Научная статья на тему 'ГАЗЕТА «РОСТСЕЛЬМАШ» В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ГАЗЕТА «РОСТСЕЛЬМАШ» В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
284
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТСЕЛЬМАШ» / ГАЗЕТА / ПУБЛИКАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / ЗАВОДСКАЯ МНОГОТИРАЖКА / РОСТОВ-НА-ДОНУ / ПРЕССА РЕГИОНА / ПРЕДПРИЯТИЕ / СОВЕТСКИЕ ГОДЫ / ЖИТЕЛИ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федосеева Н.И.

В статье рассматривается историческое развитие корпоративной газеты «Ростсельмаш», изучаются журналистские материалы, опубликованные на страницах газеты, отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону в ХХ веке. Цель исследования - изучить журналистские материалы, опубликованные на страницах корпоративной газеты «Ростсельмаш», отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону. Выдвижение данной цели определило постановку следующих задач: - изучить историю корпоративного печатного издания на примере газеты «Ростсельмаш»; - проанализировать журналистские материалы, опубликованные в газете «Ростсельмаш», отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону; - на примере газеты «Ростсельмаш» выяснить роль корпоративного издания в советские годы и современном обществе. Эмпирическая база исследования - теоретический анализ литературных источников; результаты собственных исследований, основанные на изучении журналистских материалов, опубликованных в газете «Ростсельмаш» на протяжении всего срока выпуска издания. В выводе отмечается, что существует прямая зависимость между промышленным развитием города, ростом экономики предприятия и эволюцией корпоративной газеты. В заключении автором даются рекомендации, следуя которым газета сможет оставаться популярной и интересной среди жителей города Ростова-на-Дону, не превращаясь во внутрикорпоративное издание. Исследование может служить как теоретическим, так и эмпирическим материалом в анализе региональной журналистики и ее значения в коммуникативном пространстве города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEWSPAPER "ROSTSELMASH" IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF THE CITY OF ROSTOV-ON-DON: HISTORICAL ASPECT

The article examines the historical development of the corporate newspaper "Rostselmash", studies journalistic materials published on the pages of the newspaper, reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don in the twentieth century. The purpose of the research is to study journalistic materials published on the pages of the corporate newspaper "Rostselmash", reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don. The advancement of this goal determined the formulation of the following tasks: - to study the history of the corporate print edition on the example of the newspaper "Rostselmash"; - to analyze journalistic materials published in the newspaper "Rostselmash", reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don; - using the example of the newspaper "Rostselmash" to find out the role of the corporate publication in the Soviet years and modern society. The empirical base of the research is a theoretical analysis of literary sources; the results of their own research based on the study of journalistic materials published in the Rostselmash newspaper throughout the entire period of the publication. The conclusion notes that there is a direct relationship between the industrial development of the city, the growth of the enterprise's economy and the evolution of the corporate newspaper. In conclusion, the author gives recommendations, following which the newspaper will be able to remain popular and interesting among the residents of the city of Rostov-on-Don, without turning into an intracorporate publication. The study can serve as both theoretical and empirical material in the analysis of regional journalism and its importance in the communicative space of the city.

Текст научной работы на тему «ГАЗЕТА «РОСТСЕЛЬМАШ» В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК: 82; 070

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_183

Федосеева Н.И.

ГАЗЕТА «РОСТСЕЛЬМАШ» В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Fedoseeva N.I.

THE NEWSPAPER "ROSTSELMASH" IN THE COMMUNICATIVE SPACE OF THE CITY OF ROSTOV-ON-DON: HISTORICAL ASPECT

Ключевые слова: «Ростсельмаш», газета, публикация, корпоративное издание, история развития города, заводская многотиражка, Ростов-на-Дону, пресса региона, предприятие, советские годы, жители города.

Key words: "Rostselmash", newspaper, publication, corporate edition, history of the city's development, factory circulation, Rostov-on-Don, regional press, enterprise, Soviet years, city residents.

Аннотация: В статье рассматривается историческое развитие корпоративной газеты «Ростсельмаш», изучаются журналистские материалы, опубликованные на страницах газеты, отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону в ХХ веке.

