Научная статья на тему 'Гаврилин и вологодские музыканты'

Гаврилин и вологодские музыканты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
485
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. ГАВРИЛИН / ВОЛОГОДСКИЕ МУЗЫКАНТЫ / Р.А. ОГАНЯН / ФОРТЕПИАННЫЙ ДУЭТ И.А. КОКИНОЙ И Л.С. АНДРЕЕВОЙ / ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / V. A. GAVRILIN / VOLOGDA MUSICIANS: R.A. OGANYAN / PIANO DUET OF I.A. KOKINA AND L.S. ANDREEVA / VOLOGDA STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блинова Светлана Владимировна

Статья посвящена контактам В.А. Гаврилина (1939 1999) с музыкантами его родного города. В ней идет речь об исполнении произведений В.А. Гаврилина вологодскими музыкантами при жизни композитора и их личном общении с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гаврилин и вологодские музыканты»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.071

С.В. Блинова

В.А. ГАВРИЛИН И ВОЛОГОДСКИЕ МУЗЫКАНТЫ

Статья посвящена контактам В.А. Гаврилина (1939 - 1999) с музыкантами его родного города. В ней идет речь об исполнении произведений В.А. Гаврилина вологодскими музыкантами при жизни композитора и их личном общении с ним.

В.А. Гаврилин, вологодские музыканты, Р.А. Оганян, фортепианный дуэт И.А. Кокиной и Л.С. Андреевой, Вологодский государственный педагогический университет.

The article is devoted to V.A. Gavrilin's contacts (1939 - 1999) with musicians of his native city. It's all about playing V.A. Gavrilin's music by Vologda musicians during the composer's life and their personal communication.

V. A. Gavrilin, Vologda musicians: R.A. Oganyan, piano duet of I.A. Kokina and L.S. Andreeva, Vologda State Pedagogical University.

Предстоящему 75-летнему юбилею Валерия Александровича Гаврилина посвящается

Прошло уже более 15 лет со дня смерти Валерия Александровича Гаврилина (1939 - 1999). За эти годы музыка выдающегося русского композитора в его родной Вологде исполнялась, вероятно, больше, чем за всю его жизнь. Она звучала на пяти Гаврилинских фестивалях в Вологодской областной филармонии им. В.А. Гаврилина и пяти Губернаторских Международных юношеских конкурсах им. В.А. Гаврилина в Вологодском музыкальном колледже, на многочисленных концертах памяти композитора, в ДМШ и общеобразовательных школах, в вузах и колледжах, в музеях и библиотеках.

При жизни знаменитого автора «Перезвонов» все выглядело неизмеримо скромнее. Визиты Гаврилина в Вологду были нечастыми, традиция отмечать здесь его юбилеи еще не сложилась1. На немногих концертах и авторских вечерах в Вологде в 1970 -80-х и начале 90-х гг. произведения Гаврилина публике представляли ленинградские (петербургские), московские и рижские артисты. Среди них - вокалисты З. Долуханова и Н. Зубова, Н. Герасимова и И. Гаврилов, пианисты З. Виткинд (она первой начала знакомить вологжан с фортепианной музыкой В.А. Гаврилина), Н. Новик и Р. Хараджанян, Камерный хор В. Минина.

1 Ни к 50-летию, ни к 55-летию Валерия Александровича в Вологде не было творческого вечера композитора. Знаменательные даты были «отмечены» лишь публикациями о В.А. Гаврилине в газетах «Вологодский комсомолец» и «Красный Север», подготовленными известной вологодской журналисткой Н.С. Серовой (она многие годы общалась с композитором). Концерт в честь 50-летнего юбилея самой филармонии (4 марта 1995 г.) порадовал собравшихся музыкой самых разных авторов - от В.А. Моцарта и М.И. Глинки до Д. Эллингтона и П. Андерсена, но о Гаврилине тогда никто и не вспомнил.

Предлагаемая статья посвящена вологодским музыкантам, которым довелось лично общаться с В.А. Гаврилиным и исполнять его произведения в присутствии самого автора2. Это преподаватели музыкально-педагогического факультета Вологодского государственного педагогического университета (далее -ВГПУ): пианист Р.А. Оганян, фортепианный дуэт И.А. Кокиной и Л.С. Андреевой и певица О.Б. Пьян-кова3. Несмотря на то, что жизнь и творчество композитора в последние годы активно изучаются, контакты В.А. Гаврилина с музыкантами Вологды в статьях и монографиях о нем специально не рас-

4

сматривались .

