Научная статья на тему 'ЗАКИР КАДЫРИ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАТАР'

ЗАКИР КАДЫРИ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКИР КАДЫРИ / ТАТАРСКАЯ НАЦИЯ / ДЖАДИДИЗМ / ИСЛАМ / ГАЗЕТА "ТОРМЫШ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вильданова Римма Камильевна

Творчество татарского публициста Закира Кадыри, вынужденного в 1918 году покинуть Россию, до сих пор не подвергалось внимательному изучению исследователей. Между тем, основные проблемы, стоявшие перед тюркскими народами страны в начале ХХ века, нашли отражение в материалах крупной татароязычной газеты «Тормыш» (г. Уфа), редактором которой был Закир Кадыри. Сегодня материалы газеты служат новым источником, благодаря которому можно проследить историю формирования татарской нации, джадидистского движения, взгляды представителей различных политических групп начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZAKIR KADYROV ABOUT THE MAIN STAGES OF NATIONAL MOVEMENT OF THE TATARS

Creative activity of Tatar journalist Zakir Kadyrov, who was forced to leave Russia in 1918, has not yet been the subject of scrutiny researche. Meanwhile, main problems facing the Turkic peoples of the country in the early twentieth century, reflected in materials of the large Tatar-speaking newspaper «Tormysh» (Ufa), which was edited by Zakir Kadiri. Today, the materials of the newspaper are a new source, through which one can trace the history of the formation of the Tatar nation, of Jadid movement, the views of representatives of different political groups in the beginning of the XX century.

Текст научной работы на тему «ЗАКИР КАДЫРИ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТАТАР»

УДК 94(=512.145)"18"

Р. К. Вильданова

Закир Кадыри об основных этапах национального движения татар

Творчество татарского публициста Закира Кадыри, вынужденного в 1918 году покинуть Россию, до сих пор не подвергалось внимательному изучению исследователей. Между тем, основные проблемы, стоявшие перед тюркскими народами страны в начале ХХ века, нашли отражение в материалах крупной татароязычной газеты «Тормыш» (г. Уфа), редактором которой был Закир Кадыри. Сегодня материалы газеты служат новым источником, благодаря которому можно проследить историю формирования татарской нации, джадидистского движения, взгляды представителей различных политических групп начала XX века.

Ключевые слова: Закир Кадыри, татарская нация, джадидизм, ислам, газета «Тормыш».

В общепринятых формулировках нация представляет собой сообщество людей, проживающих на общей территории, имеющих общий язык и культуру, общие национальные интересы, а также общую историческую память. На сегодняшний день, с одной стороны, в мире происходят глобализационные процессы, и проблемы этнокультурной идентичности изучаются для формирования единого информационно-коммуникативного пространства, с другой - наблюдается стремление к сохранению и развитию культуры каждой нации. Одним из важных элементов нации является ее духовная культура с такими компонентами, как религия, система образования, обряды, музыка, литература, средства массовой информации. Наличие развитых компонентов культуры определяют современное и будущее духовное состояние нации. Со средневековья татарский народ прошел сложный путь развития, в течение которого сформировались основные этнокультурные особенности современных татар.

Одним из известных представителей культурно-реформаторского, просветительского и общественно-политического движения российских мусульман начала ХХ века (джадидизма) стал уроженец Симбирского края Закир Кадыри, проявивший себя видным педагогом, журналистом, политиком. Выпускник Каирского университета «Аль-Азхар», Закир Кадыри был энциклопедически образованным

человеком, влиятельным теологом-арабистом. В окружении Ризы Фахретдина, Гаяза Исхаки, Мусы Бигиева, Зии Камали и других деятелей национального возрождения, Закир Кадыри активно участвовал в реформах духовной жизни татарского общества, в создании его национальной идеологии.

