ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ № 9 | 743 | 2016 г.
УРОКИ ИСТОРИИ.
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР В 1940-Х ГОДАХ
С.А. Гончаров
Пожелтевшие страницы первых номеров журнала «Газовая промышленность», строчки полузабытого уже свинцового набора, ретушированные от руки фотографии, трофейным рейсфедером вычерченные схемы служат настоящим кладом для исследователя. Когда было построено первое подземное хранилище газа, где дебютировала телеметрия, как внедрялся газомоторный транспорт, какие малоизвестные ныне продукты переработки использовались 60 лет назад в промышленных масштабах - все это представляет интерес для читателя, не чуждого аналитике отраслевых процессов. Цикл такого рода «републикаций» (о чем писала «Газовая промышленость» в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 90-х гг. прошлого века) начинается очерком о 1940-х. Там, в частности, берет начало такое важное сегодня направление, как импортозамещение, - официально с Постановления Совмина СССР от 15 августа 1949 г. № 3466, а фактически - четырьмя годами ранее.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОПРОВОДОВ, ИМПОРТ ГПА, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ПУСКОНАЛАДКА, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ
О том, когда и где впервые начали использовать природный газ, написаноуже немало. И про «термоламп» П.Г. Соболевского, осветивший в 1819 г. Конногвардейский бульвар в Санкт-Петербурге, и о том, как в годы войны за два месяца построили 160-километровый газопровод «Бугу-руслан - Похвистнево - Куйбышев», используя все, что было под рукой: разобранные каспийские нефтепроводы,трубопро-
кат, поступивший по ленд-лизу, асбоцементные трубы, когда кончился металл.
В 1943 г. при Совнаркоме СССР было образовано Главноеуправ-ление газовой промышленности и искусственного жидкого топлива (Главгазтоппром). Начальником был назначен В.А. Матвеев, его заместителем-Ю.И. Боксерман. С этого года (когда добыча «голубого топлива» составила 42 млн м3) газовая отрасль выходит из подчинения нефтяной промышленности. Тогда же, в 1943 г., при Наркомате нефтяной промышленности СССР была создана специализированная Союзная контора «Оргэнергонефть», в задачу ко-
ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ГАЗОПРОВОД «ДАШАВА - ЛЬВОВ», ПОСТРОЕННЫЙ В 1940-1941 ГОДАХ БЫЛ И ПЕРВОЙ ЭКСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛЬЮ, СПОСОБСТВОВАВШЕЙ ПОСЛЕВОЕННОМУ ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПНР.
торой входили монтаж, пускона-ладка, обслуживание и ремонт насосных и компрессорныхагре-гатов, получаемых по ленд-лизу из США и в качестве репараций из Германии.
ИМПОРТ
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВЫ
24 января 1944 г. в Саратовской области было открыто Курдюм-ское газовое месторождение. Дебит около миллиона кубометров в сутки сыграл решающую роль в принятии решения о строительстве первого в СССР дальнемагистрального газопровода «Саратов - Москва». В связи с протяженностью трассы (600 км) естественного давления газа, под которым он поступает из скважины, оказалось недостаточно. И впервые в СССР были спроектированы шесть компрессорных станций для создания рабочего давления 54 атм:
NOTA BENE
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИСТОРИЯ
№ 9 | 743 | 2016 г.
Кологривовская, Ртищевская, Кирсановская, Моршанская, Ко-раблинская и Гавриловская. Постановление Государственного Комитета Обороны от 3 сентября
1944 г. № 6499 «О строительстве газопровода Саратов - Москва» решало, в частности, вопрос оснащения этих КС газоперекачивающими агрегатами иностранного производства: «Обязать Наркомвнешторг (т. Микояна) в 2-месячный срок рассмотреть и решить вопрос об импорте технологического оборудования... шести компрессорных станций с газомоторными компрессорами производительностью по 1,5 млн куб. м газа в сутки (каждая комплектно со вспомогательным оборудованием), со сроком поставки до 1 декабря
1945 года».
В другом, уже секретном постановлении ГКО № 7051С от
ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ГИДРАТНЫХ ПРОБОК ГАЗОПРОВОД «САРАТОВ - МОСКВА» ЗИМОЙ 1946 ГОДА ПРОМЫВАЛИ МЕТИЛОВЫМ СПИРТОМ. СПИРТ В КОЛИЧЕСТВЕ ОДНОГО ЭШЕЛОНА ЗАЛИЛИ В ТРУБУ В САРАТОВЕ И ПРОГНАЛИ ДО МОСКВЫ.
