Научная статья на тему 'Газовая промышленность СССР в 1950-х гг. Уроки истории'

Газовая промышленность СССР в 1950-х гг. Уроки истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров С.А.

1950-е годы принято считать началом «газовой революции» в Советском Союзе, радикально изменившей топливно-энергетический баланс страны. За это время были открыты уникальные по запасам газовые и газоконденсатные месторождения, построены газоперерабатывающие заводы, освоен выпуск сопутствующей техники и оборудования, введены в эксплуатацию первые подземные хранилища газа, началось создание Единой системы газоснабжения страны. Фактически добыча, транспортировка и переработка природного газа в 50-е гг. XX в. объединились в отдельную мощную отрасль народного хозяйства, и эта отрасль вполне объективно нуждалась в своем, как сейчас сказали бы, корпоративном СМИ. Так появился журнал «Газовая промышленность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газовая промышленность СССР в 1950-х гг. Уроки истории»

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР В 1950-Х ГГ. УРОКИ ИСТОРИИ

С.А. Гончаров

1950-е годы принято считать началом «газовой революции» в Советском Союзе, радикально изменившей топливно-энергетический баланс страны. За это время были открыты уникальные позапасам газовые и газоконденсатные месторождения, построены газоперерабатывающие заводы, освоен выпусксопутствующей техники и оборудования, введены в эксплуатацию первые подземныехранилища газа, началось создание Единой системы газоснабжения страны. Фактически добыча, транспортировка и переработка природного газа в 50-е гг. XX в. объединились в отдельную мощную отрасль народного хозяйства, и эта отрасль вполне объективно нуждалась в своем, как сейчас сказали бы, корпоративном СМИ. Так появился журнал «Газовая промышленность».

В политическом отношении это десятилетие выдалось, мягко говоря, турбулентным. Смерть Сталина, смещение Берии,XX съезд КПСС, реформирование народного хозяйства Хрущевым... Но главное в том, что, в отличие от 40-х, это были полностью мирные годы.

Открытые в 1950-х гг. крупные месторождения в Ставропольском крае (Пелагиадинское, 1950 г.), на Украине (Шебелин-ское, 1950 г.), в Западной Сибири (Березовское, 1953 г.) и в Средней Азии (Газлинское, 1955 г.) позволили руководству страны и специалистам-газовикам, которых с 1958 г. начали готовить к профессии в московском

Институте нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, задуматься не только о строительстве новых магистралей для дальнейшей газификации городов и сел, но и об объединении их в единую систему.

В 1951 г. был образован трест по разведке и добыче «Ставро-польгаз» и началось промышленное внедрение электро-химзащиты трубопроводов от коррозии. Годом спустя приступили к прокладке газопровода «Туймазы-Уфа-Черниковск», и ЗОсентября 1952 г. Совмин принял Распоряжение № 25333-РС «О строительстве газопровода Ставрополь-Москва».

В это же время целесообразность капиталовложений в разработку скважин и прокладку газопроводов начала оправдывать статистика. Так, в 1954 г. использование газа вместоугля, дров и керосина принесло400 млн руб. экономии.

В 1955 г. открыли первое в стране месторождение газового конденсата - Карадагское, поблизости от Баку. Развитие сланцеперерабатывающей промышленности Прибалтики (тогда это еще был официальный топоним) позволило на 92 % газифициро-ватьжилой фондЛенинграда.

В 1956 г. Главгазтоппром был преобразован в Главгаз СССР, в январе Гостоптехиздат выпу-

стил первый номер журнала «Газовая промышленность». В этом же году была ведена в строй первая нитка газопровода «Ставрополь - Москва» (длина 1310 км, диаметр 720 мм). На участке Ясная Поляна магистраль была временно подключена к газопроводу «Тула - Москва». В следующем году была создана Центральная система магистральных газопроводов, протяженность которой, как писала «Газовая промышленность», до конца десятилетия планировалось довести до 9 тыс. км.