Какие же главные задачи национального строительства решались в начале ХХ века? В первую очередь, движение джадидистов разрабатывало реформы ислама, принципы религиозной автономии, после которой рассматривалась и автономия национально-культурная. В нынешних условиях, когда перед миром ислама остро стоят вопросы модернизации и политических реформ, важно изучать наследие джадидизма для мусульманского социума России. Актуальность идеи джадидизма заключается в том, что ислам, как основа мусульманского менталитета, должен находиться «в процессе бесконечной актуализации, а жизнь верующего - пониматься как постоянное религиозное обновление. Джадидизм выступал за реформу ислама изнутри, как назревшую и необходимую целесообразность, ибо любое внешнее вмешательство, как правило, ведет не к модернизации, а к конфликтам» (Попов, 2006).

Следующей задачей было реформирование системы образования, которое по-прежнему строилось на рубеже веков лишь на религиозных знаниях. В татарских медресе, постепенно отказываясь от религиозной схоластики, начали обучать светским наукам, изучать русский язык. Татарская интеллигенция через произведения восточных, русских и европейских писателей осваивала либеральные идеи, приобщалась к демократическим идеалам, изучала новые философские течения. Донести их до народа можно было только через развитие книгоиздания. Джадидисты, в числе которых был и Закир Кадыри, переводили на татарский язык лучшие труды восточных и западных мыслителей, тем самым не только пропагандируя новые знания, но и вырабатывая основы татарского литературного языка. Мыслители новой волны внесли существенный вклад в становление татарской гуманитарной науки и культуры на основе своих исламских ценностей. Тогда «появилась научная концепция исторической эволюции тюрок-мусульман России от их предков хунну до миллета - нации Нового времени» (Хабутдинов). Благодаря усилиям прогрессивно настроенной буржуазии и молодой татарской интеллигенции, в числе которой был Закир Кадыри, в течение

Р.К. Вильданова

1917 года был определен центр татарской этнополитической нации в лице Национального собрания и Национального управления штата «Идель-Урал» в г. Уфе.

Закир Кадыри - один из тех, кто стоял у истоков национальной периодической печати. Уфимская газета «Тормыш», редактором которой он был с 1914 по 1918 годы, отражала все основные идеи и процессы татарского национального строительства. В феврале 1914 года в газете «Тормыш» была напечатана редакционная статья, в которой говорилось: «Все, что было направлено на обновление татарского общества, включая и религиозно-мировоззренческие искания, рассматривается в начале ХХ века как единое целое: борьба с ложными понятиями в исламе, желание доказать, что ислам есть религия божественная и общественно-научная, возникновение женского вопроса и новых способов обучения и воспитания, национальная культура, национальная история, решение политических, общественных и научных вопросов - все это, сделанное в весьма короткое время, есть наши национальные дела» (Кадыри, 1914, 12 февраля). З. Кадыри также отмечал, что «газета старалась не выпускать из виду три главные темы: национальное строительство, религию, общественную жизнь и в дальнейшем собирается только усиливать их значение» (Кадыри, 1916, 19 октября).

В публицистических статьях «Миллият агымнары» (Национальное движение) З. Кадыри выделил три этапа, которые, на его взгляд, свидетельствуют о формировании у татар национального самосознания. Он отмечает: «На первом этапе национальное движение выдвигает из своих рядов лидеров, это любимые и уважаемые народом личности. Первым перед российскими мусульманами предстал смелый и резкий в суждениях Габденнасыр Курсави (1776-1812), заявивший, что «исламский мир готов к последнему издыханию от удавки предрассудков и суеверий». Чтобы быть понятым и услышанным, он издавал свои книги. Его объявляли безбожником и кафиром, осыпали проклятьями, но это не остановило его. Обращение Курсави стало первым камнем в основание будущего здания нашей нации и культуры. Этот высокодуховный человек вывел на общественный майдан таких незаурядных мыслителей, как Ш.Марджани (18181889), К.Насыри (1825-1902), дал перо в руки своим последователям и направил их творчество» (Кадыри, 1914, 9 февраля).

