Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ОСТРУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ОСТРУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ОБЪЕМ НАГРУЗКИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОСТРАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SETS OFPHYSICAL EXERCISES / WORK LOAD / WORK LOAD INTENSITY / PHYSICAL PERFORMANCE / PHYSICAL FITNESS / SICKNESS RATE / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Герасимов М.М.

Целью исследования явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями разного недельного объема на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 6-8 лет. В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 6-8 лет (n=106), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В качестве регулируемого педагогического фактора рассматривался объем физической нагрузки. Физическое состояние оценивалось на основе комплекса показателей физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости. Результаты исследования показывают, что улучшение физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижение острой заболеваемости детей 6-8 лет в значительной степени обусловлены недельным объемом физической нагрузки на уроках физической культуры в школе. Оценка физического состояния в условиях различного недельного объема нагрузки выявила значимые приросты уровня развития рассматриваемых показателей. Наибольшее увеличение приспособительных возможностей организма наблюдалось при 6-кратных занятиях в неделю высокой интенсивности (объем нагрузки составлял 120 минут). Полученные результаты открывают перспективу дальнейшего совершенствования процесса физической подготовки детей младшего школьного возраста на основе направленного использования повышенных недельных объемов физической нагрузки высокой интенсивности.The aim ofthe research was to study the effect ofphysical exercises of different weekly volume on physical performance, physical fitness and sickness rate in children aged 6-8 years old. The participants were practically healthy schoolchildren of6-8 years old (n = 106), belonging to the average health group. The volume of physical activity was considered as an adjustable pedagogical factor. The physical condition was assessed on the basis of a set of indicators of physical performance, physical fitness and high sickness rate. The results ofthe study show that the improvement ofphysical performance and motor fitness, as well as the reduction of sickness rate in 6-8-year-old children largely depend on the weekly amount ofphysical activity in physical education classes at school. The assessment of physical condition depending on different weekly workload revealed significant gains in the level ofthese indices. The greatest increase in the adaptive capacity ofthe organism was observed in students involved in 6 PE classes of high intensity per week (120 minutes). The results ofthis study can be used to improve the process ofphysical education ofprimary school children, based on the use ofincreased weekly physical activity ofhigh-intensity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Герасимов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ОСТРУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ»

ВОЗДЕЙСТВИЕ НЕДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА НАГРУЗКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ОСТРУЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ

И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова, М.М. Герасимов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва

Целью исследования явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями разного недельного объема на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 6-8 лет. В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 6-8 лет (n=106), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В качестве регулируемого педагогического фактора рассматривался объем физической нагрузки. Физическое состояние оценивалось на основе комплекса показателей физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости. Результаты исследования показывают, что улучшение физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижение острой заболеваемости детей 6-8 лет в значительной степени обусловлены недельным объемом физической нагрузки на уроках физической культуры в школе. Оценка физического состояния в условиях различного недельного объема нагрузки выявила значимые приросты уровня развития рассматриваемых показателей. Наибольшее увеличение приспособительных возможностей организма наблюдалось при 6-кратных занятиях в неделю высокой интенсивности (объем нагрузки составлял 120 минут). Полученные результаты открывают перспективу дальнейшего совершенствования процесса физической подготовки детей младшего школьного возраста на основе направленного использования повышенных недельных объемов физической нагрузки высокой интенсивности.

Ключевые слова: комплексы физических упражнений, объем нагрузки, интенсивность нагрузки, физическая работоспособность, двигательная подготовленность, острая заболеваемость, младший школьный возраст.

Effects of week work load on physical performance, motor fitness and sickness rate in 6-8-year-old children. The aim of the research was to study the effect ofphysical exercises of different weekly volume on physical performance, physical fitness and sickness rate in children aged 6-8 years old. The participants were practically healthy schoolchildren of 6-8 years old (n = 106), belonging to the average health group. The volume of physical activity was considered as an adjustable pedagogical factor. The physical condition was assessed on the basis of a set of indicators of physical performance, physical fitness and high sickness rate. The results of the study show that the improvement of physical performance and motor fitness, as well as the reduction of sickness rate in 6-8-year-old children largely depend on the weekly amount of physical activity in physical education classes at school. The assessment of physical condition

Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

depending on different weekly workload revealed significant gains in the level of these indices. The greatest increase in the adaptive capacity of the organism was observed in students involved in 6 PE classes of high intensity per week (120 minutes). The results of this study can be used to improve the process ofphysical education ofprimary school children, based on the use of increased weekly physical activity of high-intensity.