ЛОЖКА МЕДА В БОЧКЕ ДЕГТЯ, ИЛИ О ЧЕМ НЕ ПИСАЛА «ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

В 1957 г. на Невском заводе в Ленинграде началось производство газоперекачивающих агрегатов ГТ-700-4 с приводом от газовых турбин мощностью

4000 кВт. В отличие от турбин, которые изготавливались в Горьком как усовершенствованные копии американских образцов, это была стопроцентно отечественная разработка. Первая газотурбинная установка была сделана ленинградцами в 1947 г., а 10 лет спустя завод получил заказ Главгаза на 59 ГПА для компрессорных станций магистральных газопроводов. Первая партия агрегатов ГТ-700-4 была отгружена с завода в 1958 г. и по результа-там пусконаладочных работ... была забракована. В объяснительной записке к годовому отчету Дирекции строящихся газопроводов Главгаза СССР по этому поводу значится:

«...по вводу в действие компрессорных станций на газопроводе Ставрополь- Москва... (КС-1 в Изобильном на 9 машин ГТ-700-4, КС-1 а в Привольном на 8 машин, КС-2 в Егорлыке на

8 машин, КС-5 в Ново-Пскове на 7 машин, КС-6 в Острогожске на 8 машин, КС-7 в Семилуках на 5 машин, КС-7а в Ельце, КС-8 в Ефремове на 5 машин)... ни одной газовой турбины в 1959 году ввести в эксплуатацию не удалось... совершенно неудовлетворительные показатели по этому объекту явились результатом трудности освоения новых типов оборудования - газовых турбин, турбонагнетателей... по решению Совета Министров РСФСР Невский завод должен в июле 1960 г. закончить доводку машин, испытать их в производственных условиях и сдать в эксплуатацию...

.„по решению Главгаза все виды испытаний нагнетателей с приводом от турбин и электродвигателей должны быть проведены в производственных условиях на компрессорных станциях, так как Невский завод им. Ленина не был подготовлен

Постановление Совмина о создании первых ПХГ

Краны-трубоукладчики на газопроводе«Ставрополь-Москва»

к проведению испытаний на стендах завода...

„.Газовые турбины ГТ-700-4 начали испытываться одновременно на КС в Ново-Пскове и Семилуках... Результаты первых же испытаний показали, что отдельные детали, узлы и даже агрегаты имеют большое количество недоработок и поэтому не могут быть доведены до проектной мощности... По решению Совмина РСФСР доработка газовых турбин должна быть произведена Невским заводом в 1960 году...»

«Газовая промышленность»об этой достаточно серьезной, индустриального масштаба неудаче тогда не сообщала по вполне понятным причинам.Внутренний документ Главгаза, на который мы ссылаемся, содержит, впрочем, и толику позитива:

«...В первой половине отчетного года в Изобильном междуведомственной комиссией

испытаны пробковые краны с пневмоприводом и новые варианты узлов управления кранами. По результатам испытаний установлено, что наиболее удачной является конструкция управления кранов, предложенная конструкторским бюро «Орг-энергогаза» (3 июня 1958 г. Союзная контора «Оргэнергонефть» была переименована вСоюзную контору «Оргэнергогаз». - Прим. ред.), которая принята к производству».

ОПРЕИМУЩЕСТВАХ ПОДЗЕМНОГО ХРАНЕНИЯ

Зарубежный опыт хранения газа обсуждался на страницах журнала «Газовая промышленность» начиная с первого номера. Так, в статье «Подземное хране-ние газа в водоносных пластах», опубликованной в рубрике «Иностранная техника», рассказывается о ПХГ Хершер неподалеку

от Чикаго, где, в отличие от традиционного способа хранения газа в естественных резервуарах истощенных месторождений, использовался водонасыщенный песчаный горизонт на глубине примерно 500 м, сверху и снизу ограниченный газонепроницаемыми слоями глины. Закачка в Хершер началась в 1953 г., на момент выхода номера хранилище содержало 55 млн м3 газа.

В последующих номерах тема иностранных ПХГ (к примеру, в США и Швеции) была продолже-на, и ее обсуждение в профессиональном сообществе сыграло свою роль. 15 августа 1958 г. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР Главгазу было вменено в обязанности построить в 1959-1965 гг. вблизи Москвы, Ленинграда и Киева подземные хранилища газа емкостью 2-3 млрд м3. Первая компрессорная станция для закачки газа в ПХГбыла построена

Газопровод «Ставрополь - Москва» У скважины Северо-Ставропольского газового месторождения, 1950 г.

Укладка газопровода «Ставрополь - Грозный»

в 1959 г. на отводе газопровода «Дашава - Киев - Москва».

