Научная статья на тему 'ГАЗЕТА "ТОРМЫШ" (1913-1918) КАК АРТЕФАКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН'

ГАЗЕТА "ТОРМЫШ" (1913-1918) КАК АРТЕФАКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ИСЛАМСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ МЕНЬШИНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гильмутдинов Данияр Рустамович

Статья посвящена изучению общественных взглядов известного татарского переводчика, богослова, историка и социолога Закира Кадыйри. Учившийся в Стамбуле, Каире, священных городах мусульман, З. Кадыйри имел четкую схему социальных отношений, которая с гарантией приводила и приведет к успешной интеграции в мир развитых наций. Так же, как и многие татарские мыслители, он считал, что человеческий мир - это конфликты. В данном случае Европа и весь остальной мир являются двумя силами, одна из которых поглотит другую. З. Кадыйри полагал, что необходимо перехватить у Европы инициативу по формированию авангарда человеческой цивилизации. Он считал, что благодаря знанию законов функционирования общества, осторожной, гибкой политике и отсутствию личных узких интересов возможно заимствование самого прогрессивного, а также конкуренция с самыми сильными. Он верил, что некая сила культуры, не зависимая от расы, территории, а лишь от труда и единства, со временем перемещается с одной местности на другую. Победа же той или иной нации зависит от использования имеющейся исторической возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TORMISH" NEWSPAPER AS AN ARTIFACT OF PRE-REVOLUTIONIST SOCIAL CONSCIENCE OF RUSSIAN MUSLIMS

The paper is based on the newly explored social views of famous Tatar religious social scholar and historian Zakir Qadiri. He had been educated in the cities of Istanbul, Cairo and holy cities of Islam, and had detailed project of progress of nations, leading to success and fruitful integration to the world of developed nations. As well as some other Tatar thinkers, he thought that human world is a place of conflict. In the present circumstances, Europe is opposing the rest of the world and because of this process; one of the sides will not survive. Z. Qadiri thought that it is necessary to take up the initiative of leading the humanity from the Europians. He suggested the knowledge of social development, careful vibrant policy and absence of personal interest as an opportunity to learn from and to challenge the powerful opponent. He believed that some secret power of culture that does not depend from the race and territory but from the hard work and unity is moving from one region to another. The triumph of nation depends on its dealing with historical opportunities represented by life.

Текст научной работы на тему «ГАЗЕТА "ТОРМЫШ" (1913-1918) КАК АРТЕФАКТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН»

УДК 070+29" 1913-1918

Д.Р. Гильмутдинов

Газета «Тормыш» (1913-1918) как артефакт дореволюционного социального сознания российских мусульман

Статья посвящена изучению общественных взглядов известного татарского переводчика, богослова, историка и социолога Закира Кадыйри. Учившийся в Стамбуле, Каире, священных городах мусульман, З. Кадыйри имел четкую схему социальных отношений, которая с гарантией приводила и приведет к успешной интеграции в мир развитых наций. Так же, как и многие татарские мыслители, он считал, что человеческий мир - это конфликты. В данном случае Европа и весь остальной мир являются двумя силами, одна из которых поглотит другую. З. Кадыйри полагал, что необходимо перехватить у Европы инициативу по формированию авангарда человеческой цивилизации. Он считал, что благодаря знанию законов функционирования общества, осторожной, гибкой политике и отсутствию личных узких интересов возможно заимствование самого прогрессивного, а также конкуренция с самыми сильными. Он верил, что некая сила культуры, не зависимая от расы, территории, а лишь от труда и единства, со временем перемещается с одной местности на другую. Победа же той или иной нации зависит от использования имеющейся исторической возможности.

Ключевые слова: Закир Кадыйри, общественное мнение, культура, социокультурная антропология, исламское обновление, религиозное меньшинство.

Введение. Мало кто из дореволюционных татарских общественных деятелей обладал системным мышлением. Можно назвать историка Ю. Акчуру, философа З. Камали... Ну, наверно, и все. Одним из таких людей является и Закир Кадыйри. Хотя он известен больше как переводчик, редактируемая им газета «Тормыш» имела четкую платформу и вполне могла бы быть названа первым татарским лоббистским печатным органом среди самих мусульман. В одной из прежних публикаций1 мы описали похожую фигуру - Габдерашид Ибрагимов защищал ислам, боролся с миссионерами, рассказывал случаи из жизни, путешествовал. Он был рупором мусульман с просветительскими чертами. Закир Кадыйри же - это другой уровень. Он - социальный инженер. Он искусно объясняет структуру российского ислама, намечая общую цель, используя сводки новостей и события в общественной жизни России.

Редактор газеты «Тормыш» был знаком со многими европейскими мыслителями. Особенно ему запомнился полимат Герберт Спенсер, работу которого «Образование» перевел на арабский один из учителей З. Ка-дыйри Мухаммад Абдо, а он, в свою очередь, перевел на татарский. Зна-

1 В статье «Габдерашид Ибрагимов как олицетворение исламского публичного пространства».

комство с европейской мыслью сделало З. Кадыйри космополитом. Он считал, что у всех людей имеется один путь развития - научный, в границах своей территориально-культурной автономии. Мы не может назвать его антропологом, как написано, например, в турецких вариантах его биографии. Его взгляды говорят о том, что он изучал не культурные различия между разными нациями и религиями. Его не устраивал уровень развития, который необходимо достигать, следуя единой форме. Категориально его можно назвать социологом-ориенталистом, считающим, что восточное общество просто находится ниже в развитии по сравнению с Европой. Однако это неравенство не вечно, поскольку лидерство переходило и будет переходить из одной цивилизации в другую. Таким образом, ключевое для З. Кадыйри понятие культуры имеет большую близость с термином «превосходство», «цивилизация», нежели чем с духовной и материальной спецификой. В турецкий же период жизни акценты немного меняются - на первое место выйдет рационализм, осмысляющий многовековое наследие всех мусульманских народов, а особенно тюркских. Сегодня как в России, так и в Турции он больше известен как переводчик.