Цель исследования - изучить журналистские материалы, опубликованные на страницах корпоративной газеты «Ростсельмаш», отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону. Выдвижение данной цели определило постановку следующих задач:

- изучить историю корпоративного печатного издания на примере газеты «Ростсельмаш»;

- проанализировать журналистские материалы, опубликованные в газете «Ростсельмаш», отражающие динамику развития города Ростова-на-Дону;

- на примере газеты «Ростсельмаш» выяснить роль корпоративного издания в советские годы и современном обществе.

Эмпирическая база исследования - теоретический анализ литературных источников; результаты собственных исследований, основанные на изучении журналистских материалов, опубликованных в газете «Ростсельмаш» на протяжении всего срока выпуска издания.

В выводе отмечается, что существует прямая зависимость между промышленным развитием города, ростом экономики предприятия и эволюцией корпоративной газеты. В заключении автором даются рекомендации, следуя которым газета сможет оставаться популярной и интересной среди жителей города Ростова-на-Дону, не превращаясь во внутрикорпоративное издание.

Исследование может служить как теоретическим, так и эмпирическим материалом в анализе региональной журналистики и ее значения в коммуникативном пространстве города.

Abstract: The article examines the historical development of the corporate newspaper "Rostselmash", studies journalistic materials published on the pages of the newspaper, reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don in the twentieth century.

The purpose of the research is to study journalistic materials published on the pages of the corporate newspaper "Rostselmash", reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don. The advancement of this goal determined the formulation of the following tasks:

- to study the history of the corporate print edition on the example of the newspaper "Rostselmash";

- to analyze journalistic materials published in the newspaper "Rostselmash", reflecting the dynamics of the development of the city of Rostov-on-Don;

- using the example of the newspaper "Rostselmash" to find out the role of the corporate publication in the Soviet years and modern society.

The empirical base of the research is a theoretical analysis of literary sources; the results of their own research based on the study of journalistic materials published in the Rostselmash newspaper throughout the entire period of the publication.

The conclusion notes that there is a direct relationship between the industrial development of the city, the growth of the enterprise's economy and the evolution of the corporate newspaper. In conclusion, the author gives recommendations, following which the newspaper will be able to remain popular and interesting among the residents of the city of Rostov-on-Don, without turning into an intracorporate publication.

The study can serve as both theoretical and empirical material in the analysis of regional journalism and its importance in the communicative space of the city.

Корпоративные СМИ, обладая самыми широкими возможностями воздействия на общество, проникают во все сферы жизни человека. Системное изучение этой группы изданий еще не стало традицией обстоятельного научного исследования в силу новизны самого феномена и быстро формирующейся структуры бизнес-коммуникаций. Однако следует отметить работы Е.И. Мордовской, П.И. Чукова, А.А. Грабельникова, Б.Н. Головко, посвященные проблемам функционирования деловых СМИ. Продуктивными и полезными являются исследования, проводимые на кафедре экономической журналистики и рекламы факультета журналистики МГУ под руководством профессора В.М. Горохова. В последние годы появился ряд научных публикаций, относящихся к корпоративным СМИ, что свидетельствует о пробуждающемся интересе исследователей к этой проблематике.

В условиях рыночной экономики корпорации стали постоянным звеном в цепочке взаимоотношений человека и общества: они инициируют диалог с потребителями, выступают фиксаторами общественного мнения и создают жизненную среду, в которой человек социализируется. Без эффективных коммуникаций между человеком, корпорацией и государством, основанных на доверительном диалоге, невозможно говорить об удовлетворении даже базовых потребностей общества.

На ростовском комбайновом заводе «Ростсельмаш» в настоящее время выпускается корпоративная газета с одноименным названием. Корпоративная газета «Рост-сельмаш» выросла из заводской многотиражки, которая выпускалась на предприятии

в советские годы, некоторое время выходила нерегулярно. Сейчас ее выпуск активно продолжается. Газета компании «Ростсель-маш» основана на стадии строительства завода в 1928 году [1, С. 149].

