Научная статья на тему 'Перспективные национальные проекты развития газовой отрасли России'

Перспективные национальные проекты развития газовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ал А Б Ер Д Е Е В Р.Р.

For increase of volumes of investment in gas branch, to the basic shareholders of Open Society «Gazprom», it is necessary to reconsider the sizes of payment to shareholders and management, to arrange on strengthening internal discipline in the company under the charge of financial assets. To reconsider circuits of realization of gas, to external consumers, having excluded from this circuit of numerous intermediaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные национальные проекты развития газовой отрасли России»

ЭКОНОМИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

И ГОСУДАРСТВА

Перспективные национальные проекты

развития газовой отрасли России

Алабердеев Р.Р. *

For increase of volumes of investment in gas branch, to the basic shareholders of Open Society «Gazprom», it is necessary to reconsider the sizes of payment to shareholders and management, to arrange on strengthening internal discipline in the company under the charge of financial assets. To reconsider circuits of realization of gas, to external consumers, having excluded from this circuit of numerous intermediaries.

Согласно Энергетической стратегии России, при благоприятном варианте социально-экономического развития России прогнозировалось добыть 645—665 млрд куб. м в 2010 г. и довести добычу до 710—730 млрд куб. м газа к 2020 г. При умеренном варианте прогнозировалось довести добычу до 635 млрд куб. м в 2010 г. и до 680 млрд куб. м газа к 2020 г.1

В настоящее время некоторыми специалистами в этой сфере уже называются другие цифры, и они делают прогноз до 2030 г. По их мнению, при благоприятных условиях на внутреннем и внешнем рынках добычу газа можно довести к 2020 г. до 890 млрд куб. м, к 2030 г. — до 910 млрд куб. м (табл.)2.

Перспективными направлениями развития газовой отрасли являются:

> меры по привлечению в отрасль инвестиций;

> оживление деятельности независимых нефтегазовых компаний по добычи газа в связи с тем, что на их долю приходится более 21 % разведанных запасов газа, а их доля в распределенных запасах достигает 25 %;

> развитие газотранспортной системы отрасли, что подразумевает как строительство новых газотранспортных трубопроводов и хранилищ газа, реконструкцию старых трубопроводов, так и реформирование естественной монополии ОАО «Газпром» с выведением из его структуры потенциально конкурентных сфер по транспортировке газа — магистральных газопроводов;

Таблица

Прогноз добычи газа по России и регионам до 2030 г.

Год Регион 2015 2020 2025 2030

Всего по России 790 890 905 910

Западная Сибирь 630 670 670 670

В том числе ЯНАО 590 634 634 635

ХМАО 32 28 28 27

Томская область 8 8 8 8

Европейская часть 52 80 88 90

Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия) 85 115 117 120

Дальний Восток (Сахалин) 23 25 30 30

Доцент кафедры ООРД Академии управления МВД России.

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

со

> освоение новых месторождений, в том числе Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей;

> добыча и утилизация попутного нефтяного газа;

> строительство мощностей по переработке газа и по производству сжиженного газа.

Проведенные в 90-е гг. ХХ столетия экономические реформы не привели к возрастанию количества инвестиций в отрасль — наоборот, осложнили ситуацию. Специалисты в газовой сфере в этой связи основными причинами данного феномена называют политику сдерживания внутренних цен на газ и высокую налоговую нагрузку на отрасль. По нашему мнению, несомненно, эти факторы оказывают определенное влияние, однако имеются и другие не менее важные факторы. Это следующие факторы:

1) привлечение ОАО «Газпром» иностранных кредитов для приобретения непрофильных для отрасли активов нефтяной компании «Сибнефть»;

2) крупномасштабные злоупотребления высшего звена ОАО «Газпром» (незаконно уменьшена доля ООО «Урег-гойгазпром» в уставном капитале ЗАО «Нортгаз» с 51 до 0,5 % путем дополнительной эмиссии акций и последующего вывода имущественного комплекса на сумму 1,8 млрд руб. во вновь созданное на его базе частное предприятие ООО «Нортгаз»; незаконное, безвозмездное выведение активов ОАО «Запсибгазпром» в размере 1,6 млрд руб. в пользу ОАО «Пурнефтегазгео-логия» и др.)3;

3) неоправданно высокие затраты на внутренние нужды компании.