Он писал по проблемам, которые будут ключевыми в социологии XX века. Это взаимосвязь природы и культуры, национальной и общечеловеческой культур, национальной и общественной деятельности, личного и общественного мнения, обычая и рациональности, развития и общественного сплочения и т.д.

Почти все его социологическое наследие представлено в передовицах газеты «Тормыш». Эти материалы обладают качествами четкой категоризации, нарративностью (повествовательностью), акцентом на этапности социального развития и общественной самоорганизации.

Газета «Тормыш» издавалась в Уфе в очень сложное для страны время - в годы Первой мировой войны. Она ощущала себя, в первую очередь, уфимской газетой, выходила каждый день, но местные события рассматривались сквозь призму развития публичной активности мусульман всей империи. З. Кадыйри с большим энтузиазмом взялся за редакторство газеты. Она стала объяснять мусульманскому населению смысл и пользу для уммы тех или иных международных событий, договоров, альянсов. Главной темой газеты был ход «Большой войны», а также описание порожденных ею проблем в рамках региона. У редактора был свой взгляд на развитие татаро-мусульманской общины, однако в обзорных статьях по результатам развития сообщества мусульман он печально констатировал, что ситуация не идет им на пользу. Данное ощущение усиливалось из года в год.

Институционализация, советы. Для самоорганизации, по З. Ка-дыйри, необходимы несколько конкретных вещей - реализация функции национальных праздников, единая внутренняя и внешняя структура обществ, махаллей (приходов) и сословий, отражающая общественное мнение пресса, использование институтов выборности имамов, сбора закята и

земств. Помимо этого, требуются условия развития. Например, каждый народ, переходя к оседлому образу жизни, начинает жить по правилам, переходит к общественной, культурной форме жизни. Если же к общественной важности торговли добавить политическую, то можно будет представить ее роль для распространения ислама (футухата) (См.: Казахстан..., б. 1).

Сутью же и формой социального развития и объединения является институционализация. Разные общества, например, благотворительные, по мнению З. Кадыйри, являются минипарламентами (См.: Уфа..., б. 1). Одна из первых статей посвящена созданию союза мусульманских обществ. Позднее этот Союз превратился во Временный мусульманский комитет, главной проблемой которого стало отсутствие денег на реализацию решений (См.: Дахи меэккат..., б. 1). Первой общемусульманской организацией стала партия «Союз мусульман» (Иттифак аль-муслимин). Его программа для З. Кадыйри будет основой религиозной, национальной и политической жизни всех российских мусульман, которая должна восприниматься как продолжение октябрьского манифеста 1905 года. Именно поэтому никто не имел право ее оспорить (См.: Бездэ..., б. 2-3). Однако программу «Ит-тифака», где главную роль играет духовенство, необходимо было перепроверить, создать рабочий центр и структуру махалли. Без этой серьезной работы чего-то добиться было невозможно. Он призывал к объединению с «левыми» для отмены всех ограничений2.

Позднее создаются мусульманские фракции Государственных дум с определенным числом «левых» депутатов. По мнению редактора «Тор-мыш», создание Думы и мусульманской фракции исключительно важно в условиях отсутствия четкой структуры махалли и законодательной фиксации процедуры оставления вакуфов. Кроме того, до создания фракции невозможно было собрать под едиными лозунгами и с едиными целями располагающихся на отдаленных территориях мусульман. Сейчас это стало возможно, но необходимо продумать эту практическую сторону (См.: Бу Думаныц..., б. 1-2). Майский Курултай 1917 года создал еще одну организацию - Центральный мусульманский совет. Однако он сам по себе не мог реализовать решения съезда. Было необходимо создать его отделения в мусульманских центрах. Они должны быть на двух уровнях - губернии и уезда - и вести учебную и культурную работу. Редактор «Тормыш» сравнивает головную организацию с «Иттифак аль-муслимин» и «наказами мусульманской фракции». Создание новых организаций определило проблему - «мы собираемся, выбираем, расходимся и забываем. Мы не курируем, не поддерживаем созданные органы - из-за этого из бюро «Иттифа-ка» вышли Ю. Акчура и Г. Тупчыбашев» (Милли..., №663, б. 1-2). По

2 И действительно, его газета стала площадкой выражения мнения левацких сил. В ней активно печатались Г. Гафуров, Ш. Мухаммадьяров, Г. Терегулов, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Ибрагимов и другие.

мнению З. Кадыйри, туда надо выбрать людей «с чувствами и головой». Без этого все решения съезда останутся только на бумаге. Главными принципами, на которые нужно опираться, должны были стать демократизм (халыкчылык), тюрко-татарский исламизм (исламчылык) и совре-менничество (гасырдашлык) (См.: Закир..., №668, б. 1-2).