В советские годы газета выходила под разными названиями. Больше всего она известна горожанам как «Сельмашстроевец», «Сталинец», «Ростсельмашевец». Были и другие названия в истории газеты, но просуществовали они недолго: «Гигант», «Комбайн», «РСМ». В настоящее время газета - главная PR и коммуникативная площадка предприятия. Она решает множество задач, а именно: информирует сотрудников компании о том, что происходит сейчас на предприятии; способствует развитию и поддержанию хорошего психологического климата в команде; формирует трудовой коллектив. Газета «Ростсельмаш» выпускается 4 раза в месяц, ее тираж составляет 5000 экземпляров. Издание полноцветное, содержит 4 полосы, непривычный формат газеты - В4 [24, 25].

Однако в издании печатаются не только материалы о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, но и о сотрудниках, об участии компании и коллектива в жизни города.

Обратимся к истории развития издания. В первых номерах газеты очень много было пропагандистских материалов. Цель только созданной газеты - продемонстрировать мощь техники, производимой заводом, рассказать о трудовом подвиге людей. Позже доля пропагандистских материалов постепенно сокращалась и к настоящему времени исчезла совсем. Основная цель издания сейчас - сплотить коллектив компании,

а также создать определенный имидж для своих потенциальных партнеров и покупателей продукции.

Жители города Ростова-на-Дону давно знают о существовании «Ростсельмаша», но кто на нем работает, они не имеют понятия. И газета, рассказывая о заводе, о коллективе, как раз дает такое представление читателям. Они узнают, что на «Ростсельмаше» работают замечательные люди, что сам завод и его работники принимают активное участие в жизни города.

Например, в 1930 году газета, тогда она называлась «Ростсельмашстроевец», дала огромный толчок к развитию одному из городских явлений - созданию литературной группы «Ростсельмаш». Началось все с создания рабочим-фрезеровщиком Анатолием Софроновым агитбригады, которая позже стала группой. Многие завод-чане писали в газете «Сельмашстроевец» о том, что им на тот момент было важно. Группу курировала Ростовская писательская организация. Часто приезжали известные писатели из Москвы. Например, Максим Горький, побывавший в 1929 году на предприятии, порекомендовал молодым авторам больше материалов писать о работе завода, о его значении для города, о построивших его людях и о нынешних работниках [3, С. 148].

Необходимо выделить тематическую направленность газеты. Во-первых, узкоспециализированная - освещались вопросы сельхозмашиностроения, во-вторых, деловая - освещались вопросы развития экономики предприятия, проблемы обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами, вопросы общемировых тенденций, в-третьих, общественно-политическая -освещались события политической, общественной жизни города Ростова-на-Дону. Город - это, в первую очередь, public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. Аудитория корпоративного СМИ - это аудитория самой компании, поэтому четкое понимание потребностей и интересов целевой группы позволило сделать издание интересным. «Аудитория влияет на средство массовой информации, обуславливая его развитие» [26, С. 140]. Основные темы на протяжении многих лет касались

развития, становления и истории завода, новостей отрасли, изменений в законодательстве, персоналий сотрудников - всего того, чем всегда жило предприятие. Наиболее важную роль в успехе корпоративного издания, как и любого другого средства массовой информации, играло качество контента. Поэтому содержание публикуемых материалов всегда было животрепещущим и уникальным, ведь аудитории гораздо интереснее читать информацию, которую нельзя найти ни в каком другом издании или открытом источнике. Газетные публикации развивали у читателей патриотизм, в основе которого - чувство любви к своей стране, городу, преданность ее народу, гордость за ее достижения.

Газета «Ростсельмаш» с самого своего создания все свои материалы старалась сделать понятными и доступными простому читателю, как по форме, так и по содержанию. Газета требовала от своих авторов простоты высказываний. И простота здесь была воспринята, как наивысшее проявление мастерства, в соответствии с высказыванием, что все гениальное - просто. При этом она ничего общего не имела с упрощенностью и примитивностью. Направленность журналистских текстов на реализм, никак не означала, что корпоративная журналистика была обречена на однообразие и не предусматривала поиска наиболее полной аргументации или яркого художественного образа. В своих возможностях корпоративная журналистика была связана с постоянной борьбой за мастерство, охват широкой аудитории, повышение уровня воздействия на читателей. В лучшие советские годы в редакции газеты работало около 30 журналистов. Из нее вышло много мастеров пера - журналистов и поэтов. Активно печатались и заводские авторы [3, С. 57].

