства отечественные и зарубежные ученые читали лекции о рыночных методах организации производства [4, с. 35].

«Я в то время говорил, - вспоминал Черномырдин, - что мы должны систему такую сделать, чтобы, даже если дурак придет, и он не смог бы ее разрушить. Мы изучали все системы мира и брали все лучшее: и по технологиям, и по оборудованию. Чтобы невозможно было ее сломать, система должна быть дура-кообразной!» [7].

После того как был накоплен определенный объем информации, началась подготовка проектов конкретных документов. Она была поручена специалистам министерства под руководством Е.К. Селиховой, тогда отвечавшей в ведомстве газовой промышленности за экономические вопросы. Несколько месяцев разработчики безвыездно трудились над документами на одной из подмосковных государственных дач. Курировал этот процесс первый заместитель Черномырдина Р.И. Вяхирев. На Совете министров руководству газового министерства эти документы пришлось защищать четыре раза.

Как рассказывал Р.И. Вяхирев, «председатель Совета министров СССР в 1985-1990 годах Н.И. Рыжков все не понимал, чего мы добиваемся - ведь вот же министерство, а тут какой-то колхоз хотят сделать» [5]. Газовикам удалось убедить Н.И. Рыжкова далеко не сразу. Это был длительный процесс. Приходилось аргументированно доказывать не только принципиальную необходимость создания концерна, но и обоснованность конкретных деталей преобразования. В.С. Черномырдину пришлось несколько раз ходить на прием к председателю Совета министров.

Историческое не только для отрасли, но и для всей страны решение о создании «Газпрома» было оформлено Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1989 г. № 619 «Об образовании Государственного газового концерна "Газпром"». В постановлении указывалось, что это мероприятие проводится «в целях создания эффективной и надежной системы обеспечения народного хозяйства и населения газом, газовым конденсатом и продуктами их переработки на основе углубления хозяйственного расчета и развития самофинансирования». Таким образом, был сделан первый шаг к превращению отечественной газовой промышленности из системы социалистических пред-

-♦

приятий в рыночный институт. В дальнейшем стало понятно, что данное решение сыграло исключительную роль в сохранении отечественной газовой промышленности и обеспечении перехода российской экономики к рынку.

С августа 1989 г. концерн «Газпром» становится самостоятельным производственно-хозяйственным комплексом, юридическим лицом и получает самостоятельный баланс. Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР было наделено лишь стратегическими и регулирующими функциями, распространявшимися на газовую промышленность, но сама отрасль в оперативном плане уже выходила за рамки полномочий Министерства.

С самого начала существования «Газпрома» в его составе выделялись две группы предприятий. В первую группу вошли предприятия, непосредственно обеспечивавшие работу Единой системы газоснабжения (ЕСГ) СССР, государственный контроль над которыми через «Газпром» считался жизненно важным для обеспечения непрерывности и безопасности газоснабжения страны. Во вторую группу вошли предприятия, выполняющие вспомогательные функции по отношению к предприятиям первой группы. Данные предприятия входили в концерн на добровольной основе и на договорных отношениях.

Предприятия, непосредственно вошедшие в концерн « Газпром», по установленным нормативам должны были производить отчисления в местные бюджеты и формировать из прибыли фонды материального поощрения и социального развития. Оставшаяся прибыль и амортизационные отчисления на полное восстановление по установленным нормативам аккумулировались для расчетов с союзным бюджетом финансирования центральных капиталовложений, компенсации предприятиям выпадающих доходов при изменении горно-геологических условий и спроса на газ, оказания финансовой помощи и других нужд.

Оперативное управление концерном осуществляло правление. Оно вело разработку перспективных и текущих планов, руководство их реализацией, доведение до предприятий экономических нормативов, порядка распределения прибыли, формирование и использование централизованных фондов. В первый состав правления «Газпрома» вошли 14 человек. Все это были опытнейшие работники отрасли, отдавшие ей много лет. 15 августа 1989 г. на учредительном заседании В.С. Черномырдин был избран председателем правления концерна «Газпром», а Р.И. Вяхирев и В.В. Шеремет стали его заместителями.

Конец 1989 г. и весь 1990-й год ознаменовались для газовой отрасли СССР структурной и организационной перестройкой, превращением ее в самостоятельную хозяйственную структуру, решающую многовекторные задачи вне рамок министерства, подчиненную уже руководству концерна.

Всю структуру газовой отрасли в связи с созданием концерна стали менять, ее упростили, сделали более жизнеспособной и самостоятельной. В концерне много занимались вопросами экономии средств, отталкиваясь от своей хозяйственной деятельности. Рабочий аппарат концерна по сравнению с министерством был уменьшен почти вдвое. Вместо 20 функциональных

главков и управлений было образовано 11 отделов и служб. Кроме того, количество предприятий и учреждений в отрасли уменьшилось на 19 [1, с. 4-5]. Теперь управленческий аппарат концерна зависел от результатов работы всей отрасли. Черномырдин с удовлетворением отмечал, что теперь «не надо было спрашивать, какие отделы и главки сокращать или переформировывать. Все делал сам. <...> Это нас спасло. Спасло отрасль, прежде всего. От этого решения выиграли все, и больше всего выиграла страна, Россия. Газовая отрасль сохранилась как монолит, как система» [7].

