Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ'

УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ»

пределах измерения 1-Ю-9—110~,0А (содержание кетонов на кожных покровах позволяет работать с более низкой чувствительностью). Калибровку хроматографа для смывов осуществляли на стандартных растворах в интервале концентраций 0,02—0,2 мг/мл. Предел измерения в анализируемом объеме пробы достигал 0,1 мкг, диапазон измеряемых концентраций в смыве — 0,006—0,6 мг/смг. Граница суммарной погрешности измерения ±9 %. Концентрацию (X) кетонов вычисляли по формуле:

<3

X = мг/см2,

где С) — количество вещества во всем смыве (в мг); 5 — площадь исследуемой части тела (в см2).

В качестве примера приводим хроматограмму разделения МБК и ЦГ (см. рисунок).

Внедрение в практику гигиенических исследований предлагаемых методик позволяет на высоком методическом уровне дать оценку состояния воздушной производственной зоны и загрязнения кожных покровов работающих.

Литература

1. Вредные вещества в промышленности: справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е переработ, и доп./Под ред. Н. В. Лазарева. Л., 1977, т. 1.

2. Клещева М. С., Завьялов Ю. /VI., Коржова И. Т. Газо-хроматографический анализ в производстве полимери-зационных пластмасс. Л., 1978, с. 77—80, 1G9, 191 — 192.

3. Масленников Л. С. — Заводская лаб., 1954, № 1, с. 40—41.

4. Методические указания но определению вредных веществ в воздухе. М.. 1981, вып. 17, с. 73—76.

5. Оценка воздействия вредных химических соединений на кожные покровы и обоснование предельно допустимых уровней загрязнения кожи. Метод, указания. Сост. Е. Н. Марченко и др. М„ 1980.

6. Перегуд Е. Л. Химический анализ воздуха. М., 1976, с. 191 — 194.

7. Перегуд Е. А. Санитарно-химнческнй контроль воздушной среды. М„ 1978, с. 186.

Поступила 04.07.85

УДК 371.71

£

Н. В. Пронина

УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Алтайский медицинский институт им. Ленинского комсомола, Барнаул

В настоящей работе приводятся результаты изучения учебной активности и успеваемости девятиклассников при использовании различных методов обучения: традиционного — без применения технических средств обучения (ТСО) и традиционного с эпизодическим (нерегулярным) применением отдельных видов ТСО и комплекса TCO (КТСО).

Подробная характеристика ТСО и методов проведения учебных занятий дана в предыдущей работе (2). Следует отметить, что динамические ТСО — кинофильмы и телепередачи — в основном иллюстрировали новый материал или завершали пройденный курс. В ходе же занятия чаще применялись кинофрагмент и разнообразные статические экранные пособия в сочетании с записями на магнитную ленту вопросов, задач и др. в виде «физического диктанта» (с целью, контроля полученных знаний). Указанные ТСО и КТСО вводились в урок после 5-мннутного «организационного момента» и во время демонстрации сопровождались комментариями преподавателя. Показ динамических ТСО начинался также с организационного слова учителя и не прерывался на протяжении всего занятия. Продолжительность демонстрации КТСО на уроках составляла 35—75 % общего бюджета учебного времени, в том числе длительно звучащим динамическим средствам отводилось около 40 %.

Для определения учебной активности школьников проводили хронометражпые наблюдения за группой учащихся из 6—8 человек. В протоколе фиксировали всякое отвлечение от учебной деятельности и его продолжительность. Степень активности коллектива выражали величиной, обратной суммарному числу отвлечений в течение урока, выраженному в процентах от общего числа наблюдений. Всего выполнено 210 хронометражпых наблюдений.

