Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Н.И. Шлык, И.В. Гуштурова, В.С. Зеленин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ»

пили эти данные. При использовании КТСО отличные и хорошие оценки составили 72,3±1,6% при среднем балле за год 3,9±0,05, при традиционном методе обучения 66,2±1,2 % и 3,4±0,03 соответственно. Таким образом, при использовании КТСО по сравнению с традиционными уроками средний балл за год возрастает на 4,71±1,5 % (Я<0,01).

Выводы. 1. Применение на уроках ТСО и КТСО повышает учебную активность старшеклассников. Наибольшей она бывает при проведении урока с КТСО в характере традиционного.

2. Влияние КТСО на учебную активность не зависит от места его на занятии.

3. Сочетание динамического ТСО со звукотехническим средством оптимально воздействует на учебную активность школьников.

4. Гигиенически обоснованное и методически продуманное использование КТСО поддерживает хорошую успеваемость учащихся, что вместе с высоким уровнем учебной й активности обусловливает эффективность учебного процес- Т са.

Литература

1. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М„ 1975.

2. Пронина Н. В.— Гиг. и сан., 1983, № 1. с. 27—29.

Поступила 05.07.85

УДК 013.71/.72:613.954]:|612.76 + 572.51

Н. И..Шлык, И. В. Гуштурова, В. С. Зеленин

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ

Удмуртский университет им. 50-летия СССР, г. Устинов

Количественная и качественная оценка влияния физического воспитания на организм дошкольников требует проведения широких исследований.

Нами изучено влияние расширенного двигательного режима на физическое развитие, функциональную и двигательную готовность, заболеваемость детей 3—5 лет.

Исследования проведены на базе детских комбинатов № 74 и 159 г. Устинова. Под наблюдением находилось 180 детей. В режим дня детей экспериментальных групп были включены ежедневные занятия физкультурой в зале и на воздухе длительностью 20—30 мин с высокой моторной плотностью. При планировании нагрузки предусматривался недельный цикл, на протяжении которого движения, изученные на первом занятии, повторялись на последующих и к концу недельного цикла выполнялись в усложненном варианте, а также в играх. В каждом занятии преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям в виде 5—6 беговых нагрузок с различной скоростью и заданиями общей длительностью от 8 до 12 мин в зависимости от возраста. На занятиях применяли разработанное нами нестандартное оборудование. Занятия проводил специалист по физическому воспитанию.

В контрольных группах занятия проводил воспитатель 3 раза в неделю по 15—20 мин согласно программному материалу.

В процессе исследований физическое развитие изучали по основным антропометрическим показателям (росту, массе тела, объему грудной клетки), а также показателям силовой выносливости мышц спины и живота. Двигательную подготовленность изучали по данным контрольных нормативов (бег 10 м, бег 10 м «змейкой», прыжок в длину с места, метание набивного мяча из-за головы). Физическую работоспособность (PWCi70) определяли с помощью степ-теста. Функциональную возможность сердечно-сосудистой системы изучали по данным ЭКГ во II стандарт-пом отведении в покое и под влиянием функциональной пробы с максимальным изометрическим напряжением (сжатием динамометра Розенблата) и расслаблением мышц руки.

В результате исследований в начале года не установлено существенных различий в физическом развитии, функциональной и двигательной готовности у детей экспериментальных и контрольных групп. Исследования, проведенные в конце года, выявили достоверные сдвиги во всех изучаемых показателях у детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Так, у детей, ежедневно занимающихся физкультурой, заметно увеличились рост, масса тела и объем грудной клетки. Повысились псказате-

Возраст, годы Бег на 1 0 м р Прыжки Р Метание Р

I 11 I 11 I 11

3 37,5 7 <0,05 99,1 42,3 <0,001 59 14 <0,05

4 20,6 9,1 <0,05 96,1 33 <0,001 58,5 20,6 <0,05

5 24, 1 8 <0,05 39,8 7 <0,001 34,1 20,1 <0,05

w-

ли силовой выносливости мышц спины и живота. Улучшились результаты бега, прыжков, метания (см. таблицу).