В 1928 году прошлого века газета называлась «Сельмашстроевец», потом длительное время - «Сталинец», а после разоблачения Сталина на 20-ом съезде КПСС, с 1956 года - «Ростсельмашевец». История газеты неразрывно связана с историей завода и города. Таких предприятий раньше не строилось не только в нашей стране, подобных строек не было и во всем мире. Задача газеты была рассказывать о заводе и агити-

ровать людей идти на его строительство, с чем она успешно и справлялась. В заводском музее есть фотография времен начала строительства. На ней изображен рядом с железной дорогой небольшой дощатый домик. Это была первая заводская постройка, положившая начало развитию крупнейшего предприятия по выпуску комбайнов. Заводу нужны были работники, а тем в свою очередь нужно было жилье. Город выделил под строительство землю, так и возник поселок Сельмаш [4, С. 22].

В качестве примера автор статьи приводит яркое описание из жизни строителей, опубликованное в газете тех лет, чтобы стало понятно, с какими трудностями пришлось столкнуться людям: «Весь выделенный для строительства и жилого поселка участок походил на лагерь с палатками и походными кухнями. Сотни сельмашевцев, их жены и дети жили в землянках и временных бараках. Нелегкой была эта жизнь с множеством бытовых невзгод, с тяжелыми условиями работы. Строительной техники не хватало» [7].

Поселок начался строиться в 1929 -1930 гг., уже тогда здесь возводились жилые дома, Дворец культуры, магазины, школы. Были построены музыкальная школа и фабрика-кухня. Не отставало и строительство детских яслей и садов. Первый детский сад был сдан в эксплуатацию уже в декабре 1929 года. Потом были построены второй, третий и т.д. Об этом тоже активно писалось на страницах газеты. Как и обо всех остальных успехах, связанных с гражданским строительством во все последующие довоенные годы [4, С. 128].

В 1932 году завершилось строительство Дворца культуры, ставшего культурным центром для многочисленного коллектива заводчан. Во время Великой Отечественной войны этот Дворец культуры был разрушен, о том, что он когда-то был, напоминает теперь только название улицы, на которой он стоял - Клубная [4, С. 27].

Новому заводу нужны были квалифицированные специалисты. Чтобы устранить кадровый дефицит, был создан Ростовский-на-Дону институт сельскохозяйственного машиностроения, ныне Донской государственный технический университет. В ок-

тябре 1932 года он принял первых своих студентов. Это стало выдающимся событием в жизни города, и также нашло свое отражение в заводском издании [4, С. 27].

Газета писала и об открытии летней оздоровительной площадки, оборудованной в 1931 году в парке культуры и отдыха «Ростсельмаш», ранее он назывался парк «Пролетарский», в настоящее же время носит имя Николая Островского. Такое название он получил в конце 30-х годов прошлого века. Публикации о торжественном открытии детской железной дороги 9 ноября 1940 года, получившей название Малой Ворошиловской, привели к огромному наплыву в парк посетителей с детьми. Дорога была очень популярна в городе и исправно работала до начала Великой Отечественной войны. Вновь движение открылось в День железнодорожника в 1946 году. Сейчас малая железная дрога давно не принадлежит заводу, носит имя первого космонавта Юрия Гагарина и несколько лет уже находится на реконструкции [4, С. 35].

Для удобства рабочих завода был открыт трамвайный маршрут №1, который связал Сельмаш через центр с Рабочим городком. В 1936 г. состоялся первый рейс троллейбуса с пассажирами по маршруту «Театральная площадь - проходная завода «Ростсельмаш». Обо всем этом писалось в газете того времени. В центре поселка Сельмаш, напротив заводоуправления возвели новый железнодорожный вокзал, вступивший в строй 4 сентября 1937 г. Газета так описывала это событие: «Ослепительно белое, со стройными изящными линиями строгого фасада, здание это оставляет впечатление чистоты и легкости. На фронтоне, поверх классических пилястров, поддерживаемых шестью четырехугольными колонами, вылеплены семь больших букв - Сель-маш» [7].

