Научная статья на тему 'Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на физическую работоспособность детей 5-6 лет'

Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на физическую работоспособность детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / PHYSICAL EXERCISES / ВЫСОКАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ / HIGH INTENSITY / СРЕДНЯЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ / AVERAGE INTENSITY / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / PHYSICAL EFFICIENCY INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернова М.Б., Кесель С.А., Герасимова А.А., Герасимов М.М.

Полученные результаты указывают на то, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов упражнений высокой интенсивности, способствуют более существенному улучшению физической работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями средней интенсивности. В этой связи обсуждается необходимость дальнейшего совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе применения эффективных комплексов физических упражнений высокой интенсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернова М.Б., Кесель С.А., Герасимова А.А., Герасимов М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research results indicate that training sessions based on the high intensity exercise complexes contribute to a more significant improvement in the physical performance of 5-6-year-old children in comparison with medium intensity exercises. The need to improve the process of health education of preschool children based on the use of effective complexes of high-intensity physical exercises is discussed.

Текст научной работы на тему «Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на физическую работоспособность детей 5-6 лет»

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

М.Б. Чернова1 *, С.А. Кесель**, А.А. Герасимова*,

М.М. Герасимов*

*ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Россия, Москва ** Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, Гродно

Полученные результаты указывают на то, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов упражнений высокой интенсивности, способствуют более существенному улучшению физической работоспособности детей 5-6 лет по сравнению с занятиями средней интенсивности. В этой связи обсуждается необходимость дальнейшего совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе применения эффективных комплексов физических упражнений высокой интенсивности.

Ключевые слова: комплексы физических упражнений, высокая интенсивность, средняя интенсивность, показатели физической работоспособности

Influence of training programs of different intensity on physical efficiency in 56-year-old children. The research results indicate that training sessions based on the high intensity exercise complexes contribute to a more significant improvement in the physical performance of 5-6-year-old children in comparison with medium intensity exercises. The need to improve the process of health education of preschool children based on the use of effective complexes of high-intensity physical exercises is discussed.

Key words: physical exercises, high intensity, average intensity, physical efficiency indices

Физическая работоспособность, как известно, является важным количественным критерием здоровья ребенка, позволяющим судить о его адаптационных возможностях и качестве жизни на различных этапах возрастного развития [3; 7; 8]. В ходе онтогенеза работоспособность меняется не только количественно, но и качественно. Это находит отражение в трансформации состава факторов, определяющих величину произведенной физической работы, изменении соотношений различных зон мощности и характера энергообеспечения мышечной деятельности [3; 4; 5; 7]. Дети, благодаря пластичности физиологических функций, хорошо приспособлены к выполнению физической работы, однако положительный приспособительный эффект достигается лишь тогда, когда параметры используемой нагрузки адекватны функциональным возможностям их организма [6; 8; 13; 14]. Сегодня, несмотря на богатый опыт изучения рассматриваемой проблемы в онтогенетическом аспекте, существует дефицит новой научной информации относительно изменений уровня физической работоспособности в зависимости от ин-

Контакты: 1 Чернова М. Б. - E-mail: <mashacemova@mail.ru>

тенсивности физической нагрузки в процессе оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста.

Цель исследования - выявить в процессе оздоровительной тренировки влияние нагрузок разной интенсивности на физическую работоспособность детей 5-6 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет (п=67), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

Были сформированы четыре рандомизированные экспериментальные группы (ЭГ). В экспериментальных группах использовались нагрузки средней (40-50 % максимального пульсового резерва - МПР) и высокой (70-80 % МПР) интенсивности (табл. 1). Общая продолжительность эксперимента составила 34 недели. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Они были сопоставимы по продолжительности, направленности и объему, но различались по средней интенсивности нагрузки.

Таблица 1

Параметры физической нагрузки в экспериментальных группах

Группы Направленность нагрузки Занятий в неделю Недельный объем нагрузки

ЭГ-1 средняя интенсивность 2 36 мин

ЭГ-2 высокая интенсивность 2 36 мин

ЭГ-3 средняя интенсивность 5 108 мин

ЭГ-4 высокая интенсивность 5 108 мин

На долю нагрузок аэробной и анаэробной направленности приходилось по 50 % времени экспериментальной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в величине МПР [13]. В конце педагогического эксперимента оценивали сдвиги показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей опытных групп.

