Научная статья на тему 'ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕТОНОВ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ И СМЫВАХ С КОЖНЫХ ПОКРОВОВ РАБОТАЮЩИХ'

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕТОНОВ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ И СМЫВАХ С КОЖНЫХ ПОКРОВОВ РАБОТАЮЩИХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕТОНОВ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ И СМЫВАХ С КОЖНЫХ ПОКРОВОВ РАБОТАЮЩИХ»

фии концентрировали до объема 0.2—0,3 мл и количественно наносили на хроматографнческую пластинку «Силу-фол». Рядом с пробой наносили известные количества стандартных растворов исследуемых соединений. Хрома-тографировали в системе гексан—ацетон (2:1). сушили на воздухе, затем обрабатывали пластинку раствором бром-фенолового синего с азотнокислым серебром. Зоны локализации метазина и компонентов гербицндной смеси кара-гарда обнаруживались в виде синих пятен. Предел обнаружения 1 мкг. для метазина 0,3, для хлоркарагарда 0.65, для метоксикарагарда 0,53.

Концентрацию препаратов в воздухе вычисляли по общеизвестным формулам. Другие компоненты технических препаратов определению не мешали. Граница суммарной погрешности для газожидкостной хроматографии ±12 %, для тонкослойной ±17,5 %•

Разработанный нами метод определения пестицидов в воздухе предназначен для санитарно-химического контроля в процессе применения препаратов в сельском хозяйстве. Л

Литература

1. Геворкян С. Г., Петросян М. С., Василенко А. Е. и др.— Гиг. и сан., 1976, № 12, с. 78—80.

2. Геворкян С. Г., Петросян М. С. и др. — В кн.: Всесоюзное совещание по анализу пестицидов. — 3-е. Тезисы докладов. М., 1979, с. 35.

Поступила I7.0G.8S

УДК 613.632.4 + 616.5-001.37|:678.683.2)-074:543.544

Л. А. Мошлакова, Т. В. Юдина

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕТОНОВ ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ И СМЫВАХ С КОЖНЫХ ПОКРОВОВ РАБОТАЮЩИХ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

%

Циклогексанон (ЦГ) и метилизобутилкетон (МБК), принадлежащие к классу кетонов, широко применяются в производстве капролактама для синтеза полимерных материалов и находят широкое использование в качестве растворителей красок при производстве печатных пленок. Оба вещества, являющиеся ведущими компонентами среди возможных загрязнителей воздуха производственных зон и кожных покровов работающих в названных производствах, недостаточно изучены в токсико-гигиеннческом отношении. Кетоны представляют собой обширную группу веществ, по характеру действия относящиеся к наркотикам I типа. Хорошо растворимы в органических растворителях и воде, сами являются активными растворителями жиров, способны проникать в организм через легкие и неповрежденную кожу, хорошо растворяются в крови и тканевых жидкостях. При вдыхании они способны накапливаться в организме, воздействуя па ЦНС, систему крови и окислительно-восстановительные процессы, оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей [ 11.

В настоящее время подходы к изучению проблемы действия ядов через кожу частично отработаны. Методические указания по оценке воздействия вредных химических соединений на кожные покровы [5) в какой-то мере стандартизировали методические приемы по изучению кожной проницаемости. Установлены ПДК в воздухе промышленных предприятий: ЦГ на уровне 10 мг/м3, МБК 5 мг/м3. Не установлены предельно допустимые уровни изучаемых кетонов для смывов с кожных покровов.

Санитарно-промышленная химия располагает рядом методов определения ЦГ и МБК в воздухе [2—4, 6, 7], однако до настоящего времени отсутствуют избирательные и достаточно чувствительные методы контроля содержания этих кетонов в воздухе и определения их в смывах.