Развитию завода, мирному строительству помешала война 1941-1945 гг. Завод со всем оборудованием был эвакуирован в Ташкент. 14 февраля 1943 года войска Южного фронта освободили Ростов-на-Дону. В городе были разрушены почти все промышленные предприятия, в том числе и «Рост-сельмаш», но на 10-й день освобождения заработали первые заводские станки. На

предприятии был налажен выпуск военной техники и ее ремонт [3. С. 39].

После окончания войны началось восстановление завода, страна постепенно возвращалась к мирной жизни. И обо всем этом писала заводская многотиражка. Так в №14 (662) от 02.02.1952 г. был опубликован материал под названием «Жилищно-бытовые условия». Речь шла о перевыполнении плана строительства общежитий для работников завода. Все построенные общежития были укомплектованы необходимым инвентарем, радиофицированы [8].

Интересна и публикация в №7 (799) от 17.01.1953 г. «Растет родной Сталинский район», так тогда назывался Первомайский район города Ростова-на-Дону. В ней рассказывается о росте темпов индивидуального жилищного строительства, о строительстве магазинов, предприятий бытового обслуживания населения, поднимается вопрос электрификации частных домовладений и радиофикации квартир в построенных многоэтажных домах [11].

В №38 (830) от 04.04.1953 г. привлекают внимание сразу две публикации. В статье «Жизнь становится краше» котельщика ремонтно-механического цеха И. Мокренко и материале под названием «Растет благосостояние народа» председателя жилищно-бытовой комиссии завкома профсоюза А. Шалыгина говорится о том, что заводчане имеют возможность учить своих детей в любых техникумах и вузах, чего не могли когда-то позволить себе. Также говорится о постоянной заботе партии и правительства, о снижении цен на товары в розничной торговой сети, об улучшении условий жизни простых граждан [14].

В №4 (1238) от 10.01.1956 г. опубликована заметка с говорящим сама за себя названием «У новоселов», рассказывающая о новоселье в заводском общежитии. Среди общежитий проводился конкурс на выявление лучшего, об этом материал в №2 (1236) от 03.01.1956г. «Общежитие №9 завода -лучшее» [20].

Писала газета и о детях, и для них, о содержании в детских садах было много материалов. Без внимания не осталась и школа. В №33 (681) от 22.03.1952 г. был опуб-

ликован материал под названием «Больше внимания обучению и воспитанию детей». В нем говорилось о том, что советская школа - самая передовая школа в мире. Однако родителям не стоит возлагать воспитание детей только на учителей, а и самим необходимо уделять им больше внимания. Долг завода заботиться о детях своих работни-ков[9].

В №37 (829) 02.04.1953 г. в статье «А.М. Горький на Сельмашстрое» старший мастер отдела кузнечного цеха П. Харкато-вич опубликовал свои яркие воспоминания о приезде великого писателя на завод л етом 1929 года. Встреча с А.М. Горьким тогда вдохновила на самоотверженный труд всех заводчан [13]. А в №7 (1241) от 17.01.1956 г. в стихотворении «Случай на елке» член заводской литературной группы А. Шаповалов в легкой и простой форме говорит молодым читателям про необходимость выбора рабочих профессий. На новогоднем празднике погас свет, детвора была в панике, но сосед, работающий электромонтером, все починил. И маленький мальчик, увидев это, захотел стать электромонтером, чтобы так же, как и их умелец-сосед, помогать людям [22].

Много публикаций было посвящено театру. Постановки тех лет, конечно, имели определенную тематику в своем большинстве, критикующую капитализм во всех его проявлениях. Так в №20 (812) от 19.02.1953 г. в материале «Потерянное письмо» Л. Браиловский пишет о постановке Ростовским театром комедии спектакля «Потерянное письмо», в которой критикуется система выборов в капиталистических странах [12]. В №50 (842) от 07.05.1953 г. «Завтра будет нашим» рецензия на спектакль Ростовского драматического театра имени Горького, автор опять же Л. Браи-ловский. Театральная постановка «Завтра будет нашим» рассказывала о героической борьбе угнетенных народов против своих захватчиков. На тот момент спектакль имел большое познавательное и воспитательное значение, по мнению автора рецензии. Он даже рекомендовал его к просмотру [15].