Исследованиями установлено, что учебная активность учащихся при традиционном проведении занятия до 25-й минуты урока снижается медленно и незначительно (до 74,8 %), а затем она падает и в конце урока достигает около 42 %• При проведении занятий с применением КТСО в виде телепередачи отмечено постепенное снижение учебной активности после 20-й минуты демонстрации ТСО. Однако первая половина такого занятия сопровождалась достаточно высокой (не менее 75 %) активностью. Самая высокая учебная активность девятиклассников наблюдалась на уроке с использованием КТСО (кинофрагмента и

О S Ю 15 го 2S 30 35 -Ю 45

О 5 Ю 15 20 2530 354045

Динамика учебной активности учащихся 9-го класса в первой (а) и второй (б) половинах урока физики с использованием КТСО (кинофрагмента и магнитофонной записи). По оси абсцисс — время урока (в мин); по оси ординат — учебная активность (в %); штриховка — период использования ТСО.

магнитофонной записи), сопровождавшихся объяснениями учителя и ответами учеников (см. рисунок). Как видно из рисунка, учебная активность не зависела от места КТСО на уроке. Очевидно, такое использование КТСО разнообразило учебную деятельность, вызывало переключение внимания с киноэкрана на доску или тетрадь, что позволяло осмыслить и запомнить содержание урока. Отсюда наивысшие показатели учебной активности: 85,3—98,1 % в первую и 81,8—92,2 % во вторую его половину.

Активность при использовании сочетания статического экранного пособия со звукотехническим средством оказалась ниже: 70,4—82,1 % в начале занятия и 68,3—79,8 % в конце. Однако и в этом случае применение КТСО сопровождалось стабилизацией учебной активности на исходе урока, чего не наблюдалось при традиционном обучении.

Функциональное состояние организма учащихся и характер их работоспособности — факторы, определяющие эффективность метода обучения [1, 2]. В связи с этим мы проследили влияние КТСО на текущую и итоговую успеваемость испытуемых. Поскольку выделить показатели успеваемости при традиционном преподавании и эпизодическом применении ТСО представляло трудности, мы объеди-

пили эти данные. При использовании КТСО отличные и хорошие оценки составили 72,3±1,6% при среднем балле за год 3,9±0,05, при традиционном методе обучения 66,2±1,2 % и 3,4±0,03 соответственно. Таким образом, при использовании КТСО по сравнению с традиционными уроками средний балл за год возрастает на 4,71±1,5 % (Я<0,01).

Выводы. 1. Применение на уроках ТСО и КТСО повышает учебную активность старшеклассников. Наибольшей она бывает при проведении урока с КТСО в характере традиционного.

2. Влияние КТСО на учебную активность не зависит от места его на занятии.

3. Сочетание динамического ТСО со звукотехническим средством оптимально воздействует на учебную активность школьников.

4. Гигиенически обоснованное и методически продуманное использование КТСО поддерживает хорошую успеваемость учащихся, что вместе с высоким уровнем учебной й активности обусловливает эффективность учебного процес- Т са.

Литература

1. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М„ 1975.

2. Пронина Н. В.— Гиг. и сан., 1983, № 1. с. 27—29.

Поступила 05.07.85

УДК 013.71/.72:613.954]:|612.76 + 572.51

Н. И..Шлык, И. В. Гуштурова, В. С. Зеленин

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ

Удмуртский университет им. 50-летия СССР, г. Устинов

Количественная и качественная оценка влияния физического воспитания на организм дошкольников требует проведения широких исследований.

Нами изучено влияние расширенного двигательного режима на физическое развитие, функциональную и двигательную готовность, заболеваемость детей 3—5 лет.

Исследования проведены на базе детских комбинатов № 74 и 159 г. Устинова. Под наблюдением находилось 180 детей. В режим дня детей экспериментальных групп были включены ежедневные занятия физкультурой в зале и на воздухе длительностью 20—30 мин с высокой моторной плотностью. При планировании нагрузки предусматривался недельный цикл, на протяжении которого движения, изученные на первом занятии, повторялись на последующих и к концу недельного цикла выполнялись в усложненном варианте, а также в играх. В каждом занятии преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям в виде 5—6 беговых нагрузок с различной скоростью и заданиями общей длительностью от 8 до 12 мин в зависимости от возраста. На занятиях применяли разработанное нами нестандартное оборудование. Занятия проводил специалист по физическому воспитанию.