По важности, создающей условия, атмосферу для интеграции и саморепрезентации первое место для З. Кадыйри занимают праздники (См.: МэYлид. Б. 1). Он пишет: «Пять-десять лет назад нам и в голову не приходило отмечать национальные и религиозные праздники, не знали, как восхвалять славные имена нашего народа и воспитать души молодого поколения». Мавлиду он уделяет большее внимание, чем традиционным Курбан-байраму и Рамазану. Говорит, что сегодня он приближается к национальной культуре, так как молодые люди сами его организуют и приглашают старших (См.: Милли вэ дини..., б. 1). Другие же праздники остались у татар с языческих времен. Потеряв прежний смысл, они перестали актуализироваться. Народу необходимы национальные праздники со смыслом, например, день рождения И. Гаспринского, Ш. Марджани, К. Насыйри. Для желаемого результата религиозных праздников необходимо превращение «служителей минбаров и михрабов» в настоящих духовных лидеров. Настроение будут поднимать культурные мероприятия - музыка, песни, театр и семейное тепло (См.: Безнец бэйрэмнэр..., б. 1-2). Форма проведения праздников, для З. Кадыйри, является индикатором зрелости нации. Общественная организованность напрямую проявляется в их одухотворенности и живости. Мертвые праздники не оставят след в душе ребенка - из-за чего они потеряют свою главную цель (Бэйрэм, б. 1-2). Много рассуждений имеется о пятнице как времени обязательной коллективной молитвы. Он пишет, если раньше думали, что работать по пятницам запрещено (харам), то вскоре появилось политическое создание - «стал понятен политический смысл праздников». Однако в Казани часть приказчиков пошла против этого, считая, что когда русские магазины открыты, отдых не станет нормальным отдыхом. З Кадыйри пишет, что надо понять, во время праздника никто не имеет права поручать работу рабочему. Рабочая пятница мешает поклонению (надо отпрашиваться), нет торжественного настроения и зависит от личной совести (вежданга кайта) (См.: Меселман..., б. 1). Закон о мясопустных днях также приводит к поражению мусульман. Он говорит о том, что мясо можно было есть только в субботу, воскресенье и понедельник. Однако, для мусульман в пятницу (праздничный день) часто устраивают праздничный стол. Есть неудобства и при празднике Курбан байрам. Да, он длится три дня, но для принесения в жертву в субботу надо готовиться заранее, так как не много возможностей приобрести животное в субботу (См.: Корбан..., б. 1).

Махалля, по мнению автора, должна интегрироваться в общественную жизнь татар. Необходимо рационально тратить закят. Работа и присутствие прибыли должно являться основой общественной жизни мусуль-

ман (См.: Закят..., б. 2). Однако это не все, связанное с мечетью: «Проповеди духовенства, мечеть, минбар и михрабы - главные из инструментов, организующих эти общественные дела» (И^тимагый..., №119. б. 2). Избрание хазрата является достижением общественности, но выборами необходимо уметь пользоваться - нужно перестать выбирать сына прежнего имама и относиться невнимательно к выборам! (См.: Имамлык..., б. 1). Редактор «Тормыш» ставил и проблему единоначалия в махалле, говоря, что имам, как у христиан, стал посредником между Богом и людьми, почти отпускающим грехи (рухани аталык). З. Кадыйри считает, что, возможно, за основу этого религиозного начальника взят суфийский наставник «муршид». Редактор выступает против предложения Юсуфа-хаджи Дибердеева об организации «Обществ по обеспечению мечетей Аллаха», создающих вакуф и совет управляющих, - необходимо сначала создать законодательную базу для этого. Если другие будут придерживаться иного мнения, то начнутся препирательства и борьба. Общество сегодня кипит, а в дальнейшем будет кипеть еще больше (См.: Дини эшлэребез...1, б. 1).

Первого мая 1917 г. в Москве прошел Курултай российских мусульман. Татарский социолог считал, что отсутствие больших ученых, изучивших жизнь народа, и общественных специалистов является препятствием к возложению всей работы на центральное Бюро - надо участвовать всем на своем уровне (См.: Русия..., б. 1-2). Из-за отсутствия политической веры (иман), фундаментальной основы, определенного плана действий (хат харэкэт), ни одно из общественных дел не было выполнено (См.: Закир, №437, б. 1). Надежда возлагается им и на государство - возможно, что после войны оно поможет упразднить сиротство ^гилек), то есть неполноправное положение, отчуждение народов, живущих в России (См.: Русиядэге..., б. 1). Поддержка местным самоуправлением образовательной сферы является для него очень важным - «земства развивают страну - это единственное средство по подъему народа в смысловой и материальной сторонах» (Уфа., б. 1). Пока же Казань погрузилась в интриги и не участвует в составлении «наказа» (боеру) депутатам (См.: Тагын..., б. 1). Уфа же, наоборот, стала центром серьезности и дела. Она возвысилась над интригами и личными интересами. Это из-за того, что смогли объединиться общественные деятели, рабочие и неравнодушные богачи (См.: Беек..., б. 1). Однако после Февральской революции Уфа не сумела создать единый орган. В середине 1917 г. там нельзя было даже решить маленький вопрос, подобный мусульманским праздникам (См.: Милли..., №655, б. 1). В этом смысле З. Кадыйри замечает, что Оренбург стал примером для Уфы.

Рейтинг тюрко-исламского мира. Ислам как латентное самореформирование. Жизнь развивается и совершенствуется. Другими словами, личная и общественная жизнь основаны на постоянном обновлении, «джадидизме». Обновленцы жизни всегда были в авангарде всех народов... Пророк пришел с ним. Австралия и Африка же отстали и исчезнут