Key words: sets of physical exercises, work load, work load intensity, physical performance, physical fitness, sickness rate, primary school age.

Как известно, «внешнюю сторону физической нагрузки» оценивают на основе эргометрических критериев. К ним относят показатели объема и интенсивности, характеризующие совершаемую работу с позиций механики. Для получения выраженного функционального (оздоровительного) эффекта от занятий физическими упражнениями необходимо обеспечить достижение пороговых величин либо объема, либо интенсивности нагрузки [2; 4; 6; 8; 13; 19]. Определение оптимального объема нагрузки является ключевым условием высокой эффективности занятий физическими упражнениями. Некоторые исследователи считают, что для накопления субстратов энергообеспечения и возрастания энергетического потенциала организма объем выполненной работы имеет большее значение, чем ее интенсивность [1; 11; 18].

В большом количестве экспериментальных исследований, направленных на поиск оптимальных объемов нагрузки оздоровительного характера, к сожалению, недостаточно полно контролируются другие компоненты физической нагрузки, определяющие меру ее воздействия на организм занимающегося [12; 15; 17; 19]. Прежде всего, это относится к контролю средней интенсивности занятия. Данное обстоятельство снижает степень надежности выводов и рекомендаций в отношении оптимального объема физической работы. В этой связи по-прежнему весьма актуальны исследования, ориентированные на оценку воздействия показателей объема нагрузки на физическое состояние детей разного возраста с учетом средней интенсивности занятий физическими упражнениями [16; 21].

Целью исследования явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями разного объема на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 6-8 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВААНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые школьники 6-8 лет (n=106), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

В качестве основного регулируемого педагогического фактора рассматривался объем физической нагрузки (продолжительность нагрузки тренирующего характера в отдельном занятии и кратность занятий в неделю). Были сформированы четыре рандомизированные экспериментальные группы (ЭГ). В экспериментальных группах использовались занятия физическими упражнениями со средним (60 минут) и высоким (120 минут) недельным объемом нагрузки. Общая продолжительность педагогического эксперимента составила 34 недели. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выпол-

няемых в течение 20 минут в основной части занятия. Они были сопоставимы по направленности, но различались по недельному объему нагрузки и интенсивности. Средняя интенсивность комплексов упражнений составляла 40-50 % и 7080 % максимального пульсового резерва. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. На долю нагрузок аэробной и анаэробной направленности приходилось по 50 % времени экспериментальной части занятия.

Анализ заболеваемости осуществлялся на основе данных выкопировки медицинских справок и записей в индивидуальных медицинских картах. Использовались показатели, характеризующие заболеваемость детей с временной утратой работоспособности [3]: количество заболеваний; показатель средней продолжительности одного случая заболеваемости; количество дней временной нетрудоспособности по болезни (КДБ).

Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных физических качеств: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту (ПТ); наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).

В процессе исследования использовали гетерогенную батарею функциональных и эргометрических тестов, позволяющих оценить возможности анаэробного алактатного, анаэробного гликолитического и аэробного механизмов энергообеспечения. Определяли максимальное потребление кислорода (МПК), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170), ватт-пульс (ВтП), максимальную силу (МС) и предельное время работы ^Вт/кг, t4Вт/кг) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности [5, 7].

На основе уравнения Muller по данным выполнения работы «до отказа» определяли величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 (W1), 40 (W40), 240 (W240), 400 (W400), 900 с (W900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (a) [5; 7].

В конце педагогического эксперимента оценивали острую заболеваемость, сдвиги показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей опытных групп. Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Оценку значимости различий проводили с помощью методов параметрической и непараметрической статистики. При выборе статистических критериев учитывали характер распределения полученных эмпирических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют о том, что недельный объем нагрузки на уроках физической культуры в школе, оказывают выраженное влияние на разные аспекты физического состояния детей 6-8 лет.