I NOTA BENE
декабря 1944 г. «О мерах по ускорению строительства газопровода Саратов-Москва» рассматривались детали поставки из США 25 газотурбинных двигателей Cooper-Bessemer 1591 GMV: «Для приемки оборудования, аппаратуры и строительных механизмов, закупленных на строительство газопровода Саратов - Москва, а также для изучения опыта строительства и эксплуатации дальних газопроводов- командировать в США группу специалистов Глав-газтоппрома в количестве 8 чел. и Мосгорисполкома в количестве 2 чел. Наркомвнешторгу обеспечить выезд указанно группы специалистов в США в декабре 1944 года».
Из 25 американских ГТД, которые прибыли в СССР в 1945 г. одним из ленд-лизовских маршрутов, 24 поршневых агрегата мощностью 735 кВт каждый предназначались для шести компрессорных станций газопровода «Саратов - Москва», а 25-й был отправлен для изучения в г. Горький на завод «Двигатель революции». Там он воспроизводился под маркой 10-ГКН с 1949 по 1991 г. - с мощностью, усиленной до 1000 л. с.
К началу отопительного сезона осенью 1945 г. подключить компрессорные станции не удалось. 10 ноября в докладной записке Совнаркому главный куратор проекта Л.П. Берия
Г. Гц,
пртздсрдателю ГО»ДАРСТВЕННОГО ксмитетд ОБОРОНЫ
Товарищу^
Нужды Москвы а топливе покрываются,главным образом, за счет дальнепривозного топлива,причем дальнепривозной уголь в балансе топливоснабжения Мос*вв до войны соетавлял 62,5$, нефть и дрова - 31,9^. При этом дрова завозились с расстояния в 600-800 влм.
и подмосковный уголь занимал в топливоснабжении Москвы всего лишь 1,4 %.
В на, дрова и в
главным видом топлива в Москве являются : занимали в топливная балансе Mock^h 31,в;*;
то,пожалуй, единственный город в мире такой величины и ственна* столица большо:
большого промышленного государства,в топ-дрова занимали бы такое место,
зсть полная возможность существенно облег-города Москвы и одновременно освободить 3 от завоза дров и частично от завоза
Для этого необходимо построить газопровод природного г?за Оаратов-Москва протяженностью около R00 к. для подачи в Москву 1,3 млн кбм газа в су 407 тыс.тонн нефтяного топлива или 31Ь0 т] мость такого газопровода около 200 млн.р. в Москве будет стоить дешевле нефтяного топлива" в 1,0 ] дешевле дров более чем 2,7 раза. В реэуль! сооружение газопровода Саратов-Москва оку: лет.
Главным затруднением в осуществелнии этого строительства является обеспечение его трубами;однако, в связи с вводом в действие восстанавливаемых в Донбассе о^веных трубопрокатных заводов СССР, а также за счет частичного,а может быть и даже полного импорта,вопрос труб на протяжении 1944-45 г.г. может быть разрешен. ,
я Запасы газа Саратовского месторождения обеспечжг такое строительство.Справка о -овпаеах прилагается..
Предложение'о строительстве газопровода Саратов-Москва поддерживается научно-технической экспертизой Госплана СССР и московскими организациями.
Просим Вас,товарищ СТАЛИН, принять нао по зтому важнейшему вопросу.
dMAeJMSA О tMJtAWS• : ■ Щл'' САпо£Жл&<ГЫ-
НАЧАЛЬНИК ГЛАВГАЗТ0ППР0МА при СНК СССР
jXílMjl ^^илАДЛ
НАРОДНЫЙ КОМИССАР Н1ЭТЯНСЙ ПРОМЩЛЕНЯОСТИ
/И.СЕДИН/
/в.ттвигв/
Письмо И.В. Сталину о строительстве газопровода «Саратов - Москва»
Прокладка линии селекторной связи на газопроводе «Саратов -Москва», февраль 1946 г. Фото Д. Чернова
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИСТОРИЯ
№9|743|2016г.
Комсомольская бригада М. Лушкиной из колхоза им. Сталина Газовый фонтан на скважине Елшанского месторождения. Саратовская на строительстве газопровода «Саратов - Москва», область. Фото О. Кулешова Саратовская область. Фото А. Головачева
предлагает запустить газопровод «Саратов - Москва» без КС: «Москва еще не подготовлена к приему газа в количествах, установленных решением Правительства (1300 тыс. куб. м в сутки). Мосгорисполком... сумеет принять в конце этого года 130 тыс. куб. м в сутки для удовлетворения снабжения. Для передачи этого количества газа газопровод может работать под собственным давлением без компрессорных станций...