В процессе работы использовали функциональный и эргометрический подходы к оценке физической работоспособности. С помощью эргометрического метода тестирования на основе уравнения Ми11ег определяли величины мощности нагрузок, максимальное время выполнения которых составляло 1 ^1), 40 ^40), 240 ^240), 900 с ^900) [3; 7]. Для этого дети выполняли две нагрузки «до отка-

за» в зоне большой - 2 Вт/кг) и субмаксимальной - 4 Вт/кг) мощности [4]. За «отказ» принимали прекращение работы или снижение ее интенсивности более чем на 10 %. Время удержания нагрузок Ож^ и t4вт/кг) использовали для расчета коэффициентов «а» и «Ь» уравнения Ми11ег [3, 7]. Величина коэффициента «а» отражает соотношение возможностей аэробного и анаэробно-лактацидного источников, а коэффициента «Ь» - характеризует аэробную емкость. Полученные значения коэффициентов использовали для расчета соответствующей мощности нагрузки.

На основе функционального подхода определяли мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWCl70), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), максимальное потребление кислорода (МПК) [2; 7].

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Оценку значимости различий проводили с помощью методов параметрической и непараметрической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют о том, что нагрузки различной интенсивности, применяемые в занятиях оздоровительной тренировки с детьми 5 -6 лет, оказывают неодинаковое влияние уровень физической работоспособности. Так, в ЭГ1, использовавшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, приросты физической работоспособности в конце педагогического эксперимента были статистически несущественными (табл. 2).

В ЭГ II, выполнявшей 2 раза в неделю комплексы упражнений высокой интенсивности, наблюдались статистически значимые (р<0,05-0,01) сдвиги PWCl70, МПК, ИНПД2Вт/кг, Ъвт/кг, ^Вт/кг, W40, W240, W900 и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег (см. табл. 2).

В ЭГ III, применявшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 5 раз в неделю, в конце педагогического эксперимента сдвиги ряда из рассматриваемых показателей носили статистически существенный характер (р<0,05-0,01). Выявлены значимые приросты PWC170, МПК, ^Вт/кг, ^Вт/кг, W240, W900 и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег (см. табл. 2).

Под влиянием занятий физическими упражнениями высокой интенсивности 5 раз в неделю в ЭГ IV произошли выраженные изменения (р<0,05-0,001) большинства из используемых в исследовании показателей: PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг, ^Вт/кг, ^Вт/кг, W1, W40, W240, W900 и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег (см. табл. 2). Сопоставление сдвигов показателей физической работоспособности, произошедших в экспериментальных группах, выявило наличие статистически значимых различий (см. табл. 2). Исключение составляет отсутствие различий между детьми ЭП и ЭГШ.

ЭГ II превосходила (р<0,05-0,01) ЭП по средней величине сдвига PWC170, МПК, t2Вт/кг, t4Вт/кг, W40, W240 и коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег. Различия между ЭГ II и ЭГ III также были статистически значимы (р<0,05-0,01): в ЭГ II отмечались более высокие сдвиги ^Вт/кг, W40, коэффициента «Ь» уравнения Ми11ег.

Таблица 2

Сдвиги показателей физической работоспособности у детей 5-6 лет после педагогического эксперимента

Показатель ЭГI эгп ЭГШ ЭГ IV

2 раза в неделю 5 раз в неделю

средняя интенсивность высокая интенсивность средняя интенсивность высокая интенсивность

d±m d±m d±m d±m

Р\¥С170, кгм/мин*кг 0,43±0,29 0,92±0,41*+ Л 1,36±0,44** 2,03±0,28***ххх

МПК, мл/мин*кг 0,39±0,36 1,63±0,48**+ 1Д2±0,43* 1,85±0,48**х

ИНПДгвт/кг, УД/с -0,052±0,065 -0,235±0,097* -0,095±0,049 -0,425±0Д41**х»

ИНПД4Вт/кг, уд/с 0Д06±0,083 -0,277±0,206 -ОД 15±0,062 -0,489±0,227*х»

1гвт/кг, с 5,05±3,68 51,58±14,94**++ л 12,73±5,86*° 103,35±15Д6***ххх"»

14вт/кг, с 1,32±2,13 11,30±4,04*+ 4,96±2,28* 14Д9±3,81***хх»

\¥ь Вт/кг 2,95±3,38 9,59±6,73 3,99±2,67 14,5±6,44*

\¥40, Вт/кг 0Д4±0Д2 0,74±0,21**+ 0Д8±0Д1°° 0,99±0,28**хх»

Вт/кг 0,06±0,04 0,28±0,07**+ 0Д2±0,05* 0,35±0,08***хх»

\V900, Вт/кг 0,04±0,03 0Д6±0,07* 0,05±0,03 0Д7±0,07*

Коэффициент а, 0,09±0,08 0Д6±0Д5 0Д0±0,09 0Д8±0Д2

отн.ед.