Так, в ЭГ I, применявшей физической нагрузки средней интенсивности в объеме 60 минут в неделю, в конце педагогического эксперимента были отмечены

статистически значимые (p<0,05-0,01) сдвиги t2BT/Kr, шестиминутного бега, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега и общей оценки физической подготовленности (табл. 1, 2).

В ЭГ II, выполнявшей 6 раз в неделю (120 минут) комплексы упражнений средней интенсивности, наблюдались существенные сдвиги (p<0,05-0,01) изучаемых показателей физического состояния: PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, t2Вт/кг, t4Вт/кг, W40, W240, шестиминутного бега, бега 20 м, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, наклона вперед, челночного бега и ОФП (см. табл. 1, 2).

В ЭГ III, применявшей физической нагрузки высокой интенсивности в объеме 60 минут в неделю, также отмечены выраженные изменения (p<0,05-0,001) рассматриваемых показателей: PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, t2Вт/кг, t4Вт/кг, W40, W240, W900, коэффициента «b» уравнения Muller, шестиминутного бега, бега 20 м, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега, наклона вперед и ОФП (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Влияние недельного объема нагрузки на физическую работоспособность детей 6-8 лет (результаты педагогического эксперимента) (й±т)

Показатель ЭГ I (n=27) ЭГ II (n=29) ЭГ III (n=25) ЭГ IV (n=25)

3 раза в неделю 6 раз в неделю 3 раза в неделю 6 раз в неделю

PWCl70, кгм/мин*кг 0,51±0,31 1,87±0,42***^ 1,45±0,39*** 2,73±0,29*** xxx ▲

МПК, мл/мин*кг 0,60±0,34 + 1,07±0,41**Л 1,85±0,46*** 2,09±0,39*** x

ИНПД2Вт/кг, уд/с -0,079±0,059 -0,128±0,053*л -0,254±0,087** -0,463±0,138** x

ИНПД4Вт/кг, уд/с -0,101±0,067 -0,120±0,071 -0,307±0,192 -0,501±0,175* x

^Вт/кг5 с 11,03±3,33**+++ 21,32±9,35*ллл 57,85±12,41***° 120,63±16,48***xxxAA

1-4Вт/кг, с 6,27±3,94 8,79±2,62** 15,30±3,75*** 20,31±4,06*** x

W1, Вт/кг 1,85±2,52 2,77±2,51 6,93±3,84 9,50±2,63* x

W40, Вт/кг 0,37±0,19 + 0,39±0,19* 0,84±0,25** 1,06±0,25*** x

W240, Вт/кг 0,05±0,04 ++ 0,18±0,07*л 0,40±0,08*** ° 0,47±0,09*** xxx

W900, Вт/кг 0,04±0,04 0,06±0,03л 0,14±0,06* 0,22±0,07** x

Ь, отн.ед -0,09±0,08 ++ 0,14±0,18л 0,53±0,16** 0,66±0,18*** xxx

a, отн.ед. 0,08±0,09 0,12±0,10 0,19±0,14 0,17±0,11

Примечание: * - достоверность сдвига; + п' х' ° ' Л - значимость различий между I и III, I и II, I и IV, II и III, III и IV, II и IV экспериментальными группами соответственно

В ЭГ IV, использовавшей физической нагрузки высокой интенсивности в объеме 120 минут в неделю, после окончания педагогического эксперимента произошли наиболее значимые изменения рассматриваемых показателей ф<0,05-0,001): PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг, t2Вт/кг, t4Вт/кг, W1, W40, W240, W900, коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег, шестиминутного бега, бега 20 м, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега, наклона вперед, ОФП (см. табл. 1, 2).

Сравнение сдвигов изучаемых показателей физического состояния у детей экспериментальных групп выявило наличие статистически значимых различий, обусловленных недельным объемом нагрузки (см. табл. 1, 2). Так, ЭГ II превосходила (р<0,001) ЭГ I по величине прироста физической работоспособности по тесту PWC170.

