Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ»

УДК 6И.72:547.2/.4]-074:543.544

Н. Н. Сироткина, М. Н. Маруняк, 3. А. Климак

ГАЗОХРОМАТОГРАФ И ЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АЛИФАТИЧЕСКИХ КИСЛОТ

В ВОЗДУХЕ

Киевский филиал Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства нефтяной и химической промышленности СССР

Известные методы анализа алифатических кислот в воздухе либо отличаются низкой чувствительностью и селективностью (Зеленков M. М. и др., 1978), либо необходима длительная подготовка пробы, состоящая из нескольких стадий, каждая из которых может сопровождаться потерей анализируемых компонентов (Williams К., Mazyr J., 1980). Предложенный недавно метод (Дмитриев М. Т., Колесников Т. М., 1983) прост, но требует специальной, тщательно подготовленной насадки для хрома-тографической колонки.

Для анализа кислот в воздухе нами использован паро-фазный газохроматографический метод, который широко применяется для контроля летучих компонентов в атмосферном воздухе (Витенберг А. Г., Иоффе Б. В., 1978; Хатенберг X., Шмидт А. П., 1979). Он отличается простотой, достаточно высокой чувствительностью и экспрес-сностью. Принцип его заключается в том, что анализируемые соединения поглощаются из воздуха в подходящий растворитель, который затем термостатируется до наступления термодинамического равновесия между раствором и паровой фазой над ним. На анализ отбирают равновесную паровую фазу.

Для концентрирования алифатических кислот (С2— С6) из воздуха нами была выбрана дистиллированная вода. Поглощение происходило в 3 последовательно соединенных поглотительных прибора с пористой перегородкой, содержащих по 10 мл свежеперегнанной дистиллированной воды. Воздух пропускали со скоростью 0,5 л/мин в течение 20 мин. Из полученных водных растворов отбирали аликвоты по 5 мл, переносили в герметично закрывающиеся бутылочки с резиновыми и завинчивающимися пробками. Пробы термостатировали 30 мин при 80 °С. На анализ отбирали медицинским шприцем равно-

весную паровую фазу над раствором (1—2 мл) и вводили в хроматограф с пламенно-ионизационным детектором.

Кислоты С2—С5 разделяли на колонке, заполненной 10% Е-301 на хроматоне N-AWHMDS при температуре колонки 100 °С, испарителя 150 °С.

Количественную обработку результатов проводили методом абсолютной калибровки. С этой целью готовили несколько смесей модельных водных растворов кислот различной концентрации, отбирали по 5 мл и термостатировали в том же режиме, что и анализируемую пробу. Анализ водных растворов поглощенных кислот во всех трех поглотителях показал, что уже во втором поглотителе кислоты практически не обнаруживаются. Погрешность определения 7—10%. Предел обнаружения кислот 0,003—0,008 мг/м3, диапазон измеряемых концентраций 0,015—0,5 мг/м3.

Сочетание парофазного концентрирования с газохрома-тографическим анализом значительно упрощает всю методику определения. Применение этого метода позволяет быстро, без потерь, с высокой степенью точности контролировать содержание алифатических кислот в атмосферном воздухе рабочей зоны нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других промышленных предприятий.

Литература. Витенберг А. Г., Иоффе Б. В.—

Докл. АН СССР, 1978, т. 238, № 2, с. 352—355. Дмитриев М. Т., Колесников Т. М. — Гиг. и сан., 1983, № 4, с. 41.

Зеленков M. М., Надин Б. £., Мицкевич Н. И. — Масло-

жир. пром-сть, 1978, № 9, с. 20—21. Хатенберг X., Шмидт А. П. Газо-хроматографический

анализ равновесной паровой фазы. М., 1979. Williams К. Е., Mazur J. F. — Am. Industr. Hyg. Ass. J., 1980, v. 41, p. 1—4.

Поступила 18.07.83

УДК 613.164:1613.692:655.223.1

А. И. Цысарь, Ю. Н. Каменский, А. М. Лакшин, Ю. Н. Недомерков, A.A. Минаев, В. П. Новоселов, Е. Н. Мамаев, А. Б. Сухачева,

C.B. Душков

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА И ВИБРАЦИИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

К числу многочисленных факторов среды, определяющих комфорт и оптимальный психологический климат для пассажиров, использующих железнодорожный транспорт для переезда на дальние расстояния, относятся шум и вибрация. Наряду с другими параметрами, служащими для оценки подвижного состава, шум и вибрация также характеризуют техническое совершенство конструирования, строительства и эксплуатации пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Из всех объектов пассажирского подвижного состава наибольшее гигиеническое и эпидемиологическое значение имеют пассажирские вагоны, так как факторы среды в последних обеспечивают с одной стороны, оптимальные условия пребывания различных контннгентов пассажиров (детей, престарелых больных) в течение от 0,5 до 7 сут, с другой — безопасный производительный труд обслуживающего персонала.