Все эти факторы в совокупности привели к существенному недофинансированию добычи природного газа, которое, по экспертным оценкам, составляет примерно 50—60 % от запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 г.4

На проблему с инвестированием существенное влияние также оказывают изменения в структуре инвестиций. Так, если в 2001 г. 74 % инвестиций направлялось в развитие добычи, то в 2007 г. 55 % от общего объема инвестиций направлялось на развитие и реконструкцию трубопроводного транспорта.

В настоящее время руководство ОАО «Газпром» активно проводит политику по

переложению проблем инвестирования на внутренних потребителей газа. С этой целью ежегодно планируется повышение цен — от 25 до 27 %.

По нашему мнению, для повышения объемов инвестирования в газодобычу основным акционерам ОАО «Газпром» необходимо пересмотреть размеры выплаты акционерам и менеджменту, принять меры по укреплению внутренней дисциплины в компании по расходу финансовых средств. Пересмотреть схемы реализации газа внешним потребителям, исключив из этой схемы многочисленных посредников.

Для оживления деятельности независимых нефтегазовых компаний по добыче газа, повышения инвестиционной активности в газовую отрасль и недопущения дефицита природного газа для нужд отечественной экономики необходимо создать условия для свободного доступа всех добывающих предприятий к распределительным трубопроводным сетям. Для этого необходимо реформирование естественной монополии ОАО «Газпром» с выведением из его структуры потенциально конкурентных сфер по транспортировке газа — магистральных газопроводов. В данном случае функции по установлению тарифов на транспортировку газа перейдут в региональные энергетические комиссии, работающие под руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти. Указанные действия позволят создать конкурентную среду между добывающими организациями. У независимых компаний появится возможность экспортировать часть добываемого газа для диверсификации расходов. Возникшая после реформирования конкурентная среда также будет способствовать развитию отрасли, так как независимые компании будут иметь возможность инвестировать средства на перевооружение цикла производства и транспортировки газа в соответствии с мировыми стандартами, в том числе и по экономичности. Также конкурентная среда позволит больше средств вкладывать в мероприятия по освоению перспективных сырьевых районов добычи углеводородных ресурсов — газа. Запасы газа в настоящее время имеются у 20 крупных российских нефтяных компаний. Однако эти компании не спешат разрабатывать входящие в сферы их интересов новые месторождения, потому что устанавливаемые Федеральной энергетической комиссией цены

на газ, по их мнению, являются заниженными и не могут обеспечить необходимую рентабельность производства, а экспортировать газ за границу для диверсификации своих расходов они не могут в связи с тем, что все магистральные газопроводы принадлежат ОАО «Газпром». ОАО «Газпром», борясь за конкурентные преимущества, взимает за прокачку газа с независимых производителей плату вдвое выше того, во сколько транзит обходится ему самому. Используя ценовые диспропорции, а также свое монопольное положение, он просто не допускает независимых производителей к экспорту, и это при том, что существует техническая возможность принять дополнительные миллиарды кубометров газа. Сам ОАО «Газпром» диверсифицирует свои расходы за счет экспортной прибыли, продавая за рубеж более 30 % добываемого газа. По словам заместителя председателя правления ОАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром экспорт» А. Медведева, общая валютная выручка ОАО «Газпром» в 2006 г. составила 39 млрд долл., из которых 37,2 млрд долл. за счет дальнего зарубежья5.

Освоение новых перспективных территорий (Восточная Сибирь, дальний Восток, шельф арктических морей) обусловлено тем, что имеется ряд сдерживающих факторов. В первую очередь это территориальный фактор, который в целом негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая часть России, особенно Сибири и Крайнего Севера, — территории с очень низкой плотностью населения. Это резко увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций и энергообеспечения. В этих районах перспективными месторождениями для добычи газа являются:

> Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области;

> Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение в Республике Саха (Якутия);

> месторождение углеводородов в Красноярском крае;

> шельфовые месторождения Арктики и Сахалина.

Учитывая наличие указанных проблем, бытуют различные мнения о перспективах освоения добычи газа в Восточной Сибири с утилизацией попутного газа, содержащего такие ценные компонен-

ты, как бутан, пропан, гелий. А другое мнение заключается в том, чтобы отложить освоение этих месторождений до того момента, когда наша промышленность будет готова перерабатывать такой газ6. Мы считаем, что откладывать освоение этих месторождений недопустимо в связи с тем, что месторождения Западной Сибири находятся в стадии затухания, а также это будет способствовать социально-экономическому развитию региона, созданию новых видов продукции и выходу на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Китая, Японии и других стран. Тем более у России в настоящее время для этого имеются финансовые и технические возможности.

