Научная статья на тему 'Газ в моторы: итоги автопробега'

Газ в моторы: итоги автопробега Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронин Е.Н.

4 октября 2018 года в Санкт-Петербурге успешно завершился очередной ежегодный пробег автомобилей, работающих на природном газе «Газ в моторы». В этот раз его организовали группа Газпром (координатор от России ООО «Газпром газомоторное топливо»), казахстанский нефтегазовый концерн «КазМунайГаз» (в лице «КазМунайТрансгаз») и китайская государственная корпорация CNPC (КННК -Китайская национальная нефтегазовая компания в лице компании «Куньлунь энерджи»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Газ в моторы: итоги автопробега»

Новости отрасли

\

Газ в моторы: итоги автопробега

Е.Н. Пронин, координатор проекта «Голубой коридор»

4 октября 2018 года в Санкт-Петербурге успешно завершился очередной ежегодный пробег автомобилей, работающих на природном газе - «Газ в моторы». В этот раз его организовали группа Газпром (координатор от России ООО «Газпром газомоторное топливо»), казахстанский нефтегазовый концерн «КазМунайГаз» (в лице «КазМунайТрансгаз») и китайская государственная корпорация СКРС (КННК -Китайская национальная нефтегазовая компания в лице компании «Куньлунь энерджи»).

В основном этапе автопробега по «Голубому коридору» Россию представляли специальные автомобили УРАЛ Next и КАМАЗ (оба СПГ/КПГ), грузовики КАМАЗ Neo (СПГ+ДТ) и Hyuindai (СПГ/КПГ), автобус Lotos (СПГ), легковые машины УАЗ Патриот, Лада Vesta. Вместе с ними на автомобиле Volkswagen Passat EcoFuel компании Uniper следовал российско-германский экипаж. Все легковые машины с битопливной системой питания (КПГ/бензин).

Участники автопробега

Протяженность основного участка маршрута от Жудуна до Санкт-Петербурга у всех машин была немного разная. Это объясняется различными дополнительными пробегами для заправки КПГ, бензином и дизельным топливом. Максимальная дистанция, пройденная по основному маршруту, составила 10,6 тыс. км.

По территории Китая колонна машин прошла 5 200 км, по Казахстану и России - по 2 900 км. Сложение этих цифр даст сумму в 11 тыс. км. Разница объясняется тем, что участники газового марафона прошли разные дистанции, включая заезды на газовые заправки, АЗС, парковки, мойки и гостиницы. Поэтому максимальная протяженность пробега у автобуса Lotos пригородного класса составила 10 631 км. Эта машина регулярно использовалась для доставки всех российских экипажей в гостиницы, места питания и проведения разных мероприятий. А ПАРМ КАМАЗ той же компании «РариТэк» проехала на 846 км меньше, всего 9 785 км. Этот автомобиль не выполнял никаких дополнительных функций.

чЧШШШШШШШ

Маршрут автопробега пролегал по территориям с различным рельефом. Так, в Турфанской низменности участники пробега оказались на 150 метров ниже уровня Балтийского моря, а в горах Тянь-Шаня - на высоте 3 100 метров.

Температура окружающей среды менялась от 9 °С там же в Тянь-Шане до 48 °С в пустыне Гоби.

Встречались участки дорог с сильным встречным ветром. Сопротивление воздуха было такое, что у автомобиля VW Passat расход топлива увеличился с 3 до 5 кг природного газа на 100 км.

Средняя скорость движения колонны смешанного состава была примерно 70 км/ч. Как правило, дневной перегон составлял от 400 до 600 км.

Короткие и продолжительные остановки для отдыха совершались в среднем через полтора часа движения.

Основным фактором экономической эффективности использования природного газа в качестве моторного топлива остается разница в ценах КПГ, СПГ, СУГ, бензина и дизельного топлива. В странах, участницах автопробега 2018 года, разница цен весьма благоприятная: КПГ в КНР и России примерно в 2,5 раза дешевле дизельного топлива, в Казахстане - в три раза. Из особенностей рынка моторного топлива следует отметить, что в Казахстане и России пока нет коммерческого СПГ, а в Китае отсутствует автомобильный СУГ.