В последнее время парк пассажирского состава железнодорожного транспорта пополняется вагонами с улучшенной планировкой, отделкой, внутренним оборудованием, более совершенной системой отопления и кондиционирования воздуха, они оснащены также средствами снижения шума н вибрации.

Целью данного сообщения является обобщение и анализ результатов санитарно-гигиенической оценки шума и вибрации в пассажирских вагонах дальнего следования и разработка научно обоснованных рекомендаций по снижению вышеназванных факторов для обеспечения комфортных и безопасных условий для пассажиров и обслуживающего персонала. Указанная работа является фрагментом общей программы по гигиеническому изучению пассажирских перевозок, включающей санитарно-гигиеническую^ оценку новых технических решений в области вагоно-

Уровень звука (в дБА) и звуковое давление (в дБ) в современных пассажирских вагонах дальнего следования

Звуковое давление при среднегеометрических частотах Л

октавных полос. Га 5 «

Тип вагона, место измерения !*

31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 3000 Р-Ш со

Плацкартный вагон модели 61-425 Калининского

вагоностроительного завода: 76 (2) 72(4) 64(1) 56 53 41 34 68

служебное купе проводника 93 85(2)

середина вагона 90 81 72 66 59 57 47 42 35 68

салон вагона над тележкой 91 84(1) 78(4) 72(4) 67(4) 61 (1) 52 44 38 70

Мягкий вагон с 2- и 4-местными купе типа 504

Ленинградского вагоностроительного завода им.

И. Е. Егорова: 36

служебное купе проводника — 82 79(5) 73(5) 65 (2) 60 50 41 —

2-местное » (торец) — 78 71 62 54 49 40 36 33 —

4-местное » (середина) — 79 70 62 55 45 37 30 23 —

4- » » (торец) — 79 72 66 62 53 43 32 25 —

Купейный вагон типа АхЛ/ДК (ГДР):

купе отдыха проводника 88 77 73 63 56 50 40 34 32 60

середина вагона 83 72 67 61 53 43 34 30 20 56

купе вагона над тележкой 85 77 68 64 54 46 38 26 22 57

Купейный вагон типа АхЛ/КК (ГДР):

служебное купе — 89 (6) 81 (7) 78 (10) 75 (12) 65 (5) 56 44 37 —

купе над тележкой — 84 (1) 79(5) 75 (7) 68(5) 63 (3) 54 40 30 —

купе в середине вагона — 82 77(3) 65 59 53 42 30 21 —

Спальный вагон типа 915 А (ПНР):

служебное купе (во время работы кондиционера) — 78 69 69 (1) 69(6) 67 (7) 59(2) 47 37 —

купе (середина вагона) — 73 61 59 58 53 45 32 23 —

купе (над тележкой, во время работы конди- 28

ционера) — 78 68 64 62 57 51 39 —

Допустимые уровни звука и звукового давления в 54 65

соответствии с ГОСТом 12.1.003—76 83 74 68 63 60 57 55

Примечание. В скобках указано превышение допустимого уровня.

строения с учетом требований по повышению культуры обслуживания пассажиров, созданию комфорта, сохранению здоровья и предупреждению заболеваний.

Для регистрации и измерения шума и вибрации н обработки полученных данных применена следующая аппаратура фирм «Брюль и Къер » (Дания) и «ЯРТ» (ГДР): магнитограф типа 7003, прецизионные шумомеры типов 00017 и 2303, предусилитель типа 2635, конденсаторный микрофон типа 4131, вибропреобразователь типа 4321, частотный анализатор типа 2131, фильтр типа 16]3 и пистонфон типа 4220. Измерительная аппаратура соответствовала требованиям ГОСТов 17187—81 и 12.4.012—75 и имела свидетельства о государственной поверке. Методы и условия измерения шумовых характеристик соответствовали требованиям санитарных норм по ограничению шума на подвижном составе железнодорожного транспорта № 877—71. Гигиеническая оценка шума в пассажирских вагонах произведена в соответствии с ГОСТом 12.1.003—76 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности», методы и условия измерения вибрационных характеристик удовлетворяли требованиям ОСТа 24.050.28—81 «Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации». Согласно программе испытания, измеряемые параметры регистрировали в вагонах, находящихся в составе опытного поезда и загруженных на 2/3 от общего количества посадочных мест, что соответствует требованиям указанной нормативно-технической документации.