Освоение месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока потребует для подачи газа потребителям и обеспечения его транзита существенного развития в регионе газотранспортных систем и их соединения с единой системой газоснабжения. В этой связи расширятся возможности продолжить газификацию регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. В настоящее время основная часть Северного федерального округа (СФО) не газифицирована, значительная часть населения, особенно центральной и северной частей СФО, не являются потребителями магистрального газа. Потребление газа на территории Сибири составляет не более 5 % от общероссийского. Уровень газификации жилья в Сибири всего 2,4 %, тогда как в европейской части России — около 80 %, в среднем по России — 53 %. Уровень газификации природным газом Томской области, имеющей на своей территории газовые месторождения и систему газопроводов, составляет всего 5,4 %.

Полностью удовлетворить все потребности регионов СФО в газе, который поступает из Западной Сибири, невозможно из-за того, что эти регионы не соединены трубопроводами, отсутствуют свободные объемы для внутренних поставок. Учитывая указанные обстоятельства, по нашему мнению, для этого необходимо использовать природные возможности СФО7.

Развитие, реконструкция и перевооружение газотранспортной системы являются приоритетными направлениями деятельности газовой отрасли и основного собственника ГТС ОАО «Газпром». Это связано с тем обстоятельством, что в на-

п

О!

О СЧ

О

о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

со

стоящее время основная часть газопроводов нуждается в реконструкции и капитальном ремонте. Износ основных фондов к 2007 г. составил 56 %, в том числе магистральных газопроводов — 59 %, компрессоров — 91 %, машин и оборудования — 63 %. Средний срок эксплуатации магистральных газопроводов достиг 22 лет. При этом около 14 % газопроводов превысили проектный срок эксплуатации (33 года), менее чем 10-летний срок эксплуатации имеет только 29 % газопроводов 8.

Помимо реконструкции и перевооружения газотранспортной системы предусмотрено строительство трубопровода по выводу газа из Ямала и Штокмановского нефтегазоконденсатного месторождения. Стратегией развития ОАО «Газпром» также предусмотрены расширение транспортных мощностей и диверсификация маршрутов транспортировки газа.

Прогнозируя тенденции развития газовой отрасли, необходимо отметить, что в связи с интенсивным использованием газа на внутренние нужды страны (коммунально-бытовые и производственные потребности) использовать в полном объеме добываемый газ для продажи и инвестирования средств в отрасль нет возможности. По нашему мнению, для этого можно применять имеющиеся в стране средства от реализации нефти. В подтверждение этих слов можно привести следующее высказывание специалистов: «Прежде всего открывается уникальная, раз в столетие, возможность вложения средств, заработанных от продажи доминантного ресурса эпохи, в нашем случае — нефти, в освоение своей территории с опорой на использование нового, менее дорогого и более обильного местного ресурса, в нашем случае — газа и ему подоб-

ных заменителей»

9

Для проведения указанных реформ необходимо предпринять меры по созданию единого экономического пространства в энергетической сфере для этого — например, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создать единую систему добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выработать программу по комплексному освоению газовых ресурсов региона, который позволяет определить сроки и последовательность освоения месторождений с учетом всех факторов — состояния и перспектив развития внутреннего рынка газа в

России, потенциала экспортных продаж в страны АТР, развития на востоке страны единой газотранспортной системы. Основными районами добычи газовых ресурсов являются четыре центра добычи газа (Сахалинский, Иркутский, Якутский и Красноярский). После утверждения эта программа должна стать составной частью генеральной схемы развития газовой отрасли в России, разработка которой необходима для обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей, выполнения обязательств России по поставкам природного газа на экспорт, поддержания работоспособности системы трубопроводного транспорта газа на длительную перспективу.