Нами проведена разработка газохроматографнческого метода определения ЦГ и МБК при их совместном присутствии с использованием хроматона N—ААМ с 15 % апиезона Ь. Определение проводили на хроматографе «Цвет-106» с пламенно-ионизационным детектором. Пробы воздуха рабочих помещений отбирали в поглотительный прибор с пористой пластинкой № 1, содержащий 5 мл дистиллированной воды. Скорость отбора 0,2 л/мин. Для определения Ч2 ПДК достаточно отобрать 1 л воздуха. Смыв с кожных покровов работающих проводили в соответствии с методическими указаниями по оценке воздейст-

вия вредных химических соединений на кожные покровы и обоснованию предельно допустимых уровней загрязнения кожи [5] способом обмыва. Для анализа брали алик-вотную часть (5 мкл) полученной пробы. Анализ проводили на колонке длиной 3 м и диаметром 3 мм при скорости потока газа-носителя (азота) 40 мл/мин, водорода 30 мл/мин, воздуха 300 мл/мин. Температура колонки 130 °С, испарителя 200 °С. Время удерживания МБК 2 мин 40 с, ЦК 7 мин, продолжительность анализа 10 мин. Количественное определение ЦГ и МБК проводили методом абсолютной калибровки по площадям пиков (при скорости диаграммной ленты 6 мм/мин можно вместо площади пика взять высоту). Анализ воздуха рабочей зоны проводили на шкале чувствительности 5-10~"А. Нижний предел обнаружения в анализируемом объеме пробы 0,001 мкг, диапазон измеряемых концентраций 0,25—10 мг/м3, погрешность определения ±11 %. Количественное определение содержания кетонов в воздухе вычисляли по общепринятой формуле, учитывая аликвотность анализируемой пробы. Для построения градуировочного графика готовили стандартные растворы в интервале концентраций 0,2— 2 мкг/мл, что при анализе 5 мкл соответствует 0,001 — 0,01 мкг. Анализ смывов с кожных покровов проводили в

Хроматограмма разделения МБК и ЦГ при анализе воздуха производственных помещений и смывов. 1 — ввод; 2 — МБК; 1 — ЦГ.

пределах измерения 1-Ю-9—110~,0А (содержание кетонов на кожных покровах позволяет работать с более низкой чувствительностью). Калибровку хроматографа для смывов осуществляли на стандартных растворах в интервале концентраций 0,02—0,2 мг/мл. Предел измерения в анализируемом объеме пробы достигал 0,1 мкг, диапазон измеряемых концентраций в смыве — 0,006—0,6 мг/смг. Граница суммарной погрешности измерения ±9 %. Концентрацию (X) кетонов вычисляли по формуле:

<3

X = мг/см2,

где С) — количество вещества во всем смыве (в мг); 5 — площадь исследуемой части тела (в см2).

В качестве примера приводим хроматограмму разделения МБК и ЦГ (см. рисунок).

Внедрение в практику гигиенических исследований предлагаемых методик позволяет на высоком методическом уровне дать оценку состояния воздушной производственной зоны и загрязнения кожных покровов работающих.

Литература

1. Вредные вещества в промышленности: справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е переработ, и доп./Под ред. Н. В. Лазарева. Л., 1977, т. 1.

2. Клещева М. С., Завьялов Ю. /VI., Коржова И. Т. Газо-хроматографический анализ в производстве полимери-зационных пластмасс. Л., 1978, с. 77—80, 1G9, 191 — 192.

3. Масленников Л. С. — Заводская лаб., 1954, № 1, с. 40—41.

4. Методические указания но определению вредных веществ в воздухе. М.. 1981, вып. 17, с. 73—76.

5. Оценка воздействия вредных химических соединений на кожные покровы и обоснование предельно допустимых уровней загрязнения кожи. Метод, указания. Сост. Е. Н. Марченко и др. М„ 1980.

6. Перегуд Е. Л. Химический анализ воздуха. М., 1976, с. 191 — 194.