Прилагаю Заключение по этому вопросу специалистов-газовиков т. Боксермана, Иванова, Зарембо, Палта и др. <...> Для подачи газа в Москву в размере
1 млн куб. м в сутки ( по проекту постановления Совнаркома) надо иметь 9 компрессоров,
2 компрессора уже прибыли в Советский Союз и 8 будут
доставлены до 10 ноября с. г. Американцы берутся смонтировать компрессоры в течение двух недель, но нам
потребуется больше времени, ввиду новизны этого дела...».
Первый магистральный газ Москва получает в июне 1946 г. Газоперекачивающие агрегаты на компрессорных станциях подключаются к работе с ноября. Поначалу газ поступает с перебоями: в результате применения грязной воды при опрессовке в трубе образуются гидратные пробки. В декабре неисправ-ностьустраняют, промывая трубопровод этиловым спиртом. Эшелон со спиртом приходит в Саратов, и к Новому году москвичи получают подарок-стабильное газоснабжение. За этот первый послевоенный год СССР добывает на своей территории 256,5 млн. м3 газа.
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИСТОРИЯ
№9|743|2016г.
Монтаждизель-генератора на КС-1 газопровода «Саратов-Москва». Фото Е. Соколова
Рабочие 2-го участка 6-го района строительства газопровода «Саратов-Москва»удоски показателей строительства. Московская область. 1945 г. Фото Неграш
Машинный зал компрессорной станции № 1 газопровода «Саратов-Москва». 02.08.1946 г. Фото Е. Соколова
Постановление ГКО о строительстве газопровода «Саратов-Москва»
Прораб Герасименко и техник Сучков согласовывают работы на газораспределительной станции № 1 газопровода «Саратов - Москва». Московская область. Февраль 1946 г. ФотоД. Чернова
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ № 9 I 743 I 2016 г.
Пусконаладочные работы на одной из газораспределительных станций газопровода «Саратов - Москва». 1946 г. Фото Д. Чернова
Сварка труб на участке газопровода «Саратов - Москва» в Коломенском районе Московской области. 18.07.1945 г. ФоЩ. Чернова
Бригадир К.К. Буц и главный инженер монтажного участка
A.A. Никаноровза проверкой монтажа генераторов. Фото Е. Соколова
Одна из скважин Елшанского газового месторождения. Саратовская область. 1946 г.
Угазовой плиты в одной из московских квартир. 1946 г.
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ № 9 I 743 I 2016 г.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ БЕЗ САНКЦИЙ
В 1948 г., когда добыча газа в СССР достигает 5,2 млрд м3, при Министерстве нефтяной промышленности СССР, возглавляемом H.K. Байбаковым, создаются две организации, которые становятся исполнителями решений Главгазтоп-прома при Совмине СССР, как сейчас бы сказали, генеральными подрядчиками, - Глав-нефтегаз и Главнефтегаз-строй. До них строительством газопроводов занималось Главное управление аэродромного обслуживания НКВД. В этом же году вводятся в эксплуатацию газопроводы «Дашава - Киев» (511 км, диаметр труб 300 мм, бескомпрессорная подача газа объемом 1,7 млн м3/сут) и «Кохтла-Ярве - Ленинград»(длина 204 км, диаметр труб 530 мм, бескомпрессорная подача газа объ-
ПЕРВЫЙ КОНТРАКТ ПО ИМПОРТУ В СССР ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН В 1944 ГОДУ. ЭТО БЫЛИ 25 ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ COOPER-BESSEMER 1591 GMV.
NOTA BENE
емом 73,2 млн м3 за первый год эксплуатации).
В Постановлении Совмина от 15 февраля 1948 г. № 348 «О мероприятиях по обеспечению ввода в эксплуатацию газопровода Дашава - Киев», в частности, можно найти сведения о первом применении в отрасли систем КИПиАи неразрушающего контроля сварных соединений рентгеном: «14. Обязать Министерство нефтяной промышленности... выполнить работы по монтажу контрольно-измерительных приборов... на сумму 200 тысяч руб. <...> 16. Обязать Министерствофинансов... выделить Главнефтегазстрою и объединению «Укргаз» Главгазтоппро-ма... по одной ампуле мезатория радия для просвечивания свар-
ных швов с целью контроля качества сварки труб».