с карты земли (См.: Ж^эдитчелеккэ..., б. 1). Это обновление связано в первую очередь с системой образования. Как же видел идеальную систему образования З. Кадыйри? Начальная школа должна была быть на родном языке (Мэктэб, б. 1). В медресе при преподавании предметов надо было исходить из социальной востребованности (Мэдрэсэлэребез III, б. 1). Светские предметы можно взять в русских учебных заведениях, а национальные изучать в медресе. Между медресе не должно быть соревнования, погони за статусом - необходимо их разделить по функциям на три группы: на готовящих высшее духовенство, дающих знания по науке и литературе и подготавливающих учителей (Мэдрэсэлэремез IV, б. 1.). Религиозные медресе должны были, в свою очередь, быть разделенными на сред-ние-игдади (готовящие имамов) и высшие-гали (готовящие ахунов, казы-ев). Редактор «Тормыш» возлагает на земство проверку учебников для мектебов (Милли..., №382, б. 1). Однако отдавать все права земству недопустимо. Он пишет о вытеснении мектебов земскими школами. Причем виновниками являются сами мусульмане, так как на протяжении веков колониального положения развились безнравственность (эхлаксызлык) и невежество. Далее он описывает этот процесс более подробно - мы поверили ложному положению и стали отдавать детей в русские школы. Но, однако, всеобщее образование не означает получение его в школах: «Мы берем Европу в пример. Однако, в основном во внешних вещах - моде, одежде, фасонах. Но сначала нужно последовать Европе в основных причинах, приводящих к развитию культуры, а именно в вопросе мектебов и медресе... Там начальное образование ведется на родном языке» (Милли-ять..., №442, б. 1). В национальных школах нужно учить все. Там должен быть дух религии, преподавание на родном языке. Главная проблема национальных мектебов видится им в отсутствии прививания любви к труду. В этом смысле земские школы очень полезны. Для распространения национальных школ же нужно национальное движение (См.: Милли..., №483, б. 1-2). В отличие от всего мусульманского мира, в России вакуфы не были распространены. Государство не помогало национальным организациям. В XIX веке количество вакуфов увеличилось. Если бы в законе он оговаривался, то количество желающих его оставить увеличилось бы. Однако наличие вакуфа не означает пользу. Например, медресе «Хусайния» закрылось, несмотря на наличие вакуфной поддержки (См.: Бер..., б. 1). В сложных условиях войны он защищает учителей, считая, что взятие их на фронт приведет к образовательной трагедии, так как приведет к отравлению детских умов - по его мнению, мусульманские школы готовят силу не только внутри России, но важны в политическом смысле и за пределами России, для ее внешней политики (См.: Мегаллим..., б. 1). Для выживания нации необходимы не только начальные школы, но и гимназии, даже университеты и академии. Их создание - фарз (обязанность), но нужно учиться и в школах господствующей нации (См.: Ике ..., № 532, б. 1).

После сферы образования, которая стала практически профессиональным занятием нашего редактора3, он останавливается на ее результате. Культура является тем механизмом, который объединяет не только детей одного рода или племени, она сближает людей во всем мире (См.: Парламент..., б. 1). Национальные течения всегда дополняются культурными. Там, где просвечивает свет культуры, за ним идет национальное самосохранение. Сама же культура появляется вслед за религиозными течениями и религиозными движениями (См.: Кадыйри, б. 2-3). По уровню развития татары достигли уровня национального течения, «так как у нас есть религиозные реформаторы, историки, литераторы, редакторы, поэты, преподаватели и преподавательницы» (См.: Миллиять..., №30, б. 1). Европа - «белая сила», а разные препятствия на пути 25-миллионого мусульманского населения России - «черная». В скором времени мусульмане будут вынуждены не только уважать, но и преклониться (сэждэ ту) перед «белой силой» (См.: Алдымыздагы..., б. 1).

Встраиваемость в земские структуры, участие в государственных органах власти порождает новый тип личности. Наличие национальных деятелей не исчерпывает всю полноту социального развития нации - появляется «общественная деятельность». Ее надо отделять от «национальной», под которой подразумевается строительство мектебов и медресе, преподавательская деятельность, написание статей и книг просветительской направленности, выступление на собраниях-маджлисах о национальных нуждах. Общественные деятели связаны с деятельностью города и земства, говорят о народных нуждах, так же, как о нуждах мусульман. В описываемое автором время общественных деятелей было очень мало. До их появления народ не понимал свои нужды. За него все решали чиновники, не уделяя достаточного внимания его интересам. Например, вместо защиты экономических прав, равенства мусульман, они через разные организации защищали собственные экономические интересы. Общественная деятельность, в отличие от национальной деятельности, которая не ограничена в своих проявлениях, осуществляется по определенным положениям. Но мусульмане мало знают о законах в области работы городских и земских органов власти (См.: Жэмагать..., б. 1-2). В общественной жизни весь мир взаимосвязан. (См.: Шэригать..., б. 1). Именно война привела к появлению общественных деятелей у татар-мусульман (См.: Йолдыз..., б. 1-2). Необходим план изменений: «Нужно иметь в виду, что если у нации нет пути, правил, по которым они принимают изменения, то это может привести к очень опасным результатам. В период изменений нация может исчезнуть (См.: Ижтимагый..., №119, б. 2). Жизнь изменяется из-за общественных причин. Революции переносят нации из одного состояния в дру-

3 Он долгое время преподавал в уфимских медресе «Галия» и «Усмания», а также был избран в состав Комитета по образованию в Национальном управлении в январе 1918 г.

гое. Однако на Востоке игнорируют общественные правила. Войны, по мнению автора, полезны так же, как и революции. Война византийцев и персов приготовила революцию у арабов. На первый взгляд, Французская революция и походы Наполеона кажутся бедой для Европы, но для всего мира это был важный шаг по открытию «дверей блаженства». Каждый социалист воюющих стран защищает национальную идентичность. Она является священной» (Миллиять..., №384, б. 1). Революция играет также важную роль и в истории народов, влияя на их жизнь и образ мыслей, на их культуру, образование, политику, изменяя даже обычаи (См.: Икенче... , б. 1).

Но, однако, революцию (инкыйлаб) надо отделять от бунтов (ихти-лял). Ишаны и «черные силы» хотели подавить Февральскую революцию - они подговорили солдат из числа татар-мусульман и устроили атаку, например, на Оренбургский мусульманский комитет. Ишаны - это самый большой враг! (См.: Якты..., б. 1-2). В России консерваторы стали орудием отдаления мусульман от правительства. К ним присоединились защитники личных интересов, и это движение погрузилось в интриги, нанеся сильный удар по культуре российских мусульман (См.: Ж¡эсYCлэр..., б. 1). З. Кадыйри надеется, что после Февральской революции Россия уже не будет поддерживать славянско-христианское единство. Стоит ожидать хороших отношений между Россией и исламским миром. Она уже поддержала, например, Иранскую революцию (См.: Русия..., №633, б.1-2). За образец предлагается отношение Британского правительства к мусульманам - подданным британской короны. Колониальная политика Англии считается полезной для индийских мусульман. В Египте же английские интересы скрывались за идеей о чисто арабском халифате, выраженной редактором консервативной газеты «аль-Муайяд» Гали Юсуфом. К ним присоединились и саудовские ваххабиты (См.: Гарэб..., б. 2-3). Однако арабы-бедуины, не желающие господства тюрков, не смогли объединиться. Осторожность турецкого правительства и оппозиция этой идее известных египетских газет оставила идею Арабского халифата на уровне мечты (См.: Гарэбстанда..., б. 2-3).