7. Перегуд Е. А. Санитарно-химнческнй контроль воздушной среды. М„ 1978, с. 186.

Поступила 04.07.85

УДК 371.71

£

Н. В. Пронина

УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Алтайский медицинский институт им. Ленинского комсомола, Барнаул

В настоящей работе приводятся результаты изучения учебной активности и успеваемости девятиклассников при использовании различных методов обучения: традиционного — без применения технических средств обучения (ТСО) и традиционного с эпизодическим (нерегулярным) применением отдельных видов ТСО и комплекса TCO (КТСО).

Подробная характеристика ТСО и методов проведения учебных занятий дана в предыдущей работе (2). Следует отметить, что динамические ТСО — кинофильмы и телепередачи — в основном иллюстрировали новый материал или завершали пройденный курс. В ходе же занятия чаще применялись кинофрагмент и разнообразные статические экранные пособия в сочетании с записями на магнитную ленту вопросов, задач и др. в виде «физического диктанта» (с целью, контроля полученных знаний). Указанные ТСО и КТСО вводились в урок после 5-мннутного «организационного момента» и во время демонстрации сопровождались комментариями преподавателя. Показ динамических ТСО начинался также с организационного слова учителя и не прерывался на протяжении всего занятия. Продолжительность демонстрации КТСО на уроках составляла 35—75 % общего бюджета учебного времени, в том числе длительно звучащим динамическим средствам отводилось около 40 %.

Для определения учебной активности школьников проводили хронометражпые наблюдения за группой учащихся из 6—8 человек. В протоколе фиксировали всякое отвлечение от учебной деятельности и его продолжительность. Степень активности коллектива выражали величиной, обратной суммарному числу отвлечений в течение урока, выраженному в процентах от общего числа наблюдений. Всего выполнено 210 хронометражпых наблюдений.

Исследованиями установлено, что учебная активность учащихся при традиционном проведении занятия до 25-й минуты урока снижается медленно и незначительно (до 74,8 %), а затем она падает и в конце урока достигает около 42 %• При проведении занятий с применением КТСО в виде телепередачи отмечено постепенное снижение учебной активности после 20-й минуты демонстрации ТСО. Однако первая половина такого занятия сопровождалась достаточно высокой (не менее 75 %) активностью. Самая высокая учебная активность девятиклассников наблюдалась на уроке с использованием КТСО (кинофрагмента и

О S Ю 15 го 2S 30 35 -Ю 45

О 5 Ю 15 20 2530 354045

Динамика учебной активности учащихся 9-го класса в первой (а) и второй (б) половинах урока физики с использованием КТСО (кинофрагмента и магнитофонной записи). По оси абсцисс — время урока (в мин); по оси ординат — учебная активность (в %); штриховка — период использования ТСО.

магнитофонной записи), сопровождавшихся объяснениями учителя и ответами учеников (см. рисунок). Как видно из рисунка, учебная активность не зависела от места КТСО на уроке. Очевидно, такое использование КТСО разнообразило учебную деятельность, вызывало переключение внимания с киноэкрана на доску или тетрадь, что позволяло осмыслить и запомнить содержание урока. Отсюда наивысшие показатели учебной активности: 85,3—98,1 % в первую и 81,8—92,2 % во вторую его половину.

Активность при использовании сочетания статического экранного пособия со звукотехническим средством оказалась ниже: 70,4—82,1 % в начале занятия и 68,3—79,8 % в конце. Однако и в этом случае применение КТСО сопровождалось стабилизацией учебной активности на исходе урока, чего не наблюдалось при традиционном обучении.

Функциональное состояние организма учащихся и характер их работоспособности — факторы, определяющие эффективность метода обучения [1, 2]. В связи с этим мы проследили влияние КТСО на текущую и итоговую успеваемость испытуемых. Поскольку выделить показатели успеваемости при традиционном преподавании и эпизодическом применении ТСО представляло трудности, мы объеди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.