Научная статья на тему 'ГАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕТАЛЛООКСИДНЫХ СЛОЕВ НА ОСНОВЕ СОXОY, ЛЕГИРОВАННЫХ ИОНАМИ ЛИТИЯ'

ГАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕТАЛЛООКСИДНЫХ СЛОЕВ НА ОСНОВЕ СОXОY, ЛЕГИРОВАННЫХ ИОНАМИ ЛИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОКСИД КОБАЛЬТА / ОКСИД ЛИТИЯ / ГАЗОВЫЙ ОТКЛИК / COBALT OXIDE / LITHIUM OXIDE / GAS RESPONSE

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Стенькин Юрий Алексеевич, Соколов Денис Витальевич, Ивлев Константин Евгеньевич

В работе исследована газовая чувствительность оксидных слоев на основе оксидов кобальта и лития состава Li2O/CoxOy с различным соотношением исходных компонентов. Приведены условия синтеза оксидных композитов и анализ структуры полученных слоев с помощью сканирующей электронной микроскопии. Обнаружено, что при соотношениях исходных компонентов 1:1 композиты проявляют селективность к формальдегиду, а при соотношении 3:2 - к диоксиду азота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Стенькин Юрий Алексеевич, Соколов Денис Витальевич, Ивлев Константин Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAS SENSING RESPONSE OF METAL OXIDE LAYERS BASED ON COXOY WITH LITHIUM IONS

The gas response of layers based on lithium-doped cobalt oxides with different Li2O/CoxOy ratios is investigated. The synthesis conditions of oxide composites and the structural analysis of the obtained layers by scanning electron microscopy are presented. It is found that composites with the ratio of the initial components 1:1 have selectivity to formaldehyde, and with the ratio 3:2 - to nitrogen dioxide.

Текст научной работы на тему «ГАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕТАЛЛООКСИДНЫХ СЛОЕВ НА ОСНОВЕ СОXОY, ЛЕГИРОВАННЫХ ИОНАМИ ЛИТИЯ»

УДК 546.732:546.732:546.34:539.25

DOI: 10.25206/1813-8225-2020-173-119-122

ю. Л. СТЕНЬКИН Д. В. СОКОЛОВ К. Е. ИВЛЕВ

Омский научный центр CO PAH,

г. Омск

ГАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ МЕТАЛЛООКСИДНЫХ СЛОЕВ НА ОСНОВЕ СОХОУ, ЛЕГИРОВАННЫХ ИОНАМИ ЛИТИЯ

В работе исследована газовая чувствительность оксидных слоев на основе оксидов кобальта и лития состава Li2O/CoIOy с различным соотношением исходных компонентов. Приведены условия синтеза оксидных композитов и анализ структуры полученных слоев с помощью сканирующей электронной микроскопии. Обнаружено, что при соотношениях исходных компонентов 1:1 композиты проявляют селективность к формальдегиду, а при соотношении 3:2 — к диоксиду азота.

Ключевые слова: оксид кобальта, оксид лития, газовый отклик.

Введение. Газовые сенсоры на основе оксидов кобальта актуальны в плане управления селективностью по отношению к различным газам. Чистый оксид кобальта СоО является полупроводником р-типа с удельным сопротивлением 104— 1010 Ом-см [1, 2]. При легировании ионами щелочных металлов энергия активации проводимости легированной СоО понижается с 3,0 до 0,25 эВ. В случае легирования литием энергия активации проводимости составляет 0,25 эВ [3]. Термическое воздействие на воздухе выше 390 °С изменяет стехиометрию СоО в сторону образования полупроводниковой окиси-закиси кобальта Со3О4. Удельное сопротивление этого окисла при 900 °С составляет 10 Ом-см по данным [4] и при комнатной температуре оценивается в пределах 104 Ом-см. По более поздним работам удельное сопротивление поликристаллической окиси-закиси кобальта оказалось в пределах 102— 105 Ом-см [1]. Оба оксида, СоО и Со3О4, могут изменять свою электропроводность при хе-мосорбции и, таким образом, использоваться в качестве газовых сенсоров [5, 6]. В сочетании с другими окислами в виде композитов Со О /Ме О

^ х у х у

могут проявить высокий уровень селективности к отдельным газам. Например, ранее исследованные кобальтсодержащие газовые сенсоры в сочетании с оксидом марганца могут проявлять заметную избирательность к сероводороду И2Б. Полученные авторами [5] нанокомпозиты состава 2пО/Со3О4 в различных соотношениях и структурированные в пористой силикатной матрице проявляют достаточно высокую чувствительность к парам ацетона и этанола. В зависимости от соотношения окислов цинка и кобальта, от температуры их отжига чувствительность и избирательность слоев может варьироваться.