Для гигиенической оценки шума и вибрации были взяты следующие пассажирские вагоны, построенные в СССР и странах — членах СЭВ и включавшие основные современные достижения в области вагоностроения, а именно: мягкий вагон типа 504 с 2- и 4-местным купе Ленинградского вагоностроительного завода им. И. Е. Егорова, плацкартный вагон (модель 61-425) производства Калининского вагоностроительного завода, жесткие купейные вагоны типа АхЛ/ДК и АхЛ/КК (ГДР) и спаль-

ный вагон типа 915А (ПНР). В каждом из названных вагонов в различной мере улучшены планировка и отделка, осуществлены более совершенные эргономические решения в области размещения внутреннего оборудования, а также системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Шум и вибрацию определяли на опытных образцах новых типов серийно выпускаемых пассажирских вагонов, составляющих основной современный вагонный парк железных дорог СССР и социалистических стран.

Результаты проведенных исследований, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что во всех названных вагонах шум имеет широкополосный характер с наибольшими уровнями звукового давления в области октавных полос со среднегеометрическими частотами 31 и 63 Гц.

Сравнение измеренных уровней звукового давления с допустимыми согласно ГОСТу 12.1.003—76 показало, что их превышение отмечается в служебных купе проводников плацкартного вагона модели 61-425, мягкого вагона типа 504, жесткого купейного вагона типа АхЛ/КК и составляет 2—12 дБ в диапазоне частот 63—500 Гц; в служебном купе спального вагона типа 915А при работающем кондиционере нормативы были превышены в диапазоне частот 250—2000 Гц на 1—7 дБ.

Что касается пассажирских вагонов, то следует отметить превышение нормативных уровней звукового давления в плацкартном вагоне модели 61-425 Калининского вагоностроительного завода и купейном вагоне типа АхЛ/ КК постройки Аммендорф (ГДР), которое имеется в салонах и купе, расположенных над тележкой. В этом случае в полосе частот 63—1000 Гц обнаружено превышение нормативных уровней также на 1—7 дБ.

Как свидетельствуют результаты измерений шума, наиболее неблагоприятными по шумовым параметрам являются купейный вагон типа АхЛ/КК с кондиционированием воздуха и плацкартный вагон модели 61-425

3 Гигиена и санитария № 1

— 65 -

Калининского вагоностроительного завода, в пассажирских салонах которых над тележкой уровни звука на 5 дБА выше нормы.

Для оценки вертикальной (г) и горизонтально-поперечной (у) вибрации в указанных пассажирских вагонах проводились измерения средних квадратических значений виброускорения в '^-октавных полосах частот в диапазоне 2—63 Гц.

Результаты измерений показали, что колебательное ускорение, измеренное на полу, диванах н спальных полках в вагонах модели 61-425 (СССР) и типа 4502 (ГДР) отвечают требованиям ОСТа 24.050.28—81 «Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации» и с учетом места измерения (купе над тележкой и в середине вагона) различаются в зависимости от направления координатных осей (г, у). В частности, средние квадрати-ческие значения вертикального виброускорения (/.) в указанном диапазоне частот составляют 0,02—0,39 м/с?, а горизонтально-поперечного (у) — соответственно 0,02— 0,11 м/с2: максимальные средние квадратические значения (г и у) приходятся преимущественно на частоты 2—2,5 и 40—50 Гц. Гигиеническая оценка вибрации в купейном вагоне АхЛ/КК (ГДР) и анализ результатов, выполненный в соответствии с санитарными нормами по ограничению вибрации на рабочих местах для обслуживающего персонала и пассажиров в подвижном вагоне, свидетельствуют о том, что в служебном купе на полу вертикальная вибрация превышает норматив на основной частоте 1,7 Гц в 1,5—3,5 раза. На диване и спальной полке вагона АхЛ/КК вертикальная вибрация превышала нормативные уровни на основных частотах 1,8—1,9 Гц в 1,2—4,2 раза; на спальной полке одновременно наблюдалось превышение соответствующих нормативов на частоте 4,6 Гц в 1,3—2,3 раза. На всех остальных частотах вертикальная и горизонтально-поперечная вибрация их не превышала.