Еще одним перспективным направлением в отрасли являются меры по добыче и утилизации нефтяного попутного газа. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в настоящее время в России только 26 % извлекаемого из недр нефтяного попутного газа подвергается переработке на нефтехимических предприятиях, 45 % используется компаниями-недропользователями для нужд промыслов либо списывается на технологические потери, 30 % добытого нефтяного попутного газа сжигается в факелах. По различным оценкам, общий объем сжигаемого в факелах нефтяного попутного газа колеблется от 13 до 15 млрд куб. м10. Наиболее высокий уровень утилизации попутного нефтяного газа имеют компании ОАО «Сургутнефтегаз» (94,3 %), ОАО «Татнефть» (95 %) и ОАО «АНК «Башнефть» (82,1 %), а такие компании, как ОАО «Газпром нефть» и ОАО «НК «Роснефть», имеют наиболее низкие показатели — 35,7 % и 61,1 % соответственно. При этом существующая практика нефтедобычи и высокие экологические требования довели утилизацию попутного газа в мире до 97—99 %11.

Сжигание в факелах попутного нефтяного газа в нашей стране обусловлено в первую очередь разрушением существовавшей в советское время централизованной системы его сбора в связи с разрывом технологической цепочки после проведенной в 90-е гг. ХХ столетия приватизации. В настоящее время заводы по переработке газа входят в структуру ОАО «Газпром», и цены, установленные на его переработку, не устраивает нефтяников в связи с тем, что все затраты по разделению, очистке, транспортировке отнесены к себестоимости добычи нефти. Помимо данной причины существенное зна-

чение имеет и то обстоятельство, что многие разрабатываемые месторождения находятся в районах, удаленных от магистральных газопроводов (либо не имеют доступа к ним по техническим причинам). Также ситуацию осложняет и то, что в магистральный газопровод можно подавать только предварительно подготовленный газ после переработки на газоперерабатывающем заводе (ГПЗ), что требует дополнительных затрат.

В настоящее время в России функционирует около 24 газоперерабатывающих завода, из которых шесть находятся в ведении ОАО «Газпром», а остальные 18 — в ведении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Загруженность мощностей этих ГПЗ газом составляет примерно 73 млрд куб. м. При этом основной объем переработки газа осуществляется всего тремя предприятиями (Оренбургским ГПЗ, Сургутским УПГ и Астраханским ГПЗ), на совокупную долю которых приходится около 70 % от общего объема переработки газа в стране12. Для полной загрузки газоперерабатывающих мощностей, по нашему мнению, в настоящее время необходимо использовать возможности ВИНК, которые, развивая систему сбора и переработки нефтяного попутного газа, могут загрузить перерабатывающие комплексы. ОАО «Газпром» самостоятельно решить данную проблему не сможет из-за отсутствия необходимого количества свободного газа и инвестиций.

Кроме того, одним из приоритетных направлений развития газового комплекса является направление по строительству предприятий по сжижению газа. В 2008 г. запущен первый завод по сжижению газа оператором проекта «Сахалин-2». Проектная мощность завода составляет 9,6 млн тонн СПГ в год. В перспективе планируется мощности завода увеличить вдвое за счет строительства третьей и четвертой очереди заводских мощностей. Весь используемый в стране сжиженный газ в настоящее время вырабатывается ВИНК и используется для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей населения в газе в районах, где нет сетевого газа.

В соответствии со Стратегией приоритетными направлениями использования природного газа являются:

> коммунально-бытовые потребности с соответствующим развитием газификации;

> государственные нужды (оборона, резервы и др.);

> обеспечение нетопливных нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии);

> поставки газа по долгосрочным контрактам на экспорт. В этой связи аналитики международного центра «Милле-ниум Воркшон» считают, что внутреннее потребление газа позволило России развить новую, намного более экономичную инфраструктуру, основанную на дешевом и обильном местном ресурсе. По их мнению, природный газ является наиболее значимым среди заменителей нефти13. Признание необходимости развития —

наряду с другими направлениями — непоточных нужд позволяет надеяться на оживление развития как газоперерабатывающих (комплексное извлечение всех добываемых углеводородных и неуглеводородных компонентов природного и попутного нефтяного газа), так и газохимических производств (включая производство минеральных удобрений). Эти меры обеспечат рост производства продукции с более высокой добавленной стоимостью, увеличат их ассортимент. Например, при освоении гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока потребуются развитие гелиевой промышленности и строительство ряда крупных газоперерабатывающих заводов и подземных хранилищ гелиевого концентрата в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

В заключение можно констатировать, что перспективными направлениями развития газовой отрасли являются:

> развитие действующей единой системы газоснабжения (ЕСГ) страны и ее расширение на восток России для создания единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Китай;

> совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа;

> развитие системы добычи и утилизации нефтяного попутного газа, так как в настоящее время в России в факелах сжигается до 15 млрд куб. м попутного газа. Сжигание в факелах нефтяного попутного газа приводит к безвозвратным потерям ценного химического и энергетического сырья —

со

О!