ГАЗ ВМЕСТО БЕНЗИНА

2 февраля 1956 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по использованию горючих газов в качестве моторного топлива. Рассматривался успешный опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей на Украине- в Льво-ве, Киеве и других городах, на уровне членкоров республиканских академий наук обсуждались преимущества газового топлива сточки зрения повышения ре -сурса двигателя внутреннего сгорания и снижения эксплуатационных расходов. По итогам Совещания была принята Программа необходимых мероприятий по улучшению и развитию сети газобаллонного автотранспорта, предусматривающая, в частности, строительство новых заправочных станций.

В 5-м номере журнала за 1956 г. в своей статье «Газобаллонные автомобили на сжиженном газе» Г.И. Самоль подробно описывает устройство двигателя ЗИС-156 А, использующего в качестве топлива сжиженную пропан-бутановую смесь. Прогрессивность и перспективность данной технологии автор иллюстрирует примерами из опыта США, Англии, Франции, Голландии. Отдельно описывается технология мобильного заправщика - автоцистерны с насосной установкой производительностью 100 л/мин. На время выхо-ды статьи парк газобаллонных грузовых автомобилей и автобусов планируется довести до 100 тыс. ед. к 1960 г.

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ГАЗОПРОВОДЫ

В середине 1950-х гг., так же как и сегодня, рассматривались

идеи неметаллических газопро-водов. В качестве альтернативы чугуну и стали предлагались не полимеры, а асбесто-цементный трубопрокат производства подмосковного завода «Красный строитель». Исследователи приводили различные аргументы в пользу асбоцемента, в первую очередь неподверженность данного материала коррозии.

В статье К.С. Зарембо «Неме-таллические газопроводы» в 1-м номере журнала «Газовая промышленность» за 1956 г. рассказывается о разработках отечественных НИИ, позволяющих рассматривать асбоцементные трубы как газонепроницаемые при рабочем давлении до 2 атм. Речь, в частности, идет о резиновых фитингах для четырехметровых секций, а также о покрытии внутренней поверхности труб лаком этиноль и внеш-нем армировании стальной проволокой.

Строительство Калужского ПХГ Укладка газопровода в обводненной траншее

Строительство газомотокомпрессорного цеха Калужского ПХГ Калужское ПХГ, 1959 г.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Второй номер журнала «Газовая промышленность» за 1956 г. рассказывал о первом опыте использования ветряных генераторов в качестве источника питания станций катодной защиты газопровода «Дашава - Киев». Еще в 1949 г. 49 двигателей ВДУ-3,5 с двухлопастными пропеллерами были установлены на 10-метровых мачтах и поначалу вырабатывали электроэнергию для освещения домиков обходчиков газопровода. Через год 33 из них подключили к станциям катодной

защиты. В 1953 г. ветряные двигатели были реконструированы: теперь они заряжали аккумуляторы при напряжении 12 В, а не 24 В, как раньше.

.„В 1950-е гг. на фоне промышленного использования печной сажи, гужевого транспорта, отсутствия горячего водоснабжения и центральной канализации в крупных городах страны станции катодной защиты и альтернативные источники электроэнергии кажутся фантастикой. Тем не ме-нее они уже тогда существовали, и редколлегия журнала «Газовая промышленность» (куда входили A.B. Александров, Ю.И. Боксер-

ман, Ю.В. Волонихин, Д.Б. Гинзбург, К.С. Зарембо, П.Б. Заров-ный, А.К. Иванов, Н.В. Калмыков, А.Л. Козлов, В.Н. Раабен, В.П. Савченко, A.C. Смирнов, С.А. Смирнов, H.H. Семенов, П.А. Теснер, H.H. Шамардин) регулярно знакомила читателя с передовыми научно-техническими достижениями. В следующем номере мы расскажем о 1960-х, которые стали временем выхода российского газа на международную арену, о соглашении «Газ - трубы», переформатировавшем мировую экономику, укрощении скважин ядерными взрывами и многом другом. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Совета Министров СССР отЗО сентября 1952 г. № 25333-РС «О строительстве газопровода Ставрополь - Москва».

2. Газовая промышленность. - 1956. - № 1-6.

3. Годовой отчетДирекции строящихся газопроводов Главгаза СССР за 1959 год.

4. Боксерман Ю.И . Пути развития новой техники в газовой промышленности СССР. - М., 1964.

5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 августа 1958 г. № 935 «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов СССР».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.