В.А. Гаврилин и Р.А. Оганян

Из вологодских музыкантов к исполнению музыки Гаврилина первым (если не считать Т.Д. Тома-шевскую) обратился Роберт Александрович Оганян (1942 - 2011)5. Они были почти сверстниками -

2 Конечно, самым первым и самым главным музыкантом Вологды на всю жизнь осталась для Гаврилина его первая учительница Т.Д. Томашевская, связи с которой он поддерживал до конца своих дней. Но их общение уже подробно описано в ее воспоминаниях.

3 Автор статьи выражает глубокую благодарность за предоставленную информацию вдове композитора Н.Е. Гаврилиной, а также Л.С. Андреевой, Э.А. Кирилловой, И.А. Кокиной, В. Л. Сиговой, Н.С. Серовой.

4 Например, в монографии А.Т. Тевосяна И. Кокина, Л. Андреева и О. Пьянкова не упоминаются [см.: 8].

Автор этих строк не раз писал о В.А. Гаврилине. В недавно опубликованной статье освещались разные формы его контактов с родным городом, однако общение с вологодскими музыкантами было затронуто лишь попутно. См. сборник: Блинова С.В. Валерий Гаврилин и Вологда // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. Вологда: Древности Севера. - 2013. - С. 26 -43.

5 Р.А. Оганян в 1966 г. окончил Ленинградскую госу-

Оганян был моложе Гаврилина на три года, оба учились в специальной музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории, только Гаврилин жил в интернате, а Оганян был «домашним» мальчиком из интеллигентной семьи (его родители были архитекторами)1.

Пианист писал: «для меня Гаврилин - это очень личное, потому что я был с ним знаком на протяжении 40 лет. И моя первая встреча относится где-то к середине 50-х годов» [4, с. 390]. Более поздние воспоминания дополнены еще некоторыми важными подробностями: «Я помню, что по школе разнесся слух: приехал очень одаренный мальчик, "второй Шостакович", очень серьезный такой, из какой-то Вологды» [5, с. 340].

Значение школы-десятилетки в собственной судьбе и судьбе своих соучеников Роберт Александрович определил так: «Я хочу сказать, что наша школа осталась для всех нас тем, чем во времена Пушкина был для них Царскосельский лицей. Мне доставляет огромную радость, когда я встречаю наших бывших воспитанников. Мы встречаемся на гастролях в разных городах, и за километр возникает какое-то шестое чувство - это наш "десятилеточ-ник". Подходишь - да, да, да, всё родные люди. Это замечательно» [5, 341]2. Интерес музыкантов был обоюдным - когда Роберт оканчивал консерваторию, Валерий присутствовал на его государственных экзаменах: «его учительница, Татьяна Дмитриевна, говорила всегда много лестных для меня слов, которые, как она вспоминает, слышала от Валерия об этих экзаменах» [4, с. 391].

Любопытно, что траектория жизненного пути пианиста оказалась обратной той, что проделал композитор: вологжанин Валерий с 14 лет жил в Ленинграде, а родившийся там во время блокады Роберт в

дарственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу Народного артиста СССР профессора П.А. Серебрякова. В 1966 - 1972 гг. преподавал в Ленинградском институте культуры, в 1972 - 1973 - в ДМШ г. Ленинграда, с 1973 г. - в Вологодском музыкальном училище, с 1977 г. - на музыкально-педагогическом факультете ВГПУ (с 2003 - профессор). В 1973 - 1998 гг. был солистом Вологодской филармонии, с 2007 г. - руководителем Университета культуры на базе Вологодской областной универсальной научной библиотеки.

1 В.А. Гаврилин окончил школу-десятилетку при консерватории в 1958 г., Р.А. Оганян - в 1961 г.

2 Продолжая описание школы-десятилетки, Р.А. Ога-нян, вероятно, неслучайно избирает то самое слово, кото-

рое всеми, кто читал записки Гаврилина, воспринимается как гаврилинское. Это слово - братство. Валерий Алек-

сандрович не раз писал о чувстве братства, рождающемся в концертном зале во время исполнения музыки, Роберт Александрович - о более долговременном братстве, возникавшем в среде одаренных юных музыкантов: «У нас всегда было такое братство, причем братство музыкантское. И где бы мы ни были и какие бы должности ни занимали (многие обросли большими титулами и большими званиями), мы встречаемся как братья. И дело не в званиях, дело в том, что надо быть музыкантом» [5, с. 341]. Можно предположить, что использование Р.А. Оганяном этого, семантически весьма значимого для Гаврилина слова, навеяно именно записками композитора.