В контрольных группах занятия проводил воспитатель 3 раза в неделю по 15—20 мин согласно программному материалу.

В процессе исследований физическое развитие изучали по основным антропометрическим показателям (росту, массе тела, объему грудной клетки), а также показателям силовой выносливости мышц спины и живота. Двигательную подготовленность изучали по данным контрольных нормативов (бег 10 м, бег 10 м «змейкой», прыжок в длину с места, метание набивного мяча из-за головы). Физическую работоспособность (PWCi70) определяли с помощью степ-теста. Функциональную возможность сердечно-сосудистой системы изучали по данным ЭКГ во II стандарт-пом отведении в покое и под влиянием функциональной пробы с максимальным изометрическим напряжением (сжатием динамометра Розенблата) и расслаблением мышц руки.

В результате исследований в начале года не установлено существенных различий в физическом развитии, функциональной и двигательной готовности у детей экспериментальных и контрольных групп. Исследования, проведенные в конце года, выявили достоверные сдвиги во всех изучаемых показателях у детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Так, у детей, ежедневно занимающихся физкультурой, заметно увеличились рост, масса тела и объем грудной клетки. Повысились псказате-

Возраст, годы Бег на 1 0 м р Прыжки Р Метание Р

I 11 I 11 I 11

3 37,5 7 <0,05 99,1 42,3 <0,001 59 14 <0,05

4 20,6 9,1 <0,05 96,1 33 <0,001 58,5 20,6 <0,05

5 24, 1 8 <0,05 39,8 7 <0,001 34,1 20,1 <0,05

w-

ли силовой выносливости мышц спины и живота. Улучшились результаты бега, прыжков, метания (см. таблицу).

При изучении сердечно-сосудистой системы отмечено, что в покое частота сердечных сокращении у детей как экспериментальных, так и контрольных групп колеблется в широком диапазоне. Через год в результате ежедневных занятий физкультурой у детей экспериментальных групп па ЭКГ в покое отмечено уменьшение частоты сердечных сокращений в возрасте 3 лет на 8,3 (/><0.001), 4 лет — на 12,7 (/><0,001), 5 лет — на 11,2 в минуту (/><0,001). У детей контрольных групп за этот период частота пульса в покое снизилась соответственно на 2,7, 4,1 и 2,9 в минуту. В начале года ответ на функциональную пробу с максимальным напряжением руки реакция сердца у детей всех групп была приблизительно одинаковой. В момент сжатия динамометра пульс учащался у детей 3 лет в среднем на 4,6 и 4,4 в минуту, у 4-летних — на 6 и 6,2, у 5-летних — на 8,2 и 8,7 в минуту. Спустя год под влиянием ежедневных занятий у детей экспериментальных групп в ответ на изометрическое напряжение кисти абсолютная величина сердечного ритма была меньше, а максимальный прирост значительно выше по сравнению с данными в начале года: у 3-летних детей пульс учащался па 16,3 (/><0,001), у 4-летних — на 20,7 (/><0,001), у 5-летних — на 22 в минуту (/><0,001). После прекращения напряжения частота сердечных сокращении у этих детей быстро нормализовалась. В контрольных группах при проведении повторных исследований в конце года учащение пульса в ответ на изометрическое напряжение у детей всех возрастных групп было незначительным по сравнению с началом года (в среднем на 2—4 в минуту). Это подтверждает сведения о том, что реакция сердца на изометрическое напряжение имеет рефлекторную природу и ведущая роль принадлежит проприорецепторам напряженных мышц, воз-

Динамика прироста (в %) двигательной готовности у 3— 5-летних детей экспериментальных (1) и контрольных (II) групп за год под влиянием различной мышечной активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.