При изучении сердечно-сосудистой системы отмечено, что в покое частота сердечных сокращении у детей как экспериментальных, так и контрольных групп колеблется в широком диапазоне. Через год в результате ежедневных занятий физкультурой у детей экспериментальных групп па ЭКГ в покое отмечено уменьшение частоты сердечных сокращений в возрасте 3 лет на 8,3 (/><0.001), 4 лет — на 12,7 (/><0,001), 5 лет — на 11,2 в минуту (/><0,001). У детей контрольных групп за этот период частота пульса в покое снизилась соответственно на 2,7, 4,1 и 2,9 в минуту. В начале года ответ на функциональную пробу с максимальным напряжением руки реакция сердца у детей всех групп была приблизительно одинаковой. В момент сжатия динамометра пульс учащался у детей 3 лет в среднем на 4,6 и 4,4 в минуту, у 4-летних — на 6 и 6,2, у 5-летних — на 8,2 и 8,7 в минуту. Спустя год под влиянием ежедневных занятий у детей экспериментальных групп в ответ на изометрическое напряжение кисти абсолютная величина сердечного ритма была меньше, а максимальный прирост значительно выше по сравнению с данными в начале года: у 3-летних детей пульс учащался па 16,3 (/><0,001), у 4-летних — на 20,7 (/><0,001), у 5-летних — на 22 в минуту (/><0,001). После прекращения напряжения частота сердечных сокращении у этих детей быстро нормализовалась. В контрольных группах при проведении повторных исследований в конце года учащение пульса в ответ на изометрическое напряжение у детей всех возрастных групп было незначительным по сравнению с началом года (в среднем на 2—4 в минуту). Это подтверждает сведения о том, что реакция сердца на изометрическое напряжение имеет рефлекторную природу и ведущая роль принадлежит проприорецепторам напряженных мышц, воз-

Динамика прироста (в %) двигательной готовности у 3— 5-летних детей экспериментальных (1) и контрольных (II) групп за год под влиянием различной мышечной активности

I Ж I Ж 1 ж ж I л 1 ж

.а б , а б , . а б

Рис. 1. Динамика физической работоспособности (Р\УС|7о) у 3—5-летних детей экспериментальных (/) и контрольных (//) групп под влиянием различной мышечной активности. По оси абсцисс — возраст (в годах); по оси ординат — физическая работоспособность (в кг-м/мин-кг), а — март; б — октябрь.

буждение которых вызывает моторно-кардиальный рефлекс |1]. Качество этого рефлекса у детей изменяется под влиянием различного двигательного режима, а также с возрастом. Усиление реакции сердца на изометрическое напряжение у детей, занимающихся 5 раз в неделю, можно рассматривать как результат ежедневной тренировки мотор-но-висцеральной регуляции. На наш взгляд, тренировка моторно-висцеральных связей с самого раннего возраста является важным механизмом саногенеза, а также основной базой для будущей трудовой и спортивной деятельности. В условиях сниженной мышечной активности снижается степень координации моторно-висцеральных взаимоотношений, что сказывается на развитии и здоровье детей [2].

Наши исследования показали, что с возрастом физическая работоспособность у детей 3—5 лет увеличивается незначительно. Под влиянием ежедневных занятий абсолютные и относительные величины РШС^о у обследованных экспериментальных групп достоверно возрастали

Рис. 2. Динамика заболеваемости 3—5-летних детей экспериментальных (!) и контрольных (II) групп под влиянием различной мышечной активности.

По оси абсцисс — возраст (в годах); но оси ординат — заболеваемость (в человеко-днях).

3 4 5 3 4 5

(Ж0,001), в то время как в контроле они увеличивались незначительно (рис. 1).

Ежедневные занятия физическими упражнениями в течение года благотворно сказывались и на здоровье детей экспериментальных групп; заболеваемость этих детей была значительно ниже (рис. 2).

Визуальные наблюдения показали, что у детей экспериментальных групп по сравнению с детьми контрольных групп стал лучше аппетит, повысились внимание, умственная работоспособность и самостоятельная двигательная активность, улучшились осанка, качество выполнения движений на физкультурных занятиях и дневной сон.

Таким образом, нами выявлены изменения физического развития, функциональной и двигательной активности детей 3—5 лет в зависимости от качества и числа занятий по физическому воспитанию.

Ежедневные 20—30-минутные занятия физкультурой в течение года под руководством специалиста приводят к улучшению физического развития, увеличению силовой выносливости мыши туловища, выраженному снижению частоты сердечных сокращений, повышению физической работоспособности, расширению двигательных возможностей, снижению заболеваемости детей 3—5 лет. У детей контрольных групп, занимающихся 3 раза в неделю по 15— 20 мин под руководством воспитателя, эти показатели хуже. Следовательно, физическое воспитание в дошкольном учреждении должен планировать и осуществлять только-специалист.

Литература

1. Могендович М. Р. Рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем. М., 1957.

2. Шлык Н. И. и др. — Теор. и практ. физ. культ., 1984, № 11, с. 34.

Поступила 29.07.8SV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.