23 декабря 1948 г. в письме Н.С. Хрущева И.В. Сталину первый секретарь ЦК КП(б) Украины просит дополнительно ассигновать 85 млн руб. Главгазтоппрому для вывода газопровода «Дашава - Киев» на полную проектную мощность до 3,4 млн м3 газа в сутки. Дополнительное финансирование предназначено для приобретения американских ГПА для головных компрессорных станций «Гнездичево» и «Краси-лово». Необходимо отметить, что Никита Сергеевич не в первый раз обращался к генсеку с подобной просьбой - впервые это случилось в 1945 г. И снова Сталин медлит...
ллАИКЛПЛ^ИЙ àJAii
рХ) «ЗАВ 0£ЮУ1лОВС1\Г1П MAU ПРОИЗВОДСТВО ^АВОф,
Тел/Факс: 8 (34542) 2-34-78;
2-32-39; 2-12-04; 2-33-36 E-mail: zmz@kedrvaâon.i4i
www. kedrvagon.pu
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ № 9|743|2016 г
Н.М. Шверник среди награжденных работников строительства газопровода «Саратов - Москва», Управления эксплуатации газопровода, Управления делами Совета Министров СССР, ЦК и МГК ВКП(б), Мособлисполкома, МВД СССР. Москва. 27.08.1947 г
13 февраля 1949 г. Совмин принимает решение продлить газопровод «Дашава - Киев» до Москвы через Брянск. В Постановлении № 689-266 «О мероприятиях по увеличению снабжения газом города Москвы» говорится о диаметре «продолжения» -500 мм, усилении существующей нитки одной компрессорной станцией в районе Киева, а также о строительстве второй нитки диаметром 500 мм в этом же коридоре и с шестью КС. А ближе к осени решается и вопрос с поставкой ГПА. Пункт 7 Постановления Совмина от 15 августа 1949 г. № 3466 «О мероприятиях по обеспечению строительства первой очереди газопровода Дашава -Киев - Брянск - Москва» гласит: «Обязать министерство тяжелого машиностроения (т. Казакова)
изготовить и поставить... газомоторные компрессоры мощностью по 1 тыс. л. с. каждый. В 1949 г. -2 компрессора, в 1950 г. - 28 компрессоров и в I квартале 1951 г. -
4 компрессора». Таким образом, 1949 г. становится годом начала производства отечественной газоперекачивающей техники на заводе «Двигатель революции» в Горьком, и именно с этого момента берет отсчет первая волна отечественного импортозаме-щения.
Впереди - освоение производства ГПА мощностью 4 и
5 тыс. кВт на Невском заводе в Ленинграде, использование ресурсных авиационных и судовых газотурбинных приводов, новая волна импорта с открытием нефтегазовых месторождений Западной Сибири - по причине
ПЕРВЫЕ ГПА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПОЯВИЛИСЬ В 1949 ГОДУ. ЭТО БЫЛИ 1000-СИЛЬНЫЕ 10-ГКН, СДЕЛАННЫЕ НА ГОРЬКОВСКОМ ЗАВОДЕ «ДВИГАТЕЛЬ РЕВОЛЮЦИИ» (НЫНЕ ОАО «РУМО»).
того, что потребности в газоперекачивающей технике втрое превысили тогда возможности советской промышленности.
Об этом и многом другом читайте в материалах исторической рубрики следующего номера. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Государственного Комитета Обороны от
3 сентября 1944 № 6499 г. «О строительстве газопровода Саратов - Москва».
2. Постановление Государственного Комитета Обороны от
1 декабря 1944 г. № 7051С «О мерах по ускорению строительства газопровода Саратов - Москва».
3. Постановление Совета Министров СССР от 15 февраля 1948 г. № 348 «О мероприятиях по обеспечению ввода в эксплуатацию газопровода Дашава - Киев».
4. Постановление Совета Министров СССР от 13 февраля 1949 г.
№ 689-266 «О мероприятиях по увеличения снабжения газом города Москвы».
5. Постановление Совета Министров СССР от 15 августа 1949 г.
№ 3466 «О мероприятиях по обеспечению строительства первой очереди газопровода Дашава - Киев - Брянск -Москва».
6. Ю.И. Боксерман. Пути развития новой техники в газовой промышленности СССР (1964).
NOTA BENE