Следовательно, санитарно-гигиеническая оценка шума и вибрации в пассажирских вагонах дальнего следования позволила рекомендовать конструкторам вагоностроительных заводов, а также заинтересованным отраслевым НИИ ряд мер по уменьшению интенсивности указанных

факторов. К их числу в первую очередь относятся усиление звукоизоляции пола и потолка в служебных купе проводников во всех вагонах за исключением купейного-^ типа АхЛ/ДК (ГДР), улучшение звукоизоляции вентилятора кондиционера с целью снижения уровней шума, превышающих нормативные в служебном купе и купе отдыха проводников на 2—7 дБ, звукоизоляция холодильной установки в служебном купе проводника для снижения уровней шума на 5—9 дБ, дальнейшее совершенство-ванне санитарно-гигиенических нормативов, общесоюзной н отраслевой нормативно-технической документации.

Перечисленные предложения нашли дальнейшее развитие в работах ВНИИ вагоностроения, рекомендовавшего к внедрению в серийное производство вагон с полом, снабженным резиновыми амортизаторами. Дополнительно этим институтом предложено обязательное применение в конструкции потолка купе проводников звукопоглощающего материала и подтверждена целесообразность создания автосцепного устройства, создающего меньшие уровни звуковых колебаний.

Данные проведенных санитарно-гигиенических исследований по оптимизации пассажирских перевозок, включающих оценку шума и вибрации, свидетельствуют о необходимости обеспечения систематического контроля акустических качеств вагонов в целях их улучшения.

Выводы. 1. Результаты оценки шума и вибрации свидетельствуют о том, что наибольшее превышение существующих допустимых уровней имеется в купейном вагоне с кондиционированием воздуха типа АхЛ/КК (ГДР); в купейном вагоне типа АхЛ/КК (ГДР) исследованные параметры соответствуют нормативам. В других моделях пассажирских вагонов отмечено повышение в различной степени уровня шума в купе отдыха проводников и в салоне над тележкой.

2. Полученные материалы являются основанием для проведения вагоностроительными заводами дальнейшей работы по снижению шума и вибрации в отдельных пассажирских вагонах дальнего следования.

Поступили 19.09.83

УДК 614. 3./.4.007(477.86)

О. Н. Селиверстов,

П. В. Бойко, В. В. Мурзов, А. П. Темнохуд

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С РЕЗЕРВОМ КАДРОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЕ

Ивано-Франковская областная санэпидстанция

Завоевание рабочим классом политической власти поставило перед диктатурой пролетариата в числе других проблем проблему кадров. В. И. Ленин неоднократно указывал, что работу с кадрами нужно рассматривать как одно из важнейших условий успешного решения задач, стоящих перед партией. Именно тогда вождем революции были разработаны н обоснованы принципы подбора и выдвижения кадров по их политическим (преданности социализму) и деловым (умение организовать работу) качествам. Для успешного управления социалистическим обществом, подчеркивал В. И. Ленин, необходимо добиваться, чтобы на решающих участках стояли люди, не только несомненно преданные, но и действительно образованные и с громадными способностями, талантливые.

Принятые партией меры по совершенствованию системы управления создали широкие возможности для формировании нового делового стиля управления, нового типа руководителя с широким социальным подходом к решению управленческих задач.

Процесс подбора кадров руководителей состоит из ряда элементов: поиска кандидата для назначения на должность, оценки потенциальных возможностей кандидата или не-

скольких кандидатов, процедуры назначения на долж ность.

Работа по созданию резерва руководящих кадров очень важна и сложна. Связано это прежде всего с тем, что есть ряд нерешенных или недостаточно разрешенных вопросов, относящихся к оценке кадров, системе их обучения. Резерв руководящих кадров необходим для целенаправленного и систематического осуществления подготовки будущих руководителей.

В санитарно-эпидемиологической службе Ивано-Франковской области, начиная с 1973 г., выработана строгая система формирования резерва. Отбор кандидатов в резерв проводится комиссией, возглавляемой главным врачом областной санэпидстанции. В состав комиссии входят все заведующие отделами, отделениями и лабораториями санэпидстанции, представители профсоюзной и партийной организаций. Ежегодно в январе эта комиссии пересматривает списки руководящих кадров, исключает бесперспективных, включает новых кандидатов, проявивших себя в процессе повседневной работы, во время аттестаций и др. Обычно отбирается около 40—45 человек. Заседание комиссии, на которое приглашаются кандидаты в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.