Научная статья на тему '"Газпром" - лидер мирового нефтегазового бизнеса'

"Газпром" - лидер мирового нефтегазового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коржубаев А. Г.

Не сглаживая острые углы и отмечая нерешенные проблемы, автор считает, что только крупные компании способны решать стратегические задачи развития нефтегазовой отрасли, обеспечивать геополитические интересы России в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коржубаев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Газпром" - лидер мирового нефтегазового бизнеса»

Не сглаживая острые углы и отмечая нерешенные проблемы, автор считает, что только крупные компании способны решать стратегические задачи развития нефтегазовой отрасли, обеспечивать геополитические интересы России в мире.

«Газпром» - лидер мирового нефтегазового бизнеса

А. Г. КОРЖУБАЕВ,

доктор экономических наук,

Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН,

Новосибирск

В условиях обострения борьбы за контроль над энергетическими ресурсами особую роль в экономических процессах приобретают крупные хорошо управляемые компании, эффективная деятельность которых повышает конкурентоспособность России в международном разделении труда. Укрупнение собственности и создание стратегических альянсов компаний позволяет оптимизировать технологическую и пространственную структуру бизнеса, аккумулировать и привлекать крупные инвестиции в проекты освоения месторождений, особенно в новых регионах (Восточная Сибирь, шельф), дает возможность более эффективно влиять на глобальную конъюнктуру.

Кроме того, крупные корпорации размещают свои акции на международных финансовых рынках, поэтому для роста капитализации они заинтересованы в формировании благоприятного имиджа, а это предполагает прозрачность финансовых потоков, использование современных технологий, социальное партнерство.

В процессе освоения российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных рынков происходит расширение их участия в производственных, транспортных и сбытовых активах

© ЭКО 2009 г.

в других странах. Это способствует повышению экономического, а значит, и политического влияния России в мире.

К основным недостаткам укрупнения следует отнести угрозу монополизации региональных рынков, снижение управляемости, в ряде случаев - рост издержек. Иногда крупные компании для повышения коммерческой эффективности собственного бизнеса (Standard Oil, Enron, «Юкос» и другие) могут пренебрегать государственными интересами, например, используя «оптимизацию» налоговых схем, лоббирование принятия некоторых законов и т.п. Поэтому здесь необходимы усиление государственного регулирования через контроль над лицензионными соглашениями, государственный аудит и научный мониторинг деятельности вертикально интегрированных компаний (ВИНК) на предмет ее соответствия национальным интересам.

Крупнейшие российские вертикально интегрированные (технологически и организационно) нефтегазовые компании -«Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Башнефть», «РуссНефть», а также «ТНК-ВР», действующая в России, в основном контролируемая американским и британским капиталом, обеспечивают в последние годы 93-95% добычи нефти и газа в стране. Все крупные нефтеперерабатывающие заводы России (за исключением группы заводов в Башкирии) и большая часть мини-НПЗ входят в состав крупных ВИНК.

Главным производителем и поставщиком природного газа в России является крупнейший в мире газовый концерн «Газпром». На компанию приходится около 85% добычи и 100% экспорта газа. Значительные объемы газа добывают нефтяные компании «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ТНК-ВР», «Лукойл». Наиболее крупный независимый производитель газа -«Новатэк». Единая система газоснабжения России контролируется ОАО «Газпром». Экономические позиции конкретных ВИНК в стране определяют возможности их эффективной деятельности и на международных рынках, участия в проектах разведки и добычи нефти и газа, их переработки и сбыта за рубежом.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

3*

В процессе освоения российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных рынков происходит расширение их участия в производственных, транспортных и сбытовых активах в других странах, что способствует повышению экономического, а значит, и политического влияния России в мире. В этой ситуации комплексное обоснование и организационное обеспечение системного вхождения российских вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего, в Китай становится задачей государственной значимости.

Газовая промышленность России - важнейший сектор экономики и жизнеобеспечения страны, крупный элемент мировой энергетики. Наличие значительных запасов природного газа (48 трлн м3, или свыше 33% мировых доказанных запасов газа) и ресурсов (260 трлн м3, - более 40% от начальных суммарных ресурсов в мире) - конкурентное преимущество России в международном разделении труда. Эффективное функционирование и развитие газового комплекса способствует социально-экономическому развитию российских регионов, стимулирует развитие отраслей промышленности, энергетики и транспорта, обеспечивает решение актуальных внешнеэкономических и геополитических задач.