Мониторинг социальной нормы, срединный путь. З. Кадыйри понимает религию в общеджадидистском ключе - «из-за нашего незнания целей (мундараджа) Корана и духа пророческих хадисов семья и, в общем, каждое наше дело не соответствует основам религии» (Мэдрэсэлэребез V).

На мнение Сабира-хазрата4 о необходимости некой официальной организации для выпуска фетв (См.: Ижтимагый..., №238, б. 1-2) «Тормыш» отвечает, что истину надо говорить там, где она пригодится! Только для официального статуса нужна печать Собрания (См.: Ижтимагый., №242, б. 1-2).

4 По-видимому, речь идет об уфимском мулле Сабире Хусаинове. О его взглядах смотрите ниже.

Идея решения всех вопросов с помощью фетв не поддерживается З.Кадыйри. Он считает, что в будущем невозможно выпустить фетву, решающую маленькие вопросы, которые будут сыпаться на голову человека. Эти частные вопросы будут меняться по мере того, как нация и ее представители будут идти вперед к культуре или назад к дикости. Невозможно решить все появляющиеся новые вопросы в рамках шариата и религии. Если одна из религий возьмет на себя миссию по решению всех частных вопросов, то она перестанет быть божественной религией - она перестанет исполнять функции религии и выйдет из состава религий. Таким образом, надо оставить эти вопросы на решение в конкретное время. Например, театр нужен с общественной точки зрения, так как людям надо как-то проводить свободное время. Запрещать его - преступление против общества и шариата. Консерватизм (мухафизакарлык) нужен, но у него должны быть границы: «Применение же его к национальному развитию немалая невоспитанность» (См.: Театр., б. 1-2). Общественный религиозный долг - Коран и хадисы перевести на татарский, воспитание в приютах в духе ислама - не под силу одному человеку или одной фирме. Эти религиозные долги выполняются всем обществом, публично (ижтимагыять хэлендэ). Однако народ, по мнению З. Кадыйри, не знает настоящий ислам - он воспитан на переданных от дедов суфийских поэмах «Бадавам», «Бакырган» и «Алты бармак». Кроме того, он понимает ислам как убийство немусульман, прописанное многоженство, борьба с нравственностью и человечностью. Грех излишней религиозности и искаженной, одетой в религиозные одежды лжи, состоит, например, в совете религиозному меценату Абдул-латифу-хаджи потратить деньги не только на выпуск Корана, но и на издание старых и ненужных книг (См.: Закир, №504, б. 1-2).

Перевод произведения Г. Исхаки на азербайджанский язык говорит о том, что между шиитами и суннитами исчезла вражда. По мнению З. Ка-дыйри, Тафтазани и Насафи воспитали в шакирдах враждебность к мута-зилитам, однако эти вопросы потеряли актуальность (См.: Тэгаруф...). Есть у нашего социолога и ортодоксальные пассажи. З. Расули связан с возвращением к саляфам, к Корану и хадисам, а не своей суфийской принадлежностью (См.: Шэех...). Муса Бигиев говорит об отсутствии необходимости сопоставлять кораническую истину с греческой философией (См.: Беек.). З. Кадыйри говорит, что вероучение и вера у М. Бигиева как у преемника пророка Абу Бакра (См.: Муса...). Предсказуема позиция З. Кадыйри по выборам нового муфтия - он должен быть посредником между народом и правительством, знающим состояние общества. Не должен быть муфтием представитель духовенства, так как это копирует христианство (См.: Дахи..., №279).

Для развития необходимо сформировать общественное мнение, на которое не будут действовать личные взгляды. Без наличия его, по мнению З. Кадыйри, с нацией никто не будет считаться. Сначала необходимо создание социального факта - на собраниях, совещаниях, съездах будут

решаться религиозные и национальные вопросы. Потом прессе придется с решениями считаться. Следующий шаг - принятие решений обществом. Это необходимо для работы ради достижения единой цели (гая). Например, по вопросу о структуре махалли в публикациях не было подробностей, деталей. Предложение Ю. Дибердиева говорило об отсутствии целенаправленного действия (гайя-и амалебез) (См.: Дини..., №591, б. 1-2). Первая цель - равенство, упразднение всех ограничений. Вторая цель -распространение влияния ОМДС, выборы, школа. Но самое главное - подготовить законодательную базу (См.: Дини., №592, б. 1-2). Редактор пишет, что у каждого по любому вопросу могут быть собственная позиция. Однако с частными мыслями люди не смогут противостоять печати, которая размещает разные взгляды и мысли по самым важным вопросам, связанным с будущим нации и исламскости (исламиять) (См.: Казыйлык..., б. 1). Автор одной из статей в газете «Вакыт» Зайд выразил мысль, что любая газета - это личные мысли людей. Однако данная позиция поставит прессу в бессмысленное с общественной точки зрения положение (См.: Зуриба..., б. 2-3)5. З. Кадыйри констатировал, что при нем рождаются общие мысли (общественное мнение) и многоклассовая (проникающая и в деревню) культура (См.: Милли., №174, б. 1). Несколько же уфимских же приказчиков во главе с Сабиром Хусаиновым лишь играют с общественным мнением, поддерживая созданную приближенными к императору организацию «Сират мустаким» (См.: Эфкар., б. 1-2).