По сведениям экипажей, фактические затраты на топливо у газовых моделей относительно их дизельных и бензиновых аналогов существенно сократились. Особенно это чувствуется при дальних пробегах. Так, например, при общем пробеге 10,5 тыс. км затраты на КПГ + СПГ у газового автомобиля УРАЛ Next снизились на 56 % (минус 119 тыс. рублей). На этом фоне экономия затрат на 33 % у грузовика Hyundai выглядит скромной.

rni \

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

■Vou,»«.»*

V

Новости отрасли

\

Данные по российским машинам, прошедшим основной этап автопробега «Газ в моторы», приведены на графике.

Маршрут автопробега «Газ в моторы» проходил от города Жудун (в 150 км на север от Шанхая на берегу Желтого моря) через Алма-Ату в Санкт-Петербург (в устье Невы на Балтийском море). С точки зрения экономической географии этот маршрут является частью трансконтинентального евразийского сухопутного транспортного коридора от Атлантики до Тихого океана. В древности этот маршрут связывал Азию, Европу и Северную Африку через цепочку торговых путей: Шёлковый, «из варяг в греки», Ганзейский, Янтарный и прочие менее значимые. Роль Шёлкового пути (в данном случае его сухопутного маршрута) продолжает оставаться актуальной для всех стран-участниц автопробега.

Данный проект укладывается в концепцию КНР «Один пояс - один путь» (Belt & Road Initiative). Ее суть в том, чтобы стянуть огромное пространство от Тихого до Атлантического океана единым торгово-экономическим поясом для дальнейшего расширения политического и экономического влияния КНР.

Одним из механизмов развития данного пояса является расширение сервисной инфраструктуры для автотранспорта, обеспечивающей максимальный комфорт и минимальные затраты при доставке людей и товаров от двери до двери, в том числе и с использованием природного газа в качестве моторного топлива. Дополнительным бонусом должно стать значительное повышение экологической безопасности доставки: сокращение выбросов твердых частиц, СО, NOx, SO и других вредных компонентов, снижение шума. Применение водородных добавок к природному газу еще больше повысит экологическую и экономическую эффективность газовых автомобилей.

Казахстан преследует, возможно, менее амбициозные задачи. Страна пока не входит в клуб «мировых» фабрик, но, находясь на историческом Шёлковым пути, она должна закрепиться в роли одного из ключевых транзитёров континентального значения в автомобильных и железнодорожных перевозках. Для этого Астана, например, уже создала так называемый «сухой порт» для перевалки грузов в Хоргосе (на своей территории) в рамках проекта МЦПС (Международный Центр Приграничного Сотрудничества) для беспошлинной торговли между Китаем

чЧШШШШШШШ

и Казахстаном. В части газомоторного топлива Казахстан, насколько известно, намерен продолжать развитие сети АГНКС (сейчас в стране работают всего 15 заправок КПГ) и приступить к строительству КриоАЗС и КриоАГНКС. Поскольку работа со сжиженным природным газом только началась, Казахстан 19

представляется очень перспективным для широкого сотрудничества по всей технологической цепочке: от малотоннажного сжижения природного газа до его использования на транспорте и в автономной электро- и теплогенерации, а также по части собственного производства компонентов криогенного оборудования.

Газовая заправка в Казахстане

Россия преследует свои цели. Она является и начальным, и конечным пунктом движения товаров, и транзитёром евразийского масштаба. Новый Шёлковый путь должен стать всесезонным дополнением Северному морскому пути. Экологический мотив также вполне очевиден.

Автопробег «Газ в моторы» по маршруту Жудун - Алма-Ата - Санкт-Петербург по восточному участку международного газомоторного «Голубого коридора Лиссабон - Шанхай» успешно завершился. Главный вопрос, на который нужно было дать ответ: готова ли инфраструктура трех стран к массовому пропуску автомобилей на КПГ и СПГ из Европы через Россию в Китай и обратно? Ответ, увы, неудовлетворительный: к обеспечению автотранспорта газовым топливом (КПГ и СПГ) из трех стран готов только Китай. В Казахстане и России еще есть участки дорог протяженностью 400 и более километров, исключающие возможность использования техники, работающей исключительно на КПГ. В части СПГ говорить о регулярном автомобильном сообщении пока не приходится. Строительство объектов СПГ-инфраструктуры только начинается. Так, на закладке камня в основание новой КриоАЗС на трассе М11 в Окуловке (Новгородская область) руководители области, Газпрома и Росавтодора пообещали, что она начнет заправлять автотранспорт в 2020 году.