29 лет обосновался в Вологде и оставался здесь до конца своих дней. Музыкой Гаврилина он увлекся в конце 1970-х гг. Все началось с восхищения гаври-линской «Немецкой тетрадью» - «гениальным вокальным циклом» [4, с. 391]. Поразил музыканта и подаренный ему Т.Д. Томашевской сборник фортепианных пьес: «у меня создалось впечатление, что это я сам написал. Хотя материал совсем не мой» [5, с. 342]. Вероятно, ощущение этой родственности проистекало из того, оба были питомцами одной alma mater, и даже занимались у одного преподавателя композиции - С.Я. Вольфензона.

Произведения Гаврилина, сам образ которого для Оганяна, вероятно, навсегда соединился со счастливыми воспоминаниями детства и юности, с мыслью о родном Ленинграде, пианист исполнял несколько десятилетий. Со своим циклом «Его Величество Рояль» солист филармонии Р.А. Оганян выступал во многих городах и селах Вологодчины, в Архангельской, Костромской, Ярославской областях, в республиках Коми и Карелии. Фортепианные пьесы Гаврилина - технически несложные, но отличающиеся яркой образностью и мелодичностью - были «изюминкой» его концертных программ. Думается, артисту было особенно приятно сообщать публике о своем личном знакомстве и даже дружбе с композитором3.

Произведения Гаврилина он постоянно играл и в более поздние годы. Например, в феврале 1993 г. отмечая на сцене Вологодской филармонии 30-летие своей пианистической деятельности, Роберт Александрович вновь не мог отказать себе в удовольствии представить публике произведения своего соученика. Высоко оценив концерт в целом, рецензент отмечал: «Изящно и тонко звучали Шопен и Скрябин, живописно, образно - В. Гаврилин, темпераментно -А. Хачатурян» [2, с. 4]. Пристрастие пианиста к музыке ленинградского автора при его жизни отнюдь не всегда вызывало одобрение коллег. Р.А. Оганян не раз говорил об этом в частных беседах, эта же мысль была зафиксирована и письменно: «раньше меня спрашивали: "Ну, что ты, зачем ее играешь музыку Гаврилину, это ведь же лубок?". Я на это отвечал: "Мне нравится. Ведь лубок - это тоже одно из культурных достояний русского искусства. Это все взаимосвязано"» [4, с. 391]. В исполнение произведений Гаврилина музыкант вовлекал и тех, кто находился с ним рядом, прежде всего, студентов. Начиная с 1970-х гг., и в музыкальном училище, и на музыкально-педагогическом факультете ВГПИ / ВГПУ у него кто-нибудь постоянно играл произведения Гаврилина4. Его партнерами в исполнении четырехручных произведений Гаврилина были И.В. Мизин-цева и Е.А. Суханова. Очевидно, что главным собы-

3 По словам вдовы Валерия Александровича, душевная близость Гаврилина и Оганяна, которую они почувствовали в юности, «сохранялась и после: Роберт, когда бы ни был в Ленинграде, всегда звонил В.А., и они подолгу разговаривали». Сообщено автору статьи Н.Е. Гаврилиной.

4 Сообщено автору статьи ученицей Р. А. Оганяна, преподавателем музыкально-педагогического отделения факультета иностранных языков, культуры и искусств ВГПУ В. Л. Сиговой.

тием в этом многолетнем контакте с творчеством композитора оказался концерт, на котором Роберту Александровичу довелось играть музыку Гаврилина перед самим автором.

«Вологодские посиделки»

5 и 6 апреля 1997 г. в Вологодской картинной галерее1 прошли авторские вечера В.А. Гаврилина. Они состоялись по инициативе начальника департамента культуры Вологодской области В.В. Кудрявцева и известной журналистки Н.С. Серовой в рамках культурного проекта «Открытая трибуна», который с 1994 г. проводился газетой «Красный Север» и

2

департаментом культуры .

Первый из двух концертов в ряде публикаций остался незамеченным - анализируя концерт 6 апреля, авторы вовсе не упоминают о том, который состоялся лишь днем ранее3. Даже в биографии композитора, составленной Н.Е. Гаврилиной [1, с. 296], значится лишь один «последний авторский концерт». События тех памятных дней в полной мере отражены в статье руководителя «Открытой трибуны»: «Два долгожданных авторских вечера распались на две половинки. Первая, вологодская, собрала его старых и новых друзей, которые в его родном городе постоянно обращались к его музыке. <...> Шестого апреля в согласии с самой жизнью композитора, распавшейся на вологодский и ленинградский периоды, был петербургский вечер» [6, 184]. На втором, «петербургском», вечере» И. Гаврилов в сопровождении Н. Тульчинской исполнил две «Немецких тетради», а «под занавес» сам автор сыграл на рояле «Вечернюю музыку» из симфонии-действа «Перезвоны».