На местном съезде в Уфе возникли два вопроса по поводу национальных советов. Галимджан Ибрагимов считал, что они будут заниматься только вопросами образования. Другой депутат полагал их решения рекомендательными, а не общеобязательными, связывая их только с личным мнением. З. Кадыйри говорит, что Национальный совет (Милли шура) в федерации будет исполнять функции парламента, а те участники революции, которые являются сторонниками научного понимания наций, и считают смешным участие в национальных организациях, сами запутались и пытаются с помощью «демагогических приемов» обескуражить народ (См.: Ике., б. 1-2). К этим людям, «ничего не сделавшим в религиозной или культурной работе Уфы», причисляется, например, Гумер Терегулов, который пишет, что враги деревенского люда красят все в национальные и религиозные краски, что происходит из-за необходимости избрания в Учредительное собрание (См.: Милек., №705, б. 1-2). Другой оппонент З. Кадыйри, Фатих Сайфи-Казанлы, считал, что все небесные религии погрузились в фанатизм из-за участия в политике. З. Кадыйри обращается к хорошо изученному им наследию М. Абдо, который в переписке с французским министром Ш. Ханото сказал, что обновление является природой Ислама (См.: Руханилар..., б. 1-2). З. Кадыйри так характеризует эту эпоху внутренних конфликтов: «Сейчас время мелких конфликтов, например,

5 То же самое см.: Мвфтилек., №277, б. 1-2.

имамов с преподавателями. За несколько месяцев мы так и не смогли создать сильные организации. Как только начинаем формировать, так сразу начинается движение ее противников. Так было и с национальными советами. Сейчас не время искать недостатки. Постепенно они будут усовершенствованы» (Эшлэр..., б. 1).

З. Кадыйри верил в линейное прогрессивное развитие. Он говорил, что идея деспотизма была занесена Ибн Рушдом в Европу (См.: Кадыйри, б. 2-3), но сегодня его время прошло. Достигнутый уровень свобод уже никогда не будет упущен. Он говорит, что в описываемое им время никакой диктатор не сможет прибегнуть к жестким мерам - потому в свободное время на это положение можно будет опереться (Аптыраш). Та же самая идея общественной собственности на землю является комплементарной религиозно-теоретической утопией, связанной с христианством. Но нигде национализация частной собственности не была реализована. Он пишет, что существует большая разница между идеалом и реальностью. Национализация земли приведет к рекам крови, чувство собственности невозможно в человеке подавить, для крестьянина собственная земля -гарантия существования. Важным фактором также является то, что без нее Россия не сможет выплатить свои долги, а создаваемый продукт будет плохого качества. Несмотря на свое несогласие, З. Кадыйри оставляет этот вопрос открытым, чтобы не портить отношений с социалистами. В заключение он говорит, что надо понимать, если не будет земля закреплена за народом (казахами, татарами-мусульманами), то они везде превратятся в меньшинство (См.: Закир, №703, б. 1). Национальные организации поддержали казанскую платформу, принятую на втором курултае в Казани. Необходимо перераспределение земли за счет казенных, боярских и купеческих земель. Национализированная земля же не будет работать на татар. Им вновь придется покинуть Родину (См.: Закир, №704, б. 1).

Заключение. Итак, З. Кадыйри хотел создать работающую систему. Однако это было бы «государство в государстве». Государственные органы власти ни сами, ни через земства не имели бы желания создавать рабочую автономию. Лоббистская же сила мусульман не имела последнего аргумента в этом споре.

Для нас важно присущее ему чувство «золотой середины». Подобно Г. Баруди, он готов был отказаться от принципиальной позиции ради достижения компромисса нации. Самоценна его исламская программа. По сути говоря, борясь с политическим исламом, исламом как политическим инструментом, он отчасти его использовал, как в случае с отдыхом в пятницу. В-целом же, появление «феномена Закира Кадыйри» говорит о начале периода профессионализации в татарском обществе. Четкая программа встраивания и использование общегосударственных механизмов говорят о том, что он возвысился над не только личными, а и узконациональными идеями.

В плане направления и качества взглядов З. Кадыйри, на наш взгляд, будет полезно сравнение его с также нашим соотечественником, оставившим заметный вклад в турецком богословии, Халимом Сабитом Шибаем. Последний написал цикл статей с заголовком «Общественный усуль фикх» («Ижтимагый ысул фикьЛ») в газете «Сират мустаким», где описал общественную деятельность с точки зрения религиозных обязанностей. Вклад З. Кадыйри в России состоит примерно в том же, только применительно к мусульманскому меньшинству. А для меньшинства, соответственно, важную роль играет умение подстроиться под условия большинства. Причем речь идет не только о русском окружении, а о европейской цивилизации в целом. Незадолго до З. Кадыйри Ш. Марджани создал слепок нормы, которая не выводит из ислама. З. Кадыйри же пошел дальше и создал искусственный мировоззренческий механизм самосохранения в условиях внутренней диаспоры, то есть форму, систему культуры, которая лучше всего раскрывает «дух ислама».

Взгляды З. Кадыйри по любому из взятому им направлений имели немало критических отзывов как в Турции, так и на Родине. Однако же его открытость, принятие практически всего, что объективно существовало, делало его позицию неуязвимой. Он просто определял оппонентов как часть общественного мнения или представителей лишь своих взглядов. Последние же не удостаивались почести быть опубликованными в газете «Тормыш».

Главную опасность он видел в превращении в инструмент каких-то сил. Даже если «черные силы» мракобесия (кадимисты, ваххабиты) становились орудием «белых сил» культуры, науки и демократии, последние не дорожили истинностью «своей опоры». Врагами же были не имеющие четких границ консерваторы, стремящиеся игнорировать законы общественного развития и расстановку сил в мире.