Однако в то время были и неполити-зированные спектакли. Так Ростовский драматический театр имени Горького осуще-

ствил постановку известной комедии «Хитроумная влюбленная», автор пьесы Лопе де Вега. Об этом театральном действе есть публикация в №144 (936) от 29.12.1953г. Печатались в газете и школьники [18]. В №10 (1244) от 24.01.1956г. о спектакле «Вас ждут друзья», поставленном в Ростовском театре музыкальной комедии, опубликована рецензии с таким же названием, написанная членом заводской литературной группы, учеником 10-го класса школы №75 Н. Быковым. Он поделился с читателями своими впечатлениями о просмотре постановки, порекомендовав молодым работникам завода обязательно его посмотреть. Спектакль ставит и правильно разрешает волнующие молодежь вопросы дружбы и любви, счастья, долга и чести. Материал «Культпоход в театр» из этого же номера приглашает читателей в театр имени Горького на новые постановки. Здесь же было опубликовано сообщение и об очередном занятии литературной группы. Таких сообщений было очень много и в других номерах. Литературная группа в советские времена активно работала. Материалы ее участников очень часто публиковались [23].

В №122 (770) от 04.11.1952 г. «Таким будет заводской Дворец культуры» были опубликованы журналистские мысли видения нового Дворца культуры, строительство которого тогда только началось. Речь шла о здании, которое и сейчас гордо возвышается над площадью Комбайностроителей. На этой площади по давней традиции устанавливается самый современный комбайн, производимый заводом. Такой комбайн установлен и сейчас [10].

Много материалов в газете было о спорте. Так в №52 (700) от 10.05.1952 г. соседствуют друг с другом материалы «Календарь спортивных соревнований» и «Улучшить военно-спортивную работу». Многие спортивные соревнования тогда носили военно-прикладной характер. В выходные дни особой популярностью у горожан пользовался парк имени Островского. В № 54 (846) от 16.05.1953 г. и №69 (861) от 20.06.1953 г., например, опубликованы материалы «В заводском парке», где указана информация о планируемых к проведению в

парке мероприятиях. Такие публикации носили регулярный характер [9].

В №49 (841) от 05.05.1953 г. в подборке под названием «Пожелания газете «Сталинец», посвященной Дню печати, председатель цехового комитета сборочного цеха комбайнов В. Доронин пожелал газете печатать больше материалов о культурной и производственной жизни заводчан. Пожелания были претворены редакционным коллективом в жизнь. В профессиональный праздник традиционно каждый год было много публикаций о журналистах, выпускающих газету, и о добровольных ее помощниках - участниках литературной группы [14].

Перемены в политико-экономической ситуации в стране вначале 90-х не могли не сказаться на деятельности компании. В этот период начинается преобразование государственного предприятия в акционерное общество открытого типа (конец 1992 г.), собственником которого стал коллектив завода. Существенным фактором развития корпоративного издания стал процесс демократизации производства, вовлекающий в механизмы принятия ответственных решений все большее число сотрудников компании. Проблема информирования персонала о происходящих на производстве процессах приобрела в этих условиях особое значение. «Ростсельмаш» переживал нелегкие времена: участились простои, не выплачивалась заработная плата, на нерегулярной основе стала выходить в то время и корпоративная газета [5, С. 248].

Но народ, выстоявший в годы войны, выстоял и в 90-е. Внуки и правнуки тех, кто создавал и творил в жаркой южной степи настоящую великую историю в 20-х - 40-х годах, послевоенную историю развития города и «Ростсельмаша», не забыли их подвиг, не дали развалиться заводу. Они смогли стать достойными памяти своих дедов и прадедов. Это всеобщая заслуга ростовчан, что из города с населением чуть более двухсот тысяч человек в начале 20-го века Ростов-на-Дону к его окончанию превратился в город-миллионник, став крупным индустриальным центром сельскохозяйственного машиностроения. За развитием всех перечисленных событий следила газета заго-

да, публикую на своих страницах животрепещущие материалы.

Необходимо отметить, что существует прямая зависимость между промышленным развитием города, ростом экономики предприятия и эволюцией корпоративной газеты. Именно эти зависимости и показаны в работе. Развивался завод, развивалась и газета, ее выпуск не прекращался даже в тяжелые военные годы, а вот в непростые девяностые сельхозмашиностроение, как и другие отрасли страны, испытывало спад производства, на нерегулярной основе выпускалась в то время и корпоративная газета.