Обратимся к первой части этого диптиха - к вечеру поэзии и музыки, состоявшемуся 5 апреля и названному «Вологодские посиделки». Его организатором был Р.А. Оганян. Поскольку В.А. Гаврилин писал музыку на стихи известной вологодской поэтессы Ольги Фокиной (вспомним его знаменитую «Черемуху»), Н.С. Серова предложила объединить творческий вечер В.А. Гаврилина с выступлением О.А. Фокиной. Вместе с Ольгой Александровной перед собравшимися свои стихи читала и ее дочь Инга Чурбанова. На вечер были приглашены известные вологодские писатели В.И. Белов (1932 - 2012) и В.В. Коротаев (1939 - 1997). Поэтическая часть ме-

1 Занимаемое филармонией здание Вологодского Дворянского собрания тогда находилось на реставрации.

2 Как сообщила автору статьи Н.Е. Гаврилина, «сначала планировался лишь один концерт - И. Гаврилова и Н. Тульчинской. Потом позвонил Р.А. Оганян и просил приехать на день раньше, чтобы мы могли попасть на еще один концерт, где музыку В.А. Гаврилина должны были исполнять вологодские музыканты». 4 апреля В.В. Кудрявцев, Т.Д. Томашевская и директор «Вологдаконцерта» В.А. Шевцов встречали супругов Гаврилиных на вокзале. В Вологде они провели четыре дня, 7 апреля их провожали В.И. Белов и В.А. Шевцов.

3 Таковы и вышедшая через 5 дней после концерта в «Красном Севере» рецензия М.Ш. Бонфельда «Вечерние перезвоны Гаврилина», и несколько вариантов воспоминаний Т.Д. Томашевской, и книга А.Т. Тевосяна [8].

роприятия сильно затянулась, и после нее пришлось сделать незапланированный перерыв. Реализация музыкальной части программы, занявшей второе отделение, всецело была возложена на преподавателей музыкально-педагогического факультета ВГПУ. В интерпретации Р.А. Оганяна публика услышала три фортепианные пьесы Гаврилина - «Посиделки», «Частушку» и «Русскую». Позже пианист признался: «это был единственный случай, когда я играл при нем его музыку!4 И он ко мне подошел, сказал много теплых слов: "Знаешь, ты так играешь мою музыку, как будто я сам играю"»5. Затем в исполнении Ольги Пьянковой6 (в сопровождении Р.А. Оганяна) прозвучали песни «Любовь останется», «Город спит», «Простите меня» и романс «Мой гений» на стихи К.Н. Батюшкова. Последним блоком музыкальной программы оказалось выступление фортепианного дуэта И. Кокиной и Л. Андреевой (см. о нем ниже).

После этого памятного вечера Роберт Александрович, вероятно, стал играть музыку Гаврилина с еще большим энтузиазмом. В 1997 г. она вновь звучала в интерпретации пианиста в Вологодской Картинной галерее7, в 1998 - Р.А. Оганян вместе с И. Мизинцевой выступал в Вологодской областной библиотеке и в Мемориальном доме-музее Верещагиных г. Череповца. После смерти Гаврилина Оганя-ну было отпущено еще 12 лет жизни, и, вероятно, среди них не было ни одного, когда он и его ученики

4 Этому несколько противоречат воспоминания Т.Д. Томашевской: «Валерий и в филармонии слушал Оганяна и всегда был в восторге. Ему очень нравилось, как он звук чувствует» [см.: 9, с. 414]. Возможно, Т.Д. Томашевская имела в виду выступления Р.А. Оганяна в филармонии еще в период его жизни в Ленинграде.

5 Свою духовную родственность с композитором Р.А. Оганян подчеркивал не раз. Заметим, что только что приведенные слова Гаврилина представляют собой, возможно бессознательную, инверсию мысли, которая относилась к восприятию Робертом Александровичем музыки Валерия Александровича. Оганян, воспринимая музыку композитора Гаврилина, чувствовал ее как бы своей: «у меня создалось впечатление, что это я сам написал». Гаврилину, слушающему, как Оганян играет его произведения (если верить воспоминаниям пианиста) казалось, что он тоже делает это сам.

6 Ольга Борисовна Пьянкова - доцент кафедры пения и и музыкального воспитания музыкально-педагогического отделения факультета иностранных языков, культуры и искусств ВГПУ, преподаватель сольного пения ДМШ № 4. Будучи солисткой Вологодской филармонии, участвовала в исполнении ряда детских опер. Лауреат различных конкурсов, в том числе, международного конкурса «Пражский звездопад», обладатель диплома «За вклад в укрепление международных отношений и развития культурных связей» (Прага, 2007).