Авторы [7] приводят результаты исследования газовой чувствительности целого ряда материалов на основе редкоземельных ромбических по структуре перовскитов типа ЬпСоО3. Так как ЬпСоО3

имеет p-тип проводимости, хемосорбция угарного газа (CO) должна привести к увеличению электрического сопротивления оксида. Однако уменьшение удельного сопротивления может быть вызвано тем, что часть электронов, которые рекомбинируют с дырками в процессе хемосорбции CO, участвуют в реакции диспропорционирования образующегося CO2. Все остальные исследуемые структуры также проявляют заметный газовый отклик на угарный газ CO.

Модификация перовскитов благородными металлами значительно снижает температуру эксплуатации их в качестве датчиков газов. В частности, в работе [8] предложены датчики на основе YCo095Pd005O3 и YCo0.90Pd010O3 в дополнение к тем, которые показали хорошие характеристики при относительно низких температурах.

В этой работе представлены характеристики CO-резистивных датчиков, модифицированных палладием. Исследовано влияние других газов как конкурирующих в чувствительности исследуемых сенсорных структур — СН4, NO2, NO в смеси с СО. При этом в интервале температур 150 °C —200 °C чувствительность к CH4 получается очень низкой, тогда как реакция на NO2 и на NO незначительна и имеет противоположный газовый отклик по отношению к CO. Эти результаты показывают, что предлагаемые перовскитовые материалы AIIIBIIIO3 являются подходящими кандидатами для разработки датчиков CO с низким энергопотреблением [9, 10].

Стехиометрический кобальтит лития LiCoO2 как двойной оксид лития и кобальта Li2O/Co2O3 является наиболее распространенным катодным материалом в литий-ионных аккумуляторах [11]. Для электродов на основе LiCoO2 было показано, что исходная стехиометрия Li/Co и размеры частиц на-нокомпозита определяют структурные и фазовые переходы, происходящие при электрохимическом циклировании [12].

Для пленок LiCoO2, подвергнутых высокочастотному напылению, экспериментальные результаты показывают значительное влияние условий синтеза на преимущественную ориентацию зерен, микроструктуру и стехиометрию, которые определяют электрохимические характеристики катодных пленок [13]. Также определенные ориентации атомов в нанокомпозите способствуют большему переносу ионов лития на границе электролит/электрод. В частности, LiCoO2 показывает высокую скорость в окислительно-восстановительных реакциях и позволяет получить электродные материалы с высокой ионной проводимостью, что требуется в тонкопленочных литиевых элементах.

Молярное отношение Li к Co играет решающую роль в электрохимических характеристиках тонкопленочных электродов [14]. Авторам удалось получить пористые сетчатые тонкие пленки композита Li2O/CoO на плотной подложке. При этом Li2O играет тройную роль: как ингибитор роста частиц CoO во время синтеза, как окислитель для превращения Co2+ в Co3+ и как структурный буфер в композите. Было обнаружено, что оптимальное молярное соотношение Li/Co для наилучших электрохимических характеристик составляет 1:1.

В качестве материала для газовых сенсоров система Li2O/CoxOy изучена недостаточно. В настоящей работе проведены исследования газовой чувствительности металлооксидных слоев на основе СохОу, легированных ионами лития состава Li2O/ CoxOy с различным соотношением исходных компонентов.

Материалы и методы. Слои Li2O/CoxOy были получены путем термического разложения смеси растворов нитратов кобальта Co(NO3)2-6H2O квалификации «ч.д.а.» (чистые для анализа) и лития LiNO3-3H2O при температуре 960 °C в течение одного часа. Получены композиты Li2O/CoxOy с соотношением окислов лития и кобальта 1:4, 1:1 и 3:2, соответственно, по весу исходных нитратов. Все полученные образцы имели размеры 3x3x2 мм.