В советское время газета пользовалась большой популярностью у читателей. Сейчас разнообразие затрагиваемых тем ограничивается лишь форматом самого корпоративного издания и творческим воображением главного редактора.

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения публикуемых в газете материалов, затрагивающих проблемы развития города Ростова-на-Дону. Чтобы этого не произошло совсем, и печатное издание не превратилось во внутрикорпоративную газету, руководству предприятия необходимо больше взаимодействовать с городскими властями, городскими организациями и жителями Ростова-на-Дону. Предприятию нужно активнее участвовать в жизни города, а журналистам газеты - чаще размещать такого рода материал на ее страницах.

Результаты исследования требуют дальнейшего изучения через анализ городской тематики материалов на страницах выпусков корпоративной газеты «Ростсель-маш», начиная с 2000 года и по настоящий момент.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреенкова, Т.Н. Ростсельмаш - 85. Историческая повесть / Т. Н. Андреенкова. -Ростов н/Д: Омега-Принт, 2014. - 280 с.

2. Андреенкова, Т.Н. Первомайский район. Ростов-на-Дону / Т. Н. Андреенкова, В. А. Панксеев - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006. - 385 с.

3. Песков, Ю.А. Жизнь моя - Ростсельмаш. / Ю.А. Песков. Ростов н/Д: МП КНИГА, 2001. - 256 с.

4. Ростсельмаш. История: в 3-х т. Т. 1 / Становление (1925-1948); под общ. ред. Ю. А. Пескова, отв. ред. И. М. Узнародов [и др.] - Ростов н/Д: Новая книга, 2004. - 576 с.

5. Ростсельмаш. История: в 3-х т. Т. 2 / Зрелость (1949-1979); под общ. ред. Ю. А. Пескова, отв. ред. И. М. Узнародов [и др.] - Ростов н/Д: Новая книга, 2005. - 676 с.

6. Ростсельмаш. История: в 3-х т. Т. 3 / Испытания (1980-2005); под общ. ред. Ю. А. Пескова, отв. ред. И. М. Узнародов [и др.] - Ростов н/Д: Новая книга, 2006. - 648 с.

7. Сельмаш, страницы истории, статьи и заметки // meotyda.ru: [сайт]. - URL: https://meotyda.ru/node/140 (дата обращения: 12.03.2021г.).

8. Газета «Ростсельмашевец». - №14 (662) от 02.02.1952 г.

9. Газета «Ростсельмашевец». - №52 (700) от 10.05.1952 г.

10. Газета «Ростсельмашевец». - №122 (770) от 04.11.1952 г.

11. Газета «Ростсельмашевец». - №7 (799) от 17.01.1953 г.

12. Газета «Ростсельмашевец». - №20 (812) от 19.02.1953 г.

13. Газета «Ростсельмашевец». - №37 (829) 02.04.1953 г.

14. Газета «Ростсельмашевец». - №38 (830) от 04.04.1953 г.

15. Газета «Ростсельмашевец». - №50 (842) от 07.05.1953 г.

16. Газета «Ростсельмашевец». - №54 (846) от 16.05.1953 г.

17. Газета «Ростсельмашевец». - №69 (861) от 20.06.1953 г.

18. Газета «Ростсельмашевец». - №144 (936) от 29.12.1953 г.

19. Газета «Ростсельмашевец». - №2 (1236) от 03.01.1956 г.

20. Газета «Ростсельмашевец». - №4 (1238) от 10.01.1956 г.

22. Газета «Ростсельмашевец». - №7 (1241) от 17.01.1956 г.

23. Газета «Ростсельмашевец». - №10 (1244) от 24.01.1956 г.

24. Газета «Ростсельмаш». - №7 (12044) от 20.02.2010 г.

25. Газета «Ростсельмаш». - №18 (17055) от 23.04.2020 г.

26. Деева, И.В., Муха, А.В., Федосеева, Н.И. Тематические предпочтения аудитории региональных СМИ на примере интернет-портала «Блокнот Ростов-на-Дону» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - №2 Том 2. С. 138-144.

Дата поступления: 13.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.