О

сч

о о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

2

Ф

ч

я *

< s

X I-

о

Ф CQ

>

этана, пропана, бутанов, метана; сокращению доли добавленной стоимости, оставляемой в России, и в долгосрочной перспективе ЕСГ — к снижению коммерческой эффективности и устойчивости бизнеса; к загрязнению окружающей среды; развитие отрасли по сжижению газа в связи с прогнозированием роста спроса на сжиженный газ до 500 млн тонн к 2015 г. В настоящее время в России

функционирует только один завод по сжижению газа в рамках проекта «Са-халин-2» мощностью 9,6 млн тонн, что составляет 1/20 общемирового производства. Строительство второго завода по сжижению газа запланировано в рамках освоения Штокманов-ского месторождения. Суммарный потенциал по производству природного газа в России оценивается в 60 млн тонн (110 млрд куб. м).

со

Ol

О

сч

о о о

Q. СО

Ш

5

I-О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о я с о

п ф

VO >5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

Литература и примечания

1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р.

2. Конторович А., Каширцев В., Коржубаев А. Восточный маршрут газовой промышленности. Перспективы добычи газа и экспорт в АТР // http:com.ru/10.11.06/macroeconomics/81779/

3. Информация Главного управления по Уральскому федеральному округу «О реализации мер по защите экономических интересов и обеспечению антитеррористической безопасности ОАО «Газпром» в ходе проведения специальной оперативно-профилактической операции «Энергия». Екатеринбург, 2008 // Изучение уголовных дел в газовой и смежных отраслях показывает, что основными нарушителями законодательства, регулирующего вопросы собственности, налогообложения, бюджетного процесса, валютных операций, внешнеэкономической деятельности, являются руководители предприятий. Пользуясь бесконтрольностью, злоупотребляя служебным положением, они заключают договоры и контракты с посредниками на заведомо невыгодных для предприятий условиях, где зачастую либо сами, либо через родственников выступают учредителями этих фирм. Помимо того, что фирмы-посредники получают, как правило, завышенный процент от своих услуг, руководители предприятий не стремятся к тому, чтобы вырученные от продажи (экспорта) газа денежные средства, в том числе и валютные, поступали на счета этих предприятий. Посредническим фирмам предоставляется таким образом возможность использовать деньги в своих интересах, а самим предприятиям-производителям уходить от уплаты налогов и других обязательных платежей.

4. «Топливно-энергетический комплекс России: «2000—2007 гг.» (справочно-аналитический обзор) / М.: ИАЦ «Энергия», 2008. С. 248-249.

5. ИнфоТЭК: ежемесячный аналитический бюллетень. № 1. М., 2007.

6. Конторович А., Кашенцев В., Коржубаев А. Восточная стратегия газовой промышленности. http:com.ru / 10.11.06/macroeconomics /81779/

7. Газовая проблематика в Сибирском федеральном округе Российской Федерации: информационно-аналитический материал. МПР. М., 2006.

8. «Топливно-энергетический комплекс России: «2000-2007 гг.» (справочно-аналитический обзор) / М.: ИАЦ «Энергия», 2008. С. 235-242.

9. Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Мировой порядок. Россия в ХХ1 в. — сверхдержава или поставщик сырья Западу? Выбор между экономикой профицитов и освоением своей зоны // Экономическая стратегия. № 1. 2008.

10. «Топливно-энергетический комплекс России: «2000—2007 гг.» (справочно-аналитический обзор) / М.: ИАЦ «Энергия», 2008. С. 232-34.

11. «Топливно-энергетический комплекс России: «2000—2007 гг.» (справочно-аналитический обзор) / М.: ИАЦ «Энергия», 2008. С. 235.

12. «Топливно-энергетический комплекс России: «2000—2007 гг.» (справочно-аналитический обзор) / М.: ИАЦ «Энергия», 2008. С. 249—250.

13. Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Мировой порядок. Россия в ХХ11 в. — сверхдержава или поставщик сырья Западу? Выбор между экономикой профицитов и освоением своей зоны // Экономическая стратегия. № 1. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.