Структурные свойства слоев исследовались с помощью растрового электронного микроскопа (РЭМ) JEOL JSM-6610-LV в Омском региональном центре коллективного пользования СО РАН.

Чувствительность композитов к газам определялась по изменению проводимости образцов при воздействии следующих газов: пары воды (H2O), диоксид азота (NO2), аммиак (NH3), угарный газ (CO), пары фенола (C6H5OH), формальдегид (HCHO), пары ацетонитрила (CH3CN) и бензола (С6Н6). Экспозиция в газах выполнялась в изолированной ячейке объемом 12 мл при комнатной температуре. Напуск каждого газа с концентрацией 500 ppm проводился по методике [15]. Измерения продольного сопротивления композитов в газах и при температурах 20 °C —300 °C выполнялись с помощью цифрового прибора AM-1038 через два золотых электрода. По полученным данным, определялась проводимость образца, затем находился отклик S к каждому газу из выражения:

S =

■ 100%

Рис. 1. Диаграмма газового отклика слоев LLO/Co O , соотношение 1:4

2 x y

где о0 — исходная проводимость композита, о — проводимость композита в потоке анализируемого газа.

Из температурных зависимостей проводимости, полученных в условиях окружающей среды (влаж-

Рис. 2. Диаграмма газового отклика

ность 44 %), определялась энергия активации Е методом аппроксимации экспоненциальной функцией вида о(Т) = о0е-Еа/кТ, где к — постоянная Больцмана, Т — абсолютная температура.

Результаты и обсуждения. На рис. 1 приведена диаграмма газового отклика слоев Ы20/Сох0у в соотношении 1:4.

Из диаграммы виден заметный рост проводимости слоя при адсорбции молекул Н02 — акцепторов электронов. Это происходит благодаря увеличению концентрации дырок в слое, где основными носителями заряда являются дырки. Аммиак и формальдегид при адсорбции на поверхности слоя Ы20/Сох0у как доноры электронов снижают его проводимость.

При увеличении количества лития в композите Ы20/Сох0у вид диаграммы заметно изменяется в сторону роста чувствительности к формальдегиду. На рис. 2 представлена диаграмма газового отклика при соотношении исходных нитратов 1:1.

Из рис. 2 видно, что чувствительность слоя к Н02 заметно снизилась и одновременно значительно возросла чувствительность к формальдегиду.

Дальнейшее внесение примеси лития приводит к увеличению газового отклика при адсорбции Н02 на поверхности полученного слоя. На рис. 3 представлена диаграмма чувствительности композита состава Ы20/Сох0у к различным газам при соотношении компонентов 3:2. Видно, что слой с таким соотношением окислов проявляет наибольшую селективность к диоксиду азота, до 93 %. Несколько

слоев LuO/Co O , соотношение 1:1

2 x y

а — а

о

с

о

Таблица 1

Энергия активации образцов в двух температурных диапазонах

Рис. 3. Диаграмма газового отклика

Рис. 4. РЭМ изображения слоев с различным соотношением Li,O/Co O : — без Li, Ь — 1:4, c — 1:1; d — 3:2;

2 x у

масштаб на всех изображениях одинаковый

Рис. 5. РЭМ изображения слоев LLO/Co O

2 x у

с соотношением 1:4. Стрелками показаны «лепестки»

возрастает чувствительность к таким газам, как аммиак, угарный газ, ацетонитрил. Чувствительность к формальдегиду заметно уменьшилась до уровня 10 %.

Качественно результаты влияния оксида лития на газочувствительные свойства композитных оксидных слоев могут быть объяснены следующим

Образец Со О х У Ц,О/Со О 2 х у (1:4) Ц,О/Со О 2 х у (1:1) Ц,О/Со О 2 х у (3:2)

Еа, эВ (20120 °С) 0,211 0,176 0,154 0,160

Еа, эВ (120300 °С) 0,517 0,331 0,339 0,444

образом. При соотношении оксидов 1:1 значительную роль играют формирующиеся в композитах гетеропереходы, участвующие в разделении зарядов и токопротекании. При этом адсорбция газов влияет на проводимость гранул обоих типов оксидов. При доминировании одного из компонентов композита, как в случае СохОу для композита 1:4, газовая чувствительность определяется в основном оксидом кобальта, что и дает заметный рост чувствительности к НО2. В значительной степени такое доминирование, с учетом размеров гранул, может наблюдаться и для композитов состава 3:2.