7 Программа масштабного (в трех отделениях!) и очень

очень разнообразного концерта была увенчана 6 пьесами

из «Зарисовок», исполненных в дуэте Р.А. Оганяна с Ири-

ной Мизинцевой, тогда - студенткой IV курса музыкально-педагогического факультета ВГПУ, лауреатом IV Межву-

зовского конкурса студентов России (ныне она - преподаватель ДМШ № 5, кандидат педагогических наук). Позже

12 пьес из сборника «Зарисовки» Р.А. Оганян и И. Мизин-цева записали на СБ-диск в студии Вологодского радио.

не исполняли произведения Гаврилина1. Осенью 1999 г. в Вологде состоялся фестиваль памяти композитора. В числе докладчиков открывшей фестиваль конференции «Добрый талант» - наряду с А.П. Петровым, А.А. Белинским, А.А. Шульгиной, В.А. Чернушенко и М.Ш. Бонфельдом - был и Р.А. Ога-нян. На фестивальном концерте он выступил сразу в трех ипостасях (соло, ансамбль, аккомпанемент) -исполнил 12 сольных пьес, играл «Зарисовки» с И. Мизинцевой2 и аккомпанировал О. Пьянковой, представившей слушателям вокальный цикл «Времена года»3.

Рецензенты обычно отмечали глубокое понимание Оганяном музыки композитора: «Он горячо любит творчество Валерия Гаврилина. Какой-то неразрывен внутренний контакт объединяет в этом случае композитора и исполнителя. Может быть, сказываются добрые отношения, завязавшиеся между ними в консерваторские годы. И теперь музыка нашего выдающегося земляка постоянно звучит в концертах Р. Оганяна, находя в пианисте преданного и талантливого интерпретатора» [2, с. 6]. На концерте в честь 60-летнего юбилея Р. Оганяна и 40-летия его творческой деятельности в 2002 г. «вновь очаровывали слушателя звуки проникновенного "Батюшковского вальса" и хрустально-грустных "Часиков"» [7, с. 12].

По словам вдовы В.А. Гаврилина, «Валерий Александрович считал его тонким музыкантом, с хорошей пианистической школой, прекрасно чувствующим форму»4. Неслучайно на форзаце подаренной Р.А. Оганяну книги статей, выступлений и интервью В. А. Гаврилина «Слушая сердцем...» Наталия Евгеньевна написала: «Роберту Оганяну в память о юных годах, прошедших в стенах музыкальной школы и консерватории вместе с Валерием Гав-рилиным. Истинному музыканту, понимающему и чувствующему музыку Гаврилина».

Кульминацией в освоении Оганяном фортепианного Гаврилина стала масштабная монографическая программа, входившая в III Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (2004)5. Пианист (со свойственным ему желанием связывать свои выступления с теми или иными круглыми датами) по-

1 Концерт, обозначенный в афише как «V вечер современной музыки. Концерт для молодежи города» и состоявшийся в филармонии 28 июня 1999 г., в День города, открывался «Зарисовками» Гаврилина.

2 В дуэте с ней Р.А. Оганян также исполнял музыку В.А. Гаврилина в Доме-интернате им. В.А. Гаврилина, Доме-музее В. Шаламова, Вологодской картинной галерее, в ДМШ № 1 г. Вологды, в ДМШ г. Сокола и пос. Молочное под Вологдой, в Школе искусств г. Грязовца. Сообщено автору статьи И.В. Мизинцевой.

3 Вокальная музыка композитора, как правило, включалась в концерты также по инициативе Р.А. Оганяна - не раз исполнявшая песни и вокальные циклы Гаврилина О. Пьянкова сообщила автору этих строк, что всегда пела их именно в сопровождении Р.А. Оганяна.

4 По просьбе автора статьи сообщено Н.Е. Гаврилиной. ной.

5 Тогда публике были представлены почти все форте-

пианные сочинения автора «Перезвонов», в том числе,

серия вальсов; партнером в исполнении четырехручных

пьес композитора вновь была И. Мизинцева.