Преобразования в газовой отрасли происходили на фоне нарастающего экономического кризиса в стране, приведшего к падению производства, инфляции и товарному голоду. Союзные структуры управления экономикой с каждым днем теряли свой контроль за республиканскими министерствами. Правительства многих республик откровенно саботировали решения союзного кабинета министров, объявляя их вмешательством в свои внутренние дела. Только «Газпром» пока еще надежно контролировал все свои газовые месторождения и магистральные транспортные сети на территории всего СССР. План поставки товарной продукции в 1990 г. удалось выполнить на 99,8%. Однако имели место и факты нарушения производственной и финансовой дисциплины предприятиями концерна. Многие объединения не осуществляли обязательные перечисления в централизованные фонды. Но, как написал в своих мемуарах Е.Т. Гайдар, Черномырдин «привел к повиновению вздумавших играть в самостоятельность руководителей газодобывающих объединений» [2, с. 235].

Концерн «Газпром» успешно функционировал свыше трех лет, с августа 1989 г. до ноября 1992 г. Весь этот период основные производственные показатели отрасли наращивались. Добыча газа на территории России за это время возросла с 616 до 640 млрд куб. м, а протяженность магистральных газопроводов -почти на 10 тыс. км. На дальнейшей судьбе «Газпрома» и всей отрасли сказались политические события, приведшие к распаду Советского Союза и превращению России в суверенное государство.

«Газпром», занимавший первое место в мире по объемам добычи газа, потерял треть трубопроводов, треть месторождений и четверть мощности компрессорных станций. При этом контроль над всеми транзитными газопроводами, которые проходили из России в Европу, всецело перешел к странам СНГ и Балтии. Но «Газпром», в отличие от Советского Союза и любого из его министерств, продолжал существовать, но уже в рамках Российской Федерации. В.С. Черномырдин позднее вспоминал об этом периоде: «В условиях развала страны мы сумели сохранить отрасль как единое целое, обеспечив бесперебойное газоснабжение как отечественных, так и зарубежных потребителей. И когда на территории СССР образовались независимые государства, то нам удалось грамотно "развестись" с предприятиями, которые остались на территории бывших союзных республик» [4, с. 36].

В первые месяцы существования правительства Е. Гайдара статус «Газпрома» был отнюдь не льгот-

ный. В начале 1992 г. российское правительство под руководством исполняющего обязанности премьер-министра Е.Т. Гайдара и министра топлива и энергетики В.М. Лопухина предприняло попытку реструктуризировать отрасль. В феврале впервые высказывается идея создать независимые добывающие компании, поставляющие газ в контролируемую из центра газотранспортную систему. Тогда же российское правительство пришло к выводу, что с целью улучшения функционирования концерна, следует создать независимые компании, которые могли бы также производить добычу данного ресурса. Инициатором этого проекта стал министр топлива и энергетики В.М. Лопухин. На этой же почве у него и возник конфликт с руководителем «Газпрома» В.С. Черномырдиным, который придерживался противоположного мнения и не собирался делить концерн на отдельные самостоятельные структуры.

Важным аргументом руководства концерна «Газпром» в защиту организационной неделимости отрасли был факт неразрывности технологических взаимосвязей между добычей,транспортировкой, хранением и распределением голубого топлива. Однако такая модель реорганизации газовой промышленности России не соответствовала позиции руководства Минтопэнерго и Антимонопольного комитета, которые предлагали для стимулирования конкуренции в этой сфере разделить всю отрасль на несколько компаний.

Реформа, предлагаемая правительством, предусматривала переход на самоокупаемость, приватизацию нефтегазовой отрасли и разделение «Газпрома» на несколько холдингов, однако в итоге преобразования коснулись только нефтяной отрасли. В мае 1992 г. Е. Гайдар распорядился проверить документацию «Газпрома» на предмет состояния валютных счетов и проводок по ним. Сразу после окончания проверки счетов министр В. Лопухин был отправлен в отставку, а руководить топливно-энергетическим комплексом страны стал В. Черномырдин, возведенный в ранг вице-премьера правительства. Разумеется, на этом посту Виктор Черномырдин в очередной раз выступил противником деления «Газпрома». Именно в этот период были приняты основные решения относительно будущей судьбы «Газпрома», схемы регулирования его деятельности и структуры собственности компании, решения, которые обеспечили практическую независимость «Газпрома» от правительства.

В отрасли сложилась так называемая «естественная» монополия. Важной предпосылкой этого было наличие целостной структуры Единой системы газоснабжения России. Естественными факторами сложившейся монополии в российской газовой промышленности стали:

1) удаленность месторождений от центров газопотребления (более 2000 км), что стимулировало развитие высокопроизводительных систем магистрального трубопроводного транспорта;

2) значительная единичная мощность газопроводов (по одной нитке перекачивается свыше 30 млрд куб. м в год);

3) чрезвычайно высокая стоимость их прокладки;

4) приоритет в потреблении газа крупных промышленных предприятий.