На рис. 4 представлены РЭМ изображения исследуемых композитов. Слои, полученные без добавления лития, состоят из зерен округлой формы с преобладающим размером 0,78±0,48 мкм, самые крупные зерна достигают размера 3 мкм. Слои с соотношением Ы к Со 1:4 содержат зерна размером 1,7±0,5 мкм. Некоторые зерна имеют огранку. Наблюдаются «лепестки» (рис. 5), которые, возможно, свидетельствуют о наличии фазы Со3О4 [16]. При соотношении лития к кобальту 1:1 (рис. 4с) формируются крупные зерна размером более 2 мкм.

Анализ температурных зависимостей проводимости также указывает на отличие электрофизических свойств композитов. В исследуемом интервале температур можно выделить два участка с различным значением энергии активации (табл. 1). В области малых температур эти значения слабо различаются (на 35 — 57 мэВ меньше в композитах, чем в исходном СохОу). Это может быть связано с распадом и десорбцией молекул воды на поверхности образцов. Значение Еа при повышенных температурах (до 300 °С) может соответствовать энергии перехода дырок с примесных уровней в валентную зону, что приводит к росту концентрации основных носителей заряда (дырок). При этом энергия активации при добавлении П2О снижается больше, и в композитах с меньшим и равным количеством лития энергия активации уменьшается на ~200 мэВ. Таким образом, оксид лития в зонной структуре СохОу может формировать дополнительные примесные уровни, лежащие ниже энергетических уровней собственных дефектов оксида кобальта.

Заключение. В работе представлены результаты исследования газочувствительных свойств оксидных полупроводниковых слоев на основе оксидов кобальта и лития состава Ы2О/СохОу с различными соотношениями исходных компонентов. Выявлены условия синтеза, при которых композитные оксидные слои проявляют достаточно высокую селективность к формальдегиду и диоксиду азота при

слоев LLO/Co O , соотношение 3:2

2 x у

соотношениях исходных компонентов 1:1 и 3:2, соответственно. Полученный металлооксидный композит может использоваться в качестве чувствительного элемента при создании газовых сенсоров на формальдегид или на диоксид азота.

Благодарности

Работа выполнена по государственному заданию ОНЦ СО РАН в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 — 2020 годы по направлению II.9, проект № II.9.2.1 (номер госрегистрации в системе ЕГИСУ НИОКТР АААА-А17-117041210227-8).

Библиографический список

1. Самсонов Г. В., Борисова А. Л, Жидкова Т. Г. [и др.]. Физико-химические свойства окислов: справ. М.: Металлургия, 1978. 472 с.

2. Brack A., Tahnhauser D. S. Thermoelectric Power of CoO near the Neel Temperature // J. Appl. Phys. 1967. Vol. 38. P. 2520-2522. DOI: 10.1063/1.1709940.

3. Лазарев В. Б., Красов В. Г., Шаплыгин И. С. Электропроводность окисных систем и пленочных структур. М.: Наука, 1979. 167 с.

4. Vernon M. W., Lowell M. C. Anomalies in the electrical conductivity of nickel oxide above room temperature // J. Phys. Chem. Solids. 1966. Vol. 27. P. 1125-1131. DOI: 10.1016/0022-3697(66)90087-4.

5. Карпова С. С., Бобков А. А. Исследование газочувствительных оксидов металлов, полученных золь-гель методом // Молодой ученый. 2012. № 9 (44). С. 21-25.

6. Xu J. M., Cheng J. P. The advances of Co3O4 as gas sensing materials: A review // Journal of Alloys and Compounds. 2016. Vol. 686. P. 753-768. DOI: 10.1016/j.jallcom.2016.06.086.

7. Arakawa T., Takada K., Tsunemine Y. [et al.]. CO gas sensitivities of reduced perovskite oxide LaCoO3-x // Chemistry Letters. 1986. Vol. 15. P. 875-878. DOI: 10.1246/cl.1986.875.