В ЭГ III по сравнению с ЭГ I наблюдались более выраженные приросты ^<0,05-0,001) МПК, t2Вт/кг, W40, W240, коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег, результатов бега на 20 м, поднимания туловища и величины ОФП. В этой группе показатель количества дней, пропущенных по болезни, был существенно (р<0,05) ниже, чем в ЭГ I (см. табл. 1, 2).

В ЭГ IV приросты физических кондиций по сравнению с ЭГ I были еще выше ф<0,05-0,001). Различия выявлены в отношении t2Вт/кг, t4Вт/кг, W40, W240, W900, коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег, PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, бега 20 м, шестиминутного бега, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега и общей оценки физической подготовленности.

Таблица 2

Влияние недельного объема нагрузки на двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 6-8 лет (результаты педагогического эксперимента) (й±т)

Показатель ЭГ I (П=27) ЭГ II (П=29) ЭГ III (n=25) ЭГ IV (П=25)

3 раза в неделю 6 раз в неделю 3 раза в неделю 6 раз в неделю

Бег 6 минут, м 24,52±11,06* 35,33±11,52**ЛЛ 47,81±14,13** 90,28±14,37*** xxx ▲

Бег 20 м, с -0,107±0,074 + -0,124±0,051*лл -0,341±0,086*** ° -0,409±0,073*** xx

ПТ, раз 2,94±0,88**++ 4,53±0,98***лл 8,01±1,67*** 12,39±2,26*** xxx

Прыжок, см 5,58±2,20* 8,04±1,71*** 8,56±1,94*** 13,78±2,02*** ^ ▲

МС, кг. 2,12±0,89* 4,25±1,24** 5,03±1,65** 5,96±1,22*** x

Челн. бег, с -0,183±0,081* -0,274±0,054*** -0,363±0,064*** -0,415±0,061*** "

Наклон, см 1,85±0,86* 3,14±0,84*** 2,21±0,89* 2,73±0,82**

ОФП, баллы 0,53±0,25*+++ 1,16±0,40**ллл 2,47±0,41*** 3,58±0,41*** xxx

КДБ, дни 8,77±1,34 + 6,93±1,65 5,07±1,12 5,84±1,48

Примечание: * - достоверность сдвига; + п' х' ° ' Л - значимость различий между I и III, I и II, I и IV, II и III, III и IV, II и IV экспериментальными группами соответственно

Дети ЭГ IV превосходили (р<0,05-0,001) школьников ЭГ II по средней величине сдвигов МПК, ИНПД2Вт/кг, t2Вт/кг, W240, W900, коэффициента «Ь» урав-

нения Muller, шестиминутного бега, бега 20 м, поднимания туловища и общей оценки физической подготовленности.

В ЭГ IV приросты рассматриваемых показателей по сравнению с ЭГ III в ряде случаев также были выше (p<0,05-0,01). Различия выявлены в отношении PWC170, t2Вт/кг, шестиминутного бега и прыжка в длину (см. табл. 1, 2).

В литературе имеются разные точки зрения на рациональный объем занятий физическими упражнениями, обеспечивающий наибольшую эффективность оздоровительной тренировки детей и подростков [8; 10; 12; 14; 15; 17; 22]. В этой связи для определения рационального недельного объема нагрузки на уроках физической культуры в школе нами была сопоставлена эффективность 3 и 6-кратных занятий физическими упражнениями средней и высокой интенсивности. Результаты проведенных исследований показывают, что для повышения уровня физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижения острой заболеваемости детей 6-8 лет наиболее эффективны 6-кратные занятия высокой интенсивности (недельный объем нагрузки тренирующего характера составляет 120 минут). Менее эффективны 3 -кратные занятия высокой интенсивности (недельный объем нагрузки тренирующего характера 60 - минут) и 6-кратные занятия средней интенсивности (недельный объем нагрузки тренирующего характера - 120 минут). Занятия средней интенсивности, проводимые 3 раза в неделю, можно рассматривать как неэффективные.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что повышенный объем физических упражнений высокой интенсивности оказывает более выраженное положительное влияние на рассматриваемые аспекты физического состояния детей 6-8 лет, чем такие же по продолжительности комплексы средней интенсивности или менее продолжительные упражнения высокой интенсивности.

