Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в сфере железнодорожных пассажирских перевозок'

Инвестиционная политика в сфере железнодорожных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ОБЪЕМ ЗАКУПОК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КАТЕГОРИИ ВАГОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артыкова С.Н.

Развитие пассажирских перевозок дальнего следования характеризуется высокой степенью инвестирования в обновление и модернизацию подвижного состава. Анализ осуществляемых инвестиций выполнен в отношении ОАО «ФПК», выполняющего доминирующую долю объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артыкова С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в сфере железнодорожных пассажирских перевозок»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

© Артыкова С.Н.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Развитие пассажирских перевозок дальнего следования характеризуется высокой степенью инвестирования в обновление и модернизацию подвижного состава. Анализ осуществляемых инвестиций выполнен в отношении ОАО «ФПК», выполняющего доминирующую долю объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: инвестиции в подвижной состав, объем закупок, инвестиционная программа, категории вагонов.

На рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании железнодорожные перевозки занимают ведущее положение.

По данным Российского статистического ежегодника более 50 % перевозки пассажиров на дальние расстояния осуществляются железнодорожным транспортом.

Проводимые реформы на рынке пассажирских перевозок направлены на улучшение качества обслуживания, обеспечение безопасности, урегулирование тарифов, обновление парка подвижного состава, прекращение перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых.

Компания ОАО «ФПК», созданная в рамках программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и концепции реформирования пассажирского комплекса дальнего следования, достойно выполняет поставленные перед ней цели, пытаясь завоевать клиента своей маркетинговой политикой и новыми технологиями обслуживания. Очевидно, что развитие высокоскоростного движения потребует масштабных технических и технологических изменений, концентрации значительного объема финансовых ресурсов.

Для выполнения своей деятельности в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании, в рамках реализации основного направления инвестиционной программы, ОАО «ФПК» направляет средства на обновление парка своего подвижного состава. Более 60 % в структуре имущественного комплекса ОАО «ФПК» занимает подвижной состав.

* Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит на железнодорожном транспорте».

ОАО «ФПК» перевозит пассажиров в вагонах плацкартных, общих, СВ, мягких, купе, вагонах-салонах, вагонах габарита ЫС, класса Люкс, межобластных и скорых межобластных вагонах. В табл. 1 приведена информация по обновлению парка подвижного состава ОАО «ФПК» за 2011-2014 гг.

Таблица 1

Объем закупок вагонов в 2011-2014 гг.

Объем закупки 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Количество вагонов, шт. 447 382 395 268

Сумма закупки, млрд.р. 14,1 18,3 24,1 23,0

Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что в 2012 году было приобретено на 20 % меньше вагонов по сравнению с 2011 годом, однако затраты на обновление парка возросли на 30 %.

В 2013 году было приобретено на 3,4 % больше вагонов по сравнению с 2012 годом, при этом рост инвестиций в новый подвижной состав составил 31,7 %. В 2014 году были сокращены объемы закупок на 32,2 %, однако объем инвестиций в новый подвижной состав сократился на 4,6 %.

Такое непропорциональное изменение в закупках объясняется:

- увеличением стоимости вагонов непосредственно заводами изготовителями, так например, только в декабре 2012 года по сравнению с ноябрем 2012 года рост цен на пассажирский спальный вагон международного сообщения составил 1,6 % или 2 296 586 р.;

- приобретением более комфортабельных вагонов;

- изменением категорий приобретаемых вагонов, самый дешевый по категории вагон - пассажирский некупейный обходился в 2012 году 38 711 306 р. за единицу, самый дорогой по категории вагон - купейный габарита РИЦ в 4 квартале 2014 года приобретался за 196 126 000 р.

Динамика объемов закупок в натуральном и стоимостном измерителях представлена на рис. 1 и 2 соответственно.

В 2011 году, с целью снижения эксплуатационных затрат, помимо приобретения новых вагонов, ОАО «ФПК» выкупила 1 222 вагона, находившихся на правах сублизинга на сумму 11,3 млрд. р. По программе модернизации подвижного состава в 2011 году было освоено 2,2 млрд. р. На обновление деповского хозяйства направлено 1,7 млрд.р. (реконструкция вагонного депо Минеральные Воды) [3]. Реконструкция ремонтных цехов позволяет выполнять обслуживание пассажирских вагонов нового поколения (двухэтажных вагонов, вагонов с дисковыми тормозами), которые будут использованы для обслуживания массовых перевозок.