8. Fort A., Bertocci F., Mugnaini M. [et al.]. Preparation and Characterization of CO Sensors based on Pd modified YCoO3 Perovskite // IMCS 2012 - The 14th International Meeting on Chemical Sensors, May. 20-23, 2012. Nuremberg, 2012. P. 12811284. DOI: 10.5162/IMCS2012/P2.0.8.

9. Ghasdi M., Alamdari H., Royer S. [et al.]. Electrical and CO gas sensing properties of nanostructured La1-xCexCoO3 perovskite prepared by activated reactive synthesis // Sensors and Actuators B: Chemical. 2011. Vol. 156. P. 147155. DOI: 10.1016/j.snb.2011.04.003.

10. Worayingyong A., Kangvansura P., Kityakarn S. Schiff base complex sol-gel method for LaCoO3 perovskite preparation with high-adsorbed oxygen // Colloids and Surfaces A: Physicochemical and Engineering Aspects. 2008. Vol. 320 P. 123-129. DOI: 10.1016/j.colsurfa.2008.01.042.

11. Третьяков Ю. Д., Брылев О. А. Новые поколения неорганических функциональных материалов // Российский химический журнал. 2000. Т. 44, № 4. С. 10-16.

12. Duffiet M., Blangero M., Cabelguen P.-E. [et al.]. Influence of the Initial Li/Co Ratio in LiCoO2 on the High Voltage Phase Transitions Mechanisms // The Journal of Physical Chemistry Letters. 2018. Vol. 9. P. 5334-5338. DOI: 10.1021/acs. jpclett.8b02252.

13. Julien C. M., Mauger A., Hussain O. M. Sputtered LiCoO2 Cathode Materials for All-solid-state Thin-film Lithium Microbatteries // Materials. 2019. Vol. 12. P. 2687. DOI: 10.3390/ ma12172687.

14. Yu Y., Shi Y., Chen C.-H. Effect of Lithia and Substrate on the Electrochemical Performance of a Lithia/Cobalt Oxide Composite Thin-Film Anode // Chemistry — An Asian Journal. 2006. Vol. 1. P. 826-831. DOI: 10.1002/asia.200600157.

15. Стенькин Ю. А., Соколов Д. В., Болотов В. В. Газочувствительные свойства многокомпонентных систем на основе оксидов марганца, меди и иттрия // Омский научный вестник. 2020. № 3 (171). С. 111-114. DOI: 10.25206/1813-8225-2020-171111-114.

16. Ma A., Park J. P., Seo J. H. [et al.]. Phase transition of non-equilibrium wurtzite CoO: Spontaneous deposition of sensing material for ultrasensitive detection of acetone // Sensors and Actuators B: Chemical. 2020. Vol. 308. 127698. DOI: 10.1016/j. snb.2020.127698.

СТЕНЬКиН юрий Алексеевич, кандидат химических наук, доцент (Россия), старший научный сотрудник лаборатории физики наноматериалов и гетероструктур. AuthorID (РИНЦ): 150801 AuthorID (SCOPUS): 55411495800 Соколов Денис Витальевич, младший научный сотрудник лаборатории физики наноматериалов и гетероструктур. AuthorID (РИНЦ): 771031 SPIN-код: 7611-7730 AuthorID (SCOPUS): 57193716614 ORCID: 0000-0002-8120-6638 ResearcherID: AAE-3053-2019

иВЛЕВ Константин Евгеньевич, младший научный

сотрудник лаборатории физики наноматериалов

и гетероструктур.

AuthorID (РИНЦ): 899698

SPIN-код: 8621-8163

AuthorID (SCOPUS): 55883861100

ORCID: 0000-0002-6678-3832

Адрес для переписки: ross614@mail.ru

Для цитирования

Стенькин Ю. А., Соколов Д. В., Ивлев К. Е. Газочувствительность металлооксидных слоев на основе СохО , легированных ионами лития // Омский научный вестник. 2020. № 5 (173). С. 119-122. DOI: 10.25206/1813-8225-2020-173-119122.

Статья поступила в редакцию 10.08.2020 г. © ю. А. Стенькин, Д. В. Соколов, К. Е. Нвлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.