святил ее 50-летию своего знакомства с композито-ром6. Ухудшавшееся здоровье Роберта Александровича, увы, сказывалось на уровне исполнительского мастерства, и его последние концерты вряд ли можно было отнести к удачным выступлениям артиста7. Однако симптоматично, что до конца жизни он всегда, в любом состоянии, стремился играть - в том числе, и музыку В. А. Гаврилина. 21 октября 2011 г. Р.А. Оганян вместе с И. Мизинцевой исполнял пьесы В.А. Гаврилина в областной научной библиотеке на презентации собрания сочинений В.И. Белова. А через два дня (так уж случилось, что это произошло в день 79-летия писателя, к которому и была приурочена презентация) Роберта Александровича не стало...

С тех пор, как в Вологде началась широкая пропаганда творчества нашего выдающегося земляка, фортепианные пьесы Гаврилина исполняло множество музыкантов - от юных учеников ДМШ и многочисленных участников Губернаторских международных юношеских конкурсов имени В. А. Гаврили-на до солистов филармонии. Однако Роберт Александрович Оганян в истории вологодской музыкальной культуры навсегда останется и как человек, лично знавший Гаврилина и с юных лет друживший с ним, и как музыкант, который едва ли не первым -задолго до начала массового почитания творчества Гаврилина - стал популяризировать произведения композитора в его родном городе.

В.А. Гаврилин и фортепианный дуэт Ирины Кокиной и Людмилы Андреевой

Фортепианный дуэт Ирины Кокиной и Людмилы Андреевой8 был создан в 1993 г., а его увлечение

6 1 декабря 2006 г. в Вологодской филармонии в цикле «Антология фортепианной музыки» состоялся сольный концерт «Памяти великого пианиста XX века Э. Гилель-са». На нем пианистом некоторым из слушателей, в частности, были сделаны «Музыкальные подношения». Подарком для Т.Д. Томашевской стала традиционная для концертов пианиста триада пьес В.А. Гаврилина - «Посиделки», «Частушка» и «Русская».

29 апреля 2011 г., на концерте в областной библиотеке, посвященном 35-летию музыкально-педагогического факультета ВГПУ, четырехручные пьесы В.А. Гаврилина «Подражание старинному» и «Марш» прозвучали в исполнении Р.А. Оганяна и его коллеги, доцента, кандидата искусствоведения Е.А. Сухановой. Помимо неоднократного исполнения пьес из этого сборника, музыкантами было предпринято и теоретическое осмысление этого сочинения. См.: Оганян Р. А., Суханова Е.А. Художественная действительность «Зарисовок» В. Гаврилина для фортепиано в четыре руки: жанровые характеристики и особенности исполнения // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. научных трудов. Вып. 7. - Вологда, 2011.-С. 39 - 44.

7 В последние годы жизни пианиста (который всегда отличался нервностью и нестабильностью) его концерты не раз вызывали справедливую критику коллег - программы часто были явно перегружены, а в текстах исполняемых произведений было слишком много неверных нот и т.п.

8 Ирина Алексеевна Кокина и Людмила Станиславовна на Андреева - профессора музыкально-педагогического отделения факультета иностранных языков, культуры и

музыкой Гаврилина началось через два года. В начале октября 1995 г. молодые музыканты ездили в Екатеринбург на фестиваль «Парад премьер», и в концертном зале Свердловской государственной академической филармонии услышали «Зарисовки» Гаврилина в прекрасной интерпретации заслуженных артистов Латвии Н. Новик и Р. Хараджаняна. Впечатление было столь ярким, что Ирина и Людмила тут же взялись осваивать эти пьесы1.

В «Вологодских посиделках» 5 апреля 1997 г. И. Кокина и Л. Андреева участвовали по приглашению Р.А. Оганяна и директора «Вологдаконцерта» В. А. Шевцова. Искрометное исполнение ими четырех «зарисовок» - «Вальсика», «Галопа», «Часиков» и «Тарантеллы» - вызвало восторг публики и самого композитора. Л. Андреева рассказала автору статьи: «Мы выступали на концерте последними, но ничего не могли сыграть на bis. Аплодисменты продолжались, и в это время В. А. Гаврилин прибежал за сцену и предложил нам исполнить что-то еще. Но поскольку играть нам было больше нечего, он начал петь свои песни»2. Исполнение «Колыбельной песни» он посвятил Ольге Фокиной.