У многих татарских богословов (Г. Баруди, Г. Бубый) таклид, некритическое продолжение идей предков представляется отдельным мазхабом. Для З. Кадыйри это также было так. На наш взгляд, эта идея идет от М. Абдо, считающего, что ислам несет в себе больше элемента обновления, чем другие небесные религии. З. Кадыйри развил эту мысль. Он считал, что это обновление связано с рациональным мышлением. Если в российский период он полагался больше на идеи саляфов, то в Турции идея рационального исламского наследия в нем окончательно торжествует. В этом смысле он повторил путь Ш. Марджани, в медресе которого преподавались все классические труды по каламу, которые он критиковал в своих произведениях.

Источники и литература

1. Алдымыздагы киртэлэр // Тормыш. №457. 1916. Б. 1.

2. Аптыраш // Тормыш. №681. 1917. Б. 1.

3. Бездэ рухани идарэ вэ мэхэллэр тэшкиляты II // Тормыш. №549. 1916. Б. 2-3.

4. Безнец бэйрэмнэр // Тормыш. №521. 1916. Б. 1-2.

5. Бер игълан менэсэбэте илэ // Тормыш. №498. 1916. Б. 1.

6. Бэйрэм // Тормыш. №566. 1916. Б. 1-2.

7. Беек галимебез Уфада // Тормыш. №200. 1915. Б. 1.

8. Беек hиммэтлэр // Тормыш. №447.1916. Б. 1.

9. Бу Думаныц емидемез // Тормыш. №540. 1916. Б. 1-2.

10. Гарэбмэсьэлэсе // Тормыш. №224. 1915. Б. 2-3.

11. Гарэбстанда ихтилял - Хижаз тимер юлы // Тормыш. № 233. 1915. Б. 2-3.

12. Дахи меэккат меселман комитеты мэсьэлэсе // Тормыш. №224. 1915. Б. 1.

13. Дахи мефтилекмэсьэлэсе // Тормыш. №279. 1915. Б. 1.

14. Дини эшлэребез тирэсендэ I // Тормыш. №590. 1917. Б. 1.

15. Дини эшлэребез тирэсендэ III // Тормыш. №592. 1917. Б. 1-2.

16. Дини эшлэремез тирэсендэ II // Тормыш. №591. 1917. Б. 1-2.

17. Эфкар гомумия белэн шаяру // Тормыш. № 305. 1915. Б. 1-2.

18. Щэдитчелеккэ дога! // Тормыш. №516. 1916. Б. 1.

19. Щэмэгать эшлэре вэмеселманнар // Тормыш. №473. 1916. Б. 1-2.

20. ЩэсYслэр (Доносчикларга багышлаган) // Тормыш. №203. 1915. Б. 1.

21. Закир. Дини бер бурыч Yтэлгэндэ // Тормыш. №504. 1916. Б. 1-2.

22. Закир. Милек бетерелY мэсьэлэсе II // Тормыш. №703. 1917. Б. 1.

23. Закир. Милек бетерелу мэсьэлэсе III (Миллиять ноктаи назарындан) // Тормыш. №704. 1917. Б. 1.

24. Закир. Тэшкилятсызлык генаЬы // Тормыш. №668. 1917. Б. 1-2.

25. Закир. Хат хэрэкэтемез // Тормыш. №437. 1916. Б. 1.

26. Закят вэ хатын-кыз мэсьэлэсе // Тормыш. №292. 1915. Б. 2.

27. Зуриба Зайд // Тормыш. № 200. 1915. Б. 2-3.

28. Ищтимагый бер щинаять тYгелме? // Тормыш. №238. 1915. Б. 1-2.

29. Ищтимагый бер щинаять тYгелме? (Сабир хэзрэт мэгаубенэ жэваб вэ мелэхазамыз) // Тормыш. №242. 1915. Б. 1-2.

30. Ищтимагый карашлар // Тормыш. № 119. 1914. Б. 2.

31. Ищтимагый карашлар // Тормыш. №174.1915. Б. 1.

32. Ике ел тулды // Тормыш. №532. 1916. Б. 1-2.

33. Ике мэсьэлэ // Тормыш. №683. 1917. Б. 1-2.

34. Икенче корылтайга сэлам! // Тормыш. №686. 1917. Б. 1.

35. Имамлык мэсьэлэсе (Петербургта имам сайлау менэсэбэте белэн) // Тормыш. № 175. 1915. Б. 1.

36. Йолдыз сату кене менэсэбэте илэ // Тормыш. №270. 1915. Б. 1-2.

37. Кадыйри З. Миллиять агымнары // Тормыш. №29. 1914. Б. 2-3.

38. Казаклар мэсьэлэсе // Тормыш. 1915. №212. Б. 1.

39. Казахстан вэ эчке Русия меселманнары (Казахстанда мегаллимнэребезне ^п шэИадэтнамэ сорау менэсэбэт илэ) // Тормыш. №217. 1915. Б. 1.

40. Казыйлыкмэсьэлэсе // Тормыш. №170. 1915. Б. 1.

41. Корбан чалу вэ ит Рузасы законы // Тормыш. №507. 1916. Б. 1.

42. Мэдрэсэлэребез V // Тормыш. №255. 1915. Б. 1.

43. Мэдрэсэлэремез IV // Тормыш. №251. 1915. Б. 1.

44. Мэктэб // Тормыш. №199. 1915. Б. 1.

45. Мэулид // Тормыш. №166. 1915. Б. 1.

46. Милек бетерелу мэсьэлэсе IV (Узара ацлаша алмау) // Тормыш. №705. 1917. Б. 1-2.

47. Милли вэ дини бэйрэмнэребез // Тормыш. №180. 1916. Б. 1.

48. Милли вэ дини кврэш мэйданында жицелмэс ечен // Тормыш. №655. 1917. Б. 1.

49. Милли мэктэб // Тормыш. №483. 1916. Б. 1-2.

50. Милли мэктэблэремез мэсьэлэсе // Тормыш. №382. 1915. Б. 1.