Действительно, в становление национального самосознания достойный вклад внесли такие крупные мыслители ХУШ-Х1Х веков, как Утыз-Имяни, Курсави, Марджани. Благодаря им, со второй половины XIX века в обществе пробуждается интерес к национальной истории и культуре, начинается реформирование системы конфессионального образования татар. Закир Кадыри продолжает: «В результате начавшегося движения в 19-ом веке зародилась научная и научно-просветительская литература. Увидели свет книги Мард-жани о новом подходе к религии и истории, произведения дамеллы Ишмухамеда, Исмагила и других, выступавших против идей Мард-жани. Появились книги Каюма Насыри по языкознанию, литературе, науке, поэзия Акмуллы и другие, являющие собой широкую и красочную картину исканий, раздумий наших людей в 19-ом веке... Наш язык, избавившись от привнесенного сора, стал понятным обычным людям. Пройдя этот путь, каждая нация обретает право на жизнь среди других народов. И хорошо, если все народности будут осознавать эту ответственность перед историей. Такое было характерно не только для мусульман внутренней России. Мирза Фатых, Гали Ахундов, Пишмаззаде на Кавказе, Исмаил Гаспринский в Крыму способствовали обобществлению и распространению этих знаний и обозначили вторую стадию национального движения» (Кадыри, 1914, 12 февраля).

Определяющим этапом национального строительства татар рубежа XIX-XX веков историки по праву считают джадидистское движение. В той же статье «Национальное движение» З. Кадыри поясняет: «На волне джадидизма выдвинулись такие незаурядные личности, как Риза Фахретдинов и Рашид Ибрагимов, Галимзян Баруди, Над-жип Тюнтяри, Хусаин и Ахун-заде, Фатых Карими, братья Буби, За-хир Бигиев, положившие начало национальной научной литературе и беллетристике. Были открыты тысячи новометодных (джадидист-ских) школ, десятки новых медресе. Подготовлены тысячи учителей и учительниц для них. Российские мусульмане получили полсотни газет и несколько не периодических изданий» (Кадыри, 1914, 12 февраля). Особое внимание, как уже отмечалось, уделялось реформам в исламе, демократизации и социализации традиционного вероучения. Джадидисты искали и находили в Коране ответы на запросы своей эпохи, призывали к отказу от религиозной догматики и диктата, которые тормозили развитие нации. Они доказывали, что ислам обязы-

Р . К. Вильданова

вает правоверных мусульман стремиться к образованию на основе научных знаний. «На этом, третьем этапе становления нации, - продолжает Закир Кадыри - к ним присоединились и те, кто обучался в русских высших учебных заведениях. Соединение этих сил послужило увеличению потока нашей молодежи в русские учреждения образования, что позволило нам воспользоваться достижениями русской культуры и просвещения. Нация в одно время неожиданно сделала крупные шаги в направлении религиозного обновления, культуры, литературы» (Кадыри, 1914, 12 февраля).

Возвращаясь к вопросу идеологии национального образования в статье «Мектеб или школа?», Закир Кадыри отмечал следующие принципы: «Наши начальные мектебе должны основываться на тюрко-татарских этнических традициях, исламской вере, светской направленности образования, а также воспитании граждан России. Для достижения этих целей мы должны идти по тому пути, по которому идут все цивилизованные нации. Путь же этот заключается в преподавании предметов на родном языке и во включении наших мектебов в сеть государственного общеобразовательного обучения. Для того чтобы воспитывать детей российскими гражданами, в наших мектебах будет преподаваться русский язык как отдельный предмет» (Кадыри, 1915, 28 апреля).