♦-

31 мая 1992 г. был подписан Указ Президента РФ «Об обеспечении деятельности единой системы газоснабжения» № 538 и Указ Президента РФ «По освоению новых газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин» № 539. Согласно первому указу весь газовый рынок должен был перейти под полный контроль «Газпрома», а имущественный газовый комплекс страны - в хозяйственное ведение концерна. По второму указу «Газпром» без конкурса получал лицензии на освоение наиболее перспективных газовых месторождений. Для реализации данных указов в ноябре 1992 г. было создано акционерное общество «Рос-шельф» с 20%-ной долей «Газпрома» для разработки крупнейших шельфовых месторождений - нефтяного Приразломного в Печорском море и третьего в мире по величине Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море (с запасами более 3 трлн куб. м газа). Однако из-за технических сложностей и финансовых затруднений реализация данных проектов в то время не состоялась [6, с. 120-121].

Еще через день правительство приняло пакет постановлений по развитию нефтегазовой отрасли. «Газпрому» было дано эксклюзивное право госзаказа для осуществления поставок газа на экспорт по межправительственным договорам. 45% валюты, полученной от этих поставок, оставалось в распоряжении концерна, оборот по этим операциям был освобожден от пошлин. В июле правительство взяло на себя повышенные обязательства занять на Западе 8,7 млрд долл. на развитие «Газпрома». Для выплаты долга правительство рекомендовало Центральному банку разрешить «Газпрому» открывать счета в иностранных банках. Осенью учрежденный «Газпромом» банк «Империал» выкупил у ЦБ пакет акций East-West United Bank - бывшего совзагранбанка в Люксембурге, через который проходили платежи за весь экспортируемый в Европу газ и значительную часть нефтепродуктов, экспортируемых « Роснефтегазом». Концерн получил не только конкурентные преимущества. На «Газпром» были возложены функции большой политической значимости - расплачиваться своей продукцией за содержание российских войск в странах Балтии.

Место главы правления российской газовой монополии занял второй человек в концерне - Р.И. Вяхирев, давнишний единомышленник В.С. Черномырдина, человек с большим производственным и административным опытом работы. На этом ответственном посту он находился с мая 1992 г. по 2001 г. В прессе отмечалось, что Вяхирев отлично разбирался в делах компании и мог эффективно вмешиваться в ее дела даже на уровне микроменеджмента.

-♦

Р.И. Вяхирев принял «Газпром» в тяжелейший период краха социалистической экономики. Из-за разрыва хозяйственных связей и гиперинфляции практически разрушилась система платежей за газ на постсоветском пространстве. Неплатежи потребителей за поставленный газ доходили до 50%. На конец 1992 г. задолженность потребителей Российской Федерации составила 47,6 млрд руб. Из-за отсутствия финансирования практически распалась существовавшая проектная база. Все предприятия концерна, кроме «Ям-бурггазодобычи», снизили добычу газа. Тем не менее благодаря сохранению технологических связей предприятий и особенно Единой системы газоснабжения как целостного комплекса, взаимной поддержке, четкому руководству со стороны правления концерна удалось сохранить объемы добычи газа.

Таким образом, период потрясений 1991-1992 гг. «Газпром» выдержал лучше других производственных структур, созданных в советскую эпоху. Предприятия концерна работали стабильно и с хорошими экономическими показателями. Добыча газа неуклонно возрастала. По оценкам экспертов газеты «Коммерсант», за первые три года своего существования (19891992 гг.) концерн утроил (в фиксированных ценах) объем контролируемого им капитала. Решающую роль в этом сыграли, конечно, уникальные условия деятельности концерна, под контролем которого находилась самая отлаженная отрасль народного хозяйства, имеющая огромный экспортный потенциал. Но была в успехах « Газпрома» и большая доля заслуг команды Черномырдина - Вяхирева, сумевшей лучше других «просчитать ситуацию» на ближайшее будущее и создавшей заблаговременно немалый потенциал адаптации к рыночным условиям. Затем под руководством Вяхирева «Газпром» достаточно успешно реализовал эти возможности, трансформировавшись из государственного производственного объединения в акционерное общество открытого типа.

1. Вяхирев Р.И. Новые принципы, а не смена вывески // Газовая промышленность. 1990. № 6. С. 2-6.

2. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М.: Вагриус, 1997.

3. Ефимова Е.А., Захаров А.В., Демидова Е.И., Быков В.Ю. Этапы развития газовой отрасли страны // Газовый бизнес: журнал Российского газового общества. 2015. № 2. С. 54-63.

4. Отец-основатель // Газпром: корпоративный журнал ОАО «Газпром». 2009. № 7-8. С. 34-37.

5. Последнее интервью Рема Вяхирева. URL: http://www. forbes.ru.

6. Рыбков А.Г., Демидова Е.И. Штокман: начало пути по освоению арктической зоны России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 119-121.

7. Черномырдин В.С. Время выбрало нас. М.: Художественная литература, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.