Динамика приобретения новых вагонов в 2012, 2014 годах по месяцам представлена на рис. 3.

Рис. 1. Объемы приобретения вагонов за 2011-2014 гг., шт.

Рис. 2. Объемы инвестиций в новый подвижной состав за 2011-2014 гг., млрд. р.

Рис. 3. Динамика приобретения новых вагонов в 2012 г. и 2014 г., шт.

Обновление подвижного состава как в 2012 году, так и 2014 году носит неравномерный характер. В 2012 году с января по июль прослеживается тенденция увеличения производимых закупок вагонов ежемесячно, в августе виден резкий спад в объеме закупок - приобретено всего 2 вагона, но с сентября объем закупок был возобновлен (34 вагона) и к декабрю он увеличился до 47 вагонов. Таким образом, среднемесячный объем закупок в 2012 году составил 32 вагона на сумму 1525,8 млн.р. В 2014 году еще более неравномерно осуществляется инвестирование в подвижной состав, более длительный период в течение года (июль-август) когда максимально прослеживается снижение инвестиций. Среднемесячный объем закупок в 2014 году составил 22 вагона на сумму 1920,3 млн.р.

В основном закупка вагонов за 2011-2014 гг. производилась при размещении заказов без проведения торгов, так как практически единственным поставщиком вагонов был ОАО «Торговый дом РЖД». Только пассажирские спальные вагоны международного сообщения типа МС поставлялись ОАО «ТВЗ».

ОАО «ФПК» приобретает необходимые для выполнения регулярных перевозок разные по категориям вагоны: пассажирский спальный вагон международного сообщения типа ЫС, вагон пассажирский купейный штабной, вагон пассажирский некупейный, вагон пассажирский купейный, прочие вагоны (вагон пассажирский с местами для сидения, вагон-ресторан) (табл. 2).

Таблица 2

Структура закупки вагонов по категориям в 2012-2013 гг.

Наименование имущества Объем закупки, шт. Изменение, шт. Удельный вес, проц.

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

Вагон пассажирский некупейный (плацкартный) 290 169 -121 76 43

Вагон пассажирский купейный штабной модели 29 17 -12 8 4

Пассажирский спальный вагон международного сообщения (ЫС) 30 82 +52 8 21

Вагон купейный двухэтажный - 50 +50 - 13

Прочие вагоны 33 77 +44 8 19

Всего 382 395 +13 100 100

В связи с популярностью пассажирских перевозок в плацкартных вагонах, в настоящее время ОАО «ФПК» приоритет в обновлении парка подвижного состава отдает этому типу вагонов. Кроме того, Компания продолжает работу по увеличению парка вагонов, оснащенными специализированными купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Весь новый подвижной состав оснащен современными системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми биотуалетными комплексами.

Приобретение плацкартных вагонов в 2012-2013 гг. имеет наибольший удельный вес - 76 % и 43 % соответственно в общем объеме закупок, что обусловлено потребностью в обеспечении новым парком вагонов для вы-

полнения перевозок в регулируемом секторе (перевозка пассажиров в плацкартных вагонах) (рис. 4).

■ Вагон пассажирский некупейный (плацкартный)

■ Вагон пассажирский купейный штабной модели

Пассажирский спальный вагон между на родного сообщения {КIС)

■ Вагон купейный двухэтажный Прочие вагоны

Вагон пассажирский некупейный (плацкартный)

■ Вагон пассажирский купейный штабной модели

Пассажирский спальный вагон между на родного сообщения (ШС)

■ Вагон купейный двухэтажный Прочие вагоны

Рис. 4. Структура закупки вагонов по категориям в 2012 г., 2014 г., проц.

На приобретение пассажирских спальных вагонов международного сообщения и купейных штабных вагонов приходится в 2012 г. по 8 % в общем объеме закупок. В 2013 г структура обновления подвижного состава меняется: появляется категория новых вагонов - вагон купейный двухэтажных (купейный, купейный штабной, вагон-ресторан, купейный СВ). На их общий объем закупок приходится более 50 %, что обуславливает перераспределение инвестиций в обновление парка подвижного состава, так как одним из приоритетных направлений инвестирования является развитие межрегиональных пассажирских перевозок с использованием двухэтажного подвижного состава.

Двухэтажный вагон всего на 8 тонн тяжелее и на полметра выше обычного, способен вместить почти в 2 раза больше пассажиров - 64 человека. Ожидается, что такой тип вагонов будет ориентирован на перевозки эконом-класса, и благодаря большой вместимости стоимость проезда в составах может быть снижена. Первыми эту категорию вагона оценили туристы, отправляющиеся на черноморское побережье.