Таким образом, период с конца XVIII до начала XX века Закир Кадыри считает периодом становления татарской нации. Подводя итог проделанной работе по национальному строительству, Закир Кадыри с гордостью пишет, что «теперь нам не грозит ни поглощение другой нацией, ни вымирание, нас не разрушит никакая сила. Все то, чего мы достигли, свидетельствует о нашем праве существовать в мире наравне со всеми другими нациями. Впереди новые времена, но мы переживем и их. Потому что мы сейчас - нация. Нация, имеющая национальное достоинство, не затеряется в этом мире» (Кадыри, 1914, 12 февраля).

В заключение хочется отметить положительный опыт в работе по становлению нации, приобретенный татарским народом на рубеже Х1Х-ХХ веков. Учитывая различные варианты формирования современных наций, мы, как и наши предшественники сто лет назад, остаемся сторонниками самобытного развития различных культур. Этот путь является и самым сложным, и наиболее перспективным, так как позволяет не только сохранить для будущих поколе-

ний все богатство исторического и культурного наследия каждой нации, но и использовать его потенциал в экономических и культурных связях с другими народами.

Источники и литература

1. Кадыри З. Миллият агымнары // Тормыш. - 1914. - 9 февраля.

2. Кадыри З. Миллият агымнары // Тормыш. - 1914. - 12 февраля.

3. Кадыри З. Мектеб или школа // Тормыш. - 1915. - 28 апреля.

4. Кадыри З. Ике ел тулды // Тормыш. - 1916. - 19 октября.

5. Попов В. В. Российские традиции межнационального и межконфессионального диалога // Право и безопасность. 2006. № 1-2 [Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_18_10.htm (дата обращения 08.04.2016).

6. Хабутдинов А.Ю. Джадидизм: от общины к нации и от Востока к Западу [Электронный ресурс]. URL: muslim.ru/articles/117/1672/ (дата обращения 08.04.2016).

Р.К. Вильданова

Закир Кадыйри татар милли хэрэкэтенец теп этаплары турында

1918 елда Россиядэн китэргэ ms^6yp булган татар публицисты Закир Кадыйринец ижаты 6YreHre кенгэ кадэр дикъкать белэн тикшерелмэгэн. Эмма Закир Кадыйри меhэррирлегендэ татар телендэ чыккан зур «Тормыш» газетасы (Уфа шэhэре) материалларында XX гасыр башында терки халыклар алдында торган теп мэсьэлэлэр чагылыш таба. БYген газета ма-териаллары яца чыганак буларак татар миллэтенец оешу тарихын, XX га-сыр башындагы терле сэяси хизеблэр вэкиллэренец карашларын кYЗЭтергэ ярдэм итэ.

Ачкыч сузлэр: Закир Кадыйри, татар миллэте, жэдитчелек, ислам, «Тормыш» газетасы.

R.K. Vildanova

Zakir Kadyrov about the main stages of national movement of the Tatars

Creative activity of Tatar journalist Zakir Kadyrov, who was forced to leave Russia in 1918, has not yet been the subject of scrutiny researche. Meanwhile, main problems facing the Turkic peoples of the country in the early twentieth century, reflected in materials of the large Tatar-speaking newspaper «Tormysh» (Ufa), which was edited by Zakir Kadiri. Today, the materials of the newspaper are a new source, through which one can trace the history of the for-

Р.К. Вильданова

mation of the Tatar nation, of Jadid movement, the views of representatives of different political groups in the beginning of the XX century.

Keywords: Zakir Kadyrov, Tatar nation, Jadidism, Islam, the newspaper «Tormysh».

Вильданова Римма Камильевна - кандидат исторических наук, помощник президента Ульяновского государственного университета (г.Ульяновск); e-mail: vil-rimma@yandex.ru

Вильданова Римма Камил кызы - тарих фэннэре кандидаты, Ульян дэYлэт университеты президентыньщ ярдэмчесе (Ульян шэhэрe).

Vildanova Rimma Kamilevna - Candidate of Historical Sciences, Assistant to the President of the Ulyanovsk State University (Ulyanovsk).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.