Газовая промышленность Западной Сибири, где добывается около 95% всего российского газа, представляет собой крупнейший в мире производственно-технологический комплекс, включающий в себя системы добычи, переработки и сверхдальнего транспорта газа; в 1990-1992 гг. в Западной Сибири добывалось более 580 млрд м3 газа в год. Вместе с тем при уникальной сырьевой базе и развитой сети трубопроводного транспорта добыча газа в Сибири с 1992 г. до конца 1990-х годов снижалась. В 2001 г., несмотря на почти двукратное увеличение инвестиций в основной капитал до 4,8 млрд дол., произошло дальнейшее снижение добычи газа.

Ухудшению ситуации в отрасли способствовали такие факторы, как заниженная стоимость газа в структуре внутренних энергетических цен и более низкие цены на газ, чем на международном рынке, высокий уровень неплатежей, бартера и квазиденежных расчетов в 1990-е годы, проедание

амортизации в условиях высокой галопирующей инфляции (за счет недооценки основных фондов). В условиях продолжительности инвестиционного цикла и масштабности инвестиций провал в подготовке новых месторождений к вводу в промышленную эксплуатацию в 1990-х годах отражается на современной динамике добычи.

Основная причина сложившейся ситуации - естественное падение добычи на крупнейших месторождениях: Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском. В условиях высокого уровня инфляции в стране при опережающем росте издержек в газовой промышленности эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Ввод в разработку в конце 2001 г. Заполярного месторождения, в 2004 г. - Песцового, а затем Южно-Русского, Еты-Пуровского, Вынгаяхинского, Ен-Яхинского месторождений, а также Анерьяхинской площади Ямбургского и Таб-Яхинского участка Уренгойского месторождения несколько улучшили ситуацию, это позволило на несколько лет преодолеть падение и обеспечить некоторый рост добычи газа. Добыча газа в Западной Сибири составила в 2008 г. свыше 610 млрд м3, в России в целом - 653 млрд м3.

Приоритетные направления развития отрасли - поддержание и развитие добычи газа и конденсата в традиционных районах (Надым-Пур-Тазовское междуречье), включая утилизацию низконапорного газа; создание новых крупных центров газодобычи - на полуострове Ямал, в Обской и Тазовской губах, в восточных районах страны, на шельфах морей; воспроизводство и расширение минерально-сырьевой базы; сокращение издержек на всех стадиях производственного процесса; глубокая переработка сырья; модернизация существующих и строительство новых газотранспортных систем; дальнейшая газификация промышленности, транспорта и населения страны; диверсификация экспортных поставок, включая выход на новые рынки и доступ к системам газоснабжения конечных потребителей в странах - импортерах российского газа.

Если в ближайшие годы не обеспечить полномасштабное освоение месторождений Ямала, резкое падение добычи газа в Сибири и в стране в целом начнется уже в 2010-2012 гг.

Суммарный объем капитальных вложений в проект освоения Ямала должен составить не менее 120 млрд дол. В первую очередь должно быть введено в промышленную эксплуатацию уникальное Бованенковское месторождение, на котором в настоящее время ведется строительство объектов промысловой и транспортной инфраструктуры. Общая (включая добычу, транспортировку и переработку) инвестиционная программа ОАО «Газпром» на 2008 г. составила 850 млрд руб.; предполагается, что в 2010 г. объем инвестиций будет доведен до 900 млрд руб., а в 2010 г. превысит 1,5 трлн руб. с последующим постепенным снижением затрат.

Один из основных приоритетов - формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых центров газовой, газоперерабатывающей, нефтехимической, газохимической, гелиевой промышленности, расширение Единой системы газоснабжения на Восток, организация коммерчески эффективных поставок газа и продуктов его глубокой переработки на Тихоокеанский рынок (в страны АТР и на Тихоокеанское побережье США).

Только крупные, хорошо структурированные компании, как ОАО «Газпром», в состоянии решить стратегические задачи долгосрочного эффективного развития нефтегазового комплекса страны, реализации крупных высококапиталоемких проектов в традиционных и новых районах, обеспечения экономических и геополитических интересов России в мире.

В этих условиях материал, подготовленный специалистом Минэкономразвития России к.э.н. А. С. Качелиным, «ОАО "Газпром" - национальное достояние или закрытый элитный клуб по интересам?» по ряду вопросов внутренне противоречив. Автором проделана большая заинтересованная работа, но многие его выводы представляются не вполне убедительными.

В качестве одной из важнейших проблем современной экономики России называется «ослабление регулирования деятельности монополистических структур», при этом не раскрывается, в чем, собственно, заключается это «ослабление». В нефтегазовом комплексе, напротив, в последние годы произошло резкое усиление государственного присутствия, увеличена доля государства в акционерном капитале компа-

ний, включая ОАО «Газпром», разработаны и утверждены стратегические документы развития отрасли, совершенствуется законодательное и нормативное регулирование. В части повышения цен естественных монополий, в том числе на газ, проводится, на мой взгляд, достаточно сбалансированная политика, позволяющая, с одной стороны, обеспечить интересы населения и конкурентоспособность отраслей-потребителей (цены на газ в России остаются в 6-10 раз ниже, чем, например, в Европейском союзе), а с другой- формирование инвестиционных ресурсов для развития производства в самих естественно-монопольных отраслях.