Несмотря на то, что вечер сильно затянулся (длился более трех часов) после его окончания взволнованный композитор продолжил общение с музыкантами. Сев за рояль, он объяснял им некоторые секреты интерпретации своих пьес, касающиеся педализации, фразировки и т.п. «Гаврилин очень был воодушевлен и готов был поделиться всеми своими впечатлениями. В тот момент ему хотелось, чтобы мы играли и играли бы ему все пьесы. Он сказал, что ему очень понравилось наше исполнение, он был очень рад, что его "Зарисовки" играют вологодские артисты, музыканты с его родины»3. Судя по реакции композитора, столь удачное интерпретация «За-

искусств ВГПУ, лауреаты международных конкурсов, члены Международной (Токио) и Общенациональной (Москва) ассоциаций фортепианных дуэтов и Ассоциации концертных деятелей России. Окончили Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории и ассистентуру-стажировку Московской консерватории по классу камерного ансамбля народного артиста России, профессора А.Г. Бахчиева (1999). Организаторы в Вологде Всероссийских конкурсов исполнительского мастерства студентов и преподавателей педагогических ВУЗов (2001, 2004), фестивалей фортепианных дуэтов «Музыкальные сюрпризы» (2006, 2007), Всероссийского конкурса фортепианных дуэтов имени А.Г. Бахчиева (2008 - 2013). Награждены медалями Московской консерватории им. П.И. Чайковского «За выдающиеся заслуги в деле развития дуэтного музицирования» (2008), дипломом Международного агентства рекордов и достижений «За выдающийся вклад в развитие фортепианно-дуэтного движения»(2010), благодарностями Международного Благотворительного Фонда В. Спивакова «За верное служение благородным идеалам искусства».

1 Удивительное дело - чтобы вологжанам услышать музыку вологжанина Гаврилина в исполнении замечательного рижского дуэта, нужно было оказаться в Екатеринбурге!

2 По просьбе автора этих строк сообщено Л.С. Андреевой.

3 По просьбе автора этих строк сообщено И.А. Коки-ной.

рисовок» оказалось для него приятной неожиданностью. Видимо, собираясь в Вологду, он и предположить не мог, что здесь «есть исполнители, которые

4

так хорошо понимают его музыку» .

Помимо ценных советов в тот памятный вечер И. Кокина и Л. Андреева получили от композитора в подарок ноты «Зарисовок» с дарственной надписью: «Люсе и Ире с благодарностью. В. Гаврилин»5. Кроме того, Валерий Александрович предложил дуэту подумать о записи «Зарисовок», пообещав оказать им в этом всяческое содействие. Уже после смерти Гаврилина на очередном концерте дуэта кто-то из слушателей преподнес музыкантам еще один неожиданный подарок - фотографию, на которой они были запечатлены вместе с композитором (надпись на ее обороте гласит: «фото Е.Л. Соколова»).

Впоследствии «Зарисовки» в интерпретации И. Кокиной и Л. Андреевой звучали в зале Вологодской филармонии на фестивале памяти Гаврилина 20 декабря 1999 г. ив Дни памяти композитора в 2001 г.6 Вдова композитора не раз оказывала поддержку вологодскому дуэту - именно по ее рекомендации его приглашали для участия в тех или иных концертах. 26 декабря 2004 г. И. Кокина и Л. Андреева исполняли музыку Гаврилина в Государственном литературно-мемориальном музее А.А. Ахматовой (Санкт-Петербург) на III Российском музыкальном Гаврилинском фестивале, посвященном 65-летию со дня рождения композитора. В 2006 г. И. Кокиной и Л. Андреевой была осуществлена запись всех 18 пьес «Зарисовок»7.

Незримая связь музыкантов с композитором и его музыкой продолжается. Л. Андреева вспоминает: «К сожалению, тогда в 1997 г. мы не думали, что это будет единственная и последняя встреча с Гаврили-ным! С тех пор прошло много времени и сейчас трудно восстановить всю картину и точно ее описать. Мы тогда только начинали свою дуэтную деятельность и не все могли правильно оценить. Сейчас очень жалко, что так мало общались с Валерием Александровичем! Самое главное, что он сумел нам передать суть своей музыки в виде энергии и проник

4 По просьбе автора этих строк сообщено Л.С. Андреевой.

5 Ноты были опубликованы в 1986 г. в Ленинградском издательстве «Советский композитор» в составлении и редакции Р. Хараджаняна.

6 За прошедшие годы они играли «Зарисовки» в Вологодской области (Харовск, Кадников, Череповец, пос. Ку-бенское), в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске, Мурманской (г. Полярные зори, Апатиты) и Архангельской (Няндома, Коноша, Каргополь) областях, республиках Карелия (Петрозаводск) и Коми (Сыктывкар).

7 Работа над СБ-диском была непростой - нелегко было преодолеть финансовые трудности. Запись велась в Москве в Государственном центральном музее музыкальных инструментов им. М.И. Глинки. Тираж диска (500 экземпляров) был сделан в Санкт-Петербурге в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург». См.: Гаврилин В. «Зарисовки». 18 пьес для фортепиано в четыре руки. Компакт-диск (52 мин. 33 сек). - Санкт-Петербург, 2006. Стоит добавить, что ранее пьесы из этого сборника были записаны музыкантами и на Вологодском областном телевидении (1999).