Это заключение согласуется с информацией о том, что относительно непродолжительная нагрузка средней интенсивности является слабым стимулом для улучшения физического состояния занимающихся разного возраста [10; 19]. Сходные данные были получены при исследовании здоровых не занимающихся спортом детей старшего дошкольного возраста [9]. Известно, что крайне сложно выделить независимое влияние основных параметров физической нагрузки на различные аспекты физического состояния детей [14; 17; 12]. Это, прежде всего, касается объема и интенсивности занятий физическими упражнениями. В настоящем исследовании благодаря использованию идентичных по содержанию комплексов физических упражнений аэробно-анаэробного характера, получены данные о воздействии недельного объема нагрузки на физическое состояние детей младшего школьного возраста в процессе систематических занятий физическими упражнениями средней и высокой интенсивности. Результаты исследования согласуются с представлением о том, что в условиях оздоровительной тренировки объем нагрузки является одним из важнейших факторов, определяющих степень выраженности и особенности адаптационных изменений в организме [8; 10; 19; 15; 22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что улучшение физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижение острой заболевае-

мости детей 6-S лет в значительной степени обусловлены недельным объемом физической нагрузки на уроках физической культуры в школе.

Установлено, что с увеличением недельного объема занятий физическими упражнениями, позитивные адаптационные изменения в организме школьников, нарастают в пределах используемого диапазона величины нагрузки.

Оценка физического состояния в условиях различного недельного объема нагрузки выявила значимые приросты уровня развития различных его показателей. Наибольшее увеличение приспособительных возможностей организма наблюдалось при 6-кратных занятиях в неделю высокой интенсивности.

Полученные результаты открывают перспективу дальнейшего направленного совершенствования процесса физической подготовки детей младшего школьного возраста, ориентированного на расширение резервных возможностей организма на основе использования повышенных недельных объемов физической нагрузки высокой интенсивности. Работа поддержана грантом РФФИ (проект №16-06-00211а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - M.: Физкультура и спорт, 19S5. - 176 с.

2. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: Mонография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. - M.: Советский спорт, 2011. - 160 с.

3. Гигиена детей и подростков / под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. -M.: Mедицина, 19S6. - 496 с.

4. Зотова, Ф.Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф.Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 2-5.

5. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2005. - Т.31, № 4. - С. 42-46.

6. Коц, ЯМ. Физиология спорта / ЯМ. Коц. - M.: Физкультура и спорт, i986. - 240 с.

7. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе/ В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - M.: Книжный дом «ЛИБРОKОM», 20ii. - 36S с.

8. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности. -Киев: Олимпийская литература, 1997. - 500 с.

9. Чернова, M^. Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на физическую работоспособность детей 5-6 лет / M^. Чернова, С.А. Кесель, A.A. Герасимова, M.M. Герасимов // Новые исследования. - 2017. - № 2. -С. 64-69.

10. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults II Med Sci Sports Exerc. - i998. - Vol.30. - P. 975-99i.

11. Astrand P., Rodal K., Textbbook of work physiology (2nd ed) I P. Astrand, K. Rodal. - New York: McGraw-Hill, i970. - P. i47-i83.

12. Carson, V. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years) / Carson, V., Lee E.Y., Hewitt L., Jennings C., Hunter S., Kuzik N., Stearns J.A., Unrau S.P., Poitras V.J., Gray C., Adamo K.B., Janssen I., Okely A.D., Spence J.C., Timmons B.W., Sampson M., Tremblay M.S. //BMC Public Health. 2017. - 17 (Suppl 5): 854. doi: 10.1186/s12889-017-4860-0.

13. Carson, V., Light-intensity physical activity and cardiometabolic biomarkers in US adolescents/ V. Carson, N.D. Ridgers, B.J. Howard, E.A. Winkler, G.N. Healy, N. Owen, D.W. Dunstan, J. Salmon // PLoS One. 2013. 8(8): e71417. doi: 10.1371/journal.pone.0071417.

14. Fulton, J.E. Public health and clinical recommendations for physical activity and physical fitness: special focus on overweight youth/ J.E. Fulton, M. Garg, D.A. Ga-luska, K.T. Rattay, C.J. Caspersen // Sports Med. - 2004. - Vol. 34(9). - pp. 581-599.

15. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

16. Lin, L.Y. Relationship between time use in physical activity and gross motor performance of preschoolchildren / L.Y. Lin, R.J. Cherng, Y.J. Chen // Aust Occup Ther J. 2017. Vol. 64(1). - pp. 49-57. doi: 10.1111/1440-1630.12318.

17. Longmuir, PE. Canadian Society for Exercise Physiology position stand: Benefit and risk for promoting childhood physical activity/ P.E. Longmuir, R.C. Colley, V.A. Wherley, M.S. Tremblay // Appl Physiol Nutr Metab. - 2014. - Vol. 39(11). - pp. 1271-1279. doi: 10.1139/apnm-2014-0074.

18. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - P. 402-407.

19. Physical Activity Guidelines Advisory Committee Report, 2008. Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008. - 683 p.

20. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.

21. Schmutz, E.A. Physical activity and sedentary behavior in preschoolers: a longitudinal assessment of trajectories and determinants/ Schmutz E.A., Haile S.R., Leeger-Aschmann C.S., Kakebeeke T.H., Zysset A.E., Messerli-Burgy N., Stulb K., Arhab A., Meyer A.H., Munsch S., Puder J.J., Jenni O.G, Kriemler S. // Int J Behav Nutr Phys Act. - 2018. - Vol.15(1). - p. 35. doi: 10.1186/s12966-018-0670-8.

22. Vale, S. Step based physical activity guidelines for preschool-aged children / S. Vale, S.G. Trost, M.J. Duncan, J. Mota // Prev Med. - 2015. - Vol. 70. - pp. 78-82. doi: 10.1016/j.ypmed.2014.11.008.

REFERENCES

1. Verhoshanskij, YU.V. Programmirovanie i organizaciya trenirovochnogo processa [Programming and organization of the training process] / YU.V. Verhoshanskij. -Moscow: Fizkul'tura i sport, 1985. - 176 s.

2. Volkov, N.I. Bioenergetika sporta: Monografiya [Bioenergetics of sports: Monograph] / N.I. Volkov, V.I. Oleynikov. - Moscow: Sovetskiy sport, 2011. - 160 s.

3. Gigiena detey i podrostkov [Hygiene of children and adolescents] / pod red. G.N. Serdyukovskoy, A.G. Sukhareva. - Moscow: Medicina, 1986. - 496 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zotova, F.R. EHffektivnost' dopolnitel'nyh «trenirovochnyh» urokov fizi-cheskoj kul'tury v innovacionnyh shkolah [Efficiency of additional "training" lessons of physical culture in innovative schools] / F.R. Zotova // Fizicheskaya kul'tura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka. - 2004. - № 1. - S. 2-5.

5. Kornienko, I.A. Vozrastnoe razvitie energetiki myshechnoy deyatelnosti: Itogi 30-letnego issledovaniya. Soobschenie I. Strukturno-funkcionalnye perestroyki [Age development of the energy of muscle activity: Results of a 30-year study. Communication I. Structural-functional rearrangements] / I.A. Kornienko, V.D. Sonkin, R.V. Tam-bovceva // Fiziologiya cheloveka. - 2005. - Vol. 31, №4. - S. 42-46.

6. Kots, YA.M. Fiziologiya sporta [Sports physiology] / YA.M. Kots. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1986. - 240 s.

7. Sonkin, V.D. Razvitie myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v onto-geneze [Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis] / V.D. Sonkin, R.V. Tambovceva. - Moscow: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2011. - 368 s.

8. Wilmore J., Kostill D. Fiziologiya sporta i dvigatelnoy aktivnosti [Physiology of sports and motor activity]. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 1997. - 500 s.

9. Chernova, M.B. Vliyanie programm ozdorovitel'noj trenirovki raznoj inten-sivnosti na fizicheskuyu rabotosposobnost' detej 5-6 let [Influence of programs of improving training of different intensity on physical working capacity of children of 5 -6 years] / M.B. Chernova, S.A. Kesel', A.A. Gerasimova, M.M. Gerasimov// Novye issledovaniya. - 2017. - № 2. - S. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.