Представляется сомнительным обоснование в качестве «положительного опыта СССР» дотирование, фактически Российской Федерацией, энергообеспечения всех союзных республик и стран СЭВ. Здесь следует разделять технологический эффект от функционирования единой энергетической системы и экономический ущерб от недофинансирования поддержания и развития генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры.

Почему-то в материале 2009 г. автор в основном оперирует данными за 2006 г. Приведены устаревшие данные по зарплате, издержкам, ценам, капитализации. Причем рост капитализации отмечается автором как негативный фактор. При рассмотрении динамики цен на газ указывается на высокую долю районов Крайнего Севера в территории страны, хотя энергообеспечение районов Сибири и Дальнего Востока на 90% формируется за счет угля и гидроэнергии, а основное потребление газа приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа. Не рассматривается в материале и проблема соотношения цен «газ - уголь», тесно связанная с обеспечением социально-экономического развития угольных регионов России.

По мнению автора, фундаментальной проблемой ОАО «Газпром», которая препятствует эффективному развитию компании, является высокая рентабельность деятельности, что якобы ослабляет мотивацию к сокращению издержек. При этом далее по тексту указывается на наличие долга, низкую экономическую эффективность бизнеса, недостаточность финансовых ресурсов,

отсутствие стратегических программных документов развития бизнеса. Здесь, по-моему, комментарии излишни...

В «Газпроме» уделяется большое внимание как обеспечению эффективности оперативной деятельности, так и вопросам стратегического развития: при участии концерна разработаны новая «Энергетическая стратегия России до 2030 года», «Генеральная схема развития газовой отрасли России»; «Программа освоения ресурсов углеводородов на шельфе РФ до 2030 года»; «Обоснование инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа»; «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Принята инвестиционная программа, предусматривающая значительные капитальные вложения в освоение новых месторождений, формирование инфраструктуры (таблица).

Инвестиционная программа «Газпрома» на 2009-2010 гг., млрд руб.

Статья расходов 2009 2010

Долгосрочные финансовые вложения 221 125

Капитальные вложения, в том числе: 643 1360

освоение месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе, газопроводы «Ямал-Европа», «Северный поток», 294 573

освоение месторождений на Ямале 211 438

Штокмановское 38 74

Восточная Сибирь и Дальний Восток 26 122

прочие капиталовложения 77 154

Прочие расходы 58 22

Итого 922 1507

Источник: ОАО «Газпром».

При рассмотрении вопроса о развитии существующих и формировании новых центров переработки нефти и газа, нефте- и газохимии, обосновании их масштабов и профиля

особое внимание следует уделять вопросам обеспечения создаваемых производств сырьем и перспективам сбыта их продукции на соответствующих сегментах российского и международных рынков. Создание избыточных относительно ресурсного потенциала и возможностей сбыта производственных мощностей может привести к формированию российского аналога китайского «ржавого пояса», когда большое количество предприятий простаивает на протяжении длительного периода времени из-за отсутствия источников сырья, включая необходимый компонентный состав сырьевой базы, и платежеспособного спроса.

Важное условие развития центров глубокой переработки углеводородов, нефте-, и газохимии - формирование рациональной транспортной системы и, соответственно, обеспечение экономической эффективности поставок сырья и готовой продукции. Необходимо создание сбалансированной системы транспорта нефти, попутного нефтяного газа и других ценных компонентов, как в традиционных нефтедобывающих регионах, так и, особенно, при формировании новых центров нефтегазового комплекса; развитие эффективной системы транспорта продуктов переработки нефти и газа, а также нефтехимии как для технологического использования, так и для конечного потребления.

В Западной Сибири и европейской части страны необходимо завершить формирование трубопроводных систем от существующих и вновь вводимых месторождений до действующих нефте-, газоперерабатывающих и нефтехимических предприятий, входящих в структуру ОАО «Газпром» (АК «Сибур») и вертикально интегрированных нефтяных компаний на основе географической близости и технологической эффективности, вне зависимости от их корпоративной принадлежности.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке целесообразно создание единого нефтегазового комплекса, включающего системы добычи, переработки, химии, транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов, продуктов нефте- и газохимии, включая гелий.

Решение всех этих задач в состоянии обеспечить крупные нефтегазовые компании, контролируемые государством, и, прежде всего, «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.