В январе 2013 года ОАО «ФПК» презентовала в Санкт-Петербурге вагоны нового образца, которые выйдут на направления, востребованные туристами. Компания представила сразу несколько новинок, некоторые из которых не

имеют аналогов в России: вагон из состава скоростного поезда «Ласточка» и вагон типа RIC, разработанный в Вене и выпускаемый на Тверском вагоностроительном заводе. Вагон типа RIC предназначен для обслуживания международных маршрутов «РЖД». Такими вагонами собираются укомплектовать поезда, идущие из России по 30 международным направлениям. Данный вагон отличается не только большим комфортом внутри купе, но и способностью без проблем обеспечивать посадку пассажиров на любых типах платформ.

В 2015-2016 гг. планируется закупка 79 вагонов с местами для сидения на сумму 5,08 млрд. р., в том числе:

- 65 вагонов (4 состава) для маршрута Москва - Воронеж в 2015 году;

- 14 вагонов (1 состав) году для маршрута Москва - Великий Новгород в 2016 году.

В соответствии с экспертной оценкой общая потребность в данном типе подвижного состава составляет 219 вагонов.

ОАО «ФПК» в 2014-2016 годах продолжит закупку подвижного состава взамен устаревшего, отдавая приоритет обновлению фирменных поездов. На эти цели планируется направить 5,6 млрд.р. (124 вагона), в том числе:

- 4,1 млрд. р. (92 вагона) в 2015 году;

- 1,5 млрд. р. (32 вагона) в 2016 году.

Так как, в 2016 году Компания планирует значительные объемы списания вагонов по сроку службы, то это вызывает необходимость закупа 208 вагонов на общую сумму 10,1 млрд. р. В дальнейшем ОАО «ФПК» будет проводить дополнительные расчеты экономической эффективности приобретения подвижного состава, с целью уточнения маршрутов его курсирования [2].

С целью организации международного скоростного сообщения с использованием современных видов подвижного состава на направлениях Москва-Берлин и Москва-Киев в 2015 годах планируется приобретение 140 вагонов компании Talgo.

На размер инвестиционной программы ОАО «ФПК» оказывают влияние решения федеральных органов исполнительной власти об объемах предоставляемых субсидий на компенсацию потерь в доходах в результате государственного регулирования тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах во внутригосударственном сообщении. Так, например, в 2013 году было принято решение о дополнительном выделении субсидий из федерального бюджета, в результате чего инвестиционная программа ОАО «ФПК» 2013 года была увеличена на 5,5 млрд.р. - с 22,6 млрд. р. до 28,1 млрд. р. [2].

Инвестиционная программа в обновление и модернизацию подвижного состава приносит как экономический эффект, так и определяет направления в клиентоориентированность компании:

- обеспечение пассажиров комфортабельным сообщением с сокращенным временем в пути;

- увеличение пассажиропотока на данных направлениях;

- повышение рентабельности деятельности Компании;

- внедрение новых информационных технологий;

- качественное изменение имиджа и узнаваемости бренда Холдинга

«РЖД» на международном рынке [3].

Список литературы:

1. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / под общей ред. проф. В.А. Персианова. - М.: КНОРУС, 2012. - 400 с.

2. Годовые отчеты ОАО «ФПК» за 2011 г., 2012 г., 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rzd.ш/enterprise/puЫic/rzd?STRUCTURE_ ГО=5010&1ауег_1а=5040<&еегегЬауегЫ =5039<Ш=3264.

3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rzd.ru/.

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА

© Библя Г.Н.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г. Краснодар

Содержатся сведения о маркетинговых аспектах развития регионального рынка труда и основных факторах повышения занятости населения в регионе.

Ключевые слова: маркетинг, управление, рынок труда, занятость, регион.

Разработка стратегии социально-экономического развития региона как объекта управления является наиболее актуальной в условиях преодоления финансово-экономического кризиса и модернизации кадровой политики. Поэтому решение проблем реформирования и обеспечения региональной занятости населения, тесно связана, с одной стороны, с эффективным функционированием регионального рынка, а, с другой, - с государственным регулированием рынка рабочей силы, в том числе посредством маркетингового механизма воздействия на реформируемые процессы.

В контексте исследования данной проблемы, рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между экономическими агентами территории, усилия которых направлены на реформирование системы занятости в регионе, а также регулирование процессов формирования, распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов [5, с. 118].

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.