Для запуска сквозного грузового сообщения на СПГ, например, по маршруту Шанхай - Алма-Ата - Москва - Минск - Берлин на казахстанском и российском участках необходимо организовать 13-15 точек заправки автотранспорта СПГ с шагом размещения не более 400 км. Необходимо также построить 5-6 АГНКС и «залатать имеющиеся дыры». Во время автопробега заправку в таких местах обеспечивали мобильные средства.

При этом развитие нового Шёлкового пути стимулирует рост газозаправочной сети не только на территории России и Казахстана, но также в странах Восточной Европы, а также в Турции.

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

ijy I

■Vou,»«.»*

Заправка СПГ в Китае

Трансконтинентальный автопробег «Газ в моторы» 2018 года показал, что сама по себе возможность доставки людей и товаров через всю Евразию в техническом отношении сомнений не вызывает. Это быстрый и комфортный способ! При этом для повышения экономических и экологических показателей такого способа транспортировки необходимо ускоренное развитие газозаправочной инфраструктуры. Очевидно, что быстрее и легче эту задачу можно решить с широким привлечением частных инвесторов.

Источники: CNPC, Ме1апо^арЬ, ишрег, АвтоВАЗ, Газпром газомоторное топливо, КамАЗ, КуньлуньЭнерджи, РариТэк, УАЗ, Урал, Росавтодор

Требования по подготовке статей к опубликованию в журнале

В связи с тем, что Международный научно-технический журнал Национальной газомоторной ассоциации «Транспорт на альтернативном топливе» включен в обновленный Перечень ВАКа, просьба ко всем авторам строго выполнять следующие требования при подготовке статей к публикации:

1. Все научно-технические статьи должны иметь на русском и английском языках следующие составляющие:

заголовок, ФИО авторов полностью, их должности, ученая степень (при наличии), контакты (e-mail, телефоны), аннотации, ключевые слова.

2. Все английские тексты следует набирать только строчными буквами, сохраняя начальные прописные буквы в именах собственных.

3. Авторы остальных публикаций (информационных, рекламных и т.д.) представляют на русском и английском языках: заголовок, ФИО авторов полностью, их должности, адрес и контакты (e-mail, телефоны).

Редакция журнала также доводит до сведения авторов требования, которые необходимо соблюдать при подготовке статей для публикации.

Материалы статей должны быть представлены по электронной почте в программе WinWord. Объем статьи -не более 15 000 знаков с пробелами.

Представленный текстовый материал с иллюстрациями и таблицами должен иметь сквозную нумерацию. Графический материал должен быть выполнен в формате, обеспечивающем ясность всех деталей рисунков. Формулы и символы должны быть четкими и понятными. Все обозначения в формулах необходимо расшифровать. Нумеруются только те формулы, на которые сделаны ссылки в тексте. Обозначения физических величин и единиц измерений необходимо давать

в Международной системе единиц (СИ). Обязательно соблюдение действующих ГОСТов. Текст и таблицы должны быть выполнены в программе Word в формате doc, rtf. Фотографии и графические рисунки (не менее 300 dpi, CMYK) - в формате jpg, jpeg, tiff, pdf. Не следует форматировать текст самостоятельно.

При пересылке материалов по е-mail следует сопровождать их пояснительной запиской (от кого, перечень файлов и т.д.). Объемные файлы должны быть заархивированы. При подготовке статей к печати необходимо руководствоваться документами, определяющими правила передачи информации через СМИ. Авторский коллектив должен указать ответственное лицо, с которым редакция будет вести переговоры в процессе подготовки статьи к изданию. В список литературы включаются источники, на которые есть ссылки в статье. Ссылаться можно только на опубликованные работы. Список литературы составляется в порядке употребления. В нем приводятся следующие сведения: фамилия и инициалы авторов, название работы; для журнала - название, год издания, номер, страницы, на которых размещена статья; для книг - место и год издания, издательство, общее число страниц. Редакция оставляет за собой право редакторской правки и не несет ответственности за достоверность публикации. Все внесенные изменения и дополнения в представленную к изданию статью согласовываются с автором или представителем авторского коллектива.

Редакция оставляет за собой право размещать опубликованные статьи на сайтах журнала и Национальной газомоторной ассоциации. Редакция не передает и не продает материалы для публикации в других печатных и электронных изданиях без согласования с автором (представителем авторского коллектива).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.