в самое сердце, а это возможно только через человеческий контакт. Он как будто вложил в нас какую-то свою духовную программу. Словами это не передать! Я чувствую его музыку как духовную энергию!»1

Апрельские авторские концерты В. А. Гаврилина стали значимый событием культурной жизни Вологды. После них многие вологжане стали мечтать о том, чтобы сделать встречи со своим прославленным земляком доброй традицией. Как представляется, именно в конце 1990-х гг. в городе сложились условия для того, чтобы началась какая-то принципиально новая фаза в общении Гаврилина с вологодскими музыкантами, и в исполнении его музыки на родине. И такой новый этап в конце 1990-х гг. в Вологде действительно начался, но, увы, только уже после рокового рубежа - смерти композитора.

Литература

1. Гаврилина, Н.Е. Даты жизни и творчества В.А. Гаврилина / Н.Е. Гаврилина // Этот удивительный Гаврилин. -СПб., 2002. - С. 289 - 297.

2. Кербут, В. Юбилей музыканта / В. Кербут //Вологодские новости. - 1993. - 18 февраля.

3. Кириллова, Э.А. «Одержимый музыкой» / Э.А. Кириллова // Мезон. - 2001. - № 2.

4. Оганян, Р.А. Филармония - это друзья / Р.А. Ога-нян // Вологодская филармония имени В.А. Гаврилина. -Вологда. - 2004. - С. 388 - 391.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оганян, Р.А. Человек, который остался верен себе / Р.А. Оганян // Этот удивительный Гаврилин. - СПб., 2008. - С. 340 - 349.

6. Серова, Н.С. «Вологодские посиделки» с Валерием Гаврилиным / Н.С. Серова // Вологодские пенаты, или Пятая Вологда. - Вологда; Череповец, 2008. - С. 184 - 191.

7. Суханова, Е.А. «По озвученной душе» (Четыре века вокально-инструментальной музыки) / Е.А. Суханова // Мезон. - 2002. - № 11 (41).

8. Тевосян, А.Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / А.Т. Тевосян. - СПб., 2009.

9. Томашевская, Т.Д. Валерий Гаврилин: вологодские концерты / Т.Д. Томашевская // Вологодская филармония им. В.А. Гаврилина. - Вологда, 2004. - С. 414 - 416.

УДК 78.07

М.Г. Долгушина

ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВ И ЕГО ВКЛАД В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ ВОЛОГДЫ КОНЦА XIX ВЕКА

Статья посвящена деятельности общества любителей музыкального и драматического искусств, функционировавшего в Вологде в 1880 - 1890-е гг. Проанализированы два варианта устава общества, приведены сведения о наиболее известных музыкантах и типах концертных предприятий, названы возможные причины распада организации. Источниками послужили материалы периодической печати и архивные документы.

Город Вологда, музыка, общество, любители.

The paper is devoted to the activity of the Society of Music and Dramatic Arts, functioned in Vologda in 1880-1890-ies. Two variants of the society's charter are analyzed; information about the most famous musicians and the types of concert events is given, the possible reasons for the collapse of the organization are mentioned in the paper. Periodical press and archival documents served as the source.

Vologda, music, society, amateurs.

Общество любителей музыкального и драматического искусств существовало в Вологде в последней четверти XIX в.1 Но, несмотря на наличие источников, сведения о его деятельности неполны, подчас -противоречивы, а имена многих членов практически забыты. В настоящей статье предпринята попытка обобщить сохранившиеся данные и показать вклад общества в культурную жизнь губернской столицы.

Общество любителей музыкального и драматического искусств появилось в Вологде в 1879 г. 26 марта в Министерстве внутренних дел был утвержден

1 По просьбе автора статьи сообщено Л.С. Андреевой.

его устав [2, л. 1], составленный писателем и историком-краеведом Иваном Константиновичем Степа-новским. Учредителями общества выступили известные в городе персоны: М. Кониар (Коньяр), Н. Попов, М. Межаков, кн. С. Волконский, Ф. Уль-рих, М. Зубов, Ю. Зубов и др.

Согласно уставу, общество ставило перед собой следующие цели: «1) дозволять своим членам собираться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусств, а также для чтений, как литературных, так и научных; 2) содействовать всеми зависящими от него средствами развитию музыкальных и драматических талантов; 3) развивать любовь к этим искусствам и развивать понимание оных» [3, л. 16].

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.