Коэффициент Ь, -0Д2±0Д4 0,34±0Д4*+ -0,09±0,08° 0,55±0Д8**хх"

отн.ед

Примечание: *достоверность сдвига; +'х' " л' • - достоверность различий между I и II, I и IV, II и III, II и IV, III и IV экспериментальными группами соответственно.

В ЭГ IV приросты физической работоспособности по сравнению с в ЭГ I были еще выше (p<0,05-0,001). Они касались PWC170, МПК, ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг, ЪВт/кг, t4Вт/кг, W1, W40, W240 и коэффициента «b» уравнения Muller.

Дети ЭГ IV отличались также от дошкольников ЭГ II более существенными сдвигами PWC170 и ^Вт/кг (p<0,05). По сравнению с ЭГ III приросты работоспособности в этой группе были значительно выше. Дошкольники ЭГ IV превосходили детей из ЭГ III по средней величине сдвига ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг, ^Вт/кг, ^Вт/кг^40, W240 и коэффициента «b» уравнения Muller.

Результаты исследования согласуются с данными Американского колледжа спортивной медицины, согласно которым десятиминутная нагрузка интенсивностью 40-50 % МПК не является достаточным стимулом для увеличения уровня работоспособности [11]. Большинство авторов придерживаются мнения о том, что наилучшие значения интенсивности нагрузки у взрослых людей находятся в пределах 40-85% МПК или 55-90 % максимальной ЧСС [1; 9; 10; 14 и др.]. С физиологической точки зрения такая интенсивность нагрузки совпадает с зоной оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы [2]. Известно, что значительный тренировочный эффект достигается уже при нагрузке 40-45 % МПК, однако оптимальной интенсивностью занятий считается 60 % МПК [9]. В отношении оздоровительной тренировки детей предлагаются сходные значения интенсивности работы, составляющие 40-84 % МПК (40-84 % пульсового резерва) [14]. При этом нагрузки 40-59 % МПК относят к средней интенсивности, а 60-84 % МПК - к высокой [14]. Вместе с тем подчеркивается, что интенсивность физических упражнений нельзя рассматривать в отрыве от ее объема и других параметров нагрузки.

Полученные результаты указывают на то, что программы оздоровительной тренировки высокой интенсивности, применяемые 2 и 5 раз в неделю, способствуют более существенному улучшению физической работоспособности детей 56 лет по сравнению с программами средней интенсивности. Полагаем, что разумная интенсификация процесса оздоровительной тренировки детей должна стать основным направлением повышения ее эффективности за счет применения адекватных физических нагрузок, средств, методов и методик, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, не оказывают значимого влияния на показатели физической работоспособности детей 56 лет. Увеличение количества таких занятий до 5 раз в неделю обусловливает статистически существенные изменения ряда показателей физической работоспособности.

Занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов упражнений высокой интенсивности 2 раза в неделю, вызывают более существенные изменения показателей физической работоспособности, чем пяти-разовые занятия средней интенсивности.

Самое существенное увеличение уровня физической работоспособности наблюдается под влиянием высокоинтенсивных занятий, проводимых 5 раз в неделю.

Полученные результаты подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования процесса оздоровительной тренировки детей дошкольного возраста на основе использования комплексов физических упражнений высокой интенсивности.

Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 16-06-00244а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - К.: Здоровье, 1986. - 152 с.

2. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Корниенко И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности и их возрастные изменения / / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2006. - Т. 32, № 3. - С. 46-54.

4. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. - 2009. -Т. 35, № 1. - С. 76-87.

5. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности у мальчиков 1314 лет в зависимости от темпов полового созревания // Физиология человека. - 2011. -Т. 37, № 1. - С. 85-96.

6. Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека // Физиология человека. -2007. - Т. 33, № 3. - С. 81-99.

7. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. - 272 с.

9. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 503 с.

10. American College of Sports Medicine. The recommended and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1990. - Vol. 22 (5). - pp. 265274.

11. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Med Sci Sports Exerc. - 1998. - Vol. 30 (6), pp. 975-991.

12. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva: World Health Organization, 2010. - 60 p.

13. Karvonen M.J., Viorimaa T. Heart rate and exercise intensity during sport activities: Practical aplication // Sports Medicine. - 1988. - № 5. - p. 303-312.

14. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.