УДК 6И.72:547.2/.4]-074:543.544
Н. Н. Сироткина, М. Н. Маруняк, 3. А. Климак
ГАЗОХРОМАТОГРАФ И ЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АЛИФАТИЧЕСКИХ КИСЛОТ
В ВОЗДУХЕ
Киевский филиал Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства нефтяной и химической промышленности СССР
Известные методы анализа алифатических кислот в воздухе либо отличаются низкой чувствительностью и селективностью (Зеленков M. М. и др., 1978), либо необходима длительная подготовка пробы, состоящая из нескольких стадий, каждая из которых может сопровождаться потерей анализируемых компонентов (Williams К., Mazyr J., 1980). Предложенный недавно метод (Дмитриев М. Т., Колесников Т. М., 1983) прост, но требует специальной, тщательно подготовленной насадки для хрома-тографической колонки.
Для анализа кислот в воздухе нами использован паро-фазный газохроматографический метод, который широко применяется для контроля летучих компонентов в атмосферном воздухе (Витенберг А. Г., Иоффе Б. В., 1978; Хатенберг X., Шмидт А. П., 1979). Он отличается простотой, достаточно высокой чувствительностью и экспрес-сностью. Принцип его заключается в том, что анализируемые соединения поглощаются из воздуха в подходящий растворитель, который затем термостатируется до наступления термодинамического равновесия между раствором и паровой фазой над ним. На анализ отбирают равновесную паровую фазу.
Для концентрирования алифатических кислот (С2— С6) из воздуха нами была выбрана дистиллированная вода. Поглощение происходило в 3 последовательно соединенных поглотительных прибора с пористой перегородкой, содержащих по 10 мл свежеперегнанной дистиллированной воды. Воздух пропускали со скоростью 0,5 л/мин в течение 20 мин. Из полученных водных растворов отбирали аликвоты по 5 мл, переносили в герметично закрывающиеся бутылочки с резиновыми и завинчивающимися пробками. Пробы термостатировали 30 мин при 80 °С. На анализ отбирали медицинским шприцем равно-
весную паровую фазу над раствором (1—2 мл) и вводили в хроматограф с пламенно-ионизационным детектором.
Кислоты С2—С5 разделяли на колонке, заполненной 10% Е-301 на хроматоне N-AWHMDS при температуре колонки 100 °С, испарителя 150 °С.
Количественную обработку результатов проводили методом абсолютной калибровки. С этой целью готовили несколько смесей модельных водных растворов кислот различной концентрации, отбирали по 5 мл и термостатировали в том же режиме, что и анализируемую пробу. Анализ водных растворов поглощенных кислот во всех трех поглотителях показал, что уже во втором поглотителе кислоты практически не обнаруживаются. Погрешность определения 7—10%. Предел обнаружения кислот 0,003—0,008 мг/м3, диапазон измеряемых концентраций 0,015—0,5 мг/м3.
Сочетание парофазного концентрирования с газохрома-тографическим анализом значительно упрощает всю методику определения. Применение этого метода позволяет быстро, без потерь, с высокой степенью точности контролировать содержание алифатических кислот в атмосферном воздухе рабочей зоны нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других промышленных предприятий.
Литература. Витенберг А. Г., Иоффе Б. В.—
Докл. АН СССР, 1978, т. 238, № 2, с. 352—355. Дмитриев М. Т., Колесников Т. М. — Гиг. и сан., 1983, № 4, с. 41.
Зеленков M. М., Надин Б. £., Мицкевич Н. И. — Масло-
жир. пром-сть, 1978, № 9, с. 20—21. Хатенберг X., Шмидт А. П. Газо-хроматографический
анализ равновесной паровой фазы. М., 1979. Williams К. Е., Mazur J. F. — Am. Industr. Hyg. Ass. J., 1980, v. 41, p. 1—4.
Поступила 18.07.83
УДК 613.164:1613.692:655.223.1
А. И. Цысарь, Ю. Н. Каменский, А. М. Лакшин, Ю. Н. Недомерков, A.A. Минаев, В. П. Новоселов, Е. Н. Мамаев, А. Б. Сухачева,
C.B. Душков
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва
К числу многочисленных факторов среды, определяющих комфорт и оптимальный психологический климат для пассажиров, использующих железнодорожный транспорт для переезда на дальние расстояния, относятся шум и вибрация. Наряду с другими параметрами, служащими для оценки подвижного состава, шум и вибрация также характеризуют техническое совершенство конструирования, строительства и эксплуатации пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Из всех объектов пассажирского подвижного состава наибольшее гигиеническое и эпидемиологическое значение имеют пассажирские вагоны, так как факторы среды в последних обеспечивают с одной стороны, оптимальные условия пребывания различных контннгентов пассажиров (детей, престарелых больных) в течение от 0,5 до 7 сут, с другой — безопасный производительный труд обслуживающего персонала.
В последнее время парк пассажирского состава железнодорожного транспорта пополняется вагонами с улучшенной планировкой, отделкой, внутренним оборудованием, более совершенной системой отопления и кондиционирования воздуха, они оснащены также средствами снижения шума н вибрации.
Целью данного сообщения является обобщение и анализ результатов санитарно-гигиенической оценки шума и вибрации в пассажирских вагонах дальнего следования и разработка научно обоснованных рекомендаций по снижению вышеназванных факторов для обеспечения комфортных и безопасных условий для пассажиров и обслуживающего персонала. Указанная работа является фрагментом общей программы по гигиеническому изучению пассажирских перевозок, включающей санитарно-гигиеническую^ оценку новых технических решений в области вагоно-