51. Милли хэятемезнец куцелле сэхифэлэре (Ижтимагый карашлар) // Тормыш. № 174. 1914. Б. 1.

52. Милли шуралар твзу // Тормыш. №663. 1917. Б. 1-2.

53. Миллиять агымнары, 2 нче елеше // Тормыш. №30. 1914. Б. 1.

54. Миллиять вэ мэктэб // Тормыш. №442. 1916. Б. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55. Миллиять hэм сугыш // Тормыш. №384. 1915. Б. 1.

56. Мвгаллим китапчы // Тормыш. №520. 1916. Б. 1.

57. Мвселман бэйрэмнэрендэял иту // Тормыш. №635. 1917. Б. 1.

58. Мвфтилекмэсьэлэсе менэсэбэте илэ // Тормыш. №277. 1915. Б. 1-2.

59. Муса эфэнденец имамлыгы вэ матбугат // Тормыш. №215. 1915. Б. 1.

60. Парламент тугэрэгенец бэяннамэсе менэсэбэте илэ // Тормыш. №312. 1915. Б. 1.

61. Русия инкыйлабы вэ ислам галэме // Тормыш. №633. 1917. Б. 1-2.

62. Русия мвселманнары корылтае // Тормыш. №627. 1917. Б. 1-2.

63. Русиядэге миллэтлэрне берлэштеру мэсьэлэсе // Тормыш. №184. 1915.

Б. 1.

64. Руханилар хакында бер мвлэхаза // Тормыш №723. Б. 1-2.

65. Тагын боеру мэсьэлэсе // Тормыш. №441. 1916. Б. 1.

66. Театр ва концерт (Ижтимагый карашлар) // Тормыш. №168. 1915. Б. 1-2.

67. Тэгаруф - танышу мэсьэлэсе // Тормыш. №513. 1916. Б. 1.

68. Уфа щэмгыять хэйриясенец гомуми щыены булачак // Тормыш. № 186. 1915. Б. 1.

69. Шэех Зэйнулла Нэкышбанди хэзрэтлэре вафат // Тормыш. №587. 1917.

Б. 1.

70. Шэригать встэрез // Тормыш. №664. 1917. Б. 1-2.

71. Якты квннец кара болытлары // Тормыш. №626. 1917. Б. 1-2.

Д.Р. Гыйльметдинов

Россия мвселманнарыньщ революциягэ кадэрге ижтимагый фикер артефакты буларак «Тормыш» газетасы (1913-1918)

Мэкалэ мэшhYP татар тэржемэчесе, дин белгече, тарихчы Иэм социологы За-кир Кадыйринец ижтимагый карашларын ейрэнугэ багышлана. Меселманнарныц изге шэhэрлэре Стамбулда, Каhирэдэ белем алган З. Кадыйри алга киткэн миллэтлэрне деньяга уцышлы берлэштерYгэ гарантияле китергэн hэм китерэчэк ижтимагый менэсэбэтлэрнец ачык схемасын белгэн. Куп татар акыл иялэре кебек Yк, кешелек деньясы - конфликтлар ул дип саный. Бу очракта Европа hэм калган

бар денья - берсе икенчесен йотачак ике терле кеч. З.Кадыйри фикеренчэ, кеше-лек цивилизациясе авангардын формалаштыруда Европадан инициативаны тар-тып алырга кирэк. Ул жрмгыятьнен яшэY законнарын белY, сакчыл, зирэк сэясэт h9M шэхси тар ихтыя^ларньщ булмавы шартларында ин прогрессив нэрсэлэрне алырга hэм ин кечлелэр белэн тинлэшергэ мемкин дип саный. Ул расадан, терри-ториядэн бэйсез (бары тик хезмэттэн hэм бергэлектэн бэйле) ниндидер мэдэни кечнен вакыт узгач бер жирдэн икенче урынга кYЧYенэ ышана. Теге яки бу мил-лэтнен жинуе булган тарихи мемкинлектэн файдалануга бэйле.

Ачкыч сузлэр: Закир Кадыйри, ижтимагый фикер, мэдэният, ижтимагый-мэдэни антропология, ислам янарышы, дини азчылык.

D.R. Gil'mutdinov

«Tormish» newspaper as an artifact of pre-revolutionist social conscience of russian muslims

The paper is based on the newly explored social views of famous Tatar religious social scholar and historian Zakir Qadiri. He had been educated in the cities of Istanbul, Cairo and holy cities of Islam, and had detailed project of progress of nations, leading to success and fruitful integration to the world of developed nations. As well as some other Tatar thinkers, he thought that human world is a place of conflict. In the present circumstances, Europe is opposing the rest of the world and because of this process; one of the sides will not survive. Z. Qadiri thought that it is necessary to take up the initiative of leading the humanity from the Europians. He suggested the knowledge of social development, careful vibrant policy and absence of personal interest as an opportunity to learn from and to challenge the powerful opponent. He believed that some secret power of culture that does not depend from the race and territory but from the hard work and unity is moving from one region to another. The triumph of nation depends on its dealing with historical opportunities represented by life.

Keywords: Zakir Qadiri, public opinion, religious minority, socio-cultural anthropology, Islamic renewal, culture.

Гильмутдинов Данияр Рустамович - кандидат исторических наук, заведующий отделом социально-политических исследований ОП «Центр исламовед-ческих исследований Академии наук Республики Татарстан» (г. Казань); e-mail: ascoldan@gmail.com

Гыйльметдинов Данияр Рестэм улы - тарих фэннэре кандидаты, ТФАнен Исламны ейрэну Yзэгенен ижтимагый-сэяси тикшеренулэр бYлеге медире (Казан шэhэре).

Gil'mutdinov Daniiar Rustamovich - candidate of historical sciences, chief of the department of social and political studies, OP «Center of Islamic Studies of Academy of Sciences of Republic of Tatarstan» (c. Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.